Национальный колорит в творчестве Геннадия Челбогашева

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Национальный колорит в творчестве Геннадия Челбогашева

Штукина А.А. 1
1МБУ ДО ЦДТ
Урванцева Т.А. 1
1МБУ ДО ЦДТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Среди народов России нет больших и малых, есть многочисленные и малочисленные. Но даже самый малочисленный народ имеет свою неповторимую национальную культуру. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России. Шорцы-коренные жители юга Кемеровской области. Но как оказалось, нынешнее поколение практически ничего не знают о своём национальном колорите. Поэтому я решила пропагандировать данную тему.

Актуальность: Актуальность данной темы заключается в том, что малые народы и народности, их культура, быт становится забытым, уходящем в прошлое не востребованным и не интересным, благодаря информационной революции. Поэтому нужно подтолкнуть ребят к сохранению культурного богатства коренных народов округа, изучению истории и развитию нашей малой Родины.

Цель работы: Знакомство с творчеством художника с национальным колоритом, привлечение внимания к искусству и культуре народов проживающих в Кузбассе.

Задачи:

Познакомится с художником и его творчеством

Сформировать представление о национальной культуре

Познакомить с творчеством художника и провести круглый стол

Выполнить макет календаря с картинами автора, участие в акции.

Объект исследования: творчество художника

Предмет исследования: календарь, с национальным колоритом

Методы исследования:Изучение литературы, сбор материала, обобщение и анализ информации, анкетирование, проектная деятельность

Гипотеза: Я предполагаю, что работы художника с местным колоритом размещенные в календаре, заинтересуют и подтолкнут к изучению истории и культуры коренных народов Кузбасса. Календарь будет актуальным, информационным и эстетическим носителем.

II. Основная часть.

1. Теоретическая часть.

1.1. История Кузбасса

Кузнецкий угольный бассейн, знаменитый своими огромными запасами угля, сокращенно - Кузбасс. Один из самых молодых регионов современной Российской Федерации был основан много лет назад, с XVII века. В 1698 году Петр 1 стал интересоваться этой территорией, именно с того времени началась история Кемеровской области как крупного промышленного центра Сибири. Спустя 23 года Михайло Волков обнаружил на берегу Томи так называемую «горелую гору», став первооткрывателем кузнецких углей. Кемеровская область была главным поставщиком угля и металла еще и во времена ВОВ. Много техники из новокузнецкой стали принимали участие в сражениях. Во многом благодаря этому факту, в январе 1943 года по указу Президиума Верховного Совета СССР, было принято решение выделить из Новосибирской области Кузбасс и создать на его территории Кемеровскую область административным центром в Кемерово. Так и началась история современной Кемеровской области

1.2. Творчество коренных народов

Культура коренных народов Кузбасса всегда была тесно связана с традиционными промыслами. Шитьё народного костюма, изготовление оружия или кухонной утвари не считалось чем-то «художественным». Этим занимались не профессиональные художники, а простые охотники-собиратели. Но шорцы и телеуты при этом придерживались разделения женского и мужского художественного труда. Например, шорские мужчины занимались резьбой по дереву, кости и рогу, а женщины – ткачеством, шитьём и вышивкой. И мужчины, и женщины могли обрабатывать кожу и делать из неё вещи. Но здесь снова присутствовало разделение труда. Так, расписывать кожаную поверхность бубна могли только мужчины, а делать женский декоративный накосник из кожи – женщины. А одним из любимых жанров их фольклора является сказка. Сказка — это желание народа видеть мир вокруг себя прекрасным и добрым. И не только видеть, но и делать его таким! В сказках Правда всегда побеждает Ложь, Добро всегда побеждает Зло. Всем людям хочется, чтобы в реальной жизни происходило все так же.

Геннадий Челбогашев

Геннадий Челбогашев, талантливый молодой архитектор и художник, живет и работает в Петербурге, но в его сердце живет любовь к своей родине - Горной Шории.Профессор Московского отделения Международной академии Архитектуры, ассистент кафедры архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Родился 1 июня 1976 года в посёлке Берёзовая Речка в многодетной семье седьмым ребёнком. После окончания междуреченской школы-интерната № 5, уехал в Кемерово, где окончил с отличием архитектурно-строительный техникум. В 1987 году переехал в Санкт-Петербург. Окончил Всероссийскую Академию художеств с золотой медалью, и остался преподавать в ней.. Член Союза архитекторов России (1994). В 2011 году избран профессором московского отделения Международной академии Архитектуры.

Как вспоминает сам художник: "Первый раз я взял карандаш в руки только в шесть лет, когда начал учиться в школе. В детстве рисовать не учил никто. Просто дар этот, дан или не дан свыше. Увлечённый игрой линий, я нарисовал несколько домов – получился город. Наверное, именно тогда и предопределилась моя судьба, что я стану архитектором.В школьные годы рисовал очень много - всё красивое, в том числе и природу. Представлял её в разных образах, как живую". Шорские традиции утеряны, но в каждом человеке есть дух предков, который он всегда чувствует. Обращение к природе и деревьям творит чудеса.

"Я создаю произведения на основе своего мироощущения. Специально культуру, литературу и шорские традиции не изучал. Моё творчество - это не переписывание истории. В них можно увидеть и прочувствовать всю силу, мощь, свободу шорского народа, его неделимую и гармоничную связь с природой, к которой наш народ всегда обращается за помощью, а природа обязательно ему помогает. Посредством своей творческой деятельности автор стремится к возрождению, сохранению, укреплению и популяризации культуры малочисленных народов, как части богатейшей культуры мира, выступая хранителем драгоценного и подчас быстро исчезающего культурного наследия своих забытых предков.

Сфинксы автора - аллегория к знаниям и жизненной мудрости. Они предстают перед нами в обличии кошки с лицом и грудью азиатской женщины, крыльями орла. Здесь также прослеживаются черты древних тюрко-язычных народов, это и головные уборы и прически и различные украшения. Сфинксы величественны и прекрасны. Являясь участниками некого таинственного действия - великой мистерии, они неумолимо притягивают неискушенного зрителя. Центральное место в представленной композиции триптиха отводится древним руинам города, как тайнику несметного богатства – мудрости и знания, по обе стороны от которого восседают эти гордые и прекрасные мифические существа – сфинксы. Сфинксы как загадка, найдя ответ на которую ты получаешь ключ к вратам всеобщего мирового начала, а значит

Знакомство с произведениями художника становится невероятным открытием и приключениям для зрителей. Каждая работа наделена любовью к древнему миру прошлому, в каждой из них есть мудрость и смысл. Его мир завораживает, увлекает, манит за собой. Кажется, сама Вселенная благословила его на «подвиги», совершаемые ради Красоты и Прекрасного в мире художественного искусства

Живя в Петербурге, Геннадий поддерживает связи со своей родиной, потому что ему не безразлична судьба своего народа. В его сердце Горная Шория занимает особое место. При всех своих достижениях и авторитете среди архитекторов страны, Геннадий Челбогашев остается любящим свою родину, радушным и гостеприимным человеком.

Любовь Арбачакова

Любовь Никитовна Арбачакова- шорский живописец и график, поэт, ученый-исследователь шорского героического эпоса. Родилась в Горной Шории 1 мая в 1963 году в деревушке Анзасс. Свое детство она пребывала в атмосфере шорского фольклора. Все богатство, воспринятое в детстве, становится ее путеводной звездой в творчестве. Училась в Новокузнецком государственном педагогическом институте. Преподавала шорский фольклор в Новокузнецком пединституте. Ее работы несут архетипы коренного народа Горной Шории: главные символы — птица, лошадь, олень, юрта, родовое древо. Картины мифологичны, дают возможность зрителю взглянуть на мир глазами ребенка.

Тайбичаков Прокопий Егорович

Родился 21 июля 1933 года в селе Калачево Прокопьевского района. Окончил Калачевскую семилетнюю школу. Переехал в Казахстан, где получил среднее образование. Окончил Омский педагогический институт, художественно-графический факультет и Новокузнецкий педагогический институт, естественно-географический факультет. Основатель ДХШ №6 и её первый директор с 1972 по 1976 гг. Также Работал директором детской художественной школы в городе Джамбуле. Кроме живописи, занимается работой с берестой, стеклом, костью, керамикой. А также можно заметить, что Прокопия Егоровича очень развито воображение. Герои его картин не земные, скорее всего они - гости из космоса. На своих полотнах изображает природу-окрестности Байкала, Горной Шории и другие. Участвовал в выставках по Сибири, Дальнему Востоку и в Москве с работами по бересте, стеклу, с костью и керамик

2. Практическая часть

2.1.Сравнительный анализ

Провела сравнительный анализ работ Геннадия Челбогашева. Я решила распределить на две группы: первая- когда он только начал заниматься творчеством, вторая- более зрелые работы автора.

В ранний период работ входил цикл работ «Духи Сибири» (2011), автором была выпущена серия графических работ и скульптур, объеденные темой легенд и преданий. В период с 2011 по 2013 гг. создаются такие произведения, как «Стражи руин» (2011), «Путешествие по мирам» (2011), «Звуки бубна» (2011), «Лики шаманов» (2011), «Мудрость» (2012), «Дух Земли» (2012), «Совет с духами» (2012), «Чингисхан» (2012), «Принцесса Алтая» (2012), «Беседа с вороном» (2013). Архитектура- Проект Храма во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Пискаревском Мемориальном кладбище (1995г.), «Концепция развития Крестовского острова» (1995г.), проект Храма во имя Сретенья Господня на пересечении Гражданского пр. и Луначарского пр. (1998г.), проект «Памятника жертвам радиационных аварий и катастроф» (2000г.), проект памятника, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга (2001г.), проект пятиэтажного жилого дома по улице Черняховского,13 и другие.

К зрелому периоду относятся работы, посвященные теме шаманизма. Особенно интересна эта тема, ведь шаман - особое лицо, он избранный, хранитель традиций, умеющий общаться с миром духов и природой. Есть в нём что-то притягивающее, манящее, таинственное и величественное, то, что сложно понять и постигнуть. В своих произведениях художник, используя свой универсальный язык, развивает этнографическую составляющую, уходит к первоистокам, тем самым возвышаясь над повседневностью. Здесь появляются скульптурные композиции, как объёмные, так и рельефные.

2.2. Круглый стол

После того, как я сравнила работы художника, решила провести анкетирование среди обучающихся в студии «Родник творчества» о том, что ребятам известно о данном художнике своего коренного народа. Проведя анкетирование поняла, что ребята практически ничего не знают о художнике. Поэтому после анкетирования я рассказала ученикам кто этот необычный человек, в каких стилях, жанрах, техниках пишет свои потрясающие работы, какие темы для него более интересны и многое другое. Конечно же сообщила ребятам про достижения и победы в конкурсах, а также выставках. А также, помимо Геннадия, я ребятам обзорно рассказала про творчество художников с национальным колоритом такие как, Любовь Арбачакова и Вадим Бекренёв

В студии изобразительного искусства, где я обучаюсь, было решено провести круглый стол с целью выяснить, а что ребята усвоили о творчестве этих художника Геннадии Челбогашеве, опираясь на ту информацию, которую я им преподнесла в студии. Я распечатала работы данного художника и вырезала их, а ребята должны были собрать рисунок по частям. Все это проводилось среди учащихся ЦДТ в студии «Родник творчества». Участвовали 30 человек, в возрасте 8-12 лет. Оказалось, что эта тема действительно заинтересовала и привлекла внимание ребят к изучению своих коренных народов, так как ученики практически все задания выполнили верно. Провела второй опрос, интерес учащихся к изучению культуры, сказок и легенд народов, населяющих Кузбасс, гораздо повысился.

2.3.Выполнение макета календаря

После круглого стола я загорелась идеей создать свой календарь, в котором будут работы художников с местным колоритом. Как за общую форму календаря я выбрала настенный. Сам календарь будет односторонний и состоять из 14 листов, обозначающих каждый месяц и на каждом из которых будут располагаться картины Геннадия Челбогашева. Календарь выполнялся в приложении «PicsArt». Для начала, нашла в интернете различные фоновые картинки, подходящие под времена года и использовала их в качестве фона-подложки.

Далее разместила на 12 страницах работы Челбогашева. Ну и конечно сами даты.

Календарь является информационным носителем, открывая любую страницу календаря, мы знакомимся с художниками и их творчеством в национальном колорите.

2.4. Чыл Пажи

После того, как я сделала календарь, учувствовала в акции «Чыл Пажи»- шорский новый год, чтобы как можно больше людей увидели календарь и он был информационным и эстетическим носителем, который может быть актуальным в юбилейный год. В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, шорский Новый год или Чыл-Пажи. Традиционно программа шорского праздника включает ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и массовые народные гулянья, игры и состязания, угощения национальными блюдами.

На мероприятии я представила свой календарь. Судя по комментариям гостей, понравилась такая идея изучения работ художника коренного народа Кузбасса. Была удивлена, что участники этого мероприятия не знают о Геннадии, который работает в национальном колорите, включая в свои работы эпос Горной Шории.

III. Заключение

Таким образом, моя гипотеза о том, что работы художника с местным колоритом размещенные в календаре, заинтересуют и подтолкнут к изучению истории и культуры коренных народов Кузбасса, подтвердилась, ребятам было интересно узнать что-то новое об авторе, который посвящает работы коренному народу. В теме со сказочными персонажами многие ребята брали сюжеты из народных сказок и легенд Горной шории. Теперь ребята имеют развернутое представление о творчестве художника, посвящающий свои работы национальному колориту. Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.

В результате работы над проектом дети познакомились с культурой и закрепили представление о творчестве коренных народов Кузбасса. Провели сравнительный анализ творческой деятельности художника. В ходе работы над проектом развивались творческие способности детей, их представления об истории родного края, расширился кругозор. Прививалась любовь к малой Родине, традициям и обычаям своих предков. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, а так же повышению интереса к истории родного края. Проект позволил узнать историю своей Малой Родины, способствовал приобщению к традиционному, культурному наследию коренных народов округа, формированию чувства любви к своему краю.

Жизнь неумолимо диктует свои права. Нам никогда не вернуться в далекое прошлое, когда слово шамана было законом. Молодое поколение - дети другого времени. Нужно помочь сохранить нашим учащимся связь с далёким прошлым в национальном колорите, включая в свои работы эпос Горной Шории.

К счастью, сейчас начинается возрождение интереса к национальной культуре, традициям, истории, которое проявляется по-разному, но преследует одну цель – вспомнить наши истоки и почувствовать дух своих предков, который есть в каждом из нас.

Вывод: на мероприятии Чыл-Пажи я рассказала о содержании своего календаря. Была удивлена, что участники этого мероприятия не знают о художниках, которые работают в национальном колорите, включая в свои работы эпос Горной Шории.

IV. Список использованной литературы

1. Всегда чувствую дух предков. Архитектор-о корнях и творчестве. [электронный ресурс] / Инна Меняйлова - Режим доступа: https://kuzbass.aif.ru/culture/vsegda_chuvstvuyu_duh_predkov_arhitektor_-_o_kornyah_i_tvorchestve

2. Избранный небесами…художник Геннадий Челбогашев. [электронный ресурс]- Режим доступа: https://parkhomovg.livejournal.com/498495.html

3. Католог. Любовь Арбачакова. Возвращайтесь домой, богатыри! [текст] Редактор и корректор Чурсина Т.Н. Дизайн и верстка Вотинцева А.А. Издательсвто «Скиф» Кемерова 2004 г. (2-8 стр.)

4. КузПресс. Литературный портрет Шориянки. [электронный ресурс] / Анатолий Сазыкин - Режим доступа: https://kuzpress.ru/culture/24-05-2014/32843.html

5. Художественный мир Сибири. [электронный ресурс] / Актиноя - Режим доступа: https://museumsrussian.blogspot.com/2017/02/blog-post_20.html

Приложение № 1

Приложение № 2

Результаты

1.

2.

3.

4.

Приложение № 3

Приложение № 4

Чыл - Пажи

Просмотров работы: 105