Историческая находка

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Историческая находка

Проценко Н.В. 1Проценко А.В. 1
1МБОУ ЛИЦЕЙ № 9 Г. САЛЬСКА
Михайленко И.М. 1
1МБОУ ЛИЦЕЙ № 9 Г. САЛЬСКА
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ:

Моя исследовательская работа началась совсем случайно…

В сентябре месяце 2021 года наш класс принял участие в акции "Эко-батл". Мы соревновались с другими классами лицея в сборе макулатуры. Перебирая стопки бумаг, мне попалась прошивка старых газет "История" за 1999 год. Я заинтересовался и стал читать выдержки из дневников моего земляка Харченко Григория Ивановича, старшего лейтенанта запаса. Читая записи, я понимал, что это был сильный, волевой человек, который любил жизнь и хотел жить. Ведь столько пробыть в плену у врага и не сломиться, верить в победу и ждать освобождения. Да ещё писать стихи и поддерживать своих товарищей в плену. Эти пропитанные кровью и дымом войны стихи, которые писал Григорий Иванович на клочках бумаги - уставшие, изможденные советские военнопленные читали ночами. Стихи придавали им силу и веру в победу. Я был потрясён. Не раздумывая, взял подшивку газет и отнёс в краеведческий музей лицея.

В музее нашего лицея сохранились номера газеты «Сальская степь», в которых были опубликованы стихи Харченко Г.И.

Для себя, я твёрдо решил, что начну работать над исследовательской работой. Я захотел узнать как можно больше о своем земляке и его судьбе в годы Великой Отечественной войны. Мне стало интересно, а кто-нибудь из нашего поколения слышал об истории наших земляков? Помнят ли они своих прадедов?

Я хочу, чтобы не только я, но и мои одноклассники, а может быть и дети всей страны всё больше и больше узнавали о тех, ещё неизвестных героях, которые ковали победу в годы Великой отечественной войны. Я думаю, что мои крупицы работы внесут вклад в историю моего народа. В этом и состоит актуальность моей работы.

Цель исследования: познакомившись с судьбой моего героя Харченко Григория Ивановича, увековечить в памяти людской историю его жизни.

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать эти воспоминания младшему поколению.

Задачи исследования:

- проанализировать представления о силе духа как уникальном проявлении сущностных сил человека;

- изучить на основе первоисточников военное прошлое Харченко Г.И.;

-систематизировать научные обоснования о силе духа как уникальном проявлении сущностных сил человека на основе теоретических материалов и конкретных жизненных обстоятельств Харченко Г.И.;

- провести социологический опрос по исследуемой теме.

Объект исследования: жизнь и судьба ветерана Великой Отечественной войны Харченко Г.И..

Предмет исследования: сила духа как уникальное проявление сущностных сил человека в экстремальных условиях.

Методы исследования: анализ исторических источников, периодических изданий, книг и статей, воспоминаний очевидцев, социологический опрос.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий, уроков мужества, при проведении лекций в школьном музее. Особо следует выделить значение исследовательской работы для воспитания в семье и учебных заведениях нравственной личности, которая была бы устремлена к возвышенным идеалам гражданственности и патриотизма.

Новизна исследования состоит в том что, именно личное соприкосновение подрастающего поколения с информацией о людях, которые своими боевыми подвигами отстояли независимость Родины в годы Великой Отечественной войны, позволит задуматься о необходимости сохранить память о прошлом ради нашего будущего.

Что я могу сказать о войне?

Слово «война» приводит меня в ужас. Ведь война – это самое трудное и страшное испытание для человечества. Мы, юное поколение, знаем о войне и о тех испытаниях, через которые прошли наши прадеды по книгам, учебникам истории и рассказам очевидцев, которых с каждым днём становится всё меньше и меньше.

Нам молодому поколению, нужно брать пример с наших дедов, защищавших нашу страну от немецких захватчиков. Нам известно о войне только по фильмам и книгам, а они, наши прадеды, всё это прошли и пережили. Они не жалели себя и насмерть стояли за родину. Воины совершали подвиги, думая только о Родине и о людях, которых защищают. Благодаря стойкости наших солдат и ненависти к гитлеровцам победа стала за нами. Советские солдаты отстояли Родину.

Много наших солдат и офицеров оказались в плену у врага. К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 млн. красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 млн. человек. Немцы рассчитывали на быструю победу. Поэтому нацистов не волновало, выживут ли пленные. Советских пленных почти не кормили и расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Казалось бы, в столь экстремальной ситуации человек должен был потерять веру в себя и собственные силы, но это было не так. Меня поражает стойкость духа и самоотверженность тех людей, которые в столь нечеловеческих условиях продолжали жить и бороться. Что же помогало им выстоять? Что укрепляло их силу духа?

На мой взгляд, эта всепобеждающая сила духа коренилась в системе ценностей, которая сформировалась в народе в итоге тысячелетнего развития нашей страны. Не жизнь, а подвиг. Не благополучие, а готовность идти до конца в борьбе с врагом. Именно эта мотивация и вера, сохранившаяся в народе, двигала нашими воинами и тружениками тыла и привела к спасению страны.

Достойным примером проявления стойкости духа и мужества является мой земляк Харченко Г.И..

История моего «героя»

Так вот, вернёмся к истории нашего земляка - Харченко Григория Ивановича 1922 года рождения, о которой я узнал из его дневников. Мною, был собран материал, из музеев нашего города, большой вклад в мою работу внесла учитель истории: Михайленко Ирина Михайловна, которая знала историю моего «героя». Также хочется добавить, что в нашем лицее училась его внучка Харченко Анастасия, поэтому, я считаю, что ученики нашего лицея должны знать об этом человеке….

Харченко Григорий Иванович испытал на себе тяготы немецкого лагеря. Как и все мужчины в 1941 году был призван в армию, на войну. Имея среднее образование, был направлен на ускоренные курсы командиров кавалерийского корпуса в г. Новочеркасск. Закончив курсы, получив звание офицера, он был направлен в четвертый Терско – Кубанский кавалерийский корпус.

Я узнал, что первое своё боевое крещение Харченко Г. получил на Дону. Часть стояла в небольшом хуторе Малая Мартыновка. Молодой лейтенант Харченко Григорий пишет в своём дневнике: «Уже больше двух месяцев возле фронта, а в бой не вступаем. И вот приказ: «Идти в бой!» Командир полка майор Захаров доложил вкратце обстановку на фронте и потребовал от каждого командира оперативности в своих действиях, находчивости в бою. Наступило самое ответственное время, в подчинении Харченко люди: живые, разные, и он в ответе за их судьбы и жизни.

В бой шли молодые, почти необученные солдаты и лейтенанты. Боеприпасов было мало, а на них шли немецкие танки. Бой шёл вблизи станицы Будёновской. Раздавались взрывы. Бить по танкам было нечем, а пули их не брали, бутылок с горючейсмесью и противотанковых гранат у бойцов не было. В руках у Харченко только пистолет, он стрелял, но пули пролетали мимо.И вот вражеская пуля зацепила правую ногу нашего земляка, разорвав новое галифе, хлынула кровь, закружилась голова. Падая на землю, он видел, как к нему бежали немцы, и вот они стоят над ним. Он лежал и думал, как неожиданно и глупо всё получилось. Один немецкий солдат очень сильно ударил его носком сапога и приказал встать. Оружие забрали. Удары сыпались одни за одним, били в живот и по ногам. Солдат, ткнув автоматом, спросил: «Офицер? Комиссар?» Они говорили на немецком языке, но Харченко их понимал. Новенькая форма и погоны офицера, конечно, выдавали его, он молчал. Всех пленных согнали в сарай, а пленных было много, ведь вести бой против танков было нечем. В станице были немцы, пленных разделили на группы: первая – солдаты, вторая – офицеры. Офицеров охраняли усиленно. Начались издевательства и побои. Сил не было, хотелось есть и пить. Их гнали в Германию. К советским военнопленным у немцев было очень жёсткое отношение, они их просто ненавидели. У меня не укладывается в голове, как люди могли поступать так с такими же людьми, как и они сами. А как же гуманные чувства, которые должны быть с самого начала.Из дневников Харченко я узнал, как одна местная женщина принесла и протянула им хлеб, немец увидел и стал бить эту несчастную прикладом автомата. Так было им написано это короткое стихотворение:

Я видел: женщину прикладом

Ударил немец по спине.

Скатились слёзы крупным градом…

Обидно, жалко было мне.

За что ударил? Хлеба пленным

Она, родная, подала.

И шагом медленным, степенным

Она, чуть вздрогнув, отошла.

Не плачь, родная, не поможешь

Слезами горю своему.

Настанет день и ты припомнишь

Обиду горькую ему![4]

В лагере Харченко был «рабом», их гоняли для работы на рудники. Однажды он сильно простудился и лежал с высокой температурой, ни о каком лечении не было и речи, таких пленных расстреливали. Несколько дней друзья по бараку прятали его и сами лечили. Приносили кипяток и отпаивали его. Чудом просто выжил.

В плену, Харченко писал стихи и читал друзьям по бараку, тем самым поддерживал дух и веру в победу. Несколько раз записи забирали немцы и били, чтобы не писал. Но он всё равно писал. Я удивляюсь его воле, силе и мужеству. Смог бы я так, я просто не знаю? Они жили верой и надеждой на освобождение. Их радовали и согревали их сердца, весточки о победе нашей Красной Армии.

Как-то раз, Харченко Г. И. пытался бежать из лагеря, но его и двоих товарищей поймали и зверски избили. За побег их лишили еды и воды. «Каменный карьер выматывал у пленных последние силы, чтобы остаться в живых было мало надежды, поэтому бежали из плена. Хотелось дойти до Родины, обнять её милую и долгожданную, но… не повезло». Так пишет наш земляк в своей книге, которую так и не издал.

Ещё, Харченко хорошо рисовал, до войны он мечтал стать художником, но война изменила все его планы, да и всю жизнь. Это его и спасло, он рисовал портреты немецких солдат и офицеров. Эти портреты они посылали своим родным. И давали ему бумагу, а он на ней писал стихи.

В апреле 1945 года моему герою и трём его товарищам всё же удалось сбежать из лагеря. На помощь им пришла немецкая женщина, которая их спрятала. Возможно, у неё сыграла роль материнского чувства, а может просто человеческая жалость, которая должна присутствовать в характере каждого из нас.

На Родине потянулись долгие дни и месяцы выяснения личности. На родной земле, а в итоге – предатель. Офицер, который занимался документами Харченко, отнёсся к нему по – человечески, и он не попал в ГУЛАГ, как многие, а поехал домой, к семье.[4]

Я узнал, что о Харченко Г.И. писали в газете «Заполярная правда» и по телевидению шла передача под названием «Я вижу победу», посвящённая 30 – летию со дня начала Великой Отечественной войны. Мой герой имеет много наград, он ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. Перечень и фото некоторых наград находятся и в нашем музее.

(приложение 1)

Узник концлагеря под номером 26401 мечтал стать писателем и художником, а стал геологом. Харченко Григорий Иванович написал очень много стихов о войне, о людях, много стихов он посвятил своей семье. Свои стихи он опубликовывал и в газете «Сальская степь». Он смог создать свою семью, воспитать детей и передать нам частичку тех сложных лет, о которых мы должны знать и воспитывать у себя те качества, которые присутствовали у наших защитников. (приложение 2)

Благодаря давно забытым дневникам «моего героя», я узнал, как тяжело было в плену, что их поддерживало, для того чтобы выжить и вернуться домой. Мой прадедушка, Проценко Григорий Иванович, тоже был в плену, к сожалению, я мало об этом знаю, возможно, моим близким было очень больно об этом вспоминать. К сожалению Харченко Г.И. уже нет на белом свете, связь с его семьей потеряна. Мне кажется, что на истории «моего героя» может воспитаться не одно поколение.

Да! Для меня все, кто пытался защищать нашу Родину – Герои! Пусть не все получили эту награду, в моём сердце они навсегда будут носить это почётное звание. Ведь, именно, на примере таких людей должно воспитываться наше подрастающее поколение и формироваться дух истинных защитников Отечества. Конечно, я надеюсь, что в жизни мы больше не столкнемся с такой жестокостью, но чтобы не случилось, мы должны брать пример с тех людей, которые не падали духом в тяжелый момент, не сдавались, а шаг за шагом вели нас к Великой победе! И мы победили! Это всего лишь один пример нашего земляка, который заслуживает, чтобы о нём говорили. Мне хочется, чтобы больше людей знали об истории своих предков и передавали её из поколения в поколение.

Мы знаем и помним…

Мы знаем и помним о Вашем подвиге, дорогие наши ветераны, дорогие наши земляки, счастья и здоровья Вам. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Работая над этой темой, я узнал: о их муках и горе. Как тяжело и трудно было всем людям в годы войны. Ведь столько лет страданий! День Победы все женщины, и матери, и невесты встретили слезами, слезами радости и счастья. Многие из них так и не дождались: ни своих сыновей, ни своих женихов, ни своих отцов и дедов. Долгие года наша земля оплакивала своих сыновей. Много лет потребовалось для того, чтобы восстановить нашу Родину. Особенно те города, которые были полностью разрушены. И до сих пор в нашей земле находят мины и снаряды тех лет. Но у нас это получилось, так давайте научимся сохранять, то, что с таким трудом нам досталось и то, что нам так дорого.

Когда я собирал информацию о своём «герое», я вспоминал и думал про своих прадедов: Филиппова Георгия Михайловича, который воевал в одном полку с Александром Матросовым и Соломицкого Николая Никитовича, кавалера орденов Славы. Мои прадеды имеют множество наград, но для нас, самая большая награда, что они живыми вернулись домой, несмотря, на то, что один потерял на фронте руку, а другой остался без ноги. Но их жизнь на этом не остановилась, они оба продолжали трудиться и воспитывать достойное себе поколение.  

Мне было очень приятно, в поиске информации о прадедах, я в интернете нашёл много о своём прадедушке – Соломицком Николае Никитовиче, о котором я упоминал выше. Старший краснофлотец, разведчик, служил в 72 морской бригаде Карельского фронта Мурманского направления. За проведение разведывательной операции, в ходе которой был тяжело ранен, награжден «ОРДЕНОМ СЛАВЫ 3 СТЕПЕНИ», удостоен медали « ЗА ОБОРОНУ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ»[7]. Да, можно долго продолжать перечислять награды моего прадедушки. На протяжении своей жизни, несмотря на тяжелое ранение и потерю ноги, он продолжал трудиться на благо своего Отечества, был награжден медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД». Жизнь продолжалась! Вместе со своей женой он воспитал трех замечательных дочерей: Веру, Надежду и Любовь, которые получили достойное образование и за свою трудовую деятельность имеют награды.

Я сожалею, что мне не пришлось пообщаться с таким замечательным человеком, но я очень рад, память о нём осталась в сердцах моих близких, которые смогли донести и передать нам его главные черты характера: патриотизм к своей родине и настоящую любовь к семье.

(фото и награды моих прадедов в приложении 3)

2.1 Результаты социологического опроса.

Рассуждая над своей работой, мне стало интересно узнать у своих одноклассников, знают и помнят ли они историю наших победителей?

Я проводил анкетирование среди учащихся 9 «А» класса, всего было опрошено 25 человек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Слышали ли вы историю нашего земляка – Харченко Григория Ивановича?

2. Каких Сальских героев вы знаете, которые участвовали в великой Отечественной Войне?

3. Знаете ли вы историю своих прадедов в годы Великой Отечественной войны?

Проанализировав результаты анкетирования, я сделал вывод: Что мало, кто уже знает историю своих предков, историю героев, которая заслуживает большого уважения. Моя мама мне рассказывала, что каждый год к празднику 9 Мая, у них в школе была традиция приводить своих дедушек, которые на классных часах рассказывали свои истории, как они жили в годы Великой Отечественной войны, как они смогли выстоять и не сломиться. Да, к сожалению, наших ветеранов осталось уже очень мало. Но можно сохранить эту традицию, и уже нам, правнукам, рассказывать на классных часах, всё то, что нам так дорого, всё то, что нам передали наши предки.

Вывод исследования:

Я считаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась – память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если многие из нас будут знать и помнить о войне и передавать эти воспоминания младшему поколению.

Заключение:

Исследовательская работа помогла собрать и изучить информацию об участниках Великой Отечественной войны, об их вкладе в победу над немецкими захватчиками, систематизировать собранный материал и пополнить новой информацией наш школьный музей «Боевой славы». Моя работа отражает жизнь земляков на примере конкретных людей, развивает интерес к истории города и воспитывает чувство гордости за свою малую Родину. Самое главное я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха и голод военных лет, но самое ценное остается – это память, память о тех, кто все это пережил. Наше поколение имеет еще возможность узнать о войне из воспоминаний живых свидетелей того времени. Это главное, что я хотел показать в своей работе.

Я считаю, что практическая значимость моей работы как раз и заключается в том, чтобы посеять и взрастить в наших душах семена памяти к людям, которые защищали нашу Родину в годы великой Отечественной войны, к людям которые подарили нам «Великую Победу», подарили нам жизнь! Я хочу, чтобы каждый из нас вырос достойным поколением своих прадедов! Сейчас крайне важны эти воспоминания подрастающему поколению, именно сейчас дети под влиянием обстоятельств и интернета очень рано взрослеют, но не понимают: «а в чём же настоящая ценность жизни, для чего мы живем?» Мне кажется, что проникая в наше прошлое, можно ответить себе на этот поставленный вопрос.

Список используемой литературы:

Всемирная энциклопедия по истории.

Газета История №43 за 1999 год.

Газета «Сальская степь»,12 мая 2001г..

Записки из дневников Харченко Г.И. ( дневники хранятся в школьном краеведческом музее)

Книга «Говорят погибшие герои». Предсмертные письма советских борцов протии немецко-фашистских захватчиков. Составитель: В.А. Кондратьев.1961г.

Наш семейный архив.

https://pamyat-naroda.su/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Мои прадедушки:

Соломицкий Н.Н.

Филиппов Г.М.

Просмотров работы: 25