Цель исследования – познакомить учащихся с одним из известнейших людей того времени кункурским богачом Санданом Зодбоевым.
Предмет исследования – жизнь и деятельность известного человека в то время в агинской степи Сандан ноена.
Объект исследования – материалы о жизни и деятельности Сандан ноена.
Методы исследования – изучение литературы и статей о нем, опрос родственников и старожилов сёл Кункур и Будалан, анализ и обобщение.
Новизна заключается в том, что впервые исследуется жизнь и деятельность человека, нашего земляка, который жил в 19-20 веках и оставил много толкований. По некоторым данным он – помещик агинских степей, а по другим – меценат, болеющий за свой родной край.
Гипотеза: кто он – помещик агинских степей или меценат? Мы предполагаем, что он был меценатом в своем округе.
Введение
В июне 2016 года наша Кункурская средняя школа отмечала свой столетний юбилей. Кто основал нашу школу? Много раз слышала, что первую начальную школу построили по инициативе Сандана-ноена, на его средства. Правда или нет? Чтобы узнать об этом, мы обратились в окружной архив, старожилам села, в окружную библиотеку, к бывшему редактору газеты «Толон» Дарма Дондокову, к правнучке Сандан ноена, в краеведческий музей п.Агинское. Исходя из найденных материалов, составлена эта работа.
Биография Сандан ноена
Сандан Зодбоев родился в семье Манхайн Зодбо из рода шарайд в 1837 году в местности «Хуушан Хунхэр» (старый Кункур). В данное время там располагается чабанская стоянка Балмаевой Цыпелмы из села Цокто-Хангил. Отец его Зодбо, второе его имя было Жигжид, был богачом среднего достатка, шаманом. Его в простонародии называли «Сахилтай ахай». Поэтому в разных источниках о Сандан ноене пишут Зодбоев Сандан или Жигжидэй Сандан.
С фотопортрета на нас смотрит статный, высоколобый человек, с черными большими глазами под густыми бровями, нос с горбинкой, с черными усами. На груди и на шее 5 или 6 медалей. Это гордый человек, знающий себе цену. Я бы сказала, что он высокопоставленный чиновник своего времени.
В 1860 году, когда ему было всего 23 года, стал главой Хилинской инородной управы за острый ум, смекалистость. В те годы главой управы мог стать только человек, достигший только 25 лет. Когда стал главой, запретил картёжничество, воровство и другие неправомерные действия. Если человек не повиновался этим требованиям, то устраивал публичное осуждение и наказание, вплоть до порки. Вместе с ламами Агинского дацана 6 представителей знати, в том числе и Сандан ноен, разработали и выпустили поучительную книгу для предотвращения этих действий.
Сандан ноен в 1890-х годах был помощником главного тайши Агинской степной Думы Жалсарая Зориктуева. 16-17 июня 1891года вместе с представителями знати агинских бурят вместо заболевшего тайши участвовал при встрече цесаревича Николая ӀӀ. Из книги Э.Э.Ухтомского «Путешествие на Восток» (Государя Императора Николая ׀׀ в1890-1891 г.г.): «Перед отъездом были пожалованы награды и подарки. Тайше Зориктуеву – золотая медаль. Зодбоеву, Жиану Бодину и головам … серебряные медали для ношения на шее». На стендах окружного краеведческого музея есть достоверные сведения об этом.
Из заметок Базаржаба Батомункина, действительного члена Забайкальского Географического общества, можно узнать, что записи о Сандан ноене, которые написал в 1923 году Ц.Самданов, хранятся в архиве г.Санкт-Петербург и г.Улан-Удэ. По моей просьбе обратились в архив г.Улан-Удэ, но данных не нашлось.
Кто он на самом деле? Помещик агинских степей?
В статье Дармы Дондокова «Агын талын помещик» (Помещик агинских степей), опубликованной в газете «Толон», №34 /2000г., написано: « Из воспоминаний разных людей, действительно, Сандан ноен был помещиком – имел батраков и огромные стада; ростовщиком – человеком, который давал взаймы под большие проценты. При возврате долга люди 90% возвращали деньгами, а на оставшиеся 10% должны были покупать у него товар по завышенным ценам».
В повести агинского писателя Жамьяна Балдажабона «Бүргэд» (Орел) про него написано с негативной стороны: «Нет человека в Агинской степи, который не слышал про Сандана ноена, не преклонял колени перед ним, все боялись его. Не только в Аге, но и купцы из Читы, Верхнеудинска, даже Харбина, Манчжурии встречают его с почестями». Из этих слов можно понять, что богач Сандан Зодбоев был известен не только в своей округе, но и за его пределами. В книге ветерана педагогических наук Жигмита Тумунова «Агын буряадуудай түүхэ тухай очеркнууд» (Очерки про агинских бурят) о Сандане Зодбоеве написано, что он был жадным, жестоким. Имел 1600 голов скота и каждый год продавал 200-300 голов разным купцам. Вырученные деньги и золото хранил в банке г.Читы.
Из строк заметки Батомункина Базаржаба в газете «Толон» № 42/2000г.: «Как он стал одним из богатейших людей Аги: 1. Деньги выдавал под проценты. 2. Скот продавал 3. Аренда лошадей и коров на несколько лет. Например: 50-60 лошадей за аренду примерно 10 лет должны были возвратить 100-120 голов. В 1900-х годах Сандан ноен имел 2000 лошадей, 3000 овец, 500 коров, 80 га собственной земли».
Со слов Далаева Балдандоржи (главный агроном колхоза; его дед был работником Сандан ноена): «Дед рассказывал, что в ононских степях жил его русский «тала» (друг), богач, в люди просто его называли «Тарбаган Вася». У него кто-то спросил: «Кто богаче: ты или Сандан?» Тарбаган Вася ответил: «Я, конечно, богат скотом, а Сандан ноен – скотом, золотом и деньгами».
В статье Дармы Дондокова написано, что все его стада паслись в летнее время вблизи границ с Монголией. Зимовка проходила в его владениях, которые простирались с севера от нынешнего с.Цокто-Хангил до реки Онон, с запада с территорий сел Будалан и Судунтуй до границ сел Кусочи и Ортуй. У него было не так много работников, но подбирал их он очень тщательно. Примерно 2-3 семьи пасли овец, принимали окот. 4-5 человек посменно пасли табун. По всей видимости, работников было не более 15. На сезонные работы нанимал других людей: стрижка овец, стройка, сенокос. До 1910 года платил по 3-4 рубля, дополнительно давал чай, муку, мясо и т.д. В те годы 1 пуд (16кг) мяса стоил 3 рубля.
«Дом Сандан ноена в 1930-х годах привезли в с.Судунтуй под ветлечебницу. 10 на 10 метров, большой высокий дом из сосны, с большими окнами. Простоял долго этот дом в селе, пока не увезли в Агинское для работников ветлечебницы», – писал Батор Дугаржапов из с.Судунтуй в газете «Толон» в №48/2000г. Про это спрашивала у ветерана ветеринарной службы Бадмаева С-Ж. Он сказал, что этот дом снесен.
Таким образом, по найденным нами сведениям, Сандан ноен был одним из самых богатых людей своего времени, использовал наёмных работников. В советское время сложилось негативное мнение о Сандан ноене. Но мы знаем, какое это было время. Тогда считали, что богачи – люди, которые заставляли работать бедняков на себя и наживались на этом.
Кто он? Может быть меценат?
«Построить на своей земле (на родине) школу, и чтобы всех детей научили грамоте», - говорил Сандан ноен. Это высказывание подтверждал ветеран педагогического труда, директор Агинского педагогического училища Цырендоржи Номогонов. «Один из известнейших людей в нашей степи, один из богатых людей Сандан ноен отдал свой дом под школу в Кункуре», - говорили тогда.
Из дошедших до нас воспоминаний. Дондок Нимаев, ветеран ВОВ,1922г.р.: « По рассказам старожилов, в 1915 году Сандан ноен продал 50 пар сар (пара – это 2 вола с телегами или санями) для строительства школы в старом Кункуре. Уже через год в 1916 открыли школу. В просторной ограде было 2 больших дома: в одном из них была школа, а в другом интернат со столовой; 5 домов для учителей, еще баня. Школу называли Красной школой (Улаан hургуули) из-за красной крыши. Сам я начал учиться в 1930 году. Я считаю, что если бы было другое время и он не был богачом, то наша школа носила бы имя Сандана Зодбоева».
«Пиломатериал для строительства школы был заготовлен в местности Ара-Бутуу дальше села Челутай. Подрядчиком был лама Шойдордо из Агинского дацана. Строили школу 11 человек с округа, в том числе и кункурцы: мой отец Албажин Бадмаев и Кулуков Цыден. В 1916 году открылась одноклассная начальная школа. В связи с переездом села в нынешнее место, школу перевезли в 1936 году и поставили на берегу Онона. Ныне в этом доме живет семья Гармажапова Баира Доржиевича», - рассказывал Дугар Бадмаевич Албажинов, работавший в нашей школе с 1950 года.
Со слов Дашибазаровой Дулмы: «Сейчас некоторые говорят, что он плохо содержал своих работников. Но это неправда. Работники имели свой скот, хорошо питались. Это я знаю по рассказам своих родителей (его работниками были). В начале бульдирунов (пески), около бани с.Кункур, стоял их холодный зимний амбар, где хранилось много мяса: баранины, конины, говядины. Весной в тот амбар стекались люди с мешками. Оттуда никто не возвращался с пустым мешком».
Из заметок Б.Батомункина: «Он летом и зимой у себя содержал и кормил неплохо 20-30 обездоленных, больных людей. При строительстве Агинского Согшон дацана отдал 80 волов, 1000 лошадей, 250 овец, 500 лан серебряных денег. В 1860 году на покупку священной для бурят книги «Ганжур» отдал 108 лошадей (наверное, по счету четок, их же 108). Кормил своих батраков лучше всех богачей в округе».
«Зодбоев Сандан был почетным и уважаемым человеком Агинского приходского училища. Он оказывал училищу денежную помощь в размере 300 рублей от своей части каждый месяц», - писал Жигмит Тумунов. Наверное, оказывал помощь, как родитель, попечитель. В книге «Первая школа Аги» есть данные из личного архива Бадма-Базара Намсарайн: «Выпускники, окончившие первую школу Аги до 1920 года: село Кункур среди девяти Санданов Даши-Дондок – богач, нойон»/стр.53, раздел 2/.
Продолжением его благотворительства занимался и его сын Даши-Дондок. В книге «Первая школа Аги» есть строки: «Почетным попечителем данного Агинского приходского училища (так называлась сначала АСОШ №1) в этот период был Д.Санданов, сын известного кункурского богача и предпринимателя первой четверти 20 века»/стр.32,раздел 2, глава 2/.
Когда анализируешь все эти воспоминания, документальные данные, приходишь к мысли, что Сандан ноен был человеком, сопереживающим другим, болеющим за судьбу своей маленькой степной Аги в огромной Российской империи, помогающим всем по мере своих возможностей.
Продолжение его рода
У него было 2 сына (ехэ Даши-Дондок и бага Даши-Дондок) и 2 дочери (ехэ Долгор и бага Долгор). Долго у него не было своих детей. Узнав, что Далай –лама принимает людей в Монголии, собрал деньги, золото, которые были у него в то время , выехал с мольбой о детях Далай ламе. Далай лама с первого раза его не принял, а потом за ним пришли от Святейшего. Сандан ноен быстро собрался, предстал перед ним. Далай лама сказал, чтобы он принес золото. Когда Сандан принес ящик с золотом объявил, что ему надо найти жоодшо ламу(буддийского священнослужителя) и сделать «ургэл»-подношения к богу. Действительно через некоторое время, после большого «ургэла», у него родился долгожданный сын, первый-то сын был приемным.
1. Старший Дашидондок был приемный, примерно 1860-х г.рождения. У него своих детей не было. Умер в 1920-х годах в старом Кункуре. Его жена Мыдык умерла в ссылке в селе Жульгет Красноярского края.
2. Младший Даши-Дондок родился в 1876 году. Окончил Агинское приходское училище. Старожилы рассказывали, что он был красивым, доброжелательным, хорошим человеком. Когда посещал своих работников, всегда интересовался их жизнью. Говорил: «Если мяса нет, то забивайте пожирнее». Исполняя волю отца, на его средства построил школу в старом Кункуре. Его отец, Зодбоев Сандан умер в 1907 году. Хоть по воспоминаниям фигурирует имя его отца Сандана ноена. В 1920-х годах работал председателем Агинской степной Думы /из статьи Д.Дондокова/. Зимой 1929 года пришли за ним люди с маузерами и забрали его. Недолго был в ссылке в Красноярском крае, умер. В 1931 году его жену Жабаеву Дыжигму (1884г.р.) вместе с детьми отправили в ссылку в Красноярский край. Они в ссылке были до 1956 года. Вернулись на станцию Шерловая гора, Дыжигма умерла в том же году. У младшего Даши-Дондока было 4 детей:
1) Анудари (1908г.р.) не был женат, умер молодым.
2) Жамбал (1910г.р.) умер в г. Братске, детей не было. В 1929-1936 гг. был в ссылке на Беломорканале.
3) Цырендулма (1916г.р.) после ссылки, работала фельдшером в курорте Дарасун. Звали ее «Паджаахай». Детей не было. В последние годы жила в доме престарелых в Атамановке.
4) Максарма (1922г.р.) С ее слов: «Про Сандана ноена не знаю. Вместе с матерью Дыжигмой была в ссылке 25 лет, возвратились только в 1956 году. Замуж вышла в ссылке за Бабуева Дыба. Родила 11 детей, из них живы 6. По моей просьбе Намжилова Виктория, моя дочь, встретилась и записала интервью – голосовое сообщение с дочерью Максармы, правнучкой Сандана ноена Дулмой Дыбаевной /1956г.р./, которая проживает в г.Улан-Удэ. Оттуда основные данные о детях и внуках Максармы.
3. Старшая Долгор вышла замуж за сына богача Шагдара. Рано умерла, детей у нее не было.
4. Младшая Долгор имела дочь Цырегму, у которой родились сын Юмдоржо и дочь Клара. Сын Юмдоржо жил в Улан-Удэ, у него есть дочь Цырегма. Правнучка Сандана Зодбоева Клара вышла замуж за Аюрова Дарижаба, уроженца с. Будалан, про своего прадеда Сандан ноена не слышала. Клара мать-героиня, родила 11 детей.
Как я поняла, по мужской линии продолжателя рода известнейшего в то время человека Сандана ноена не осталось.
Заключение
Уходит время, из памяти народа стираются многие события о давно ушедших в небытие хороших людях. Но остаются жить их внуки, правнуки, праправнуки. Изучив и просмотрев все материалы, воспоминания об известнейшем богаче агинских степей Сандан-ноене пришла к выводу, что на самом деле это был патриот своей малой родины, переживал за свой народ, помогал по мере своей возможности в развитии и становлении бурятского народа. Мы будем помнить его как мецената агинских степей, как основателя нашей школы.
Литература:
Тумунов Ж.Т. Развитие школьного образования в Аге в 1842-1917 годы.
Ухтомский Э.Э. путешествие на Восток» (Государя Императора Николая ׀׀ в1890-1891 г.г.
Д.Дондоков. Сандан ноен. Газета «Толон» №34, 36, 38,39/2000г..
Б.Батомункин. Ноеной түүхэhѳѳ. Газета «Толон» № 39, 42/2000г..
Б.Дугаржапов. Юртэмсын алдуугаар тараhан хуби заяан. № 48/2000г.
Б-Х.Цыренжапова Сандан ноеной домогто нэмэлтэ. Газета «Толон» №27/2002г.
Первая школа Аги.