Улицы города Челябинска, названные именами актеров кино и театра

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Улицы города Челябинска, названные именами актеров кино и театра

Синицына Е.С. 1
1МАОУ "СОШ №15 г Челябинска"
Меркулова Г.П. 1
1МАОУ "СОШ 15 г Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Челябинск, Челябинск

Мой город родной,

Ты для меня молодой-молодой,

Горжусь твоей славой,

Твоей красотой.

Приходу весны рад

Вместе с тобой.

/К. Буров/

Челябинск - крупный город в России, административный центр Челябинской области, расположен в центре материка Евразия, на восточном склоне Уральских гор, на реке Миасс. Город интересен своей богатой историей. В нем огромное количество улиц, за каждым названием своя страница. 2016 год был объявлен годом Кино, есть в нашем городе улицы, которые названы в честь актеров кино. И сегодня мы гордимся актерами кино и театра.

Цель – изучить историю улиц родного города: почему они так называются? Есть ли исторические памятники? Установлены ли мемориальные доски на зданиях? Какие значимые учреждения для города, для населения здесь расположены?

Задачи:

1.Изучить и систематизировать информацию об истории улиц:

в литературно-краеведческом музее «Кораблик»,

в краеведческом отделе Городской библиотеки им. А. С. Пушкина,

в краеведческом отделе Челябинской универсальной научной публичной библиотеки

2.Совершить прогулку по улицам города и составить таблицу, заполнив ее информацией о протяженности, районе, в котором она находится, какие учреждения располагаются на этих улицах, есть ли памятные таблички.

3.Разработать внеурочное занятие в формате проектной деятельности, отобрав информацию по теме исследования, провести его для своих одноклассников.

Источники: письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные, технотронные, устные.

Объект исследования: город Челябинск. Предмет исследования: улицы Баталова, Яблочкина, Щукина, Станиславского и Вахтангова.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с фотоматериалами.

Гипотеза: улицы родного города – синтез истории и современности.

Практическая значимость работы состоит, в том, что собранный и систематизированный материал по данной теме будет полезен для краеведов, педагогов города, а также тех, кто интересуется историей своего родного города.

Структура работы. Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, в работе есть приложения.

Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, а именно улиц родного города, их происхождения и значимости для настоящего.

Информация об этих улицах встречается вуникальной энциклопедии «Челябинск» издательство «Каменный пояс», где содержатся статьи о каждой улице: ее местоположение на карте современного города, административная подчиненность – район, положение улицы на карте города и ее направление, в большинстве случаев показывающее также порядок учета строений, протяженность и порядковые номера существующих зданий. Данные учитывают время образования улицы, их административная подчиненность, переход в состав другого района города, так же в региональной энциклопедии «Челябинск» (составитель В.С. Боже) - в книге для потомков о величестве и славе Челябинска – можно найти информацию и о зданиях и о событиях, об исторических личностях, имеющих отношение к нашему городу, и, конечно, расположенных на улице, по которой я провожу свое исследование.

Хроника «Родные улицы Челябинска» знакомит нас с историей и современностью основных улиц города. Наиболее полную информацию об улицах Челябинска можно получить в краеведческом отделе Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина.

Глава 1. Происхождение названия улиц, названных именами актеров кино и театра.

1.1. Историческая справка о кинематографе

В мае 1896 г. в Москве готовились к проведению пышной коронации нового императора - Николая II. В старой столице собралось множество фотографов-корреспондентов газет, получивших для этого специальное разрешение. Среди них был и парижский оператор Камилл Серф, направленный в Москву Луи Люмьером для съемок коронации российского императора с помощью нового аппарата. Об этом 5 мая и написала газета «Новости дня», отмечая, что все происходящее на коронации будет фиксироваться на особой движущейся ленте. Таким образом, изобретение Люмьера оказалось в России менее чем через полгода после первого публичного сеанса в Париже.[5]

Первые демонстрации фильмов в России состоялись весной 1896 г. в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве — в театре «Эрмитаж». В Москве в конце 1897 г. появилось сообщение об открытии на Красной площади в Верхних торговых рядах «Электрического театра». Он и был первым в России синематографом, который предназначался для демонстрации кинематографических лент.

Вначале развитие российского кинопроизводства тормозилось потоком иностранных лент, но оно постепенно начинает налаживаться - регулярное производство фильмов появляется в стране с 1907-1908 гг. Это время было непростым для России — только что закончилась революция 1905 г., в стране наступили годы реакции. Но постепенно начинает возрождаться экономика, и внимание предпринимателей привлекает новая область — кинематограф. [4]

На сегодняшний день отечественный и зарубежный кинематограф играет достаточно большую роль для современного человека. Сегодня без кино не возможен наш мир, потому что на советских фильмах когда – то  вырастало наше старшее поколение, а на современном культурно развиваемся мы.

Главным отличием современного кинематографа от фильмов прошлых лет является то, что сегодня он не учит только положительному,  не отвечает лишь на «добрые» жизненные вопросы, а указывает и  на отрицательные стороны жизни. [5]

1.2. Имена известных людей, актёров театра и кино в названиях улиц.

В названиях улиц города Челябинска увековечены не только имена героических людей, но и имена, близкие и дорогие сердцу каждого человека, составляющие славу и гордость нашей Родины: писателей, поэтов, музыкантов, актеров театра и кино…

В своей работе мне бы хотелось рассказать о 5 улицах нашего города, которые находятся в разных районах, но все они названы в честь выдающихся людей, которыми гордится вся страна. Эти улицы названы именами людей, которые оставили глубокий след в культуре России – это А.А. Яблочкин; А.В. Баталов; К.С. Станиславский; Е.Б. Вахтангов; Б.В. Щукин. [1]

Собранную информацию об улицах я оформила в виде таблицы, обозначив самые основные параметры: район в котором находится улица, протяженность, основные достопримечательности, мемориальные доски. К сожалению, на изученных мной улицах нет мемориальных досок, посвященных актером в честь которых они названы, но я надеюсь, что в будущем эти мемориальные доски появятся.

Глава 2. Творческий путь актеров кино и театра, чьими именам названы улицы нашего города

2.1 Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире в театральной семье. С пятилетнего возраста рос в семье писателя В. Е. Ардова. Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.

В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына). [4]

С 1950 года — актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии. В 19531956 годах играл на сцене МХАТ (оба в Москве), в 19571975 — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).

В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя». В 1957 году актер снялся в фильме «Летят журавли», который годом позже получил Каннскую «Золотую пальмовую ветвь». Примерно в то же время в биографии актера Алексея Баталова проходили съемки фильмов «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой». С 1957 года и до 1975 он был режиссёром «Ленфильма».

Его экранизация сказки «Три толстяка» в 1965 году имела большой успех. Следующим громким успехом в биографии Алексея Владимировича Баталова была роль в фильме «Москва слезам не верит». Всего за свою карьеру снялся в 32 фильмах. Также Алексей написал два сценария, был режиссёром трех работ. [4]

С 1975 года преподавал актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 — профессор, с 1989 — заведующий кафедрой актёрского мастерства. Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских. Автор книг «Судьба и ремесло» (издательство «Искусство», 1984) и «Диалоги в антракте», а также мемуаров. [4]

Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».

С 2007 по 2013 год — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.Принимал активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». Был избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель). Уже несколько лет является президентом российского кинофестиваля «Московская премьера». [4]

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Умер 15 июня 2017г., похоронен на Преображенском кладбище в Москве. Именем Баталова названа одна из улиц в городе Челябинске, которая находится в Ленинском районе.[2] (Приложение Б)

2.2. Борис Васильевич Щукин родился 17 апреля 1894. Советский российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941 — посмертно).

Борис Щукин родился, по одним данным, в Москве, по другим — в Кашире Тульской губернии, в семье служащего. В 1899 году семья Щукиных переехала в Каширу (ныне Московской области), где отец владел железнодорожным буфетом. [7]

В 1902 году Борис поступил в трёхклассное железнодорожное училище (начальную школу при железнодорожной станции Кашира). Уровень образования, полученный в этом учебном заведении, был крайне невысоким. В 1905 году отец послал его учиться в Москву, в частное реальное училище Воскресенского. Из-за разницы в программах мальчику пришлось повторить начальное образование вновь, начиная с 1-го класса. [7]

В 1913 году продолжил образование, поступив на механическое отделение Московского высшего технического училища. В начале осени 1916 года царское правительство призвало в армию студентов старших курсов высших учебных заведений. По завершении четырёхмесячных курсов по подготовке офицеров в московском Александровском военном училище Борис Щукин получил звание прапорщика, и в декабре 1916 года был направлен на службу в запасный полк, расквартированный в Саратове, где обучал солдат. В свободное от службы время выступал на местных сценах, где завоевал симпатии офицеров и солдат. [7]

После заключения Брестского мира в 1918 году участник Первой мировой войны прапорщик Щукин был демобилизован и вернулся в Каширу, где работал слесарем железнодорожного депо, помощником машиниста паровоза.

Ещё в 1920 году Щукин поступил в драматическую студию под руководством Е. Б. Вахтангова (3-я студия МХАТ). По окончании студии был принят в труппу Театра им. Вахтангова.

Большое влияние на творчество Щукина оказала эстетика его учителя Е. Б. Вахтангова с её яркой театральностью, иронией. Щукин являлся одним из крупнейших представителей советской реалистической школы, блестяще соединявшим в своём искусстве комедийное и драматическое начала. [7]

Щукин был одним из первых советских актёров, воплотивших на сцене и в кино образ Ленина и заложившим традиции исполнения этой роли. [7]

Выступал и как режиссёр, принимал участие в постановке спектаклей: «Темп» Н. A. Погодина, «Человеческая комедия» по О. Бальзаку и др. Вёл педагогическую работу в школе при театре (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина. [7]

Б. В. Щукин умер 7 октября 1939 года. Похоронен в Москве 9 октября 1939 года на Новодевичьем кладбище. Именем Щукина названа одна из улиц в городе Челябинске, которая находится в Советском районе. [2]

2.3. Александр Александрович Яблочкин родился16 ноября 1821г. - театральный актёр и режиссёр, с 1834 года учился в Театральном училище по классу вокала, затем перешёл на драматическое отделение. Работал в Александринском театре; сначала как актёр, затем перешёл на режиссуру; с 1868 года — главный режиссёр Александринского театра. [8]

Актёрскую карьеру начал с исполнения ролей молодых любовников в водевилях, в том числе комических молодых любовников в пьесах В. А. Соллогуба — «Беда от нежного сердца», «Свирепый американец» и «Неожиданный случай». Уйдя из Александринского театра, организовал русский театр в Тифлисе и занимал там должность режиссёра. [8]

В 1851 году вернулся в Петербург, в Александринку, где вскоре возглавил театр в качестве главного режиссёра. Царившие в то время непорядки в конторе немало тормозили успех режиссёрского дела, но настойчивость и энергия Яблочкина помогли ему поставить это дело на надлежащую высоту. Первая его постановка „Русской Свадьбы“ была для него сплошным триумфом, хотя пьеса своим содержанием выиграть не могла и выиграла лишь внешней обстановкой. Декорация и костюмы были новые, хоры были разучены превосходно, все вокруг представляло эффектный и красивый вид. Во время своего режиссёрства в Александринском театре он ввел много новизны, а также изменил и название театра „Александрынский“ на „Александринский“».

Яблочкин был одним из первых русских театральных деятелей, стремившихся поднять искусство постановки спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много работал не только с исполнителями главных ролей, но и со статистами, добиваясь выразительности решения массовых сцен, придавал большое значение оформлению спектакля, стремился к археологически точной передаче эпохи. [8]

Его яркой постановкой в Александринском театре можно считать драмуА.С. Пушкина «Борис Годунов». Помимо драматических спектаклей, ставил также оперетты: «Орфей в аду», «Птички певчие», «Прекрасная Елена» Оффенбаха и др. Более того, именно Яблочкин привнес на Александринскую сцену оперетту. Он автор нескольких пьес, а на императорских сценах шли различные европейские водевили, переводчиком на русский язык которых был А. А. Яблочкин. В Александринском театре в 1851 году сам же поставил свой водевиль «Много шуму из пустяков» — переделка на русский лад французского водевиля Локруа и Морвана. Водевиль этот пользовался немалым успехом, возобновлялся на Александринской сцене, его ставили провинциальные антрепризы и любительские театры, даже известна любительская постановка для солдат и офицеров на Дальнем Востоке. Умер 13 ноября 1895г. В Санкт-Петербурге. [8]

Именем Яблочкина названа улица в Челябинске, которая находится в Советском районе города. [2]

2.4. Евгений Багратионович Вахтангов родился 01 февраля во Владикавказе, в зажиточной патриархальной семье табачного фабриканта.

В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет. С 1901 года участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 году поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева, по окончании которой в 1911 году был принят в число сотрудников МХТ. [5]

Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях, так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана , «Потоп» Бергера. [5]

В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова и «Чуда святого Антония» Метерлинка, поставленных в его Студии. [5]

Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней постановке — светлом жизнеутверждающем спектакле «Принцесса Турандот», который был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — режиссёров Р. Н. Симонова и Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина и И. М. Толчанова и др. [5]

Е.Б. Вахтангов умер 29 мая 1922 года, похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище, его именем названа улица в Челябинске, расположенная в Металлургическом районе. [2]

2.5. Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) родился 17 января 1863 года в Москве в семье промышленника Сергея Владимировича Алексеева и Елизаветы Васильевны. У него было девять братьев и сестер. Учился в гимназии при Лазаревском институте, позднее работал на семейном предприятии. [6]

Семья увлекалась искусством и театром - в московском доме был оборудован специальный театральный зал. Юный Константин увлеченно занимался вокалом и пластикой с лучшими учителями, подражал в ролях актерам Малого театра, выступая в домашнем театральном Алексеевском кружке. Первый сценический дебют в роли Подколесина в пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» состоялся на любительской сцене в доме А.А. Карзинкина на Покровском бульваре в декабре. [6]

В 1886 году Константин был избран членом дирекции Московского отделения Русского музыкального общества. Позднее он разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ) и берет псевдоним для сцены Станиславский. Первый спектакль МОИиЛ состоялся 8 декабря 1888 года. В течение десяти лет актерской работы Константин Станиславский стал известным актером, пользующимся успехом наравне с профессиональными актерами императорской сцены. [6]

В 1888 году было основано Общество искусства и литературы, где юным Константином были исполнены роли в пьесах «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина, «Коварство и любовь» Шиллера, где он пользовался большим успехом как выдающийся актер своего времени. В это же время Константин Станиславский сделал первые режиссерские работы по пьесе «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого.

14 июня 1898 года в подмосковном Пушкино началась работа труппы Художественного театра (МХТ), основанной Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Костяк труппы составили актеры-любители из Общества искусства и литературы и ученики Филармонии. [6]

Первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого в совместной постановке Станиславского и А.А. Санина. Славу новому театру принесла «Чайка» А.П. Чехова в постановке Станиславского и Немировича-Данченко. [6]

С 1900-х годов Константин Станиславский совершенствовал свою систему преподавания актерского мастерства.

В 1912 году Станиславским была организована 1-я Студия при МХТ для работы с молодежью – он хотел реформировать сценическое искусство.

В 1918 году он возглавил Оперную студию Большого театра, позднее ставшую Оперным театром им. К.С. Станиславского, где были поставлены «Евгений Онегин», «Царская невеста».

В 1937 году Константин Станиславский был награжден орденом Ленина, в 1938 году орденом Трудового Красного Знамени. [6]

Константин Станиславский скончался 7 августа 1938 года в Москве от болезней сердца и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Станиславского названа одна из улиц города Челябинска, расположенная в Ленинском районе. [2]

Заключение

Что мне удалось? Я сделала попытку изучить материал. Мне было интересно его систематизировать. Для этого я посетила наш школьный литературно-краеведческий музей «Кораблик», краеведческий отдел в Городской библиотеке им. А. С. Пушкина.

Интересно было во время прогулки по улицам смотреть на дома, находить таблички с адресами, я составила таблицу, заполнив ее информацией о расположении, главных достопримечательностях, протяженности и наличии мемориальных досок. К сожалению, на изученных мной улицах нет мемориальных досок, посвященных известным людям, в честь которых они названы, но я надеюсь, что в будущем они появятся.

Одна из улиц, улица Вахтангова, находится на краю города в Металлургическом районе, дома на этой улице современные, но встречаются и двухэтажные бараки, улица Яблочкина и Щукина расположены в центре города в Советском районе, здесь тоже наблюдается синтез современности, модные новостройки граничат с ветхими, старыми домами. Улицы Станиславкого и Баталова находятся в Ленинском районе, на этих улицах расположен частный сектор некоторые дома старые и неказистые, другие похожи на настоящие произведения искусства.

Выдвинутая мною гипотеза, полностью подтвердилась: улицы родного города – синтез истории и современности. Мы с руководителем моей работы провели внеурочное занятие, посвященное теме исследования, в этом и состоит практическое значение изученного мною материала. (Приложение А, Б)

Список литературы

1. Боже, В.С. Челябинск: Энцикл./Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев.- Изд. испр. и доп.- Челябинск: Каменный пояс, 2001.-1112 с.; ил.

2. Справочник улиц города Челябинска. ООО «ЮжУралБТИ». - Челябинск; Издательский дом «КИРЬЯНОВ», 2007.- 320 с.; 148 с.

3.Память, словно крепкий гранит, имена и судьбы хранит...: справ. мемориал. досок г. Челябинска / [сост. Е. А. Зинченко, Е. Ф, Зинченко, В. И. Степаненко]. – Челябинск: [б. и.], 2013. – 259 с.: ил.

Интернет - источники

4. Алексей Баталов — биография, личная жизнь, дети (фото) Электронный ресурс http://diwis.ru/aleksej-batalov-biografiya/ [режим доступа 06.04.2017]

5. Евгений Вахтангов — биография, личная жизнь Электронный ресурс https://24smi.org/celebrity/19308-evgenii-vakhtangov.htm [режим доступа 12.04.2017]

6. Константин Станиславский – биография, личная жизнь Электронный ресурс https://um.mos.ru/personalities/8037/[режим доступа 12.05.2017]

7. Борис Щукин - биография, личная жизнь Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki [режим доступа 15.05.2017]

8. Александр Яблочкин - биография, личная жизнь Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki [режим доступа 15.05.2017]

9. Культура Челябинска. Родные улицы Челябинска. МКУК «Централизованная библиотечная система» г Челябинска Электронный ресурс http://kray.chelib.ru/index.php/kultura-chelyabinska/ulitsy [режим доступа 20.07.2017]

10. Памятные доски Центрального района. Электронный ресурс http://архиват.рф/sv_doski/zentr_r/1_v_zen_dom_danzinger.htm [режим доступа 12.08.2017]

I

Приложение А

Практическое применение данного материала

Внеурочное занятие для учащихся 7 класса

Фотографии из архива руководителя работы

II

Приложение Б

Путеводитель «Кино… город Челябинск в названиях улиц и не только…»

Стр. 1 для заполнения информации на внеурочном занятии

Стр. 2 для заполнения информации на внеурочном занятии

Просмотров работы: 526