Пояснительная записка
Данная тема проекта учащимися была выбрана неслучайно. В этом учебном году у нашей школы юбилей, 55 лет, и был объявлен конкурс «Создать герб школы». В этом и есть актуальность темы проекта. Над проектом работали учащиеся с 5 по 11 классы, с обсуждением результатов и голосованием за проект герба школы.
Выполнять работу решили в технике аппликации из цветной бумаги, т.к. данная техника доступна, легка в выполнении. Но потом появился другой вариант: рисунок гуашью.
Учащиеся самостоятельно познакомились с историей геральдики, а затем на занятии по теме: « Разработка герба» выступили с сообщениями.
Историческая справка: у народов всего мира с незапамятных времен существовали отличительные знаки – религиозные символы, тотемы, изображения животных, - которые должны были охранять членов рода от всяческих напастей. В понимании слова гербы – передаваемые из поколения в поколение символические изображения, составленные на основе определенных правил. Появились они в Европе лишь в средние века. Сначала это были личные знаки рыцарей, участников Крестовых походов, потом превратились в наследственные, родовые. Дальше гербы стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов, государств. Со временем были выработаны правила составления гербов. Эти правила имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались.
Герб состоит из щита и внешней части. Наиболее распространёнными формами щита являются следующие: треугольная – варяжская, овальная – итальянская, квадратная, закруглённая внизу – испанская, четырёхугольная, заострённая внизу - французская, вырезная - германская. В российской геральдике чаще использовалась французская форма щита.
В геральдике используется чётко определенная цветовая гамма. Для этого существуют два металла, пять цветных финифтей (эмалей) и два меха. Два металла – это золото и серебро. Они обозначаются, соответственно, жёлтым и белым. Пять финифтей: красная (червлень), голубая (лазурь), зеленая (зелень, изумруд), пурпур и чёрная (чернь, диамант).
Все цвета имеют свое значение. Золото – богатство, верность, постоянство. Серебро – невинность, чистота. Голубой – величие, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – свобода, изобилие. Чёрный – скромность, учёность, печаль.
Поверхность герба была или одного цвета, или делилась на несколько полей определённого цвета.
Герб делится на несколько частей. Эти основные деления (их три) – рассечение, пересечение, скошение.
На поле герба могут быть изображены животные, растения, мифологические существа, оружие и т.д.
После самостоятельного изучения основ геральдики учащиеся объединились в группы и разработали элементы герба школы.
Вид проекта: социально - творческий
Цель проекта: создание герба школы для отображения особенностей образовательного процесса, индивидуального стиля школы и дальнейшего использования в качестве символики школы.
Задачи проекта:
- дать возможность учащимся ощутить себя частью школьного коллектива, осознать свою личную значимость для школы;
- изучение истории геральдики;
- развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
- воспитание патриотизма и гражданственности.
Возраст: 12 – 17 лет
Время работы: сентябрь 2022 – октябрь 2022 г.
Ожидаемые результаты:
- привитие интереса к изучению геральдики;
- повышение самооценки и возможности самореализации;
- формирование навыков коммуникативного общения;
- развитие творческой активности.
Проектный продукт имеет практическое применение: использование его в качестве символики школы.
Технологическая часть
Выполнение эскизов для работ в технике рисунка гуашью:
Выполнение эскиза для работы в технике аппликация из бумаги:
Выполнение эскиза в рисунке;
Выкраивание деталей аппликации;
Выбор цветов бумаги для аппликации;
Наклеивание элементов, вырезанных из бумаги, на эскиз.
Этапы работы над проектом
Работа над проектом включает в себя как индивидуальные творческие маршруты, так и работу в группе.
Руководители проекта координируют, направляют работу детей.
Этапы работы:
- Подготовительный этап;
- Планирование;
- Исследование и практическая деятельность;
- Результаты и выводы;
- Презентация;
- Рефлексия.
Подготовительный этап:
Задачи:
- сделать привлекательной тему проекта;
- определиться с целями проекта и его задачами.
Направление работы |
Содержание деятельности |
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Совместная деятельность группы (сентябрь 2022) |
Групповое обсуждение |
Обсуждение |
-Выявление интересов детей -Мотивирует детей -Ставит цели и задачи проектной деятельности |
Планирование:
Задачи:
- выработать план действий;
- вовлечь детей в познавательный процесс.
Направление работы |
Содержание деятельности |
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Совместная деятельность группы(сентябрь - октябрь 2022) |
Выработка плана действий |
Обсуждение |
Помогает в планировании действий |
Исследование и практическая деятельность:
Задачи:
- формировать навыки по исследовательской работе;
- корректировать действия.
Направление работы |
Содержание деятельности |
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Индивидуальная работа детей (октябрь 2022) Совместная работа детей и педагога (октябрь 2022) Работа детей в творческой группе |
1 этап: история геральдики 2 этап: история техники выполнения работ 3 этап: рисунок герба 4 этап: герб в разных техниках. |
Шаг 1: Сбор материалов о технике аппликация и геральдике (информацию, иллюстрации). Шаг 2: Оформить отчет в исследовательский проект. Шаг 3: Выступить перед классами с сообщением. Шаг 4: обсуждение элементов герба Шаг 5: сделать рисунок герба Шаг 6: изготовление герба в разных техниках Шаг 7: Участвовать в презентации |
Организовать работу детей так, чтобы можно было объединить индивидуальные работы в групповой отчет (конец октября 2022) Консультирует, помогает, координирует Консультирует |
Результаты и выводы:
Задачи:
- проанализировать проделанную работу;
- обсудить с детьми результаты работы.
Направление работы |
Содержание деятельности |
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Совместная работа детей и педагога (октябрь 2022) |
Подведение итогов проектной деятельности |
Обсуждение |
Организует анализ проведенной работы |
Презентация и проведение голосования за герб школы:
Презентация проводится в виде творческого отчета о проделанной работе над проектом.
Задачи:
- развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
- воспитание патриотизма и гражданственности.
На выбор проекта герба школы было представлено 8 работ, по голосованию учеников и учителей был принят проект под №5.
10 класс
11 класс
10 класс, Антонов Р.
10 класс
10 класс
10 класс
5 класс
10 класс Талыбова В., Черенцова Е., Дутчак М.
Рефлексия:
Работа над проектом «Герб школы» помогла расширить кругозор учащихся о геральдике, они изготовили в разных техниках герб школы, а также эта работа предоставила им возможность проявить свою самостоятельность, творчество и ощутить себя частью школьного коллектива, осознать свою личную значимость для школы.
Учащиеся с интересом участвовали в исследовательской работе, некоторые даже собрали дополнительный материал, который ранее не планировали.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что учащиеся справились с поставленной целью, и у школы появился свой герб.
Описание герба школы, прошедшего по голосованию:
Г еральдическое описание герба школы выглядит так:
Изображение сделано на французском четырехугольном геральдическом щите с заостренным основанием. Герб окаймлен тонкой лентой чёрного цвета, что означает учёность, так как в школе дети получают знания.
Поле герба разделено на два цвета: нижнее голубое - это небо, простор, а в верхнем преобладают красный и жёлтый – это верность школьным традициям, постоянство идеям получения знаний. Справа на красном фоне, обозначающем мужество, смелость, черными буквами, символизирующими скромность, сделана надпись МКОУ Ангарская школа – это название нашей школы.
В центре - шар земной, который символизирует открытость, дружеские отношения всех школьников школы. Мы видим могучие океаны голубого цвета. То есть на всей планете знания не имеют границ, их можно получать в любой точке земли.
Приняв за основу этот герб, было решено добавить в нижней части герба две надписи: «10 класс» – это кто сделал этот герб и «2022» - год изготовления герба. А также подписать слева названия предметов.
Техника безопасности при выполнении практической части
При работе с клеем:
Подготовить рабочее место: убрать посторонние предметы, отлить клей в небольшую посуду, приготовить кисточку, постелить на стол клеенку.
В процессе работы пользоваться кисточкой, стараться избегать попадания клея на кожу рук и лица.
По окончании работы убрать свое рабочее место.
При работе с ножницами:
Не держать ножницы концами вверх.
Не подходить к однокласснику во время работы с ножницами.
Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
При вырезании поворачивать деталь.
Экономическая часть
Расчет:
Бумага цветная – 6 цветов по 180р.= 1080 р.
Клей – 120р.
Рамка для герба – 375 р.
Гуашь 10 цветов-235 р.
Ватманы-3 листа для паспорту по 25 р.=75 р.
Альбом для рисования 1 по 120 р.=120 р.
Общие затраты составили 2005 р.
Список используемой литературы:
Вилинбахов Г.В. Государственный герб России.- Санкт – Петербург: АО «Славия», 1997.- 167 с.
Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002.- 136 с.: ил.
Рыбина Л. Старинные гербы Сибири // Томская старина.- 1992.- №3.- с. 12-13.
https://ru.wikipedia.