Художник умный и правдивый - Игнатий Васильевич Вандышев

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Художник умный и правдивый - Игнатий Васильевич Вандышев

Гульбина В.И. 1
1МАОУ СОШ №15 г Челябинска"
Меркулова Г.П. 1
1МАОУ "СОШ №15 г Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Богата наша уральская земля и полезными ископаемыми, красивы в ней леса и озера, но более всего она славится своими земляками: поэтам и писателями, музыкантами и архитекторами, физиками – ядерщиками, разведчикам и, конечно, художниками. Многие имена мне известны, т.к. нашей школе есть литературно – краеведческий музей «Кораблик, воспитанники которого занимаются созданием проектов, исследований, принимают участие в конкурсах различного уровня, и в основе всех мероприятий лежит разговор о наших земляках. Вот и «загорелась» этой идеей - открыть для себя путь одного земляка- художника, внесшего свой труд с развитие родного города. Вместе с наставником мы подготовили вопросы для анкетирования по теме «Художник умный и правдивый - Игнатий Лукич Вандышев». Я провела опрос среди учащихся 7-х классов. Всего респондентов – 45 человек, из них мальчиков – 23 (51.1%), девочек – 22 (48.9%), 12 лет – 2 человека (4.5%), 13 лет – 38 ч. (84.5%), 14 лет – 5 ч. (11%). Мною учащимся 7-х классов было задано пять вопросов. На первый вопрос «Любите ли Вы свой край?» все респонденты (100%) ответили – да. На третий вопрос «Знаете ли Вы земляков - художников?» вызвал затруднения у респондентов, и прозвучало только два положительных ответа (9%): Игнатий Вандышев и Александр Русаков. На вторую часть этого вопроса «Что Вы знаете о его (их) вкладе в развитие живописи» учащиеся предположили: «Рисовали свой край, свой город…». На четвертый вопрос «Как увековечена память об этом человеке (об этих людях)» отвечающие (20%) написали: «Их картины выставлены в краеведческом музее, названы улицы именами художников». Большая часть опрошенных (80%) эту часть вопроса оставили без ответа. Ответы моих одноклассников сподгвигли меня изучить самой творческий путь художника Игнатия Вандышева и познакомить с ней моих одноклассников. (Приложение 2)

Цель: познакомиться с жизненным и творческим путем художника – земляка Игнатия Вандышева.

Задачи:

Обобщить и систематизировать материалы о Вандышеве И. Л. в краеведческих отделах библиотеки имени А.С. Пушкина и ЧОУНПБ.

Совершить экскурсию в Челябинский Государственный исторический музей Южного Урала: посетить экспозицию «Музей на крыше», где расположены картины художника. (Приложение 3).

Провести анкетирование среди одноклассников

4. Создать продукт - буклет, где представлена информация о жизни и творчестве И.Л. Вандышева

Источники, которыми мы пользовались в ходе работы: письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные источники и технотронные (видеоресурсы). Объектом исследования является город Челябинск, его улицы и значимые объекты, предметом исследования: картины, рисунки, наброски, зарисовки, выполненные И.Л Вандышевым. Всё это обусловило выбор методов исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с фотоматериалами, изобразительными источниками. Погрузившись в материал, мы выдвинули гипотезу о том, что И.Л. Вандышев достоверно передал информацию о разных периодах жизни нашей страны. Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, а именно профессиональная деятельность художника - жителя города, который изображает на своих полотнах родной ему город.

Практическая значимость данной работы состоит, во-первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов города, а также тех, кто интересуется историей нашего города. Во-вторых, работа может быть использована на уроках истории, краеведения и на уроках мировой художественной культуры в качестве регионального компонента. Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, впервые предпринята попытка в обобщении и систематизации материала по данной теме.

До сих пор эта тема мало изучена историками - исследователями. Содержательные, емкие сведения о приобщении И.Л. Вандышева к рисованию, его образованию и жизненным устремлениям представлены в электронных ресурсах. Неторопливая, логичная информация о рисунках И. Вандышева представлена в статье И.С. Ивлиевой, сотрудника ЧГКМ, статье В.С. Боже «Рисованные открытки Игнатия Вандышева». Главным источником получения детального изображения города стали полотна, расположенные в «музее на крыше», увиденною «вживую. [1].

Итак, теоретической основой исследования явились труды исследователей краеведов.

1. Истоки творчества И. Л. Вандышева: семья, образование, любовь к рисованию

Удивительна биография Игнатия Лукича Вандышева (29.01.1891, хутор Вандышево Троицкого уезда Оренбургской губернии – 2.03.1964, Челябинск). Родился он в семье казака. Отец, как и большинство казаков, жил своим хозяйством, хлебопашествовал. У Игнатия было пять сестер и братьев, трое из которых умерли во младенчестве. [2].Как ни странно, но именно отец первым заинтересовал сына художественным творчеством, нарисовав ему, как мог, избу с бревенчатыми углами и сани. Маленький Игнатий пришел в восторг. Но еще большую радость он испытал, кода повторил рисунок отца и понял, что у него-то получается лучше! Игнатий рисовал с детства. [5].Рано осиротев, не имел возможности получить академическое, художественное образование. Когда ему исполнилось 24 года, он во время 1-й мировой войны служил в качестве писаря 10-го казачьего полка, квартировавшего в Румынии и Молдове. С фронта присылал письма с рисунками, запечатлевшими военный быт и облик сослуживцев. И. Вандышев в 1920 был мобилизован в армию Колчака, совершил побег и оказался в Омске, где посещал красноармейскую студию, позднее 1-ю Сибирскую художественно - промышленную школу, являясь одним из ее организаторов и учеников. Среди педагогов Вандышева был казанский живописец К. К. Чеботарев. [6].Вернувшись на родину в 1921, И. Вандышев сотрудничал с троицкой окружной газ. «Вперед», уральской областной «Крестьянской газетой». В 1927 поступил на Единый художественный рабочий факультет Высшего художественно-технического института (Вхутеина), в 1929–30 учился там же на 2-м курсе монументально-станкового отделения у П. Сурикова (по классу живописи), Н. Тарабукина (по теории и истории иск-в). [4].Работал над картиной «Первый трактор в уральской деревне». Не окончив учебу (реорганизация Вхутеина, трудности материального характера в семье, оставшейся на Урале), вернулся на родину и преподавал в уйской школе крестьянской молодежи. Устроил там 1-ю, затем 2-ю персональные. выставки. В 1934 переехал в Челябинск, работал художником в газете «Челябинский рабочий» до 1935. В 1936 вступил в Челябинский союз советских художников работал в кооперативном товариществе «Художник». В 1941 участвовал в выпуске сатирических плакатов «Боевого карандаша» в Челябинске. С середины 1940-х гг. работал над живописными и графическими композициями на темы старой Челябы, над жанровыми и пейзажными картинами города и сельской жизни. Начиная с 1921 Игнатий Вандышев - участник 40 с лишним выставок различного ранга. Им создано более тысячи живописных работ. Архивы и произведения художника хранятся в Челябинском Государственном историческом музее Южного Урала и в народном музее с. Уйского. Творчество И. Вандышева соединяет в себе традиции народного искусства, передает богатство народного мироощущения. [1, 3,4]. (Приложение 1).

Глава 2. Художественное наследие И.Л. Вандышева - летопись города

1946г.«Сенная площадь в Заречной части города». Холст, масло. 1946г. 71,5х120.

Широкая городская панорама левого и правого берегов Миасса. На левом берегу, в заречье, у моста (район современного зала органной музыки «Родина») торговали дровами, сеном и хлебом. Этот рынок именовался Сенным, а площадь, на которой он находился, - Хлебной. На берегу Миасса располагался «деловой центр» с каменными зданиями, торговыми заведениями, банком, храмами (до наших дней не сохранились). С расширением русла и углублении ложа реки Хлебная площадь ушла под воду. [3,5]. (Приложение 5).

1946г. «Соборная площадь в дореволюционном Челябинске». Холст, масло. 59, 3х90.

Картина написана по открытке ХХ века «Челябинск. Общий вид с запада». На переднем плане - угол Соборной площади (ныне площадь Ярославского) и улицы Уфимского (улица Кирова). В центре – торговые лавки, справа – каменное двухэтажное здание (дом А.П Холодова) с магазинными вывесками. На втором плане слева – дома по улицы Сибирской (ныне улица Труда), среди них двухэтажный магазин братьев Яушевых, в центре – Христорождественский собор. В 1932 году собор разрушили. Торговая площадь стала носить имя советского партийного и государственного деятеля Е. М. Ярославского [3,4]. (Приложение 5).

1947г. «Большая улица в дореволюционном Челябинске». Холст, масло. 58х90.

Улица Большая считалась главной в городе. Поначалу она называлась Оренбургской, так как выходила в Оренбургский тракт. Справа на картине видны обнесённые стеной строения Одигитриевского женского монастыря, в том числе однокупольная Одигитриевская и пятикупольная Вознесённая церковь. На дальнем плане- трёхъярусная колокольня и три купола Христорождественского собора, колокольня и три купола Покровской церкви. В май 1920 года улица Большая получила имя одного из председателей Челябинского городского комитета РСДРП(б) С. М. Цвиллинга. На месте Вознесённой и Одигитриевской церквей ныне располагаются Администрация Челябинской области и гостиница «Южный Урал». [2,5]. (Приложение 5).

1947 г.«Угол улиц Цвиллинга и Спартака в г. Челябинске».Холст, масло. 58х89,7

На картине изображён угол улиц Спартака и Цвиллинга. В 1940-е годы улица Спартака стала главной улицы города, а площадь Революции- главной городской площадью. Архитектурный ансамбль площади начал формироваться в предвоенные годы, со строительством семиэтажного жилого дома гастрономом «Центральный». В 1941 году открыла двери гостиница «Южный Урал». [3,5]. (Приложение 5).

1948г.«Дореволюционный Челябинск. Площадь у Народного дома в пасхальную неделю». Холст, масло 58,5х90,5. Картина написана по фотографии ХХ века. Вид на Южную площадь (ныне площадь Революции) со стороны современного театра драмы имени Н. Ю. Орлова. На широкой площади с качелями, каруселями, ипподромом толпы нарядно одетых, гуляющих горожан. На первом плане идёт торговля крашенными яйцами, пирогами, наливками. На дальнем плане Покровская церковь с колокольней и четырьмя куполами, три купола Вознесенской и купол Одигитриевской церквей (до наших дней не сохранились). [3,6]. (Приложение 5).

1948 г.

«Александровская площадь в дореволюционном Челябинске». Холст, масло. 57х95

На картине изображена ярмарка на Александровской площади Челябинска. Когда-то на этом месте пасли скот. В 1881 году заложена часовня в память об убиенном императоре Александре II. На дальнем план картины- купола Александро- Невской церкви, построенной на месте часовни в 1911 году. Здание сохранилось до наших дней. В настоящее время церковь передана Челябинской епархии, инструмент перенесён в новый зал камерной и органной музыки «Родина». [4,6]. (Приложение 5).

1950г.«Цирк в старом Челябинске». Холст, масло 42х889.

Накартине изображена Южная площадь, располагавшаяся на южной окраине Челябинска, за чертой основной застройки. В 1901 году здесь появился первый в городе цирк-шапито. Справа от цирка на картине видна часть улица Большой со строениями Одигитриевского женского монастыря. Слева - деревянное здание и часовня. На дальнем плане слева виднеется трёхъярусная колокольня Христорожденственского собора. Первого мая 1920 года Южная площадь получила названия «Площадь Революции». Монастырь был закрыт 1921 году; сегодня на его месте располагаются Администрация Челябинской области и гостиница «Южный Урал». [3,5]. (Приложение 5).

1951 г.«Вид на город из-за реки. Миасс». Холст, масло. 99,5х47

На переднем плане картины- западная часть Заречья, справа на горке- белокаменное здание Свято- Симеоновской церкви. Освящённая в 1883 году, она сначала была кладбищенской, приписанной к приходской Свято- Троицкой церкви; в годы советской власти осталась единственным действующим православным храмом в городе. На втором плане среди жилых построек возвышается Свято - Троицкая церковь из красного кирпича с пятью главами и колокольней. На дальнем плане, за рекой, до линии горизонта тянутся постройки, среди которых возвышается Христорождественский собор и церковь Александра Невского. [4,6]. (Приложение 5).

1963 г.«Старый Челябинск. Вид с гор Никольский». Холст, масло. 60х160

На картине изображена панорама Челябинска, разделённого рекой Миасс на две части - правобережную и левобережную. Левобережная часть соединялась с «гордом» мостом – предшественником нынешнего Кировского. Здесь концентрировались городские заведения, банк, гостиный двор, клуб общественного собрания, «тюремный замок». В 1890-1899 годах на улице Азиатской (ныне улица Елькина) построили мечеть с минаретом, в 1909 году на улице Мастерской вырос католический костел с двумя высокими четырёхгранными башнями, который, по мнению современников, напоминал знаменитый Кольский собор. В 1934 году он был снесён. [3]. (Приложение 5).

Заключение

Игнатий Лукич Вандышев (1891–1964) — самобытный уральский живописец и график, чьи личность и биография не менее интересны, чем его богатое художественное наследие. Всю жизнь Игнатий Лукич практически не выпускал из рук блокнота и карандаша, неустанно запечатлевая окружающий мир и встречающихся на жизненном пути людей.

Недостаток систематического художественного образования Вандышев успешно восполнял упорной практикой. Игнатия Лукича знают и любят в первую очередь как автора живописных видов старого Челябинска.

Живописные работы художника Игнатия Вандышева отражают все грани необычного дарования Игнатия Вандышева.

Просмотрели картины, выполненные И.Л. Вандышевым, систематизировали, распределили их по годам. Выполнялись картины на холсте маслом

Работы художника олицетворяют художественную культуру Южного Урала, картины из цикла «Старая Челяба» (виды Челябинска 1930–60-х гг.) составляют живописную летопись города. (Приложение 6).

Список литературы

Боже В.С., Рисованные открытки Игнатия Вандышева: (1891-1964)// Челябинский рабочий. — 1985. — 26 января.

Кобзов В.С., Семенов В.Г, Колесников П.Л.//Челябинская область. Энциклопедия.- Челябинск, 2004. т 3 277-278.

Скрипов А.С., Челябинск. XX век. 1961-1970 гг. Вандышев//Челябинск.: Издатель Татьяна Лурье, 2000, 328 с.: ил.

Трифонова Г.С., И.Л. Вандышева // Челябинск. Энциклопедия.- Челябинск, 2001. т 2.

Интернет – источники

О творчестве Вандышева // [Электронный ресурс] http://www.ek-shia.org/novosti/O_TVORCHESTVE_ILVANDISHEVA Режим доступа 15.01 2012

Изобразительные источники

6.Архив И.Л. Вандышева, переданный в дар музею внуком Ю.С. Выдриным («Музей на крыше»)

Приложение 1

Автопортреты Игнатия Вандышева

   

Автопортрет 1938 г.

https://yandex.ru/images/search?pos=

Автопортрет 1927 г.

https://yandex.ru/images/search?pos=

Приложение 2

Уважаемые одноклассники, я занимаюсь исследованием по теме «История одного успеха. Игнатий Лукич Вандышев». Мне нужна Ваша помощь. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов

1.Любите ли Вы свой край?__________________________

2.Назовите фамилии земляков, имена которых вам известны, укажите, какой вклад в развитие города и /или страны они внесли (скульптура, живопись, музыка, экономика, медицина, спорт, физика, химия…..)

2.1.______________________________________________________________________ 2.2.______________________________________________________________________

2.3.______________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы земляков- художников?

3.1. Укажите его (их) фамилию и имя__________________________________________

3. 2. Перечислите, что Вы знаете о его (их) вкладе в развитие живописи

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Как увековечена память об этом человеке (об этих людях)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Хотите ли Вы узнать об этом человеке больше, кто и что помогло ему выбрать профессию, каких результатов он добился во время своей творческой деятельности?______________

Спасибо за ответы!

Приложение 3

Результаты анкетирования по теме «История одного успеха. Игнатий Лукич Вандышев».

Я провела опрос среди учащихся 7-х классов. (Приложение 1).

Всего респондентов – 45 человек, из них мальчиков – 23 (51.1%), девочек – 22 (48.9%), 12 лет – 2 человека (4.5%), 13 лет – 38 ч. (84.5%), 14 лет – 5 ч. (11%)

Мною учащимся 7-х классов было задано пять вопросов. На первый вопрос «Любите ли Вы свой край?» все респонденты (100%) ответили – да.

На второй вопрос «Назовите фамилии земляков, имена которых вам известны, укажите, какой вклад в развитие города и /или страны они внесли (скульптура, живопись, музыка, экономика, медицина, спорт, физика, химия….)» ответы были таковы. Респонденты перечисли различные имена и фамилии известных земляков. Например, ответ Ася Горская прозвучал 25 раз (55.5%), В. Авакян – 20 раз, Д.Н. Мамин- Сибиряк – 13 раз (29%), П.П. Бажов – 13 раз (29%), И. Курчатов - 10 раз (22%), Андрей Ядрышников - 10 раз (22%), И.П. Монина – 2 раза (4.5%), Д. Ярцев - 1 раз (2%) Кроме того, семиклассники верно указали и профессию (род занятий) земляков, которых они назвали: писатели (А.Б. Горская, П.П. Бажов, Д.Н. Мамин – Сибиряк, А. Ядрышников, И.П. Монина), физик – ядерщик (И. Курчатов), спортсмен (Д. Ярцев), скульптор (В. Авакян).

Третий вопрос «Знаете ли Вы земляков- художников?» вызвал затруднения у респондентов, и прозвучало только два ответа (9%): Игнатий Вандышев и Александер Русаков. На вторую часть этого вопроса «Что Вы знаете о его (их) вкладе в развитие живописи» учащиеся ответили так: «Рисовали свой край, свой город…»

На четвертый вопрос «Как увековечена память об этом человеке (об этих людях)» отвечающие (20%) написали: «Их картины выставлены в краеведческом музее, названы улицы именами художников». Большая часть опрошенных (80%) эту часть вопроса оставили без ответа.

На пятый вопрос «Хотите ли Вы узнать об этом человеке больше, кто и что помогло ему выбрать профессию, каких результатов он добился во время своей творческой деятельности?» все ребята (100%) ответили утвердительно.

Приложение 4

Выставка в Челябинском Государственном Краеведческом Музее

«Музей на крыше»: городские пейзажи Игнатия Лукича Вандышева

Фотография с сайта Челябинского Государственного Краеведческого Музея

   

Фотографии из личного архива автора работы

Приложение 5

Репродукции Игнатия Вандышева, расположенные в Государственном историческом музее Южного Урала.

Живописная летопись Челябинска. Цикл картин Игнатия Вандышева «Старая Челяба»

1946г, 1947г, 1948г

   

1946г. «Сенная площадь в Заречной части города».

Холст, масло. 71,5х120

1946г. «Соборная площадь в дореволюционном Челябинске».

Холст, масло. 59, 3х90

   

1947г. «Большая улица в дореволюционном Челябинске».

Холст, масло. 58х90

1947г.«Угол улиц Цвиллинга и Спартака в г. Челябинске». Холст, масло.. 58х89,7

   

1948г. «Дореволюционный Челябинск. Площадь у Народного дома в пасхальную неделю». Холст, масло 58,5х90,5

1948 г. «Александровская площадь в дореволюционном Челябинске».

Холст, масло. 57х95

Репродукции Игнатия Вандышева, расположенные в Государственном историческом музее Южного Урала.

Живописная летопись Челябинска. Цикл картин Игнатия Вандышева «Старая Челяба»

1950г, 1951г, 1963г

 

1950г. «Цирк в старом Челябинске». Холст, масло 42х889

 

1951г. «Вид на город из-за реки. Миасс».

Холст, масло. 99,5х47

 

1963 г. «Старый Челябинск. Вид с гор Никольский». Холст, масло. 60х160

Приложение 6

Живописная летопись Челябинска. Цикл картин Игнатия Вандышева «Старая Челяба»

(расположены в Государственном историческом музее Южного Урала)

1946г.

1947г.

1948г.

1950г.

1951г.

«Сенная площадь в Заречной

части города».

Холст, масло. 1946г.

71,5х120

«Угол улиц Цвиллинга и Спартака в г. Челябинске».

Холст, масло.

1947 г.

58х89,7

«Александровская площадь в дореволюционном Челябинске».

Холст, масло. 1948 г.

57х95

«Цирк в старом Челябинске».

Холст, масло

1950г. 42х889

«Вид на город из-за реки Миасс».

Холст, масло 99,5х47

 

«Большая улица в дореволюционном Челябинске».

Холст, масло.

1947г.

58х90

«Дореволюционный Челябинск. Площадь у Народного дома в пасхальную неделю».

Холст, масло

1948г.

58,5х90,5

 

1

 

«Большая улица в дореволюционном Челябинске».

Холст, масло.

1947г.

58х90

   

1963г.

«Старый Челябинск. Вид с горы Никольской»

Холст,масло.

1963г.

60х160

1

3

2

1

1

Просмотров работы: 105