ВВЕДЕНИЕ.
«Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы»
Г. Гельмгольц.
Окружающий мир предстает перед нами во всем своем многообразии, и для его восприятия нам нужны все пять имеющихся у нас чувств. Тем не менее, именно зрение позволяет нам любоваться непревзойденными красотами природы, позволяет видеть мир во всем его многообразии, ориентироваться в пространстве, делает человека физически полноценным.
Актуальность. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность: увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. Поэтому контроль за состоянием остроты зрения школьников и работа по коррекции остроты зрения имеет актуальное значение.
Проблема: недостаточное оценивание и использование простых методов для повышения остроты зрения и профилактики близорукости у детей школьного возраста.
Цель работы: Исследовать остроту зрения у школьников МБОУ «Аккиреевская СОШ» и оценить использование простых методов для повышения остроты зрения и профилактики близорукости.
Задачи:
Исследовать зрительные функции.
Определить остроту зрения у учеников школы МБОУ «Аккиреевская СОШ».
Исследовать современные методы профилактики заболеваний органов зрения.
Найти оптимальные методы функциональной коррекции зрения для выявленных групп учеников со сниженным зрением.
Провести анализ результатов профилактических и коррекционных мероприятий.
Составить практические рекомендации по улучшению зрения и донести их до сведения учащихся.
Гипотеза использование простых методов для повышения остроты зрения и профилактики близорукости помогает скорректировать проблемы со зрением у детей школьного возраста.
В данной работе мы использовали методы:
- анализ теоретических источников; наблюдение.
Объект нашего исследования: обучающиеся 1-11 классов МБОУ «Аккиреевская СОШ» Черемшанского р-на РТ.
Предмет исследования: профилактика нарушений зрения у школьников.
По целевому назначению данная работа относится к теоретическим.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в организации профилактики нарушений зрения у обучающихся школы.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
По вопросу исследования остроты зрения у школьников были рассмотрены статьи в журналах: Здоровье школьника 2013 -№2, Здоровье школьника – 2013, №8, Медицина, 1999, Научный журнал «Наука и образование» Якутск. 2014 и научная литература: Современный взгляд на проблему миопии: от теории к практике Доклад на конференции Рефракция // Самара, Россия-2014, Роземблюм, О.В. Проскурина // Зрительные функции и их коррекция у детей [6], Офтальмологическая медицинская энциклопедия [16] и др. (см. список литературы).
Результаты литературного обзора показали, что эти вопросы достаточно хорошо разработаны и весьма широко освещаются, в том числе и в нормативной литературе.
По вопросу применения безоперационных методов коррекции при ее ухудшении изучена литература: Роземблюм, О.В. Проскурина // Зрительные функции и их коррекция у детей [13], Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей [2], Медведев А. В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса: Автореф. дис... канд. мед. Наук. [5] и др. (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти вопросы весьма слабо освещаются и мало где применяются.
1.1 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – это близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие. Рассмотрим этим формы нарушения зрения более подробно:
1.1.1 Близорукость (миопия). Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате этого ухудшается зрение вдаль, которое может улучшиться при прищуривании или надавливании на глазное яблоко [3].
1.1.2 Дальнозоркость (гиперметропия). В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – это нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой.В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения не только вблизи, но и вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой [15].
1.1.3 Дефокусировка (астигматизм). Астигматизм – это особый вид оптического строения глаза. Данное состояние глаза может быть как врожденным, так и приобретенным и чаще всего связан с неправильностью кривизны роговицы.Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижение зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии [13].
1.1.4 Косоглазие (стробизм). Косоглазие – положение глаз (чаще врожденное), при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску – расходящимся, вверх или вниз – вертикальным косоглазием.Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому снижению зрения [16].
Наиболее ужасающих размеров среди нарушения зрения у школьников занимает близорукость слабой и средней степени. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций[2].
В настоящее время хорошо известны факторы, неблагоприятно влияющие на состояние зрительной системы у школьников. К ним относятся: несоответствие условий обучения гигиеническим нормам; длительная работа с компьютером; хронические заболевания; гиподинамия; нарушение обмена веществ и др.
В целях предотвращения утомления зрительной системы, профилактики развития близорукости и сохранения зрительной системы необходима воспитательная работа с родителями и школьниками, а также обучение их простым способам функциональной коррекции зрения [7].
1.2 БЕЗОПЕРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ
Известно, что современный процесс обучения школьников во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется школьная близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности напрямую отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека.
Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся.
1.2.1 Методика В.Ф. Базарного.Для снятия зрительной утомляемости на уроках можно использовать тренажеры, разработанные В.Ф. Базарным:
Плакат – схема зрительно - двигательных траекторий.
Тренажер со зрительными метками.
Методика В.Ф. Базарного позволяет создать условия для предупреждения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником или тетрадью, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальные этапы урока, связаны с информацией на доске, специальными карточками, размещенными на стенах или задания воспринимаются на слух. Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом дается задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найдите общее и различное. Все эти и подобные задания являются упражнением для глазодвигательных мышц [20].
1.2.2 Методика Э.С. Аветисова.Специальные упражнения для глаз по Э.С. Аветисову – это движение глазными яблоками во всевозможных направлениях: вверх-вниз, в стороны, по диагонали. Эти движения необходимо сочетать с обще-развивающими, дыхательными и корректирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный. Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12 [2].
1.2.3 Методика М. Рой.В любой программе оздоровления, если вы хотите добиться результатов, нужно тренироваться ежедневно. При регулярном выполнении указанных упражнений при близорукости постепенно приведут к значительному улучшению состояния глазных мышц.
Упражнение 1. Откройте глаза и попытайтесь нарисовать ими восьмерку в воздухе. Делайте это медленно и плавно не совершая резких движений; повторите 5-7 раз.
Упражнение 2. Вытяните вперед правую руку, поднимите ее до уровня ваших глаз. На протяжении нескольких секунд смотрите на большой палец. Затем начните плавно отводить руку вправо, не отрывая при этом глаз от зафиксированной точки. Голову необходимо держать прямо. Повторите это упражнение с левой рукой. Повторите комплекс упражнений 5-7 раз.
Упражнение 3. На протяжении нескольких секунд смотрите прямо перед собой вдаль, а затем поднимите руку таким образом, чтобы палец находился в 30 см от глаз. Посмотрите на него, а затем вновь в даль. Повторите упражнение 10-15 раз [7].
2.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ.
2.1.1 Проверка зрения (определение остроты зрения).
Определение остроты зрения – это определение способности глаза различать две светящиеся точки, расположенные на минимальном расстоянии друг от друга, выраженной числом. Т.е. острота зрения – это способность рассмотреть структуру объекта. Любое обращение к офтальмологу является показанием к определению остроты зрения. Противопоказаний к проведению данной процедуры нет. Различают определение остроты зрения для дали и для близи.
Проверка зрения вдаль.Для определения остроты зрения используются специальные таблицы.Для дали это таблицы Сивцева (с буквами русского алфавита) и Головина (с кольцами Ландольта), а для детей – Орловой (с картинками) (Приложение А). Напротив каждой строки в этих таблицах написана острота зрения, которой эта строка соответствует.
Этот метод не является основным, но он является ориентировочным, т.е. он позволяет составить необходимый план дальнейшего обследования пациента, поэтому он входит в число обязательных и одних из первых методов исследования в офтальмологии.
Проверка зрения вблизи. Наличие высокой остроты зрения вдаль вовсе не означает, что она будет высокой и вблизи. Для этого используют специальную таблицу, которая состоит из нескольких текстов с различной величиной букв (Приложение 1).Пациент должен держать таблицу на расстоянии 33-34 см от глаз. Остроту зрения проверяют в отдельности для каждого глаза, без коррекции (или очков) и с коррекцией, а для подбора очков остроту зрения для близи определяют одновременно для обоих глаз. Остроту зрения для близи характеризует самый мелкий текст, который может прочитать пациент без ошибок. [2]
2.2 КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИЙ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ.
Принцип работы бинокулярного зрения. Основным ключом коррекции зрения является принцип слияния двойных идентичных изображений. Физиологическое двоение и слияние двойных изображений возникает в том случае, когда зрительные оси правого и левого глаза сходятся [Коган А.И., 1971]Описание тест – объектов для коррекции остроты зрения.
Стерео тесты на рис. 10-12 изображены в натуральной величине. Наиболее легкий стерео – тест это кружки диаметром 6мм, закрепленные на прозрачной пластине.
Рис. 10. Тест – объект 1 Стерео тесты (рис. 11, 12) могут быть изготовлены из специальной прозрачной пленки или сами картинки печатаются на бумаге и наклеиваются на пластину из оргстекла 12х10 см.
Рис. 11. Тест – объект 2 Рис. 12. Тест – объект 3
Стерео – тесты (рис. 13) может быть напечатан на бумаге и наклеен на лист из картона.
Рис. 13. Тест – объект 4
Стерео – тесты во время тренировки можно держать в руках. Тесты объекты 2 и 3 можно закрепить на подставке из пенопласта или на штативе. Тест-объект 4 можно закрепить на любой вертикальной поверхности или слегка наклонной плоскости. При этом тесты во время тренировки должны быть хорошо освещены [1].
Упражнение для повышения остроты зрения при близорукости.
Необходимо научиться сливать двойные изображения при физиологическом двоении. В качестве теста для тренировки использовались пары кружков, прикрепленные на прозрачный слайд. Диаметр пар кружков 6 мм. Расстояние между центрами кружков устанавливалось в пределах 3,6 – 4,6 см. Тест устанавливался на уровне глаз.
Итак, расстояние от глаз до теста был около 20-30 см. взгляд должен быть направлен сквозь тест, вдаль на однотонный фон. Необходимо смотреть таким образом, чтобы пара реальных изображений раздвоилась, и затем из четырех изображений получилось три. При этом стоит заметить, что возникают три виртуальных изображения, не четких и немного увеличенных. Если видно четыре изображения, то нужно, плавно увеличивать или уменьшать расстояние от глаз до теста чтобы найти ощущение трех изображений. Все три виртуальных образа должны располагаться на одной линии по горизонтали, причем среднее из них точно в центре относительно двух других.
Необходимо проверить правильность направления взгляда, для этого необходимо прикрыть рукой на секунду один глаз, изображение исчезнет с противоположной стороны от прикрытого глаза, например если прикрыть правый глаз, то исчезнет левое изображение.
При наличии трех устойчивых виртуальных изображений необходимо найти расстояние от глаз до теста, где изображение станет четким (чем больше близорукость, тем это меньше расстояние, чем меньше близорукость, тем больше расстояние, где виртуальный образ станет четким). Затем необходимо научиться рассматривать среднее четкое изображение. Если изображение не четкое, то экспериментально увеличивая или уменьшая расстояние от глаз до теста, найти такое расстояние, при котором будет четко видеться виртуальное изображение.
Рассматривая четкое среднее виртуальное изображение нужно плавно увеличивать расстояние до теста (отодвигая корпус тела или отодвигая тест от себя) пока еще будет сохраняться четкость, и отдалять до момента, когда изображение станет слегка нечетким.
Затем рассматривая средний образ, необходимо добиться, чтобы изображение снова стало четким. Чтобы изображение стало четче, нужно несколько раз моргнуть и разглядеть изображение. Если есть функциональный резерв управления аккомодацией, то изображение станет четким.
Затем закрыть глаза на несколько секунд, открыть и вновь посмотреть на среднее изображение, четкость изображения должна сохраняться.
Если четкость сохраняется устойчиво, то необходимо повторить задания указанное в п.п. 3.1 и 3.2, еще больше увеличивая расстояние от глаз до теста.
Если же четкость изображения не восстанавливается, то тогда необходимо уменьшить расстояние до теста до появления четкости.
Когда четкость восстановится, нужно вновь плавно увеличить расстояние до теста до возникновения слегка нечеткого изображения.
И вновь повторить действия, описанные в п.п. 3.2.
Все действия тренировки необходимо повторить при достижении четкости изображения. Продолжайте увеличивать расстояние, преодолевая состояние нечеткости изображения 3 – 5 раз. Первая тренировка проводится в течение 5-10 минут. На второй тренировке устанавливается то расстояние от глаз до теста, с которого была закончена первая тренировка. Если изображение не четкое, то нужно увеличить расстояние от глаз до теста, где восстановится изображение четким. Продолжительность последующих тренировок 3-5 минут.
Для каждого случая близорукости свой предел увеличения расстояния расстояние от глаз до теста. Если первая тренировка выполнена правильно, то уже после первой тренировки должно быть заметно не большое улучшение зрения при взгляде вдаль. Примерно с 5-10 тренировки можно достичь хорошего результата. Последующая задача, удержать достигнутый результат; так как из-за зрительной нагрузки может острота зрения снова снижаться. [10] (Приложение 1)
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование проводилось с сентября 2021 года по апрель 2022 года. Проведен анализ и сравнительная оценка полученных результатов.
Определение остроты зрения.Проведена проверка остроты зрения вдаль по таблице Сивцева – Головина и вблизи по таблице для определения остроты зрения вблизи (Приложение 1) монокулярно и бинокулярно. Составлена таблица и посчитано процентное количество учеников с проблемами зрения. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты проверки остроты зрения в начале учебного года.
Класс |
1 группа Нормальное зрение, % |
2 группа Незначительное колебание в остроте зрения, % |
3 группа Снижение зрения на дальних расстояниях, % |
4 группа Снижение зрения на близких расстояниях, % |
1 |
80 |
- |
20 |
- |
2 |
85 |
- |
15 |
- |
3 |
83 |
- |
17 |
- |
4 |
70 |
10 |
20 |
- |
5 |
86 |
14 |
- |
14 |
6 |
56 |
11 |
33 |
- |
7 |
100 |
- |
- |
- |
8 |
50 |
25 |
25 |
- |
9 |
89 |
- |
11 |
11 |
10 |
100 |
- |
- |
- |
11 |
0 |
10 |
90 |
10 |
Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что более 24% детей имеет различные отклонения в остроте зрения. По результатам диагностики остроты зрения созданы 3 группы учеников, с которыми проводилась работа по коррекции зрения.
Исследование остроты зрения после тренировок.
В течение учебного года с участниками исследования проводилась еженедельная тренировка с использованием двойных изображений. При этом проводилась проверка остроты зрения вблизи и вдали до тренировки и после тренировки с использованием стереоизображений. Итоговые результаты, полученные после проведения тренировок в течение учебного года, представлены в таблице 2 (Приложение 3).
После проведения тренировок во всех группах наблюдается повышение остроты зрения. Количество детей с нормальным зрением в исследуемой группе увеличилось и составило 50% всех исследуемых. В группе 2 удалось добиться постоянной нормальной остроты зрения в результате еженедельных тренировок. В группах 3,4 острота зрения повышалась, но результаты возвращались при прерывании курса тренировок. Поэтому необходимо продолжать тренировки. (Приложение 2.) После выполнения упражнений у каждого из учащихся повысилась острота зрения.
ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Применение метода И. Э. Рабичева по коррекции зрения показало, что величина повышения остроты зрения зависит от степени близорукость и, особенно, от индивидуальной способности функционирования зрительной системы. Следует подчеркнуть, что в результате воздействия на зрительную систему при близорукости в условиях слияния двойных изображений, главным звеном является изменение соотношения взаимодействующих компонентов – аккомодации и конвергенции (сужение зрачков). В результате повышается объем аккомодации, улучшается острота зрения. Участники исследования были разделены на группы по результатам остроты зрения. Для каждой группы были использованы разные принципы упражнений для глаз.
Группа 1. Учащиеся, у которых острота зрения была нормальной, стала контрольной группой. Для этих учащихся ежемесячно проводилась проверка остроты зрения. В течение года острота зрения не изменялась. Вероятно, это связано с высокой двигательной активностью в течение всего дня.
Группа 2. Учащиеся, которые имели нормальное зрение, но имели небольшие отклонения в остроте зрения. С учащимися этой группы еженедельно проводились упражнения для повышения остроты зрения. В результате тренировок острота зрения увеличилась до нормы. Нормальная острота зрения без колебаний сохранялась в течение всего периода тренировок, а также при дополнительном выполнении упражнений для глаз в домашних условиях.
Группа 3. Учащиеся, у которых зрение снижено на дальних расстояниях. В течение 7 месяцев с учащимися третьей группы еженедельно проводились упражнения для повышения остроты зрения. В результате тренировок острота зрения увеличилась на 0,1 - 0,2. Результаты сохранялись в течение всего периода тренировок. Учащиеся отмечали улучшение зрение вдаль.
Кроме полученных нами результатов исследования, для эффективной профилактики нарушений зрения у школьников на современном этапе необходимо соблюдение следующих условий:
Необходимо тренировать мышцы зрительного нерва с помощью простого упражнения: достаточно наклеить на окно небольшую черную точку, а затем попросить ребенка посмотреть несколько секунд на эту точку, а затем перевести взгляд вдаль на дерево или облако, а затем снова посмотреть на точку. Повторять такие упражнения необходимо 10-15 раз.
Соблюдение режима сна и бодрствования. Качество и продолжительность ночного сна играет важную роль для здоровья органов глаз. поэтому необходимо установить время, когда дети ложатся спать и просыпаются и соблюдать режим[19].
Организация правильного питания. Необходимо следить, чтобы в рационе присутствовали белки: мясо, яйца, молочные и кисломолочные продукты. Сезонные овощи и фрукты, включенные в рацион ребенка, пополняют запасы витаминов, микро и макроэлементов.
Смена труда и отдыха. Смена чтения или письма на активные действия также хорошая профилактика нарушения зрения, даже обычная ходьба по комнате позволит отвлечься и позволит зрительному нерву немного отдохнуть.
Ограничение времени работы на компьютере и просмотра телевизора. работа за компьютером, непосредственно вблизи монитора, дает сильную нагрузку на глаза. Расстояние от глаз до монитора должно быть максимальным, а продолжительность работы не более 25 минут. Просмотр телевизора также наносит большой вред. Поэтому желательно уменьшить время просмотра телевизора до 20 минут.
Использование компьютерной клавиатуры серого цвета, матового монитора.
Использование ламп накаливания или галогеновых ламп с высокой частотой мелькания[18].
Выводы:
По результатам исследования в школе у 35 % детей снижено зрение. Наиболее распространенным заболеванием является близорукость (миопия). Эти учащиеся были разделены на 4 групп с разной остротой зрения для коррекционной работы.
Из исследованных современных методов профилактики заболеваний органов зрения оптимальным методом безоперационной коррекции зрения для выявленных групп учеников со сниженным зрением является методика Бинарометрии. (восстановления зрения в условиях физиологического двоения при слиянии двойных изображений).
После курса терапии, у учеников со сниженным зрением вдаль острота зрения повысилась на 1% за счет выполнения активных упражнений механизмов настройки на резкость. У учеников со сниженным зрением вблизи острота зрения повысилась на 12 %
Мною составлены практические рекомендации по улучшению зрения и оформлены в виде буклета, донесены до учащихся на школьной конференции.
Для эффективной профилактики нарушений зрения у школьников на современном этапе необходимо соблюдение условий, которые указаны в Памятке.
Заключение.
Наше исследование показало, что для профилактики прогрессирования близорукости и повышения остроты зрения как при близорукости целесообразно использование методики восстановления зрения в условиях физиологического двоения при слиянии двойных изображений. Данный метод эффективен и прост в реализации, не требует больших капиталовложений. Однако для реализации метода требуется знания физиологии зрительной системы и психолого–педагогическая подготовка специалиста-инструктора.
Апробированный нами психолого – педагогический метод тренинга зрительной системы дает положительные результаты в большинстве случаев. На основании данного исследования и исследований, проведенных И.Э. Рабичевым в центре исследования и коррекции зрения «Восприятие», данный метод имеет перспективу внедрения в школах России.
Цель, которую я ставила, достигнута, намеченные задачи удалось решить.
Апробированный нами метод тренинга зрительной системы дает
положительные результаты в большинстве случаев – таким образом,
гипотеза подтверждена.
На основании данного исследования и исследований, проведенных Игорем
Рабичевым, данный метод имеет перспективу внедрения в школах России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
А.Р. Поляков, профилактика нарушений остроты зрения школьников средствами коррекционной гимнастики (с использованием стереоизображений), Ж.:Вестник бурятского государственного университета, 2012 – 13. Стр. 157-160
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. – М.: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, 2006.
Кольченко О., Близорукость: наводим на резкость// Здоровье школьника – 2013, №8
Лещенко И., Интересные факты о зрении//Здоровье школьника 2013 - №2
Медведев А. В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса: Автореф. дис... канд. мед. наук. — Самара, 1999.
Мищенко Т. С., Новожилова Е. Т., Селиверстова Н. Н. Карта бинокулярности как метод оценки зрительных функций при рефракционных и аккомодационных нарушениях // Бюл. Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2011. № 3 (1). С. 73–76.
Рой М., Треннинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2002. – 112 с., илл.
Рабичев И.Э., Саляева А.Р. Бинариметр. Авторское свидетельство СССР № 1630786. -1991.Бюл.№8. C.167.
Рабичев, И.Э. Системная организация и механизмы направленной коррекции бинокулярного зрения: дис. … д–ра биол. наук: 14.00.17/ Рабичев И.Э. – М., 1998. – 192 с.
Рабичев И.Э., Функциональная коррекция остроты зрения у школьников при близорукости и спазме аккомодации. – Иркутск, 2000.
Рабичев И.Э., Современный подход к профилактике миопии у школьников. – Иркутск, 2000.
Рабичев И.Э. Котов А.В. Поляков А.Р. Формирование специфической мотивации и обучение методам функциональной коррекции остроты зрения у школьников. Научный журнал «Наука и образование» Якутск. 2014, 3.С.100-103.
Роземблюм, О.В. Проскурина // Зрительные функции и их коррекция у детей. – М.: Медицина. – 2005. – С.49–57.
https://www.ochkov.net/wiki/blizorukost-statistika-voz.htm
Дальнозоркость (гиперметропия). Причины, симптомы, лечение. http://wikieyes.ru
Офтальмологическая энциклопедия. http://medportal.ru/
Ратнова Н., Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся (по системе В.Ф. Базарного). http://www.hrono.ru
Профилактика нарушения зрения у детей. http://vitaportal.ru/
Как сохранить зрение у ребенка? http://www.detskoezrenie.ru/
Официальный сайт Базарного В.Ф http://www.bazarny.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблицы для определения остроты зрения вдаль.
Рис. 1 Таблица Сивцева Рис. 2 Таблица Головина
Рис. 3 Таблица Орловой
Рис. 4 Таблица для определения остроты зрения вблизи
Приложение 2.
Применение метода И. Э. Рабичева по коррекции зрения.
Приложение 3.
Таблица 2 Результаты проверки остроты зрения в конце исследования.
Обучающиеся: |
вдаль |
вблизь |
|||||||
оба |
л |
п |
оба |
л |
п |
||||
Группа 1. Нормальное зрение |
|||||||||
Обучающийся 1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 2 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 3 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 4 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 6 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 7 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 8 (из гр.2) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 9 (из гр.2) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 10 (из гр.2) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 11 (из гр.3) |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 12 (из гр.4) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Группа 2. Нормальное зрение с незначительными колебаниями в остроте зрения |
|||||||||
Обучающийся 13 (из гр.3) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
|||
Группа 3. Сниженное зрение на дальних расстояниях |
|||||||||
Обучающийся 14 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 15 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Обучающийся 16 |
0,9 |
0,8 |
0,4 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
|||
Группа 4. Сниженное зрение на близких расстояниях |
|||||||||
Обучающийся 17 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
|||
Обучающийся 18 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
|||
Обучающийся 19 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |