Влияние мультфильмов на психику ребёнка

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние мультфильмов на психику ребёнка

Еловой Е.И. 1Воднева Д.В. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1» (ГУО «Могилёвская городская гимназия № 1»)
Уркель Т.Г. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Как–то я спросил родителей, любили ли они в детстве смотреть мультфильмы. Ответ их был, конечно, утвердительным. Для них это было целое событие. Мультфильмы продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка.

В своей работе мы попытались разобраться, как влияют мультфильмы на психику ребенка.

Мы считаем данную тему актуальной, потому что сегодняшнее воспитание зачастую выглядит так: взрослые заняты разными делами, а ребенка, чтобы не мешал, усаживают перед экраном. И смотрит ребенок круглые сутки всё подряд, а уже буквально через пару месяцев, не может без мультфильмов. Мы решили разобраться в этом вопросе.

Гипотеза исследования: мультфильмы оказывают влияние на психику ребенка.

Цель исследования: изучение влияния современных мультфильмов на психику ребенка.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о мультипликации как жанре.

2. Экспериментальным путем выяснить как влияет на эмоциональное состояние детей просмотр мультфильмов.

3. Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.

4. Разработать памятки для родителей с рекомендациями.

Объект исследования: мультфильмы.

Предмет исследования: влияние мультфильмов на психику ребенка.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ, обобщение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.              

Первый мультфильм создал в 1892 году французский художник Шарль-Эмиль Рейно. Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.

Позднее, с возникновением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время эти технологии так далеко шагнули, что порой сложно определить, что же мы видим на экране – «живое» кино или анимированное. [1, с.28]

Мультфильмы по способу их создания бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые, компьютерная анимация. [2, с.32]

Большинство современных мультфильмов имеют следующие признаки:

яркие, действие происходит очень быстро;

простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах;

значение речи для понимания мультфильма сведено к минимуму;

мультфильм озвучен одним голосом;

много агрессии;

однообразная музыка.

Яркость мультфильма позволяет легко привлечь внимание. В результате развивается неспособность к концентрации внимания, что влияет на успешность обучения в школе.

Понятный, простой сюжет не всегда дает возможность включиться воображению, фантазии.

В школьный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать грамотную и красивую речь, а недостаток правильной речи в мультфильмах оказывает негативное воздействие на её развитие.

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия.

Мы решили провести анкетирование в нашем классе, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы по теме. (Приложение А)

Таким образом, проведенное исследование показало, что, все дети любят мультфильмы. 40% учащихся смотрят их по выходным. К моему удивлению большинство родителей 68% контролируют время просмотра мультфильма, 80% родителей учащихся нашего класса смотрят мультфильмы вместе с детьми. Естественно, у 70% опрошенных после просмотра наблюдается усталость глаз. (Приложение Б)

Психологи отметили, что за последние десять лет количество детей с нервными недугами увеличилось в несколько раз. При этом многие винят возросшую нагрузку или проблемы в семье, но на самом деле все намного прозаичнее – «неправильные» мультфильмы. Пороки отрицательных героев незаметно въедаются в детское сознание, и ребята начинают подражать им. В коллективе дети не хотят мириться с неудобными ситуациями и решают проблемы с помощью силы, хитрости, обмана. При этом эксперты отмечают, что дети страдают от плохого сна, тревожности, неврозов и страхов, а также высокой агрессивности.

Мы решили провести эксперимент, чтобы удостовериться в правильности выводов экспертов.

Для начала мы на практике проверили влияние просмотра отечественных и современных зарубежных мультфильмов на частоту сердечных сокращений учащихся нашего класса. Предложили одноклассникам экспериментальной группы для просмотра два мультфильма: отечественный «Зайчонок и Муха» и зарубежный «Освободите Джимми". После каждого измеряли пульс.

Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75-80 ударов в минуту. А после просмотра зарубежного мультфильма частота сердечных сокращений у некоторых увеличилась до 120 ударов.

Таблица 1 – Частота сердечных сокращений

Имя

Отечественный мультфильм

(уд./мин)

Зарубежный мультфильм

(уд./мин)

Ученик 1

70

98

Ученик 2

79

93

Ученик 3

76

110

Ученик 4

76

96

Ученик 5

78

95

Ученик 6

80

115

Ученик 7

80

120

Ученик 8

75

100

Ученик 9

72

98

Ученик 10

76

100

Известно, что при увеличении частоты сердечных сокращений нарушается работа сердечно-сосудистой системы, что негативно влияет на состояние здоровья каждого из нас.

Следующим этапом стало проведение эксперимента-наблюдения. В качестве испытуемого выступил мой младший брат. Вечером, перед сном на протяжении месяца мы с мамой разрешили ему смотреть мультфильмы. Герману 6 лет и он сам выбрал для просмотра мультфильмы «Зомби», «Сиренеголовые», «Монстр Хай», «Дом-монстр». Не отрываясь, брат смотрел все серии подряд. Уже через неделю сон моего братика нарушился. Он стал плакать и разговаривать во сне. А когда мы не дали ему очередной раз посмотреть мультфильм, у Германа началась истерика: он плакал, топал ногами, разбрасывал игрушки. На этом я решил закончить эксперимент.

К моему удивлению это было не так легко. Герман хотел смотреть мультфильмы, которые ему нравятся. На протяжении всего «восстановительного периода» я пытался предложить брату для просмотра мультфильмы «Котенок Гав», «Винни-Пух», мультфильмы по сказкам Сутеева.

Я объяснял, что под маской милых и симпатичных персонажей могут скрываться герои, которые совершают отрицательные поступки. Они не должны становиться примером для подражания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети очень любят смотреть мультфильмы. Но к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно. И, прежде всего, ответственность за выбор ложится на взрослых. Важно понимать, что мультфильмы должны учить размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы доказали, что мультфильмы оказывают влияние на психику ребёнка. И, к сожалению, не всегда положительное. Поэтому мы рекомендуем выбирать мультфильмы с добрыми сюжетами. Они помогут развитию детей, научат чему-то новому, позволят отдохнуть и развлечься.

Мы составили памятки для родителей: «Признаки вредных мультфильмов», «Правила безопасности», «Будьте внимательны, если…». (Приложение В, Г, Д)

Материалы исследовательской работы можно использовать для проведения родительского собрания на тему «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».

Свою работу нам хочется закончить словами Хаима Гинотта , которые обращены ко всем взрослым «Дети похожи на мокрый цемент. Все, что на него попадает, оставляет свой отпечаток …» [4, с.51]

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева // Восп . шк.- 2006. - №6. - С.28 «Планета мультфильмов», статья «Мой малыш».

2. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. - М.: Чистые пруды.-2006. – с.32 «О нашем союзмультфильме», Г. Бородин, 2005

3. Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие / М.В Башова – Ростов-наДону.: Феникс, 2000. - 416 с.

4. Гиннот Хаим Родитель – ребёнок: мир отношений / Гиннот Хаим ООО «Издательство «Эксмо», 2012.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

АНКЕТА ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

А) да Б) нет В) иногда

2. Как часто ты смотришь мультфильм?

А) каждый день Б) иногда В) по выходным Г) редко

3. Где ты смотришь мультфильм?

А) по телевизору Б) по компьютеру

В) по телефону Г) в кинотеатре

4. Если ты начинаешь смотреть мультфильм, то сколько непрерывно по времени ты это делаешь?

А) 20-30 мин Б) 30-60 мин В) час и более

5. После длительного просмотра мультфильмов, наблюдаешь ли ты за собой следующие признаки?

А) усталость глаз Б) плаксивость В) раздражительность

Г) сонливость Д) страх, тревога Е) радость Ж) бодрость

6. Контролируют ли ваши родители время просмотра мультфильма?

А) да Б) нет В) иногда.

7. Смотрят ли ваши родители с вами мультфильмы?

А) нет Б) иногда смотрят

В) смотрят и потом мы вместе обсуждаем мультфильм

8. Чем бы ты мог заменить просмотр мультфильмов?

А) прогулкой Б) чтением книги

В) общением с друзьями или родителями

Г) игрой в компьютерные игры

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИЗНАКИ ВРЕДНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ»

1. Главные герои ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.

2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.

3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.

4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.

5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, слабостью, физическими недостатками, материальным неравенством.

6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать.

7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.

8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно.

9. В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ЕСЛИ…»

Главные героя мультфильма ведут себя агрессивно, нанося вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины или поджигают дома).

Персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда и т.д.).

Герои неуважительно относятся к людям, животным, растениям.

Плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает.

Персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками.

Герои не симпатичны или откровенно уродливы.

Помните, что хороший мультфильм должен быть наградой ребёнку, а не каждодневным рутинным событием. Не отказывайте и себе в удовольствии, устраивайте хотя бы раз в неделю семейный просмотр. Вы получите массу положительных эмоций, а заодно лучше узнаете своего малыша. И, возможно, у вас появится новое семейное хобби: коллекционирование хороших мультфильмов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные мультфильмы, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов.

Обязательно обсуждайте с ребенком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить и объяснить.

При просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном.

Не заменяйте живое общение мультиками. Часто мультфильмы выполняют роль теле-няни. Ребёнку важнее личное общение.

Просмотров работы: 45