Введение
Радостные школьные годы…. Детские воспоминания об одноклассниках… Какими они должны быть? Радостными? Яркими? Запоминающимися?
К сожалению, наши детские мечты, которыми грезили будущие первоклассники о школе, разбиваются о суровую реальность и частую агрессию со стороны одноклассников.
В России, по статистике, травле в школе подвергается каждый второй ребенок (3). Главным фактором, вызывающим агрессию, чаще всего становится отличие от других. Актуальность проблемы профилактики буллинга обусловлена тем, что буллинг может перерасти в моббинг, а тот в свою очередь приведёт к появлению скулшутинга. Примеры, когда подросток берёт в руки оружие и стреляет, есть уже в России (Казань, 2021г.; Ижевск, 2022 г.)
Классы, в которых кого-то травят, встречаются чаще, чем классы, в которых все живут дружно. Когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют, когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, унижают, угрожают - это называется травля или буллинг.
Хотя люди, которые кого-то травят предпочитают говорить: «Мы так играем», «Мы шутим, это же шутка». Но мы все знаем и чувствуем разницу между игрой и травлей. В игре весело должно быть всем! В игру все вступают добровольно. В игре роли могут меняться.
При травле - удовольствие в издевательстве над человеком, в веселье над его бессилием и беспомощностью.
И наш класс не исключение, и некоторые из нас, в том числе и я, подвергались буллингу со стороны одноклассников. Именно проблема травли по отношению некоторых одноклассников ко мне стала основополагающей при выборе темы моей проектной работы.
Цель моей работы: изучить буллинг как актуальную современную проблему и привлечь к ней внимание одноклассников.
Для достижения цели мне потребовалось выполнить следующие задачи:
Провести анализ литературы по теме буллинга.
Раскрыть сущность понятия «буллинг».
3. Помочь жертвам буллинга, разработав памятку для тех, кто столкнулся с буллингом.
Гипотеза: с буллингом можно справиться, если знать, как действовать. Разработав памятку с практическими советами и используя эти советы в жизни, я помогу детям, столкнувшимся с буллингом.
Методы: изучение и анализ литературы; опыт; визуализация.
Объект исследования – буллинг, как типичное явление в школе.
Предмет исследования – пути преодоления буллинга.
1. Глава 1. Теоретическая часть
. Что такое буллинг?
Буллинг - относительно новое слово в русском языке, но как явление существует давно.
В 2019 году 193 государства-члена ЮНЕСКО поддержали учреждение Международного дня против насилия и буллинга в школе и интернете. В 2022 году он отмечается 5 ноября с целью привлечь всеобщее внимание к проблеме и остановить распространение буллинга, травли и издевательств. А в 2023 году в России планируется провести первый антибуллинговый фестиваль, в котором примут участие руководители и учителя школ, а также школьники - лидеры мнений (6).
Впервые понятие «буллинг» ввёл норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Он определял буллинг, как преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.
Один из первых исследователей феномена травли - профессор специальной педагогики - Руланн Эрлинг Георг определил его как физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации (10).
Слово «буллинг» произошло от английского «bullying» - приставать, издеваться, запугивать, тиранизировать (9). Буллинг подразумевает под собой травлю, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Наиболее опасным это социальное заболевание, а порой даже смертельным (когда жертву «затравливают» до суицида, либо, когда она берет в руки оружие и мстит обидчикам), наблюдается в школах. Буллинг - это систематическая, регулярная травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. И если ребенок становится объектом психологического или физического насилия, это может привести к серьезным последствиям. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, это может отразиться на их здоровье.
Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть.
Как научиться распознавать признаки буллинга, когда он только еще зарождается? И как его остановить?
Очень важно знать буллинг «в лицо»: в каких ролях могут выступать участники буллинга, какие виды буллинга бывают, как научиться противостоять буллингу.
Рассмотрим это подробнее.
. Роли в буллинге
В буллинге много ролей. В научной литературе выделяют три основные роли: агрессоры (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но все равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва (2).
Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Но чаще это дети, чем-то отличающиеся от других: отличники или двоечники, любимчики учителей или наоборот, представители других национальностей, инвалиды или дети, имеющие физические недостатки. Также подвергаются агрессии физически слабые подростки, с низкой самооценкой или излишней скромностью, слишком избалованные дети.
Общая характерная черта для всех агрессоров - это отсутствие любви и понимания со стороны близких людей. Агрессорами могут стать дети не только из неблагополучных семей, но и из достаточно обеспеченных. Если родители много работают и не уделяют своему ребенку достаточного внимания, он начинает вымещать это на других.
Говоря о наблюдателях учёные отмечают такие их типичные состояния, как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
В литературе так описывают их типичные характеристики:
Агрессоры:
1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;
3. физически сильные мальчики;
4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
Наблюдатели (союзники) чаще всего дети:
боящиеся быть на месте жертвы;
не желающие выделяться из толпы одноклассников;
дорожащие своими отношениями с лидером;
поддающиеся влиянию «сильных мира сего» в классе;
неумеющие сопереживать и сочувствовать другим;
без собственной инициативы;
принимающие травлю за развлечение;
дети жестоких родителей;
озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;
из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.
Жертвы буллинга
Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.
Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:
гиперактивность и повышенная возбудимость;
плохая успеваемость;
ябеды;
синдром дефицита внимания;
любимчики учителей;
с трудом усваивающие чтение и письмо;
гиперопекаемые родителями;
воображалы;
хвастуны;
«белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие);
неопрятно одетые или же суперодетые;
одарённые;
кичащиеся достижениями своих родителей;
дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране (8).
Виды буллинга
Социологи выделяют четыре вида буллинга:
1. Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга (пример: с ребенка привселюдно стягивают брюки на детской площадке). Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-9 классах.
2. Вербальный (словесный) буллинг: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение (пример: один ребенок говорит другому ребенку: «Ты очень, очень жирный, прямо как твоя мама»). Вербальный буллинг более молодой, он встречается уже в 4 классах, однако бывают случаи его проявления среди учеников старшей школы и студентов.
3. Социальный буллинг: социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность (пример: группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую дети решили не приглашать, делая вид, что ее не существует). Этот тип актуален для всех возрастов, но часто остается незамеченным. Именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный стресс у жертвы.
4. С развитием интернет-технологий стал частым кибербуллинг: травля через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Кибербуллинг встречается среди всех возрастных групп, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц в социальных сетях, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных (пример: кто-то размещает в социальных сетях следующий текст: «Петя полный неудачник. Почему кто-то вообще с ним общается?!») (4) .
1.4 Выводы по 1 главе
Буллинг - относительно новое слово в русском языке, но как явление существует давно. Буллинг подразумевает под собой травлю, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
В буллинге много ролей. В научной литературе выделяют три основные роли: агрессоры (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но все равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Традиционно выделяют четыре вида буллинга: физический, вербальный, социальный и кибербуллинг.
2. Глава 2. Практическая часть
В нашем классе я и сам столкнулся с буллингом, я злился, агрессировал на обидчиков и понимал, что это еще больше приведет к озлоблению и травли меня. Я обратился к маме, мы прочитали вместе очень много статей, книг и хотел бы поделиться своими наблюдениями.
2.1 Буллинг в детской литературе
Книги с самого детства формируют наше мышление и речь. Книги учат нас предотвращать издевательства и быть толерантными по отношению к другим, непохожим на нас. Ведь именноглавным фактором, вызывающим агрессию, чаще всего становится отличие от других. Но порой именно непохожесть делает человека уникальным и позволяет ему добиться жизненных высот. Таких же, как у героев книг нашей подборки.
И я, в свою очередь, хочу посоветовать всем прочитать вот эти замечательные книжки:
«Гадкий утёнок» Г.Х. Андерсена - история, знакомая каждому человеку нашей огромной страны. Гадкий утенок вырастает в прекрасного лебедя, а все его недоброжелатели так и остались злыми, глупыми и не способными измениться в лучшую сторону. Такой пример отлично покажет ребенку, как нелепо выглядит нападающий со стороны.
Паласио «Чудо» - детский роман о мальчике Августе, у которого редкое иммунное заболевание. В начале повести он перенес несколько сложных операций, из-за которых его лицо исказилось. Желающих дружить и общаться с мальчиком совсем немного. Ему предстоит столкнуться с несправедливостью и осуждением. «Чудо» учит нас чуткости, терпению.
Ларс Соби Кристенсен «Герман». История одиннадцатилетнего мальчика, который вынужден носить смешную шапку из-за облысения. Итог - отсутствие друзей, одиночество, страх и постоянные насмешки. Но Герман справится со всеми испытаниями.
Владимир Железников «Чучело». Книга о девочке Лене, надолю которой выпала ненависть одноклассников, равнодушие учителей, невнимательность деда. И самое страшное - предательство того, кого она считала другом. Что же стало с Леной? Она стала сильной, храброй и великодушной.
Евгения Басова «Изо». Книга про девочку Свету, которая очень любит рисование, но учителя упорно не замечают ее талантов. Она тихая, незаметная и у нее почти нет друзей. Но несмотря на жестокие ситуации, в которые попадает героиня, она находит выход и доказывает – в любом, даже самом темном тоннеле есть свет.
Фанни Бритт «Джейн, лиса и я» - одна из лучших историй о буллинге, где главная героиня поверила в то, что она никому не нужная и некрасивая девочка. Но благодаря любимому произведению, ей удастся поставить обидчиков на место.
2.2 Как преодолеть буллинг
Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Даже если травля не носит физический характер, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого. Вот почему очень важно прекратить это (6).
Как я указал выше, я сам столкнулся с буллингом. Прочитав книги, статьи, мы с мамой проигрывали различные ситуации, как вести себя при нападках агрессоров, и я, на мой взгляд, успешно применил эти советы на практике. И сегодня, в своей работе, я хочу поделиться теми советами, которые помогли мне (5, 7), и надеюсь помогут ребятам, сталкивающимся с буллингом, его преодолеть.
Итак, если ты столкнулся с буллингом,
НЕПРАВИЛЬНО:
Поддаваться на провокации, спорить, проявлять злость и гнев (например: «Это новые кроссовки, ты просто ничего не понимаешь»).
Отвечать тем же (например: «Ты сам такой, ты сам дурак»).
Угрожать (например: «Ты у меня получишь»).
Плакать и убегать.
Бросаться в драку.
Все указанные действия могут еще больше спровоцировать обидчика и привести к новым проблемам.
ПРАВИЛЬНО:
Не бойся обидчика, но помни: необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
Ищи друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии – юмор (например, улыбнуться и сказать: «Я так рад, что вам весело»).
Не молчи! Сообщи о нападках учителю и родителю. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, - правильно, это не стукачество.
Если ты боишься сказать родным или учителю, ты можешь обратиться:
на круглосуточную горячую линию «Ребенок в опасности» по телефону 8 (800) 707-70-22;
на горячую линию Травли.NET по телефону 8 (800) 500-44-14;
к анонимному чату с психологом на сайте мырядом.онлайн (5).
Не расстраивайся, неважно, что они говорят. Буллинг - игра власти и выиграть в ней можно только не расстраиваясь.
И главное: повышай самооценку! Ищи свои сильные стороны и развивай их! Запомни китайскую мудрость: бриллиант, упавший в грязь, всё равно остаётся бриллиантом, а пыль, поднявшаяся до небес, так и остаётся пылью.
Все эти советы я применил, когда столкнулся с буллингом в отношении меня, и считаю, что они мне помогли. В Приложении я вложил памятку, которую разработал детям, которые как и я, столкнулись или могут столкнуться с буллингом.
В этом году я участвовал в Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Стиль жизни-здоровье!2022». В качестве проекта на этот конкурс я взял тему про буллинг. В Приложении также представлены мои работы. Я прошел муниципальный этап, в региональном этапе стал участником. Но для меня неважно, выиграл я или проиграл. Если я своей темой хоть как-то повлияю на улучшение взаимоотношений в классе, это будет победой для меня.
2.3 Выводы по 2 главе
Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Даже если травля не носит физический характер, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого. Вот почему очень важно прекратить это. Важно научиться противостоять буллингу. В этом могут помочь взрослые, психологи, книги, статьи. Главное - не бояться сделать шаг навстречу проблеме и помнить: буллинг - не приговор.
3. Заключение
Буллинг – это проблема, с которой сталкиваются многие люди в мире, одним из эпицентров является школа.
В теоретической части мы разобрались с понятием и видами буллинга; определили характеристики основных участников данного явления. Мы пришли к следующим выводам:
1. Буллинг (от англ. bullying – запугивание, травля) представляет собой травлю, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
2. Буллинг делится на несколько видов: физический, социальный, вербальный и кибербуллинг.
Объектом нашего исследования являлся буллинг в школьной среде, а предметом исследования - пути преодоления буллинга. Проанализировав литературу, применив на себе рекомендации и советы из различных источников, мы пришли к выводу, что нашагипотеза о том, что с буллингом можно справиться, подтвердилась. Знания, как правильно действовать, какие ошибки нельзя совершать и как лучше реагировать на обидчика, могут помочь ребенку справиться с буллингом.
Практической значимостью нашего проекта является создание постеров и памятки, нацеленной на самопомощь для детей, подвергающихся буллингу.
В перспективе я бы хотел продолжить заниматься темой буллинга и, возможно, организовать инициативную группу, которая могла бы в тандеме с педагогами младших классов и психологом нашей гимназии помогать детям младших классов в противостоянии буллингу.
4.Литература
https://bullying.shkolamoskva.ru/
https://media.foxford.ru/articles/shkolnyy-bulling
https://www.rbc.ru/politics/30/10/2019/5db06c549a794759933165b2
https://childdevelop.info/articles/conflict/746/
https://травлинет.рф
https://tass.ru/obschestvo/16240905
https://ru.wikihow.com/остановить-травлю-или-буллинг
С.В.Кривцова. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных» 2011г.
Кривцова С.В. Ваш ребёнок - жертва травли: что делать?: пособие для родителей / С.В. Кривцова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 48 с. (ФГОС. Внеурочная деятельность. Мир без агрессии)
Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012г. - 264 с.
5.Приложение
Работы на Всероссийский конкурс социальной рекламы: «Стиль жизни –здоровье! 2022»
Памятка