Причины скулшутинга и методы борьбы с ним

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Причины скулшутинга и методы борьбы с ним

Макарова К.А. 1
1МБОУ СОШ № 25
Ишкова Л.В. 1
1МБОУ СОШ № 25
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.


В последнее время наблюдается тенденция увеличения случаев насилия в школьной среде, приводящая к гибели учителей или учеников, при этом большинство совершаемых преступлений - скулшутинга - имеют свойство «копирования». Какие причины кроются в проявлении агрессии, приводящей к скулшутингу в учебных заведениях и как это предупредить?

Актуальность: в наше время явление скулшутинга приобретает все более выраженные черты пугающей повседневности, поэтому необходимо расширить знания учеников и учителей, что поможет в понимании проблемы и борьбе с ней.

Гипотеза: травля в образовательной среде со стороны одноклассников и преподавателей приводит к психологическим травмам и является причиной жестокости детей

Объект исследования: скулшутинг.

Предмет исследования: факторы появления вооруженного насилия на территории образовательных учреждений.

Цель: исследование скулшутинга и поиск методов борьбы с ним.

Задачи проекта:

1.Изучить литературу и источники по проблеме исследования.
2.Рассмотреть известные случаи скулшутинга в мире.

3.Узнать, как предотвратить трагедию.
4.Провести практические исследования об информированности людей о скулшутинге и способах его предупреждения.
5.Подготовить алгоритм действий в критических ситуациях.
6.Разработать памятку с перечнем телефонов поддержки в кризисных ситуациях.

Методы исследования:

Изучение различных источников.

Анализ, сравнение.

Опрос учащихся.

Глава 1. Теоретическая часть.

Что такое «скулшутинг» и «колумбайн», «синдром Вертера»?

Скулшутинг - это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.
В России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала ХХ века. Позже произошли одни из самых известных случаев скулшутинга. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира, в частности и России.(4)

«Колумбайн» – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. С развитием интернета и социальных сетей в среде подростков возникла, интернет-субкультура колумбайнеров, которые обсуждают Харриса и Клиболда на форумах, рисуют фан-арты, пишут фанфики и монтируют видео, тем самым создавая контент для колумбайн-сообществ.(2)

«Синдром Вертера» – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей. По словам Дейва Каллена – автора книги про Колумбайн, школьницы, интересующиеся «Колумбайн», склонны романтизировать стрелков: «Их тянет к бедным, непонятым, трагическим, сбившимся с пути подросткам, которых можно спасти любовью».(2)

Известные случаи скулшутинга.

1. Первым случаем скулшутинга считают нападение Эрика Харриса и Дилана Клиболда на среднюю школу «Колумбайн» 20 апреля 1999 года. На своих автомобилях стрелки припарковались у здания школы и заложили в столовой две самодельных бомбы с таймером. Они планировали дождаться взрывов на улице, а затем расстреливать всех выбегающих из здания людей. Школьники надеялись таким образом уничтожить около пятисот человек, однако бомбы, заложенные в столовой, не сработали. Тогда преступники ворвались в школу и начали стрелять по всем, кто попадал в их поле зрения. Они убили одного учителя и 12 учеников, самому младшему из которых было 14 лет. Более 20 человек были ранены. После бойни убийцы покончили с собой: каждый выстрелил себе в голову.

2 14 декабря 2012 года. Начальная школа «Сэнди-Хук», город Ньютаун, Коннектикут, США.

Это преступление особенно чудовищно, потому что его жертвами стали маленькие дети. Утром 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил свою спящую мать, вооружился несколькими пистолетами и винтовками из ее коллекции оружия, сел в машину и направился к начальной школе «Сэнди-Хук». В 9-35 он ворвался в здание и в течение 11 минут расстреливал детей и учителей. Затем, услышав, что приближается полиция, застрелился. Жертвами 10-минутной бойни стали 26 человек: 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет и шестеро женщин. Директриса и школьный психолог были убиты при попытке остановить убийцу, 4 учительницы погибли, пытаясь спасти детей и прикрывая их своими телами. Мотивы жестокого массового убийства остались невыясненными. Адам Лэнза родился в благополучной семье, его мать была учительницей и коллекционировала оружие. Именно на нее было зарегистрировано все оружие, из которого ее сын стрелял в своих жертв.

3. Остин, Техас, 1 августа 1966.

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

Случаи скулшутинга в России.

Первый случай скулшутинга в России произошел в 2014 году , во время нападения на школу в районе Отрадное ( Москва ) . Десятиклассник застрелил двух человек.

Стрельба в 2017 году в образовательном центре №1 в Ивантеевке ( Московская область ), в результате атаки пострадало 4 человека.

Нападение в 2018 году в школе №5 в поселке Сосновый бор под Улан-Уде. Пострадали семь человек.

Массовое убийство в Керченском политехническом колледже произошло днём 17 октября 2018 года. В результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек из числа учащихся и персонала учебного заведения, включая предполагаемого нападавшего; пострадали 67 человек. Крупнейшее по количеству жертв массовое убийство в учебном заведении в новейшей истории Европы.

Массовое убийство в гимназии № 175 (Республика Татарстан) произошло утром 11 мая 2021 года в Казани на улице Джаудата Файзи. В результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали. После стрельбы нападавший, Ильназ Галявиев, был задержан.

Массовое убийство в Пермском государственном университете было совершено 20 сентября 2021 года на территории Пермского государственного университета. В результате стрельбы, устроенной нападавшим, погибли 6 и получили ранения 47 человек, в том числе и сам подозреваемый Тимур Бекмансуров, который при задержании оказал сопротивление, был ранен и доставлен в больницу в крайне тяжёлом состоянии.

Причины появления.

Можно выделить ряд факторов, которые в своем взаимодействии могут стать причиной скулшутинга. Это могут быть и напряженные отношения в школе, и сложные отношения дома, отсутствие внимания и поддержки. Можно говорить и о некоторых индивидуально-психологических особенностях, ставших для этих подростков уязвимым местом на фоне других факторов, таких как трудности в установлении контактов, необщительность, некая отличность от окружающих и прочие. В ряде случаев наблюдаются проблемы психического здоровья, когда несовершеннолетний не получал соответствующей помощи. В некоторых случаях поведенческие проблемы отмечались давно, имели раннее начало в возрасте до 10-12 лет и требовали участия специалистов и родителей в работе с таким ребенком, но не отработались. Нередко причиной может быть доступность оружия дома. Также причиной могут стать и психологические травмы. (3)

К причинам возникновения скулшутингов, совершаемые подростком выделяются внешние и внутренние факторы:

К внешним факторам относится:

Трудности в общении со сверстниками и педагогами, конфликты и недопонимания.

Отсутствие внимания родителей к ребенку, а так же ссоры с членами семьи.

Буллинг (травля) в общеобразовательной среде и за ее пределами.

Доступ ребенка к холодному и огнестрельному оружию в доме.

Группы и объединенные сообщества на тему «Колумбайн» пропагандирующие идеологию «скулшутинга»

К внутренним факторам относится:

Внушаемость ребенка к внешним условиям.

Депрессивное состояние.

Психические отклонения, протекающие без должного внимания.

Например, вице-президент Российского фонда мира Елена Сутормина призвала СМИ не упоминать имена стрелков: «Для подавляющего большинства подростков, которые готовят подобные преступления, это является своеобразным методом прославиться, заявить о себе, записать свое имя в историю. Мы видим в буквальном смысле сегодня информационную эпидемию в молодежной среде подражания стрелкам.

Методы борьбы или как предупредить надвигающуюся опасность.

Во всех приведенных выше случаях скулшутинга есть определенные общие черты: во всех них участвуют подростки возрастом от 14 до 20 лет, практически все они подвергались постоянному или эпизодическому буллингу, то есть травле со стороны сверстников, а иногда и преподавателей. Практически все из них являются аутсайдерами, «инаковыми» для остальных, что и становилось причиной травли. Для всех них скулшутинг был не спонтанным, а тщательно подготовленным и спланированным мероприятием.

В целях предупреждения скулшутинга образовательная организация должна предпринять комплекс мер:

Организация пропускного режима в образовательной организации и на ее территории, в частности – оснащение рамками металлодетекторов, системой охраны и видеонаблюдения.

Периодический обход и осмотр образовательной организации и ее территории.

Назначение лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий); установление порядка эвакуации лиц, находящихся на территории образовательной организации в случае угрозы совершения террористического акта, проведение учений, тренировок;

Информирование работников о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), проведение инструктажа и практических занятий по действиям в подобных ситуациях; взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам противодействия скулшутингу.

Кроме мер, направленных на антитеррористическую защищенность образовательной организации, руководству и педагогическому составу необходимо обращать внимание и на социально-психологические факторы:

Отношения с ребёнком внутри семьи. Семья — главный авторитет для ребёнка. Это пространство, где устанавливаются моральные ценности, и формируется картина мира.

Поведение подростка в школе. Ребёнок, часто проявляющий агрессию по отношению к учителям, сверстникам и животным тоже находится в зоне риска. Агрессия часто представляет из себя не более чем пассивный механизм защиты.

Психологические травмы нападавшего — тоже важный фактор скулшутинга. Систематическая травля в школе, вызывающая суицидальные настроения, и нарастающая внутренняя агрессия заставляют подростка совершить что-то яркое перед своей смертью, являющейся основным финалом любого плана нападения на школу.

Психические заболевания. Психолого-психиатрическая экспертиза зачастую помогает предотвратить случаи скулшутинга. Общение психолога с ребёнком позволяет глубже понять и прочувствовать весь груз жизни подростка, кажущийся ему невыносимым. Беседы с родителями тоже крайне важны, чтобы оказать помощь ребенку не только во время нахождения в школе, но и дома.

Внимание со стороны родителей, адаптация трудных подростков в обществе, своевременная помощь специалистов в совокупности с антитеррористическими мероприятиями помогут избежать вооруженных нападений среди подростков.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Опрос

Одной из целей работы являлось практическое исследование об информированности людей о скулшутинге и способах его предупреждения. Реализовать эту цель, было принято с помощью анкетирования в одном из Интернет-ресурсов, которое прошли 45 человек, по совместительству, обучающихся в разных образовательных учреждениях. С помощью него я смогу выяснить, сколько человек знают о понятии скулшутинга, причин его возникновении и методов его предупреждения. Он состоял из восьми вопросов, которые в большей степени помогут узнать уровень просвещения среди людей разных возрастов о вопросах по поводу скулшутинга (Приложение 3). Результаты опроса представлены в виде диаграмм (Приложение 1)

Анкетирование помогло понять, что большая часть людей не ознакомлена с темой скулшутинга настолько, чтоб обезопасить себя и других. В общем, о скулшутинге знают 96%, а о правильном значении этого слова знают около 75%. Вдобавок к этому, выяснилось, что опрошенные не в курсе правил поведения в случае вооруженного нападения в образовательных учреждениях и о методах его предупреждения. Всего лишь 42% ознакомлены с перечнем действий в случае нападения, и только у 36% опрошенных присутствует памятка по теме исследования в образовательном учреждении. Поэтому мной было принято решение о создании памятки «Как вести себя во время скулшутинга» (Приложение 2), она и станет одним из продуктов моего проекта.

Также, в ходе опроса было выявлено, что 76% опрошенных подростков не знают куда обратиться, когда чувствуют, что находятся в сложной психологической ситуации. По каким телефонам и адресам обращаться при наступлении в своей жизни кризисных ситуаций? Поэтому, вторым продуктом моего проекта станет памятка с перечнем телефонов поддержки, а также адрес центра поддержки нашего города (Приложение 3).

Около 44% опрошенных считают, что главной причиной, которая подталкивает учащегося на совершение преступления это травля в общеобразовательной среде. Но есть и другая точки зрения, 22% опрошенных считают причиной сложную обстановку в семье шутера, предположительно, ребенок перенимает допустимую, по их мнению, модель поведения одного или сразу обоих родителей. Примерно 16% считают причиной возникновения шутингов пропаганду жесткости в современном мире, тем более, среди подростков, которая производится посредством компьютерных игр и кинематографа. Такое же количество людей считают, что причина кроется в ином. Они считают, что причиной выступает отсутствие желаемого внимания учащегося к себе со стороны сверстников и преподавателей.

Заключение.

В своей работе мы изучили такое явление как скулшутинг. Удалось подробнее узнать о случаях в мире, и в нашей стране, разобраться с причинами его возникновения и способами предупреждения надвигающейся опасности.

Нам удалось достичь поставленной цели – исследовать скулшутинг и обозначить методы борьбы с ним, а также узнали уровень знаний учащихся разных образовательных учреждений относительно вопросов скулшутинга.

Выполнили все поставленные задачи, изучили различные источники и литературу. Рассмотрели известные случаи скулшутинга как в мире, так и в России. Узнали, как предотвратить трагедию. Провели анкетирование обучающихся от 15 до 18 лет, а также разработали памятку с перечнем действий в случае наступления в образовательном учреждении скулшутинга и памятку с номерами телефонов и адресом служб, которые смогут помочь подростку в случае наступления в его жизни сложной ситуации. Ведь одной из причин скулшутинга является именно психологическое состояние подростка, на которое вовремя не обратили внимания, и он сам, не знал куда обратиться. Таким образом, все методы исследования были применены.

Наша гипотеза подтверждена частично. На совершение скулшутинга подростков подталкивает не одна, и даже не две причины, а совокупность сразу нескольких из них, как внешних, так и внутренних. Это подтверждает не только опрос, но и мнения и статьи различных психологов, изучающих скулшутинг как более глубокое явление.

Да, одной из наиболее распространенных внешних причин, прежде всего, выделяют буллинг в школе, который наталкивает подростка совершить «расправу» над своими обидчиками.

Вторая из распространенных причин депрессивного состояния будущего стрелка – это не сложившиеся отношения в семье.

Третья из самых распространенных причин - это психологические особенности самого ребенка.

Совокупность этих причин может привести к ужасным последствиям для окружающих и самого подростка.

Надеемся, что наши памятки помогут выбраться из критической ситуации, и помочь подросткам выйти из сложного жизненного положения.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

URL:https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/422379/dilan-klibold-strelba-v-kolumbayne

Дилан Клиболд: стрельба в колумбайне.

(Дата обращения 30.03.22)

2 . URL: https://pravoslavie.ru/121772.html

Кто такие колумбайнеры?

(Дата обращения 06.02.22)

3 .URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/429493-priroda-skulshutinga-pochemu-proishodyat-massovye-rasstrely-v-shkolah-i-kak-ih

Природа скулшутинга.

(Дата обращения 30.03.22)

4 . URL: https://s17-miass.educhel.ru/activity/pps/post/949890

Скулшутинг.

(Дата обращения 30.03.22)

5 . URL: https://www.youtube.com/watch?v=8FOGQvP4lJ0

Скулшутинг – почему стреляют в школах?

(Дата обращения 06.02.22)

6 . URL: https://rosuchebnik.ru/material/skulshuting-kto-poneset-otvetstvennost-i-kak-ego-predotvratit/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

Скулшутинг: кто понесет ответственность и как его предотвратить?

(Дата обращения 30.03.22)

Приложение 1.

1.Слышали ли вы о вооруженных нападениях в школе?

Знаете ли вы о понятии скулшутинг?

Из какого источника вы узнали о таком явлении как массовые убийства в школах?

4.Знаете ли вы как вести себя во время вооруженного нападения?

5. Есть ли в вашей школе информация о правилах безопасного поведения во время вооруженного нападения?

6. Как вы думаете, что побуждает подростков на совершение массовых расправ в школах?

7. Укажите случай/случаи, о которых вам известно.

8. Знаете ли вы, куда обращаться в кризисных ситуациях?

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Вопросы анкетирования:

1. Слышали ли вы о вооруженных нападениях в учебных учреждениях?

А) Да Б) Нет

2. Знаете ли вы о понятии «скулшутинг»?

А) Да Б) Нет

3. Из какого источника вы узнали о таком явлении как массовые убийства в школах?

А) СМИ Б) Школа (от учителей, психологов) В) Рассказали друзья/родственники

4. Знаете ли вы как вести себя во время вооруженного нападения?

А) Да Б) Нет

5. Есть ли в вашей школе информация о правилах безопасного поведения во время вооруженного нападения?

А) Да Б) Нет

6. Как вы думаете, что побуждает подростков на совершение массовых расправ в школах?

(Развернутый ответ)

7. Укажите случай/случаи, о которых вам известно.

(Развернутый ответ)

8. Знаете ли вы, куда обращаться в кризисных ситуациях?

А) Да Б) Нет

Просмотров работы: 6413