Введение
Актуальность темы:
Современное развитие мира определяет направления развития не только всего общества, но и каждого конкретного человека. В современных условиях не обойтись без цифровых технологий, сильный толчок в развитие получили различные компьютерные технологии и Интернет. Смартфоны (мобильные телефоны), планшеты, компьютеры и т.д. являются основными устройствами, которые ежедневно используют множество людей, в том числе дети, школьники и, которые позволяют использовать Интернет в любой момент. Вместе с положительным значением компьютерных технологий и Интернета имеются и отрицательные последствия, проблемы. Одной из таких проблем является Интернет-зависимость. Данная проблема очень актуальна, так как за последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от Интернета. Особенно Интернет-зависимость распространена среди школьников, подростков (из-за не стабильной и уязвимой психики) , поэтому и необходимо знать ее причины и последствия. Именно поэтому я выбрала данную тему. Изучив данную проблему, я хочу предупредить своих сверстников, друзей об «Интернет-зависимости».
Цель исследования:
1.Установить оказывает ли интернет положительное и отрицательное влияние в целом.
2.Установить, как возникает интернет-зависимость, каковы ее симптомы, виды, причины, стадии развития, последствия и пути решения проблемы.
Задачи:
1. Выяснить наличие и степень распространения зависимости от Интернета среди моих сверстников и друзей.
2. Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность подростка.
3. Изучить способы недопущения и избавления от Интернет-зависимости.
Объект исследования – мои сверстники, друзья из хореографической школы танца «Калейдоскоп» и школы иностранных языков «LS school».
Предмет исследования: проблема Интернет-зависимости у младших школьников.
Гипотеза исследования:
Я предположила, что Интернет-зависимость отрицательно влияет на психическое и физическое состояние.
Я предположила, что среди моих сверстников в школе и в кружках могут быть ряд учащихся, относящихся к группе риска Интернет – зависимости.
Методы исследования:
1. Изучение и подбор литературы по теме исследования.
2. Наблюдение, анкетирование и тестирование (использован модифицированный С.А. Кулаковым опросник теста К. Янг для выявления Интернет-зависимости детей).
Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны родителям для профилактики Интернет-зависимости в школьном возрасте и педагогам школы.
2.Основная часть
2.1.Понятие Интернет-зависимости, история возникновения понятия
Интернет – это мировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров. Ее зародышем была сеть, созданная в Америке в конце 60–х годов в качестве связи внутри Министерства Обороны США. Эта идея показалась очень удачной и полезной, и в дальнейшем многие организации создали аналоги этой сети. Затем, эти сети стали объединяться, образуя массовую «паутину» с общим адресным пространством.
Бесспорно, что в настоящее время Интернет вошел в жизнь каждого человека. Мы живем в мире, в котором вся деятельность и даже отдых связаны с Интернетом. Интернет безграничен, его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Сегодня сложно обойтись без Интернета. Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Интернет нам нужен для быстрого поиска необходимой информации, для обучения, работы, общения, занятия творчеством. В этом и есть преимущество Интернета, но есть и его проблемная часть, которое получило название «интернет-зависимость».
Интерне́т-зави́симость (или интернет-аддикция) —это состояние, заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости от Интернета считаются клинический психолог К. Янг и психиатр И.Гольдберг. Последний и ввел понятие «Интернет-зависимость» в 1996 году.
2.2. Симптомы интернет-зависимости:
- Радость перед каждым входом в Интернет, и наоборот: печаль и грусть при отсутствии его доступа.
- Отсутствие «контроля» времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.
- Отказ от общения с друзьями, прогулок в обмен на сеанс Интернета.
- Возникновение нервозности в случае, если мобильная сеть «не ловит».
- Убрав мобильный телефон в сторону, вы не знаете, чем себя занять.
- Во время сеанса Интернета забываете необходимость подготовки к урокам, выполнение домашних дел.
- Выход в Интернет осуществляется по привычке, без особой нужды.
Если какой-то из этих пунктов знаком вам, то уже можно говорить об определенном виде зависимости. Рассмотрим виды Интернет-зависимости.
2.3.Самые распространенные виды интернет- зависимости:
1.Виртуальное общение (Балтуны) - необходимость в беспрерывном общении в социальных сетях, на форумах. К данной группе относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Различие виртуального общения людей страдающих Интернет-зависимостью, от лиц не имеющих данной зависимости в том, что первые общаются с незнакомыми лицами, общение вторых ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Группа риска: неуверенные в себе люди.
2.Игровая зависимость (Игроманы) – зависимость от игр. Игры дают иллюзию могущества, значимости, участия, ощущения победы, успеха, удачи. При этом любая ошибка или неверное решение — не проблема. В игре можно все исправить, повторить по другому варианту. В жизни, к сожалению, так нельзя. Сюда же можно отнести страсть к азартным играм и ставкам на деньги онлайн. Группа риска: люди, не желающие решать реальные проблемы, преодолевать реальные жизненные препятствия, а также азартные люди и те, кто стремятся к легким деньгам.
3.Навязчивый серфинг (Веб-Серфинг) – постоянная нужда в постоянном информации. Интернет-серферы могут часами искать в Интернете информации, при этом не обязательно они ищут что-то конкретное. Часто такие люди просто переходят по интересным ссылкам с одного сайта на другой. Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени.
4.Просмотр видео-контента. Просмотр различных видеороликов, кино в Ютуб, тик-ток, Инстаграмм (соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН), и других медиа-ресурсах. Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени.
Данный список не конечный, также к видам Интернет-зависимости можно отнести: хакерство; тягу к покупкам вещей в онлай-магазинах, Плей-Маркетах; скачивание видео и аудио материалов для коллекции и др.
Согласно последним исследованиям (на 2022 год), распространенность общей Интернет-зависимости среди Российских подростков составляет 7.2%; распространенность зависимости от компьютерных игр – 10.4%; распространённость зависимости от социальных сетей – 8.0%
Сама по себе Интернет-зависимость, по данным МБК (Международная классификация болезней) по медицинским критериям не является психическим расстройством. Исследователи относят компьютерную зависимость к психологическим проблемам. А вот игромания с чрезмерным увлечением компьютерными и видеоиграми с 1 января 2022 года признана новым видом психического расстройства и получила название «Игровое расстройство».
Причины интернет-зависимости.
Исследователями установлено, что причинами, вызывающими зависимость от Интернета, являются следующие:
- желание узнать что-то новое;
- желание «убежать» от проблем; ;
- желание снять тревогу, стресс;
- желание найти друзей;
- желание поиграть в интернет-игры;
2.5 Стадии развития интернет-зависимости
Первая стадия – когда человек только узнает, что такое Интеренет. Выбирает, что ему нравится и чем собирается заниматься.
Во второй стадии, человек проводит в Интернете все больше времени.. Достижения в реальной жизни начинают уступать по важности виртуальным.
На третьей стадии сетевая деятельность угасает и зависимость становится менее выраженной. При возвращении в реальную жизнь, человек но не способен получать от нее удовольствия.
Период появления интернет-зависимости зависимости ученые оценивают в полгода.
2.6. Последствия интернет-зависимости:
● Научно доказано, что при длительном и нахождении в сети Интернет происходят изменения в состоянии головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.
● Возможны и семейные конфликты, так как люди перестают общаться между собой, уделяя все меньше времени друг другу.
● Возникают физические проблемы: портится зрение, у многих появляется тунельный синдром запястья; появляется сутулость, иные заболевания позвоночника и суставов, сердечно-сосудистые патологии.
● Люди привыкают общаться в виде видеозвонков, переписок. В связи с этим теряется навык общения в «живую».
2.7. Способы устранения Интернет-зависимости
- Заходить в интернет не менее, чем через час после пробуждения, отказаться от гаджетов за час до сна.
- Поставить в приоритет живое общение.
- Найти увлекательное занятие.
- Обязательно составить распорядок дня, записать, что нужно сделать.
- Если имеется необходимость в работе в Интернете, то нужно делать перерывы, делать гимнастику для глаз.
Лечение интернет-зависимости
Как известно из источников, в некоторых странах интернет-зависимость официально признается заболеванием и ее лечение проводится порой весьма радикальными методами. Так, например, в Китае, где первая клиника для лечения интернет-зависимости появилась еще в 2005 году, пациентам назначают электрошок – устройство, подающее на тело напряжение в тридцать вольт. Также назначается медикаментозное лечение, иглотерапия и в обязательном порядке физические нагрузки.
В Финляндии к зависимым от интернета относятся снисходительно, им даже предоставляют отсрочку от призыва в армию.
В России лечение интернет зависимости тоже проводится, применяется: психотерапия и психофармакотерапия. Если первое подразумевает лечение без медикаментов, то второе – прием психотропных средств и использование капельниц. Созданы специальные клиники в Москве и Санкт-Петербурге.
Исследовательская часть
3.1. Результаты анкетирования
Для выяснения использования моими сверстниками смартфонов, компьютеров (и др. гаджетов), использования Интернета, цели его использования и выяснения факта отрицательного влияния Интернета я провела анкетирование.
В анкетировании и тестировании приняли участие мои сверстники из хореографической школы танца «Калейдоскоп» и школы иностранных языков «LS school» в количестве 32 человек (из них 5 мальчиков и 27 девочек).
В результате проведенного анкетирования выявлено, что абсолютно все (100 %) имеют и пользуют сотовые телефоны, компьютеры; все (100%) пользуются Интернетом. В основной части, Интернет используют для подготовки домашних заданий (100%), из них, также, 21 человек (65,6 %) Интернет используют для игр, 7 человек (21,9%) используют Интернет для просмотра видеоконтента.
Также, выяснила, что использование Интернета отрицательно повлияло на здоровье моих сверстников, а именно: у 7 ухудшилось зрение (21,8%), у 3 возник сколиоз ( 9,4%), у 6 появились боли в шее и голове (18,8%). У 17 человек нарушился сон - отмечают трудное засыпание (53,1%).
3.2. Результаты тестирования.
С целью выяснения факта наличия Интернет-зависимости, у тех же сверстников, я провела тестирование, использовала модифицированный С.А. Кулаковым опросник теста К. Янг, для выявления Интернет-зависимости детей.
По результатам тестирования выявлены следующие данные:
- 26 человек (81,2%) – отсутствует риск Интернет-зависимости (1 уровень).
- 5 человек (15,6%) – Интернет оказывает серьезное влияние (2 уровень).
- 1 человек (3,2%) – высока доля вероятности Интернет-зависимости (3 уровень).
3.3. Профилактика Интернет-зависимости и способы избавления от нее
- Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета, хотя бы на несколько дней. Где вход, там и выход!
- Если сразу не получается обойтись без социальных сетей, то сразу от этого отказаться будет невозможно. Поэтому, сначала нужно сократить время пребывания в них, а затем, потихоньку довести до минимума время проведения в социальных сетях.
- Устранить причины возникновения интернет-зависимости: В случае, если вам не хватает общения, то необходимо общаться с друзьями в реальности, совместно играть в различные игры.
- Использовать Интернет только по необходимости – для получения информации имеющей значение, приобретения необходимых и важных навыков.
4.Заключение
Безусловно, в современном мире очень сложно обойтись без Интернета и все мои сверстники, согласно результатам анкетирования, пользуются Интернетом. Интернет действительно бывает крайне необходим и полезен. - Интернет имеет негативное влияние: чрезмерное увлечение Интернетом - приводит к ухудшению физического и психического состояния, нарушает режим дня - моя гипотеза подтвердилась.
По результатам тестирования выявлен 1 сверстник, у которого высока доля вероятности наличия Интернет-зависимости.
Проблема Интернет-зависимости среди младших школьников является очень актуальной в настоящее время. Школьники во взаимодействии с интернетом находятся в большой опасности, так как их психика не стабильна и уязвима. В ходе выполнения данной исследовательской работы я также установила, что Формирование Интернет-зависимости зависит от самого пользователя Интернета, так как не все пользователи Интернета приобретают Интеренет-зависимость.
Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет – зависимости.
Список литературы:
Жидков Д.Л. «Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия», М., 2020.
Кочетков Н. В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика её диагностики // Социальная психология и общество. 2016.
Волкова Е.Н., Гришина «Оценка распространенности игровой зависимости у младших подростков» М., , журнал «Вестник « Психологические науки»». 2014 г.
Войскунский А.Е. «Актуальные проблемы зависимости от интернета» Психологический журнал. 2004.
Асмолов А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков, журнал Мир психологии. – 2004. –
Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002
Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. «Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете» Под ред.А.Е. Войскунского, М., 2000.
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского, М., 2000 г.
Интернет-источники.
Приложение 1
Анкета «Место компьютера в жизни подростков»
|
Мальчики |
девочки |
Есть ли у Вас мобильный телефон, компьютер? |
|
|
2. Есть ли у Вас доступ в Интернет? |
|
|
3.Пользуетесь ли мессенджерами WhatsApp, Telegram и др., зарегистрированы ли в соц.сетях )? |
|
|
4. Считаете ли Вы Интернет полезным открытием? |
|
|
5. В каких целях вы используете Интернет? (для учебы, для работы, для развлечения, для игр)? |
|
|
6. Сколько времени вы проводите в Интернете? |
|
|
7. Влияет ли Интернет на общение с друзьями? |
|
|
8. Влияет ли Интернет на учебу, на работу? |
|
|
9. Влияет ли Интернет на здоровье? Каким образом? |
|
|
10.Должны ли родители контролировать общение с интернетом? |
|
|
|
Кол-во опрошенных____ |
Кол-во опрошенных___ |
Приложение 2.
Тест
для выявления Интернет-зависимости детей (С.А. Кулаков)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выберите один ответ на каждый вопрос, обводя баллы от 1 до 4 в кружок:1-никогда,2 редко,3-часто, 4-очень часто.
Вопросы |
Баллы |
|||
1. Часто ли замечаете, что проводите онлайн больше времени, чем намеревались? |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Часто ли Вы предпочитаете пребывать в сети, чем общаться с друзьями и близкими людьми? |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Часто ли Вы заводите знакомства с пользователями интернет, находясь онлайн? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Часто ли страдают ваши успехи в учебе, так как Вы слишком много времени проводите в сети? |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Часто Вы проверяете соц.сети, раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Часто ли страдает ваша производительность труда из-за увлечения интернетом? |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимались в сети? |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об интернете? |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Часто ли обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в интернете? |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Часто ли Вы ругаете, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети? |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Часто ли вы засиживаетесь в интернете допоздна? |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь офлайн (вне сети) или фантазируете о пребывании онлайн? |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Часто ли вы говорите себе «еще минутку», находясь онлайн? |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети? |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. Часто ли вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Часто ли Вы выбираете провести время в интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями? |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Часто ли вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказались онлайн? |
1 |
2 |
3 |
4 |
Расшифровка:
20-39 баллов - отсутствует риск Интернет-зависимости (1 уровень).
40-69 баллов – Интернет оказывает серьезное влияние (2 уровень).
Более 70 баллов – высока доля вероятности Интернет-зависимости (3 уровень).