Введение.
В настоящий момент стали часто говорить о функциональной грамотности. И мне тоже стало интересно: что это такое и для чего она нам нужна.
Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. Сейчас этот список навыков значительно шире, чем чтение и письмо. Акцент смещается на умение использовать полученную в обучении информацию и навыки для решения жизненных задач.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности формируется в течение нескольких лет учебной программы.
Цель нашей работы: выяснить, как учебные предметы могут помочь при решении жизненных ситуаций.
Задачи:
Исследование и анализ научной, художественной литературы и интернет ресурсов.
Узнать у детей, какие школьные предметы помогут им при выживании в трудных условиях.
Провести анкетирование учащихся МБОУ «СОШ №61» .
Глава 1. Моделируем сложную жизненную ситуацию для изучения вопроса
Скажите по-честному, кому-то нравится дома делать уроки?
Как-то я сидел и размышлял, а для чего мне могут пригодиться знания школьных предметов? Вот, например, если завтра вдруг случится зомби-апокалипсис, то зачем мне учить английский или математику? Я решил разобраться в этом вопросе поглубже.
Для начала я решил составить план действий на случай зомби-апокалипсиса.
Потом сверить свой план с мнением других школьников.
Затем сверить информацию с другими источниками – книги, интернет-сайты организаций, которые специализируются на выживании при разных катастрофах.
Мой план действий в этой ситуации.
Итак, мой план получился такой:
Укрепить жилище, обеспечить безопасность
Собрать группу людей, завести побольше собак
Запастись оружием
Запастись едой и рассчитать запасы по дням
Добыть воду
Предусмотреть, чем лечиться в случае травм или болезни
Изучаем мнение других школьников
Для того, чтобы узнать, что еще можно сделать и правильный ли мой план, я провел исследование среди учащихся моей школы.
Была запущена онлайн-анкета из 3х вопросов
В каком классе Вы учитесь
Большая часть ответов была получена от учеников 6-го класса.
Представьте, что случился зомби-апокалипсис, и вам нужно продержаться 1 год, пока ученые не изобретут вакцину. Ваши действия? Напишите, что Вы считаете нужным делать в это время, не менее 5 пунктов.
Исходя из ответов, почти все школьники имеют примерно такой же план действий.
Свой список действий в плане после анкетирования я добавил еще одним пунктом: «7. Соблюдать гигиену».
Какие школьные дисциплины Вам пригодятся для решения этих задач? (выберите все подходящие Вам варианты)
По результатам исследования методом анкетирования я сделал следующие выводы насчет оценки «полезности» школьных предметов учащимися:
Наиболее востребованы оказались: ОБЖ, физкультура, биология (окружающий мир).
Среднюю значимость показали: География, физика, математика, химия.
И совсем маловажными для учеников показались Астрономия, Геометрия, История.
Ученикам 4-го класса дополнительно было предложено написать сочинение на тему: «Какие школьные предметы пригодятся, если наступит зомби-апокалипсис». Ответы в сочинениях были более полными и раскрытыми.
В своих работах ученики дали еще и объяснения, почему указали тот или иной школьный предмет, и более подробно описали свои стратегии выживания в случае, если зомби-апокалипсис случится.
Из сочинений в мой план добавились такие пункты, как: «8. Маскировка. 9. Научиться различать съедобные грибы, ягоды и растения»
Были в сочинениях учащихся и совсем интересные варианты насчет пользы литературы и музыки:
«Литература нужна, чтобы мы могли рассказать зомби стих, у него был шок, и он замер на несколько минут, а мы в это время могли уйти» Екатерина Д.
«Музыка – спеть колыбельную, и зомби спит» Маргарита Э.
В сочинениях ученики больше придали значимости знанию английского языка:
«Если ты нашел банку с консервой, а она на английском» Святослав С., Маргарита Э., Сергей Б.
«Английский поможет сказать правильное слово, если свяжемся с кем-то» Валерия К.
«Английский поможет понять людей, которые не говорят по-русски» Анастасия А., Иван С., Егор Д., Данил Б.
Один из учеников указал, что пригодятся уроки истории:
«История поможет мне узнать, как выживали разные люди» Арсений Б.
Глеб Т. предложил сделать робота-помощника – то есть нам пригодится информатика.
Мнения по поводу полезности школьных дисциплин в сочинениях распределились следующим образом:
Математика -11 Физкультура -9 Английский -9 Русский -8 Биология (окружающий мир) -4 |
Труд -4 Чтение -2 Химия -2 История -1 Информатика -1 |
В сочинениях самыми «нужными» оказались знания по математике, физическая подготовка и знание языков. Полезными многие посчитали навыки, приобретаемые на уроках труда, и знания окружающего мира и биологии.
Глава 2. Изучаем различные источники информации
Для того, чтобы понять, правильно ли рассуждаю я и мои школьные товарищи, я решил изучить специальную литературу и сайты в интернет, например, сайт МЧС России https://mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan
2.1. Рекомендации с сайта МЧС России.
П остараться найти убежище от холода, жары, дождя или ветра. Найти способ оповестить о себе: зажечь костер, повесить на дереве какую-либо вещь яркого цвета, подать сигнал SОS и т.д. Экономно расходовать воду. Если ее нет или осталось мало, постараться найти источник. Рассчитать запасы пищи и найти способ добыть ее.
2.1.1. Выживание в дикой природе / Разжигание огня без спичек
1. Необходимо увеличительное стекло и солнечная погода. Можно использовать стекло от очков или фото-видео камеры.
2. Можно воспользоваться лезвием топора и кремнием. Ударяя вскользь кремнием о лезвие, мы получим искры.
3. Понадобится то, что есть в любом доме - марганцовка и глицерин. Насыпьте примерно 1 грамм марганцовки. Затем капните на него 2-3 капли глицерина и быстро убирайте руку. Пройдет всего 2-3 секунды, вспыхнет огонь.
2.1.2. Выживание в дикой природе / Очистка питьевой воды
1. Грязную воду необходимо профильтровать через любую плотную ткань.
2. Положить на нее песок, измельченный древесный уголь и мелкие камешки, проделать снизу отверстия и пропустить через сделанный вами фильтр воду.
3. Профильтрованную воду следует прокипятить в течение 10 минут.
2.1.3. Выживание в дикой природе / Съедобные растения
1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
2. Используйте только те растения, которые ВЫ знаете.
3. Не ешьте грибы.
4. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из его листа сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито.
5. Потрите губы соком растения и положите маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.
Итак, из рекомендаций МЧС понятно, что пригодится знание математики, физики, биологии (окружающего мира).
2.2. Изучаем литературу
Для исследования литературы по этому вопросу я решил обратиться к самому известному произведению, описывающему историю выживания человека «Робинзон Крузо» (3), а также к изданиям от настоящих профессионалов в области выживания – это учебники для спецназа и военных. В моем распоряжении оказались:
« Робинзон Крузо» - роман английского писателя Даниэля Дефо, повествующий о приключениях морского путешественника и плантатора Робинзона Крузо, в результате кораблекрушения попавшего на необитаемый остров, где провёл 28 лет
Выживание по методам САС. Практическое пособие . Под общ. ред. А. Е. Тараса. (2)
Книга написана по материалам инструкций британского спецназа — специальной авиадесантной службы САС. Она является пособием по выживанию для людей, оказавшихся один на один с дикой природой в результате военных действий, стихийных бедствий, аварий транспортных средств или несчастных случаев. На ее страницах подробно рассмотрены различные способы обеспечения питьевой водой, огнем и теплом, укрытиями от непогоды, а также пищей с помощью простейших самодельных устройств и многое другое.
Б ольшой учебник выживания спецназа ГРУ. Опыт элитных подразделений. Сергей Баленко. (1)
Ориентирование на местности, чтение следов, сооружение укрытий, преодоление препятствий, оказание первой медицинской помощи, жизнеобеспечение в условиях автономного существования - методы спецназа помогут сохранить ваши жизнь и здоровье в самой чрезвычайной ситуации.
А еще мне попало в руки уникальное издание военных лет «Спутник партизана» 1942 года. Ю.Вебер., А.Афанасьев (4)
Аннотация к изданию: «Вечный страх внезапного нападения партизан преследует немцев во всех временно захваченных ими районах. Ты должен знать, как пытаются, фашисты бороться с партизанскими отрядами. Это поможет тебе избежать опасности лучше обманывать врага и уничтожать его.»
Я подумал, что тактика русских солдат и их навыки могут пригодиться в случае «боевых столкновений» с зомби. Полезно обратиться к урокам истории.
Знания, полученные из книг.
«Наукой выживания называется совокупность рациональных действий, обеспечивающих существование в экстремальных условиях дикой природы без ущерба для здоровья. Эта прикладная дисциплина включает в себя ориентирование на местности и прогнозирование погоды без приборов; устройство укрытий от непогоды; способы получения питьевой воды и огня; охоту и рыбалку с помощью самодельных приспособлений; употребление в пищу дикорастущих растений, а также моллюсков и насекомых; врачевание без помощи врача и лекарств; изготовление различных орудий и т. п.» (2,стр.3)
Факторы выживания:
1. Психическое состояние
2. Физическое состояние
3. Специальные знания
4. Наличие снаряжения
5. Местный климат и ландшафт
По этим факторам уже видна роль психологии, физкультуры, окружающего мира и географии.
«Выживать — это значит активно, целесообразно действовать, применяя свои знания, опыт, изобретательность, использовать с максимальной эффективностью имеющиеся снаряжение и подручные средства для защиты от неблагоприятного воздействия внешней среды, для обеспечения потребностей организма в воде и пище.»(2,стр.5)
Из этого определения термина «Выживать» можно сделать вывод, что ВСЕ свои знания надо применять на практике, объединять их, изобретать на их основе что-то новое, что поможет решить ситуацию.
Глава 3. Решаем практические задачи выживания с помощью школьных предметов
«Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, возникает ряд задач, от решения которых зависит сохранение здоровья и жизни:
защита от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды (высокая или низкая температура воздуха, солнечная радиация, ядовитые и хищные животные); в нашем случае надо добавить – от зомби.
удовлетворение потребностей организма в пище, воде, тепле;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
ориентирование и определение своего местонахождения;
установление связи и обеспечение сигнализации.» (1, стр. 27)
Далее я решил немного подробнее пройтись по этим «факторам выживания», чтобы самому разобраться, какие же школьные предметы мне понадобятся, чтобы этот план реализовать.
Решение первой задачи при выживании в зомби-апокалипсисе: Защита
П режде всего, нужно организовать надежную защиту жилища.
Для этого я решил изучить, как организовывали защиту замков в средневековые времена. Я узнал, что возводили двойной ряд высоких стен, делали вокруг стен ров с водой, устанавливали подвесной мост. На подходах к замкам устанавливали различные ловушки.
Рассмотрев внимательно схемы ловушек, я понял, что без геометрии и математики тут точно не обойтись.
Далее надо позаботиться об оружии. В качестве оружия в средневековье использовали камни, колья, стрелы с горящей смолой. Видимо, на них и придется рассчитывать при зомби-апокалипсисе.
И з «Спутника партизана» я узнал, что можно изготовить бутылки с зажигательной смесью – так называемый Коктейль Молотова, с помощью которого русские партизаны доставили немало неприятностей врагам во время Второй мировой войны (4, стр. 252)
Бутылка с горящей жидкостью при всей своей простоте была довольно эффективным средством против танков и долговременных огневых точек. При изготовлении горючих смесей против зомби понадобится знание химии.
Военные хитрости.
И раз уж мы обратились к истории, то есть еще много примеров военных хитростей, которые помогли великим полководцам и воителям победить многочисленного врага - то и всем известный «Троянский конь» и другие нестандартные ходы военачальников: использование скота как маски или щита, горящие верблюды, лед на озере.
Решение второй задачи при выживании в зомби-апокалипсисе: Удовлетворение потребностей организма в пище, воде, тепле
В учебниках для спецназа очень подробно описано, как добыть еду в дикой природе – животные, растения и даже насекомые. Информация занимает много страниц, поэтому в этой работе не приводится.
Из книги про Робинзона Крузо я узнал, как правильно поступать крупой и зерном – что часть обязательно нужно оставлять для посадки, чтобы возобновлять запасы.
С ОЛНЕЧНЫЙ ДИСТИЛЛЯТОР. Интересный способ получения воды я узнал из учебника спецназа Великобритании (летом обязательно проведу опыт).
Солнце нагревает воздух и землю, при этом образуются водяные пары. Вода конденсируется на нижней поверхности пленки и стекает в подставленную емкость. Основан этот метод на законах физики.
Е ще один главный фактор выживания – это умение добывать огонь подручными средствами. Все перечисленные способы добычи огня также основаны на законах физики
Решение третьей задачи при выживании в зомби-апокалипсисе: Оказание первой медицинской помощи пострадавшим
Эту информацию мы узнаем на уроках ОБЖ и биологии. Из использованной литературы я узнал про лекарственные травы. Также важно знать и про ядовитые растения
«Например, вы должны знать, что некоторые растения семейства лютиковых (аконит, воронец колосистый), семейства лилейных (вороний глаз, чемерица Лобеля) ядовиты. Также ядовиты некоторые растения семейства сельдерейных (болиголов пятнистый, вех ядовитый), семейства пасленовых (белена черная), семейства маковых (чистотел)». (1, стр. 473)
Лекарственным растениям в вышеприведенной литературе также отведено много страниц, поэтому подробно эту информацию здесь не дублирую.
Для предотвращения инфекций нужно соблюдать гигиену и применять дезинфицирующие моющие средства.
Природный вариант – отвар чистотела, еловых веток. «Изготовление мыла. Для этого необходимы два ингредиента — масло и щелочь. В качестве масла можно использовать животный или растительный жир, но только не минеральный. Чтобы получить щелочь, достаточно сжечь дерево или морские водоросли. Получившаяся зола —то, что вам надо. (1, стр.560)
Для решения этой задачи понадобится комбинация знаний из химии, окружающего мира и биологии.
Решение четвертой задачи при выживании в зомби-апокалипсисе: Ориентирование и определение своего местонахождения
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. ПОГОДА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. Выжить в экстремальной ситуации поможет не только умение читать и составлять карту, но и способность понимать значение природных примет, позволяющих правильно проложить маршрут и предсказать изменения погоды. Ориентироваться с помощью компаса и правильно читать карты нас учит такой школьный предмет как география.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ЗВЕЗДАМ – здесь уж точно пригодится астрономия! Положение звезд относительно друг друга остается неизменным. В северном полушарии созвездия видны всю ночь, они вращаются вокруг единственной звезды, которая кажется неподвижной — Полярной звезды (это важнейший ориентир, расположенный почти над Северным полюсом).
Решение пятой задачи при выживании в зомби-апокалипсисе: Установление связи и обеспечение сигнализации.
SOS — это сигнал бедствия, признанный международным сообществом. В радио- и телекоммуникациях используется сигнал MAYDAY (помогите мне). «Практически любой сигнал, повторенный трижды, является сигналом бедствия, делайте минутную паузу между каждой тройкой.» (2, стр. 415). Эти знания мы получаем на уроках ОБЖ.
По результатам изучения литературы к своему плану я добавил еще один пункт: «10. Мне необходимы навыки ориентирования в пространстве и времени - чтения географических карт и ориентирования по компасу; навыки определения своего местоположения по звездам. Определения времени суток.»
Глава 4. Результаты исследования.
Все идеи, полученные мной в ходе обдумывания плана, результаты анкетирования и знания, полученные из литературы, я объединил в таблицу «нужности и полезности школьных предметов»:
Ф
Задача |
Какие дисциплины нужны |
Защита, убежище |
Геометрия, химия, история, физкультура, труд |
Еда |
Биология, математика, английский, (если продукты не русские) |
Вода |
Физика |
Огонь |
Физика, химия |
Медицина |
Биология, ОБЖ, химия, английский (инструкции к медикаментам могут быть не на русском) |
Ориентирование |
География, астрономия |
Сохранять душевное здоровье (этот пункт в учебниках по выживанию идет самым первым и самым важным) |
Чтение, музыка, рисование, психология |
Общение, взаимодействие |
Английский |
Вывод
Проведя анализ анкет, сочинений учащихся нашей школы, мы пришли к выводу, что современному школьнику очень важно быть функционально грамотным и знания всех предметов нам необходимы.
Свою «копилку знаний» нужно постоянно пополнять, всегда нужно думать и анализировать, как эти знания применить на практике.
Выбранная мной тема оказалась для меня очень интересной, я запланировал ее дальнейшее развитие по мере добавления предметов в школьную программу – например, когда я наблюдал за своей собакой, с какой энергией она может носиться по полю, я подумал: «А хорошо бы к ней генератор прицепить и получить электрическую энергию, ведь первым делом при зомби-апокалипсисе закончится электричество!». Теперь я очень жду, когда у нас в расписании появится физика, и я получу необходимые знания для изобретения «собако-генератора».
Список использованной литературы
Большой учебник выживания спецназа ГРУ. Опыт элитных подразделений /Сергей Баленко. — Москва : Эксмо : Яуза, 2017. — 768 с.
ISBN 978-5-699-99569-1
Выживание по методам САС: Практическое руководство
/ Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 1999. — 448 с. — (Коммандос).
ISBN 985-433-499-6.
РобинзонКрузо. / Д. Дефо М.: ИздательскийДомМещерякова, 2019 г. Серия: Малая книга с историей. Тираж: 1200 экз. ISBN: 978-5-00108-521-8.
Спутник партизана / Ю.Вебер А.Афанасьев В помощь партизану. 1942 г., Спутник партизана, 1942-43 гг.