Введение
С каждым годом остро встает вопрос о правильном сборе и утилизации мусора. В связи с прогрессивной урбанизацией территории Северной Осетии, количество образующегося мусора растет, а число перерабатывающих предприятий остается неизменным. Особую опасность представляют выброшенная бытовая техника, содержащая в себе ряд тяжелых металлов. Съемные аккумуляторы, например, содержат цинк, оксиды марганца, которые при окислении образуют вредные как для человека, так и для других живых организмов соединения. По некоторым статистическим данным, одна пальчиковая гальваническая батарейка отравляет порядка 20 квадратных метров земли. [1] Таким образом, неправильная утилизация такого рода отходов приводит к непригодности земли и ухудшению экологического статуса природы. В настоящее время существует несколько способов уничтожения мусора: свалки (наиболее распространенный и доступный способ), компостирование и мусороперерабатывающие заводы, но последних очень мало. Немалое значение в проблеме сбора и утилизации мусора имеет и уровень осведомленности населения о правильной утилизации токсичного мусора. Большую часть мусора, образующегося в жилых районах, вывозятся на свалки, складируя его десятками лет. Таких легальных свалок в России порядка 15 тысяч, а в Северной Осетии – Алании всего на всего 4. Во Владикавказе в данный момент существует один вариант утилизации мусора– вывоз на городскую свалку. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет. Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь. [2]
Цель работы: изучить уровень осведомленности учащихся общеобразовательных учреждений о правильном сборе и утилизации токсичных отходов.
Конкретные задачи:
Изучить существующую литературу по теме.
Провести эко анкетирование среди параллели 7-х классов.
Проанализировать полученный материал.
Отказаться от воздушных шаров в оформлении декора школы
Теоретические основы
Виды отходов
Отходы бывают жидкими или твердыми. По происхождению их делят на 3 большие группы. Домашние, или хозяйственно-бытовые: садово-огородные, стройматериалы, стекло, макулатура, упаковка, электролом, текстиль, бытовая химия, крупногабаритный мусор, обработанная и необработанная древесина, остаточные отходы (те, которые нельзя отнести к определенному виду). Промышленные: производственные, радиоактивные, боенские, металлические, спецотходы. Сельскохозяйственные: древесные, растительные, животного происхождения. Минприроды России выделяет 5 классов опасности отходов в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. К первому относятся крайне опасные, которые вызывают необратимые изменения, а к пятому — почти неопасные. В классы 1, 2, 3, соответственно, входят высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные. [3, 4]
Сроки разложения
Под действием микроорганизмов разлагаются (гниют) только органические отходы: остатки пищи, растения, фекальные массы и т. д. Стекло, пластик, металл со временем распадаются под воздействием воды, ветра, солнца. Существуют биоразлагаемые полимеры, изготовленные из растительного сырья или нефтепродуктов. К ним относятся, например, полилактиды, полиамиды, полиэстеры, полимочевины. На скорость разложения/распада в природе влияют разные факторы: состав, размер, температура окружающей среды. [5]
Вид отходов |
Срок разложения или распада |
|
1 |
Кожура плодов |
2-5 недель |
2 |
Огрызок |
до 1 месяца |
3 |
Полиэтиленовые пакеты |
10-20 лет |
4 |
Газеты |
1-3 года |
5 |
Пластиковые бутылки |
100-1000 лет |
6 |
Сигареты |
1-5 лет |
7 |
Стеклянные бутылки |
4000 лет |
8 |
Зажигалки |
100 лет |
9 |
Полимерная пленка |
30-40 лет |
10 |
Консервные банки |
10-50 лет |
Несмотря на меры, принимаемые отдельными странами и республикой Северная Осетия-Алания количество мусора на планете увеличивается с каждым годом. Все больше его оказывается в водоемах. Вследствие неправильной утилизации обостряется проблема загрязнения окружающей среды вредными веществами. После изучения материалов по защите экологии, посещения тренингов по защите Земли, мы начали применять эко декор в школе. Для этого мы отказались от воздушных шаров, заменив их на цветочные декорации из бумаги, после празднования 8-го марта весь эко декор мы отдали на переработку. [6, 7]
Один из способов решить острую «мусорную» проблему — дать отходам вторую жизнь. Совместно с руководителями я съездил на городскую свалку г. Владикавказа посмотрел и узнал, какова польза от разделения отхода на фракции. На городской свалке прослеживается нить грамотного подхода к построению самой системы обращения с отходами производства и потребления, главное в цепочке, которой – дать отходам вторую жизнь. Ежедневно на свалке сортируют десятки тонн мусора. Рабочие отбирают «полезные» отходы — вскоре вторичное сырье вернется в магазины и дома людей в виде пластиковых ведер, новых стеклянных бутылок и картонных упаковок.
Проблема переработки мусора в республике достаточно острая. Она не решалась годами, а процесс «производства» мусора человеком непрерывный.
Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами. [8] А перерабатывается промышленным методом только 5% бытовых отходов.
Мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:
способ захоронения (в земле, в водоёмах);
способ сжигания;
утилизация.
Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор, как это делается в нашем городе:
В 2001 году был построен мусоросортировочный завод в Республике Северная Осетия-Алания
На улицах города устанавливаются контейнеры для раздельного сбора мусора
В своей школе, мы не стали исключением, и тоже установили баки для раздельного сбора мусора
Стали практиковать и создавать поделки из бытового мусора с младшими классами
Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.
Практическая часть
Как было отмечено ранее, важную роль в вопросе утилизации мусора играет осведомленность населения. Поэтому нами было принято решения провести опрос учащихся 7-х классов о уровне осведомленности правильной утилизации токсичных отходов. Для оптимизации опроса был выбран метод анкетирования, чтобы за короткое время можно было опросить как можно больше учащихся. В анкету вошли следующие вопросы:
Ваше отношение к утилизации мусора
Готовы ли вы сортировать мусор
Сортируете ли вы мусор в вашем доме?
Знаете ли вы, куда девать энергосберегающие лампы?
Знаете ли вы, куда девать отработанные батарейки?
Если вы разбили ртутный градусник, куда вы его выбросите?
Таким образом, 100 % опрошенных ответили, что считают важным утилизацию мусора. 91% учащихся готовы сортировать мусора, а 8,3 ответили, что не готовы заниматься сортировкой. На вопрос «Сортируете ли вы мусор в вашем доме?», 33% ответили, что не сортируют мусор или затрудняются ответить на данный вопрос. Анкетирование показало, что практически половина не знает, куда можно утилизировать использованные утилизированные лампы.
Рисунок 1 – Вопрос «Знаете ли вы, куда девать энергосберегающие лампы?»
Большая часть опрошенных (66,7 %) ответили, что знают куда нужно утилизировать использованные батарейки, но остальная часть учащихся не в курсе о правилах утилизации такого рода отходов.
Рисунок 2 – Вопрос «Знаете ли вы, куда девать отработанные батарейки?»
Заключение
Полученные весьма неоднозначные данные указывают на неполную осведомленность учащихся о утилизации и сборе токсичных отходов. В такой связи было принято решение провести ряд классных часов для учеников 7-х классов совместно с эко-волонтерами «Молодежка ОНФ». Были подготовлены презентации, где доходчиво изложены правила утилизации опасного мусора.
Список источников
Сайт 1 https://nemusorim.com/musor/ekologicheskaya-problema
Охрана окружающей среды на предприятии в 2009 году, Сорокин Н.Д., 2009.
В.Ф. Панин. – Томск: ТПУ, 2009. – 62 с. В конспекте лекций рассмотрены вопросы защиты биосферы от энергетических воздействий, включая, темы по защите окружающей среды от ионизирующих излучений, от электромагнитных (радиочастотных) загрязнений и т.п.
Экологическое краеведение, Зоология, 6-9 классы, Книга 2, Позвоночные животные, Алеев Ф.Т., Золотухин В.В., Ленгесова Н.А., Михеев В.А., Назаренко В.А., 2008.
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.
Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.
Экология, 10-11 класс, Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М., 2007.
Сайт 2 https://musor.moscow/blog/problema-musora/