Введение
Творчество А.П. Чехова - великого русскогописателя, жившего и творившего в конце 19 века, и А.В. Вампилова -сибирского драматурга второй половины 20 века, по мнению критиков. во многом сопоставимо, ведь в их произведениях раскрываетсясама жизнь. В наше время период творчестваАлександра Валентиновича Вампилова исследуется в различных сферах, а также, бесспорно, представляет интерес с точки зрения его вклада в русскую литературу. Пьесам драматурга характерна взаимосвязь с шедеврами русских классиков, с народной мудростью, и это является неотъемлемой чертой его творчества. Но талант Вампилова не заключается в повторении опыта его предшественников. В его творчестве прослеживается индивидуальность. В пьесах Вампилова присутствуют стилистика и сюжетное сходство с драматургами 19 и 20 века. Но по большей части его драматургическое творчество пересекается с творчеством такогорусского классика, как А. П. Чехов.
В своих произведениях А. П. Чехов описывает сюжеты обыденной жизни, людей с их ежедневными проблемами, делами и интересами, но при этом в них заложена философская глубина. В драматургии Вампилова такжевсе герои – жители глубинки, занятые своими обязанностями и заботами, например, сельский учитель Третьяков, студенты Бусыгин и Колесов и др. Несмотря на то что все люди изображены в повседневной жизни, писатель раскрывает их переживания.
В произведениях обоих авторов герой чувствует, как постепенно уходит его жизнь, а он еще не наслаждался ей, не любил, не мыслил. И тогда он идет на отчаянный шаг разрыва со сложившимися обстоятельствами, рискует репутацией, статусом, покоем. Но впоследствииэто ни к чему не приводит, круг повседневного существования не размыкается, ничего не меняется. И здесь пьесы Вампилова и Чехова приближаются к своему лирико-трагическому содержанию. Это комедии о несовершенстве жизни. И потому поведение героев смотрится нелепо, отчаянно. Ничего нельзя изменить, можно только сиюминутно заявить о себе.
Многие люди, читая творчество великих русских писателей, не могут самостоятельно проанализировать произведения. В нашей работе подробно разбираются мотивы драматургии А. Вампилова. С помощью анализа и сопоставления мы выделили общие мотивы в творчестве А.П. Чехова и А. Вампилова. Это позволяет облегчить анализ произведений.
Объектом представленного исследования являются чеховские мотивы. Предметом исследования является драматургия Вампилова.
Цель исследования - выделить общие мотивы в драматургии А.П. Чехова и А.В. Вампилова с помощью сбора информации и анализа их произведений.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «мотив» в литературе, научиться выделять мотивы в произведениях
2. Проанализировать произведения А.П. Чехова и А.В. Вампилова
3. Выделить чеховские мотивы в драматургии Вампилова на примере его произведений
В ходе работы использовались такие методы исследования, как изучение литературы по предмету исследования, сравнение, анализ.
Понятие «мотив» в литературе
Мотив в литературе – это простейшая составная часть сюжета. Термин мотив перенесён в литературоведение из музыки. Там он обозначает ритмически оформленную группу из нескольких нот. По аналогии, термин мотив в литературоведении применяется для обозначения минимального компонента художественного произведения. Понятие мотива в этом значении играет центральную роль в сравнительном изучении сюжетов литературы.
Мотив является устойчивым смысловым элементом литературного текста, который повторяется в пределах цепи литературно-художественных произведений.
Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы.
Мотивы в сюжете могут быть производящими и производными, свернутыми и распространенными, динамическими и статическими, относительно свободными и абсолютно обусловленными. В сложной совокупности, в сплетении они образуют словесно-художественный сюжет.
На рубеже 19–20 вв. понятие «мотив» появилось в трудах русского филолога А.Н. Веселовского, который говорит о нём как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала –мифов и сказок, а впоследствии – литературных произведений. Учёный представлял мотивы как «кирпичики», из которых строятся сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни».
Мотивы - это минимальные компоненты художественного произведения, неразложимые элементы содержания. Иными словами, сюжет предстает как комплекс мотивов.
Мотив больше других компонентов художественной формы соотносится с чувствами и мыслями автора.
Практическая часть
В качестве практического применения полученных знаний в ходе исследования и анализа развития чеховских мотивов в драматургии Вампилова была предпринята попытка сопоставления общих мотивов творчества А.П. Чехова и А.В. Вампилова на примере их произведений. Описанные общие мотивы представляют значимость, потому что данный анализ произведений не встречается в учебной литературе, и произведения драматургов не рассматриваются на примере их сопоставлений.
Комическое[1] и трагическое[2] в драматургии А. Вампилова
Типом художественного мышления Вампилов был близок Чехову, можно сказать, что их художественное мышление было одинаково. Уже в записных книжках двух писателей есть общие принципы, юмор, анекдотичность характеров, похожие сюжетные заготовки. И Чехов, и Вампилов были способны увидеть противоречивость жизни, оба с недоверием относились к общим местам, лозунгу, фразе. Юмор, ирония Чехова и Вампилова были направлены против стереотипов, пошлости. Жестокую жизненную ситуацию они наделяют юмором. В творчестве Вампилова много комического, но часто из комической ситуации начинает звучать драматическая или даже трагическая тема. Таким образом, в ходе развития конфликта происходит соединение комического и трагического.
Пьеса А.В. Вампилова “Старший сын” относится к комедийному жанру, но в ней можно заметить трагические моменты. Драматичным является положение Сарафанова в семье, он обречен на одиночество, непонимание. По своей наивности, простодушию и детской доверчивости он попадает в смешное положение, поверив наглой выдумке Бусыгина и Сильвы. Сарафанов хватается за мысль о найденном старшем сыне, как утопающий за соломинку: «Дело в том, что я было совсем уже затосковал», - жалуется Сарафанов своему мнимому сыну при первой встрече. Тем самым уже исходная комедийная ситуация пьесы несет в себе драматическое начало. Поэтому комедийно звучит вывод Бусыгина, сделанный им после знакомства с Сарафановым: «Нет уж, не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»
Сарафанов всю жизнь пишет ораторию[3] под названием “Все люди - братья” и все еще не пошел дальше первой страницы. Даже в названии оратории звучат и комическая и драматическая темы одновременно. Не случайно Бусыгин замечает: «А может, так ее и надо сочинять музыку?» Ведь для Сарафанова главная идея его оратории - его вера, которая помогает ему в несчастливо сложившейся жизни. А то, что он не пошел дальше первой страницы, возможно, объясняется тем, что его жизнь не соответствует главной идее любимого сочинения. Драматург в этих сценах и смеется над героем, и сострадает ему. Смех здесь пронизан печалью, чувством сожаления по поводу незадавшейся жизни доброго человека.
Также одновременно драматическая и комическая тема звучат в сцене, где Кудимов заставляет Сарафанова признаться в том, что он уже не работает в филармонии, а играет на похоронах и танцах. Комический план сцены заметен, Сарафанов сам поставил себя в смешное положение. Он скрывает печальную правду от детей, хотя они о ней знают. А в сцене допроса его Кудимовым пытается уйти от выяснения горькой для него истины. Но одновременно в этой сцене чувствуется боль за страдающего на наших глазах человека. Именно в этой сцене Сарафанов и Бусыгин почувствовали настоящее родство душ, именно после этой сцены звучит поразительная реплика[4]Сарафанова, обозначающая драматический план пьесы: «Сынок... ты у меня один... Ты единственный. Что бы я делал, если бы не было тебя?»
Таким образом, в пьесе демонстрируется проблема дефицита добра, любви, заботы в семейных отношениях.
Время в произведениях Александра Вампилова
В пьесах Чехова мотив времени является основным. Его герои говорят о времени постоянно - то весело, то печально, по самым разным поводам. Причем, оно действует против героев, им во вред, не принося никаких позитивных изменений в их жизнь, а, наоборот, унося мечты о личном счастье, забирая дорогих людей. В творчестве Вампилова мотив времени так же важен, хотя обретает несколько другое звучание. В произведениях Вампилова описываются 60-е годы ХХ века. Точное время действия в рассказах и пьесах не указано, но его можно определить по множеству деталей: набор определенных профессий, драма поколения, прошедшего войну, молодежный жаргон. Это время разочарования в общественных идеалах, расхождения провозглашаемых ценностей и реальной жизни. В основе драматургии Вампилова лежит случай, “стечение обстоятельств”, которое меняет жизнь человека. У Вампилова также как и уЧехова показано давление времени на человека. Пьесы завершаются той же ситуацией, что и начинаются. Бусыгин вновь опаздывает на электричку, Зилов снова звонит Диме, собираясь на утиную охоту, Валентина по-прежнему поправляет палисадник.
В драматургии Вампилова присутствует тема времени. Герои осознают быстротечность жизни, ощущают ценность каждого мгновения. Мотивы жизни и смерти образуют сюжет и становятся предметом размышлений героев. Драматург обращает вниманиена значимость каждого человека и его устремлений. (Сарафанов. Каждый человек родится творцом. Каждый... должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него).
В драме «Утиная охота» действие развивается параллельно в прошлом и настоящем, причем настоящее продолжает последнее воспоминание - скандал в «Незабудке». План настоящего содержит один день жизни Зилова и включает его воспоминания. Внутренний конфликт развивается параллельно в прошлом и в настоящем: в прошлом - от сцены новоселья к скандалу в кафе, в настоящем - от звонков, попыток связаться с друзьями к изгнанию из своей квартиры. По мере движения воспоминаний Зилов все более осознает неудовлетворенность собой. Особое значение имеет образ утиной охоты. Это мир невозможной свободы, символ вечной жизни, иная реальность, нетронутая природа, возможно, прообраз будущего.
Тема дома
Один из главных мотивов в творчестве Вампилова - тема дома. Она соотносится с традицией чеховской драмы, в которой борьба за дом (“Дядя Ваня”), утрата дома (“Три сестры”, “Вишневый сад”) служат мощными социальнымипеременами.
Внутреннее пространство дома героя сопоставляется сего душевным состоянием. Бездомность, сиротство, изгнанничество, поиск своего дома определяютсудьбы всех главных героев Вампилова: Колесов, изгнанный из университета и общежития, обитающий на чужой даче (“Прощание в июне”); замерзающие на улице Бусыгин и Сильва (“Старший сын”); Зилов, предавший отца, жену и сам преданный друзьями, уходит из “дома” - на “охоту” (“Утиная охота”).
Вампилов обращает внимание на то, что любовь, честность, творчество должны стать основанием настоящего дома. Это подтверждает комедия «Старший сын». Действие пьесы начинается с поисков Бусыгиным и Сильвой “теплого дома”. Этот мотив соединяется с другим - поиском отца: Бусыгин, «не знающий своего отца», «еще пионером» поклялся найти его. В произведении домиграет важную роль: под крышей дома Сарафанова происходит восстановление семьи, примирение поколений.
Природа в художественном мире Александра Вампилова
Движение человеческих судеб у Чехова сопоставляется с круговоротом жизни в самой природе. Течение человеческой жизни от молодости к зрелости и старости, от надежд к разочарованиям и новым надеждам сливается с вечной сменой времен года.
На примере пьесы “Три сестры” В. И. Немирович-Данченко характеризует тип чеховской драмы: “Вот у него первое действие: именины, весна, весело, птицы поют, ярко светит солнце. Четвертое действие: осень, крушение всех надежд, торжество пошлости.”
Природа в художественном мире Вампилова открывает в герое и авторе то, что таится в глубине души и является для человека лишь единственный, неповторимый раз. И это незабываемое событие освещает всю жизнь героя новым, неожиданным светом. Реальность врывается грубой иронией, пошлостью в этот чистый мир, но погасить этот внезапно вспыхнувший свет никогда не сможет.
Единственный герой в художественном мире Вампилова, который видел и слышал душой природу - Виктор Зилов. Даже любимая героиня писателя Валентина не будет столь чутка к природе, как Зилов. В этом и заключается уникальность героя. Он имеет в сердце драгоценные духовные сокровища, но идет навстречу давно омертвевшим душам. Вампилов совмещает несовместимое, воссоздает жизнь личности, в которой идет ожесточенная борьба между прекрасным и безобразным. Вампилов видит спасение своего героя и подтверждением этому служит монолог о вечной спасительнице человека - природе, который произносит Зилов.
Ночи Вампилова порой несут катастрофу, рассвет обещает новый день, новую жизнь. За летом наступит зрелость времени - осень. Удивительным образом в природу будут впечатлены всего несколько героев: Колесов, Зилов, Валентина. Колесов и Валентина готовы создать свою природу, их явно не устраивает то, что есть, они мечтают, чтобы было то, что они хотят. Валентина мечтает чуть ли не на асфальте развести и вырастить маки. А Колесов весь в мечтах об альпийской чудо-траве. Зилов - осенний герой Вампилова родился в столетнюю годовщину смерти Пушкина. И назвали его Александром в честь поэта. Пушкин любил осень, как время зрелости. Все герои Вампилова идут путем от весны к лету, от осени к зрелости. Весна - пора цветения, любви, ошибок, разочарований, надежд и неосознанных поступков.
Николай Колесов так же, как герои пьесы “Прощание в июне”, “Прошлым летом в Чулимске”, неотделим от лета с его жарой, духотой, затяжными грозами и последождевыми днями. Герои трагическиидут к духовному итогу - осени, сезону зрелости. Но ни один из них его не достигает. Этим драматург показал, что человек не может достичь совершенства, разрешить все противоречия, обрести окончательную зрелость.
Речевые приемы создания образов персонажей
Речевые приемы создания образов персонажей А.П. Чехова - образец необыкновенной выразительности. Именно его произведения подарили читателям такое понятие, как особый глубокий подтекст[5] ремарок[6] и реплик чеховских героев. Позиция драматурга по отношению к действующим лицам отображается в ремарках, где показано прямое слово автора.
В пьесах Вампилова прослеживается два типа ремарок: ремарки-характеристики, знакомящие читателя с персонажем (такой тип ремарок представлен преимущественно в «Утиной охоте»), и ремарки, сопровождающие реплики диалога.
Ремарки Вампилова поражают художественной точностью, в них нет ничего случайного. Диалог подтверждает, развивает, объясняетремарки. Ремарки-характеристики обращают внимание читателя на внешность героя, намекают на несоответствие внешнего вида и внутреннего мира персонажа.
B ремарке-характеристике Зилова автор обращает внимание на двойственность натуры этого героя. Он производит впечатление человека “в походке которого, жестах, манере говорить много свободы”. Двойственность в том, что в то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Авторское слово в ремарках практически не содержит прямых оценок, автор лишь подсказывает читателю, на что следует обратить внимание.
Заключение
Вера в человека, испытание его моральных качеств были идеей жизни и творчества А. П. Чехова и А. В. Вампилова. Жизнь подтверждает, что забота драматургов об утверждении добрых начал человеческого бытия так актуальна и необходима. И в 85-летний юбилей А. Вампилова можно смело утверждать: если в ком-то и нашел продолжение театр Чехова, то это в творчестве нашего земляка А. Вампилова.
Данная исследовательская работа дает возможность для изучения чеховских мотивов в драматургии Вампилова на примере произведений драматургов. Поставленная цель в ходе исследования выполнена. Информация об изученной теме тщательно проанализирована, собрана и систематизирована в работе. Все поставленные задачи выполнены.
В работе описаны общие мотивы произведений А.П. Чехова и А.В. Вампилова: комическое и трагическое в произведениях драматургов, время в произведениях драматургов, жанровое своеобразие драматургии, тема дома, природа в художественном мире, речевые приемы создания образов персонажей.
Список используемой литературы
Благой, Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов, 2015
Вампилов, А.В. Старший сын, 1967
Вампилов, А.В. Утиная охота, 1970
Вампилов, А.В. Прощание в июне
Вампилов, А.В. , Прошлым летом в Чулимске
Верли, М. Общее литературоведение, 1957, с. 144
Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы, 1992, с. 300
ПруцковН.И. Литература конца XIX - начала XX века, с. 71
Чернец, Л.В. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, 2003
Чехов,А.П. . Дядя Ваня, 1896
Чехов,А.П. . Три сестры, 1901
Чехов,А.П. Вишневый сад, 1904
Приложение
[1] Комическое (словарь) - смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния.
[2] Трагическое (словарь) - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт (коллизию), развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей.
[3] Оратория (словарь)- крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
[4] Реплика(словарь) - краткое замечание, возражение, ответ.
[5] Подтекст (словарь) - скрытый, неявный смысл высказывания, не совпадающий с его прямым значением.
[6] Ремарка (словарь) - замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.