Столкновение мечты и реальности в произведении Э.Т.Гофмана «Крошка Цахес»

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Столкновение мечты и реальности в произведении Э.Т.Гофмана «Крошка Цахес»

Якубов А.Я. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Шахбанова П.Г. 1
1МБОУ "СОШ № 48"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Данная работа посвящена анализу романтической иронии в сказке Э.А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Объектом исследования являются различные проявления иронии, характерные для романтизма, в сказке Э.А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Актуальность работы заключается в том, что исследуется такой жанр, как сказка; такую ​​работу могут прочитать как дети, так и взрослые. Каждый может пережить для себя полезные моменты, разыгранные в сказке с помощью иронии.

Предметом исследования является проявление иронии в различных аспектах сказки.

Цель работы - понять, как работает ирония в сказке Гофмана, и понять, что она проявляется в разных ситуациях и героях этой сказки.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- понять, что такое ирония, в общем;

- проанализировать особенности иронии романтических писателей;

Эрнст Теодор Гофман, юморист и сатирик. В историю мировой литературы Гофман вошел как представитель немецкого романтизма.

Одна из особенностей иронии Гофмана в сказке «Крошка Цахес» заключается в том, что противоречие между внешностью и сущностью заглавного героя возникает и реализуется только в обществе, которое создает эту внешность. Это противоречие носит социальный характер. Комикс о непоследовательности возникает только тогда, когда общество, наделяя Циннобера всевозможными талантами и всевозможными добродетелями, постепенно раздувает его известность.

Гофман определил жанр «Крошки Цахеса, по прозвищу Циннобер» как сказку, но при этом отказался от принципа сказочной гармонии. В этом произведении сказочный жанр и серьезность мировоззрения. Автор видел сказку ведущим жанром романтической литературы и в сказках Гофмана основой фантастического является реальная действительность.

«Самой яркой и характерной фигурой немецкого романтизма был Гофман, величайший юморист и сатирик, замечательный мастер сказок и фантастических романов». Именно в этой сказке взаимодействие романтической иронии и сатиры, характерной для Гофмана, проявилось с величайшей полнотой и яркостью. Особенно показательна в этом отношении сказка «Крошка Цахес» [1:73].

Глава I. Сказочная новелла «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

Особенности жанра литературной сказки. Соответствует ли «Крошка Цахес» всем параметрам жанра?

До сих пор не существует четкого разграничения жанров литературной и народной сказки, а также общепринятого определения литературной сказки. Первая попытка дать определение принадлежит Я. Гриму: отличие литературной сказки от сказки народной - в осознанном авторстве и свойственном юмористическом начале.

Хотя действия в «Крошке Цахесе» развертываются в условной стране, но, вводя реалии немецкого быта автор тем самым подчеркивает современность происходящего.

Сказочная повесть Гофмана завершает собой развитие романтической литературной сказки. В ней находят отражение многие проблемы, связанные не только с эстетикой и мировоззрением романтизма, но и с современной действительностью. Сказочная повесть осваивает пласты современной жизни, используя при этом «сказочные» художественные средства. В «Крошке Цахесе» присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это и чудеса, столкновение добра и зла, волшебные предметы и амулеты; Гофман использует традиционный сказочный мотив околдованной и похищенной невесты и испытание героев золотом. Но автор скомбинировал сказку и реальность, тем самым нарушив чистоту сказочного жанра [6:145].

Герои сказки – обыкновенные люди: студенты, чиновники, профессора, придворные вельможи. И если с ними порой случается нечто странное, они готовы найти этому правдоподобное объяснение. И испытание героя на верность чудесному миру заключается в способности видеть и чувствовать этот мир, верить в его существование.

Человек таит в себе такие возможности, о которых он порой и не подозревает, и нужна какая-то сила и, может быть, обстоятельства, чтобы пробудить в нем осознание своих способностей. Создавая сказочный мир, Гофман словно помещает человека в особую среду, в которой обнажаются в нем не только контрастные лики Добра и Зла, но едва уловимые переходы от одного к другому. И в сказке Гофман, с одной стороны, в масках и через маски Добра и Зла оживляет разные начала в человеке. Автор заканчивает свой рассказ о злоключениях Цахеса «радостным концом»: Бальтазар и Кандида зажили в «счастливом супружестве» [4:87].

Главный персонаж этого произведения Гофмана наделён «странным таинственным даром», «в силу коего всё замечательное, что в его присутствии кто-либо другой помыслит, скажет или сделает, будет приписано ему, да и он в обществе красивых, рассудительных и умных людей будет признан красивым, рассудительным и умным и вообще всякий раз будет почтён совершеннейшим в том роде, с коим придёт в соприкосновение». Эта завязка («странный таинственный дар») управляет остальными компонентами сказки, определяет и трансформирует их, обеспечивая интегрированность её структуры. В конечном же итоге именно неясность природы этого «волшебного дара» порождает ту особую форму сатиры в сказке, где отсутствие рационального объяснения причины конфликта соответствует с острейшей критикой общественного устройства.

Сюжет повести начинается с контраста: прекрасная фея Розабельвельде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем -- крошкой Цахесом. Рядом с корзиной спит мать этого «крохотного оборотня»: она устала нести тяжёлую корзину и сетовать на свою несчастную судьбу. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случится оттого, что сжалилась тогда красавица фея над безобразным ребёнком -- и одарила крошку Цахеса волшебным даром золотых волосков.

Эрнст Теодор Амадей Гофман сказочник далеко не детский, но его произведения обладают особенной, характерной атмосферой, которую сложно спутать с чем-либо ещё. В этом же ключе и «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», хотя и обладает всеми элементами, необходимыми сказке, как-то: волшебство, феи, магические дары, но всё же не особо подойдёт деткам младшего возраста.

Итак, фабула такова: однажды рождается у бедной крестьянки совершенно безобразный ребенок, и духом, и телом. И встречает на дороге добрая фея Розабельверде нищую женщину с уродливым ребёнком. Фея пожалела мальчика и заколдовывала его, подарив ему несколько золотых волосков, которые обладают магическим свойством и не только скрывают уродство мальчика, но даже наоборот, делают его в глазах, окружающих прекрасным и талантливым.

Проходит много лет. Власти страны, вдохновлённые идеями Просвещения, ополчаются на магических существ, отпиливают рога единорогам и запрягают их в телеги, а фей либо изгоняют, либо запрещают им колдовать.

Нас переносят в небольшой город Керпес, где учится меланхоличный и талантливый поэт по имени Бальтазар, влюблённый в девушку по имени Кандида. Идиллию разрушает внезапно прибывший в город господин Циннобер – отвратительный горбатый кривоногий коротышка с отвратительным характером. Однако никто в городе, кроме Бальтазара и его друга Фабиана, этого не видит. Всем кажется, что Циннобер – это талантливый во всех отношениях красавец. Его окружают почётом и обожанием, приписывают ему достижения окружающих. Даже Кандида забывает о Бальтазаре и влюбляется в Циннобера.

К счастью, герои встречают мага Проспера Альпануса, который понимает, что Циннобер был кем-то заколдован. Маг встречается с фей Розабельвердой, которая признаётся, что Циннобер – этот тот самый уродливый мальчик, которого она когда-то давно пожалела, а его настоящее имя – Цахес.

Какой же логикой руководствовалась фея, наделяя Цахеса таким даром? А она считала, что незаслуженная похвала заставит Цахеса стремиться всё-таки честно её заслужить. И, как всегда, в случае сказок, мораль завуалирована. Цахес – это человек, дорвавшийся до почести и власти незаслуженно, и получился тип, про которого говорят «из грязи в князи», в самом негативном смысле. Цахес – это отображение узости мышления окружающих его людей. Ведь не у всех же пелена закрывала глаза. Цахес – это ещё зависть, лицемерие, тщеславие, наглость и прочие самые отвратные качества, которые только могут родиться в человеческом существе. И, кроме того, Гофман феерично насмехается над нравами, царящими в современном ему (да и вневременными, к сожалению) обществе.

Чары Крошки Цахеса начинают действовать, когда он оказывается напротив монетного двора: золотые волоски метонимически подразумевают власть денег. Одарив уродца золотыми волосками, лукавая фея метит в больное место «разумной» цивилизации -- её одержимость золотом, манию накопительства и расточительства. Безумная магия золота уже такова, что в оборот поступают, присваиваются и отчуждаются природные свойства, таланты, души.

Однако кому-то нужно же развеять чары и свергнуть злого карлика. Этой чести волшебник Проспер Альпанус удостаивает мечтательного студента Бальтазара. Почему именно его? Потому что ему внятна музыка природы, музыка жизни.

Глава 2. Столкновение Цахеса-Циннобера и Бальтазара как представителей миров мечты и реальной действительности.

2.1. Каков конфликт сказки.

Само это общество изначально предрасположено к процветанию Циннобера: его «странный таинственный дар» и удивительное действие этого дара далеко не в диковинку и не в новинку для Керепеса. Здесь людей ценят не по их истинным качествам, награды раздаются не по труду и не по реальным заслугам. Крестьянка Лиза (мать Цахеса) и её муж работают до седьмого пота, и едва-едва могут утолить голод; девицу Розенгрюншен отказываются помещать в приют для благородных девиц ввиду того, что она не может представить свою родословную в тридцать два предка; камердинер князя Пафнутия становится министром потому, что вовремя одалживает своему господину, забывшему кошелёк, шесть дукатов и так далее. [5: 129].

Формально конфликт разворачивается между Цахесом и Бальтазаром, но каждый герой олицетворяет некую силу, вступившую в противоборство. Цахес-Циннобер выступает в роли некой фатальной силы, обличающей бессмысленные законы мироустройства, несправедливое распределения материальных и духовных благ в обществе, которое изначально предрасположено к процветанию пороков. Дар феи Розабельверде – это условная причина сказочного конфликта.

Конфликт является главным двигателем в любом произведении. Однако у Гофмана он приобретает особое значение. Столкновение добра и зла – конфликт вечный. В «Крошке Цахесе» он преимущественно романтический, т.е. зло здесь «мировое», разрушительное, а добро (романтический герой) особенно беззащитно. Но сказочные законы в сочетании с романтической иронией сглаживают остроту конфликта, делая его в некотором смысле «игрушечным», что не снимает серьезности проблемы. Наконец, сказка требует счастливого финала, и Гофман дарит его своим героям и читателям. [4:167].

Формально конфликт разворачивается между Цахесом и Бальтазаром, но каждый герой олицетворяет некую силу, вступившую в противоборство. Цахес-Циннобер выступает в роли некой фатальной силы, обличающей бессмысленные законы мироустройства, несправедливое распределения материальных и духовных благ в обществе, которое изначально предрасположено к процветанию пороков. Дар феи Розабельверде – это условная причина сказочного конфликта, Гофман уклоняется от рационального объяснения его истоков.

Мир, преклоняющийся перед Цахесом – мир действительности, чуждый романтическому мечтателю Бальтазару. Художник-энтузиаст ищет спасения от жестокости и несправедливости жизни в идеальном, сказочном мире. В этом магическом мире он находит помощь волшебных сил. Но и волшебные силы живут в двух мирах – магическом и земном.

Уродливому княжеству противостоит мир мечтателей, поэтический мир возвышенных чувств. Студент Бальтазар и волшебник Проспер Альпанус совместными усилиями разгоняют наваждение Цахеса. Но этот мир не изымается из общей иронической стихии, царящей в повести.

В этом фейерверке чудес отчетливо ощутима нарочитый перебор. Счастливая концовка оттеняется еще одним мотивом, уже содержательного плана: свадебным подарком Проспера Альпануса.

2.2. Что такое романтический гротеск? Можно ли говорить о гротеске как основе композиции сказки, принципе группировки персонажей? Докажите.

Исходя из истории понятия, можно было бы так определить гротеск.: гротеск - это высшая степень комического, проявляющаяся:

1. в виде чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, которые могут достигать границ фантастического;

2. в виде композиционного контраста, внезапного смещения серьезного, трагического в плоскость смешного. Такое построение представляет собой цельный, замкнутый внутренне комплекс и является гротеском чистого рода - гротеском комическим;

Именно в романтическую эпоху гротеск получил свое теоретическое обоснование и явился основой целого мировоззрения.

Гофману в своих произведениях удалось выразить не столько гармонию мира, сколько жизненный диссонанс. Чем сильнее у Гофмана стремление к гармонии, тем острее ощущение диссонанса — разлада в душе человека, разлада в отношениях человека и общества, человека и природы. Именно с помощью гротеска Гофман передаёт ощущение комического диссонанса.

«Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер» - одно из самых гротескных произведений Гофмана. «Безумная сказка» - так автор назвал её. Уже в облике персонажа, давшего повести её название, как будто воплощается идея гротеска: «Голова малыша глубоко вросла в плечи, и весь он, с наростом на спине и на груди, коротким туловищем и длинными паучьими ножками, напоминал посаженное на вилку яблоко, на котором вырезана диковинная рожица». Однако истинный гротеск открывается не в образе Крошки Цахеса, а в мире привычных общественных отношений. Само же «маленькое чудовище» является чем-то вроде индикатора гротеска: без его разоблачающего воздействия иные общественные явления, казалось бы, в порядке вещей, но стоит ему появиться — и в них обнаруживается нечто нелепое и фантастическое. Сюжет повести начинается с контраста: прекрасная фея Розабельверьде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем - крошкой Цахесом. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случилось оттого, что одарила крошку Цахеса волшебным даром золотых волосков. [7:64].

Из предыстории следует: фея сама находится в гротескной ситуации. После введения просвещения был издан официальный вердикт, отрицающим существование волшебства, феи были изгнаны в страну Джиннистан (которая была тоже признана несуществующей). А Розабельвельде осталась в княжестве под присмотром, скрываясь под личиной канониссы приюта для благородных девиц. Таким образом, поступок феи мог быть продиктован не только состраданием.

2.3. Противопоставление героев.

Прежде всего, писатель противопоставляет своего возвышенного и высокоморального героя погрязшему в обыденности и бездуховности обществу. Однако в отличие от персонажей прочих романтических произведений, герой в итоге одерживает победу, хоть и весьма спорную. Писатель резко противопоставляет реальную несправедливую обыденность и мир сказки, в котором царит искренность и доброта.

Скудоумный безобразный Цахес, благодаря трем магическим волоскам, может приписать себе все лучше, что создается и делается другими. Так возникает образ выскочки-авантюриста, который неизвестно как занимает чужое место и присваивает власть. Сияние его краденной славы, неправедное богатство заслепляют титулованных и нетитулованных обывателей.

Появление мерзкого карлика вызвало в городе совсем не ту реакцию, которой ожидал Фабиан, предвкушающий всеобщую потеху. Вдруг почему-то все жители заговорили о неказистом уродце как о статном и красивом юноше, обладающем многими достоинствами. Еще больше город сошел с ума, называя маленького монстра «изящным, пригожим и искуснейшим молодым человеком», когда крошка Цахес побывал на литературном чаепитии профессора Моша Терпина, в дочку которого был влюблен Бальтазар. Здесь юноша прочел свою восхитительную и утонченную поэму о любви соловья к розе, в которой выразил жар собственного чувства. То, что случилось после этого, было просто фантастикой!

Образ Бальтазара тоже типичен для романтизма: герой мечтателен, горд, отвергнут и противопоставлен глупому обществу.

Только юноше Бальтазару, бескорыстному поэту и энтузиасту, приоткрывается вся низость Цахеса и все безумие окружающих. Однако под действием волшебной силы Цинобера люди перестают понимать настоящий смысл того, что происходит: они считают, что Бальтазар – безумец, и ему угрожает расправа. Только вмешательство мага и чародея Проспера Альпа-Нуса разрушают чары, спасают юноши и возвращают ему любимую Кандиду.

На протяжении всего произведения идёт противостояние идей Просвещения, которые выражают невежественные обыватели, скудоумные чиновники и профессора карьеристы и прекрасного мира магии, который, по мнению Гофмана, является гораздо лучше реальной жизни. Писатель разворачивает идеи прогресса на сто восемьдесят градусов, показывая, что общество, отдающее предпочтение разуму, а не чувствам, черствеет, превращается в обывательское болото, где правят балом деньги и власть, а не истина и добро.

Герой Гофмана противостоит в большинстве своём невежественным бюрократам. Писатель, работая чиновником, мог самолично видеть самые неприглядные стороны немецкого общества: чинопочитание, культ богатства, невежество и карьеризм – всё это вызывало у него отвращение, и с этим он боролся в своём творчестве.

Несправедливость, показанная в этой сказке, особенно ужасна тем, что обыватели даже не понимают, что происходящие события несправедливы. Они слишком погрязли в быте, работе и стремлению к богатству и не способны даже отличить правду от лжи.

События в книги разворачиваются в атмосфере тотального уничтожения волшебных сил. Герои становятся жертвами травли со стороны людей только на том основании, что их дар вызвал зависть и страх тех, у кого нет ничего подобного.

В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл. Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.

Заключение.

В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл. Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.

Жанр этого произведения можно определить, как сказку. Автор представляет нам фантастический сюжет с фольклорным мотивом. «Крошка Цахес» изобилует самыми различными фантастическими элементами и допущениями, среди которых магия, волшебные создания и многое другое.

Конфликт добрых и злых сил – это вечное и универсальный вопрос мировой литературы. Олицетворение добра и зла в сказке носит традиционный романтический характер.

Фея была добра к карлику, но ее доброта обернулась во зло: герой стал наглым и эгоистичным обманщиком, равнодушным к судьбе других людей. Писатель показал относительность всего того разумного, доброго и вечного, к чему так призывали его современники [3:241].

Автор осуждает гордыню и наглость, которую продемонстрировал читателю Цахес, воровавший чужие заслуги. Она говорит нам о том, что по-настоящему талантливый человек никогда не будет пытаться достигнуть успеха обманом, не будет пытаться всячески подчеркнуть свою значимость и потешить эго.

В этом и состоит главная мысль сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» рассказывает нам о том, как важно в любой ситуации оставаться самим собой, а не слепо следовать за обществом. Она превозносит нестандартное мышление, умение видеть красоту в окружающей природе.

Литература

Берковский Н. Я, Романтизм в Германии.-Л.,1973.

Карельский, А. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 1. - М., 1991. - с. 5-26.

Савченко С. Мастерство Гофмана-сатирика в повести «Маленький Цахес»//Ученые записки филологического факультета (Киргизский ун-т).-Вып.12. – 1964.-С.211-229.

Скобелев А. В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана// Художественный мир Э. Т. А. Гофмана.-М., 1982.-С.250

Текст новеллы Т. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Художественный мир Э. Т. А. Гофмана.-М., 1982.

Чавчанидзе Д. Л. «Романтическая ирония» в творчестве Э. Т. А. Гофмана// Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. - №280.-М.,1967.-С.354.

Просмотров работы: 1580