Саша Чёрный и его фокс Микки

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Саша Чёрный и его фокс Микки

Хуснутдинова М.А. 1
1МАОУ №130
Галина В.И. 1
1МАОУ №130
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Познакомившись со сборником рассказов Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» мы задались вопросом: откуда автор черпал вдохновение и идеи, когда создавал это произведение? Ведь у него получилось очень правдоподобно и точно описать ход мыслей собаки, так, что мы, читатели, верим каждой реплике и шутке. Чтобы ответить на данный вопрос, мы приступили к данному исследованию.

Актуальность нашего исследования обусловлена малым количеством работ, посвящённым творчеству Саши Чёрного, множеством «белых пятен» в его биографии.

Гипотеза нашего исследования: образ фокса Микки является «маской» его хозяина, Саши Чёрного.

Предметом нашего исследования стала идея создания рассказов из сборника Саши Чёрного.

Объект нашего исследования — тексты рассказов Саши Чёрного «Дневник фокса Микки».

Цель исследования — сформулировать идею создания рассказов Саши Чёрного.

Задачи исследования:

Изучить тексты рассказов.

Ознакомиться с имеющимися исследованиями на данную тему.

Систематизировать полученные знания.

Классифицировать найденный в тексте материал.

Проанализировать результаты исследования.

Выяснилось, что существует не так много исследований и работ, посвящённым жизни и творчеству Саши Чёрного. Один из немногочисленных исследователей — Л. А. Спиридонова, которая всю жизнь посвятила изучению данных вопросов и сбором ценных сведений, особенно касающихся истории создания произведений Саши Чёрного, написанных им для детей. Второй источник, которым мы пользовались в процессе своей работы, — мемуары Веры Леонидовны Андреевой, дочери знаменитого русского писателя Леонида Андреева, которая была достаточно хорошо знакома с Сашей Чёрным.

В процессе работы мы также рассматривали исследования, посвящённые изучению поведения и психологии собак, а также сходству психологии и поведения собак с поведением и психологией человека. Результаты одного из таких исследований были отражены в статье издания nauka.tass.ru автора Евгении Щербиной[7].

ГЛАВА I.

1.1. Саша Чёрный и его фокс Микки

Вера Андреева, которая была близко знакома с Сашей Чёрным вспоминала о нём, как о человеке очень желчном, с постоянно нахмуренно-брезгливым выражением лица, которое, однако, менялось на восторженное и открытое, стоило ему увидеть поблизости детей. Он любил играть с ними, возиться, и сам, казалось, в такие моменты становился большим ребёнком. Наблюдать эту картину было особенно печально тем, кто знал о детстве самого Чёрного [1].

Саша Чёрный (Гликберг) родился в Одессе в обеспеченной семье. Отец содержал небольшую аптеку. Всего в семье было пять детей: Саша, Лидия, Ольга, Георгий и Владимир. Несмотря на внешнее благополучие, семью вряд ли можно было назвать счастливой: отец был деспотом, а мать совершала частые истеричные выходки. В целом, атмосфера в семье была напряжённой. Настолько, что в возрасте пятнадцати лет Саша сбежал из дома и уже никогда не возвращался обратно.

Саша поселился в Петербурге и даже учился поначалу в гимназии, куда его устроил отец, который смирился с тем, что сын живёт один в чужом городе и отсылал ему некоторые средства на жизнь. Когда Саша провалил экзамен по математике, отец прекратил помогать ему материально, и он остался один без средств к существованию. К счастью, в его жизни появился статский советник К. К. Роше, прочитавший статью о незадачливом беглеце в одной из еженедельных газет и взял его к себе на воспитание. Теперь у Саши был кров над головой и еда, но по-прежнему не было самого главного: любящих и заботливых родителей [6].

Выросший в подобных условиях мальчик превратился в сложного и закрытого человека, который с детства привык никому не доверять и ни к кому не привязываться. Ни к кому, кроме детей. «Глубокая нежность и ласка совершенно преображают обыкновенно брезгливое и недовольное лицо Саши Черного — оно просто светится добротой, всегда насмешливые глаза ярко блестят, он всей душой погружается в детский мир игры. Более того, он сам превращается в ребенка», — писала Вера Андреева в своих воспоминаниях. У самого Чёрного не было детей. И всю нерастраченную доброту он тратил на других детей, желая оградить их от тех несчастий, которые испытал когда-то сам.

А ещё он очень любил собак. У Чёрного был пёс — фокс по кличке Микки, который всю жизнь прожил рядом с хозяином, сопровождая его во всех путешествиях, и ставший прототипом фокса Микки в знаменитом сборнике рассказов. Однако существует и другая, более глубокая, как нам кажется, и интересная версия происхождения прототипа фокса Микки. Принадлежит она ЛинорГоралик: «…прототипом ведущего дневник фокса Микки, был, мне кажется, его хозяин, писатель Саша Черный… Это Саша Черный, такой резкий в своих текстах, такой язвительный в переписке и такой мягкий в реальной жизни, мог бы растить чужих детей — как фокс Микки растил котят, когда их бросила кошка, — и рыдать, когда кошка вернулась, а котята о нем забыли, — но ни кошке, ни котятам не сказать ни слова упрека» [3].

Мы считаем, что прототипом героя рассказов стал как реально существующий фокс Микки, так и сам Саша Чёрный, который будучи лишённым простых радостей детства в своё время, догонял упущенное в зрелом возрасте, много общался со своим псом Микки, как с одним из немногих, кому мог довериться и с кем мог быть не замкнутым и угрюмым, а открытым. В этом смысле конвергентная эволюция работает и в обратную сторону: не только собака учится понимать человека и сама как будто очеловечивается, но и человек, общаясь с собакой, «стряхивает» с себя всё напускное, циничное, оставаясь наедине с питомцем самим собой, оставаясь наедине с ним ребёнком, которому есть что рассказать и о прошлых обидах, и о разочарованиях, и о глупости взрослых.

1.2. Общее в мышлении человека и собаки с точки зрения последних научных исследований

В своих рассказах Саша Чёрный нередко подчёркивает сходство мировоззрения девочки, хозяйки пса, и мировоззрения собаки, Микки. В самом начале повести читаем: «Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет), и грызёт сахар, совсем как собачонка. Всё думаю, нет ли у неё хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках, а а в ванную комнату меня не пускает, — уж я бы посмотрел». Сходствоэто неслучайно.

До недавнего времени считалось, что самыми близкими родственниками человека по устройству и работе мозга являются шимпанзе. Однако этот миф был развеян. Учёные из США и Германии провели ряд опытов, которые показали, что по уровням и способам социального взаимодействия собаки намного ближе к человеку, а конкретно к двухлетним детям, чем шимпанзе [7].

По устоявшейся гипотезе считается, что разум людей отличается от разума животных потому, что у людей раньше начинают развиваться социальные навыки. Действительно, первые попытки общения мы осуществляем уже младенцами, когда с помощью крика учимся выражать свои потребности, распознаём лица и считываем эмоции взрослых, особенно матери. Понятно, что в возрасте более старшем мы сильно превосходим своих меньших собратьев по разуму в умении общаться. Поэтому учёные сравнивали коммуникативный интеллект собаки с интеллектом двухгодовалого ребёнка и с интеллектом шимпанзе.

Опыты включали в себя следующие тесты, в которых были задействованы как дети, так и животные:

Выбрать одну игрушку из множества предложенных.

Найти спрятанное лакомство, проследив за действиями взрослого.

Обойти препятствие кратчайшим путём.

Выбрать человека, к которому подойти, на основании тона его голоса.

Во всех тестах измерялись следующие факторы [7]:

Продолжительность взгляда испытуемого на лицо человека, когда он искал нужный объект.

Пространственная память.

Способность менять своё поведение на более эффективное.

Чувствительность к коммуникативным жестам: голосу, взгляду.

Кстати, последний фактор считается ключевым отличием человеческого мышления от мышления животных. Именно он отличает наш вид от других человекообразных обезьян.

После обработки статистических данных выяснилось, что собаки намного больше похожи на детей, чем те же шимпанзе, причём не только на уровне вида, но и на уровне индивидуальных различий. По мнению учёных, этот факт объясняется результатом конвергентной эволюции: два вида, человек и собака, так долго сосуществовали вместе, что развили одинаковые коммуникативные навыки. К тому же человек проводит селекцию пород, делая собак менее агрессивными, более дружелюбными, способными к обучению, терпимыми. Непонятно, откуда у собак изначально появились эти качества, были ли они результатом эволюции после одомашнивания или передались от волков. Ясно одно: человеку и собаке намного проще установить контакт, чем человеку с любым другим видом, даже таким близким, как шимпанзе.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Таким образом, от лица фокса Микки в своих рассказах Саша Чёрный показывает нам своего внутреннего ребёнка: любознательного, любопытного, игривого, добродушного и общительного, задающего неочевидные вопросы, которые многим покажутся глупыми — полную противоположность того Саши Чёрного, которого знали знакомые. В практической части своего исследования мы собрали наиболее интересные проявления этого внутреннего ребёнка и классифицировали их по следующим признакам:

Общие представления об устройстве мира, отношениях между людьми, их быте.

Значение некоторых фразеологизмов.

Необычный взгляд на мир, проявляющийся в оригинальных сравнениях предметов и явлений.

ГЛАВА II. Исследовательская работа по сбору наиболее интересных проявлений внутреннего ребёнка

2.1. Общие представления об устройстве мира, отношениях между людьми, их быте

Мировоззрение ребёнка отличается от мировоззрения взрослого человека прежде всего живостью, подвижностью ума и воображения, богатой фантазией, жаждой к познанию даже очевидных, на первый взгляд, вещей, а также «незамыленным» взглядом на мир, способностью смотреть на вещи с непривычной стороны. Поэтому дети задают много вопросов.

Так, фокс Микки часто задаёт вопросы, связанные с распорядком дня своих хозяев. Он искренне удивляется тому, что его хозяйка, Зиночка, каждый день ходит в школу, несмотря на то, что в будущем вряд ли будет применять полученные знания, выйдя замуж и превратившись во взрослую женщину, как её мать: «Зина в школе. И зачем девочке так много учиться? Всё равно вырастет, острижёт волосы и будет на кушетке по целым дням валяться. Уж я эту породу знаю…» [5].

Распорядок дня матери Зиночки так же остаётся для фокса загадкой, ведь по его наблюдениям эта женщина целыми днями занимается только переодеваниями, даже на пляже, куда люди приходят купаться: «Дамы все переодеваются и переодеваются. Потом раздеваются, потом опять переодеваются. Купаться не очень любят» [5]..

Отец Зиночки в противовес матери целыми днями пропадает где-то и дома появляется редко: «У Зининого папы всегда „дела“. У людей так уж заведено — за всё нужно платить. За виллу, за зонтик, за мясо, за булки, за ошейник… даже, говорят, скоро за фоксов двойной налог будет». Фокс понимает, что причина отсутствия отца Зиночки кроется в деньгах, которые необходимы для жизни, чтобы было чем платить за дом, еду и прочие удобства. При этом само устройство валютного рынка непонятно для фокса: «Деньги бывают круглые, металлические, с дырочками — это су. Круглые без дырочек — это франки. И потом разные бумажные. Бумажные почему-то дороже и начинаются с пяти франков. Деньги эти как-то падают и поднимаются — совершенно глупая история, но я не человек, и меня это не касается» [5].

Фокс удивляется слепоте взрослых людей. Они всегда сопровождают его во время прогулок, смотрят на те же удивительные явления, которые наблюдает он, но не удивляются, не пугаются, не прыгают от восторга, не задают вопросов. Взрослые слепы, считает фокс, несмотря на очки и пенсне они не видят того, что происходит у них под носом.

Дети нравятся фоксу больше взрослых. Некоторые их действия остаются для него загадкой, но он не испытывает по отношению к ним раздражения: «А один всё старается себе ногу в рот засунуть. Зачем?..»

Фокс внимательно наблюдает за природой и пытается объяснить процессы, происходящие в ней, в силу своего опыта. Он тонко чувствует происходящие в ней изменения. И наступление весны, например, связывает не с числами на календаре, а с изменениями в окружающем мире: «Небо станет как вымытая Зинина голубая юбка, и на чёрных палках покажутся зелёные комочки. Потом они лопнут, развернутся, зацветут… Ох, хорошо! Это называется — весна». В доме с приходом весны тоже происходят изменения. Люди убираются, избавляются от пыли в коврах и шторах: «А в доме — кавардак. Снимают ковры, пересыпают каким-то на-фта-ли-ном. Ух, как от него чихаешь!»[5].

Микки не знаком с астрономией и физикой, не может объяснить исчезновение луны или её постепенное убывание, зато очень оригинально объясняет себе и читателям, почему осенью все деревья теряют листья и стоят голые, а хвойные растения продолжают зеленеть иголочками: «Ветру листья оборвать не шутка, а иголочки — попробуй! Они тоненькие, ветер сквозь них и проходит, как сквозь решето».

Микки отождествляет мир природы, животный мир и мир людей. Для него луна и ветер такие же живые существа, как люди и животные. Он может посмеяться над решением ветра дуть в парке, называя его дураком: «Вообще, ветер дурак: дует в голом парке, а там и сорвать нечего»[5].

Фокс часто посещает в компании своей маленькой хозяйки Зиночки различные места отдыха и развлечений: смотрит представления в театре, кино, гуляет по зоопарку. И каждый раз удивляется непонятному миру взрослых.

Наслаждаться представлением в театре фоксу мешает запутанный сюжет и герои, действующие, по его мнению, вне всякой логики: «Представление было очень глупое: он влюбился в неё и поехал на автомобиле в банк. Она тоже влюбилась в него, но вышла замуж за его друга. И поехала на автомобиле к морю с третьим. Потом был пожар и землетрясение в ванной комнате. И качка на пароходе. И негр пробрался к ним в каюту. А потом все помирились…»[5].

Наслаждаться просмотром фильма фоксу мешает вопрос об устройстве кинотеатра: «Был с Зиной в синема. Очень взолнован. Как это, как это может быть, чтобы люди, автомобили, дети и полицейские бегали по полотну?! И почему все серые, чёрные и белые? Куда же девались краски?»[5].

Прогулку по зоопарку омрачила встреча с медведицей, которая, по мнению фокса, страдает от жажды, сидя в уютном вольере, и как зверь с севера, привыкший к холодам, очень нуждается в мороженом и льде: «Белая медведица очень миленькая. Сидит в ре-де-шоссе в каменной ванне и вздыхает. Свиньи какие! Хотя бы её на лёд посадили или мороженое, ведь ей жарко!» [5].

2.2. Значение некоторых фразеологизмов

Чтобы понимать значение фразеологизма, нужно понимать многозначность того или иного слова. Микки, как и маленькие дети, воспринимают слова буквально, поэтому и фразеологизмы воспринимают тоже — буквально. Из-за этого понять значение некоторых фразеологизмов для них просто не представляется возможным.

Например, значение фразеологизма «глаза на лоб полезли»[2] Микки понимает буквально, недоумевая, почему Зинин папа всех обманывает, ведь глаза у него остались на месте: «Почему Зинин папа сказал, что у него глаза на лоб полезли? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости?»[5].

Когда отец Зиночки сравнивает свою жизнь, полную забот и тревог с собачьей, Микки тоже не в силах соотнести людские трудности, сложности, невзгоды с собачьей беззаботной жизнью: «Дела, уроки, квартира… „Собачья жизнь!“[2] — говорит Зинин папа. Нет уж, собачья лучше, это позвольте мне знать».

2.3. Интересные сравнения

Маленькие дети способны замечать связь между, казалось бы, несвязанными явлениями и событиями благодаря своей фантазии. Саша Чёрный от лица фокса Микки рассказывает нам о связи между консьержкой и верблюдом, руками и колбасой, косточкой и утюгом, травкой и бородой.

«Но зато видел верблюда. Он похож на нашу консьержку» —
В обычной жизни взрослый человек вряд ли позволит себе такое сравнение, его остановят принятые в обществе этические нормы и заложенная установка, что сравнивать женскую внешность с внешностью верблюда — оскорбительно для женщин, ведь верблюд — животное далеко не грациозное и не изысканное. Сознание же ребёнка подобными тонкостями не обременено. Детские сравнения очень яркие, точные, они помогают мгновенно нарисовать в воображении желаемый образ предмета.

Большой живот в мире взрослых людей считается следствием лени, лишнего веса, распущенностью. Поэтому обращать на него внимание считается неприемлемым. Ребёнку же ничего не стоит сравнить большой круглый мужской живот с луной: «Луна была такая круглая, огромная, бледная… Совсем как живот у нашего хозяина пансиона».

Редкая женщина обрадуется, если её руки назовут итальянскими колбасами, однако как точно и быстро это сравнение помогает представить образ этой самой женщины: «Руки у неё толстые, как итальянская колбаса».

Лужайка, покрытая весенней травой, напоминает курчавую бородку одного из знакомых Зининого папы, в то время как осенью она больше была похожа на лысую голову другого знакомого: «Травка такая курчавенькая. Вроде бороды».

Кость, отданная Зининым папой фоксу, оказывается абсолютно несъедобной, так как по своей твёрдости напоминает утюг, который Микки, видимо, успел когда-то попробовать на зуб: «Где же мне разгрысть такую кость, когда она твёрже утюга?»

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ II

По нашему мнению, идея создания «Дневника фокса Микки» появилась у автора в результате:

а) трудного детства и взросления без должного внимания со стороны родителей, что повлияло на становление характера Саши Чёрного, сделало его сложным, замкнутым человеком, неспособным открыто высказывать своё мнение и доверять людям;

б) непреодолимой потребности в открытости, доверии, общении, которую частично покрывало общение с детьми, без труда понимающими автора;

в) появления в жизни Саши Чёрного фокса Микки, заменившего ему жену ребёнка, ставшего лучшим другом и собеседником, а в последствии своеобразным «рупором» автора, с помощью которого он мог разговаривать на своём языке не только с детьми, но и со взрослыми без страха быть осмеянным и непонятым.

Таким образом наша гипотеза была подтверждена. Действительно, в образе фокса Микки с читателем говорил Саша Чёрный.

Цель нашего исследования была достигнута: идея создания сборника рассказов «Дневник фокса Микки» родилась у автора из желания высказаться, быть услышанным.

«Дневник фокса Микки» поселил в себя не только мысли внутреннего ребёнка Саши Чёрного, но и мысли взрослого Саши. Ведь полностью отказаться от более позднего опыта и взрослой жизни не получится, даже если подарить внутреннему ребёнку полную свободу действий. На эту особенность обратила внимание ЛинорГоралик в своей статье.

Проявления взрослого Саши Чёрного на страницах рассказов чувствуется сразу: это и желчность по отношению к обеспеченным бездельницам, тратящим свою жизнь на переодевания, и грустный сарказм в сторону будущего хозяйки, Зиночки, которая вынуждена будет стать одной из таких бездельниц; и злая насмешка в сторону всё более издевательских налогов, в частности, введение налога на собак.

Несмотря на это, сборник рассказов Саши Чёрного воспринимается как полный оптимизма и нескончаемой любви к жизни во всех её проявлениях дневник взрослого человека, не утратившего юношеского задора, сохранившего крепкую связь со своим внутренним ребёнком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Вера Андреева. Эхо прошедшего. — М., 1986.

Брилева И. С., Гудков Д. Б., Захаренко И. В. Фразеологический словарь/ Под ред. Телия В. Н.М., 2017.

ГораликЛинор. Повесить всех собак!//Предисловие к изданию сборника рассказов «Дневник фокса Микки». М., 2017.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.М.:,2009.

Саша Чёрный. Дневник фокса Микки. М., 2017.

Спиридонова Л. Саша Чёрный/ Л. Спиридонова//Литература русского зарубежья. М., 1993.

Щербина Евгения. Собаки больше похожи на двухлетних детей, чем шимпанзе//статья в электронном издании nauka.tass.ru. 2017.

Просмотров работы: 521