Кто такой гуманный педагог? Многие люди могут задаваться таким вопросом. Для того чтобы разобраться в этом, нужно раскрыть некоторые понятия.
Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его положения в обществе и право личности на развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, человечных отношений между людьми. То есть гуманизм показывает человека как высшую ценность.
Из этого следует, что гуманным педагогом будет являться тот человек, для которого на первом месте стоит личность человека. Он в своих подопечных будет создавать личность, руководствующуюся в жизни гуманистическими духовными ценностями и способную выбрать собственную точку зрения, делать свой выбор, ставить перед собой задачи и выполнять их. Одна из самых важных способностей такой личности, несомненно, - умение прибегнуть к творчеству в любой из областей жизни. Такой педагог всегда выберет путь гуманной педагогики. Что она из себя представляет? Гуманная педагогика одной из основных своих целей ставит воспитание в человеке его личности, помощи в поиске собственного внутреннего «я» и развития природных способностей ребенка.
Гуманная педагогика не делит детей на «особенных» и «обычных». В ней все равны. Она в первую очередь стремится направить энергию ребенка так, чтобы она была направлена на созидание. Гуманная педагогика опирается на идеи великих педагогов – Яна Амоса Коменского, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, которые стремились к раскрытию личности каждого ребенка и развития ее талантов.
Основные качества личности формируются с самого детства. Осознание себя как личности, определение нравственных ориентиров, познание внутреннего «я», поиск собственного смысла жизни и места в ней являются важнейшими для каждого человека. Если взрослый человек не поможет и не направит на верный путь, то и во взрослой жизни трудно будет решить, что действительно важно, а что не имеет смысла. Таким образом, у этого человека будут огромные нравственные и мировоззренческие проблемы. Это является одной из причин проблем в жизни. Далеко не каждый родитель способен привить ребенку необходимые нравственные ценности, поэтому дети так нуждаются в гуманных педагогах, которые будут способны научить ребенка улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к сложившимся условиям. В качестве примера могу привести довольно распространенную ситуацию, с которой сталкивался почти каждый педагог, – потеря личной вещи. Ребенок может плакать и ничего не делать, в итоге смириться и забыть про то, что что-то терял, но может и постараться вспомнить, где оставлял свою вещь и заняться поиском. В эту сторону и должен направлять ребенка гуманный педагог. Научить ребенка менять что-то, двигаться вперед самостоятельно, а не плыть по течению сложившихся обстоятельств.
В первую очередь гуманный педагог является для ребенка добрым наставником, который поможет ему справиться с трудностями. Заметьте – поможет справиться, а не решит все за него. Решать свою проблему ребенок должен сам. Педагог в этой ситуации будет лишь надежной опорой и верным помощником.
Одна из основных целей гуманного педагога – воспитание благородства и великодушия в детях. Да, будем честны, это начинается с самого детства, продолжается в саду и школе, но именно воспитателю в детском саду достается наиболее восприимчивый к нравоучениям возраст, когда ребенок стремится быть похожим на тех взрослых, кто является для него авторитетом. А кто может стать авторитетом для ребенка? Конечно те, кто проводит с ним больше времени, то есть родители и, несомненно, учитель.
Ребенок не всегда может быть таким, каким его хочется видеть, но он на то и ребенок, который еще не знает, кто он, и только учится пониманию самого себя. Как же быть? Ответ прост. Ребенка надо любить. И я уверена, тогда он ответит своему педагогу тем же. В этот момент можно понять, что человек является гуманным педагогом. Тем, кто способен воспитать душу человека.