А мир такой таинственный и разный...

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

А мир такой таинственный и разный...

Гетман А.А. 1
1МБОУ "Гимназия №63 г.Челябинска"
Порываева Т.Н. 1
1МБОУ "Гимназия №63 г.Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбранная мною в прошлом году тема «Моим стихам, написанным так рано…» (о моих собственных произведениях) открыла для меня новый мир лирических произведений, когда я искала вдохновение, мне стали открываться новые авторы, и одним из них была М.И.Цветаева. Я более глубоко заинтересовались изучением биографии Марины Ивановны Цветаевой и ее лирических произведений, поэтому и выбрала тему «Исследование художественного мира в произведениях М. И. Цветаевой».

Цель: научиться исследовать художественный мир в произведениях М.И. Цветаевой и описать его.

Задачами для достижения, нашей цели являются:

1. Изучение понятия художественного мира.

2.Изучение лирики и биографии автора, с художественным миром которого, мы работаем

3.Навык лабораторного исследования стихотворного произведения

4.Выполнение системы упражнений, разрабатывающих навык исследования художественного мира

5. Создание промежуточных выводов о художественном мире поэта

Тогда объектом исследования являются лирические произведения М.И.Цветаевой (для работы в этом году мной выбраны стихотворения «Что же мне делать слепцу и пасынку…», «В мире, где всяк…», «Моим стихам, написанным так рано…»

Предметом исследования стал художественный мир (и способы его создания) в произведениях М. И. Цветаевой

Нами выбраны такие методы исследования, как изучение теории темы, чтение (осознание, анализ) темы исследования и стихотворений поэта, составление гипотезы исследования, чтение биографии М. И. Цветаевой и её лирики; изучение художественного мира в произведениях поэта, сравнение художественного мира различных произведений для обобщения, сравнение художественного мира М.Цветаевой с реальным миром, в котором она жила, для определения сходства и различия, творческого портрета поэта…

Рабочей гипотезой нашего исследования стало то, что мы предположили: судьба М.И.Цветаевой трагична (по материалам биографии), а творчество поэта, на основании нашего читательского опыта, часто биографично. Во впечатлении от спектакля «Тайный жар»- художник-постановщик С. Александров, режиссер В. Филонов остался образ несменяемой катастрофы мира, вечной сильнейшей печали, разочарование в мире и неутихающее чувство страха, тревоги лирического героя, в постановке он был невероятным страдальцем, мучеником в социальном мире. Следовательно, предполагаем, что и художественный мир в ее произведениях таков же, как реальный мир, в котором она жила: трагичный, печальный, серый, тяжёлый, мрачный - мир одиночества и грусти...

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое художественный мир. Понятие

Художественный мир  вымышленная реальность. Это то, что изображено в произведении, совокупность образов, которые соотносятся с реальным миром: - люди; - события; - природа; - вещи; - время и пространство = хронотоп.

Художественный мир - созданная воображением писателя и воплощена в тексте произведения образная картина, которая состоит из событий, личностей, их высказываний и выраженных ими духовных феноменов (представлений, мыслей, переживаний и т.п.).

Художественный мир — это условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства.

Художественный мир предполагает рассмотрение всех произведений автора как «единого текста…».

Художественный мир - целостная, законченная система мира автора, которая обладает свойственными лишь ей характеристиками пространства и времени.

Художественное произведение — это относительно завершенный образ мира, воплощающий определенную эстетическую концепцию действительности. Разумеется, никакое художественное произведение не в силах объять целый мир. Но образ мира — это не «копия мира» и не «сколок» с какого-то фрагмента действительности, литературное произведение — это особая художественная система, в которой из отдельных, вполне исчислимых образов, запечатленных в пределах ограниченного словесного текста, формируется целостный, безграничный образ мира, аналог всей действительности, сконцентрировавший в себе постигаемый художником эстетический смысл человеческой жизни.

Таким образом на основании теоретического изучения понятия художественный мир определим (обобщим): художественный мир любого произведения - совокупность образов, которые соотносятся с реальным миром: люди; события; природа; вещи; время и пространство - хронотоп; личностные представления о мире и человеке, мысли, переживания… и условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства. Значит художественный мир - это целостная, законченная система мира автора, со свойственными ему характеристиками пространства, времени и миропонимания, видения мира, воплощенные в его творчестве.

Художественный мир предполагает рассмотрение всех произведений автора как «единого текста», тогда можно составить общую картину мира в лирике поэта. Художественный мир - законченная картина мира, состоящая из образов, ощущений, чувств, настроений автора, которые передаются читателю и на основе которых он составляет впечатление и делает выводы о творчестве.

2.2 Как создается художественный мир любого произведения.

Теперь коснемся того, как устроено лирическое стихотворение, эта особенная, уникальная речь. Художественный мир лирического стихотворения может быть неустойчивым, его границы смутно различимы, как зыбки и трудноуловимы переходы между человеческими чувствами. А ведь именно чувства и впечатления призвана выражать лирика.

Следует знать, что в лирическом стихотворении художественные образы группируются не вокруг основного конфликта, развитие которого определяет ход повествования, а организуются с помощью ритма и особых приемов деления и построения поэтической мысли. Для лирического стихотворения основными элементами являются метр, рифма, строфа и поэтическое слово.

Художественный мир проявляется, как этап творчества художника и не может быть заключен в одном творении. Творчество представляется как путь, в результате которого, мир преображается в новые краски, становится порой разнообразнее и осмысленнее реального.

На творческий процесс оказывают влияние и авторские традиции. Посредством идей и проблем автор приводит читателя к пониманию произведения, вложенного в него образа мира, смысла и идей. Понимание авторской работы влияет на отношение читателя к происходящему вокруг. Изменяя реальность в творческом произведении, автор причастен к изменениям в реальном мире.

Широкое применение нашли в построении художественно мира и творческие приёмы, использующие в своём основании иронию, юмор и любые проявления смеха.

Искаженный авторской волей, творчеством, мир, несёт в себе цель изобразить действительность «перевёрнутой», изменённой представлением поэта. Однако художественный мир является отражением существующих реальных, а не выдуманных проблем. Тогда и юмор накладывается как трафарет на осознание, при этом затрагивая реальный мир, выделяя и изображая его проблемы.

Создание художественной модели мира заимствует предметы реального и вымышленного миров, соединяя их, но остаётся в подчинении собственных индивидуальных творческих законов.

Художник отражает результат своих исканий в форме, возможной для представления читателям, используя формы, доступные именно ему – индивидуальные (стилевые). Собственное представление, видение, знания читателя и форма изображения реальности автором приводят к пониманию сути произведения, к созданию в воображении читателя художественного мира произведения (времени, пространства, деталей, человека в этом изображенном поэтом мире).

Невозможно донести до читателя смысл лирического произведения, не используя его чувственный опыт и образное восприятие окружающей реальности.

Структура произведения строится особым образом, необходимым для направления читателя к осознанию изображенного в произведении мира. В задачу автора входит удержать внимание читателя в рамках художественного произведения и не позволить отстраниться в иллюзию восприятия собственного художественного мира, искусственно созданного на основе произведения. Именно поэтому так важно следовать за поэтом – вместе с ним – всматриваясь в каждое слово, в каждое изобразительное и выразительное средство.

Психологическая особенность мира художника заключается в его интересе к объективному и предметному миру, и к чувствам и эмоциям, к разнообразию представлений о реальном мире.

Главным объектом изображения в художественном мире произведения поэта является человек в его видении, представлении мира и в отношении к окружающему миру.  

Создание поэтом образа мира и человека в нем - картины мира - даёт возможность создать идеальную композицию для ощущения и осознания человеческого существования… Тем самым ведя читателя к развитию его представления о мире, времени и человеке…

На основании исследования теории создания художественно мира произведения итожим.

Художественный мир состоит из образов, образной картины мира.

Поэт изображает (передает образами) внутренний мир чувств, настроений и ощущений. Читатель ощущает художественный мир или художественное воздействие автора на него.

Художественный мир точно передает авторский замысел изображения мира, в котором находится центральный герой стихотворного произведения – лирический герой. Или определяет проблему этого мира, ведь мир часто в конфликте с лирическим героем.

Образная картина мира состоит из образов пространства, времени и действия. То есть отражение событий жизни и судьбы героя в этом мире. Художественный мир может быть огромен в масштабе или, наоборот, сужен, но он передает цельное отношение автора к событиям этого мира.

Художественный мир рисуется авторскими (выбранными поэтом) изобразительными средствами. Они же и основывают представление, восприятие этого мира читателем и оценки этого мира автором: (Каков мир в видении читателя? Каково авторское ощущение мира, отношение к этому миру?).

Художественный мир одного автора - это законченная система образов, которые нарисованы, распространены на все его произведения и переданы им читателю

Художественный мир каждого поэта особенный. Ведь каждый раскрывает важные для него и своих читателей представления о мире, проблематику и тематику произведений. Поэтому художественный мир содержит философские рассуждения автора о жизни, мире и человеке.

Художественный мир предполагает рассмотрение всех произведений автора как «единого текста», тогда можно составить общую картину мира в лирике поэта. Художественный мир - законченная картина мира, состоящая из образов, ощущений, чувств, настроений автора, которые передаются читателю и на основе которых он составляет впечатление и делает выводы о творчестве.

Таким образом на основании теоретического изучения понятия художественный мир определим (обобщим): художественный мир любого произведения- совокупность образов, которые соотносятся с реальным миром: люди; события; природа; вещи; время и пространство, то есть хронотоп из событий, личностей представлений, мыслей, переживаний или же условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства. Значит это целостная, законченная система мира автора, со свойственными ему характеристиками пространства и времени.

Итак, запланируем и проведем эксперимент.

Целью эксперимента станет анализ лирики и выявление на основе сравнения стихотворений и выводов о тематическом многообразии поэзии Марины Цветаевой, а также поиск различных способов создания художественного мира.

И может оказаться, что художественный мир этот - отражение мира реального - «идеального», прекрасного и темного, тревожного, волнующего и волнующегося, активного, такого живого, насыщенного, так любимого Мариной Ивановной Цветаевой.

На основании биографических данных, составим перечень произведений, включающий в себя:

стихотворения трагичные,

стихотворения, где пафосом является любовь и совершенно отличные от социальных проблемы,

пейзажные стихотворения - о природе и человеке как её части.

В соответствии с гипотезой, сначала выберем для рассмотрения стихотворения мрачные, печальные, трагичные.

2.Экспериментальное исследование

художественного мира в лирике М.Цветаевой

2.1. Трагический пафос в стихотворениях М.Цветаевой

В начальной части исследования выберем некоторые произведения лирики трагичной.

«В мире, где всяк…»

Поэт эпитетно рисует мир серым: «…в мире, где всяк сгорблен и взмылен». Образ тьмы мира словно нарастает, усиливается…» и сгорблен, и взмылен, и ассоциативным рядом возникает и «всяк» и осужден, и отвергнут. «Знаю…[пауза]…» в миг пространство мира открывается, ширится, словно открывая для читателя его тайну: о чем же знает лирический герой? Вопрос читателя шевелит пространство мира, и оно разрастается.

Но «один мне равномощен» (литотой) создается ощущение абсолютной пустоты в таком огромном мире». Надежда на появление в мире чувственности, красоты, красок, звуков обрывается, еще не успев зажечь душу героя. «В мире, где все плесень и плющ» (метафора). Каждый образ в гранях мира незначителен, незаметен для мира, но такой мир и не стремиться к ним, не пытается рассмотреть их, он заведомо отталкивает, вытесняет эти детали из своего пространства.

Мир здесь принижен, он несправедливый, гниющий и пропадающий, вызывает у читателя отвращения, создается ощущение безысходности в мире:

В бесконечности мир тусклый, постоянно серый, монотонный, пустой, бесчувственный: «…в мире, где все плесень и плющ». И в таком мире появляется человек «один» = одинокий (и во времени, и в пространстве этого мира). И еще один: лирический герой (героиня?) такой же – одинокий: «знаю один…». И (эпитетно) он «равносилен», «равномощен» - единственный, уникальный невероятно - лирическому герою, ему заметный, он выделяет только одного его во всем мире, усиливается ощущение одиночества, пустоты. Лирический герой в противопоставлении с миром: «в мире, где всяк сгорблен…ты - равносущ мне». Ощущение, что человек в таком мире дважды одинок вдвоем и в конце: «Один - ты равносущ», - совершенно одинок, изображена трагедия, катастрофа, бедствие, он с миром несовместим, герой не может ни жить, ни творить, ни мечтать, ни любить, ни бороться в таком мире… Ощущение разочарования, опустошения, невероятно тяжелое, серьезное чувство завладевает героем. В конце герой кратко обрывает свое размышление: «Мне…», и остается только пустота, неизвестность… ощущение невозвратности, такая судьба для лирического героя неминуема.

В стихотворении «Что же мне делать, слепцу и пасынку…» лирический герой поет «ребром и божьим промыслом» Жертвуя собой, постоянно несет свет и благо.

А его творения: пение острое, активное, горящее, стойкое и мощное, как «провод, загар, Сибирь.» (горение, жар, пылкость, страсть усиливаются), а образ трудов героя словно светится, он возвышается невероятно, ощущение, что это необходимый миру дар, и мир нуждается в лирическом герое…но не замечает его сияния.

Вымышленные «наваждения» - опора для лирического героя, «мост» для него, хоть они и (эпитетом) «невесомы» в мире «гирь» (мир неподвижный, тяжелый, застрявший на одном месте). А лирический герой летит, он невесом и легок: «По наважденьям своим…с невесомостью»

«Что же МНЕ делать»; «Что же МНЕ делать» - (анафорой) трижды подчеркиваются, усиливаются философские рассуждения, их важность (о роли человека). Лирический герой метается, ищет ответ, его тревога переносится и на читателя, они в гармонии, в сопереживании друг с другом. Появляется надежда у лирического героя…Может быть его увидит, рассмотрит мир?. Но вмиг чувство окрыленности обрывается, разрушается

«с невесомостью наваждений в мире гирь» мир и герой несовместимы, несмотря на стремление героя в мир, он остается незамеченным, мир даже не пытается увидеть его…

«В мире, где наичернейший сер» (в гиперболе) масштаб бедствия, жестокости мир, он мрачный, пугающий, холодный, жесткий и не принимающий лирического героя, даже призирающий его: «где насморком назван плач». И герой этот мир не понимает, он плачет! (рыдает). И мир не замечает сильнейшие страдания, называя «насморком» и снова герой одинок, уже дважды. Мир контрастен, «где наичернейший - сер». В этом мире подавляется яркость, он стягивает «мир мер». Накрывая тяжестью героя, он в этом мире «пасынок». А герой «первенец», его гложет неприятие миром, но он не сдается и все преодолевает, кажется, он безмерен, вечен. Но герой - творец, и в этом есть надежда и свет, которые он может сотворить, создать сам: «…мне певцу и первенцу».

В произведении:

Возьмите всё, мне ничего не надо…

Да, в этот час мне жаль, что так бесславно
Я прожила, в таком глубоком сне, —
Щенком слепым! — Столкнув меня в канаву,
Благое дело сотворите мне.

Время летит, стремится, течет, словно ищет нужный «этот час». Вся временная грань словно отматывается, время похоже на механизм¸ вечный… неумолкающий. Время растягивается на всю глубину, высоту, ширь мира, создается ощущение скоротечности жизни и судьбы. Лирический герой словно останавливается, замирает в одном моменте, в одной точке… весь мир сосредоточен, зажат в этой именно в ней… Что сей-час произойдет - в «этот час»? Но в этот миг лирический герой срывается, словно в обрыв: «мне жаль…». Образ чувства сожаления описан мощно, значимо, и мир перетягивает на себя сожаление, приумножается, усиливается чувство сожаления: «жаль, что так бесславно … прожила». Ощущения полного разочарования лирического героя… Чем он расстроен? Что отталкивает его?

Лирический герой стремится сблизиться с миром «Столкнув меня в канаву, благое дело сотворите мне» (люди…?). Лирический герой готов на жертвы ради этого мира, н целиком посвящает себя этому, герой готов смириться с гибелью, во благо миру, чтобы мир хотя- бы взглянул, постарался заметить героя. Такое кажется ничтожное внимание и забота мира о герое, стало бы для него «благим делом», пределом мечтаний. Но в мире это не произойдет, в мире останется лишь мечта героя, его сильнейшее стремление к миру кажется никогда не станет интересным миру. Произведение заканчивается лишь желанием, мечтой, страстной просьбой героя «Сотворите мне…», а далее лишь пустота, есть ли в ней свет или только непроглядная мгла уже не узнать читателю, который продолжает вглядываться в эту таинственную бесконечность. Мир читателя настораживает, заставляет рассудить и осудить его. Мысль о мире, волнение о нем остается вечным, и мир тоже вечен, и его проблемы останутся навсегда в нескончаемом пространстве этого несправедливого мира.

Безусловно, в поэзии М. И. Цветаевой изображается темный, пугающий мир - мир острых резких социальных проблем, способ борьбы с ними Марина Цветаева нашла в изображении героя-борца, старалась нарисовать резко, мощно, точно и полно беспредельное страдание души в несправедливом мире. Но даже в этом трагичном мире всегда появлялся у поэта образ движения - изменения, которое должно представить мир совсем другим, заставить всматриваться в него, искать в нем надежду.

2.2 Лирика любовная

Прочитаем совсем иные произведения, попытаемся понять, что является пафосом в нем, каким становится мир и ощущение его человеком… какие чувства, может быть, сменят трагизм, отчаяние, страдание, боль?

Лирика о любви к миру…

«Моим стихам, написанным так рано…»

Стихотворения в художественном мире М. Цветаевой – образ, они стремительные, быстро и моментально летящие, взлетающие и опускающиеся, «как искры»; «как брызги».

«Сорвавшиеся, Ворвавшиеся» СТИХИ {Как маленькие черти}

Стихи мощные, живые (постоянно движутся вверх, вниз) и ворвавшиеся вовнутрь святилища, в мир, остановленный в тумане, но возвышенный, «мир сна и фимиама».

Бесконечно движение стихов, они везде и в любое время, вечно. Стихотворения «нечитанные» - одинокие, одиночество поэта в мире и в этих стихотворениях.

Стихи «разбросанные в пыли» (художественная деталь): градация ненужности, бесконечность одиночества и остановившееся время.

Но они «как драгоценные вина» (стихотворное опьянение миром) – и им «настанет свой черед». Появилось время. Мир ожил, он движется, взрослеет. И так изображенный мир содержит надежду. Отражение авторский чувств, ощущения времени биографично. М. И. Цветаева, справляющаяся с любой жизненной ситуацией, - вечный поэт, живущий в своем творчестве, никогда не погибнет. В лирике поэта вера в жизнь, в мир с надеждой и любовью.

«Я счастлива жить», - пишет Марина Цветаева.

«Жить образцово и просто»… Жить, следуя идеалам, не только своим собственным, но и ценностями мира, в котором находится. Лирический герой стремится стать частью этого мира. Хочет стать покорным этому миру, хочет служить этому миру, он и творец, и борец, хочет вести мир, хочет изменять его: «Дух сподвижник, и дух - мой вожатый». «Жить как солнце – как маятник – как календарь!» (сравнением) изображается идеал жизни, постоянно сиять, гореть, стучать, метаться, всегда и везде вечно стремиться. О такой жизни герой мечтает, он хочет отдавать свою душу миру, желает увековечить такую насыщенную жизнь.

Лирический герой говорит о невероятной доброте, нежности мира, мир развернут к каждому, даже к самой обыкновенной «светской спутнице среднего роста». Мир стремится к герою, зовет его, вовлекает. И мир полный, насыщенный, в нем череда звуков, красок, образов людей, лирический герой в большом обществе, и здесь он не одинок: «как всякая», наравне со «всякими», вместе со всеми.

И мир не отделяет, не отталкивает героиню, она человек из общества, незаменимая, яркая, живая и верная: «светская». Жизнь в этом мире постоянна, и героиня так же всегда в рутине этого мира, но она не гнетет ее. Наоборот, подчеркнуты светлые стороны жизни и везде процветающая надежда. «Я счастлива жить»: лирический герой так близок самой М.И. Цветаевой.

В стихотворении «Не думаю, не жалуюсь, не спорю...» нет движения в мире, нет света, красок – «тени…тени». Глагольный ряд: «Не думаю… не жалуюсь…» (пустота, никуда не ведет пространство, все стянуто в одной точке… и в темноте) … «Не жалуюсь» «Не радует (не вижу и не слышу) ни утро, ни трамвая // Звенящий бег» - нет в мире ни звуков, ни чувств, «не спорю» (нет криков, нет звуков жизни, абсолютное безмолвие и неизвестность, пространство не проясняется. Такой мир, застывший, тревожный, кажется безграничным в печали.

Время растягивается, все в мире замедляется, время неясно, хронотоп мира не изведан, непонятен. «Не сплю…»

«Ни к морю» … Снова меняется пространство, море тянет вдаль, оно бескрайнее, волнующееся, неизведанное, краски моря голубое, на солнце блестящее, а может море в этом художественном мире другое, схожее герою: темная синева в нем, спокойствие, тогда пространство движется еще и в глубь, раз дно не видно, создается ощущение огромного мира.

«… Ни к кораблю» ... Морская дорога, путешествие, неизвестность, дальние края, неясно, где именно корабль, пространство нескончаемо тянется, и лирический герой теряется в этом пространстве…. Вот уже нарисован мир, он полон активных образов: и звуки, и краски, и тени, и запахи, и ощущения. Художественная детализация раскрашивает мир, он движется, изменяется, но кажется, лирического героя ничто не привлекает в этом мире, ничто не волнует его, лирический герой отделен от мира, он вдали от этого мира – одинок, слеп.

«Не чувствую, как в этих стенах жарко»

(гипербола опустошенности…),

«Не чувствую, как зелено в саду» (синтаксическим повтором) поэт изображает, как лирическому герою тяжело в таком мире, он «не чувствует», то есть не ощущает красок сада, цветущих растений, но лирический герой не только не видит зелени сада, но не ощущает самого этого сада, его красок, его звуков. Мир изображается поэтом далеким от лирического героя, каким бы чудесным, живым мир ни был, а лирический герой все равно будто отвергает его, удаляется, отдаляется, уходит от мира.

Лирический герой стремится верить, надеется найти опору, появляется живое, движущееся время: «Давно желанного и жданного подарка» (Что же за подарок?) «…не жду» - и время оборвалось, остановилось. Время и пространство снова резко возвращается, стягивается в точку. Мир резко движется, колеблется, композиционно мир то раскрывается, распахивается, то вновь сужается, кажется, что он отражает чувства лирического героя, ощущение напряженности, тревоги и волнений от ожидания. Переживания лирического героя усилены, образ невероятно мощных чувств, переживания и волнения лирического героя переносятся на весь мир, целый мир сопереживает с лирическим героем.

«Не радует ни утро» - краски утра, свет взошедшего солнца, звуки утра, трели птиц, которые бьют в комнату – и она становится светлее, раскрывается. Создается ощущение, что лирический герой вдали от мира, не тянется рассмотреть мир ближе. Утро в этом мире будто лишено заветных и чудесных красок, лирический герой не заинтересован в них. Мир яркий, солнечный, он тянет к себе героя, раскрывая свои пейзажи, свое пространство для него, а герой - слепец…

«Ни трамвая звенящий бег…» Стук, высокий звон, звук громкий, но к нему прислушиваешься, пространство направляется, устремляется по рельсам, трамвай в движении, куда он едет? куда направлен путь? Долог ли он? Пространство тянется, еще шире становится мир, абсолютно неограниченный, во все стороны растекается, все больше и больше, разрастается – создается ощущение бескрайности, нескончаемости мира.

Есть в мире свет, но лирический герой не видит ни утра, ни дня, мир светлый, солнечный – а герой слеп, в темноте: «Живу, не видя дня», говорит он.

«Позабывая число и век»… время, жизнь течет, живет мир, движется постоянно, как механизм, мощный и сильный, всегда в действии, всегда освещает, озаряет, зовет лирического героя… и не может дозваться, ведь герой не желает отвечать миру, откликаться.

Жизнь «на кажется, надрезанном канате» … Что это? «Надрезанный канат» – образ сильнейшего ужаса перед пропастью, перед миром, надрезанный канат - грань, пропасть и отчаяние, и надежды героя, и страшнейшее состояние души лирического героя - в мире все словно сжимается, душа замирает, тревожно ожидает, что же будет дальше ?..

Лирический герой - на надрезанном канате, герой боится… кажется, мгновение – и сорвется в эту пропасть…, переживает этот миг перед бездной….

Но если мир вокруг так прекрасен, то эта пропасть - еще большее пространство мира, невероятных масштабов мир, тревожный и манящий, сказочный, удивительный, а лирический герой все не может решиться его ощутить. Можно в пропасть сорваться, а можно и полететь – появляется образ свободного полета души...

«Я маленький плясун» - Я[аааа] м[ааа]ленький плясун - ассонансом образ лирического героя приуменьшен, становится незначителен, а мир все равно видит его, открыт к нему, все равно тянет, зовет его к себе. Мир невероятный, добрый и светлый, удивительно возвышен мир, мир мечты, мир романтичный, к которому хочется тянутся, лететь, в который точно хочется попасть.

В произведении «Молитва» лирический герой говорит: «Я жажду чуда! Теперь, сейчас, в начале дня»… Центр художественного мира в этом произведении – Я (лирический герой). Ощущение ожидания, стремление к чему-то, надежда… и это «что-то» - «чудо!» - его, всего – сразу, многого (гипербола) жаждет герой… и этого чуда хочется «…Теперь, сейчас, в начале дня» …- не видно границ этого пространства и времени… Создается ощущение, что мир беспределен, огромен…, что свобода души безгранична… время сначала сужается, сводится в одну точку бытия, и сразу расширяется – чуда ожидают весь день…, может, и всю жизнь… и тогда мир – это может быть комната, или дом, или улица, или целый город, или весь мир?.. и тогда нет конца чувствам … они не умолкают.

И мы ощущаем, что чуда хочется и весь день, и весь вечер, и всюду, везде… всегда, вечно - абсолютная свобода и гармония человека и души, ощущения жизни, мира, природы… «Я жажду чуда!», «Я жажду чуда!» - в просторе - «сейчас», «в начале дня» «Я жажду чуда!»; «О, дай» (мольба?). Лирический герой обращен к Богу – возникает ощущение возвышенности. Пространство сразу и невероятно рванулось вверх, ввысь. Герой молит, развернут к небу. Чувства тревоги, обеспокоенности очень сильные, герой не сдерживает своих эмоций - только подлинные чувства, абсолютная искренность перед Богом, чувства мощные, они изливаются в мир. И мир переполняется, ширится чувствами, пространство мира захлестывают чувства, оно движется, стремится вверх, раскрывается.

«Вся жизнь (гипербола) как книга (метафоричное сравнение) для меня» Весь мир сотворен, написан, прорисован, он прямо перед лирическим героем, напряженно рассматривается им, мир невероятно близок герою, открыт для него (как раскрытая книга). Каждый день – как новая страница, появляется время, звуки листаемых страниц - ассоциация с жизнью, мир процветает, развивается, живет, отвечает.

Постоянность ожидания: вечное «терпи»…«терпи»… - всегда, нарастающие чувства. Терпи – терпи – терпи сегодня, завтра, потом, всегда… и время жизни растягивается, течет. Жизнь продолжается, мир не приближает конца, мир словно оберегает героя, отдаляя его конец, раскрывает герою все новое и новое, неизвестное для него. «Терпи… еще не кончен срок».

Столько всего повидал герой!.. Неизмеримые чувства, неохватные события. Считает ли лирический герой, что жизнь уже можно закончить и сейчас? Мир окрашивается, становится сказочным, насыщенным путями, судьбами, дорогами, интересный мир, открытый. Гипербола «много», да еще и «слишком» - огромное и мощное опять чудо? Возникает в этом мире ощущение необъятности жизни, мир самый-самый, великолепный, мир невероятно ширится - абсолютная бескрайность бытия.: «Ты сам мне подал слишком много».

«Я жажду сразу всех дорог» (гипербола)… Путь в мире, уходящий в неизвестность, дороги, манящие лирического героя, И не видно конца - бескрайние дали, мир ширится и разворачивается вдаль. И мы чувствуем необъятность, а лирический герой стремится к этой бесконечности, ему очень хорошо в таком мире, он в этом мире свободен – идет, бежит, летит.

Мир поражающий, светлый невероятно, в нем все видно, все активно, каждый звук, цвет, запах, каждый образ точный совершенно. Читателю тоже интересен такой сказочный мир, он и его манит, завораживает своей необычайностью, своей безграничностью и чувственностью. Такой мир навсегда активный, заметный, пылающий всеми красками. А Марина Цветаева зовет читателя, чтобы он ощутил «идеальное», возвышенное сильнейшее чувство страсти и неодолимого стремления к миру, в котором царит полная свобода души, чувства и стремлений.

2.3Лирика о гармонии души в природе

Марина Ивановна всегда находила свет в мире. Но есть ли в ее художественном мире чувство такой силы, которое напоминает полет души, абсолютное наслаждение? Человек всегда сбегал от острого социального мира к природе, к своему природному началу, человеку рядом с природой в любом творчестве невероятно хорошо и сказочно. Давайте рассмотрим образ природы и человека в ней в произведениях М. И. Цветаевой.

В стихотворении «Красною кистью рябина зажглась», «Кр[аа]с-н[аааа]ю кистью…»: звукопись (ассонанс).

Красный – протяжный, разливающийся по миру [а]… протяжный, растекающийся, ощущения словно цвет плавно прорисовывается, возникает и делается ярче, глубже. Все-все пространство тянется к кисти рябины, кажется, что в мире нет ничего прекрасней, это самая яркая точка. Пространство переместилось, расширилось, возникает еще один образ - рябина. В метафорическом изображении «Рябина зажглась» - резко появляется сила, яркость, насыщенность, глубина… цвета (кисть, за кистью постепенно, но очень быстро «зажигается» - прорисовывается). Абсолютное наслаждение от такой необычайной красоты, абсолютное счастье в этом природном мире.

«П [а] д [а] [л’] и [л’] исть[йа]». Неясность, неточность листопада, ощущение бесконечного действия «листья падали, падали, падали…». Пространство словно закрывается множеством летящих листьев, оно не проясняется, появляется вопрос: От куда же листья падают? Лес ли это? … …...Пространство, кажется, растягивается в неизвестность, создается ощущение бескрайности этой чудесной, сказочной осенней картины – абсолютная воля, свобода...

Все пространство стремительно схлопывается в точку – самую главную в жизни – точку рождения жизни! Все внимание мира к нему, к эму мигу, мгновению: «Я родилась…». И кажется, что мир для лирического героя - абсолютное наслаждение и счастье,. Момент наивысшего восторга, пик - рождение, а мир, где зародилась новая жизнь, новая душа, безусловно, светлый, добрый и невероятный.

Символически изображается поэтом этот миг: в это мгновение «Спорили сотни колоколов» - звук невероятный распространяется по всему миру, везде слышен, бесконечен - гиперболой усиливается: «сотниколоколов» Не образ ли величия, могущества мира? Мир огромный и захватывающий. А звук светлый и чистый, заполняет весь этот мир, охватывает его целиком. И мир таков же, и добрый, и радостный, и просто сказочный.

«Мне и доныне хочется грызть»…Действие, словно в повторе, неугасимое желание, стремление жить бесконечно… «жаркой рябины горькую кисть» - и любовь к миру нескончаемая. Желание «грызть» - изучать, вгрызаться, узнавать мир, несмотря на «горечь кисти» (метафора? - горький опыт, разочарования), светлого в мире больше, и лирический герой к этому светлому, красному, радостному миру стремится.

В произведении «Молитва морю» с самого начала нарисован яркий свет, блеск, тепло, «солнце» - мгновенно пространство распахивается, стремится кверху, к самому далекому, непостижимому образу «солнечного света», ощущение, что читатель следует за солнечными лучами, тянется к их жару.

В тот же миг ощущение сменяется, спокойствие, умеренность, кажется холод ночи и мрак, и тень, свет «звезд», особенно мягкий. И читатель словно приглядывается, рассматривает каждую звездочку, и тогда рамки мира из раскрывшихся, мощных, объёмных сужаются, становятся меньше, уже и теснее-теснее к каждой звезде. «В твоей глубине» многообразие образов: и солнечных, блистающих, активных, подвижных и размеренных, тяжелых, объёмных - вливаются все, разом в «глубину», она ширится все больше в стороны, все дальше ко дну…А есть ли дно у глубины, может, она безмерна и еще крупнее (в гиперболе) становится образ «глубины».

Весь мир начинает расти «вверху», территория в мире изменчива, активна, сменяема, в вечном движении, (гипербола) «на просторе». Пространство удваивается то вглубь, то вдаль, усилено, абсолютно - беспредельное пространство, без границ. Читатель, кажется, следует по пути «вечного моря», здесь и запах моря, и свежесть, и летящие брызги, все образы живые, струящиеся – невероятная красота и гармония, ощущение, что душа летит по «вечному морю».

Здесь появляется и образ странствия, пути…Долог ли он? Вечен ли он? Вечен ли путник?.. Образ Жизненного пути, (метафора) «вечное море» как линия судьбы, такой же активной, вечно изменяющейся и текущей… Особенное, удивительное «живое море», которое льет «живую струю», воскрешающее, дарующее новую жизнь. Лирический герой возрождается со струей вечного моря, сильнейшая гармония, герою так замечательно, так легко. Мир стремится к герою, замечает его, помогает, спасает, несмотря на то, что герой «беспомощный», незаметный, невзрачный, непривлекательный, и лирический герой полностью доверяет миру, он отдает себя этому миру, вручает свою судьбу, сильнейшая гармония души - «дух передаю», и мир добрый, лечащий, заботящийся о лирическом герое, мир мечты, сказочный - идеальный.

Лирический герой растворяется в природе мира, ощущение полной гармонии с природой, которое вызывает и полет души, и безграничное счастье, свободу, единство с природой усиливает чувства лирического героя, потому что природа олицетворена, она точно отражает эмоции, поэтому лирическому герою так легко, он центр в мире, его чувства заменяют мир. Это мир абсолютного счастья.

Сформулируем выводы.

Оказывается, светлого, жизнеутверждающего в художественном мире М. Цветаевой гораздо больше, конечно, трагическое в мире точно есть, трагизм вызывают социальные отношения, колкость, несправедливость общества, люди и их взгляды всегда в конфликте, в обществе вечно противостояние, а иногда и противоборство мировоззрений.

Но мир Марины Ивановны полон образов чувств, сильнейших страстей и такой же силы стремления преодолеть трагизм. Марина Цветаева побуждает читателя пересилить все трудности, гореть, жить и стремиться к миру, любить его.

Художественный мир иной, чем мы предполагали вначале под впечатлением от спектакля «Тайный жар» Челябинского театра им. А.С.Пушкина «Манекен» (художник-постановщик С. Александров, режиссер В. Филонов). Оказалось, что гипотеза подтверждена только частично, ведь художественный мир лирики М.И.Цветаевой сложен, психологичен, и в нем есть все: и яркое, и приглушенное, и полное мрака, и громкое, хохочущее и тихое, почти неуловимое»: и «я – бренная пена морская», и «я счастлива жить», и «мне нравится, что вы больны не мной», и «умирали, любя», и «я родилась…».

Мир Марины Цветаевой полон контрастов, она мастер, заставляющий испытать своего читателя все: тревогу, счастье, волнение, сильнейшую жалость, глубокое разочарование или страх, радость бытия, счастье, покой, гармонию….

М. Цветаева всегда сравнивает свой мир и лирического героя в этом мире, она сталкивает их, чтобы читатель точно осознал состояние души лирического героя в событиях мира. Таким приемом она побуждает к сопереживанию, сочувствию, еще больше усиливая, наращивая образ любого чувства. А чувства и ощущения в лирике поэта обладают невероятной остротой, даже колкостью, они такие живые, близкие для каждого читателя.

Мир Марины Цветаевой такой разный, такой активный, изменяющийся и такой глубокий, мощный, и пейзажно-яркий, он красивый невероятно, в таком мире можно увидеть самый волнующий образ, образ «идеальной» красоты, которую выписывает поэт.

Творчество М. И. Цветаевой биографично, действительно, мир и общество несправедливы, сложны и жестоки в реальности. Но произведения Марины Ивановны Цветаевой не о катастрофе и трагизме мира, безусловно, мрачное и пугающее составляет часть творчества поэта, но ведь это вечная тема, вечная проблема, о которой все авторы, творцы пишут, изображая свое видение. Произведения Марины Ивановны Цветаевой о глубочайшем и сильнейшем многообразии жизни, мира. Она уважительна и бережна к своему читателю, она не погружает его в отчаяние, наоборот, она зовет его к любви к миру, зовет рассмотреть самое чувственное и удивительное в мире, зовет к любви, надежде и счастью...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Головко О.С. Биография М. Цветаевой [Электронный ресурс] / О.С.Головко. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/marina-tsvetaeva-versii-gibeli/.

Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога. [Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. [Текст]: учеб. пособие. – М.: Дело, 1998. – 324 с.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. [Текст]: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.

Клинг О.А. « Поэтический мир Марины Цветаевой»[Электронный ресурс] / О.А. Клинг. – Режим доступа: https://msupress.com/.

Кожина М.Н. Стилистически энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / М.Н. Кожина. – Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/stylistic-dictionary/index.htm .

Корнаков Д.А. Биография М.И. Цветаева [Электронный ресурс] / Д.А. Корнаков. – Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27287.5/4423958/.

Коростелева О. А.: Собрание сочинений СПб: Алетейя,1998-1999 [Электронный ресурс] / О.А. Коростелева. – Режим доступа: http://www.russ.ru/krug/kniga/20000515.html.

Кудрова И. В. «Версты, дали...». [Текст]: книга (биографические сведения) Марины Цветаевой 1922 — 1939.— М.: Сов. Россия, 1991. — 368 с.

Кудрова И.В. «Беззаконная комета». [Текст]: книга. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – 864 с.

КудроваИ.В. «Жизнь Марины Цветаевой до эмиграции». [Текст]: Док. повествование. - СПб. : Изд-во журн. "Звезда", 2002 (ИПК Бионт). - 310 с.

Кудрюмова Т.Ф., Леонов С.А., О.Б. Мапьина, Е.Н. Колокольцев. Литература. 9 класс, 2 ч.[Текст]: учеб. пособие (хрестоматия). – под ред. Т.Ф. Кудрюмовой. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 271 с.

Смирнова Л. А., Кунарев А.А., Иванов Н.Н. и др.; Сост. Л.А. Смирнова. –Русская литература: ХХ века в.[Текст]: справ. материалы: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995. – 464 с.

Токарев Г. В. Семиотика. Тула: Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] / Г.В. Токарев. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004040583.

Труайа Анри «Марина Цветаева». [Текст]: книга. – М.: Эксмо, 2008. – 480 с.

Фрей Е.Ф. «Хочу у зеркала, где муть…». [Текст]: сборник сочинений Цветаевой Марины Ивановны. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 320 с.

Приложение 1. Модели произведений

1. «В мире, где всяк»

Гиперболами; «в мире, где всяк сгорблен»

«в мире, где многого хощем»

«в мире, где все плесень»

2. «Что же мне делать слепцу и пасынку»

Я (поэт) ⸻ ВСЕ «каждый»

↓ ↓

Слеп ↔ Зряч

Пасынок= Отч=

неродной ↔ родной

Анафема= проклятье {Сильнейшее проклятья,

↓ как горы}

«Насыпи страсти» Страдания сплошные

«Что МНЕ делать?» {Проблема места человека в мире}

СТИХИ

О юности жизненный путь О смерти

«Нечитанные»

Просмотров работы: 135