Введение
Данная работа посвящена изучению поэтических приемов В. В. Маяковского как представителя авангардной поэзии XX века, а также поиску взаимосвязей между особенностями его произведений и творчеством современных рэп музыкантов.
Актуальность заявленной темы связана с тем, что поэтика В. В. Маяковского нашла отражение в современной массовой культуре. Кубофутуризм оказался интегрирован в музыку, повлиял на тематику и форму исполнения лирических текстов, стал «трендом».
Практическая значимость работы состоит в том, что понимание приемов советской авангардной литературы позволяет найти аналогию в творчестве музыкантов 21 века. Кроме того, установленные связи разных исторических эпох помогают приобщиться к современной массовой культуре, которую, к сожалению, старшее поколение не понимает и не принимает.
Цель работы заключается в том, чтобы найти поэтические приемы В. В. Маяковского в творчестве современных рэп исполнителей.
Задачи:
Изучить историю возникновения советского авангарда.
Определить, какие поэтические приемы использовал В. В. Маяковский в своем творчестве.
Проанализировать лирические тексты современных музыкантов, которые продолжают традиции В. В. Маяковского.
Таким образом, в результате работы решено проверить гипотезу: современные рэп исполнители являются «стилистическими» преемниками модернистского течения кубофутуристов XX века.
Часть 1. Советский авангард
Современная музыка жанров хип-хоп и рэп большей частью общества воспринимается критически, однако она, являясь полноправной частью историко-литературного процесса, базируется на советской авангардной поэзии начала XX столетия или «серебряного века». В рамках этого периода возникает новое литературное направление – модернизм. Модернизм рождает авангардные течения, первым из которых становится футуризм.
Апологетом российского футуризма является В. В. Маяковский. Он и другие представители этого течения экспериментировали с формой и содержанием художественного произведения, отрицали логику, правила и каноны в построении текста. Отказываясь от прошлого, авангардисты наделяли футуризм эпатажем и «раскрепощенным словом». Футуризм в России приобрел яркие национальные черты, «продиктованные временем и кризисом, отсталостью, мертвечиной, пессимизмом, мещанством, пошлостью старого искусства». Все это послужило причиной формирования кубофутуризма, который стал частью современной музыкальной культуры, базисом для возникновения новых жанров.
Часть 2. Творчество В. В. Маяковского
Чтобы понять, как развивался русский футуризм, необходимо обратиться к тексту поэмы «Облако в штанах». Вся вторая глава тетраптиха подчиненаглавной идее: необходимо отправить в утиль буржуазный строй, его мораль и искусство в целом. Над всем этим поэт ставит «nihile». Причина проста - в сердцах поэтов прошлого, которых В. В. Маяковский планировал «сбросить с парохода современности», лишь «тихо барахтается глупая вобла воображения». Язык футуриста груб, резок, но эмоционален и нов:
Я,
златоустейший,
чье каждое слово
душу новородит,
именинит тело,
говорю вам:
мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!
Строки отражают эстетический, полемичный буржуазному, вкус автора. Маяковский считал, что истинно талантливый поэт способен не только описать «фаустовскую феерию», но и воспеть простое, земное:
Я знаю –
гвоздь у меня в сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гете!
3 часть. Современные исполнители.
Резкий, агрессивный стиль Маяковского стал особенно близок современным рэп исполнителям. Они признаются, что находят вдохновение в творчестве «певца революции».
«По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты.
Где города
повешены
и в петле облака
застыли
башен
кривые выи -
иду
один рыдать,
что перекрестком
распяты
городовые.»
В.В. Маяковский,
«Я»
«.. в руке сертификат,
Что я сдерживаю мозг, только сердце никак.
Мой город устает чинить за деспотами власть
В разрезе предстает причинно-следственная связь.
И там все переплетено, везде сатирикон
Бездействие закона при содействии икон»
Oxxxymiron,
«Все переплетено»
Самым ярким представителем музыкальной индустрии 2010-х годов стал человек, называющий себя Oxxxymiron*. Музыкант открыто заявляет, что В. В. Маяковский – его любимый поэт. В одном из своих альбомов исполнитель описывает современный российский город. Город грехов как бы перекликается с урбанистическим пейзажем из поэтического мира Маяковского:
В данных фрагментах текста можно наблюдать совпадения не только по содержанию, но и по форме: рэп исполнитель обращается к самым излюбленным приемам Маяковского. Аллитерация на букву «р» в совокупности с акцентным стихом и особой ролью интонационных пауз напоминают агрессивную и резкую стилистику кубофутуриста.
«Их опытом я защищён
Как рыцарь – турнирными латами
Под каждой ногой – великана плечо
Устрицей глядя на мир из их раковин
В их честь я трублю свою песнь
Как ежечасный хейнал с костёла над Краковом»
Noize,
«Почитай старших»
«..а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.»
В. В. Маяковский
«Нате!»
Другим музыкантом, продолжающим традиции В. В. Маяковского, считают исполнителя под псевдонимом Noize*. Последнее вышедшее произведение артиста посвящено поэтам «серебряного века». Он убежден, что читая классику, мы приобщаемся к великой русской литературе:
Исполнитель намеренно делает аллюзию на стихотворение В.Маяковского «Нате!» Оба текста связывает тема поэта и поэзии, обличительный пафос, «трибунность». Форма лирического произведения, совмещающая в себе анжамбеман и динамичное звучание, достигается за счет особого ритмического рисунка, схожа с приемами Владимира Владимировича.
Заключение. Вывод
Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: советская авангардная поэзия начала XX века нашла живой отклик в творчестве современных музыкантов, которые взяли на вооружение и тематику, и манеру исполнения кубофутуриста В. В. Маяковского. Эта тенденция особенно ярко видна на примере рэп искусства, где исполнители так же, как и «поэт революции», обращаются к урбан-темам и приемам звукописи, акцентному стиху.
Следовательно, взаимосвязь поколений не прервана, и, как когда-то не все понимали и принимали В. В. Маяковского, представителя нового искусства, так и сейчас многие критикуют, отрицают авангардную музыку. Но, как известно, всему свое время, и когда-нибудь даже хип-хоп станет частью русского классического искусства.
Список литературы
1. Маяковский В. В. Сочинения в двух томах, т./Сост. Ал. Михайлова 1987.-768 с. Стихотворения «Нате!», «Я».
2. Маяковский В. В. Поэма «Облако в штанах». (https://stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/30.htm)
3. А. Зименков, В. Терехина. «Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания» (2009)
4. Oxxxymiron, альбом «Горгород», «Все переплетено». (2016) (https://genius.com/Oxxxymiron-interlaced-lyrics)
5. Noize MC, EP «Почитай старших». (2019) (https://genius.com/Noize-mc-read-the-elders-lyrics)