Как в литературе представлена внутренняя несвобода личности

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как в литературе представлена внутренняя несвобода личности

Прилуцкая Ю.А. 1
1МАОУ СОШ №84 г. Краснодара
Мысенко О.А. 1
1МАОУ СОШ №84 г. Краснодара
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Он тоже считал, что должен исчезнуть, считал, пожалуй, еще решительней, чем сестра»

«Превращение» Франц Кафка

Литература, как известно, передаёт и запечатлевает жизнь человека. Она не перестаёт отражать реальность, даже когда окружающую действительность в ней трудно или невозможно узнать. Литература играет по правилам общества, но это не мешает ей это общество осудить или исказить, а нам – рассмотреть на её примере, как написанное взаимодействует с настоящим и как человеческие проблемы не меняются сквозь годы, эпохи и творческие порывы. Будь то выдуманное пространство или вымышленные существа - всё это, выдающее себя за нечто оторванное от настоящего, так или иначе действует по законам реальности. Поэтому именно в литературе можно найти ответы на вопросы, не теряющие актуальности в жизни человека и общества в целом. Например, вопрос свободы.

Свободен ли человек? Если речь идёт о внешней свободе – всё очевидно. Не ограничен в передвижении и волеизъявлении, значит, свободен. Но что насчёт свободы внутренней? Человек склонен постоянно останавливать себя, это известно каждому. То могут быть нравственные ограничения, равные для всех, а могут быть бесконечные барьеры из предубеждений или оправданий.

Герой Франца Кафки из повести «Превращение», например, однажды утром обнаруживает, что «превратился в страшное насекомое». Грегор, пунктуальный работник и глава семьи, всю жизнь делает всё, чтобы обеспечить своих близких. Он не позволяет себе задумываться о желаниях, ибо просто не привык воспринимать себя как нечто самостоятельное, имеющее право на собственные потребности и интересы. Замза живёт ради родных, своими же руками он губит себя как личность и топит в рутине из бесконечной работы ради благой цели. И вот однажды тот, кто обеспечивал безбедное существование всей семьи, не может встать с кровати, так как превратился в насекомое. Здесь мы видим нечто удивительное. Кажется, человек, заточённый в теле огромного насекомого, несвободен только внешне, однако его жизнь и сознание будто не меняются. Он всё так же думает, как бы встать с кровати, чтобы успеть на работу. Грегор был насколько обделён своими желаниями до превращения, что после него внешние ограничения вдруг совпадают с внутренними. Принцип существования ради других метаморфоза Грегора не только не искажает, но и усиливает: случилось худшее – теперь он обуза для семьи, которую кормил и обеспечивал годами. И потому Замза становится жертвой не только своего положения, но и собственной несвободы («Он тоже считал, что должен исчезнуть, считал, пожалуй, еще решительней, чем сестра»). Так что на протяжении всей повести Грегор, будучи несвободным внутри, ни на секунду не задумывается о себе. Повествование о личности, заточённой в своих обязанностях, заканчивается гибелью. Несвобода оборачивается для Грегора худшим, но теперь его не ограничивают ни оправдания, ни оболочка.

Этот, казалось бы, совершенно оторванный от реальности сюжет наиболее ярко передаёт действительность и позволяет провести параллель, например, с драмой «На дне» Максима Горького. Ночлежка как пристанище «бывших людей» сама по себе не является ограничением, однако становится приютом для тех, кто так или иначе не может вернуться к обычной жизни. Каждый из героев уже настолько свыкся со своей участью, что даже не рассматривает альтернативу, ведь она не представляется реальной. Так, Клещ ожидает смерти жены, надеясь на перемены после её ухода; Бубнов, как и большинство, просто бездействует, смирившись со своим падением; а в случае Актёра речь вовсе идёт почти о добровольном падении. Безымянного обитателя ночлежки сгубил алкоголизм – пропасть, которая погружает человека в нечто худшее, чем дно, потому Актёр теряет не просто своё социальное положение, но и талант, имя, а следом и личность. Это позволяет нам провести параллель с романом «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского, в котором слабохарактерный Мармеладов тоже страдает от алкогольной зависимости. Прекрасно понимая все последствия своих поступков, Мармеладов неоднократно пропивает семейные деньги, из-за чего обрекает своих жену и детей на нищету, а свою старшую дочь – на проституцию. В «исповеди» Мармеладов признаёт свою слабость и не боится унижения, он осознаёт последствия своих действий, искренне о них сожалеет, но не останавливается. Всему виной - его внутренняя несвобода. И для Мармеладова, и для Актёра жизненный путь определяется зависимостью, ведь бороться с ней никто не собирается – сделать над собой усилие сложно даже ради семьи, ведь зависимость влечёт большее социальное падение. И герои ей повинуются. Так, будучи свободными внешне, находясь посреди огромного мира, требующего стараний, Актёр и Мармеладов страдают от своих внутренних ограничений, которые не позволяют им взять жизнь в свои руки. Участь героев трагична: Актёр не выносит потери надежды, а Мармеладова к гибели и вовсе приводит его состояние. Но иного пути у них и быть не могло.

Так что же такое внутренняя несвобода и почему она так губительно воздействует на людей? На примере героев литературы мы убедились, что несвободный человек не может быть счастлив, потому как невозможность контролировать собственную жизнь лишает существование смысла. Так, рамки, которыми человек ограничивает себя изнутри, часто намного сильнее и разрушительнее, чем настоящее заточение. Что есть свобода, если не возможность вершить свою судьбу, мыслить трезво и осознавать свои поступки? Разве может человек, свободный извне, но заключённый в барьерах своих предубеждений, считаться по-настоящему свободным? Литература, будучи отражением действительности, даёт нам ответ на этот вопрос: внешняя свобода без внутренней не имеет смысла, и мы убедились в этом на примере таких важных литературных произведений.

Просмотров работы: 114