Что так хорошо подкрепит путника, утомлённого летним зноем? Что вернёт силы уставшему человеку в краткие минуты отдыха? Что облегчит страдания тяжелобольного? Что утолит нестерпимую жажду?
Конечно же, глоток кристально чистой родниковой воды!
Живительная сила родниковой воды не только дарит человеку жизнь, но и определяет его самочувствие, даёт уверенность в себе и в завтрашнем дне, раскрывает необыкновенные способности человека.
А если этот природный дар исполнен ещё и Божественной благодати, то в нём человек получает всё для полноты духовной жизни: очищение, исцеление, освящение, любовь, радость, мир.
Кристально чистый и даже в самое жаркое время года холодный родник, или колодезь (кладезь) – место утоления жажды. На всём протяжении Оки, в том числе и в Тульском крае, то с левого, то с правого берега пробиваются на свет из-под земли подземные воды, обладающие целебными свойствами. Веками их живительная влага давала тулякам отдохновение, восполняла силы, несла духовное и физическое исцеление.
Богаты окрестности города Алексина своими чистыми и мягкими, необыкновенными на вкус целебными водами. Но вода того источника, что расположен в окрестностях курорта Егнышёвки, особая. Местные жители знали об этом источнике давно, брали из него воду, а за удивительные свойства называли святым. Об источнике слагали легенды.
Вот одна из них – почитайте внимательно!
Жил в глухом лесу, в правобережье Оки, в небольшой келье-скиту один монах. Имя его не известно, однако помыслы его были чисты – верно служил он Отцу Небесному. Многие люди знали о монахе и его духовном подвиге, приходили к нему за советом, в горе и болезни. Всех пришедших и страждущих монах причащал, крестил, отпевал, отпускал грехи…
И вот однажды пришёл к нему разбойник из шайки атамана Егныша, грабившего шедшие по реке Оке торговые суда, и потребовал укрыть его от преследователей. Своё твёрдое «нет» сказал монах разбойнику и пал от нечестивой руки душегуба. До людей в округе о злодеянии дошла печальная весть. Прибежали люди к уединённому месту, где жил убиенный без вины монах.
И что же? Не стало на опушке леса ни кельи, ни монаха – исчезло всё. А на месте, где стояла келья, в которой жил монах, забил родник с изумительной на вкус водой, чистой, как слеза ребёнка. Стали люди ходить к роднику, как ходили к монаху. Умывались родниковой водой, пили её и брали с собой, а вскоре заметили: помогает она людям, лечит хвори разные, облегчает муки душевные.
Из поколения в поколение к чудотворному источнику не зарастала людская тропа…
В XIX столетии святой источник располагался в глубоком овраге приокских лесов, в окрестностях села Вепри, на территории Алексинского уезда Тульской губернии. Село Вепри занимало довольно возвышенную местность при речке Вепре (современное название речки, правого притока р. Оки – Выпрейка), в 60-ти верстах от Тулы и 20-ти верстах от Алексина. Название села двойное – Успенское-Вепри – произошло от храма и речки, около которой стоит храм. Речка же Вепрея могла в свою очередь получить такое название в соответствии с преданием: в этой местности, некогда лесистой, водилось много диких свиней, вепрей, или кабанов. Время возникновения прихода неизвестно, настоящий же его состав – село Вепри и 6 деревень (сельцо Масалово, сельцо Юдинка, сельцо Ламоново, сельцо Игнышовка, сельцо Петрищево) с общим населением в 644 мужского пола и 670 женского пола. Кроме земледелия, многие прихожане занимались отхожими промыслами.
Существовавший в приходе каменный храм, освящённый во имя Успения Божией Матери, построен в 1794 году Георгием Никитиным, священником Троицкой, что на Лужниках, церкви в Москве, на собственные средства. В тёплой трапезной части храма имелось два придела: с правой стороны во имя великомученика Георгия, с левой – во имя Феодора Студита. К концу XIX столетия храм существовал в своём первоначальном виде со времени своего основания и ни разу не перестраивался и не обновлялся. Особенно почитаемой прихожанами была икона святого Димитрия Ростовского. В пользу храма получались проценты с 575 рублей.
Причт, состоящий из священника и псаломщика, содержался на проценты, полученные с 407 рублей. Церковной земли имелось: усадебной – 3 десятины 1500 соток. С 1886 года в приходе существовала церковно-приходская школа.
Прихожане использовали святую воду для облегчения разных недугов, купались в источнике на Крещение, в день Святой Троицы. Стараниями местных жителей сам источник содержался в чистоте.
В богоборческие времена советской власти воинствующие атеисты не раз пытались уничтожить целебный источник: засыпали землёй, заваливали камнями, разравнивали бульдозером. И всякий раз святая вода находила новый выход из-под земли, радовала людей своими живительными струями.
Живоносный источник, дарящий людям добро и целебную воду, носит имя великомученика и целителя Пантелеймона – одного из самых почитаемых на Руси и в России святых, покровителя медицины. Святой Пантелеймон родился в Никомидии, во времена царствования жестокого царя Максимилиана, в семье язычника и христианки. Ещё в отрочестве он отличался милосердием: подавал милостыню нищим, бесплатно лечил больных. Мать Пантелеймона воспитывала сего христианина, однако она рано умерла, и отец-язычник отдал сына в ученики к известному в то время медику, врачующему царскую семью.
Тогда же в Никомидии жил старец – святой Ермолай. Однажды, повстречав Пантелеймона, старец Ермолай спросил у юноши, к какой вере тот хотел бы принадлежать: отцовской или материнской. Юноша ответил, что ему ближе материнская вера. Старец же сказал ему, что если он будет веровать, то станет исцелять всякие людские болезни одним лишь призывом Иисуса Христа. С тех пор Пантелеймон каждый день приходил к старцу …
Предание повествует и о том, что юноша как-то увидел на дороге мёртвого ребёнка, а рядом лежала смертельно ужалившая его змея. Взглянув на небо, юноша произнёс: «Господи Иисусе Христе, если Ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, сделай так, чтобы отрок ожил, а змея издохла!». И тотчас ребёнок ожил, а змея рассеклась пополам. После этого Пантелеймон принял крещение… Он без устали врачевал страждущих: возвращал зрение слепцам, способность двигаться – парализованным, приходил в тюрьмы к подвергавшимся истязаниям христианам, лечил их раны.
Кто-то из завистников написал донос царю Максимилиану. Пантелеймона привели во дворец, где пытались заставить его отречься от веры во Христа. И когда тот отказался это сделать, Максимилиан приказал повесить обнажённого мученика на дереве, царапать его тело железными когтями и жечь огнём свечей. Однако орудия пыток выпали из рук палачей, а свечи угасли. Тогда царь повелел опустить Пантелеймона в котёл с кипящим оловом – но олово остыло. Несчастного с камнем на шее бросили в море – и камень стал лёгок, подобно листу. Целителя отдали на растерзание голодным львам – звери лишь смиренно лизали ему ноги. Много раз пытались убить святого Пантелеймона, а когда мучителям всё-таки удалось отсечь ему голову, из раны потекло молоко, а дерево маслины, к которому он был привязан, тотчас же покрылось плодами.
В Русской Православной Церкви святой Пантелеймон (день памяти – 9 августа по новому стилю) считается покровителем больных и страждущих, детей и стариков.
… Ещё 300 лет назад старцам Зосимовой пустыни и других монастырей был известен источник в Егнышёвке, расположенный в правобережье реки Оки. К нему с незапамятных времён приходили люди и исцелялись святой водой. Рассказывают, что тайно сюда привозили даже больных из царской семьи дома Романовых, тайно – так как считалось, что простой народ не должен знать о слабости здоровья царский особ.
После Октябрьской революции, в 1918 году, революционные фанатики засыпали источник камнями. В конце 1930-х годов был убит монах-схимник, живший возле родника. Но произошло чудо: целебная вода вышла на поверхность неподалёку от груды камней. Таким образом, уничтожить источник не удалось…
Вторую жизнь пантелеймоновский источник получил уже в третьем тысячелетии, в начале 2000-х годов. Дирекция санатория-курорта «Егнышёвка», расположенного вблизи родника, приняла решение привести в порядок территорию вокруг водоисточника. Примечательно, что нашлись и единомышленники: инициатива егнышёвцев была абсолютно бескорыстно была поддержана директором тульской строительной фирмы «Aвтор» Хрущёвым Ю.А. В результате был разработан проект благоустройства территории источника, начались работы.
Параллельно велись исследования, цель которых заключались в выяснении и научном обосновании уникальности целебных свойств воды данного подземного источника. Результаты поразили даже многое повидавших специалистов: вода из егнышёвского родника оказалась на редкость чистой, насыщенной серебром и кремнием. А это значит, что она обладает обеззараживающим свойством, а также благотворно действует на кровеносные сосуды, систему органов пищеварения.
Кроме того, в районе месторасположения водоисточника была проведена геологическая разведка. Во время бурения скважин геологии обнаружили залежи ценнейшей голубой глины: её исключительные косметологические свойства были известны ещё нашими далёкими предками…
4 февраля 2004 года, в день памяти преподобного Макария Жабынского, тульского святого, освящая прекрасно обустроенный чудотворный источник в честь великомученика и целителя Пантелеймона, высокопреосвященнейший архиепископ Тульский и Белевский Алексий молитвенно произнёс:
- Да будет нам, Господи, вода сия водой исцеления и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим её… Аминь!
С тех пор территория вокруг святого источника прекрасно обустроена, место выхода подземных вод на дневную поверхность имеет каменное оформление с металлической трубой, киотом с иконой святого, удобным столиком для забора воды. Рядом небольшая каменная купель со святой водой, чуть поодаль – часовня во имя святого целителя Пантелеймона и крытая купель для омовения водами источника. Все дорожки на территории выложены красивым камнем, для отдыха паломников установлены удобные скамейки. Кругом лес, чудодейственная тишина, нарушаемая лишь спокойным шелестом листвы, ковер лесных трав, чуть заметная тропа, спускающаяся к берегу Оки…
В любое время года к святому источнику приходят и приезжают многие тысячи туляков, жителей Московской, Калужской, Липецкой, Орловской, Тамбовской областей. В летний период времени сюда привозят детей, отдыхающих в окрестных оздоровительных лагерях. Паломнические экскурсии собирают в этом намоленном святом месте людей, страдающих разными заболеваниями.
И по сей день святой источник великомученика и целителя Пантелеймона помогает всем страждущим, исцеляя и физические, и душевные болезни, согревая душу кристально чистой холодной живой водой.
Каждое лето, посещая пантелеймоновский источник, купаясь в его целебной воде, говорю про себя: «Живи, родник души моей!».