Лесное наследие Льва Николаевич Толстого

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лесное наследие Льва Николаевич Толстого

Фролов П.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пришненская средняя школа № 27»
Ихер Т.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пришненская средняя школа № 27»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ясная Поляна находится в окружении лесов, и люди, в разные годы жившие в усадьбе, прочно и навсегда соединяли свою жизнь с лесом. Став хозяином имения в Ясной Поляне и получив в наследство от предков 185 десятин леса, Лев Николаевич Толстой со временем оказался опытным лесоводом. К концу жизни всемирно известного русского писателя, нашего знаменитого земляка, площадь приусадебных лесов была доведена им до 440 десятин.

Изучение и анализ произведений великого писателя земли тульской, историко-архивной и мемуарно-публицистической литературы позволили выявить тот факт, что огромную страсть Толстого к лесонасаждению нельзя объяснить самоцелью. Лев Николаевич уже в те далекие от нас времена увидел тот жестокий ущерб, который наносит природе человек бездумной рубкой леса. В XIX веке истребление лесов в России развернулось с небывалой силой. Писатель и умом, и чувством ощутил нарастающую дисгармонию между человеком и лесом. Предчувствуя грядущую экологическую катастрофу, Толстой в середине 1850-х годов решил обратиться в Петербург с широкомасштабным проектом разведения лесов по всей южной России, однако проект, в конце концов, отклонили. Тогда он по собственному плану приступил к посадке леса в своем яснополянском имении.

Следует отметить, что в усадьбе «Ясная Поляна» имелись старинные парки – «Нижний парк» и парк «Клины», созданные еще князьями Волконскими, прадедом и дедом будущего писателя по материнской линии. Дорога от яснополянского дома вела в урочище «Чепыж», представляющее собой часть древних засечных лесов, где росли в основном старые могучие дубы с жесткой столетней корой и ветвями, напоминающими «огромные, неуклюжие несимметрично растопыренные корявые руки и пальцы». Это был обычный и необычный лес, таинственность и древность которого с детства притягивали Толстого.

Кроме «Чепыжа», одним из самых старых урочищ является «Заказ» – березово-липовый лес, расположенный к западу от усадьбы. Заказ – «заказанный», «запретный» лес, в котором крестьянам запрещалось собирать хворост, рубить деревья, пасти скот. Издавна этот лес делился на «Старый заказ» и «Молодой заказ». В «Старом заказе» растут в основном липы, поэтому в старину его иногда называли «Липовый клин». «Молодой заказ», именовавшийся иногда «Афониной рощей», составляют березы с примесью осины. В 1899-1903 годах большая часть «Афониной рощи», по желанию детей Толстого, была вырублена. Однако позднее данный участок леса был восстановлен, и теперь здесь вновь, как и при Толстом, шумят березы и осины.

Вначале Толстой засадил лесом самые ближние к усадьбе свободные территории. В основном это были овраги, рост которых он стремился сократить лесными посадками. Так возникли, например, дубовый лесок по оврагу «Плоцкий верх» и березово-осиновый лес в Подонном верху рядом с Косой поляной.

Затем Толстой приступил к более крупным посадкам в долинах ручья Кочака и речки Воронки. По левому берегу Воронки поднялась березовая роща «Митрофановской посадки», по правому – подрастали ели «Срезанной посадки», а ближе к усадьбе забелели березы «Абрамовской посадки». Формирование лесонасаждений в долине Воронке были закончены Толстым в начале 1880-х годов. Энергия, с которой писатель взялся за лесонасаждение, не могла оставить равнодушными людей, окружавших его. Позднее родные и близкие во многом помогали ему в осуществлении идей, связанных с лесом. Уходя сажать лес, Толстой иногда брал с собой детей, объясняя им, как правильно посадить дерево, рассказывая, каким со временем станет лес.

К западу от «Заказа» располагается ряд лесных урочищ – дубово-липовые леса «Арковского верха», «Источка», «Волкобойни», где любил охотиться молодой Толстой. А в лесу «Волкобойня» он не раз вместе с Тургеневым преследовал волков. Уже в 1860-е годы Толстой решил увеличить лес западного массива: здесь им были посажены березы, которые в 1891 году вырубили. От пнёвой поросли пошли деревья, выросшие правильными рядами, и лес получил название «Срезанной посадки». Выше этого леса, вдоль Калинового луга, в 1868-1870 годы были посажены «Ёлочки у подкапустника» («подкапустник» - бывший пойменный огород, где выращивали капусту).

В те же 1860-е годы Толстой намеревался засадить лесом самые дальние западные участки своих угодий. В течение 1865-1868 годов у помещика села Телятинки Крапивенского уезда Бибикова и чиновника Лимонова он выкупил под лес обширные земли по левому берегу ручья Кочак; впоследствии здесь появились леса «Телятинский» и «Лимоновский».

До 1870-х годов вдоль правого берега Воронки еще оставалось свободное пространство между рекой Воронкой и «Заказом». К началу 1880-х годов эту обширную территорию в 30 с лишним гектаров Толстой вместе с садовником Абрамычем засадил березовым лесом; посадку назвали «Абрамовской». Тулякам «Абрамовская посадка» памятна еще и тем, что в осенние дни 1900 года здесь Толстой гулял с Горьким, а эта прогулка запечатлена в прекрасном очерке, где Горький вспоминает, как бодро шагал Лев Николаевич по освещенным солнцем полянам и как жесткой ладонью заботливого труженика ласково гладил атласные стволы берез.

К северо-западу от Воронки издавна размещались небольшие березово-осиновые рощи «Савина верха», «Осинника» и «Круглого березняка». Приступив к посадкам по левому берегу, Толстой постепенно превратил эти рощи в широкий сплошной массив, границы которого в конце XIX века вплотную подошли к реке. Первой оказалась «Митрофановская посадка» – березовый лес, посаженный в 1877-1880 годах. По рассказам одного из яснополянских крестьян, березовую рощу за Воронкой сажали бабы-поденщицы под руководством сердитого приказчика Митрофана Николаевича, которого все боялись больше графа; поэтому рощу назвали «Митрофановской посадкой».

К северу от осинника простиралось широкое поле, где в 1870-е годы пытались разбить сад, но грызуны: мыши, полевки и зайцы - испортили яблоневые посадки, а через несколько лет на заброшенной пашне самосевом незаметно поднялся березнячок, впоследствии названный «Самородным лесом».

Одна из самых последних посадок, сделанных при Толстом – «Ёлочки за Чепыжом», посаженные по инициативе С.А. Толстой в начале 1890-х годов. Сам Толстой ранее пытался засадить территорию за «Чепыжом» ёлками, но они не принимались. По совету лесовода Э.Э. Керна, Софья Андреевна использовала оригинальную форму посадок деревьев разных пород: ромбовидные посадки ёлок перемежались с дубово-березовыми треугольниками-«клиньями». Однако позже оказалось, что подобная система неудобна, а потому самый ближний к дому участок был сплошь засажен елями.

Толстой очень любил гулять в молодых еловых посадках, часами расхаживая по тенистой аллее, проходившей вдоль ельника. В 1907 году Софья Андреевна решила соорудить для него березовую скамейку. «Ёлочки за Чепыжом» служили местом уединения, в котором на склоне лет так нуждался Лев Николаевич.

Лес, посаженный Толстым, преобразил облик Ясной Поляны. Живописные купы берез, осин, елей, дубов, ольхи зеленым поясом покрывали открытые прежде берега Воронки и Кочака, пустующие склоны яснополянских оврагов. В увлекательное, чарующее путешествие превращались прогулки по обновившимся к концу XIX века лесным уголкам графской усадьбы. Родная природа обогащала Толстого, служила неисчерпаемым источником вдохновения, бодрости и радости его могучего духа. Находясь в постоянном общении с природой, наш знаменитый земляк чувствовал себя её частью. Поэтому с такой болью, словно гибель человека, воспринимал он смерть зверя или дерева. В рассказе «Черемуха» писатель тонко отразил смерть живого существа – дерева: «…как будто заплакало, - затрещало в середине, и дерево свалилось… Подрожали ветки и цветы после падения и остановились».

Ныне великолепное лесное наследие писателя охраняется государством: бывшее имение графа Л.Н. Толстого в настоящее время является государственным мемориальным и природным заповедником «Ясная Поляна», а зеленая зона музея-усадьбы с охраняемой площадью в 414 гектаров объявлена памятником природы федерального значения.

Членами научного общества учащихся «Поиск» и школьного лесничества «Тульская дубрава» Пришненской средней школы № 27 на территории яснополянского заповедника ведется разнообразная учебно-исследовательская деятельность по изучению природных комплексов, а также широкомасштабная природоохранная и эколого-просветительская работа.

Просмотров работы: 141