«Единственный побочный эффект от тренировок - это то, что ты в форме» Марк Шпиц (из собственного опыта занятием водным поло)

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Единственный побочный эффект от тренировок - это то, что ты в форме» Марк Шпиц (из собственного опыта занятием водным поло)

Абрамов Д.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Ветлянских М.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Данное ученическое исследование посвящено влиянию конкретного вида спорта, а именно водного поло, на физическое состояние и гармоничное развитие подростков.

Обращение к данной теме продиктовано прежде всего состоянием духовного и физического здоровья современного школьника - оно вызывает серьёзное опасение. Это положение во многом определяют два фактора: наличие вредных привычек и малоподвижный образ жизни. Приведу два примера, характеризующих тревогу руководства подмосковного региона и всего государства по этому поводу:

1. Принятие Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Основополагающим заявлением этого документа являются слова Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Развитие массового спорта на сегодня является стратегической задачей государства».

2. Внесение в Госдуму Российской Федерации законопроекта № 848015-7 (ст. 19 ФЗ-15): вводится запрет на оптовую и розничную торговлю снюсом, насваем и их аналогами. В 2019-2020 годах врачами прогнозировался взрыв употребления снюса в подростковой среде. Многие несовершеннолетние после таких экспериментов попадали в реанимацию, также зафиксирован и случай со смертельным исходом. Снюс – это разновидность бездымной, жевательной табачной продукции, он изготавливается из измельченного, увлажненного табака. Его действие основано на том же принципе, что и эффект от курения, за счет поступления никотина в кровь. Однако массовое содержание табака в снюсе больше, чем в сигаретах. Кроме того, его принято рассасывать и разжевывать достаточно длительны промежуток времени, от часа до полутора часов. Снюс стал известен в России в начале 2004 года, а уже в 2015 был запрещен законодательно. 

Оба эти факта свидетельствуют о необходимости заботы о здоровье подрастающего поколения на государственном уровне.

В такой ситуации серьёзное значение приобретают занятия физической культурой и спортом, особенно игровыми видами, на мой взгляд, в большЕй степени способствующие развитию личности. В этом я вижу актуальность своего исследования.

Проблема, думаю, заключается не в отсутствии популярных знаний о специфике водного поло - популяризации более чем достаточно. В административном центре Рузского городского округа в 2009 году построен замечательный Дворец водных видов спорта (ДВВС). Он был спроектирован по последнему слову архитектуры спортивных сооружений данного направления и признан специалистами как соответствующий современным международным стандартам. Дворец регулярно принимает спортсменов, занимающихся разными видами плавания, участвующих здесь в чемпионатах и встречах разного уровня. В периоды проведения подобных состязаний в разных точках города Рузы размещаются баннеры с информацией о них. Она же, в свою очередь, сопровождается яркими, красочными фотографиями выдающихся игроков и символами игры. Такая информированность «собирает» две трети зала зрителей, иной же раз бывает аншлаг. Среди собравшихся не только приглашённые или занимающиеся плаваньем школьники, взрослые, посещающие любые спортивные и культурные мероприятия, проходящие в городе, но и истинные болельщики, фанаты водного поло и / или определённой команды. Они-то и создают радостную, зажигательную атмосферу праздника в зале. Далее зрители примерно неделю делятся впечатлениями об игре. Школьники - тоже! Но при этом статистика говорит о не очень высоком проценте вовлечённости обучающихся общеобразовательных учреждений в занятия водным поло, особенно в старшем звене (Приложение 1). В этом противоречии, думаю, и заключается проблема, которая продиктовала цель работы. Итак, цель исследования - создание образа водного поло как вида спорта, влияющего не только на физическое здоровье, но и на гармоничное развитие личности.

Задачи: 1. Сделать обзор печатных источников по теме.

2. Вычленить основные моменты истории водного поло.

3. Обозначить особенности водного поло как одного из видов спорта.

4. Выявить «за» и «против» занятий водным поло для людей разного возраста.

5. Проследить путь развития водного поло в Рузском городском округе.

6. Аргументировать высказывание «Для одних людей тренировка - пытка, для других - шанс стать сильнее» на примере собственного опыта занятий водным поло.

Для решения задач были использованы следующие методы:

- изучение и анализ литературы (изучение печатных источников, таблиц, схем)

- наблюдение (отработка технических приёмов в занятиях данным видом);

- отбор (выделение необходимых для исследования фактов);

- опрос и анкетирование (опрос обучающихся и учителей Гимназии);

- классификация и систематизация (выделение значимых атрибутов –символов, инвентаря, элементов экипировки, разметки – в отдельные элементы таблицы);

- описание (фиксация особенностей, присущих данному виду спорта).

Объект исследования: олимпийский вид спорта водное поло; предмет исследования: особенности, присущие данному виду спорта и способствующие гармоничному развитию личности подростка.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материал для популяризации водного поло.

Основная часть

1. Обзор печатных источников по теме

Для рассмотрения истории вопроса мной были изучены материалов следующих статей и исследований:

- научной статьи «Водное поло – эффективный путь к здоровью»;

- «Польза и вред водного поло для детей, подростков, взрослых»;

- «Водное поло: польза для здоровья и противопоказания»;

- «Водное поло для детей: с какого возраста и какая польза»;

- проекта «Плавание и его влияние на организм человека»;

- «5 преимуществ водного поло для спорта»;

- «Влияние занятий спортом на формирование личности» и другие источники. Все они в той или иной степени обозначали этапы развития водного поло, ставшего первой командной игрой – участницей Летних Олимпийских Игр – в 1900 г. его истоки, особенности.

2. История развития водного поло как одного из олимпийских видов спорта

Cовременное водное поло было придумано Уильямом Уилсоном во второй половине XIX века. В 1869 году водное поло было впервые представлено широкой публике в Лондоне, в то время игра называлась «футбол на воде» и не имела четко сформулированных правил. В 1870 году была созвана комиссия из знатоков спорта для формализации правил, но каких-то результатов комиссия не добилась. Лишь в 1876 году Уильям Уилсон составил правила игрыв водное поло, которые оставались актуальными вплоть до 1890 г., первый же чемпионат мира по водному поло был проведён в 1973 г.

Считаю необходимым отметить два интересных факта из истории водного поло:

- во-первых, занимательна история происхождения этого вида спорта. Оказывается, прародители его были японцы и в процессе игры они передавали мяч специальными шестами игрокам своей команды, находясь, между тем, на плаву на соломенных бочках! Какими же они были виртуозами! При этом успех зависел исключительно от взаимопонимания и взаимной ответственности за результат всех игроков команды. И всё-таки, на мой взгляд, это в большей степени была именно игра, а не соревнования с очень чёткими правилами, поэтому считаю официальное оформление спортивных условий соревнований разумным, логичным.

- во-вторых же, вследствие того что состязания поначалу проводились на речной или морской воде, они собирали большое количество зрителей и довольно скоро стали одними из самых зрелищных. Именно этот факт и способствовал тому, чтобы Международный Олимпийский комитет (МОК) ещё в 1900 году включил этот вид спорта в программу Летних Олимпийских игр в Париже (Франция). На следующей Олимпиаде – в Сиднее (Австралия) – данным соревнованиям был присвоен статус демонстрационных. С тех пор и по сей день водное поло входит в олимпийский соревновательный перечень, притом, что некоторые виды спорта «кочевали» туда-обратно в Программу Игр.

Одно из основных требований к олимпийским видам спорта – широкое распространение (проведение уровневых соревнований): среди мужчин не менее чем в 75 странах на четырёх (любых) континентах и среди женщин не менее чем в 40 странах трёх континентов для летних Олимпийских игр.

Олимпийская хартия гласит, что олимпийские виды спорта должны служить гармоничному развитию физических и моральных качеств и основываться на большом объёме физических нагрузок. Обязательным условием признания вида спорта олимпийским является наличие Международной спортивной федерации, руководящей его развитием, и признание её со стороны МОК. Наиболее желательны виды спорта, в которых есть объективные критерии определения результатов соревнований и выступления спортсменов могут оцениваться с минимальным количеством субъективных ошибок; тренировки и соревнования не должны быть связаны с чрезмерными затратами и организационными трудностями. Можно смело заявить, что водное поло полностью соответствует заданным критериям.

3. Особенности водного поло как одного из видов спорта

Изначально игра походила на регби, так как в первых редакциях правил было разрешено применять силу в борьбе за мяч и удерживать соперника. Кроме этого, поле для игры в водное поло размечалось на неподвижном водоеме, а вместо ворот в дно водоема были вкопаны палки, выступающие на 30-40 см над поверхностью воды. Игрокам было необходимо вплавь заносить мяч в ворота.

Как говорит название данного вида спорта, занятия им осуществляются в воде. Причём стандарту соответствует не любая вода, а

- ограниченный рамками водоём

- как открытый, так и закрытый, как естественный, так и искусственный;

- размер водоёма: 30*20 м (мужская площадка) и 25*17 м (женская площадка);

- глубина водоёма - не менее 1,8 м;

- разметка водного поля: линия середины поля (белая); линии ворот (белая); 2-, 4-, 7-метровые линии (красная, желтая, зеленая); граница игрового поля;

- ворота: белые - две стойки + перекладина прямоугольной формы толщиной 0,075 м, обращённые в сторону игрового поля - по обе стороны игрового поля;

- минимальная t воды 16 °C.

Сегодня водное поло (англ. water polo) – это командный водный олимпийский вид спорта, целью в котором является забросить мяч в ворота соперника большее число раз, чем это сделает оппонент в установленное время. Игра проходит в воде, а мяч держат и забрасывают в ворота одной рукой. Штаб-квартира FINA находится в швейцарской Лозанне.

Основные положения, регламентирующие соревнования по водному поло, были оформлены мной в виде перечня:

- матч состоит из четырех периодов по 8 минут каждый;

- отсчет времени в периоде начинается с первого касания мяча;

- каждой команде выделяется всего 20 секунд на атаку, по истечении которых мяч переходит команде соперника;

- каждой команде позволено взять 4 тайм-аута в основное время и 1 - в дополнительное (тайм-аут может взять только команда, владеющая мячом);

- одновременно на поле могут находиться 6 полевых игроков и 1 вратарь.

В водном поло запрещено:

- атаковать игрока, который не владеет мячом;

- топить, тащить, держать игрока, не владеющего мячом; топить мяч. За грубую ошибку игрок удаляется на 15 секунд или до конца времени атаки противника. Негрубая ошибка наказывается свободным броском (он может быть направлен непосредственно в ворота противника или разыгран путём перепасовки). Игрок, заработавший 3 удаления, удаляется до конца игры с правом замены и садится на скамейку запасных с развязанной шапкой.

Проведение игры требует не только стандартного игрового пространства, но и определённых экипировки и инвентаря:

- мяч для водного поло имеет круглую форму и воздушную камеру с закрывающимся ниппелем. Вес мяча - 400-450 гр. Длина окружности мяча для игр мужских команд составляет 0,68 - 0,71 м, а для игр женских - 0,65-0,67 м;

- шапочка с ушными протекторами для защиты игроков от мощных ударов мячом. Шапочка застегивается под подбородком и не снимается до конца игры. Обычно одна из команд играет в шапочках белого цвета, а другая синего (у меня тоже было две шапочки). Шапочки вратарей красного цвета (Приложение 2).

Как и в некоторых других видах спорта, игра в водное поло предполагает стандартные положения:

- угловой удар назначается, если игрок выбил мяч за собственную линию ворот или мяч последним коснулся этого игрока, прежде чем уйти за линию ворот. Угловой удар выполняет игрок команды соперника с двухметровой линии;

- спорный мяч назначается в случае, если судья не может определить, кто из игроков первым нарушил правила. При розыгрыше спорного мяча игроки обеих команд должны находиться на одинаковом расстоянии от места нарушения правил, именно туда судья бросит мяч. Как только мяч коснется воды, игроки смогут дотрагиваться до мяча.

Промежуточное и итоговое судейство осуществляет судейская коллегия в составе главного судьи, секретаря судьи и судей у ворот. Главный судья имеетнеограниченное право голоса в вопросах, связанных с засчитыванием гола, угловыми бросками, бросками от ворот, а также нарушениями правил. Секретарь судьи осуществляет контроль над удалениями с поля. Судьи у ворот располагаются на бортиках бассейна на уровне линии ворот. Они подают следующие сигналы флажками: белым - о положении «вне игры», красным - о выполнении углового мяча, флажками обоих цветов – об осуществлении гола. Самыми престижными соревнованиями по водному полу являются Олимпийские игры. Чемпионат мира по водному поло – соревнование национальных команд, которое проходит в рамках Чемпионата мира по водным видам спорта, является вторым по престижности.

4. «За» и «против» занятий водным поло для людей разного возраста

У водного поло много плюсов. Среди них: Тренировка выносливости. Занятия в воде хорошо сказываются на организме растущего ребенка. В водном поло к обычному плаванию добавляется еще и интенсивная, соревновательная нагрузка, поэтому в работу включаются все группы мышц, дыхательная и сердечная системы. В результате повышается общая устойчивость организма, растет сила и выносливость. Увеличение объема легких. У людей, которые занимаются водными видами спорта, объем легких превышает среднестатистические показатели, благодаря чему организм легче насыщается кислородом, а значит, лучше функционируют все органы и улучшается кровоснабжение мозга. Укрепление иммунитета. Плавание закаляет и повышает устойчивость организма к различным вирусам и инфекциям. Развивает скорость мышления. Когда ватерполист получает мяч, у него есть доля секунды на размышление и передачу его другому игроку. За это время он должен оценить положение команды и принять оптимальное решение. Дети, которые занимаются водным поло, обычно хорошо учатся в школе. Игра в команде учит и целеустремленности. Во время тренировок юным спортсменам приходится постоянно взаимодействовать, так они учатся общаться, мыслить в интересах команды и достигать результатов. Эти навыки обязательно пригодятся им во взрослой жизни. Подходит детям разной комплекции. В секции водного поло принимают всех, кто желает заниматься. Есть определенные требования в отношении роста - он должен быть выше 140 см., но могут взять и ребенка ниже, ведь дети имеют свойство вырастать, а значит, через-год два он сможет выступать на соревнованиях различного уровня.

Как и любой другой вид спорта, водное поло имеет свои минусы. Травматичность. При несоблюдении указаний тренера существует вероятность получения серьезных травм. Однако синяки и ссадины в этом виде спорта случаются часто, и к ним нужно быть готовыми. Реакция на хлорированную воду. При чувствительной, очень сухой или склонной к аллергическим реакциям коже занятия в бассейне могут отрицательно сказаться на ее состоянии. В таком случае следует запастись специальными ухаживающими за кожей средствами. Сильно развитый плечевой пояс у девочек, хотя такого может и не произойти.

Несмотря на благоприятное влияние занятий водным поло на здоровье и развитие детей, медицинские противопоказания всё-таки существуют: заболевания кожи; болезни глаз и ЛОР-органов; открытые раны; болезни лёгких; инфекционные заболевания; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; болезни сердца в острых стадиях. А при наблюдающейся сегодня легкой степени близорукости водным поло заниматься можно. Но в любом случае, перед тем как отдать ребенка в секцию, нужно проконсультироваться с педиатром и с узкими специалистами.

Сколько стоят занятия?

Тренировки водным поло в бюджетном учреждении абсолютно бесплатны, в частной же школе они обходятся до 4500 рублей в месяц. К оплате тренировок прибавится стоимость экипировки: шапочка (500-1500 руб.), купальник для девочек (2500-5000 руб.), купальные плавки для мальчика (1000-4000 руб.). В итоге на снаряжение понадобится 4000-10500 рублей. Сюда не входит оплата проезда на соревнования и сборы. Да здравствует спонсор!

Предполагаю: данный вид спорта подойдёт ребёнку, если он любит воду и получает удовольствие от плавания. Дело за одобрением родителей!

5. Путь развития водного поло в Рузском городском округе

К счастью, в Рузском городском округе есть все возможности для занятий этим видом спорта. В марте 2009 года был открыт Дворец водных видов спорта «Руза» - уникальный спортивный комплекс, пока аналогичного ему в Российской Федерации не создано. Предназначенный для проведения соревнований всех уровней, включая мировую лигу, профессиональных занятий разными видами спорта (все водные виды, вольная борьба, футбол, гандбол, волейбол, бокс, хореография, батут, баскетбол, художественная гимнастика), активного и полезного для здоровья отдыха, главное, чем он может «похвалиться» - демонстрационный бассейн размером 52*25 м с 10 дорожками. На проходящих здесь многочисленных состязаниях одновременно могут присутствовать 2500 болельщиков! Два больших табло по длинным сторонам бассейна помогают им быть в курсе мельчайших изменений в соревновательном процессе…

Комплекс включает ещё два бассейна: тренировочный размером 33,33*21 м и «лягушатник» (10*6 метров), где сверхъюные пловцы делают свои первые успехи.

ДВВС является домашней площадкой и тренировочной базой для многократных чемпионов России ватерпольной команды «Штурма-2002». А мне Дворец стал вторым домом в мои 8 лет, хотя интерес к водному поло возник гораздо позже: после просмотра игры сборной России против сборной Хорватии…

6. Аргументация высказывания «Для одних людей тренировка - пытка, для других - шанс стать сильнее» на примере собственного опыта занятий водным поло

В 2015 г. в спортивную школу олимпийского резерва по водным видам спорта меня привела мама. Около года я только учился хорошо плавать, и лишь на втором году обучения был переведён в группу ребят 2006-го года рождения. Среди них из меня «лепили» сначала центрального нападающего, а затем и вратаря. В составе этой возрастной группы – в качестве нападающего – мне посчастливилось стать двукратным призёром турнира «Золотой мяч», но своё настоящее - вратарское - амплуа я обрёл только после перехода в свою возрастную группу - 2007-ого года.

В течение следующих двух лет после объединения нашей команды с годом моложе (не хватало игроков своего возраста) ни побед, ни призовых мест не было. Успехи пришли в 2018 году, это был снова турнир «Золотой мяч» 2007-2008 года. Моя вторая бронза. Далее были игры на Первенстве России, где в 2019-ом команда стала обладателем двух бронзовых наград. Особенно памятна игра с командой Астрахани, в которой были отличные защитники и очень быстрые, с сильным ударом нападающие: если на шестерых основных игроков приходится шестеро запасных и смены состава происходят чаще, чем в любом другом виде спорта, то вратарь один, без всяких смен!

Весной нынешнего, 2022-го года в Первенстве России мы упустили сначала победу в матче с командой Санкт-Петербурга, затем, расстроившись из-за этого судьбоносного поражения, проиграли и астраханцам один мяч в игре за 3-4 место... Но региональных наград с 2019-го года было достаточно: на турнире «Раменская Осень» и Первенстве Московской (здесь мне вручили, наверное, самую дорогую для спортсмена одного амплуа - статуэтку «Лучшему вратарю в 2021-ом году». А в нынешнем году я был призван вратарём в сборную Московской области по 2007 году, в её составе стал призёром XI летней спартакиады школьников...

7 лет занятий водным поло дали мне не только спортивную фигуру, но и главное - друзей, настоящих, возможность много времени активно проводить свободное время, занимаясь в команде, чувствовать постоянную ответственность друг за друга, взаимовыручку, убеждённость в необходимости ведения здорового образа жизни…

Выводы

Итак, по итогам исследования можно сделать следующие выводы:

- материалы изученных мной нескольких статей и исследований в той или иной степени обозначали этапы развития водного поло, ставшего первой командной игрой – участницей Летних Олимпийских Игр – в 1900 г. его истоки, особенности;

- выявлены «за» и «против» занятий водным поло для людей разного возраста, «за» победило со значительным перевесом;

- прослежен путь развития водного поло в Рузском городском округе. Мы с братом (также спортсмен-ватерполист) уверены, что создатели ДВВС навсегда останутся в благодарной памяти не только обычных граждан Рузского городского округа, но и всех тех, кто получил возможность насладиться занятиями спортом в великолепных залах этого сооружения;

- считаю, что мне удалось подобрать убедительные факты, которые подтверждают: настойчивые занятия спортом только для ленивых и не верящих в успех - пытка, а для меня - шанс стать сильнее. Моё убеждение подтверждают и результаты анкетирования 25 старшеклассников гимназии.

Заключение

«Для меня все соревнования, в которых я принимал участие, я выиграл», - эти мудрые слова принадлежат австралийцу - 5-кратному олимпийскому чемпиону по плаванию Иану Торпу. «Лучше попытаться и проиграть, чем сдаться без боя» - сегодня это и мой девиз, и я уверен: впереди у моей команды долгий спортивный путь!

Список использованной литературы

5 преимуществ водного поло для спорта https://ru.med-mash.ru/fitness/5-benefits-of-water-polo-sports-for-health-13975

Водные виды спорта. – Учебник для вузов. Под ред. Н. Булгаковой. - М., 2003.

Водное поло для детей: с какого возраста и какая польза https://rebenokvsporte.ru/vodnoe-polo-dlya-detej-so-skolki-let-i-kakaya-polza/

Водное поло. История возникновения водного поло http://i-kiss.ru/rubrika/vodnoe_polo

Водное поло: польза для здоровья и противопоказания https://stanluchshe.ru/polza-i-vred-sporta/polza-i-vred-vodnogo-polo-dlja-detej-podrostkov-vzroslyh

Кудрявцев В., Ж. Кудрявцева Спорт мира и мир спорта. - М., 1987.

Малыхин А.В. Влияние занятий спортом на формирование личности https://infourok.ru/vliyanie-sporta-na-razvitie-lichnosti-3182582.html

Олимпийские виды спорта https://bigenc.ru/sport/text/4145141

Плавание и его влияние на организм человека https://rebenokvsporte.ru/vodnoe-polo-dlya-detej-so-skolki-let-i-kakaya-polza/

Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. - Минск, 2000.

Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» https://docs.cntd.ru/document/566430492

Ребенок в спорте https://rebenokvsporte.ru/vodnoe-polo-dlya-detej-so-skolki-let-i-kakaya-polza/

Рыжак М., Михайлов В. Водное поло - М., 1977.

ФЗ-15 https://zakon-navigator.ru/zakon-o-zaprete-snjusa/

Приложения

Приложение 1 Аналитическая таблица занятости обучающихся МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы» (данные на 30.05.2022 г.)

Начальная школа

Всего детей

355

Занято

355

Процент охвата

100 %

 
 

Творческие объед. Гимназии /

% охвата

Спорт. объед. гимназии /

% охвата

ДВВС 74/21 %

Их них

355/100 %

56/15,8 %

Водные виды спорта

71/20,1 %

Всего охвачено доп. образованием в начальной школе

229 / 64,5%

Основная школа

Всего детей

351

Занято

351

Процент охвата

100 %

 

Творч. объединения гимназии / %

Спорт. объед. гимназии %

ДВВС 44/13,2 %

Их них

351/100 %

25/100 %

Водные виды:

Плаванье

Синхр. плаванье

Водное поло

32:

16

1

15

Всего охвачено допобразованием

Занято 160 // 45,1 %

Старшая школа

Всего детей

78

Занято

78

Процент охвата

100 %

 

Творческие объединения гимназии / % охвата

Спортивные объединения гимназии / % охвата

ДВВС 13/16,25 %

Их них

78/100 %

20/25,5 %

Водные виды спорта:

Плаванье

Синхронное плаванье

Водное поло

3

1

0

2

Всего охвачено допобразованием в старшей школе

Занято 41// 52,6 %

Всего детей

783

Занято

783

Процент охвата

100 %

 
 

Творческие объедин. гимназии / % охвата

Спортивн. объединен. гимназии / % охвата

ДВВС

131/17,1 %

Их них

783/100 %

81/10,6 %

Водные виды спорта

106

Приложение 2 Экипировка и инвентарь для занятий водным поло

Экипировка / инвентарь

Фотографическое отображение

Реальное (собственность автора)

Инвентарь (мяч)

   

2. Инвентарь (шапочки)

   

3. Инвентарь (ворота)

   

4. Инвентарь (таймер с временем атаки)

   

5. Инвентарь (бассейн)

   

Приложение 3 Анкеты старшеклассников

Просмотров работы: 87