Введение
Историю или воспоминания можно сохранять по-разному. Люди издавна пытались всеми силами сохранять историю чего-либо или кого-либо в разных формах, но часто, в непростые времена, источники истории терялись или уничтожались.
Совсем недавно был демонтирован исторически значимый объект – Музей истории ещё в 2002 году закрытого завода АЗЛК. Это и стало причиной для написания данной работы.
История моей семьи тесно связана с московским заводом АЗЛК. Мой дед и мой отец: Федотов Константин и Федотов Павел не только эксплуатировали автомобили Московского завода, но и восстанавливали такие автомобили. У многих людей с детства родителями прививается любовь к общему семейному делу. Вот и у меня, как оказалось, есть индивидуальный проект, корни которого уходят далеко в те времена, когда меня еще не было.
Цель проекта: сохранение истории завода АЗЛК.
Для этого нами поставлены следующие задачи:
Изучить историю предприятия АЗЛК (Автомобильный завод Ленинского Комсомола)
Понять какие факторы заставили завод закрыться
Проанализировать факторы, из-за которых предприятие стирается из истории.
Оценить вклад в сохранение истории музеев и частных коллекций
Изучить процесс реставрации легковых автомобилей на примере авто «Москвич 2138»
Продукт проекта: восстановленный автомобиль «Москвич 2138»
Практическое применение: Работа может применяться на школьных уроках истории для просвещения молодого поколения и поднятия проблемы утраты исторически важных артефактов. Работа может использоваться в качестве шаблона для написания проблемно-реферативных проектов по истории других заводов России и СССР.
Проект носит прикладной и научно-исследовательский характер.
Данная работа выполнена на 18 страницах, содержит 57 фотографий, основана на различных информационных источниках.
1. История завода
1.1. Становление завода
В послевоенное время в СССР появилась проблема создания автомобиля для народа, простого и утилитарного решения для всех. Взор Иосифа Сталина тогда пал на немецкий автозавод Opel, в особенности на автомобиль kaddet.
Opel Kaddet 1938
Советские власти наняли инженеров Opel для создания нового советского авто и переделки ранее построенного завода КИМ, где до этого производили автомобили Ford и ГАЗ, для производства переработанного каддета. Завод в течении времени изменит свои названия: КИМ, МЗМА, АЗЛК и позже АЛЕКО и АО Москвич. Само предприятие находилось на окраине Москвы, поэтому автомобиль прозвали «Москвич».
Первое поколение Москвичей выпускалось с 1947 по 1956 год.
За эти 9 лет с конвейера сошло 212655 автомобилей моделей:
400-420 и 401-420.
Москвич 400-420А кабриолет
Время шло и завод, наращивая мощи начал выпуск новых моделей и применение новых технологий.
Москвичи выпускались в 4х поколениях:
400-401;
402, 407, 403; (425 кузов)
408, 412, 2140;
2141, 2142.
Стоит отметить, что всегда сохранялась тенденция помимо основного седана или хетч-бэка (для модели 2141) делать утилитарные версии вроде универсала, фургона или пикапа.
Москвич любили не только в СССР, но и в странах, куда отправлялись экспортные варианты авто. Особенно успешна была спортивная программа АЗЛК.
Ралли Лондон-Сидней
Раллийная программа АЗЛК велась ещё с 1960х, но особых успехов поначалу не наблюдалось. Иногда авто даже не доходили до финиша. Но с разработкой в 1964 году Игорем Окуневым силового агрегата «412», который развивал 75 лошадиных сил всё изменилось. Наши спортсмены получили обновлённые авто, развивавшие вплоть до 150 моторных сил. Уже в 1968 году экипаж АЗЛК занимает 4 командное место в ралли «Лондон-Сидней» (16000км). Конечно же триумф в 1970 году на ралли «Лондон-Мехико», где наша команда заняла 3 место в общем зачёте и «Тур Европы-74», где команда АЗЛК взяла 1ые места в командном, личном и заводском зачёте. Москвичи становились всё популярнее по всему миру, но в 1976 году раллийная программа сократилась, так как наши авто перестали попадать под общие раллийные регламенты, да и конкуренция с 280-сильными соперниками не представлялась возможной.
АЗЛК имеет важную историческую ценность, так как экспорт и внутренние продажи положительно сказывались на советской валюте, а помощь в благоустройстве Москвы, организации общественных выставок и мероприятий делали завод не только выгодным, он ещё и стал в своём роде меценатом г. Москвы.
С 1970х АЗЛК начинает выпуск авто на одном из конвейеров завода Ижмаш, что положительно сказывается на материальном состоянии Московского завода.
Тогда же, в 1970 году на советский рынок заходит автомобиль ВАЗ 2101 на базе FIAT 125. Таким образом, сформировались 2 ведущих легковых автозавода в СССР.
Несмотря на государственную поддержку ВАЗа, заводы продолжали честно конкурировать долгое время, но всё решили 90е.
Время для изобретений и развития было отличное и всё шло своим чередом. Автозавод АЗЛК стал одним из основных заводов, регулирующих советскую валюту. Начались продажи нового поколения 2141-2142, были заказаны двигатели Renault, шла партнёрская программа. Одно не было учтено – смерть директора завода и экономический крах. Единственный выход был пригласить главу другого предприятия для руководства. Гл. Инженер мин автопрома СССР Асатрян Рубен Саркисович был несколько других взглядов, нежели руководство до него. Пытаясь занять место на рынке автомобилей среднего и премиального класса, он со временем загнал завод в долги. Покупка партий двигателей Рено (Renault) за валюту резко подняли стоимость авто. Новый собственный силовой агрегат нашего производства был на подходе, но на него попросту не было времени. Также как и на выпуск седана 2142, который мог спасти предприятие.
Даже кредит на государственном уровне не спас завод АЗЛК от закрытия. После отключения электричества завод всё же запускали на выходных днях для поддержки коммуникаций близлежащих домов и предприятий. Почти весь рабочий состав приходил на завод, чтобы доделать оставшиеся авто.
Конец истории не заставил себя долго ждать. Оставшиеся детали и авто распродали, либо распилили на запчасти. Так закончилась история лучшего завода малолитражных автомобилей СССР. А несколько сотен человек остались без рабочих мест.
Рабочий день на заводе и завод после закрытия.
1.2. Музей истории АЗЛК
Во время работы завода было открыто множество культурных мест, организовывались мероприятия под покровительством АЗЛК: проводились турниры по разным видам спорта, был создан танцевальный клуб АЛЕКО и спортивная школа олимпийского резерва «Москвич» (1961г.), построен знаменитый «Музей истории АЗЛК» в виде огромной металлической тарелки. Здание было построено в 1980 году, к 50-летию автозавода, а спроектировано еще в 1975-1978 годах заслуженным архитектором России Юрием Регентовым (1926-2001).
Музей истории АЗЛК
Футуристичное здание не было в планах завода, но благодаря обществу САМС (Следопыты Авто-Мото Старины) в 1976 году культурное место наконец-то было открыто. И, несмотря на небольшой размер сооружения в него вмещались все главные экспонаты: миллионные авто, экспериментальные варианты и редкие модификации «Москвичей».
Музей истории АЗЛК изнутри.
Завод закрыли в 2000х, тогда же старая территория завода у метро «Волгоградский проспект» практически полностью пошла под снос, в то время как новая, у метро «Текстильщики», была преобразована в технополис «Москва».
В 1996 году музей расформировали, а музейные экспонаты разъехались по музеям и выставкам: ММТ, «Моторы октября», недавно открытой выставке на ВДНХ «Мечта москвича» и ныне закрытому «Сочи авто музею».
«Сочи автомузей» и «Моторы Октября»
«Сейчас единственный аутентичный осколок бывшей промзоны — это экспрессивное, уникальное здание музея.» - писали на портале regnum осенью 2021 года.
Здание опустело ещё в 2012 году, когда территория завода АЗЛК стала особой экономической зоной «Технополис "Москва"». Затем в течение нескольких лет в нем работал интерактивный «Музей восстания машин», посвященный робототехнике в кино.
Октябрь 2021 года. Здание было огорожено забором, а в январе начался снос. Петиции, митинги. Ничего не помогло.
На состояние 12 февраля 2022 года здание полностью разобрано по частям.
Именно музей при заводе хранил не только авто, как памятники истории, но и архивы, прочую продукцию завода и множество документаций по автомобилям и предприятию в целом. Долгое время экспонаты хранились в Музее Московского Транспорта (ММТ).
В 2020 году на ВДНХ была создана выставка «Мечта Москвича», куда перевезли все авто.
Безусловно, выставку на ВДНХ можно назвать основным местом хранения первоначальных источников, но официального места хранения исторических артефактов АЗЛК нет.
Многие из важнейших предметов истории разошлись по рукам энтузиастов.
Выставка на ВДНХ «Мечта Москвича»
В данной работе мы хотим подчеркнуть значимость сохранения истории в разных видах: документах, книгах, артефактах и т.д. на примере ныне закрытого предприятия – завода АЗЛК. Проблема заключается в отсутствии фактов. Если история задокументирована и хранится правильно, то она будет доступна большему количеству людей. Однако, при отсутствии доступных записей и материальных доказательств история будет передаваться лишь из уст в уста.
2. Наследие завода АЗЛК
2.1. Социальный опрос
Мы провели опрос на базовые знания истории легковых авто СССР и Московского завода АЗЛК у разных поколений людей.
Ключевыми вопросами стали:
-Какой был первый семейный (легковой) автомобиль в СССР?
-Назовите главные заводы легковых авто в СССР 1950х-1990х
-Знакомы ли вы с автомобилем «Москвич»?
-В каких местах вы встречали данный автомобиль?
По результатам опроса мы выяснили…
На вопросы 1 и 2 правильные ответы давали люди более старшего поколения.
Люди молодых поколений зачастую отвечали на первые 2 вопроса, упоминая лишь завод АвтоВАЗ и автомобили Лада, что не удивительно, так как ВАЗ существует и освещается в СМИ до сих пор.
Из ответов на вопросы 3 и 4 мы узнаём, что:
Люди старшего поколения чаще встречались с «Москвичами»: их родители или они сами ездили на данных авто, либо Москвич раньше был их мечтой.
Граждане 25-45 лет знают эти авто. Они замечают их на улицах и в музеях, осведомлены об их истории из уст старшего поколения.
Подростки и юноши 15-25 лет в большинстве не знакомы с автомобилями московского завода и узнают информацию по рассказам старших поколений.
Проанализировав данные, полученные из нашего опроса, мы подмечаем факт, что количество знаний об истории завода АЗЛК с каждым поколением снижаются. Причиной тому является не только факт, что завода как такового не существует, а ещё и факт утраты, связанной с утерей музея истории завода.
Молодое поколение мало посещают музеи, а самого значимого наследия АЗЛК – автомобилей на дорогах, становиться всё меньше с каждым годом, как и работников завода, которые хранят в себе воспоминания тех времён.
Для поддержания памяти об исторически важном заводе создаются выставки, как «Мечта Москвича» на ВДНХ. Музеи и автолюбители также стараются отреставрировать и сохранить теперь уже ретро автомобили. Это и должно освещаться СМИ, чтобы люди (молодёжь в частности) были заинтересованы в истории нашей страны в целом.
К сожалению, на данный момент частных коллекций становится всё меньше, так как многие хранители истории в силу возраста или жизненных обстоятельств прекращают работать с раритетными и исторически-важными объектами. А молодёжь не так часто начинает заниматься реставрацией или коллекционированием.
Иркутские ретроводы, 9 мая.
Частные коллекции в наши дни очень ценны. Реставраторы и коллекционеры не просто занимаются любимым делом, но и сохраняют частички истории нашего государства. Мы обязаны очень многим этим энтузиастам. И вот история одной из частных коллекций, именно истории завода АЗЛК.
3. Наследие в руках моей семьи
3.1. Семья Федотовых и АЗЛК
Мой прадед Вадим Константинович (г. Орск) эксплуатировал экспортный Москвич 412, который через некоторое время передал своему сыну (моему деду) Константину Вадимовичу. Машина была в семье довольно долго, но спустя время была утрачена.
Москвич моих прадеда и деда
Почти через 30 лет, в 2006 году наша семья решила сделать памятный подарок моему деду на 50-ти летие. Выбор пал на первый автомобиль семьи Федотовых – Москвич 412. Отец нашёл похожий авто и подарил.
С 2010 года авто участвует на выставках. Отец знакомиться с реставраторами советских авто и постепенно у него появляется новый интерес, вскоре покупает очередной советский автомобиль – Москвич 402. Постепенно, набирая опыт и навыки отец наращивал свою коллекцию.
Москвич 401, потом 2140, 400, 2141…
Витрины артефактов завода АЗЛК в музее «Moskvich land».
Автомобиль Москвич 2141 с пробегом 9тыс. км.
Со временем образовывается музей истории завода АЗЛК «Moskvich-land». Сейчас в музее находиться более 40 полностью отреставрированных авто Московского завода, детские педальные машинки «Москвич», разная атрибутика и даже настоящие автозаправочные станции советских времён. Коллекция является самой крупной в мире.
Сейчас в проекте находится новое здание музея, где комфортно будут размещены все экспонаты.
3.2. Мой вклад
Первым моим авто стал рамный картинг Honda, разбираясь в котором я познал базовые принципы устройства автомобиля.
Со временем я увлёкся реставрацией. Я понял, что стоит попробовать себя в чём-то новом. Я захотел, как папа, сохранить частичку истории.
Музей Moskvich-land снаружи и изнутри.
Для реставрации был выбран автомобиль 1976 года выпуска, снимавшийся в кино при поддержке телеканала Россия 1, побывавший на НТВ в программе Ивана Зенкевича PROавтомобили, переделанный некогда для киносъёмок в такси, Москвич 2138.
Мой Москвич в программе телеведущего Ивана Зенкевича.
Первые фото Москвича 2138 возле гаража у дома
3.3. Реставрация автомобиля советских времён.
Этапы реставрации
Весь процесс реставрации и доработки для меня был, как эксперимент. Я тогда многого не знал, и помощь со стороны отца и деда поначалу была просто необходима. Не только приведение неких частей в порядок, но и поиск запчастей, использование нестандартных путей восстановления.
Сам процесс реставрации именно этого авто можно разделить на 5 частей:
1 часть. Знакомство с автомобилем.
Машина была на ходу, но двигатель явно нужно было привести в адекватное состояние, поэтому позже он был успешно извлечён.
После первичного знакомства начался постепенный демонтаж частей экстерьера. Это заняло примерно 2 недели. В это время шёл активный поиск нужных запчастей и расходных материалов.
2 часть. Замена кузовных частей. Подготовка к покраске.
Были заменены левое заднее и 2 передних крыла, задняя дверь.
3 часть. Покраска и полировка.
Цвет - мимоза был подобран по палитре АЗЛК.
4 часть. Сборка. Ремонт двигателя.
Сборка – длительный процесс, однако смотреть на то, как автомобиль меняется на глазах очень приятно.
Двигатель был отмыт, были поменяны прокладки и фильтры.
Кузов был тщательно отполирован.
5 часть. Настройка. Доработка.
Конечно, 50 лошадиных сил сильно не хватает, но ты перестаёшь думать о нехватке мощности, как только садишься за руль.
Реставрация завершена.
На протяжении 2 лет я собирал и дорабатывал этот автомобиль.
Были заменены двигатель и коробка передач. Теперь под капотом стоит двигатель на 1,7 л рабочего объёма и 90 лошадиных сил, коробка от 412 модели Москвича.
Я получаю огромное удовольствие, когда сажусь за руль Москвича, смотрю на него, чиню его. Эта машина дарит незабываемые эмоции в любой ситуации, в любое время. И пока он у меня, я постараюсь сделать так, чтобы эта частичка истории ещё долгие годы ездила по дорогам Иркутска.
Заключение
1990е и 2000е годы для нашей страны были непросты: бандитизм, перестройка государства и его строя, финансовый крах. Для многих предприятий, таких как Автомобильный завод Ленинского Комсомола (АЗЛК или АЛеКо) эти годы стали роковыми.
Мы в своем проекте выполнили все ранее поставленные задачи, а именно:
Изучили историю предприятия АЗЛК
Поняли какие факторы заставили завод закрыться
Путём соцопроса проанализировали факторы, из-за которых предприятие стирается из истории.
Оценили вклад в сохранение истории музеев и частных коллекций
Изучили процесс реставрации легковых автомобилей на примере авто «Москвич 2138»
Вывод из проделанной работы, следующий: история даже очень знаменитого предприятия теряется, если её хранить не должным образом. Проведённый нами опрос показал, что передача историй, рассказов о заводе и производимом там продукте – автомобилях вербально является ненадёжным и неточным способом, хоть зачастую и не представляется возможным сделать это иным путём. Следует сохранять историю в любых формах: будь то документация или отреставрированный автомобиль.
В ходе нашей работы была достигнута основная цель проекта: сохранение истории АЗЛК через восстановление автомобиля «Москвич».
Информационные источники:
https://www.drom.ru/catalog/opel/kadett/g_1938_12503/ - интернет-ресурс «drom»/статья opel Kaddet.
https://statehistory.ru/842/Istoriya-pobed-Moskvicha-na-mezhdunarodnykh-ralli/ - интернет-ресурс «стэйт хистори»/фото раллийных Москвичей, информация о раллийной истории АЗЛК.
https://regnum.ru/news/3415896.html - новостной интернет-ресурс «регнум»/ история музея истории АЗЛК, фото.
https://www.popmech.ru/editorial/news-699683-populyarnaya-mehanika-i-muzey-transporta-moskvy-predstavlyaet-vystavku-mechta-moskvicha/ - научно-популярный интернет-ресурс «популярная механика»/выставка «Мечта Москвича» на ВДНХ.
Фотографии музея «Москвич-лэнд», картинга хонда, парковки ТРЦ Комсомол и автомобилей Москвич на стр. 4, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 16 являются ценностью моей семьи и меня, поэтому не требуют освещения в информационных источниках.
https://www.drive2.ru/r/moskvich/2138/556801485472533431/ - бортжурнал моего авто на портале drive2.