Опыт создания школьного экологического отряда

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Опыт создания школьного экологического отряда

Максимова В.Б. 1
1МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Старкова Н.П. 1
1МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый год в мире люди выбрасывают на свалки более 200 миллиардов пластиковых бутылок. В мусорные баки летят 58 миллиардов одноразовых стаканчиков и 5 триллионов пакетов. Чтобы спасти планету от загрязнения, не обязательно ехать добровольцем на край земли, защищать тропические леса от вырубки или бороться с мусором в Тихом океане. Это, конечно, тоже хорошо, но многое можно сделать в своем городе и в своей школе. Например, сформировать экологический отряд и обучать школьников экопривычкам.

Актуальность

В школе детям не дают знаний по экологии, не учат экологическим привычкам. Вырастая, человек не умеет сортировать отходы, сдавать их на переработку и продолжает загрязнять планету мусором. Эту ситуацию поможет изменить воспитание экологической культуры со школьной скамьи. И в этой работе помогут экологические отряды.

Цель

В последнее время в нашем обществе становится все больше волонтеров. Люди высаживают лес, убирают свалки с берегов Байкала, сортируют мусор, превращая его во вторичное сырье. Цель моего проекта – увлечь этим школьников через создание экологического отряда.

Задачи

Изучить опыт работы экологических организаций Иркутска;

создать экологический отряд в школе №69;

организовать и провести различные экологические мероприятия среди учащихся;

развивать личный эковолонтерский опыт, участвуя в городских и областных экологических акциях.

Гипотеза

Я предполагаю, что мой опыт создания школьного экологического отряда повысит уровень экологического воспитания среди учащихся школы №69 и будет полезен для внедрения в других школах Иркутска.

Глава 1

Чем опасны отходы?

Сегодня в России более 12 тысяч свалок - мест, куда свозят отходы. Люди, живущие недалеко от них, жалуются на плохой запах и ухудшение самочувствия: «слезятся глаза», «першит в горле», «болит голова». Свалки горят и выделяют сажу, канцерогенные вещества и тяжелые металлы. Такой дым опасен для людей. Никто не хочет жить у свалок, и люди протестуют против их строительства или расширения.

Мусора на планете уже так много, что он встречается в морях и океанах. Только на пяти пляжах Черного моря активисты за одну уборку собирают больше 92 кг пластика (столько примерно весит 2 моих одноклассника). В основном попадаются пенопласт и бутылки. Под воздействием солнечного света пластик распадается в воде на мелкие частицы. Эти крупинки морские животные путают с планктоном и едят их. Ученые нашли сотни частиц микропластика в российской рыбе, которую мы едим.

Весь этот мусор не падает с неба, его не оставляют в наших домах инопланетяне. Отходы накапливаются, потому что мы постоянно делаем покупки, которые часто упакованы в коробки, пакеты, банки, лотки из пенопласта и т.д..

Большинство наших школ тоже загрязняют экологию. В некоторых классах ставят кулеры. Комплектом к ним идут одноразовые стаканчики, а их очень сложно переработать. Они покрыты пластиковой пленкой, из-за которой будут годами валяться на свалке, а еще и выделять опасные вещества.

Украшением школьных праздников часто становятся воздушные шары. Но люди не задумываются над тем, что если воздушный шарик отпустить в небо, то через какое-то время он сдуется или лопнет и упадет в неизвестном месте. Кусочки шарика будут годами загрязнять природу. Их могут съесть птицы, животные и погибнуть.

Между тем, именно школы играют важную роль в формировании «зеленого» мышления и поведения учеников. Этому способствуют образовательная и экопросветительская работа.

Опыт разных стран

Как же решают проблему загрязнения природы в разных странах мира?

Многие века жители Индии выбрасывают остатки пищи прямо на улицу. Жара и солнце высушивали их в пыль. Но с появлением пластика и полиэтилена ситуация изменилась. Солнце не может справиться с такими материалами, а мусорщики не успевают все вовремя убрать. Сейчас площадь свалок в Индии уже равна территории трех крупнейших городов страны. Это как если бы на месте Москвы, Петербурга и Новосибирска было бы по огромной свалке.

Самой экологически чистой страной Европы считается Швейцария. Но всего 40 лет назад она задыхалась от мусора. Полигоны были переполнены, а на новые не хватало места. Изменить ситуацию помог раздельный сбор отходов. Сейчас в Швейцарии перерабатываются четыре из пяти килограммов отходов.

В Японии давно налажена сортировка отходов – их делят на десятки категорий: сгораемые, несгораемые, перерабатываемые, крупногабаритные и другие. Разные виды отходов японцы выбрасывают и вывозят в конкретные дни недели. Забирая отходы, рабочие мусоровозов проверяют, действительно ли в мешках лежит то, что собирают в этот день недели. Пакет с «неправильными» отходами просто не примут. А за нарушения можно получить тюремный срок.

Во Франции старые таблетки, упаковки от них и термометры можно сдать в любую аптеку, чтобы токсичные вещества не попали на общий полигон. А еще в стране мусорные контейнеры маркируют крышками разных цветов. Белая – для стекла. Желтая – для других отходов, которые идут на переработку. В контейнер с коричневой крышкой выбрасывают весь остальной мусор.

К 2024 году в каждом населенном пункте в России появятся контейнерные площадки и специальные баки для раздельного сбора отходов. Но сейчас, когда их не хватает, информацию о пункте приема, контейнере в соседнем дворе или акции волонтеров по сбору отходов можно посмотреть на специальной карте https://recyclemap.ru/. Из нее, например, я узнала, что в нашем микрорайоне Ново-Ленино расположено около 10 пунктов приема вторсырья.

Экологичные школы мира

Какая же работа по экологии ведется в школах мира?

Во Франции есть необычная экошкола. При ее строительстве архитекторы руководствовались идеей, что дети проводят слишком много времени в стенах скучных каменных зданий и совсем забывают, что такое природа. Чтобы вернуть школьников в природную среду, дизайнеры решили максимально озеленить школьное пространство. Тут каждый сантиметр территории чем-нибудь засажен.

На территории школы на Багамских островах есть завод по производству биотоплива – на нем все и работает. А еще цистерны для сбора дождевой воды и опять же солнечные батареи. В школе своя ферма, куда уходят пищевые отходы из столовой.

На острове Бали посреди тропического леса работает единственная в мире Green School, миссия которой – учить детей сохранять планету. В ней все сделано из бамбука, а занятия проходят на свежем воздухе. Green School сама вырабатывает электричество из реки, в школе свой органический сад и заповедник, где поддерживают популяцию вымирающего вида птиц. Учителя учат детей создавать предметы искусства из одноразовых бумажных тарелок и пластиковых бутылок, дети очищают океан от пластика и рассказывают туристам об опасности мусора для природы.

В России не все педагоги замотивированы просвещать детей в области экологии. Такого предмета, как «экология», в обязательной школьной программе сейчас нет, поэтому зачастую эта тема вообще упускается из виду. Кроме того, у учителя может быть недостаточно собственных знаний и подготовки в области экологии.

В такой ситуации важен вклад добровольцев в экологическое просвещение. Именно волонтеры помогают распространить экологическую культуру среди молодежи.

Глава 2

История эковолонтерства

В 1924 году в нашей стране было организовано Всероссийское обще­ство охраны природы (ВООП). Его сотрудников можно назвать первы­ми российскими эковолонтерами. Важным направлением работы ВООП ста­ло проведение природоохранных лекций и экскурсий, организация выставок, издание лите­ратуры. Это и есть экопросвещение.

В 1960 году по инициативе студентов и преподавателей Московского государственного университета была создана Дружина по охране природы (ДОП). Идею подхватили студенты по всему СССР. Дружинники на добровольных началах боролись с браконьерами, незаконными вырубками лесов, тушили лесные пожары, проводили научные исследования и мероприятия по экологическому просвеще­нию школьников. Насчитывалось более 120 таких дружин, но после распада СССР движение затухло.

В 2018 году в России появилось множество общественных экологических волонтерских организаций. В 2020 году многие из них объединились во Всероссийскую общественную организа­цию волонтеров-экологов «Делай!». К 2021 году среди участников, зарегистрированных на ее портале dobro.ru, более 140 тысяч указали экологию как приоритетное направление деятельно­сти. К этому движению нынешним летом подключилась и я, вступив в Отряд мэра города Иркутска.

Кто такие эковолонтеры?

Экологическое волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на помощь природе и формирование экологической культуры в обществе.

Эковолонтер осознает свою ответственность перед обществом и будущими поколениями и готов тратить время, силы, а порой и свои деньги на реализацию природоохранных мероприятий. Он верит, что тем самым вносит вклад в более благополучное будущее для всех.

В экологические проекты волонтеров приводят собственные убеждения и желание улучшить экологическую обстановку вокруг себя. Иногда мотивацией к занятию добровольчеством служит пережитый опыт, например, появление стихийной свалки возле дома или дачи, ухудшение качества воздуха из-за большого количества машин или нового производства.

Всех эколоволонтеров можно разделить на три группы:

Эконовичок - человек, который узнал об экологических проблемах из интернета, соцсетей или от знакомых. Он хочет помочь решить их, но не имеет знаний и навыков. Как правило, на мероприятиях он больше наблюдает, чем участвует.

Волонтер-эколог - человек с экологическим мировоззрением и опытом экологического волонтерства. Следует экологическим принципам в повседневной жизни, например, дарит экологичные подарки, старается не покупать кофе в одноразовых стаканчиках. Своим примером хочет привить экологичные привычки родным, коллегам и знакомыми.

Эколидер - волонтер-эколог, который набрался опыта и решился стать лидером экодвижения, организатором экологических акций.

Виды эковолонтерства

Экологические проблемы многообразны, поэтому эковолонтерство включает в себя работу по разным направлениям.

Заповедное волонтерство. Здесь нужно быть готовым к тяжелому физическому труду на территории заповедников. Это работа в походных условиях. Возможна работа с инструментами, а значит, понадобится знание техники безопасности и умение оказывать первую медицинскую помощь.

Лесное волонтерство. Это работа на свежем воздухе, зачастую далеко от населенных пунктов. Здесь необходимо знать технику посадки деревьев, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и уметь оказывать первую помощь.

Экологическое просвещение. Здесь нужны базовые знания о раздельном сборе отходов, ведении экологичного образа жизни. Не помешают навыки работы с детьми и подростками.

Зооволонтерство. Для участия в таких проектах нужны базовые знания о поведении и биологии животных.

Мой опыт в экопросвещении

Так с чего же начать? В первую очередь стоит изучить сайты, где публикуются интересные новости из мира экологии, информация об экоакциях. Также нужно ознакомиться с действующими в городе эковолонтерскими организациями и, возможно, присоединиться к ним.

В Иркутске есть несколько организаций, которые занимаются экологическим просвещением. Самые известные – Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» и Благотворительный фонд «Оберег». Сотрудничество с ними стало моим первым шагом в экологическое волонтерство.

Фонд «Подари планете жизнь» каждый год проводит масштабную акцию «Скажи мусору нет». Именно с нее и началась наша семейная традиция по сортировке мусора в 2019 году, с тех пор мы с мамой регулярно сдаем вторсырье на акции. В этом году я приняла в ней участие уже как волонтер. Помогала сортировать отходы, которые жители приносили на точку сбора в Ново-Ленино.

Под эгидой «Оберега» в городе работает 4 экологических отряда мэра, в состав которых входят учащиеся школ и студенческая молодежь. Вступить в отряд меня натолкнула мысль о том, что мой дом – это не только моя квартира, но и город, в котором я живу. А в доме нужно поддерживать порядок.

Задачи участников движения – наведение и поддержание порядка на природных и водоохранных зонах рек, уборка территорий, очищение от незаконной рекламы, посадка деревьев, проведение экологических акций, экологическое просвещение жителей.

Вместе с отрядом мэра я участвовала в акциях «Чистый понедельник». Мы принимали у жителей Ново-Ленино отходы на переработку, объясняли прохожим, зачем нужно сортировать мусор, и раздавали листовки. Не все знают, что содержимое нашей мусорной корзины неправильно называть словом «мусор», ведь большая ее часть — это материал для создания новых полезных вещей. По моим наблюдениям, особенно активно люди стали приносить вторсырье в последние акции. За два часа дежурства мы могли принять до 10 мешков вторсырья. А значит, просветительская работа была ненапрасной.

Также мы очищали фасады домов, столбы и остановки в Ново-Ленино от незаконной рекламы – листовок, объявлений. Эта работа тоже имела положительный результат – город стал чище. А в моей волонтерской книжке появились отличные оценки (Приложение №1).

Заповеди эковолонтера

За время эковолонтерства я познакомилась с множеством интересных людей. Вместе с ними мы составили десять заповедей волонтера-эколога.

1) Эковолонтер — это человек, который искренне любит природу. Стать добровольцем-экологом можно только по любви, и никак иначе!

2) Планета Земля — наш общий дом. Объединившись с другими, можно достичь невероятных результатов.

3) Капля в море — это больше, чем кажется. Не обесценивайте свои маленькие простые действия — раздельный сбор дома или покупку многоразовой бутылки.

4) Благодарите себя за то, что делаете. Иногда может показаться, что вы делаете недостаточно и эти действия ничего не меняют. Но это не так. Даже благодарность себе и окружающим делает мир лучше и экологичнее.

5) Будьте открыты к людям, даже если кажется, что они не смогут понять и разделить ваши взгляды. Помните главное — у вас уже тысячи единомышленников по всему миру.

6) Не ударяйтесь в крайности. Волонтеры-экологи — это не злые фанаты экологии.

7) Не бойтесь трудностей. Путь эковолонтера сложный, будет немало разочарований, скепсиса со стороны окружающих или даже самых близких.

8) Цените собственное здоровье и комфорт. Даже если вам придется покупать воду в обычной пластиковой бутылке, помните: вы уже делаете для природы многое. Иногда можно побыть обычным человеком.

9) Разбирайтесь, узнавайте, пробуйте. Вы источник просвещения для других людей, а значит, на вас лежит большая ответственность.

10) Раскрывайте свой потенциал. Экологическое добровольчество дает огромные возможности для развития, не бойтесь создавать что-то новое.

Глава 3

Создание школьного экоотряда

Активная экологическая работа вдохновила меня на создание экологического отряда в школе №69 осенью 2021 года. Это добровольное объединение учащихся, их родителей и учителей, которые занимаются общественно-полезным природоохранным делом. Мы прошли несколько этапов.

Название и эмблема

Наш отряд мы решили назвать «Эволюция», потому что, во-первых, школа №69 расположена в одноименном жилом комплексе. А во-вторых, эволюция – это естественный процесс развития живой природы, и наша задача – не мешать, а помогать этому развитию. Для своей эмблемы мы выбрали природные цвета – зеленый и желтый.

Состав

Членом школьного экологического отряда может быть любой учащийся школы, любящий природу, желающий внести свой вклад в ее охрану. Изначально в составе отряда было 5 человек, а сегодня уже более 30 человек. Это учащиеся 6Е класса, классный руководитель и родители.

Задачи

Работа экологического отряда осуществляется в свободное от школьного расписания время. Мы проводим экологические уроки и игры в младших классах в рамках классных часов. Для этого я разработала сценарий урока, который включает в себя презентацию и раздачу буклетов об экопривычках, просмотр мультфильма и несколько обучающих игр. Также мы предлагаем школьникам поучаствовать в экологических конкурсах.

Достижения

Весной наш отряд принял участие в городских акциях «Экодвор», «Посади дерево – подари планете жизнь». А осенью мы заняли второе место на городском эко-квесте, посвященном Году Ангары.

Планы

В планах - расширять экологическое просвещение в школе. Например, организовать среди учащихся дармарку — обмен вещами, или эстафету ЭкоГТО — знакомое всем соревнование по сдаче нормативов, только не спортивных, а экологических. Подробнее с планом работы экоотряда «Эволюция» на 2022-2023 учебный год можно ознакомиться в Приложении №2.

Правила сортировки отходов

Одна из главных задач школьного экологического отряда – научить детей сортировать мусор и сдавать его на переработку. Для этого мы установили в школе специальные контейнеры. На своих экологических уроках мы рассказываем, как по маркировке определять – можно или нельзя сдать отходы на переработку.

Пластик

Не все виды пластика можно перерабатывать. Вид пластика указан на каждой упаковке в специальном треугольнике.

1) Единица - это бутылки из-под молока/воды/сока. Перед сдачей тару нужно помыть, снять с нее пленку и крышечку, смять.

2) Двойка – это упаковки от моющих средств и косметики, канистры и крышки для бутылок. Их также нужно помыть и сдать.

3) Тройка – это контейнеры для еды и пищевая пленка. Со временем она начинает выделять вредное вещество – винилхлорид, которое попадает в продукты, хранящиеся в такой упаковке. В России этот вид пластика не перерабатывается.

4) Четверка – пластиковые пакеты и пленка. На переработку сдается, но лучше вместо пакетов использовать многоразовую сумку.

5) Пятерка – в эту категорию входит все: от стаканчиков для йогурта и ведер до лотков из холодильника. Сдается на переработку.

6) А вот от шестерки и семерки – это одноразовая посуда, контейнеры для яиц, комбинированная упаковка – лучше отказаться. При воздействии высокой температуры они выделяют яды. Стирол вреден для печени, почек и нашей нервной системы.

Бумага

Бумагу и картон можно перерабатывать до 50 раз. Книги можно сдать в любую библиотеку или книжный приют.

Одежда

Одежде тоже можно дать вторую жизнь. Ненужную можно отнести в пункты приема благотворительных фондов. Там вещи передадут людям, которые оказались в сложной ситуации.

Батарейки

В батарейках очень много химикатов. Они могут проникнуть в почву и негативно влиять на окружающую среду и здоровье людей. Поэтому их нужно сдавать на специальную переработку. Пункты приема есть в больших сетевых магазинах, а также в нашей школе. Лампочки тоже не стоит выбрасывать в кухонное ведро. В каждой – 3-5 миллиграммов ртути. Поэтому сдавать их нужно на специальную переработку.

Творческий подход

Для экопросвещения школьников я разработала буклет, где собрала всю полезную информацию по сортировке мусора и экологических привычках. Напечатать его тиражом 1000 экземпляров для раздачи в школе нам помогли общественная организация ТОС «Новая волна» и МКУ «Город» (о спонсорстве договорились родители).

Чтобы охватить экопросвещением больше учащихся, мы в школьной телевизионной студии снимаем экологическую программу «Зеленая планета», сценаристом которой является моя мама, журналист общественно-политической газеты «Областная». За время съемок мы с ребятами побывали на пункте приема вторсырья и на заводе, где из макулатуры производят туалетную бумагу. А еще научились выбирать в магазине товары с экологичной упаковкой. Посмотреть программу можно на официальном ютуб-канале школы по этой ссылке: https://www.youtube.com/playlist?list=PLz1ZgjGaDwwaQPOAq23mv0xf6hyhW4R7x

Также я как журналист школьного телевидения готовлю экологические сюжеты для школьных новостей. Один из них – про акцию по сбору батареек, на 5:11 мин: https://www.youtube.com/watch?v=A83pgzZ7bDo

В результате сегодня экопросветительской работой охвачено большинство учащихся школы №69 – более 2,5 тысяч человек, а также их родителей. В этом году администрация школы даже организовала конкурс видеороликов среди классных коллективов на тему «Жизнь в стиле ЭКО», где ребята рассказывают о появившихся у них экопривычках. Наш отряд занял в нем первое место в номинации «Лучший экосюжет».

Подробнее о работе экоотряда «Эволюция» мы рассказываем на своей странице в соцсети Вконтакте - vk.com/eco_school69.

Заключение

Чтобы улучшить экологическую ситуацию в Иркутске, в стране или мире, нужно начать с себя, со своей школы. Занимаясь экологическим воспитанием детей, надо применять различные занимательные и наглядные технологии: комплексные экскурсии; экоуроки; чтение и разбор экологических сказок; игры.

Создание школьного экоотряда позволит детям научиться самим и научить своих родителей сортировать мусор, не пользоваться одноразовыми вещами, заботиться о природе. Важно показать, что экологическое волонтерство — это просто. Не всегда для этого нужно владеть специальными навыками и выполнять тяжелую работу.

А еще благодаря участию в эковолонтерском движении человек глубже понимает природные явления, свою роль в них. Также он приобретает лидерские и организаторские качества, навыки публичных выступлений и работы в команде.

Таким образом, цель моего проекта – повысить уровень экологического воспитания в школе №69 – достигнута. Чем больше будет эковолонтеров, тем скорее мы спасем планету от экологической катастрофы.

Список использованной литературы

Стань волонтером-экологом. Методическое пособие, 2021

Как сделать школу «зеленой». Методическое пособие, Москва, 2019

Ершова М. Скажи нет пластику: 101 способ использовать меньше пластика и спасти мир, 2019

Мазелли М., Феррари А. Вторая жизнь мусора, или как сделать отходы полезными, 2020

Рябко В. Zero waste на практике. Как перестать быть источником мусора, 2022

Информационная брошюра проекта «Минута для будущего»/ Благотворительный фонд «Подари планете жизнь», 2020

Экогид Иркутска, ИРЭОО «Мой Байкал»

Газета «Областная», № 106 от 18 сентября 2019 года, статья «Сказали мусору Нет!»

Газета «Иркутск», №31 от 13 августа 2021 года, статья «Зеленые» иркутяне: не такие, как все»

Памятки и видео-уроки проекта «Зеленая школа», https://school.reo.ru/

Приложение №1

Приложение №2

План работы экоотряда «Эволюция»

на 2022-2023 учебный год

МЕРОПРИЯТИЕ

СРОКИ

ПОМОЩЬ

Создание и ведение страницы экоотряда Вконтакте

vk.com/eco_school69

Постоянно

Родители

Проведение экологических уроков в 2-4 классах

3-4 четверти

Администрация школы +

родители

Запись школьной экологической ТВ-передачи

«Зеленая планета»

1-4 четверть

Школьное телевидение

Проведение конкурсов среди учащихся (на лучшую экосумку из старых вещей, рисунок на тему сортировки мусора и т.д.)

3-4 четверть

Администрация школы +

родители

Раздача буклета

«5 экопривычек современного школьника»

постоянно

ТОС «Новая волна»,

МКУ «Город»

Приглашение эксперта на классный час на тему экологии;

проведение эко-квеста среди шестых классов;

организация дармарки в школе

3 четверть

Общественные экологические организации Иркутска

Контроль за наполнением контейнеров для сортировки мусора в классе

Постоянно

Родители

Участие в городских экологических мероприятиях (акции, фестивали)

Постоянно

Администрация школы

Просмотров работы: 946