Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся

Маркелова В.В. 1
1МОУ Сергиевская СОШ
Павлова М.С. 1
1МОУ Сергиевская СОШ, г.о. Коломна
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Если проблему можно решить, зачем беспокоиться? Если проблему нельзя решить, беспокоиться бесполезно”.

Будда

На современном этапе развития человечества стрессу подвержены люди всех возрастов, а его влияние постепенно становится всеобъемлющим. Мы вынуждены наблюдать феномен стресса повсюду: в школе, на улице, дома. Внешние признаки стресса сразу становятся очевидными и выражены в быстром утомлении, обидчивости, снижении интереса к учебному процессу и даже к жизни, ослаблении защитных функций организма и частой заболеваемости. Статистика гласит, что именно в стенах школы сосредоточены до 40% всех факторов, которые ухудшают условия существования детей и, в конечном итоге, приводят к стрессовым ситуациям. Учеными доказано, что примерно 20% дошкольников имеют склонность к нарушениям психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса процент увеличивается до 60-70%1. Получается, что школьная атмосфера и школьный стресс играют немалую роль в быстром ухудшении здоровья обучающихся.

Если уже у 70% первоклассников имеются какие-то проблемы с психическим здоровьем, то что происходит у детей в подростковом возрасте, в период сдачи экзаменов и поступления в высшие учебные заведения? Не секрет, что многие явления из школьной жизни старшеклассников могут выступать «триггерами» стресса: это контрольные работы, большой объем домашних заданий, внеурочные факультативные занятия, многочисленные предметные олимпиады, которые требуют консолидации внутренних и внешних усилий подростка; всевозможные конфликты с одноклассниками, учителями или родителями. Подростковый возраст – самый сложный период в жизни любого человека. Это время, когда чувства человека обостряются, и любой, даже самый незначительный конфликт может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему школьные стрессы подростков требуют особого внимания и изучения и делают выбранною мною тему для индивидуального проекта актуальной.

Принимая во внимание все вышесказанное, я ставлю перед собой ряд вопросов: «Каковы основные факторы стресса у старшеклассников?», «Как бороться со стрессом?», «Как уменьшить проявления стресса?», «Какими могут быть последствия стресса?», «Что можно сделать, чтобы минимизировать последствия стресса?» В своей работе я попытаюсь найти ответы на все поставленные вопросы.

Итак, целью нашего проекта становится выявление причин появления стрессов у обучающихся и поиск способов их профилактики. Для достижения поставленной цели мы планируем решить ряд задач:

1. Уточнить определение термина «стресс».

2. Выявить факторы стресса у старшеклассников.

3. Познакомиться с последствиями школьных стрессов.

4. Провести анкетирование среди обучающихся 9-11 классов МОУ Сергиевской СОШ по определению стрессоустойчивости.

5. Проанализировать данные, полученные в ходе анкетирования.

6. Разработать игру-тренинг, нацеленную на профилактику стресса у старшеклассников.

7. Провести тренинг со старшеклассниками МОУ Сергиевской СОШ.

8. Обобщить информацию, полученную в ходе психологического тренинга.

9. Предложить мероприятия разного формата по профилактике стресса у обучающихся.

В ходе работы над индивидуальным проектом мы используем следующие методы научного исследования: анализ теоретической литературы, конкретизация, обобщение, сравнение, анкетирование.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Влияние стресса на здоровье обучающихся

1.1. Понятие стресса

Стресс рождается внутри человека. Стресс – это, прежде всего, реакция организма человека на внешние факторы окружающей действительности. Стресс может стать ответной реакцией нашего организма на перенапряжение нервной системы, яркие эмоции, причем как позитивные, так и негативные. Все это объясняет тот факт, что каждый человек реагирует на одно и то же обстоятельство по-разному. Прежде чем дать определение данному термину, давайте обратимся к истории происхождения слова «стресс». Итак, слово «стресс» пришло к нам из английского языка. Так как слово заимствованно из английского языка, обратимся к англоязычному этимологическому словарю, согласно которому слово «stress2» имеет несколько значений: трудности, невзгоды, сила, давление. Более того, именно психологическую нагрузку слово получило лишь в 1955 году. В более современном понимании стресс рассматривают как «чувство беспокойства или нервозности, которое мешает человеку расслабиться; стресс может быть вызван давлением на работе, финансовыми или личными проблемами»3. Для дальнейшей работы с поставленной проблемой нам необходимо определение стресса с психологической точки зрения. Большая советская энциклопедия определяет стресс как «совокупность неспецифических генерализованных реакций всего организма на сильные внешние физические или психологические раздражители (стрессоры), нарушающие его гомеостаз4»5.

Косырев В.Н. Глоссарий, клиническая психология. 2003

Ильин Е. Психофизиология состояний человека. 2005

Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Стресс – это неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров.

Стресс – это психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для психического и физического здоровья человека.

Стресс – это психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Стресс от англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Таблица 1 «Определение термина стресс».

Научно доказано, что существует несколько видов стресса. В нашей работе мы рассмотрим два вида стресса, которые продемонстрированы на рисунке 2:

Рисунок 2 «Виды стресса»

Согласно мнениям психологов, эустресс способен мобилизовать все функции человеческого организма. Таким образом, такой стресс оказывает положительное влияние на здоровье человека, укрепляет иммунитет и может способствовать увеличению продолжительности жизни. В отношении старшеклассников данный вид стресс имеет самое прямое значение. Эустресс подразумевает такое эмоциональное состояние у человека, которое помогает человеку осознать все имеющиеся проблемы и дает возможность человеку решить их с положительным исходом. Так как старшеклассники сталкиваются с большим объемом информации для восприятия, а также вынуждены сдавать выпускные экзамены, от результатов которых, зависит их дальнейшая жизнь, эустресс помогает им сконцентрироваться в сложной ситуации и решить все поставленные перед ними задачи.

Очевидно, что при определенных обстоятельствах эустресс может превратиться в дистресс, если организм человека имеет низкую сопротивляемость.

Дистресс - возникает вследствие воздействия на организм критического перенапряжения. Именно дистресс и является основным видом состояния стресса и соответственно психологического расстройства человека.

Дистресс делится на несколько подтипов

1.Физиологический

Физиологический тип возникает как ответ на неблагоприятные внутренние факторы, неудовлетворенные физиологические потребности. Ими могут быть боль, голод, жажда, воздержание. Негативные условия внешней среды тоже вносят свою лепту. Стрессом для нас становится холод, постоянный шум, загазованность воздуха.

2.Эмоциональный

Наши эмоции тоже могут стать причиной стресса. Эмоциональный тип один из самых распространённых видов стресса. Даже радостные события вызывают дистресс. Все дело в длительном эмоциональном перенапряжении. Оно приводит в конечном итоге к психологическому и моральному истощению.

3.Кратковременный

Кратковременный тип возникает как ответ на внезапное сильное воздействие. Проявляется как испуг и другие реакции. Обычно проходит быстро и не несет последствий, но может быть глубоким и травмирующим.

4.Хронический

Наиболее тяжелый и опасный вид — это хронический тип. Негативные факторы на нас воздействуют постоянно. Человек их не замечает, они становятся «фоном». Однако в конечном итоге этот «фон» приводит не только к нервному истощению, но и заболеваниям, депрессиям, общему снижению качества жизни.

Влияние на организм и здоровье человека

В любом случае, влияние стресса на организм значительно и чем оно сильнее и длительнее, тем больше вызывает последствий. От легкой раздражительности и неуверенности в себе до снижения сил и мотивации действовать, серьезного недомогания и депрессии. Именно поэтому так важно понимать свое состояние и уметь распознавать симптомы стресса, и, соответственно, вовремя направить силы на его преодоление.

Симптомы дистресса:

·Головная боль;

·Упадок сил; нежелание что-либо делать.

·Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

·Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

·Рассеянность, ухудшение памяти;

·Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

·Переменчивое настроение;

·Усталость, вялость.

1.2. Причины стресса у учащихся

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало, стресс был исключительно проблемой взрослого мира . Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей и подростков . Каждый третий ребенок испытывает стресс .

Причины могут быть самые разные : развод родителей , болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из семьи, трудности с учебой , насмешки одноклассников, перевод в другую школу .

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.

В юности обостряются все ощущения , нервы натянуты как струна , готовые вырваться на свободу от жалкого дискомфорта, ведь контролировать эмоции и собственное поведение на самом деле довольно сложно . Любые конфликты и недоразумения становятся трагедией .

1.3. Признаки проявления стресса у учащихся

Школьный(подростковый)возраст—один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом,а вызвать его может что угодно.

Грядущие в это время гормональные перестройки, воздействуют, в что количестве и на психику. Она делается довольно чувствительной,ее возможно сопоставить с голыми проводами:и то,и другое лишено обороны и искрит. В следствие этого буквально все молодые люди гиперчувствительны, довольно запальчивы, обидчивы и подвержены резкой замене настроений.

Признаки стресса - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток :

- повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;

- резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;

-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;

- злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;

- резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;

1.4. Влияние стресса на здоровье

Ученые , которые изучали воздействие стресса на организм , пришли к выводу , что стресс – это тихий убийца современного общества . Не зря существует поговорка : " Все болезни от нервов!».Например вот, как раз долгий стресс способен запустить  устройство всевозможных  заболеваний:сахарный диабет, ревматоидный артрит, который приводит к хроническому воспалению суставов, поражая и сердечную мышцу, рассеянный склероз и т.п. Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания ( или даже вызывать их ): от болей в пояснице и бессонницы до рака .

Стрессовое состояние опасно не само по себе , а тем , собственно что способно стимулировать весь букет  органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний . Не говоря уже о том , что резко падает работоспособность человека , его жизненная и творческая активность . Дети , чья учеба связана с постоянным стрессом, они каждый день подвержены различным  заболеваниям .

Наиболее частые заболеваний , которые , в основном , спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например , язвы, спазмы в нижней части живота , колит. Кроме того , дети , часто переживающие стресс , более подвержены простудным и инфекционным заболеванием , что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней , например , вызывать зуд и сыпь . 

1.5 Средства борьбы со стрессом

Для здоровья ребенка необходим здоровый сон, и чем младше ребенок, тем больше сна ему необходимо. Исследования показали, что во время сна мозг детей работает гораздо эффективнее, чем во время бодрствования.

Новым этапом в борьбе со стрессом и депрессией является спорт: это борьба за победу, и здесь важен командный дух. Вступая в команду, дети не только развивают мышечную силу, но и укрепляют свой дух и приобретают психологический иммунитет. Исследование, проведенное совместно психологами и инструкторами по лечебной физкультуре, показало, что аэробные упражнения - лучший способ лечения депрессии.

2.Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.

 

2.1. Описание экспериментального исследования

В целях выявления причин возникновения стрессов, их проявления и профилактики я провела исследовательскую работу:

1. Мониторинг психологического здоровья учащихся 9-11 класса

2. Анкетирование учащихся 9-11 классов по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;

3. Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся 9-11 класса.

Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводила в старших классах, 9-11-е классы. Опрошено 41 человек, возраст 15-17 лет. В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.

Я задала своим одноклассникам следующие вопросы:

Что является причиной Вашего стресса?

Получается ли у Вас самостоятельно справляться со стрессом?

С помощью чего Вы справляетесь со стрессом?

Влияет ли стресс на Ваше здоровье?

Как стресс влияет на ваше здоровье?

Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?

По результатам опроса я пришла к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – проблемы со здоровьем.

Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения.

По результатам анкетирования большинство ответили, что причиной их стресса являются школьные нагрузи. Также в анкетирование был такой вопрос «Всегда ли с желанием ходишь в школу?» И большинство ответили не всегда. Тоесть большие школьные нагрузки, сложные межличностные отношения учащихся отбивают желание учиться и посещать школу.

Чаще всего ребята самостоятельно справляются со стрессом, с помощью своего хобби, сна, физических нагрузок,а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.

С помощью чего Вы справляетесь со стрессом?

читаю книги

Принимаю ванну

Выхожу прогуляться

Спорт

С мыслью пережить 11 класс

Отдых

Корвалол

С друзьями на машине катаюсь

таблетки

Занятия спортом

Свои мысли держу в себе и анализирую то что меня корит

Отдыха

сплю

Читаю книги, играю с псом

С помощью друзей

С помощью подвижных игр и тренировок.

Час отдыха

Затрудняюсь ответить

С помощью музыки и танцев

Сон

Игры, общение с друзьями и т.п

Отдых, музыка, занятие хобби и просмотр фильмов вне школы

С помощью друзей и родни

Отдыхаю

Не справляюсь

Бравл старс игра

С помощью еды

с помощью медитации

смотрю фильмы

Чтение и разговор

Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.

Да школьные нагрузки не изменить,но быть более стрессоустойчивым надо и даже нужно,поэтому я предлагаю провести игру-тренинг,чтобы повысить стрессоустойчивость.

Тренинг стрессоустойчивости

Пояснительная записка.

Тренинг стрессоустойчивости нужен всем без исключения. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Управление эмоциями – это большой труд и регулярная работа над собой, поэтому практически невозможно обучиться этому самостоятельно. Сила воздействия стрессоров зависит от пола человека и его возраста, восприимчивости к различным ситуациям, поведенческих особенностей, времени суток и времени года. В любом случае, стрессоры воздействуют на всех без исключения и каждому из нас требуются свои определенные способы защиты от стресса.

Ликвидировать стрессовое состояние каждый пытается по-своему. Это может быть общение с близким человеком, физические нагрузки, вышивка и вязание, массаж. Но подобные занятие снимают лишь следствие, не устраняя причину. Да и польза не всегда очевидна. В этой связи возникает необходимость использовать иные способы воздействия на стрессовые ситуации. Наиболее продуктивным и действенным является тренинг стрессоустойчивости.

Цели тренинга:

• Повышение уровня стрессоустойчивости

• Развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях

Упражнение «Я и стресс»

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.

«Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме — реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы для рефлексии:

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Внешние раздражители – их необходимо устранить или исправить. Внешними раздражителями часто являются:

• отвлекающая музыка (особенно если эта музыка не в нашем вкусе);

• шумы с улицы, доносящиеся до нас через открытое окно;

• сквозняки, дующие или на нашу шею, или по ногам;

• слишком сухой или, наоборот, слишком влажный воздух в помещении, из-за чего нам трудновато дышать и мы чувствуем себя некомфортно;

• неприятные запахи;

• неудобное расположение оргтехники, особенно провода, о которых можно легко споткнуться и упасть;

• неудобное расположение мебели и каких-нибудь коробок;

• некомфортная температура в помещении

 

Это конечно не полный перечень внешних раздражителей. Однако для начала этого, наверное, вполне достаточно. Дальше – самостоятельно поищите вокруг себя то, что создаёт неблагоприятную обстановку. Постарайтесь создать комфорт и уют везде, где находитесь.

2. Внутренние раздражители: Боль. Самый простой для понимания внутренний раздражитель – это зубная боль или любая другая боль. Что здесь можно порекомендовать: следите за своим здоровьем.

3. Голод. Это ещё один вид внутреннего раздражителя. Из-за чувства голода и желания чего-нибудь поесть снижается тонус и бодрость, появляется усталость сначала в теле, затем в душе. Становится труднее концентрировать своё внимание и о чём-либо думать. Из-за чувства голода снижается эффективность, как физического труда, так и интеллектуального. В это время мы очень слабы и подвержены вредному воздействию стресса.

4. Душевное переживание. Также одним из внутренних раздражителей является какое-либо душевное переживание, которое увлекает наши мысли в сторону и не даёт сконцентрировать внимание и полностью уйти в работу с головой. Например, семейный конфликт, ссора с близким человеком или унижение от начальника, и так далее – всё это может сильно «выбить из колеи». Что можно порекомендовать в данной ситуации:

• не думайте о неприятном, тем более не думайте о мести;

• простите всех и каждого, прощайте оптом и в розницу;

• прощайте сразу же после конфликта и авансом на всю жизнь вперёд;

• относитесь легче к жизни и на любую неприятность говорить: «это пустяк!»

5. Планируйте свои дела. Если на работе у вас завал и нужно решить сразу много дел, то вот вам совет: выполняя несколько дел одновременно, не рекомендуется всех их держать в голове также одновременно. Лучше всего записывать, например, в дневник всё, что нужно сделать. А уже потом из списка поочерёдно выбирать самое срочное и важное. Расставьте приоритеты, распланируйте, что будете делать сейчас, что после этого, что завтра, что послезавтра. Решив одну задачу, открываем дневник и снова выбираем то дело, которое на данный момент является самым срочным и самым важным одновременно. И так далее.

6. Мотивация: понимая цель любой работы, легче перенести перегрузки в процессе её выполнения. Осмысленность работы занимает мозг и не позволяет посторонним переживаниям и волнениям туда вклиниваться и мешать.

7. Настроение: Необходимо управлять своим внутренним настроем или состоянием, а для этого достаточно просто смотреть на всё с некоторой долей юмора. Причем здесь главное юмор не путать с иронией, сатирой, сарказмом.

8. Улыбка. Для поднятия настроения и увеличения стойкости перед стрессовой ситуацией рекомендуем найти зеркало и уединиться, просто посмотрите в зеркало и широко улыбнитесь самому себе. Расправьте плечи. Улыбайтесь в течение хотя бы 5 или 10 минут. И вы почувствуете результат – весь день вы будете в приподнятом настроении.

9. Живите с удовольствием: Если куда-нибудь идёте, то вышагивайте с удовольствием. Если сидите, то сидите так, чтобы вам было удобно, комфортно и приятно. Если на работе перебираете бумаги или делаете что-либо ещё, то всё это делайте с удовольствием. Для этого сначала создаём искусственное чувство удовольствия, а затем со временем появляется настоящее. Со временем такой стиль жизни войдёт в привычку. И вы просто будете жить с удовольствием, будете наслаждаться жизнью.

10. Ищите хорошее и не замечайте плохое. Рекомендуем не обращать большого внимания на негатив, ограничивайте себя в желании смотреть и обсуждать чьё-либо недостойное поведение или какую-нибудь неприятную ситуацию. Не тратьте на эту «грязь» своё время и свою жизнь, свои силы и энергию. Вокруг нас много хорошего, замечательного, красивого и чудесного – ищите это, наслаждайтесь и любуйтесь, восхищайтесь и говорите об этом.

11. Дыхание помогает эффективно противостоять стрессу и снять напряжение: Сделайте обычный вдох, а потом длинный выдох. Пусть выдох будет примерно в 3 раза длиннее вдоха. И помните, что дышать лучше через нос, то есть рот рекомендуется держать закрытым. Затем опять обычный вдох и длинный выдох. Обычный вдох и длинный выдох. И так подышите хотя бы минуты 3. Вы почувствуете эффект: успокоение, расслабление, уходят головные боли и исчезают сердечные боли, понижается давление, и вы чувствуете, что вновь обрели состояние уравновешенности и вновь владеете собой.

12. Суставная разминка или простая гимнастика хотя бы 2 раза в неделю, например, вечерами после работы по вторникам и четвергам – это также хорошее средство для повышения стрессоустойчивости. При очень сильных стрессах рекомендуется заниматься спортом или фитнессом под руководством личного тренера.

13. Массаж: делайте 2 или 3 раза в неделю контактный массаж всего тела, не только спины. При этом, благодаря выполнению суставной разминки несколько раз в неделю, количество контактных массажей может сократиться до 0.

14. Движения: следите за плавностью своих движений. Двигайтесь грациозно и спокойно, как бы вальсируя. Резкие движения противопоказаны.

15. Расслабление: следите за напряжением в своём теле и не допускайте перенапряжения и спазмов мышц. Планируйте свой день таким образом, чтобы не бегать, не торопиться и не потеть, никуда не опаздывать. Будьте пунктуальными.

16. Релаксация. Для хорошего расслабления и восстановления сил есть специальные релаксационные упражнения, благодаря им снимается физическое и психическое напряжение.

17. Выходной: 1 день в неделю – настоящий полноценный отдых. Даже не думайте планировать и откладывать на этот выходной день походы по магазинам с тяжелыми сумками или генеральную уборку всего дома, или занятие спортом, или суставной разминкой, или выполнение работы, которую вы взяли на дом. Выходной – значит выходной, значит отдых и расслабление тела. Встретьтесь или хотя бы созвонитесь, побеседуйте с родными, с близкими, с хорошими друзьями. Почитайте книжку, посмотрите кинокомедию, подбодрите родителей.

18. Сон желательно чтобы имел длительность от 7 часов и более. Если вы одну ночь недоспали, то рекомендуем запланировать и постараться в следующую ночь наверстать упущенное – выспаться и набраться сил.

20. Режим дня: если реально, то следите за распорядком дня, чтобы обеды и сон были в одно и то же время.

21. Питание. В плане питания следите, чтобы рацион был богат всеми необходимыми витаминами, белками, углеводами и так далее

22. Лексикон. Да, как это не странно и не парадоксально, наш словарный запас, лексикон, то есть те слова, которые мы часто используем в жизни – они влияют на наше самочувствие. Особенно на настроение. Таким образом, мы сильны и стрессоустойчивы. У нас есть иммунитет. Рекомендация очень простая: во-первых, старайтесь вообще не произносить такие слова, как: трудно, сложно, тяжело, проблема, бороться… Уберите эти слова из лексикона. И при этом, наоборот, старайтесь чаще произносить такие слова как: хорошо, прекрасно, легко, просто…

23. Переименовывайте негатив в позитив. Следите за своей речью и отфильтровывайте все негативные слова и фразы. Говорите в основном о хорошем и приятном. А если что-то вдруг идёт не так, как хотелось бы, то вместо трёхэтажных матов вдохните и на выдохе скажите: «Это пустяк!» И одновременно поднимите руку и опустите, проще говоря – махните на этот пустяк рукой. Рекомендуем прямо сейчас прорепетировать: на вдохе поднимите руку, а на выдохе опустите и скажите: «Это пустяк!» Ну, а в самых тяжёлых ситуациях можно сказать крепкое слово, например: «Ну, это нормально!» Сделайте инфляцию любому негативу, обесценивайте его. Переименовывайте негатив в позитив.

24. Формируйте свою позитивную реальность. Будьте готовы и философски относитесь к самому худшему, но при этом стремитесь к самому лучшему. Для этого ожидайте от жизни хороших и благоприятных для вас событий. Даём простую рекомендацию: Представляйте и фантазируйте, как та или иная ситуация должна развиваться, какой именно у неё должен быть сценарий, чтобы вы остались довольны результатом. Будьте режиссёром своей судьбы, режиссёром своей жизни.

25. Репетиции. Основательно подготовьтесь к предстоящей стрессовой ситуации, будь то деловая встреча, переговоры, презентация, выступление, интервью, собеседование и т.д. Станьте одновременно режиссером и актером. Несколько раз вслух произнесите весь тот текст, который собираетесь сказать в тот волнующий момент. И вы заметите, как волнение куда-то испарится и вместо неё вас наполнит чувство уверенности.

26. Поднимайте себе самооценку. Устраняйте комплекс неполноценности.

27. Хвалите, благодарите и одаривайте комплиментами людей, и не только людей. Похвалите и поблагодарите за примерный труд, например, свой компьютер, принтер за стойкость и качественную печать, телефон за надёжность, лампочку за свет и помощь в работе, воздух, мебель и т.д. И даже свои «золотые» руки и «светлую» голову тоже стоит похвалить

29. Восхищайтесь всем и всеми. Наверное, понятно, что не желательно отзываться о чем-либо или о ком-либо плохо и негативно.

30. Устраняйте причины возможных стрессов. Дальновидный стратег просчитывает не только свои действия в будущем, но и анализирует, что было в прошлом причиной конфликтов или стрессовых ситуаций. И, если та или иная стрессовая ситуация может повториться, то лучше устранить все возможные причины.

31. Не зацикливайтесь на прошлом, а смотрите в будущее. Рекомендуем не пережёвывать прошлые обиды и не переживать заново прошедшие стрессовые ситуации снова и снова. Это было и прошло, его не вернуть и не изменить, но можно изменить своё будущее! Простите и отпустите прошлое, сделайте выводы и оставьте прошлое в прошлом, чтобы жить в настоящем и смотреть в будущее с улыбкой и с осанкой счастливого человека.

32. Будьте самим собой. Т.е. не копируйте других, не завидуйте их успеху и не создавайте себе кумиров, чтобы потом быть на них похожим и стремиться к тем же целям. Все люди разные и судьбы – тоже разные. Лучше всего заниматься своим любимым делом, то есть именно тем, что нравится, от чего не устаешь, а, наоборот, набираешься сил. Будет замечательно, если в итоге получится так, что любимым делом вы будете заниматься весь день и к тому же получать за это хорошие деньги. Это прекрасно! Но ведь не каждое любимое дело может перерасти в высокодоходный бизнес. И не каждое должно в это перерастать… займитесь любимым делом хотя бы по вечерам после основной своей работы, пусть это станет вашим хобби. Займитесь тем, о чём мечтали с детства. Например, рисуйте картины, пишите стихи, сочиняйте сказки или рассказывайте их детям, путешествуйте по окрестным населённым пунктам, а на выходных можете скататься даже в другую страну, на край света. Главное – стать самим собой, а не играть роль.

Заключение

В своём проекте я уточнила определение термина «стресс» (Стресс – это, прежде всего, реакция организма человека на внешние факторы окружающей действительности)

Я выявила факторы стресса у старшеклассников (Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из семьи, трудности с учебой , насмешки одноклассников, перевод в другую школу. Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.) Я познакомилась с последствиями школьных стрессов, провела анкетирование среди обучающихся 9-11 классов МОУ Сергиевской СОШ, проанализировала данные полученные в ходе анкетирования, разработала игру-тренинг, нацеленную на профилактику стресса у старшеклассников, провела тренинг со старшеклассниками МОУ Сергиевской СОШ, обобщила информацию, полученную в ходе психологического тренинга, предложила мероприятия разного формата по профилактике стресса у обучающихся. Я пришла к выводу, что учащиеся 9-11 класса имеют предрасположенность к стрессу. Наряду со взрослыми, дети подвержены стрессам, но до конца каждый из них не понимает или не знает всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье. Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности. Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово. Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей! В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделала выводы и дала некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.

Список используемой литературы

https://ast-academy.ru/materials/stress_influence/

https://kkb3.ru/patients/medprof/27-stress-prichiny-simptomy-profilaktika

https://school-science.ru/7/1/38865

https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Stress_kak_umenyshity_ego_vliyanie_na_kachestvo_ghizni_cheloveka/#:~:text=Эустресс%20—%20стресс%20в%20результате,которыми%20организму%20очень%20сложно%20справляться

https://vocabulary.ru/termin/stress.html

1 https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600805

2 stress (n.) «c. 1300, "hardship, adversity, force, pressure," in part a shortening of Middle English distress (n.); in part from Old French estrece "narrowness, oppression," from Vulgar Latin *strictia, from Latin strictus "tight, compressed, drawn together," past participle of stringere "draw tight" (see strain (v.)). Meaning "physical strain on a material object" is from mid-15c. As an abstract force in mechanics from 1855. The purely psychological sense is attested from 1955».

https://www.etymonline.com/search?q=stress

3 Stress - a worried or nervous feeling that stops you relaxing, caused, for example, by pressure at work or financial or personal problems. https://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/stress_1

4 Гомеостаз – «спо­соб­ность жи­вых ор­га­низ­мов со­хра­нять ди­на­мическое по­сто­ян­ст­во со­ста­ва и свойств внутренней сре­ды» https://bigenc.ru/biology/text/2368617.

5 https://bigenc.ru/medicine/text/4168867

Просмотров работы: 69