Научно-исследовательская работа
Окружающий мир
Чудо-юдо фрукт лимон
Выполнила:
Бродовская Алина Вячеславовна
Обучающаяся 4А класса
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения города Набережные Челны «Гимназия № 76»
Руководитель:
Никифорова Ольга Анатольевна
Учитель начальных классов высшей квалификационной
категории Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения города Набережные Челны «Гимназия № 76»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………. 3
Основная часть …………………………………………………... 5
История лимона ………………………………………………. 5
Интересные факты о лимоне…………………………………. 6
Полезные свойства лимона …………………………………... 7
Лимонное деревце дома………………………………………. 8
Анкетирование учащихся и опыты с лимоном……………… 10
Выводы и заключения ………………………….………………… 12
Список использованных источников и литературы ………….………….... 15
Приложения ………………………………………………………………….. 16
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы быть здоровым человеком, необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и укреплять свой организм. Многие люди, особенно дети, испытывают зимний и весенний авитаминоз. Хорошим профилактическим средством являются лимоны.
Только лимоны не теряют своих полезных свойств в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина С, который поддерживает наш организм в рабочем режиме.
Кроме этого, он может быть и вкусным лакомством, а также его можно применять и в быту. Поэтому я захотела разобраться, благодаря каким свойствам лимон можно использовать в бытовых условиях и и действительно ли этот фрукт такой чудесный.
Цель исследования: Ознакомиться с полезными и необычными свойствами лимона, а так же узнать различные способы его применения в жизни человека.
Для решения поставленных целей, необходимо решить ряд задач.
Задачи исследования:
Познакомиться с понятиями, что такое лимон и изучить историю его происхождения.
Узнать о свойствах лимона.
Изучить влияние лимона на организм человека и доказать важность применения лимона в жизни людей.
Провести анкетирование учащихся.
5. Провести серию опытов по изучению свойств лимона и взаимодействия его с отдельными веществами.
6. Изготовить мед из лимонов.
Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Объект исследования: лимон.
Предмет исследования: свойства лимона.
Методы исследования: анализ полученных результатов, обобщение информации; анкетирование; наблюдение; эксперимент.
Гипотеза: предположим, чтолимоны обладают не только профилактическими, но и целебными свойствами для организма, а также имеют необычную силу при взаимодействии с другими веществами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
. ИСТОРИЯ ЛИМОНА
Лимон – фрукт загадочный, появившийся как бы ниоткуда, чтобы спасти нас от зимней депрессии, простуды, авитаминоза и других сезонных недомоганий (ведь до сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу происхождения лимона, ведь еще никто никогда не видел дикорастущего лимона. По одной из версий родиной лимона - является Индия, а именно подножие Гималаев, откуда он и начал свое путешествие по всему миру. Другие источники уверяют, что родина лимона – это тропические острова в Тихом океане. Как оно было на самом деле никто не скажет наверняка, но уже за 300 лет до н.э. в древней литературе встречаются первые воспоминания об этом удивительном плоде. В России лимоны появились во времена Петра I. Сегодня лимон выращивается во многих странах, где климат приближен к тропическому – Кавказ, Черноморские страны, Средняя Азия, а еще это достаточно распространенное комнатное растение (Приложение 1, 2).
Более 100 лет назад русские крестьяне села Павлово вблизи Нижнего Новгорода начали выращивать лимоны в своих избах . Эти лимоны получили известность как Павловские комнатные лимоны . В 2005 году в Павлове на центральной площади установили памятник «Павловскому лимону» (Приложение 3).
В мировой промышленной культуре цитрусовых плодов лимон занимает второе место после апельсинов.
Лимон - цитрусовое вечнозеленое плодовое дерево, его плод с ароматной твердой кожурой и кислой на вкус мякотью, богатой витаминами и кислотами. Ветви лимона с колючками. Листья светло-зелёные, продолговатые со специфическим запахом. Цветки белые, ароматные (Приложение 4). Плоды почти круглой формы диаметром до 6 см и весом до 120 г. Семена светлые, гладкие, до 20 шт. в плоде. Многочисленные сорта лимона делят на две группы — древовидные – это деревья высотой до 6 м и кустовидные – высотой до 3 м. Кустовидные сорта менее урожайны, чем древовидные. Лимон является гибридом между цитроном и лаймом. Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, грейпфрут, лайм. Лимон — теплолюбивое, светолюбивое, влаголюбивое растение. Урожайность — 150—300 плодов с дерева, а всего в мире собирают ежегодно около 4 млн. тонн плодов.
2.2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИМОНЕ
1. Если вы пересолили блюдо, не спешите разбавлять его водой — это испортит его вкус. Добавьте лимонный сок и вкус блюда станет вновь приятным. Правда полезным такое блюдо не назовёшь: ведь избыток соли, и кислоты никогда не идут на пользу здоровью.
2. На торжественных обедах чернику принято подавать только в паре с лимоном. Дело в том, что черника мгновенно окрашивает зубы и язык в чёрный цвет, лимон же выступает в качестве спасителя — он очищает зубы и язык от черноты черники.
3. Ежегодно в мире собирают 14 миллионов тонн лимонов. Больше всего лимонов собирают в Мексике и Индии.
4. Лимон был занесен в книгу рекордов Гиннеса. Простой израильский фермер вырастил у себя на участке лимон весом более 5 килограмм. Представляете, какого он должен быть размера? Кстати, рекорд не могут побить вот уже 14 лет.
5. Лимон помогает побороть бессонницу и весеннее плохое настроение. Однако для этого нужно в течение всего дня съесть целый лимон.
6. В средневековье считалось, что лимон является противоядием от змеиного яда и лекарством против чумы .
7. В древности люди использовали воду с добавленным в неё лимонным соком для дезинфекции.
9. Эксперименты, проведенные японскими учеными, показали, что перенапряжение и сонливость, вызванные продолжительной работой на компьютере, эффективно снимают ароматом лимона.
10. Многими исследованиями ученых доказано, что в помещении, где выращивают лимоны, воздух почти стерилен. Многие болезнетворные организмы тут не размножаются. Таким образом, любители комнатных цитрусов гораздо в меньшей степени, чем другие, рискуют заболеть некоторыми инфекционными болезнями.
11. Он входит в состав многих мазей, эмульсий, масок, лосьонов, туалетных вод, применяемых для гигиенического ухода за кожей и выведения веснушек.
12. Плоды некоторых цитрусовых иногда не опадают 1,5-2 года. Как правило, лимоны и апельсины сами не опадают на первом году созревания. Если их не срезать до зимы желтыми, то они снова начинают зеленеть весной.
Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому не гонитесь за большими толстокожими плодами, они могут быть "старыми".
Надо учитывать и то, что, как правило, лимоны срывают еще зелеными, со спелыми их нельзя даже сравнивать по лечебным свойствам. Чтобы сделать незрелые плоды полезнее, их надо употреблять с медом.
2.3. ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛИМОНА
Я изучила по информационным источникам информацию о полезных свойствах лимона (Приложение 5), но, чтобы убедиться достоверна ли она, решила обратиться к своему дяде, который работает врачом-терапевтом, так чем же определяется польза лимона. Во что он мне ответил:
Лимон обладает широким антисептическим действием, убивает вредные бактерии, предотвращает гниение тканей, его широко используют при лечении респираторных вирусных заболеваний, поражающих дыхательные пути. Кислоты, содержащиеся в этом фрукте, одновременно и польза, и вред лимона. Людям с заболеваниями желудка лимон противопоказан к употреблению, поскольку может вызвать боли.
В стоматологии также широко отмечают пользу и вред лимона. С одной стороны, лимон – отличное профилактическое средство против кровоточивости десен, способствует их укреплению, отбеливает зубы и избавляет их от налета. Говоря о пользе лимона, необходимо предупредить и о возможном вреде. Чтобы не разрушить зубную эмаль, сок лимона, даже разбавленный лучше пить через соломинку, а затем тщательно прополоскать рот. Чай с лимоном следует употреблять без косточек плода, так как они обладают противоположным воздействием (в них есть вредные вещества) и нейтрализуют все полезные действия лимона. Также лимон противопоказан детям до трёх лет.
Так или иначе, польза лимона для человеческого организма довольно большая, поэтому, употребляя этот продукт в меру, можно выделить из него только положительные свойства.
2.4. ЛИМОННОЕ ДЕРЕВЦЕ ДОМА
Цитрусовые растения, такие, как лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, совершенно не сложно можно выращивать дома, но уход за ними непростой. Лучше всего комнатное содержание выносит лимон. При создании хороших условий выращенное из семени растение быстро развивается, превращаясь в красивое деревце. Однако цветения такой «дикой» формы лимона придется ждать 8-10 лет и даже более. При хорошем уходе и правильной обрезке кроны комнатные цитрусы уже на третий год приносят первые плоды, а с четырёх-пяти лет начинают давать ежегодно по 50 – 60 штук. У меня дома есть лимонное деревце (Приложение 6), мы его посадили, когда я заканчивала 1 класс и привезла его после экскурсии с лимонария. Мы его поливаем, опрыскиваем, удобряем. Но лимоны он еще не начал давать.
2.5. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ И ОПЫТЫ С ЛИМОНОМ
Изучив информационные источники о лимоне, я провела анкетирование среди одноклассников, чтобы узнать их отношение к фрукту (Приложение 7).
В исследовании было опрошено 31 человек. Я задавала им следующие вопросы:
Насколько часто вы используете лимоны в своем рационе?
Выращиваете ли вы лимоны дома?
Знаете ли вы о целебных свойствах лимона?
Хотели бы вы посмотреть опыты с применением лимона и узнать о нем больше?
Результаты анкетирования представлены в диаграмме (Приложение 8).
Исходя из результатов опроса можно сделать вывод, что лимоны употребляют практически все дети, но, к сожалению, не так часто.
Больше половины из опрошенных выращивают лимоны в домашних условиях, я тоже отношусь к из числу, но, к сожалению, мое лимонное деревце еще не дает плоды.
О том, что все части лимона имеют целебные свойства знают не все, а вот опыты с применением этого чудо-фрукта хотят абсолютно все. Поэтому я решила провести опыты с лимоном в домашних условиях и даже приготовила лимонный мед. Лимон можно употреблять не только в свежем виде, но и варить из него вкусный мёд. Всё очень просто, мне потребовалось 1кг сахара, 3 лимона нарезанные кусочками , пол стакана воды. Всё вместе варила 30 минут на медленном огне. Чем дольше варить, тем гуще и темнее становится мед. Очень вкусно, и просто (Приложение № 9).
Целью следующего опыта было узнать, как ведет себя лимон с красителем. Я решила для этого использовать чай, ведь в нем присутствует натуральный краситель, который меняет цвет наших зубов (Приложение 10). Налила в 2 чашки чай, в одну из чашек добавила дольку лимона. Чай в чашке с лимоном посветлел, из-за кислоты, теперь я буду знать, что наши зубы защищены от появления желтоватого оттенка, если пить чай с лимоном. Тут же я решила проверить, что же станет с чаем, если в него добавить молоко. Стоило мне налить молоко в стакан чая с лимоном, как тут же молоко свернулось. Отсюда следует, что не стоит употреблять одновременно лимон и молочные продукты, так как молочный белок сворачивается от лимонной кислоты.
По результатам первого опыта увидела, что лимон может выбелить цвета. Значит, лимон может помочь вывести некоторые пятна. Для второго опыта я взяла кусочек белой ткани и накапала на нее акварельной краской, затем сверху на эти пятна выжала лимонный сок, пятно стало светлеть и исчезать. Таким образом, лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ (Приложение 11).
Ещё с помощью лимона можно написать тайную записку и проявить её. Для этого мне понадобились: глубокая тарелка, чашка (250 мл), пипетка, йод, лимон, листок бумаги и кисточка.
Налила в тарелку полчашки воды. Добавила 10 капель йода и размешала. Выжала сок лимона в чашку. Взяла лист бумаги, который должен свободно помещаться в тарелке. Окунула кисточку в лимонный сок и написала записку на бумаге. Дала лимонному соку высохнуть. Затем погрузила листок бумаги в раствор йода.
В итоге, весь лист бумаги стал синим, кроме моей записки. На тёмном фоне выделяются слова. Почему же так произошло? Крахмал, находящийся на бумаге, соединяется с йодом и образует сине-фиолетовые молекулы. Витамин «С» тоже соединяется с йодом и образуется бесцветные молекулы. Те места на бумаге, куда попал лимонный сок, не изменились в цвете, так как лимон содержит витамин «С» (Приложение № 12).
Следующий опыт очень интересный. Его целью было узнать, как лимон взаимодействует с пищевой содой.
Мама при гашении соды обычно использует уксусную кислоту, значит, сок лимона тоже может быть гасителем соды. Насыпала соду в бутылку с узким горлышком с помощью воронки, выдавила туда сок лимона, быстренько надела шарик на горлышко бутылки и увидела, что шарик надувается (Приложение 13).
Таким образом, при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который надувает шар.
Обращала внимание, что многие фрукты и овощи со светлой мякотью на срезе меняют цвет, а вот цитрусовые — нет. На основе этих наблюдений решила провести следующий опыт. Разрезала яблоко на 2 части и на 1 часть накапала лимонный сок и размазала его по разрезанной части яблока. Через некоторое время та часть яблока, которая без лимона стала темнеть, а часть с лимоном осталась светлой. В яблоках есть много очень полезных веществ, в том числе и железо. Конечно, сколько ни ешь яблоки, кусочки привычного для нас железа там не отыщешь, но железо там все-таки есть в виде очень маленьких, невидимых глазу частичек. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха, они начинают темнеть. Лимонный сок покрывает срез защитной пленочкой, и кислород не сможет добраться до железа (Приложение14).
И, пожалуй, самый интересный эксперимент – извержение вулкана. Для проведения опыта мне понадобилось: 2 лимона, пищевая сода, пищевые красители, средство для мытья посуды, чашка, деревянная палочка и поднос.
Сначала я срезала нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность. С обратной стороны вырезала кусок лимона (можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан). Взяла второй лимон, разрезала его наполовину и выдавила из него сок в чашку. Сделала резервный лимонный сок.
Поставила первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой размяла лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона. Добавила внутрь лимона пищевой краситель, но не размешивала. Налить внутрь лимона средство для мытья посуды. Далее добавила в лимон полную ложку пищевой соды. Началась реакция. Палочкой перемешала все, что внутри лимона – вулкан начал пениться (Приложение 15).
Чтобы реакция продолжалась дольше, можно добавлять постепенно еще соды, красители. Мыло и резервный лимонный сок.
Таким образом, в результате взаимодействия лимонного сока и соды образовался лимонный вулкан. Эффект вулкану придали красители и средство для мытья посуды.
3. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе моего исследования я изучила роль лимона в жизни человека, уникальные свойства лимона и историю его появления. Поняла, что необходимо обязательно включать лимон в ежедневный рацион, что положительно влияет на здоровье человека, благодаря огромному количеству полезных свойств.
Узнав о необычных особенностях лимона провела опыты и доказала, что лимоны можно применять в быту и тем самым можно сэкономить семейный бюджет. Из лимонов можно приготовить мед, использовать лимоны как пятновыводитель, писать тайные записки, надувать шарики и извергать вулканы. Эти свойства можно использовать в самых разных сферах жизни.
Ознакомилась с полезными и необычными свойствами лимона, а так же узнала различные способы его применения в жизни человека.
В начале исследования я выдвинула гипотезу, чтолимоны обладают не только профилактическими, но и целебными свойствами для организма, а также имеют необычную силу при взаимодействии с другими веществами. Подтверждением этой гипотезы является целая серия опытов. Вот поэтому
лимон самый настоящий чудо-юдо фрукт.
Предлагаю полезные советы по использованию лимонов:
1. Ежедневное употребление лимона с водой является отличным способом обогатить свой организм полезными витаминами и минералами.
2. Если смешать 2 чайные ложки лимонного сока и половину чайной ложки меда, то можно создать хорошее средство для борьбы с болью в горле и кашле.
3.Протрите место, куда ужалила оса, лимонным соком, чтобы облегчить боль.
4. Ешьте как можно чаще лимоны, но соблюдайте меры предосторожности и рекомендации врача, и тогда вы забудете, что такое усталость и плохое настроение.
5. Подружитесь с лимоном, и тогда он откроет для вас свои волшебные свойства и поможет укрепить ваше здоровье. Будьте здоровы!
6. И конечно же проводите опыты с лимоном, это очень весело и увлекательно!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2. Куликова В. Н. – «Лимон – природный целитель. – М: АСТ, 2009 г.
3. Рогожин А.Г., Энциклопедический словарь юного натуралиста». – М.: Педагогика, 1981г.
4. Фунтиков А. Б Книга о вкусной и здоровой пище. 10 000 кулинарных чудес от., ст. 234 ., Москва
5. Шайденкова Л. В, Гаврилов Г. С. Лимон. Выращивание. Уход. Разведение. – М: Харвест, 2006 г.
Интернет источники
https://selo.guru/rastenievodstvo/dekorativnolistvennye/derevjya/limon/vidy-l
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD
https://pavlovolimon.ru/spravochnik/rodina-limona/
https://proteinfo.ru/voprosy-pitaniya/produkty-i-sostav/sostav-limona/
http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/opyty-s-limonom/
Приложение 1
Лимон
Приложение 2
Лимонное дерево Комнатное деревце
Приложение 3
Памятник Павловскому лимону
Приложение 4
Лимон-вечнозеленое дерево
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Анкета-опросник
(обведите кружочком вариант, который вам наиболее подходит)
1. Насколько часто вы используете лимоны в своем рационе? (в любом виде)
1. каждый день
2. 1 раз в неделю
3. 1-2 раза в месяц
4. не люблю лимоны, не употребляю их совсем
2. Выращиваете ли вы лимоны дома (на даче, в деревне)?
1. Да
2. Нет
3. Знаете ли вы о целебных свойствах лимона?
1. Целебны все части лимона (мякоть и кожура)
2. Целебны не все части лимона
3. От лимона нет пользы для здоровья
4. Хотели бы вы посмотреть опыты с применением лимона и узнать о нем больше?
1. Да
2. Нет
Приложение 8
Приложение 9
Лимонный мед
Приложение 10
Чай с лимоном/с молоком
Приложение 11
Пятновыводитель
Приложение 12
Записка
Приложение 13
Шар
Приложение 14
Яблоко
Приложение 15
Вулкан