ОБЪЕМНЫЕ КАРТИНКИ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБЪЕМНЫЕ КАРТИНКИ

Торланова Д.Б. 1
1 ГБОУ Шуваловская школа №1448 г. Москва
Синельникова Л.Г. 1
1 ГБОУ Шуваловская школа №1448
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коллекционирование часто возвращает в

собственное прошлое. Но ни один вид коллекционирования

не делает это так, как собирание календарей.

Понимаешь это по прошествии времени…
Сидельников Алексей

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, Вы еще в детстве видели переливающиеся картинки или стереофотографии под гофрированными прозрачными пластинами. Некоторые из вас наверняка разбирали эти несложные конструкции на составные части, чтобы узнать, как они устроены. А устроены они довольно просто: полимерная пластина - это набор мелких цилиндрических линз, приклеенный к ней отпечаток представляет собой картинку из полос, каждая полоса отклоняется микролинзой под определенным углом так, что в левый и правый глаз попадают немного различающиеся картинки, и мы видим либо объемное изображение, либо меняющиеся с углом поворота вариокадры.

В настоящее время изображение в трехмерной плоскости считается неотъемлемой частью нашей жизни, такой как 3D кинотеатры, журналы с трехмерными фотографиями рекламные проспекты. Ведь многие люди считают, что стереофотография, т.е. 3D фотография появилась в настоящее время, благодаря техническому прогрессу.

Поэтому я решила узнать больше об истории создания календариков, узнать об их производстве и попробовать продолжить нашу домашнюю коллекцию современными изделиями.

Также задачей проекта было изучение мнения моих одноклассников и друзей брата о коллекциях и их желание продолжить коллекционировать календарики в зависимости от возраста опрашиваемых.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Изучить литературу и интернет - источники по теме: «История возникновения изобретения стереоизображений и их производство»

Провести анкетирование различных возрастных групп с целью выявления предпочтений.

Изготовить прототип стереоизображения самостоятельно в домашних условиях.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкетирование и опрос.

Обработка результатов и их обобщение. Выводы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Разжигание интереса моих друзей к коллекционированию.

Создание журнала с интересными фактами о коллекционировании, информирование о новинках, обмен лотами.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

История стереоизображений уходит в глубокую древность – в 280 году до н. э. Евклид обнаружил, что восприятие объема возможно благодаря тому, что каждый глаз видит картинку под разным углом.

Теория стереоизображения была описана еще в 1611 году, когда физик-оптик из Германии, Иоганн Кеплер изложил основные принципы стереоскопического восприятия изображения. в своем труде, который назывался «Диоптрика».

История создания изображений восходит к 1692 году. Французский живописец Буа-Клэр обнаружил, что может достичь пространственного эффекта, располагая между картиной и зрителем решетку. Буа-Клэр рисовал два различных изображения на плоской поверхности, над которой прикреплял решетку из пластин. Пластины располагались перпендикулярно к поверхности и закреплялись под прямым углом. Глядя с левой стороны, мы видим одно изображение, с правой — другое, глядя прямо, мы видим оба изображения.

Изобретение первого стереоскопа принадлежит английскому физику сэру Чарльзу Уитсотну. Широкой общественности стереоскоп впервые был продемонстрирован в 1851 году в Лондоне.

Габриэль Ионас Липпман (1845-1921)  Ему принадлежит идея получения объемной фотографии с помощью пластины, состоящей из набора мелких сферических линз (интегральная фотография). Он сделал первую попытку создать подобную объемную фотографию в 1908 году.  В том же году он был удостоен Нобелевской премии за свои работы.

Идеей Липпмана заинтересовался французский изобретатель Морис Бонне. Он был фотографом-любителем. Его заинтересовала идея Липпмана получения объемных изображений с помощью гофрированных пленок. Он довел схему создания подобных стереоизображений до своего логического завершения, этой схемой пользуются и по сей день. Она заключается в том, что ряд изображений, снятых с разных точек зрения, нарезается узкими полосками. Изобретение Мориса Бонне получило широкое распространение по всему миру. По сегодняшний день в разных странах мира изготавливается разнообразная стерео- и вариопродукция: значки, календарики, открытки, рекламные плакаты, коврики для мышей и многое другое. Подобно тому, как лаборатории Кодак печатают цветные фотографии, во Франции печатают объемные.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

В России научные разработки в области стереоскопии велись в московском НИКФИ (институт кино и фотографии). В начале ХХ века в лаборатории Семена Павловича Иванова разрабатывались технологии изготовления стереоизображений. В 1940 году в Москве был сконструирован первый в мире стереоэкран со светопоглощающим растром из проволоки. В 1941 году кинозал был открыт. Зрители могли видеть стереоскопический фильм «Концерт» без очков и каких-либо дополнительных приспособлений. В 1963 году был разработан метод получения стереофотографий, до 12 ракурсов (сейчас с помощью компьютера можно легко создавать многоракурсное изображение, в то время это было трудно сделать технически).

В 1970 году лаборатория принимала участие во всемирной выставке в Японии в Осаке, сотрудники лаборатории демонстрировали свой проволочный растровый экран и линзовый растр, изготовленный по особой уникальной методике.

В 1979 году начато массовое производство стереооткрыток.

Кинокамера для съёмок в формате «Стерео-70»

СЕМЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Когда моя мама была маленькой, она нашла старые календари моей бабушки. Маме очень понравились красивые разноцветные картинки на них. Она решила забрать их себе. Пополнение коллекции временно остановилось.

В это время начале 80х годов ХХ века мультфильмы по телевизору показывали редко и очень трудно попасть было на просмотр вовремя. Поэтому маме доставляло удовольствие просматривать ее календарики. Это было почти как просмотр мультфильма.

Мультфильм «Крошка Енот» (Студия Экран, 1974г.) был ее любимым.

В 1983 году, когда маме наступило 5 лет, она впервые попросила своих родителей по возможности покупать ей прекрасные разноцветные календарики.

Один из самых интересных в тот период был календарик увеличенного размера, он изображал мультфильм «Мальчиш-Кибальчиш» (Киностудия Москва, 1958г.). Мультфильм основан по книге Аркадия Гайдара.

Во второй половине 80х (1986-1987гг.) моя мама выросла и стала сама ходить по книжным магазинам и начала покупать себе такие календарики на карманные деньги, которые она экономила на мороженном. Поэтому самое большое количество календариков с 1986 по 1990 годы.

Некоторые мультфильмы изображенные на этих календариках показывают до сих пор. Например, «Бюро находок», «Барон Мюнхгаузен», «Царевна-лягушка», «Шайбу-шайбу», «Приключения Незнайки» и многий другие. С 1988-1989 годов самым популярным мультфильмом стал «Трое из Простоквашино».

Моя мама и я очень любим мультфильмы и время от времени мы их пересматриваем вместе. Из всех мультфильмов тех лет мой любимый это «Ивашка из Дворца Пионеров» (Киностудия Союзмультфильм, 1981г.). мне кажется у нас много общего. Мы обе любим технологии, необычных роботов, удивлять и немного пугать окружающих людей.

Последний календарик из коллекции моей мамы это попугай Кеша из «Возвращение блудного попугая». По правде, то у мамы на самом деле был питомец- волнистый попугайчик.

Благодаря коллекции маминых календариков мы просмотрели много хороших, но забытых мультфильмов. Я рассказала о детском хобби моей мамы своим друзьям. Коллекция- хорошая память о прошедших годах. Я подумала, что будет здорово, если я продолжу коллекцию. Мы стали искать в продаже такие календари.

К сожалению, ни в Москве, ни в Новосибирске, ни в Екатеринбурге в наши дни невозможно купить подобные календарики в магазинах. Это делает мамину коллекцию ещё более ценной для нашей семьи.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

АНКЕТИРОВАНИЕ

Все-таки мне очень было интересно узнать, что думают о переливающихся календарях мои сверстники.

Я начала свое исследование с составления анкеты с вопросами по интересующей меня теме и раздачей их своим друзьям и одноклассникам, одновременно с этим мы дали их друзьям моего брата.

Образец анкеты представлен ниже.

После получения обратно заполненных анкет, мы обработали их.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Всего удалось собрать 43 анкеты

Так согласно нашему опросу мы получили:

81% всех опрошенных знают о существовании подобных картинок

67% встречали их в своей жизни

42% опрошенных имеют их

Всем 100% опрошенных было бы интересно рассматривать такие коллекции

53% хотели бы рассматривать коллекции старых/советских мультфильмов

47% интересно были бы современные

95% всех опрошенных хотели бы создать свою такую коллекцию

На вопрос что позволят такие коллекции:

40% думают, что это повысит интерес детей к мультфильмам

28% уверены, что это может быть новым хобби

Но всего лишь 19% считают, что это может быть общим интересом взрослых и детей.

ВЫВОД

Вывод, который я смогла сделать из результатов опроса может быть то, что до сих пор подобные коллекции вызывают большой интерес у окружающих, чувство ностальгии по старым мультфильмам и может стать поводом для тесного общения взрослых и детей, а также до сих пор актуальна «тайна» изготовления переливающихся картинок.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТА КАЛЕНДАРЯ

Во время выполнения проекта я успела разобраться как делали первые переливающиеся календари, здесь я решила показать принцип, по которому они делались.

Для этого я две фотографии порезала на равные полоски, склеила эти полоски чередуя их через одну, наклеила их на общую основу и загнула гармошкой.

Теперь можно увидеть, что, разглядывая гармошку под разными углами зрения, мы можем видеть две разные картинки.

Современные календари делают по такому же принципу, но из пластиковых микролинз.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Я много думала, где можно применить полученные мной знания по данному вопросу и часто обсуждала с друзьями и знакомыми (включая взрослых) этот вопрос.

Было много версий, но самые многочисленные их них оказалось две основные:

Выпускать календарики аналогичные старым/советским, но с новым смыслом. Например, журнал с интересными фактами о различных календарях и их истории. Также было бы интересно дать повод обмениваться ими в группах по интересам и собирать коллекции.

В настоящее время это уже начинает реализовываться в рекламных стендах и других наружных конструкциях (однажды мы встретили на междугородней трассе конструкцию по типу Буа-Клера- под разным углом зрения были разные картинки). Жаль, что мы их не сфотографировали, но думаю многих их видели вживую.

В силу своего возраста и возможностей я могу остановиться на первом пункте.

Для этого я планирую организовать выпуск журнала чтобы возобновить интерес к переливающимся картинкам, правда небольшим тиражом.

Макет первого выпуска я представляю вам ниже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что я раскрыла все поставленные в проекте задачи.

В первую очередь, почти все, кто помогал мне, продолжили интересоваться календариками и говорят, что начали обращать внимание на такую продукцию или рекламные конструкции в обычной жизни.

Во вторую очередь все отметили мое желание печатать мой журнал и многие выразили желание помогать мне в этом.

Работа над проектом позволила мне и моим друзьям по-новому взглянуть на технику объемных изображений, снова вернуться к просмотру добрых советских мультфильмов и некоторые даже завели себе новое хобби.

Аналогично мне они решили продолжить коллекции своих родителей.

Библиографический список.

1. Википедия [Электронный ресурс] /http:// ru.wikipedia.org.

2. Интересные факты о стереоизображениях [Электронный ресурс] /http://stereokartinki.net.

3. История создания стереоизображений [Электронный ресурс] http://www.fakturno.ru.

4. Юлия Каменская: Волшебная книга 3D тайн и загадок. 100 отгадок в стереокартинках.

5. https://dubikvit.livejournal.com/504935.html (история мультфильма) [Электронный ресурс]

Просмотров работы: 29