Нецензурная лексика с точки зрения закона и этики

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нецензурная лексика с точки зрения закона и этики

Горваль А.С. 1
1Негосударственное учреждение "Школа "Престиж", 11 класс
Колесникова Т.А. 1
1Негосударственное учреждение "Школа "Престиж"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Что такое слово? При его упоминании, кто-то не задумываясь отвечает, что это способ повествования. Другие же долго ломают голову, пытаясь придумать синоним к слову «слово». А некоторые и вовсе вспоминают стихотворение Гумилёва с абсолютно симметричным названием.

Но если размышлять более абстрактно, то можно быстро убедиться в том, что окончательного ответа, который устраивал бы каждого человека и каждую сферу деятельности, отрасль, культуру, религию и тому подобные организации, попросту нет.

И дело не в том, что этот вопрос слишком «водянистый» и философский. Само слово проецирует такое множество видов, что даже у видов этих видов есть свои собственные подвиды, а уже их подвиды в свою очередь... И так далее...

В своём проекте я решил взять лишь один такой вид и рассмотреть его с трёх разных «ракурсов».

Вид этих слов распространён везде. В каждом языке мира, в каждом его диалекте и у каждого его носителя. Одни говорят, что эти слова опасны и могут покалечить человеческое эго, вторые же твердят, что бред всё это, а потому «блещут» ими на всю катушку, третьи же и вовсе думают, что с помощью этих слов отгоняют от себя чертовщину. Эти слова – нецензурная лексика.

Нецензурные слова, выражения мы все чаще слышим и даже с экранов телевизора, читаем на стенах домов и подъездов.

Эти нехорошие слова «преследуют» нас повсюду на улицах, в общественном транспорте, и самое страшное, в школах и на детских площадках.

Использование нецензурной лексики взрослыми, детьми и подростками – актуальная проблема современности. Как решить её, как оградить от этой нецензурщины детей и подростков?

Эти вопросы волнуют каждого здравомыслящего человека.

Гипотеза: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Цель: рассмотреть проблему использования нецензурной лексики с точки зрения лингвиста, этики и закона; предложить вероятные пути её решения.

Задачи:

1. Изучить историю нецензурной лексики и его филологические истоки.

2. Проанализировать применение нецензурной лексики и его следствия с юридической точки зрения.

3. Обсудить связь нецензурной лексики с воспитанием этики и нравственной культуры.

4. Провести социологический опрос в форме анкетирования «Нецензурная лексика – это плохо или хорошо» среди учащихся 8,9,10 классов НУ «Школа «Престиж» города Алматы.

5. Предложить возможные варианты решения проблемы использования нецензурной лексики среди учащихся школы и их родителей.

Методы исследования: изучение информации по теме исследования, продуцирование идей, формулирование гипотезы, анализ и синтез, наблюдения, сравнение, социологический опрос, математические расчеты.

1. Нецензурная лексика с точки зрения закона

Вспомните свои былые школьные годы. Примерно к промежутку с первого по четвёртый класс, в коллективе уже появлялась одна, или две всезнайки, которые ни с того ни с сего начинали не только использовать «новые слова силы», но и обучать своему ремеслу остальных одноклассников. По крайней мере, у меня было так. И у большинства моих друзей и знакомых то же.

Нецензурной брани, как ни крути, ребёнок учится ещё в детстве. Такое горе-учение может быть результатом одного из первых в жизни ребёнка коллективов, может и быть последствием чересчур радикальной любознательности и желании знать всё, а может и просто произойти на почве хорошей памяти и вынужденного присутствия в спорах родителей, что за словом в карман не полезут.

Нецензурную лексику в той, или иной степени тяжести используют все?! То есть, все её знают, употребляют, но при этом многие не стесняются осуждать и упрекать в этом же остальных?

Нет конечно. Во-первых, не нужно сметать всех под одну гребёнку. Люди бывают разные, и не нужно отрицать тот факт, что существуют и те, кто не матерится вообще (или по крайней мере блестяще притворяется). А во-вторых, по большей части данный вопрос волнует всех потому, что непосредственно связан с административным кодексом Республики Казахстан.

Ещё с пятого июля 2014 года, согласно АКРК, нецензурная брань в общественном месте является мелким хулиганством. И вот, что об этом написано в самом кодексе:

«Статья 434. Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, - влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.»

После первого же ознакомления с этой статьёй, внутри меня возник очень любопытный резонанс. С одной стороны, за загрязнение мест общего пользования и за использование нецензурных выражений в таких же местах, правонарушитель будет обязан выплатить один и тот же штраф. То есть, за слова и за грязь, наказание будет одним и тем же.

Однако, с другой стороны, в этом прослеживается какая-никакая логика. Ведь «мусор» фигурирует в обеих частях.

Но всё же, под эту статью подпадают лишь оскорбления. А что же с остальными выражениями?

Вообще, даже несмотря на действительно внушительное количество возможной брани, используется она лишь в двух целях (за исключением не далёких людей, которые вставляют нецензурную брань через слово).

1) Что бы оскорбить, унизить, пошутить, обидеть того, или иного человека;

2) Либо же, для описания ситуации, эмоционального контраста, или что бы показать отношение к тем, или иным обстоятельствам.

В первом случае вполне реально подать на обидчика в суд, так как согласно сто тридцать первой статье Уголовного Кодекса Республики Казахстан об оскорблении, то есть об унижении чести и достоинства другого лица, выраженным в неприличной форме. В таком случае, оскорбивший наказывается либо штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов.

Кстати говоря, те же самые оскорбления, совершённые либо публично, либо с использованием средств массовой информации, или сетей телекоммуникаций будут пресечены так же, за исключением удвоенной строгости. То есть, штраф в размере до двухсот месячных расчётных показателей, либо исправительные работы в том же размере, либо общественные работы на срок, представьте, до ста восьмидесяти часов.

Во втором же примере, за нецензурную брань в общественном месте, обвиняемому может прилететь либо штраф до пяти месячных расчётных показателей, либо административный арест на срок до десяти суток. Кстати, за повторное сквернословие, отделаться штрафом не получится, а срок увеличится ещё на пять суток.

А всё-таки, так ли необходима брань в двадцать первом веке? Разумеется, я не буду читать морали, или того хуже обозначать рамки и границы в вопросах характера «что такое хорошо, а что такое плохо?». Всё-таки, нет ничего более безнравственного, чем разговоры о нравственности. Однако, как не крути - сквернословие звучит отвратительно. Если отбросить всю этическую подноготную, то даже с точки зрения эстетики – нецензурная брань звучит ужасно. И как обычно любят выражаться люди, связанные с музыкой, поэзией и прочим творчеством - антимузыкально и дёшево.

Кстати, не стоит мешать отношение к нецензурной брани в разговоре с матом в песнях, стихотворениях и прочих произведениях. Сквернословие больше воспринимается, как малая начитанность, безграмотность и бескультурье, в то время, как отсутствие цензуры в искусстве - это превосходный способ передать все эмоции и чувства, которые необходимы для полноценного восприятия предложенного материала. А это значит, что мат в купе с подтекстом, интонацией и идейностью - это неотъемлемая часть объёмной отрасли творчества (но всё же мат для поддержания аллитерации, если речь затрагивает стихотворный жанр, я больше склонен соотносить с бескультурностью и безграмотностью).

Ещё несколько интересных примеров в догонку прошлому абзацу. Полагаю, многие знают стихотворения Маяковского. «Вы любите розы?», «Все люди...», и прочие прелести стихосложения двадцатого века — вот уже столько лет делят аудиторию на тех, кто видит в этом глубокий смысл и на тех, кто «просто не понимает». Честно говоря, я без понятия, к какой категории отношусь, как минимум потому, что коли был бы мат брендом, то его амбассадором серебрянного века, на мой взгляд, являлся бы никто иной, как Сергей Есенин. На полном серьёзе рекомендую ознакомиться как минимум с двумя действительно достойными стихотворениями «Не смотри, что рассеян в россыпь...» и «Сыпь, гармоника...». На контрасте с Маяковским, здесь мы вольны лицезреть всю прелесть правильного и гармоничного использования обсценной лексики, которая не портит, а наоборот дополняет картину своей эмоциональностью и более точными образами. Но даже несмотря на это, существуют стихотворения Есенина, что послевкусием и образами напоминают два предыдущих, при этом не содержащих в себе мата примера.

1.1. Эвфемизмы

Эвфемизмы - это такие конструкции, использующиеся для замены грубых и/или обсценных выражений на более подходящие, местами литературные варианты. Таким образом, о скончавшемся человеке не всегда деликатно отзываться именно так, и есть куча способов дифференциальной трактовки. Например: отму­чил­ся; ушел в мир иной; ока­зал­ся в луч­шем мире; спит веч­ным сном и прочие более «мягкие» слуху примеры, которые не «бьют по ушам».

Так же, эвфемизмы прекрасно проявляют себя в политических терминах и высказываниях. Вот, смотрите: вой­ну по-другому можно обозвать кон­фликтом, инци­дентом, бое­выми действиями, или же специальной военной операцией. Рас­стрел - ликвидацией. А политическую блокаду государственного лица, или целой страны - применением санкций.

Люди, которые умеют использовать эвфемизмы, зачастую прекрасно показывают себя в сферах с повышенной ценностью и важностью коммуникаций. Всевозможные дипломаты, психологи, адвокаты и прочие специальности, которым необходимы навыки красочного изъяснения знают об этом не по наслышке. И это не удивительно, ведь эвфемизмы - прекрасный способ заме­ны слов-табу, гру­бой, бран­ной и про­сто­реч­ной лексики, а так же смяг­че­ния жест­ких по смыс­лу высказываний.

Именно поэтому, эвфемизмы прекрасно подходят для замены ненужного обсценного словоблудия, на прелестную и обворожительную речь.

Я приведу в пример реального человека, который скорее всего не знал об эвфемизмах. Все имена вымышленные, а любые совпадения - случайны, как говорится.

Предположим, что есть некий человек. Человек А. Не так давно, предположительно в феврале, а может и июне, этот человек А написал в директ в инстаграме (соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) другому человеку. Человеку Б. Писал человек А очень оскорбительные для человека Б вещи. В ответ на это, человек Б подал на человека А в суд, с просьбой о его привлечении к уголовной ответственности по статье 131 части второй об «унижении чести и достоинства». Как итог, суд признал человека А виновным, но лишь по статье 131 части первой, так как вторая часть подразумевает под собой публичное унижение чести и достоинства потерпевшего. Как думаете, что стало с человеком А за сквернословие в адрес человека Б, причём, далеко не в реальной жизни, а всего лишь директе инстаграма? (соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)

Что ж, пришло время озвучить стоимость этого безобразия. Итак. Суд постановил следующее:

Человека А признали виновным по статье 131 части 1 УКРК (да, это уголовное правонарушение) и назначили ему наказание в виде штрафа в размере 50 месячных расчетных показателей, что в «казахских долларах» составляет 145 850 тенге.

Помимо прочего, не долго думая, суд так же решил взыскать с человека А 50 000 тенге, как возмещение морального вреда (разумеется в карман человеку Б), госпошлину (стоимость самого иска) за удовлетворение иска в сумме 1 458 тенге (разумеется в карман государства), и как вишенка на торте - взыскать с человека А в пользу человека Б представительские расходы в сумме 200 000 тенге и процессуальные издержки в сумме 100 000 тенге за проведение судебно-филологического исследования. (За экспертизу, которая и доказала, что сообщения человека А несли в себе цели унизить честь и достоинство человека Б. Кстати, если бы данная экспертиза доказала обратное, то суд взыскал бы точно такую же сумму с человека Б).

Как-то так. И что бы не быть голословным, этот случай действительно произошёл в 2019 году и по окончанию вынесения приговора, не самый умный человек потерял 497 308 тенге, просто потому, что обматерил ещё одного не самого умного человека, который изначально запрашивал 1 000 000 тенге в качестве моральной компенсации. И если бы помимо человека А и Б, не самым умным бы оказался и суд, то стоимость оскорблений уже самого глупого человека, возросла до 1 447 308 тенге.

На мой взгляд, вывод здесь каждый должен сделать для себя сам. Разумеется, человек А не признавал себя виновным ни до, ни после приговора, иначе бы штраф бы и сам штраф был до ужаса никчёмным. Просто, для человека А слова оказались дороже той вещицы, которая действительно чего-то стоит. Дороже денег. Поэтому, лично мой вывод таков: хочешь выражать любое мнение - умей оплачивать любые штрафы.

2. Нецензурная лексика с точки зрения этики

Согласитесь, в такой простой теме, как нецензурная брань глазами этики практически не за что «зацепиться». Можно конечно в миллионный раз повторить, на сколько сквернословие - это плохо, однако давайте будем чуть более разносторонними в вопросах, где ответ, казалось бы, лежит на поверхности.

В предыдущей главе отметили, что нецензурная брань фигурирует в реальности, что может произойти за её частое использование и наконец, как можно заменить её?

Нецензурная брань - это детство любого человека, родившегося позднее восьмидесятых. Это и моё детство тоже. Мы «обучались» этому, гуляя с друзьями во дворах, и тыча крапиву палками, а кто-то освоил это перед школьными партами, попутно разделив участь с одноклассниками. В любом случае, обучение проходило по принципу сарафанного радио. Но при этом, ни каждый сверстник мог объяснить значение того, или иного слова, и когда мы по глупости спрашивали о них у родителей, то нам влетало по первое число...

К тому же, повидав достаточное количество людей, я с уверенностью могу сказать, что всех посещают непроизвольные мысли. И как раз к таким мыслям и относится «какое плохое слово я сказал в первый раз», или же «когда я впервые услышал его?». Примеров много, а суть одна.

Британские учёные доказали, что нецензурные слова помогают переносить физическую боль и стресс.

А эксперимент их заключался в следующем:

Две группы добровольцев заставили опустить руки в ледяную воду. При этом одной половине позволили нецензурно выражаться, а второй запретили.

В сравнении со вторыми, первые смогли выдерживать воздействие низких температур гораздо дальше.

На основе этих результатов и был сделан столь скурпулёзный вывод, что потребление матерных слов способствует выработке в организме гормонов счастья, другими словами - эндорфинов, которые действуют на организм как болеутоляющее.

Так же учёные подметили, что бранные слова активизируют области мозга, связанные с эмоциями в правом полушарии, в то время как основная часть лингвистической информации обрабатывается в левом полушарии. Примерно это и помогло назвать мат лингвистическим синонимом.

Но вот, работает ли этот феномен при хронических болях, и какими словами нужно пользоваться, что бы у стариков меньше болели коленки - науке ещё не известно.

Но, а в остальном – бранные слова – слова паразиты. Мозг человека, который много сквернословит, просто не успевает генерировать мысль достаточно быстро. И чтобы говорить без пауз, такие люди используют эти слова для связки своей речи.

Но, в нецензурных словах нет ничего, кроме «грязи» и «помоев». Они разрушают психическое здоровье человека, интеллект, «уничтожают» окружающих их людей.

4. Социологический опрос

«Нецензурная лексика – это плохо или хорошо?»

Анализ анкет

В апреле 2022 года провели социологический опрос в форме анкетирования среди учащихся 8 «Г», 9 «В», «Г», 10 «А», «Б» классов НУ «Школа «Престиж» г. Алматы.

Цель опроса: узнать мнение старшеклассников о влиянии нецензурной лексики на эмоционально-нравственную сферу подростков.

В социологическом опросе участвовало 51 учащихся: 28 девочек 23 мальчиков.

Всем респондентам было задано в анкете 6 вопросов.

Результаты опроса:

8 «Г» класс

В опросе из 8 «Г» принимали участие 20 учащихся: 10 девочек и 10 мальчиков.

На первый вопрос «Часто ли Вам приходится слышать нецензурные слова и выражения?

60% девочек и 50% мальчиков ответили, что часто, по 10% и мальчиков и девочек ответили «нет», 50% девочек и 20% мальчиков сказали, что иногда.

2. Для чего люди используют нецензурную брань? 100% девочек и 100% мальчиков, написали, таким образом люди выражают свои эмоции.

3. По 30% мальчиков и 30% девочек написали «Да» в вопросе «Используете ли Вы в своей речи нецензурную лексику?»

50% девочек и только 30% мальчиков не употребляют нецензурные слова и выражения, никто из восьмиклассников часто не использует бранных слов. Лишь 50% девочек и 30% мальчиков иногда прибегают к нецензурной лексике, причем, девочек на 20% больше, чем мальчиков.

На 4 вопрос «Нравятся ли Вам девушки/юноши, употребляющие в общении нецензурные выражения?».

60% девочкам нравятся такие мальчики, но мальчикам ни одна сквернословящая девочка не нравится (0%).

30% девочкам и 40% мальчиков не нравятся ругающиеся матом девочки/мальчики. 20% девочек и 40% мальчиков из 8 «Г» класса к таким сверстникам относятся нейтрально.

По 60% девочек и мальчиков испытывают безразличие к тем, кто их оскорбляет нецензурными словами, по 30% респондентов испытывают обиду и гнев, по 10-40% девочек испытывают беспомощность, тревогу, напряжение.

Мальчики более эмоциональны: от 20 до 40% испытывают негативные чувства при оскорблении.

Мальчики 8 «Г» класса более ранимы, а девочки более устойчивы к стрессам.

Итак, мальчики 8 «Г» нетерпимы к сквернословию, к нецензурно выражающимся девочкам, это свидетельствует об их нравственном уровне, при этом они более эмоциональны, чем девочки, их ранят и обижают нецензурные слова.

30% мальчиков, считают, что можно искоренить сквернословие, если «за каждый мат бить себя», «штрафовать», «осознать пагубность сквернословие».

9 «В» и «Г» классы

В 9 классах практически одинаковое количество опрашиваемых (16/15), девочек (9/7) и мальчиков (9/6).

Точки зрения этих ребят также совпадают по многим позициям:

86-89% девочкам, 88% и 100% мальчиком часто приходится слышать нецензурные слова и выражения. Видимо те, кто их произносит, не стесняются.

На 2 вопрос: «Для чего люди используют нецензурную брань» 89% девочек и 100% мальчиков их 9 «Г» класса ответили: «для выражения мыслей и эмоций», 11% девочек - «выражение крутизны».

В 9 «В» классе ответы на этот вопрос следующие:

у девочек: 57% - считают, что это выражение эмоций;

28% - что это модно и круто;

14% - что это привычка использовать нецензурную лексику;

у мальчиков: 66% считают, что нецензурная лексика помогает выражать эмоции человека;

33% - это модно и круто.

3 вопрос анкеты: «Используете ли Вы в своей речи нецензурную лексику?»

И девочки и мальчики 9 «В» и «Г» классов в той или иной степени прибегают к нецензурным словам и выражениям, скорее всего считают, что это модно и круто.

Отвечая на 4 вопрос: «Нравятся ли Вам девушки/юноши, употребляющие в общении нецензурные выражения?», девочки и мальчики 9 «Г» ответили одинаково: 33% - да; 66% - нет.

В 9 «В» классе показатели несколько разнятся:

девочки: 42% - да;

57% - нет;

мальчики: 44% - да;

55% - нет.

Следует отметить, что доля девочек и мальчиков, которым не нравятся сквернословящие представители противоположного пола, значительно больше. Эти данные свидетельствуют о нравственном потенциале подростков, о том, что он превалирует в понимании того, что применение нецензурной лексики – это плохо.

В 5 вопросе: «Какие чувства с Вашей точки зрения, испытывает человек, которого оскорбили нецензурными словами?»

Учащиеся и 9 «В» и 9 «Г» классов практически ответили одинаково. Очевидно, что всем школьникам, и девочкам и мальчикам, неприятны оскорбления, тем более нецензурными словами, которые вызывают негативные эмоции у подростков. Частые проявления негативных эмоций могут повлиять на здоровье подростков, на суицидальный настрой и даже на совершения преступления в отношении оскорбляющего человека.

Н аконец, девятиклассники на 100% убеждены в том, что искоренить сквернословие невозможно.

10 «А» и «Б» классы

В опросе участвовало 28 десятиклассников: 12 девочек и 16 мальчиков. Было очень интересно узнать мнение моих сверстников по вопросам социологического исследования.

На первый вопрос 100% девочек и 93% мальчиков ответили: «Да, часто» и всего 6% мальчиков - написали «нет».

Практически одинаковое количество (93% девочек и 99% мальчиков) считают, что люди используют нецензурную брань для выражения разного рода эмоций.

На 3 вопрос: «Используете ли Вы в своей речи нецензурную лексику?» - 58% девочек написали «да», 32% - «иногда» и всего 8% - «нет».

У мальчиков иные ответы: 37% - «да» и 62% - иногда.

50% девочек нравятся юноши, употребляемые в общении нецензурные выражения, а вот 75% мальчикам сквернословящие девушки не нравятся.

И мальчики и девочки десятых классов в основном испытывают такие чувства, как обида, гнев, напряжение, желание отомстить, безразличие при оскорблении их нецензурными словами.

И, наконец, 83% девочек и 75% мальчиков отмечают, что искоренить сквернословие невозможно, что даже «великие писатели использовали в своих произведениях мат». А 16% девочек и 25% мальчиков считают, что не все потеряно и рекомендуют «читать больше книг», «говорить по факту литературными словами».

Следовательно, надо искать пути решения проблемы: как не использовать и взрослыми и подростками нецензурную лексику.

Начинать решение проблемы необходимо с убеждения подростков в том, что нецензурные выражения, ругательства, брань – пагубная привычка, это свидетельствует о низком интеллектуальном уровне и безнравственности, эта привычка способствует разрушению человека как личности.

Заключение

По результатам проведенной автором исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

1. Нецензурная лексика уходит корнями в глубокое прошлое простого русского народа. Мат – это «детище» не только русского, но и других славянских языков.

2. Использование нецензурной брани уголовно наказуемо. Согласно 131 статье уголовного кодекса РК об оскорблении, выраженном в неприличной форме, оскорбивший человек наказывается либо штрафами, либо исправительными работами на определенный срок.

3. Использование в речи нецензурной брани свидетельствует об эстетическом и этическом уровне человека. Такая речь – зеркало внутренней составляющей.

4. Проводимый социологический опрос «Нецензурная лексика – это плохо или хорошо?» среди старшеклассников школы «Престиж» показал, что и мальчики и девочки 8-10 классов испытывают негативные чувства, когда слышат нецензурные слова: им это все неприятно.

5. 75-83% старшеклассников считают, что искоренить сквернословие невозможно, следовательно, надо искать пути решения проблемы.

6. Необходимо убеждать подростков в том, что нецензурные выражения, ругательства, брань – пагубная привычка, это свидетельствует о низком интеллектуальном уровне и безнравственности, эта привычка способствует разрушению человека как личности.

7. В учебных учреждениях необходимо проводить большую и серьезную работу по ликвидации сквернословия. Предлагаем возможные пути решения этой проблемы в школах:

1. Систематические беседы на классных часах;

2. Распространение в классах листовок, с призывом отказа от использования нецензурных слов;

3. Психологам школ проводить классные тренинги с учащимися по предотвращению использования сквернословия;

4. Среди старшеклассников школ проводить дебаты на тему «Нецензурная лексика – это плохо или хорошо»;

5. Проводить конкурсы ораторского мастерства, направленные на мотивацию детей к чтению и развитию литературной речи;

6. Разработать памятки для родителей о негативных последствиях использования нецензурных слов и выражений.

Просмотров работы: 757