Мое знакомство с миром геологии

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мое знакомство с миром геологии

Сипягина Е.Д. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Иващенко О.Н. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкмна
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

 

— Видите камень

вон тот придорожный?

— Камень как камень...

обычный.

— Возможно.

Как бы о нем поточнее узнать?

Надо Науку

на помощь позвать.

Е. Ефимовский

Введение

С самого раннего детства я люблю собирать цветные камешки. Я привожу камни с моря, с дачи, с детской площадки. Главное условия – они должны быть разные и чем-то отличаться друг от друга. Еще совсем маленькой меня научили определять какой из камней тверже. Это очень простой эксперимент, нужно взять два разных камня и потереть их друг об друга, тот камень на котором останутся царапины - мягче. Я показывала этот фокус друзьям на площадке, и конечно, после этого оба камня отправлялись со мной домой. Так и появились первые экземпляры в моей коллекции.

Интерес к камням, конечно, поддержали мои родители и у меня появились первые книги о камнях. На книгах было написано загадочное слово «Геология». Что же это за геология такая? Геология (с греческого «geo» - земля и «logos» — учение) — комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Геология – это не только камни и минералы. Наука геология учит бережному отношению к природным ресурсам. Не стоит забывать, что без геологического исследования, невозможна не только разработка полезных ископаемых, но и строительство любых капитальных объектов будь то школа, жилой дом или завод.

Заинтересовать наукой можно только с детства. Как сказал математик Алексей Саватеев в своем интервью «Если ребенок долго и сосредоточено изучает камни, значит он будет прекрасным археологом или геологом. А если ребенок во все подряд лезет и везде ему интересно только первую минуту, а потом он теряет интерес, то я могу точно сказать, что его ждет. Его ждет профессия курьера.».

Объекты для изучения есть повсюду. Нужно только увидеть, рассмотреть. Присядь, рассмотри и подбери.

Теоретическая и практическая ценность моей работы заключается в следующем: мою коллекцию камней и окаменелостей можно использовать на уроках по окружающему миру и географии. Своей работая я могу заинтересовать своих друзей, отвлечь их от телефонов и привлечь к изучению мира вокруг нас.

Основная часть.

Мои путешествия на Урал

С самого раннего детства я знакома со сказами Павла Бажова «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Золотой волос» и многими другим. Легенды о Горной Хозяйке потрясли мое воображение. Чудо, которое спрятано в горах заворожило мое детское воображение. В сказах столько тайны, волшебства и приключений, что я и сейчас, уже самостоятельно, с замиранием сердца читаю их. Сам Павел Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент настоящей истории, в его основе лежит историческое происшествие, что и отличает его от сказки. Значит сокровища гор — это реальность!

Уже 3 года подряд летом я езжу на Урал, и каждый раз ищу сокровища Хозяйки Медной горы. Я отдыхаю в городе Снежинск, который находится в Челябинской области на берегу озера Синара. Урал известен на весь мир своим богатством камней и минералов. На берегу озера Синара можно найти много интересных экземпляров камней. И я отправляюсь на их поиски.

Однажды мы с сестрой заметили блестящий кусочек в скале у озера, начали его рассматривать и попробовали достать этот серо-голубой камень. Камень рассыпался в наших руках, но все же мне удалось достать минерал в свою коллекцию. Это оказался тальк. Этот минерал ценят его чистоту и белизну в цвете. Он очень сыпучий, из него делают порошок, который применяют в косметологии.

Там же на озере мне показали место, где можно накопать настоящих кристаллов. Это кристаллы кварца, если кварц имеет чистый прозрачный зеленый цвет – его называют изумруд, бесцветный прозрачный – горный хрусталь. Это были самые настоящие раскопки, первые в моей жизни. (Приложение 1)

Почему геологи много времени проводят под землей? Именно там находятся самые большие природные лаборатории. В глубинах нашей планеты находится магма, сложный раствор-расплав множества различных веществ, дающий при остывании разные минералы с различным кристаллическим строением. Почему же из однородной магмы получаются разные минералы? Каждое химическое вещество затвердевает или плавится при определенной температуре и условиях. Кристаллы кварца растут под землей. И их в большом количестве можно встретить на Урале.

Сугомакская пещера

Следующая наша экспедиция была в Сугомакскую пещеру. Пещера эта находится недалеко от города Снежинск вблизи поселка Кыштым, Челябинская область. (Приложение 2). Главная уникальность этой пещеры в том, что она залегает в твердом бело-полосчатом мраморе. Красивых натеков и сталактитов в пещере не найти. Ведь мрамор – это не известняк. Пещера состоит из трех гротов, соединенных очень узкими проходами, пробираться нужно на коленках с фонарем. Существуют легенды, что тайные подземные ходы идут из пещеры вплоть до Кыштыма.

По дороге к пещере мы нашли камни зеленого цвета. Всем известно, что когда-то Урал славился добычей малахита. Об этом можно прочитать в сказах Бажова «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка» и других. Я мечтаю, и когда-нибудь обязательно это сделаю, проеду по Бажовским местам, ведь каждый сказ написан о конкретном месте на Урале. Так вот, по дороге в пещеру я нашла зеленый камень и почти была уверенна, что это малахит, но нет. Малахита уже давно нет на Урале. По легенде Хозяйка Медной горы спрятала малахит, из-за жадности людей. А по научным представлениям он исчез, выродился из-за интенсивной выработки породы.

Но зеленый цвет камням придают соединения меди, которой в земле Урала очень много, поэтому можно легко встретить камень зеленого цвета. Павел Бажов сказал об этом в названии своего сказа «Хозяйка Медной горы», именно медь придает этим камням зеленый цвет.

А дороги на Урале блестят на солнце и кажется, что ты идешь по драгоценным камням. Это камень змеевик и слюда, которую раньше добывали в тех местах. Мы были в слюдяном руднике, который расположен рядом с поселком Слюдорудник, в Кыштымском районе. Протяженность пещер и выработок под горой больше 5 км. (Приложение 3).

Слюдорудник

Мы посетили заброшенные штольни и шахты поселка Слюдорудник. Штольня горизонтальная, есть один вертикальный спуск вниз, но дальше ходов нет. Внизу шахты озеро. В шахте живут летучие мыши. Для посещения необходимы: запасная одежда и резиновые сапоги, налобные фонарики, каски на голову.

В 1870 году здесь нашли здесь слюду, самые первые карьеры были выкопаны для добычи и разведки слюды. Поселок Слюдорудник был образован в 1931 году, когда была начата разработка бокситов и калиевой слюды для оборонной промышленности. В 1961 году выработка перестала действовать, шахты были закрыты. Мыли золото на месте будущего поселка еще с давних времен. Была вырыта канава рядом с рекой Кыштым, по канаве бежала вода, которой пользовались золотоискатели. Эти старые канавы и пруды и сейчас сохранились к северу от нынешнего поселка.

В природе слюда встречается как породообразующий минерал, эластичный, гибкий и очень легко расщепляющийся на тонкие листочки и чешуйки. Цвет слюды темно - зеленый, бурый, серебристый, черный, розоватый, желтоватый, зеленоватый, белый до бесцветного.

Сейчас это многокилометровые ходы под Уральскими горами стали местом потопов и обвалов.

Мы посетили несколько Уральских пещер, осматривали их с фонариком и собирали камешки.

Мастерская камнерезов

В одном небольшом уральском городе мне повезло попасть в маленькую мастерскую камнерезов. Эти удивительные люди добывают полудрагоценные камни и обрабатывают их. Главный мастер Пётр Яковлевич провел нам мастер-класс и экскурсию, когда узнали о наших увлечениях. Какие сокровища мы увидели – не передать словами. Мастера показали, как разрезать и отполировать камень, как шлифовать камни и составлять из них композиции, реконструкцию камней. Показали нам самые ценные свои находки, которые они выставляют на выставках минералов. (Приложение 4)

Аракульский Шихан

Следующей наши большим походом было поднятие на Аракульские Шиханы. Аракульский Шихан, часто называемый просто Шиханом. Аракульский Шихан расположенное рядом озеро Аракуль - одно из самых красивых и запоминающихся мест на Среднем Урале. Находятся на севере Челябинской области, в окрестностях города Верхний Уфалей. Гора Аракуль со скалами возвышается юго-западнее озера. Высота горы над уровнем моря – 563 м. Дорога в гору заняла у нас 2 часа, столько же и спуск. Подниматься в гору нужно медленно, так как изменение высоты влияет на человека, может начать болеть голова и сильно биться сердцу. Мы делали небольшие привалы и собирали ягоды, которых в лесу очень много.

В ясную погоду вершины Шихана увидеть 11 озёр. Нам повезло увидеть их. Шихан протянулся с востока на запад более чем на два километра. Сложен Шихан огромными гранитными плитами и глыбами. У подножия Шихана археологи обнаружили стоянки древнего человека, которые датируется эпохами ранней бронзы, железного века, средневековья. (Приложение 5)

Каолиновый карьер

Каолиновый карьер — это живописнейшее озеро бирюзового цвета, образовавшееся на месте бывшего карьера. В советские времена в Кыштымском карьере добывали белую глину, которая состояла из минерала каолинита.

Сейчас это красивейшее озера с необычным для озер бирюзовым цветом воды, по берегам конечно не белый песок, а белая глина. Окаймляет всё это природное великолепие сосновые лес, раскинувшийся по берегам.

Живописные виды притягивают сюда любителей красот природы. В солнечные дни яркие цвета бирюзовой воды и сочной зелени сосен потрясают.

По поводу купания в озере все не так однозначно. Т.к. глина может содержать кремний, многие считают, что вода становится целебной и бактерицидной, хотя и есть сторонники противоположного мнения, которые говорят о большой вредности воды. Нам купаться в озере не разрешили из-за скользких, крутых глиняных берегов и огромной грубияны - 30 метров. В любом случае это место непременно стоит посетить и своими глазами полюбоваться красотами. (Приложение 6)

Дом-музей Павла Бажова

Дом-музей П.П. Бажова — это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь в Сысерти 15 января 1879 года родился Павел Петрович. В усадьбу по ул. Шиповка (сейчас ул. Володарского)

Мы вошли в большой дом на 6 окон вдоль улицы, надворные постройки: баня, конюшня, амбары, завозня, флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей. Крыши покрыты железом, выделанным на Сысертских заводах, а сверху покрашены краской, приготовленной на основе малахитовой пудры. Очень интересно, как мостили двор — огромными каменными плитами. Величина плит свидетельствовала о достатке хозяина. Плиты делали в карьере в три сезона: откалывали глыбы в карьере, обрабатывали и зимой везли по снегу.

В сенях — коромысла. Коромысло — деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. В старину говорили, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой.

Общий вид кухни, или как её называли, «куть» — кутный угол — место стряпухи у печи. Обстановка самая простая: лавка, узкий стол, в котором хранили посуду, залавок с домотканой скатертью, крынки, повседневный самовар, полка для посуды, печь. Печь самое главное в кухне и доме — очаг, тепло, еда.

На скамье стоят утюги на углях. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Для нагрева таких утюгов их ставили на печь либо в них клали горячие угли. По мере остывания угли меняли на новые угли. В боковых стенках отверстия для улучшения тяги.

С кухней соединен чулан — холодное помещение (в нем зимой хранили мясо, так там было холодно).

К потолку привешена зыбка — кстати, пружина изготовления местных заводов. Зыбку подвешивали к потолку, когда в доме был грудной ребёнок, а когда он подрастал, эту зыбку убирали. Зыбка — предмет особый, её можно было передавать только по наследству, и нельзя было продавать, чтобы «не перевёлся род».

Из чулана возвращаемся к кухне, и от нее идем в горницу, самую большую комнату в доме, светлую и чистую. В ней обязателен «красный угол». В нем висят икона, лампада и полотенце работы Августы Степановны, матери писателя, замечательной кружевницы. На окнах — шторы. На столе скатерть, самовар праздничный.

Справа — старинный бабушкин комод.

Кровать «в полном уборе» с периной, покрывалом, подзор под покрывалом кружевной, наволочки с прошвами кружевными, накидка кружевная. Слева от кровати — горка сундуков, в которых хранили приданое. Справа от сундуков — прялка. Над кроватью — портреты Бажовых. На стене — одежда родителей.

На дворе очень много всего интересного. Самое примечательное это амбар — помещение, где хранились всевозможные запасы. Там расположены лари для хранения зерна, пудовки — мерки, которыми мерили сыпучие продукты. Жернова ручные, на которых молоди зерно, цепи для обмолачивания зерна. Плетеные корзины с бутылями для масла и керосина, ларь для хранения зерна, напольные весы.

Завозня (от слова «возить» или «завозить») — помещение с широкими, как ворота, дверями, чтобы туда смогли заехать сани-розвальни. Здесь стоят сани-розвальни, телега, в которую летом запрягали лошадь. Много инструмента, который использовали по хозяйству: точила, весы, гири; инструменты для косьбы: литовка, вилы, деревянные грабли, ручной плуг, кайло; кованые предметы: скобы, гвозди; ключи, замки, цепи.

Баня в усадьбе с полутеплым предбанником и вместительным помещением для мытья. Широкий полок с ушатам, шайками и вениками — березовыми, хвойными и из крапивы для лечебных целей.

Конюшня у Бажовых была большая, в хозяйстве была корова, овцы, домашняя птица. Над конюшней расположен сеновал, где устроен проем для подачи сена, которое насыпали в ясли. Сейчас в конюшне находится лошадиная упряжь: дуга, хомут, уздечка, седло крестьянское; ясли-кормушка для скота. Здесь также находятся салазки и ледянки. Салазки — это небольшие ручные санки, деревянные с металлическими полозьями, на них катались с гор. А ледянки — это доска, нижнюю сторону которой намазывали навозом и сеном и обливали водой. Получалась очень прочная ледяная корка, которая долго не скалывалась; ледянки катились с горки с невероятной скоростью.

В музее мы пробыли довольно долго — очень интересно рассказывала экскурсовод. Она рассказывала нам все на старом Уральском наречии. Многих слов мы не знали, но догадывались по смыслу рассказа. Вот такая у нас была поездка выходного дня! (Приложение 7)

Книги. Знания. Музеи.

Сейчас любую информацию можно получить очень просто. Очень много хороших книг. Великолепные красивейшие музеи. Доступные кружки при МГУ. Олимпиады. Любому ребенку можно найти своё любимое интересное хобби, которое может стать профессией.

В июне 2021 года я посетила Государственный Геологический Музей им. В. И. Вернадского. В музее можно узнать, что было миллионы лет назад на том месте, где мы живем. (Приложение 8)

В залах на первом этаже размещены экспонаты - свидетели многомилионной геологической истории Подмосковья – обитателей древних морей и степей ледникового периода. Мы познакомились с полезными ископаемыми и минералогическими диковинами нашего региона.

В августе я посетила Уральский Геологический Музей. В музее мы увидели уникальную коллекцию «Золотой комнаты». В ней находится коллекция уральских самородков, коллекция бериллов и изумрудов и александритов, коллекция самородного серебра, самородная платина и изделия, алмазы Пермского края, и уникальные топазы. Это настоящие уникальные богатства России.

В январе я посетила Музей камня Международного Центра Искусств «Главный Проспект» выставку «Каменный дом Алексея Антонова». – это уникальные произведения камнерезного и ювелирного искусства. Уральские мастера являются единственными в мире продолжателями техники камнерезной объемной мозаики, продолжателями дела К. Фаберже и Денисова-Уральского. На выставке представлены эксклюзивные камнерезные работы, коллекция каменных цветов, а также уникальная фантазийная огранка!

Геология серьезная наука

Чтобы стать хорошим геологом не обойтись без высшего образования по геологической специальности, так как он занимается почвоведением — т.е. изучением состава, структуры и видов почв, необходимо освоить целый комплекс как инженерных, так и гуманитарных наук. Это физика и математика, информатика и механика, история и культурология, иностранный язык и политология.

Деятельность геолога – это не только постоянные экспедиции и командировки, но и работа в лаборатории и составление карт, месторождений ценных полезных ископаемых, но и при освоении новых территорий для строительства зданий, мостов, линий метрополитена и т.д. Геолог может уйти в науку и работать в научно-исследовательских учреждениях и отраслевых научных институтах или стать хорошим специалистом в строительных фирмах и нефтяных компаниях.

О работе геолога говорят, что эта одна из самых романтичных профессий. С этим трудно поспорить, ведь один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.

Романтизма профессии добавляют ответственность и выдержка. Работа в разных природных и климатических условиях помогает натренировать терпение, выдержку, ответственность и проверить себя на прочность. Высокая оплата труда - еще один плюс профессии геолог.

Один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.

Заключение

Сегодня в моей коллекции более 30 разных видов камней, минералов и окаменелостей. Есть также камни одного вида, но имеющие разный цвет и форму. Сначала вся моя коллекция помещалась в небольшой коробочке. Теперь же у меня большой чемодан и пять сундучков с камнями. И я не несу домой все красивые камни с улицы, а собираю только те экземпляры, которых у меня еще нет. Я стала дарить камни, и моим друзьям это очень нравится, я часто слышу «Ух ты, где ты это взяла?», и мне очень приятно удивлять своих друзей. Одному мальчику из нашей школы я привезла кусочек слюды с Урала, и он был очень счастлив, потому что сам не может туда съездить.

Конечно, я могу отличить далеко не каждый камень и назвать не каждую породу, но что-то я уже знаю. И это очень интересно, всегда узнавать что-то новое.

Сейчас я уже могу научить друзей, где и как находить экземпляры для коллекции. Для собирания различных минералов и камней вовсе не требуется каких-нибудь сложных приспособлений: нужна только лопатка и небольшая коробочка.

В кучах гравия, песка, на побережье моря, рек и ручьев можно найти много образцов самых разнообразных минералов. Подбирать очень крупные камни и минералы, не следует, так как добыча может оказаться настолько тяжелой и большой, что вряд ли будет удобна для хранения. Лучше всего из каждого сорта камней и минералов взять один лишь экземпляр и то сравнительно небольших размеров, для чего иногда приходится прибегать к помощи молотка. Но с ним спешить не надо, так как в местах, где лежат крупные камни, всегда находятся более мелкие. При выборе минералов, следует отдавать предпочтение тем кусочкам, которые имеют со всех сторон или, по меньшей мере, с одной, свежий надлом. При собирании камней на берегу реки, ручья или озера следует отмывать их от прилипшей к ним грязи и пыли, но только в том случае, когда камни эти не растворяются в воде. К каждому камню, кроме того, привязывается или приклеивается бумажка с обозначением его названия и места, где его нашли.

Редкие, полудрагоценные камни можно приобрести в музее или на выставке камней. Камни называют – полезными ископаемыми, потому что они приносят пользу людям и служат каждый для определенной цели.

Россия занимает одно из первых мест по добычи полезных ископаемых. В данной отрасли большую роль играет геология. Сегодня профессия очень востребована. Технологии развиваются, геологоразведка становится более точной - и на карте появляется все больше мест, перспективных для добычи полезных ископаемых.

Государство заинтересовано в разработке полезных ископаемых и уделяет этому все больше внимания, а отсюда появляются и перспективы развития профессии в будущем. Наука не стоит на месте, появляется все больше автоматизированных процессов, что, безусловно, облегчает работу геологов. Однако компьютер не может полностью взять на себя все процессы, детально провести разведку местности, собрать лабораторные образцы. Здесь уже необходимо личное присутствие специалиста. Пока в экономике всех стран мира не перестанут играть большую роль ресурсы земной поверхности и полезные ископаемые, профессия геолог не потеряет актуальности.

Сейчас я в самом начале большого пути под названием «Геология».

Список использованных источников

Тайны природы, Кристин Лазье, Махаон, 2013 г.

Учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков А.А. часть 1, Просвещение, 2003 г.

Мир вокруг нас. Хрестоматия к учебнику, Плешаков А.А., АСТ Пресс, 1997 г.

Энциклопедия кристаллов, Джуди Холл, Колибри, Азбука Аттикус, 2019 г.

Земля. Полная энциклопедия, Ананьева Е.Г., Миронова С.С., ЭКСМО, 2009 г.

Элементы: Путеводитель по периодической таблице. Теодор Грей, Издательство АСТ, 2017 г.

Медной горы хозяйка. Павел Бажов. Худ. Вячеслав Назарчук, Речь, 2016 г.

Приложение 1.

Раскопки на берегу озера Синара, город Снежинск, Челябинская область.

Приложение 2

Сугомакская пещера. Поселок Кыштым, Челябинская область.

Приложение 3

Слюдорудник. Расположен вблизи пос. Кыштым, Челябинской области.

Приложения 4

В мастерской камнерезов. Город Касли, Челябинская область.

Приложения 4

В мастерской камнерезов. Город Касли, Челябинская область.

Приложение 5

Аракульские Шиханы, гора Аракуль

Приложение 6

Каолиновый карьер

Приложение 7

В гостях у Павла Бажова

Приложение 7

В гостях у Павла Бажова

Приложение 7

В гостях у Павла Бажова

Приложение 8

Государственный Геологический Музей им. В. И. Вернадского

Приложение 9

Камнерезный дом Алексея Антонова

Приложение 10

Награждение активных участников детско-юношеского геологического движения Московской области.

Приложение 11

Формирование коллекции минералов.

Просмотров работы: 19