Большие исследования маленьких лаборантов

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Большие исследования маленьких лаборантов

Пучкова А.А. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1» (ГУО «Могилёвская городская гимназия № 1»)
Климкович А.А. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Моя исследовательская работа посвящена организму человека и называется «Большие исследования маленьких лаборантов».

Актуальность темы определяется тем, что каждый ребёнок хочет вырасти здоровым, красивым, счастливым. Но в настоящее время на нашей планете бушует пандемия. Как сохранить здоровье даже в самых экстремальных условиях?

Гипотеза исследования: люди знают, как заботиться о своём здоровье, но относятся к этому процессу недобросовестно.

Цель работы: выяснить, почему нужно быть внимательным к своему организму, ответить на вопрос, как работают органы человеческого тела, доказать, что профилактические меры эффективнее, чем лечить уже возникшую болезнь.

Задачи:

- в ходе изучения научных источников и с помощью макета человека наглядно сформировать представление о расположении важных внутренних органов человека и их важных функциях;

- провести опрос среди одноклассников на тему «Ты и твоё здоровье»;

- сравнить полученные результаты и сделать на их основе выводы, какие меры укрепления здоровья являются действенными;

- разработать впечатляющий ай - стоппер о правилах поведения человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, сравнение, обобщение.

Практическое значение работы: применение исследований в жизни человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Основная часть

2.1. О жизни простыми словами

Жизнь – единый целый организм. Он существует в окружающей нас природе, изменяется, совершенствуется только благодаря постоянному движению составляющих её частей. Человек и микроорганизмы (микробы, вирусы, бактерии) – части природы. В природе нет ничего лишнего. Микроорганизмы участвуют в её изменении, развитии. Сохранять эти полезные свойства они могут только в клетках своего хозяина (человека, животного или даже растения). Следовательно, жизнь человека невозможна без соседства с микроорганизмами.

Вывод. Чтобы это соседство было как можно более безопасным для нас, нужно быть внимательным к своему организму, иметь представление, как уберечь его от болезней, а для этого знать, как он устроен.

2.2.Создание макета тела человека

Поэтому мне пришла идея создать макет организма человека (Приложение 1).

Для создания макета мы с папой вырезали из фанеры силуэт человека. К нему с помощью креплений для кабеля и клея прикрепили две длинные трубки от капельницы, это сосуды. Дополнили макет сердцем, лёгкими и желудком.

Тело человека – единый, уникальный организм. Все его части тесно связаны между собой. Напомним, какие основные системы помогают ему работать.

Кожный покров и скелет - защищают внутренние органы человека.

Дыхательная система - обеспечивает кислородом.

Сердечно-сосудистая - перекачивает кровь вместе с содержащимся в ней кислородом и питательными веществами по всему организму. Пищеварительная - перерабатывает полученную пищу в энергию.

Нервная - несёт ответственность за реакции организма на информацию извне.

Репродуктивная - нужна для воспроизведения потомства.

Итог. Зная о месторасположении органов, можно помочь врачу выявить очаг заболевания, если человек болен.

2.3. Какая система организма помогает бороться с возбудителями болезней?

Для этого надо вспомнить кое-какие секреты соседства с микроорганизмами.

Человек заболевает, если возбудитель попадает к нему внутрь.

Но тогда организм начинает вырабатывать антитела против непрошеного пришельца, что и приводит к выздоровлению.

Если защитная система не в состоянии подавить болезнетворные бактерии, то развивается вирусное заболевание.

Здоровый человек легко переносит вирусные инфекции, на которые есть приобретённый иммунитет.

Вывод. Чтобы предупредить заражение, необходимо поддерживать иммунную систему, которая вырабатывает антитела, убивающие и удаляющие чужеродные элементы.

2.4. Как укрепить иммунитет

Иммунитет бывает врождённый (передаётся от матери и защищает ребёнка с момента его рождения) и приобретённый (возникающий после контакта с различными бактериями, вирусами, или после вакцинирования).

Способы укрепления иммунитета прекрасно знают все. Это правила ЗОЖ (комплекс профилактических мер против заболеваемости):

- закаливание и физическая активность;

- правильное питание;

- режим труда и отдыха;

- искоренение вредных привычек.

Эти правила знакомы уже не одному поколению людей, почему же иммунитет людей оставляет желать лучшего?

Итог. Проверим, как эти правила выполняют ребята только нашего класса.

2.5. Анкетирование

Ребятам нашего класса я предложила анкету по теме ЗОЖ (Приложение 2)

(Диаграммы по результатам анкетирования в Приложении 3)

Вывод. Сознание и дисциплина – основа действий человека на пути укрепления иммунитета.

В сборнике кейсов «Опыт государств в борьбе с пандемией COVID-19» (подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества в августе 2020г.) представлен обзор государственных мер реагирования на пандемию в 13 странах: Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Китае, США, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии.

В Южной Корее и Японии темпы распространения заболевания оказались ниже благодаря оперативно принятым мерам по сдерживанию распространения эпидемии и дисциплинированности граждан, а Китай первым вернулся к нормальной жизни.

2.6. Создание ай – стоппера (Приложение 4)

Чтобы привлечь внимание одноклассников к своему здоровью, я решила составить ай - стоппер.

АЙ-СТОППЕР (от англ. Eye stopper — ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся, необычный способ подачи информации.

Иногда, чтобы вызвать у человека желание сделать положительный шаг в жизни, приходится идти от противоположного. Поэтому я решила создать ай-стоппер по правилам ЗОЖ, опираясь на отрицательную ситуацию. (Приложение 3)

Итог. Надеюсь, что наглядный пример будет более действенным, нежели просто словесные призывы беречь своё здоровье.

Заключение

Итак, гипотеза о том, что люди понимают значение здоровья в своей жизни, но относятся к нему невнимательно в силу своей лени и недисциплинированности, подтвердилась.

В ходе работы над проектом я сделала следующие выводы.

1. Для человека важным является здоровье всех органов.

2. Каждый из нас должен научиться самостоятельно заботиться о своём здоровье.

3. А дисциплинированное отношение к профилактике (здоровому образу жизни, соблюдению правил в периоды эпидемий, заботе об окружающей среде) позволит снизить заболеваемость, сократить продолжительность возникающих болезней и риск возникновения разных эпидемий.

Я выбираю здоровье, а вы?

Информационные источники

1. Большая книга «Почему» (Вопросы и ответы, любопытная и полезная информация), Москва, ООО «РОСМЭН», 2017

2. Трафимова Т.В., Трафимов С.А. Книга для чтения. Мн., «Аверсэв», 2019

2. Опыт государств в борьбе с пандемией COVID-19. Сборник страновых кейсов 268. Подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества. Счётная палата Российской Федерации, 2020

Приложение 1

Приложение 2

Анкета «Ты и твоё здоровье» (Обведите нужный ответ.)

1. Что является для Вас главным в жизни?

а) взаимоотношения в семье;                                                     

б) материальное благополучие;                                                 

в) здоровье;                                                                                    

г) друзья;                                                                                        

д) учёба.

2.  Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее;                                                                                    

б) удовлетворительное;                                                               

в) плохое;                                                                                      

г) затрудняюсь ответить.

3. Соблюдаете ли Вы здоровый образ жизни?

а) да;

б) нет;

в) не всегда;

4. Соблюдаете ли Вы правильный режим дня? 

а) да, стараюсь всегда его соблюдать;

б) пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;

в) нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

5. Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трёх блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у Вас?

а) именно такой, и Вы едите много фруктов и овощей;

б) во время приёма пищи выбираете только то, что Вам нравится, не задумываясь о пользе данного продукта;

в) Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима питания.

6. Ваше любимое занятие в свободное время (отметить не более 3-х ответов)

а) занимаюсь спортом;                                                                 

б) читаю книги, газеты, журналы;                                               

в) смотрю телевизор, видео;                                                      

г) играю в компьютерные игры;                                                

д) гуляю на улице с друзьями;                                                 

е) занимаюсь домашними делами;                                                         

ж) другое __________________________________________________________

7. Кто, по Вашему мнению, должен помогать вести здоровый образ жизни?

а) врачи;                                                                                         

б) учителя;                                                                                   

в) родители (или другие родственники);                                              

г) я сам (а).                                                                                   

                                                                                       

8.  Почему профилактические меры эффективнее, чем лечить уже возникшую болезнь?

Приложение 3

Приложение 4

Внимание, взрослые! Внимание, дети!

Не повторяйте ошибки все эти!

1. 2. 3

Несоблюдение Переедание Несоблюдение режима

гигиенических норм дня

4.

Курение Алкоголь Наркомания

Просмотров работы: 34