Левша - человек загадка

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Левша - человек загадка

Сафрошкина С.Б. 1
1МАОУ СОШ №9
Шило У.М. 1
1МАОУ СОШ №9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Когда я ходила в детский сад, воспитатели поправляли меня, предлагая взять ложку или вилку в правую руку. Если я рисовала что-то, я делала это преимущественно левой рукой. Дома меня никто не поправлял, и я не задумывалась, как нужно, как правильно? Какие-то вещи я делала двумя руками, но левая – всегда преобладала. Так мне было удобно. Моя мама сказала мне, что раньше левшей переучивали, так как все предметы обихода, канцтовары, инструменты и прочее, приспособлено для праворуких. Мама до первого класса не знала, какой рукой я буду писать и не пыталась переучить меня. Она предоставила мне самой выбрать «главную» руку. И, как выяснилось, я - левша! Меня заинтересовал вопрос, почему мама не стала переучивать меня из левши в правшу, и нужно ли это делать? Правда ли то, что леворуких людей меньше чем праворуких? Я, например, чувствую себя комфортно в правостороннем мире и не испытываю каких-либо неудобств от того, что я левша.

Гипотеза:

Я предполагаю, что не нужно переучивать леворуких детей, так как они, так же как праворукие, могут красиво писать, хорошо учиться, добиваться успехов, и без особых проблем пользоваться любыми предметами.

Цель: изучить понятие «леворукость»; оценить творческие и интеллектуальные способности леворуких детей.

Задачи:

- изучить информацию по данной теме;

- узнать кто такие левши, чем они отличаются от правшей;

- узнать причины леворукости;

- провести эксперименты на уроках;

- провести опрос учащихся начальных классов;

- сделать выводы.

Объект исследования:

Леворукость, дети-левши.

Предмет исследования:

Особенности леворуких детей, их адаптация в правостороннем мире.

Методы исследования:

-изучение литературы;

- информации сети Интернет;

-опрос и сбор данных;

- наблюдение;

-проведение эксперимента;

- анализ результатов;

-обобщение полученных данных.

Актуальность:

Моя работа посвящена интересной, на мой взгляд, теме – кто же такие левши? Почему большинство людей праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как все. С чем это связано? Нужно ли переучивать таких детей?

Глава 1. Теоретическая часть. Общее понятие термина «левша».

1.1. Понятие «левша».

Левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Помимо левой руки, левши используют чаще и левую ногу, лучше слышат левым ухом и более четко видят левым глазом.

Большинство людей пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одарё нности. По статистике, среди людей левши составляют примерно 15%, то есть левшой является каждый седьмой человек. Известно, что в мире проживает более 500 млн. леворуких людей. Исследования указывают, что левшами чащи являются мужчины, чем женщины. Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-Восточной Европы, Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всём мире. У левшей есть свой праздник - Международный день левшей, который отмечают 13 августа.

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Наш мозг работает перекрестным образом – левое полушарие управляет правой рукой и правой стороной тела, а правое полушарие управляет левой стороной тела и левой рукой.

Определить в дошкольном возрасте, какая рука будет главной, сложно, потому что полушария головного мозга развиваются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, управляет музыкальными способностями, искусством, творчеством, восприятием, эмоциями, гениальностью. Левое полушарие созревает позже, к 8-12 годам. Оно ответственно за речь, язык, письмо, математику, естественные науки и логическое мышление. Гораздо чаще побеждает левое полушарие мозга и большинство людей правши. Поэтому в основном, всё организовано для их удобства.

Существуют люди, у которых оба полушария мозга развиты одинаково ­­ Амбидекстры. Они могут выполнять действия правой и левой рукой с одинаковыми временными интервалами, четкостью, скоростью и качеством. Часто амбидекстрия является врожденной, но путем длительных и упорных тренировок можно развить её в себе самостоятельно.

1.2. Причины леворукости.

К основным причинам возникновения левшества относят:

Течение беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия (нехватка кислорода для мозга) плода, могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга.

Наследственность – левшество передается из поколения в поколение.Леворукость в 10-12 раз чаще встречается у детей, имеющих родителя-левшу.

Травмы головы – в результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль.

Серьезная травма правой руки – в этом случае ребенок за полгода овладевает навыками использования левой руки. Но при этом, ведущей остается правая половина тела.

Раньше левшей переучивали. К тому же, их могли наказывать, что отрицательно влияло на их эмоциональное состояние. Причина здесь в работе мозга, который в любом случае, не будет работать от этого иначе. Поэтому, переученным левшам наоборот сложнее писать и учиться вообще. Обучившись писать правой рукой, такие дети всё равно пользуются левой рукой во многих случаях, потому что им так удобно.

Вот что говорит об этом нейропсихолог Наталья Семенова, ведущий научный сотрудник отделения внебольничной психиатрии и организации психиатрической помощи «Московский НИИ психиатрии Росздрава»: «Переучивая руку, мы не меняем мозг. Мы можем на него воздействовать. Мы можем способствовать развитию левого полушария, переучивая ребенка на правую руку, но мы не можем изменить его генетической программы».

В современном мире в большинстве случаев, обнаружив, что ребенок хорошо владеет левой рукой, родители не паникуют и не перевоспитывают его. Но некоторые родители всё же стараются адаптировать своих детей к полноценной работе правой рукой. По мнению врачей, такое вмешательство наносит только вред! В итоге, следствием переучивания могут стать неврозы, энурез, заикание, нервный тик и нарушение пищеварения. Именно поэтому врачи не рекомендуют переучивать леворуких детей.

Они считают, что леворукость никак не отражается на развитии, способностях, карьере и взаимоотношениях с людьми.

1.3. Отличия, характерные черты и особенности леворуких.

Родных и близких ребенка левши волнует много вопросов. С какими трудностями столкнется их чадо, какими особенностями будет обладать?

К характерным чертам леворуких детей можно отнести то, что при обучении им нелегко даются точные науки, но при этом, они проявляют креативность мышления в тех вещах, которые им понятны. Таким детям трудно выполнять деятельность, требующую постоянного самоконтроля. Их трудно научить все делать по шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв.

Левши, более чем правши впечатлительны, эмоциональны и ранимы. Если они чем-то расстроены, то даже могут заикаться. Испытывая сложности с пространственным и логическим мышлением, левши долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Правши в свою очередь, умеют оперировать цифрами и складно говорить. Они более логичны в собственных поступках, решениях и действиях.

Правши реже, чем левши, обращают внимание на эмоциональность, стараясь больше использовать здравый смысл и рассудительность.

Феномен леворукости до конца не изучен, и исследования в этой области вызывают новые догадки и вопросы. Если родители внимательны и терпеливы в обучении своего ребенка, усвоив тему, левша может показать неординарные способы решения математических задач и проявить признаки одаренности. Конечно, трудности левшей преодолимы, и в современном мире уникальный способ мышления приносит им только пользу.

По статистике, чаще всего такие люди выбирают творческие профессии (художники, артисты, музыканты, модельеры). Ценятся левши в спорте, особенно в таких его видах, как бокс, фехтование, теннис.

Природа наделила леворуких необычными особенностями:

- они лучше и глубже слышат музыку, так как воспринимают звуки и интонацию по-другому

- у левшей образная память и они долгое время могут сохранять впечатления и воспоминания

- они более художественно развиты, творчество – это их конёк

- им приходится чаще задействовать оба полушария мозга, поэтому они способны справиться с большим количеством задач одновременно и обрабатывать большие объемы информации.

1.4. Известные люди левши.

Среди выдающихся личностей было очень много людей, которые работали левой рукой: А.С. Пушкин (поэт, писатель), Леонардо да Винчи (художник, архитектор), Чарли Чаплин (актер, композитор, режиссер), Альберт Эйнштейн (физик, Нобелевский лауреат), Исаак Ньютон (физик, математик, астроном), Мэрилин Монро (киноактриса, певица, модель), Наполеон (великий французский полководец), Гай Юлий Цезарь (древнеримский политический деятель, полководец, писатель), Пабло Пикассо (художник, скульптор, писатель), Людвиг ван Бетховен (композитор, пианист) и многие другие.

Интересные факты о музыкантах:

Вольфганг Амадей Моцарт: существуют различные версии о доминирующей руке Моцарта – многие считают, что он действительно был левшой, но существует версия, что он был амбидекстром.

Сергей Васильевич Рахманинов: многие знают, что русский пианист и композитор Рахманинов славился своими большими руками (его кисти обладали самым большим охватом клавиш), но мало кому известно, что он был настоящим левшой.

Интересные факты о художниках:

Леонардо да Винчи и Микеланджело писали и рисовали левой рукой. Вероятно, во Флоренции 15-16 века это считалось предосудительным, потому что правой рукой они тоже пользовались. Леонардо одинаково хорошо владел обеими руками. То есть был амбидекстром. Левой рукой он делал записи трудным для чтения зеркальным письмом, защищая пометки от посторонних глаз. Микеланджело при свидетелях старался рисовать правой рукой, но без посторонних переходил на левую руку. Когда речь шла о физически тяжёлом высекании скульптур, он всегда работал левой. Эти данные подтверждаются современными исследованиями его работ.

Все эти люди внесли большой вклад в развитие человечества, в науку и культуру, благодаря своей талантливости и неординарному мышлению. Это говорит нам о том, что левши - полноценные и одаренные люди, способные достичь больших успехов в жизни.

Глава 2. Практическая часть. Опрос и исследование успеваемости и творческого потенциала леворуких детей.

2.1. Эксперименты среди одноклассников на определение ведущей руки, ноги, глаза и уха.

Нам уже известно, что правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой. Соответственно, у левшей ведущее правое полушарие мозга и наоборот, у правшей – левое полушарие мозга.

Я провела несколько экспериментов для своих одноклассников на эту тему.

Эксперимент 1. Переплетите пальцы рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху правый палец - это правый тип реакции (ведущее полушарие – левое). Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый, а ведущее полушарие – правое.

Эксперимент 2. Поза Наполеона. Скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху.

Эксперимент 3. Закиньте ногу на ногу. Какая нога сверху?

Эксперимент 4. Подглядывание в замочную скважину. Каким глазом вам удобнее?

Эксперимент 5. Положите перед собой телефон на равном расстоянии от обеих рук. Представьте, что он зазвонил. Возьмите телефон, приложите к уху и скажите - «Алло». Телефон будет приложен к ведущему уху, независимо от активности руки.

Так вы можете определить, какое полушарие у вас ведущее.

По результатам данного эксперимента, из 28 человек в нашем классе, 25 правшей и всего 3 левши.

Можно сделать вывод, что у большинства моих одноклассников преобладает правая сторона, соответственно, левое полушарие мозга ведущее. Наглядно это можно увидеть на диаграмме (Приложение 1, рисунок 1).

2.2. Выявление количества левшей среди учеников начальных классов.

Я провела опрос среди 1-4 классов нашей школы, чтобы узнать, сколько левшей и правшей учатся в начальной школе и как они справляются с успеваемостью.

Первые классы – 71 человек, из них 66(93%) правшей и 5(7%) левшей

Вторые классы – 75 человек, из них 72(96%) правши и 3(4%) левши

Третьи классы – 77 человек, из них 70(91%) правшей и 7(9%) левшей

Четвертые классы – 81 человек, из них 75(93%) правшей и 6(7%) левшей

По результатам опроса, мы наглядно видим, что левшей в начальной школе гораздо меньше, чем правшей. Из общего количества детей – 304 человека, всего 21человек(7%) – левши (Приложение 2, рисунок 2).

2.3. Исследование успеваемости и расположенности к творчеству

у леворуких детей.

Первые классы – всего 5 левшей

Успеваемость – 5 ударников

Творчество – 3 человека расположены к творчеству, ходят в кружки и секции, 2 – не посещают никакие кружки

Вторые классы – всего 3 левши

Успеваемость – 1 отличник, 1 ударник, 1 – удовлетворительно

Творчество – 2 человека расположены к творчеству, 1 – не расположен

Третьи классы – всего 7 левшей

Успеваемость – 1 отличник, 5 ударников, 1 – удовлетворительно

Творчество – 6 человек расположены к творчеству, 1 – не расположен

Четвертые классы – всего 6 левшей

Успеваемость – 5 ударников, 1 – удовлетворительно

Творчество – все 6 детей расположены к творчеству

По результатам моего опроса можно сделать вывод, что левшей на самом деле гораздо меньше, чем правшей. Успеваемость в основном у них положительная. Они легко осваивают школьную программу (Приложение 3, рисунок 3).

Большинство ребят – творческие люди: хорошо рисуют, занимаются музыкой, танцами, ходят в спортивные секции. Левшество не мешает им полноценно развиваться наравне с правшами (Приложение 4, рисунок 4).

2.4. Проведение брейн-ринга.

Дополнительно, в классе с ребятами мы провели брейн-ринг. Мы разделились на 2 команды – правши и левши. У нас было 2 задания, одно из которых интеллектуальное, а другое творческое. В ходе игры, команда левшей была чуть сильнее в интеллектуальном задании, а правши с небольшим преобладанием выступили в творческом конкурсе. По итогам проведенного брейн-ринга была ничья. Обе команды проявили свои знания и способности практически одинаково, что еще раз подтверждает мою гипотезу – левши справляются с задачами не хуже, чем правши (Приложение 5).

Я отношу себя к творческим людям, так как занимаюсь танцами с 4 лет в коллективе «Виктория» и учусь в музыкальной школе по специальности скрипка (дополнительный предмет – фортепиано). В беседе с моим преподавателем по скрипке, Маяцкой Людмилой Сергеевной, я узнала, что она тоже левша! В детстве её переучивали, но она не стала полноценной правшой, потому что левая рука была доминирующей, и она испытывала дискомфорт оттого, что её постоянно пытались «перенастроить» на правую руку. Людмила Сергеевна считает, что нужно развивать ребенка всесторонне, а не переучивать его. Я согласна с ней, потому что играю на скрипке по классической схеме (как все правши). Для меня сложность заключается в том, что правая рука не так быстра и подвижна, но в этом и плюс – дополнительная работа правой рукой задействует левое полушарие моего мозга. Когда я играю на скрипке – я развиваю оба полушария, что положительно влияет на мою моторику, память и внимание (Приложение 6).

Глава 3. Практическая часть. Разработка буклета.

3.1. Важность развития межполушарных связей головного мозга.

Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берёт на себя сильное полушарие, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребёнку трудно даётся обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. Поэтому, для правильной работы мозга, оба полушария должны быть равноценно развиты.

Мы разработали буклет с упражнениями для развития межполушарных связей и стимуляции работы головного мозга, которые подходят как детям, так и взрослым. (Приложение 9).

Результатом ежедневного выполнения таких упражнений будет отличная успеваемость в школе, развитие внимания, мышления и скорости переключения при решении нескольких задач одновременно.

Был проведён эксперимент среди одноклассников.

Каждый день, в течение месяца мы с одноклассниками выполняли упражнения для развития межполушарных связей.

На первой неделе упражнения выполнялись с трудом, ребята часто путались, уставали. С каждым днём наши тренировки проходили легче и веселее. Ребята заметили, что быстрее запоминают правила, формулы. На уроках мы больше стали успевать. Повысилось качество выполнения контрольных и проверочных работ.

Заключение.

Изучив материалы про левшей, я пришла к выводу, что мое предположение верно, и переучивать леворуких детей не нужно. Данный процесс приводит к изменению межполушарных связей мозга, это оказывает негативное влияние на психическое и эмоциональное состояние.

Но развивать межполушарные связи нужно с самого детства, так как если взаимодействие между ними не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании информации).

Совершенно очевидно, что человеку необходимы оба полушария. И чем лучше они будут развиты, тем выше будет интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Для этого существуют специальные упражнения. Их очень полезновыполнять не только детям, но и взрослым. Желательно заниматься каждый день, хотя бы по 5-10 минут (Приложение 7).

Если не пытаться перевоспитать левшу и создать благоприятные условия для его обучения (правильно организовать рабочее место, установить источник света справа, не ругать за медлительность, не заставлять писать буквы слитно, без отрыва от листа бумаги), впоследствии он ответит высокими показателями развития, креативностью мышления, незаурядными способностями и достижениями в учебе, спорте, музыке и художественном творчестве.

Так что, если ребенок оказался левшой, можно считать это подарком судьбы и помочь ему использовать в жизни эти прекрасные преимущества.

Узнав все эти интересные факты, я могу с уверенностью сказать, что очень рада и горжусь тем, что я – левша!

Список литературы:

«О левшах». Автор статьи Ремеева А.Ф.
Кандидат психол. наук, доцент.

https://komarovskiy.net/lib/o-levshax-remeeva-af.html

«Левша и правша. Особенности развития и обучения». Авторы материала: доктор пед. наук, профессор, зав. лабораторей специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ Лазуренко Светлана Борисовна; медицинский психолог ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» МЗ РФ Афонина Мария Сергеевна.

https://dnahealth.ru/levsha-i-pravsha-osobennosti-razvitija-i

«Левши и правши: интересные факты и отличия». Информация с сайта https://yandex.ru/turbo/sunmag.me/s/sovety/15-02-2014-levshi-i-pravshi-interesnye-fakty-i-otlichiya.html

«Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей». Автор статьи Екатерина Мирошникова.

https://vseprorebenka.ru/vospitanie/psihologija/rebenok-levsha.html

«Левша». Материал из Википедии, свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/

«Левши. Всё ли мы знаем о них?» Информация с сайта

https://littleone.com/publication/1738-levshi-vse-li-my-znaem-o-nih

«Как и чем заниматься с ребенком левшой. Советы логопеда». Автор статьи Светлана Струева, логопед детского реабилитационного центра.

https://dszn.ru/press-center/news/6199

«Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка». Автор статьи Перкина Е.А.

http://stupinopmss.ru/kak-i-zachem-razvivat-mezhpolusharnoe-vzaimodejstvie-u-rebenka/

Психология налегке. «Кто такой амбидекстр и его уникальность. Упражнения для владения обеими руками». Статья с сайта

https://psiholoog.ru/ponyatiya/ambidekstr

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Московский институт коррекционной педагогики. Информация с сайта

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodejstviya_u_detej/

Приложение 1.

Рисунок 1

Приложение 2.

Рисунок 2.

Приложение 3.

Рисунок 3.

Приложение 4.

Рисунок 4.

Приложение 5.

Проведение брейн-ринга.

Правши Левши

Приложение 6.

Приложение 7.

Буклет.

Просмотров работы: 82