Право и лево: почему мы путаем и как этого избежать

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Право и лево: почему мы путаем и как этого избежать

Мазуренко В.А. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1» (ГУО «Могилёвская городская гимназия № 1»)
Новикова А.В. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Меня зовут Влад. Мне 7 лет. У меня есть младшая сестра, ее зовут Вика. Ежедневное общение с ней позволило мне заметить одну проблему и задуматься над ее решением. Дело в том, что в свои 4 года она поет, занимается танцами, знает все фигуры, цвета, умеет писать цифры, решает простые примеры, знает много букв и складывает их в слоги, но до сих пор путает: где право, а где лево.

Не было и дня, чтобы Вика не ошибалась. Мы всей семьей ей и объясняли, и показывали, но она продолжала путаться. После очередной ошибки Вики я сказал маме, что она никогда не сможет запомнить, где право, где лево.

Но однажды я понял, что и мне не всегда легко определить, где право, а где лево. Как-то мама подошла к шкафу и достала альбом с фотографиями. Она перевернула несколько страниц, а потом сказала: «На этой фотографии есть твоя бабушка. Покажешь?» Я долго рассматривал снимок, но среди других женщин бабушку не нашел. «Посмотри во втором ряду справа», - подсказала мама. И вот тут я задумался.

Оказалось, что проблема актуальна и для меня.

Цель: выяснить, почему мы путаем правую и левую стороны, и как это исправить.

Задачи:

Понять, почему нам сложно определить правую и левую сторону.

Найти упражнения, которые помогут закрепить знания в определении правой и левой сторон.

По результатам проделанной работы провести эксперимент и сделать выводы.

Объект: способность различать «право» и «лево».

Предмет:причины сложностей в различении «право» и «лево» и способов их устранения.

Актуальность работызаключается в том, что способность ориентироваться в пространстве – это важный навык, который мы используем ежедневно в повседневной жизни. Например, в пути мы должны поворачивать в правильную сторону, чтобы не заблудиться. Или если мы знаем, что наша вещь лежит справа, то мы должны знать, где эта сторона, чтобы не взять чужое. Поэтому я надеюсь, что полученные в ходе исследования результаты, помогут мне и другим детям научиться правильно определять левую и правую стороны.

Гипотеза исследования:если выяснить причины сложностей в различении правой и левой сторон, то можно найти способы их устранения.

Методы исследования:

анализ информации в литературе и интернет-источниках;

наблюдение;

эксперимент;

обобщение и анализ полученных результатов исследования.

Практическое значение:использование материалов на уроках математики, на классных часах, использование приобретенных навыков в повседневной жизни. 

ГЛАВА 1. Почему мы путаем правую и левую стороны

Мой папа всегда говорит: «Чтобы починить прибор, нужно сначала понять, как он работает». Думаю, что с человеком точно так же. Поэтому я достал энциклопедию, залез в интернет-источники и стал изучать.

Информация из научной литературы

В литературе указаны две основные причины, почему человек путает право и лево. Первая причина – это неправильная работа части мозга (угловой извилины).  А вторая причина – некорректный способ обучения детей ориентироваться в пространстве в первые 5-6 лет их жизни.

Оказывается, простое повторение (это право, это лево) не дает хорошего результата. Ведь, чтобы ответить на вопрос «С какой стороны дерево?», мне сначала нужно это дерево увидеть, определить место, где оно находится, и только потом вспомнить правая, это сторона или левая.

Вывод: за правильное определение стороны отвечают несколько процессов, которые нужно тренировать вместе.

Почему с правой и левой стороной мы ошибаемся чаще 

В нашей жизни есть 6 основных направлений, но трудности возникают только с «право» и «лево». Я обсудил этот вопрос с родителями. Оказалось, что со словами «вверх», «вниз», «назад» и «вперед» дети знакомятся очень рано и слышат их часто: «смотри вниз под ноги», «осторожно, сзади машина», «смотри, вверху самолет». Со словами «право» и «лево» так не происходит. Когда ребенка одевают, ему чаще говорят: «Давай руку, а теперь другую». Когда хотят, чтобы ребенок куда-то посмотрел, показывают рукой и говорят: «Смотри туда». Эти слова заменяют понятия «право» и «лево».

Вывод: чтобы лучше запомнить, нужно повторять слова, обозначающие сторону, как можно чаще.

Почему левшам сложнее

Бабушка рассказывала мне, что когда она была ребенком, то всех детей, которые писали левой рукой, переучивали. Поэтому правая рука, которой они писали, для всех служила напоминанием с какой стороны право.

Сегодня дела обстоят иначе. У меня есть друг Костя, который пишет левой рукой. Его никто не переучивает. Бабушкина подсказка для него не работает. Дома Косте объяснили, что та рука, которой он пишет – левая. А в детском саду ему об этом не напоминали. Поэтому Костя до сих пор может путать, где у него право, а где лево.

Вывод: одна и та же подсказка или упражнение должны быть одинаково полезны и для правшей, и для левшей.

С чего начать

Недавно я ходил на открытый урок по танцам к Вике в группу. В начале урока учитель постоянно говорила, какой рукой или ногой делать движение. А потом девочки стали репетировать весь танец. И тогда слова «налево» и «направо» учитель почти не употребляла. Она говорила «на окно» (находится справа) или «на дверь» (находится слева). Я сначала не понял, а потом мама объяснила, что когда девочки делали простые упражнения, они успевали думать, где правая рука, а где левая. А когда начинался танец, девочкам нужно было еще вспоминать, какое движение следующее и как его делать, поэтому учитель упрощала им задачу.

Вывод: сначала нужно учиться на простых задачах.

ГЛАВА 2. Задания и упражнения для обучения и закрепления понятий «лево» и «право»

Я уже понял, что в жизни даже очень маленькие дети встречаются с понятиями «лево» и «право». Но чтобы перестать в них путаться, нужно постоянно тренироваться. Делать это можно разными способами.

2.1. Используем слова в жизни

Чтобы запомнить, где у нас право, а где лево, нужно эти стороны обозначать словами. Надо говорить: «Я сверну направо», а не «Я пойду туда», или «Я поставил слева от тебя», а не «Я поставил сбоку», и так далее.

Во время прогулки можно представить себя навигатором и подсказывать путь: «Через шесть шагов повернем налево», «Пройдем дом и повернем направо».

2.2. Право и лево на теле человека

Прежде чем различать лево и право в окружающем нас мире, нужно разобраться, где же лево и право у нас самих. Сделать это можно при помощи игр. Например, ведущий называет часть тела: левая нога, правое ухо, левое плечо, а остальные должны это правильно показать. Игру можно усложнять: кто быстрее или больше покажет правильно то, что названо (ведущий может увеличивать скорость игры или показывать неправильно, чтобы запутывать остальных).

Для второй игры нужно взять предметы (кубики и мячи) двух цветов. Их нужно перенести или перекатить из одного места в другое, но с условием, что, например, за желтые предметы отвечает правая рука или нога, а за зеленые - левая. Победит тот, кто сделает это быстрее или кто сделает меньше ошибок.

Или можно поиграть в «Твистер». Это игра, в которой стрелка указывает участникам, какую руку или ногу нужно переставить на круг определенного цвета.

И таких игр придумать можно очень много.

Также можно использовать специальные стихи и песни, в которых называется часть тела и что ей нужно сделать.

Правой ручкой хлоп-хлоп,

Левой ручкой хлоп-хлоп,

Правой ножкой топ-топ,

Левой ножкой топ-топ,

Голова направо, голова налево,

Голова вперед-назад,

Повторяем все подряд!

2.3. Задания на бумаге

Еще один способ, который помогает нам запомнить, где правая сторона, а где левая – это выполнять различные задания на бумаге. Их можно найти в интернет-источниках или в детских журналах. Задания разные, но выполнив многие из них, я могу назвать общие черты: 

посчитать что-то на правой или левой стороне предмета или животного,

найти отпечатки, которые оставила правая или левая нога или рука,

назвать, что движется направо или налево.

Одно из моих любимых заданий – это «Дорожки» и «Лабиринты». 

Идея «Дорожек» в том, что на пути постоянно встречаются развилки и перекрестки, на которых либо самому нужно выбирать направление, либо слушать и выполнять команды ведущего. Чтобы играть было интереснее, можно представить, что ты искатель сокровищ. Где-то в конце дорожки спрятан клад, а где-то тебя ждут драконы, к которым попадать нельзя.

А еще я недавно столкнулся с новым видом «Дорожек». Между героями было нарисовано несколько дорожек без перекрестков. И надо было выбрать ту, по которой герой дойдет до места, поворачивая только направо или только налево.

«Лабиринты» бывают разные. В одних мы ищем путь и говорим, куда сворачиваем. А есть «Лабиринты» с большим количеством выходов. В них задание может звучать так: покажи выход, если поворачивать можно только налево, и так далее.

2.4. Графические диктанты

Графические диктанты – это очень интересные, но и очень сложные задания. Интересные, потому что никогда не знаешь, какой рисунок получится. А сложные, потому что даже из-за одной ошибки приходится начинать сначала. Поэтому приступать к ним нужно тогда, когда хорошо знаешь, где лево, а где право.

2.5. Зеркальное отражение

Назвать, где право, а где лево у предмета, который находится напротив – сложная задача даже для взрослых. Чтобы понять, что происходит с этим отражением, я провел эксперимент. Я взял большого медведя и посадил его рядом с собой. Себе на правую руку, а ему на правую лапу повесил ленточку. У нас получилось все одинаково. А потом сел напротив медведя- у него лапа с ленточкой не была напротив моей руки с ленточкой. Его правая лапа оказалась напротив моей левой руки. Оказывается, чтобы определять право и лево у предмета напротив, нужно тренироваться вертеть предметы в голове.

2.6. Подсказки

Я знаю, где право и лево. Но бывает, что вопрос задают неожиданно. Тогда я теряюсь и не могу быстро сообразить. Для этого есть подсказки: 

Я пишу и здороваюсь правой рукой.

Любое слово начинается с левой стороны.

Большим и указательным пальцем делаю английскую букву «L». Та рука, на которой эта буква получается и будет левой рукой.

2.7. Эксперимент

После того, как я изучил тему, мы с Викой провели эксперимент. Мы с ней договорились, что каждый день в течение недели я ей буду давать по 3 задания. Среди всех заданий она выбрала использование слов в жизни, задания на части тела и «Дорожки». Результат за неделю удивил даже родителей. В первые дни ошибок было много и упражнения она выполняла медленно. На седьмой день было только две ошибки, но задания она выполнила быстро.

Заключение

Гипотеза подтвердилась. Выяснив, что за различение «право» и «лево» отвечает наш мозг, можно понять, что причина сложностей в ориентации кроется в недостаточных тренировках и упражнениях. А если регулярно упражняться, можно выработать устойчивый навык в определении правой и левой сторон.

Я разработал памятку для тех, кто хочет научиться быстро и эффективно различать правую и левую стороны. (Приложение А)

Список используемых источников

Как устроен человек / Э. Барсоти; пер. с англ. Н. Пискарева – Москва: ООО «Свежий ветер», 2020. – 16 с.: - ил. – (Окошко в мир)

Почему и отчего? / Е.С. Чайка – Минск: Харвест, 2018. – 240 с.: ил. – (Детская энциклопедия)

Твой фантастический мозг / Д. Фарндон; пер. с англ. П. Волцита – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 45 с.: ил. – (Отчего и почему)

Тело человека / С.Паркер; пер. с англ. И.В. Травиной. – М.: РОСМЭН, 2018. – 48 с.: ил. – (100 фактов)

Электронный ресурс: «Психология». – Режим доступа: https://www.psychologies.ru/standpoint/pochemu-myi-putaem-pravo-i-levo/

Приложение А

Памятка

Просмотров работы: 155