Введение
Единственная планета, на которой присутствует жизнь - Земля. Одним из царств живой природы, населяющим нашу планету являются растения. Растения - это наши зеленые друзья. Как и животные, растения дышат, питаются и размножаются. [2]
На уроках окружающего мира мы много говорим о растениях. Мне захотелось выяснить, что необходимо, чтобы из семечка появилось взрослое растение.
Тема исследования достаточно интересна и актуальна, ведь флора для животных и людей - это материалы, питание, лекарства, главный фильтр воздуха. Для того чтобы растения правильно развивались необходимы основные факторы: свет, воздух, вода, тепло и питательные вещества.
Предмет исследования: процесс проращивания семян.
Объект исследования: семена огурцов.
Гипотеза: я предположила, что для прорастания
семян огурцов необходимы свет, тепло, влага, воздух и питание, а отсутствие одного из факторов негативно отразится на результатах.
Цель исследования: определить значимость и влияние каждого фактора на рост и развитие растений.
Методы, которые я использовала при написании проекта:
наблюдение;
эксперимент;
инструментальный (цифровой фотоаппарат);
анализ (используется для написания выводов);
описательный метод;
сравнение;
поисковый метод (поиск информации в разных источниках).
Задачи исследования:
- изучить факторы роста и развития растения;
- провести практический опыт по выявлению влияния факторов на рост и развитие растения;
- определить наиважнейший фактор для жизнедеятельности растений;
-провести анкетирование среди учащихся 1 и 4 классов;
-создать буклет- инструкцию по выращиванию растений;
-проанализировать полученные результаты.
1.Теоретическая часть
Факторы роста и развития растений
Условия внешней среды оказывают большое влияние на все живое. Правильное развитие и рост растений обусловлено пятью факторами: вода, свет, воздух, питание и тепло.
1.1 Воздух - как фактор роста и развития растений
Растениям для дыхания необходим воздух. Они поглощают воздух через маленькие отверстия, расположенные в большей части на листьях. Дисбаланс воздуха в почве влияет на прорастание семян, задержку развития корней и слабый рост. Поэтому важно проводить рыхление почвы и убирать корки на поверхности земли. Так же воздух служит дополнительным источником влаги.
1.2 Свет - как фактор роста и развития растений
Растениям необходим свет для образования питательных веществ: крахмала, белка, сахара. При посадке, посеве растений в затененной местности происходит наклон и вытягивание к свету, что делает ростки слабыми. Если света не хватает, органических веществ образуется намного меньше. При недостаточном объеме света, растения имеют разные дефекты. Появление молодых побегов, сопровождается ростом бледных и более мелких листьев. В период цветения цветов образуется мало. Потом растение прекращает свой рост, цветение не наступает совсем, нижние литья опадают, молодые побеги засыхают и отмирают, растение погибает. При излишках солнечных потоков, растения так же страдают. На листьях появляются ожоги, что приводит к увяданию и гибели организма в целом.[1]
1.3 Вода - как фактор роста и развития растений
Растительный мир не может осуществлять свою жизнедеятельность без воды. Растения до 95% состоят из воды. При нехватке воды у растения обмен веществ нарушается. Наличие влаги в почве позволяет семенам прорасти. Вода является «лифтом» для доставки минеральных и питательных веществ в ткани растения. Недостаток воды, как и ее избыток пагубно влияет на развитие и рост «зеленых друзей». В жаркую погоду растение теряет большое количество влаги. Нехватка воды ведет к гибели организма. Достаточный полив обеспечивает полноценное и быстрое развитие растений.[4]
Тепло - как фактор роста и развития растений
Тепло - один из факторов оказывающих влияние на все живые организмы.
Чрезмерно отрицательные, как и положительные температуры могут погубить растения. Каждая фаза роста и развития фауны происходит под действием определенных температур. Низкие температуры способствуют вымерзанию, высокие замедляют рост и фотосинтез. Так же растения можно разделить на: теплолюбивые, холодостойкие и морозоустойчивые. В каждой территориальной зоне существуют свои растения. Им комфортно развиваться в тех условиях, в которых они находятся. [1]
Питание - как фактор роста и развития растений
Растение первоначально питательные вещества получает из почвы.
Почва —верхний слой земли, который является плодородным. Её состав разнообразен: песок, воздух, глина, вода, перегной, живые организмы. От качественного и количественного состава зависит плодородие. Это одно из важных свойств почвы. Растения должны быть обеспечены питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития.
«Зеленые друзья» не могут расти вне земли. Для большего урожая и хорошего роста человек добавляет удобрения. Если не правильно рассчитать дозировку, то растения погибнут.[3]
Практическая часть
2.1 Анкетирование 1 и 4 классов (Приложение 1)
Я совместно с учителем провела анкетирование среди учащихся 1 и 4 классов.
Были рассмотрены вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое растения?
2. Вы знаете для чего нужны растения?
3. Хотели бы вы вырастить самостоятельно какое-нибудь растение?
2.1 Выявление значимости факторов роста и развития растений
Рассмотрев и изучив факторы влияющие на рост и развитие растений, определила опытным путем наиболее важный.
Мной был проведен опыт с 6 образцами. В 6 стаканчиков было посажено семя огурца. В одном образце выполнены все 5 факторов. В пяти отсутствовал один из факторов, влияющих на развитие и рост растения:
Образец №1 – экспериментальный образец на выращивание которого оказывали влияние 5 факторов роста и развития.
Образец №2 - был исключен воздух путем помещения в полиэтиленовый пакет;
Образец №3 - выращивался без доступа света;
Образец №4 - экземпляр был помещен в холодильник;
Образец №5 - полив отсутствовал;
Образец №6 - посев семенного материала произведен не в грунт, а в мелкий щебень;
Посадка материала.
Длительность эксперимента составила 16 дней ( с 04.11.22- 19.11.22.). Появление первого ростка в образце № 1, на который оказывали влияние 5 факторов - 1,2 см.
Проведение замеров. По состоянию на 13.11.22 г.: образец №1- 8,0 см; образец №2 -1,1 см; образец №3- росток только появился.
На 17.11.22г. 4 образца имеют ростки. Внешний вид растений отличается между собой размерами и цветом листочков.
В заключительный день эксперимента 19.11.22г . мы наблюдаем, что в образцах №5, №6 ростков так и не появилось. Образец №4 погиб. Образцы под № 2, №3 остановились в развитии и пожухли.
На протяжении всего времени мной производились наблюдения и замеры, данные которых можно отобразить в виде таблицы.
Посев семян производился 04.11.22г., окончание эксперимента 19.11.22г.
Таблица-1.
Наименование |
Посев |
Появление ростка |
Рост и развитие, см |
Внешний вид |
||||
10.11.22 |
13.11.22 |
17.11.22 |
19.11.22 |
|||||
Образец № 1 |
04.11.22 |
10.11.22 |
1,2 |
8,0 |
10,0 |
11,0 |
Темно-зеленый, с толстым стеблем. |
|
Образец № 2 |
04.11.22 |
12.11.22 |
- |
1,1 |
2,0 |
2,0 |
Зеленый. |
|
Образец № 3 |
04.11.22 |
12.11.22 |
- |
0,3 |
3,0 |
3,0 |
Бледно-зеленый. |
|
Образец № 4 |
04.11.22 |
13.11.22 |
- |
- |
1,0 |
погиб |
Зеленый. Слабый, тонкий росток |
|
Образец № 5 |
04.11.22 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Образец № 6 |
04.11.22 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Наилучший результат в проведенном исследовании показал образец №1, на который оказывали влияние 5 факторов роста и развития. Появившийся раньше остальных росток был хорошо развит: толстый стебель, полноценно сформированные листья насыщенного цвета. У образцов №2, №3, №4 ростки были слабые, окрас листьев бледный. К окончанию опыта образец №4 погиб, а №2, №3 перестали развиваться и пожухли. Образцы №5, №6 ростки не дали совсем.
3. Заключение
В ходе исследования я нашла подтверждение своей гипотезе. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что отсутствие одного из факторов оказывает негативное влияние:
1. семя не дает ростков;
2. растение прекращает свое развитие;
3. гибнет.
Полученные знания можно применить на уроках окружающего мира, технологии и в домашнем быту. (Приложение 2).
Список используемой литературы
1.Большая энциклопедия знаний/Пер. с немецкого Л.С. Беловой, Е.В. Черныш. – М.: Эксмо, 2013. – 3444 с.
2.Я познаю мир: Дет.эцикл.; Растения/ Авт. – сос. Л.А. Багрова; Худож. Ф.В. Кардашук, О.М. Войтенко; Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО « Издательство АСТ» 2001. – 512 с, ил.
3.http://www.valleyflora.ru/vliyaniye-vneshnikh-usloviy-na-rost-rasteniy.html
4. http://fizrast.ru/razvitie/rost/vneshnii-usloviya.html
Приложение 1
А нкетирование 1 класса-25 человек
Анкетирование 4 класса- 22 человека
Приложение 2
Буклет для желающих вырастить растение самостоятельно.