Петроглифы Белого моря — “каменная книга” эпохи Неолита

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Петроглифы Белого моря — “каменная книга” эпохи Неолита

Филатова Т.В. 1
1МБОУ ИЕГЛ "Школа-30"
Соловьева Н.В. 1
1МБОУ ИЕГЛ "Школа-30"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Два года подряд летом мы семьей ездим в Карелию — наслаждаться прекрасными видами суровой северной природы, ладожскими шхерами, чистейшими озерами и Белым морем.

В августе 2022 года в городе Беломорск мы посетили музей беломорских петроглифов “Бесовы следки” и музей под открытым небом “Залавруга”.

Петроглифами называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали прямо на камнях. Название это происходит от двух древнегреческих слов: “петрос” — камень и “глиф” — резьба.

Беломорские петроглифы являются частью первобытного монументального искусства Евразии и мира в целом. Экскурсовод музея рассказала нам, что довольно точно установлен возраст наскальных изображений в этих местах — это эпоха Неолита, где-то около 6-7 тысяч лет назад.

Меня настолько удивили и вдохновили работы древних людей, которые жили тогда в очень суровых условиях, буквально, ежедневно боролись за свое выживание. И при этом, находили время, силы и вдохновение для творчества — изо дня в день они шли на скалы и выбивали рисунки, оставляя после себя целые “каменные книги”.

Я сама художник. И мне стало интересно узнать больше о беломорских петроглифах, технике нанесения изображений на скалах, а также о культуре и быте человека в те сложные времена. Поэтому я решила посвятить этой теме мою работу.

Цель моей работы: узнать больше о жизни древних людей эпохи Неолита и попытаться понять, зачем и как они выбивали рисунки на скалах.

Задачи, которые я поставила перед собой:

Определить природные и социальные условия, в которых жили люди той эпохи.

Проанализировать художественные образы наскальных рисунков, чтобы понять, о чем древние люди хотели рассказать нам, своим потомкам.

Проанализировать гипотезу о том, была ли в родовой общине тех времен отдельная каста — каста художников.

Узнать больше о технике нанесения рисунков на скалах и попробовать воспроизвести ее самой.

Для выполнения поставленных целей и задач я использовала литературу исследователей беломорских петроглифов, рассказ экскурсовода, изображения и фотографии самих петроглифов.

Также с помощью родителей я запланировала выбить на камнях из разных природных материалов несколько рисунков по описанной учеными технологии нанесения петроглифов, чтобы оценить трудоемкость этого процесса и результат на выходе.

Глава 1. Беломорские петроглифы, или “листы каменной книги” эпохи Неолита

Наскальные изображения, петроглифы, с полным правом можно отнести к числу самых ярких достопримечательностей Карелии. Их называют “мастерскими сознания”, “листами каменной книги”, “протописьменностью”, формой “духовного производства”.

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира — рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни. Выбитые на скалах фигуры и знаки отражают представление первобытных общин об окружающей действительности, ее движущих силах и связях, ее божествах и героях.

Знакомство с петроглифами и изучение наскальных изображений интересны еще и тем, что очень уж необычен сам первоисточник. На первый взгляд схематичные и грубые выбивки камнем по камню при более внимательном рассмотрении поражают наше воображение:

размеры некоторых изображений — как, например, олени и лоси в полный рост;

повествовательные сцены жизни показаны целыми композициями, как в книгах — одна глава следует за другой;

некоторые сюжеты вообще раскрываются по спирали, например, композиция смены времен года, выраженная при помощи разных сцен охоты зимой, весной, летом и осенью.

и многое другое.

Ученым удалось довольно точно датировать петроглифы Белого моря — это эпоха Неолита. Тем более удивляет тот факт, что первобытные люди выделяли время и силы на выбивание рисунков на фоне жесточайшей борьбы за свое выживание.

1.1. Природные условия эпохи Неолита

Каменная твердь Балтийского кристаллического щита очень древняя, некоторые породы сформировались более 3-х миллиардов лет назад. Более поздние геологические напластования буквально стерты ледниками. Последний ледник отступил примерно 12 тысяч лет назад, и в Европе наступила эпоха послеледниковья — голоцен. Так, постепенно определились в своих границах моря, озера, реки. Сформировался ландшафт. Лес заселили животные и птицы. А вслед за ними пришли и люди.

Климат в период Неолита был похож на современный, в Европе было лишь на несколько градусов теплее, но время от времени отмечались периоды с серьезным понижением температуры.

Природа Беломорья очень выразительна — гранит выступающих скал, лес вокруг, бесконечная водная гладь, — все это создает особое неповторимое впечатление, как будто ты попадаешь в ту самую эпоху Неолита, ведь ландшафт там сохранился точно такой же, как в древности, он нисколько не изменился.

1.2. Люди и общество эпохи Неолита

Неолит — историческая эпоха в развитии человечества, завершившая каменный век, когда древние люди постепенно отошли от простейших орудий труда.

Эпоха Неолита характеризуется переходом от присваивающего типа жизнедеятельности к производящему хозяйству. Человек осел на удобных для себя территориях и начал активно заниматься скотоводством и земледелием (см. Приложение 1, рис.1).

Из орудий труда в эту эпоху использовались топор, мотыга, просверленные и шлифованные обработанные камни (см. Приложение 1, рис.2).

1.3. Искусство и культура

Именно в эпоху Неолита произошло зарождение искусства. Древние люди в те времена поклонялись силам природы, видя в ней проявление высшей силы.

Изобразительное искусство этого периода представлено разнообразной наскальной живописью. Основными темами таких рисунков были охотники с луками, копьями и топорами, которые с собаками преследовали на охоте диких животных, или морские и речные зарисовки, где на лодках — долбленках целое племя забивает большого кита.

Также мы можем видеть наскальную живопись с различными фантастическими существами, которые, по заключению археологов и историков, были духами, покровительствующими охотникам и рыбакам.

На скалах Карелии и Белого моря есть и фантастические образы, соединяющие человеческие и звериные черты, а также много загадочных кругов и полумесяцев с отходящими от них лучами, солярных и лунарных знаков.

1.4. Техника выполнения и инструменты

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Излюбленные места для творчества — под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Рисунки наносились камнем, вероятно кварцем. Изображения серьезно различаются по размеру — это и крошечные картинки, размер которых не превышает 10 сантиметров, и гигантские полотна — до 4 метров (см. Приложение 2).

Интересна и техника нанесения рисунков: сначала выдалбливался контур персонажей, а потом внутри контура снимали слой гранита, будто раскрашивали картины. Именно благодаря такой технике петроглифы отлично сохранились, и археологи до сих пор открывают все новые наскальные рисунки.

Ученые предполагают, что художники — были отдельной кастой в древнем сообществе, и передавали свое мастерство от одного другому (от учителя — ученику). Об этом косвенно говорит, например, тот факт, что петроглифы Белого моря и Онежского озера, располагающиеся на расстоянии более 300 км друг от друга, выполнены в одном и том же стиле, “как будто, одной рукой” [Лобанова Н.В.].

1.5. Особенности Беломорских петроглифов

В Карелии наскальные полотна расположены в очень красивых местах. Древние художники жили на Белом море, в дельте реки Выг. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, птиц, лодок, орудий труда, различных знаков и символов.

Петроглифы Белого моря — это практически энциклопедия жизни охотников и рыбаков эпохи Неолита. Самые популярные темы — это охота на морского (более 70 сцен) и лесного зверя. Но есть и трагические сцены враждебных столкновений с убитыми и ранеными персонажами.

Художники создавали свои рисунки на островах, в дельте реки Выг. По имени бывших островов названы некоторые группы Беломорских петроглифов — Ерпин Пудас, Большой Малинин, около протоки Залавруга — старая и новая Залавруга, на бывшем острове Шойрукшин — Бесовы следки.

Группа петроглифов “Бесовы следки” открыта в 1926 году исследователем Александром Линевским. Бесовы следки — это около 400 наскальных изображений. Рисунков на скале много и расположены они очень плотно — морские звезды и звери, птицы, лодки, люди, сцены морской и лесной охоты. По нижнему краю скалы тянется цепочка из восьми следов босых ступней — то левой, то правой. Следы ведут к Бесу — выразительной профильной фигуре размером около 1 метра (см. Приложение 3).

Другая группа обнаруженных петроглифов выбита на скалах Залавруги. Здесь более 2 тысяч древних изображений. Археолог-исследователь Надежда Лобанова в своем видео интервью так говорит о петроглифах Залавруги: “Здесь совершенно уникальные композиции, каких нет больше в мире — с подобной выразительностью и экспрессивностью мышления. Рисунки Залавруги — безусловные шедевры мирового наскального искусства”.

Первое, что бросается в глаза — выполненная в натуральную величину сцена охоты на оленей. Действие происходит одновременно зимой и летом. Одна группа охотников отправилась за добычей на лыжах, другая – на лодках. Если внимательно смотреть под ноги, то можно увидеть длинную лыжню — это три охотника идут по следу лося. След — в натуральную величину. Вот и отпечатки лыжных палок, всего три пары. А далее лыжня разделяется — лосей было несколько, и каждый охотник отправился за своей добычей.

Особенностью беломорских петроглифов является, прежде всего, тот факт, что люди показаны очень подробно — на рисунках почти портреты: в профиль — выступающий нос, подбородок. Герои даже различаются чертами лица. Качество исполнения, уровень сложности и выразительности повествовательных сцен Залавруги не имеют себе равных в мире. Они дают ключевые сведения о жизни, которые отсутствуют в археологических материалах. При этом петроглифы Карелии прекрасно сохранились. Степень их сохранности заметно выше, чем у других подобных объектов Европы и Азии. Ведь выбиты карельские петроглифы на самых прочных породах — гранитах — поэтому дошли до нас почти в первозданном виде.

Эпоха создания наскальных рисунков длилась около тысячи лет и прервалась после очередной природной катастрофы. Началось похолодание, уровень водоемов повысился, и петроглифы Залавруги и Ерпин Пудаса оказались под водой, а позже были погребены под метровым слоем песка.

В следующие тысячелетия на этой территории селились уже другие племена. Археологи обнаруживают артефакты, которые могут точно датировать и сделать вывод, что наскальные изображения старше, даже назвать точную дату их создания, а это в археологическом мире достаточно уникальная ситуация.

Неолитом датируются все петроглифы Карелии. На протяжении нескольких столетий древние художники создавали на скалах целые миры. Но эпоха прошла, изменился климат, рельеф, и выбивки прекратились. Художники отразили свое время, и история как будто поставила здесь точку. А рисунки остались, и существуют сегодня в том же пейзаже, что и тысячелетия назад — памятник, созданный природой и человеком.

Глава 2. Эксперимент “Техника создания рисунков на граните”

Практической частью моей работы стал эксперимент, в ходе которого мы с родителями попытались освоить технику выбивки рисунков на фрагментах различных пород.

Для этого мы приобрели:

Кусок песчаника (см. Приложение 4);

Кусок гранита (см. Приложение 4);

Скарпель победитовый (см. Приложение 4).

2.1. Выбор материала и инструмента для эксперимента:

Песчаник.

Для начала мы решили выбить рисунок на относительно мягкой породе, чтобы понять, осилим ли мы этот процесс в принципе.

Гранит.

Поскольку древние художники наносили свои рисунки на гранитные скалы, мы решили использовать гранитную плиту, чтобы в эксперименте максимально приблизиться к естественным условиям.

Скарпель победитовый.

Изучив рисунки инструментария из белого кварца, который мог использоваться для нанесения петроглифов (см. Приложение 5), мы пришли к выводу, что ничего подобного купить сейчас не удастся. Изготовить такой инструмент самим из куска кварца тоже не получилось. Поэтому мы приняли решение использовать современный инструмент — скарпель победитовый (из твердых сплавов).

2.2. Техника выполнения рисунков

Изучая петроглифы на объекте “Старая Залавруга”, мы нашли незаконченный рисунок — небольшого размера лодку-долбленку. Особенным этот рисунок был потому, что выбит был только контур. Как будто древний художник специально оставил потомкам инструкцию по технике выполнения наскальных изображений.

Таким образом, очередность этапов “рисования” на граните может выглядеть так:

выбрать участок гранитной скалы (по максимуму использовав трещины и вкрапления разных пород для создания объема и цвета);

наметить размер будущего шедевра;

выдолбить контур будущего рисунка;

снять слой гранита внутри контура, как будто раскрашивая рисунок;

добавить необходимые детали для того, чтобы образ получился законченным.

Эксперимент 1. Рисунок кота на песчанике (см. Приложение 6)

Шаг 1. Выбор участка для рисования был определен формой, цветом и размером купленного камня из песчаника.

Шаг 2. Размер пробного рисунка был выбран небольшой, чтобы можно было оценить трудоемкость работы. Для облегчения следующего шага мы сделали карандашный набросок. Выбор пал на голову кота, как на максимально простую картинку.

Шаг 3. Контур рисунка наносили скарпелем, ударяя по нему молотком. Следовало быть очень осторожным и внимательным, т.к. слишком сильные удары разбивали песчаник, и контур получался неровным, а слабые удары не пробивали камень. Кроме этого, приходилось соблюдать технику безопасности, чтобы не травмировать себя.

Шаг 4. В ходе Эксперимента 1 мы решили не выдалбливать слой камня внутри контура.

Шаг 5. Поскольку песчаник — порода довольно мягкая, мы решили добавить мелкие детали в виде глаз, усов, ушей и рта. Также рядом с рисунком мы выдолбили надпись “МЯУ”.

Процесс и результат нашего Эксперимента 1 описан в Приложении 6.

Эксперимент 2. Композиция “Морская охота на кита на лодке-долбленке” (см. Приложение 7)

Вдохновленные результатами Эксперимента 1 мы приступили к рисованию на граните, где решили выполнить композицию с обычной для Залавруги сценой морской охоты на кита.

Шаг 1. Гранит продавался в виде плит размером 40см х 10см, толщиной 1см.

Шаг 2. Поскольку размер лодки примерно соответствовал размеру небольшого кита, мы условно поделили гранитную плитку пополам — одна часть для кита, другая — для лодки. Снова для облегчения следующего шага мы выполнили карандашные наброски.

Шаг 3. Выдалбливание контура мы начали, используя ту же технику, как на песчанике. Однако гранит поддавался хуже, пришлось прикладывать больше сил. Кроме этого, при ударах скарпеля о гранит мелкие осколки породы полетели в глаза. Пришлось надеть защитные очки. Звук от ударов молотком по железному скарпелю и граниту был очень громким, работать было очень некомфортно.

За 2 часа работы, меняя друг друга, мы смогли выдолбить только контур рисунков.

Шаг 4. На семейном совете было принято решение не выдалбливать гранит внутри контура (т.е. не “раскрашивать” картину) по причине высокой трудоемкости и небезопасности процедуры.

Шаг 5. Заострили нос и хвост кита. На лодке-долбленке прорисовали фигуры охотников.

Процесс и результат нашего Эксперимента 2 описан в Приложении 7.

Таким образом, Эксперимент 2 показал, что процесс выполнения рисунков на гранитных скалах очень трудоемкий, требующий сноровки и мастерства (вероятно, существовала отдельная группа людей, которая не выполняла других обязанностей, кроме рисования), довольно небезопасный (мелкие осколки гранита могут повредить глаза и кожу), оглушающий (возможно от постоянного грохота художники со временем теряли слух).

Тем не менее, древние люди продолжали оставлять своим потомкам эти замечательные произведения искусства на гранитных скалах.

Заключение

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару — в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии.

Как жил? О чем размышлял человек каменного века? О его быте нам рассказывают археологические находки. Но древние наскальные рисунки позволяют заглянуть намного глубже — в них отражены представления о мире.

Карельские петроглифы уникальны сюжетами и качеством выбивки. Это тщательно разработанные сюжеты, где десятки фигур объединены в единую композицию.

Древние люди, жившие здесь в эпоху Неолита, по всей видимости, не остались равнодушными к магии мест у Белого моря. Они оставили после себя память на самом долговечном носителе — граните, несмотря на высокую трудоемкость процесса выбивания рисунков на скалах.

Наскальные рисунки сегодня исследуются учеными как источник знаний о материальной культуре древних людей, мифологии, археологии. Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Приложение 1

Рис. 1. Люди эпохи Неолита — переход к оседлому образу жизни.

Рис. 2. Орудия труда эпохи Неолита.

Приложение 2

Фото1. Композиция, изображающая охоту на лосей (в натуральную величину).

Фото 2. Композиция с несколькими небольшими зарисовками сцен охоты на лосей.

Приложение 3

Фото 3. Группа петроглифов “Бесовы следки”.

Фото 4. Фигура Беса на “Бесовых следках”.

Приложение 4

   

Фото 5. Фрагменты пород — песчаник и гранит

Фото 6. Скарпель победитовый

Приложение 5

Рис. 3. Инструмент из кварца, предположительно мог использоваться для выдалбливания рисунков на скалах [4, стр. 362].

Приложение 6

Шаг 1. Определение участка для рисования

Был куплен камень породы песчаник, размером (по максимально удаленным точкам) — 21см х 15см.

Шаг 2. Определение размера рисунка и карандашный набросок

Шаг 3. Выдалбливание контура рисунка

Шаг 4. Контур рисунка

Шаг 5. Добавление деталей

Таблица 1. Процесс создания рисунка на песчанике — Эксперимент 1.

Приложение 7

Шаг 1. Определение участка для рисования

Была куплена плитка гранита , размером 40см х 10см, толщиной 1см.

Шаг 2. Определение размера рисунка и карандашный набросок

Шаг 3. Выдалбливание контура рисунка

Шаг 4. Контур рисунка

Шаг 5. Добавление деталей

Таблица 2. Процесс создания композиции на граните — Эксперимент 2.

Список литературы

Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Петроглифы Онежского озера и Белого моря. — Брошюра.

Колпаков Е.М., Шумкин В.Я. Петроглифы Канозера. — Искусство России. Санкт-Петербург, 2012.

Линевский А.М. Листы Каменной книги. — Карелия. Петрозаводск, 1976.

Лобанова Н.В., Филатова В.Ф. Археологические памятники в районе Онежских петроглифов. — Университет Дмитрия Пожарского. Москва, 2015.

Лобанова Н.В. Петроглифы Онежского озера. — Русский фонд содействия образованию и науке. Москва, 2012.

Лобанова Н.В. Петроглифы Карелии в контексте древнего наскального искусства Северной Фенноскандии. — Материалы международной научно-практической конференции «Древнее наскальное искусство в контексте мирового культурного наследия» 26 июня – 1 июля 2018 г. Петрозаводск. 2018. C. 6-9.

Статья Эпоха Неолита — общая характеристика, признаки, черты. [Электронный ресурс] — Режим доступа:

https://nauka.club/kulturologiya/epokha-neolita.html?ysclid=l8pq99pgec167898827

Статья Наскальные рисунки древних людей. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://worldrockart.ru

Просмотров работы: 40