Влияние чтения на мозг человека

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние чтения на мозг человека

Метелев А.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей информационных технологий N28" города Кирова
Арасланова Э.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей информационных технологий N28" города Кирова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Книга - это главное изобретение человека. Она развивает и обогащает нашу речь, расширяет словарный запас, приносит радость и удовольствие. Книги заставляют нас переживать, плакать, смеяться. Из них мы узнаём о разных странах и народах, об истории нашего государства, о природе – обо всём на свете, что нам интересно. Они учат тому, что такое «хорошо» и что такое «плохо»!

Я хочу своим исследованием доказать, что чтение книг, хороших книг, влияет на мозг человека, повышает внимательность, память, делает нас умнее.

Тема моей работы: «Влияние чтения на мозг человека».

Цель работы: определить влияние чтения на мозг человека.

Задачи:

Изучить, что происходит с человеческим мозгом во время чтения;

Определить, почему полезно и необходимо читать;

Заинтересовать чтением как можно больше детей;

Исследовать, как и что читают ребята в нашем классе.

Гипотеза: Чем больше мы читаем, тем больше развиваем свой мозг.

Методы исследования: проведение анкетирования, изучение учебных материалов, получение информации у специалистов, использование компьютера для получения дополнительной информации.

Польза чтения для мозга человека

Ученые доказали, что в процессе чтения тренируются познавательные способности мозга. При этом активизируются области, которые в другое время не бывают задействованы. При чтении кровь поступает в области мозга, которые связаны со способностями к концентрации и познанию. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Согласно исследованиям, изучающим мозг ребенка, установлено, что с помощью осмысленного чтения в мозге образуются новые нейронные связи, отвечающие за понимание текста, а от них зависит высокая грамотность. У читающих детей активизируется левая область коры головного мозга. Благодаря ей мы понимаем смысл слов, текста. Она же связана с долгосрочной памятью.

Чтение — это упражнение для ума, способствующее развитию мозговой активности, мышления, логики, расширению кругозора и улучшению памяти.

Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей, читая интересную и увлекательную книгу.

Чтение книг придает нам уверенности, так как читая литературу на различные темы, мы получаем новые знания, которые используем в повседневной жизни, знаем ответы на те вопросы, которые раньше казались нам непонятными.

Чтение книг способствуют развитию коммуникативных навыков, начитанные люди могут с легкостью найти тему для разговора.

Чтение вслух улучшает дикцию, что способствует развитию навыка публичных выступлений.

Хорошие книги вдохновляют нас, становятся источником идей и мотивации.

Помимо улучшения умственных процессов, также замедляется старение мозга.

Регулярное чтение не просто позволяет нам отвлечься и узнать новое, но и способно буквально перестроить работу мозга. Оно повышает эмоциональный интеллект, способствует лучшему запоминанию фактов, а также учит эффективнее искать решения проблем.

Практическая часть

Я провел анкетирование среди своих одноклассников на тему чтения книг и вот что выяснилось:

Любят ли ребята читать? Большинство ребят из класса любят читать

(Приложение 1).

Часто ли читают? 9 человек читают ежедневно, 11 человек 2-3 раза в неделю, 8 человек очень редко читают (Приложение 2).

Что больше предпочитают читать ребята в нашем классе? В основном ребята читают приключения, фантастику, детективы (Приложение 3).

Вывод: большинство опрашиваемых любят читать и читают часто. Больше всего ребята любят читать о приключениях.

Так же я задал вопрос Эльвире Равиловне, какая скорость чтения в нашем классе у ребят. И вот что выяснилось – большинство ребят читают с высокой скоростью (63%) (Приложение 4).

Наш школьный психолог Анна Валерьевна проводила в нашем классе диагностику. Я решил провести сравнительный анализ. Как видно на диаграмме ребята в нашем классе обладают высокой внимательностью. В сравнении с первым классом внимательность выросла более чем в два раза (Приложение 5). Что касается навыка чтения (понимания прочитанного), большинство ребят в нашем классе с хорошим уровнем. Слабый уровень показали те ребята, которые читают мало (Приложение 6). Логическая память в основном в нашем классе на хорошем и среднем уровнях (Приложение 7).

Заключение

Чтение необходимо человеку для развития, оно делает нас знающими.

Детское чтение играет важную роль в жизни ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения.

Однозначно, чтение хорошей, интересной книги сделает вас человеком образованным, интересным собеседником, повысит интеллект, пробудит мозг и научит его работать!

На основании проведенного мною анализа выяснилось, что высокий уровень внимательности, хороший уровень памяти показали как раз те ребята, которые читаю часто. Моя гипотеза подтвердилась. Чем больше мы читаем, тем больше развивается наш мозг.

Список использованной литературы

Черниговская Т.В. Зачем книга мозгу.

Гурович Л.М. Ребенок и книга.

Дрешер Ю.Н. Библиотерапия.

Статья. Что происходит с мозгом ребенка, когда он слушает книги.

Статья. Что чтение делает с нашим мозгом.

Видеолекция. Нейронные связи и чтение.

Приложение 1

Отношение к чтению

Приложение 2

Как часто читают ребята в нашем классе

Приложение 3

Интересы в чтении

Приложение 4

Техника чтения

Приложение 5

Внимательность

Приложение 6

Понимание прочитанного

Приложение 7

Логическая память

Просмотров работы: 117