Введение
Часто родители, наблюдая за интересами своих детей, связывают их с будущей профессией. Если ребёнок любит рисовать, родители говорят ему: «Наверное, ты станешь художником». Или, например, если замечают сильную заботу о животных, говорят, что в будущем он станет ветеринаром или работником зоопарка. В моём мире увлечений есть много интересных для меня занятий. Мне нравится и рисовать портреты, и выкладывать картины из алмазной мозаики, и конструировать из конструктора «Лего». Но самое главное моё увлечение - это хоккей. Я начал играть в него с 4-х лет, и мой интерес к этому виду спорта не угасает, а наоборот разгорается всё сильнее и сильнее. (Приложение 1)
Интересно, правы ли взрослые, когда связывают детские увлечения с выбором профессии в будущем? Совпадает ли сегодня профессии людей с их интересами в детстве? Что нужно делать, чтобы мое хобби стало моей профессией?
Задумываясь над этими вопросами, я решил провести свое исследование.
Цель работы:
Выяснить, влияют ли увлечения в детстве на выбор профессии в будущем.
Задачи:
Определить понятие хобби как вид человеческой деятельности.
Установить влияние хобби на выбор профессии.
Провести анкетирование среди родителей одноклассников.
Обобщить и проанализировать результаты.
Сделать выводы.
Смоделировать макет хоккейного корта.
Объект исследования: обучающиеся и их родители
Предмет исследования: взаимосвязь детских увлечений с выбором будущей профессии.
Методы исследования:
Анкетирование.
Интервьюирование.
Сравнение, анализ литературных источников, материалов сети Интернет.
Классификация, систематизация и обобщение полученных знаний.
Гипотеза: предположим, чтопри специально созданных условиях детские увлечения будут развиваться и перерастут в будущую профессию.
Практическая значимость проекта
Жизнь современного общества очень интенсивная, насыщенная, поэтому многие люди ищут возможность сменить деятельность и получить удовольствие в часы отдыха. Разнообразные хобби помогают им в этом. Но есть много людей, которые хотят совместить свое хобби с дальнейшей профессиональной деятельностью. Данные моего проекта помогут моим одноклассникам задуматься развивать свои способности в мире увлечений (хобби). Я думаю, что это поможет в будущем сделать правильный выбор профессии.
Взаимосвязь детских интересов (хобби) с выбором будущей профессии
Попов Евгений Вадимович,
г. Снежногорск, МБОУ ООШ № 269, 3-В класс
Теоретическая часть
Что такое хобби, увлечение?
В словаре С.И. Ожегова говорится:
Хобби – это увлечение, любимое занятие для себя на досуге.
Увлечение - это большой интерес к кому-чему-нибудь.
Хобби как вид человеческой деятельности.
Хобби или увлечение — вид человеческой деятельности, занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений — помочь самореализоваться.
Изначально значение английского слова «hobby», правда, теперь уже с пометкой «устаревшее» - это маленькая лошадка, пони, игрушечный деревянный конь. Отсюда и выражение to ride a hobby, которому в русском языке соответствует фразеологизм «сесть на своего конька». Слово «хобби» вошло в нашу речь сравнительно недавно – в середине 20 века.
История появления «хобби» как увлечения
История появления хобби как увлечения каким-либо делом уходит корнями в средние века. В те времена правила поведения предписывали женщинам проводить почти все свободное время в стенах своего дома. Чтобы чем-то занять себя, женщины заготавливали впрок продукты, вышивали гобелены или шили одежду, варили мыло, а кто-то даже занимался сбором трав и изготовлением из них домашней косметики, духов либо лекарств. Конечно, такие женские занятия не были любимым делом в прямом значении этого слова. Это были, скорее, обычные навыки, которыми должна была обладать практически каждая представительница прекрасного пола того времени независимо от ее происхождения. Широкое распространение хобби в качестве занятия для души получило лишь в 19 веке, когда люди, желая выделиться, стали заниматься различными видами деятельности, например, рукоделием, коллекционированием и моделированием. Так постепенно увлечения вошли в жизнь многих людей и стали ее неотъемлемой частью.
Виды хобби: классификация увлечений
Если говорить о классификации хобби, то все увлечения условно делятся на две группы по степени физической нагрузки. Выделяют активные и пассивные - занятия для души.
Активные хобби |
Пассивные хобби |
- Катание на роликах, велосипеде -Катание на коньках и лыжах -Танцы - Спорт (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, плавание и т.д.) - Походы на природу |
- Коллекционирование - Вязание - Разнообразные настольные игры (шашки, шахматы и пр.) - Бисероплетение - Составление или разгадывание различных типов кроссвордов - Писательская деятельность и журналистика - Изучение иностранных языков -Рисование -Вокал |
Практическая часть
2.1. Социологический опрос
Я провел анкетирование среди своих одноклассников и их родителей. В анкете приняли участие 25 детей и 47 взрослых.
В результате анкетирования получены следующие данные:
1 вопрос: «Какие хобби у вас были в детстве?»
Ответы на вопрос представлены в диаграмме 1 (Приложение 2).
Активные: 30 чел. (63%)
Пассивные: 17 чел. (37%)
Не было хобби: 0 чел.
Вывод: хобби было у всех. Большинство родителей моих одноклассников были увлечены активными видами хобби.
2 вопрос: «В каком возрасте у вас появилось первое хобби?»
Ответы на вопрос представлены в таблице 1 и в диаграмме 2 (Приложение 2).
Таблица 1
Возраст |
4-7 лет |
7-10 лет |
10-17 лет |
Старше 17 лет |
Кол-во (чел.) |
26 (55%) |
12 (25%) |
6 (14%) |
3 (6%) |
Вывод: у большинства людей (44 чел. 94 %) увлечения появились в детском возрасте.
3 вопрос:«Какова длительность детских увлечения одним и тем же хобби?»
Ответы на вопрос представлены в таблице 2 и в диаграмме 3 (Приложение 3).
Таблица 2
Период увлечения |
Менее 3-х лет |
Более 5-ти лет |
Более 10 лет |
По настоящее время |
Кол-во (чел.) |
7 (15%) |
19 (40%) |
16 (35%) |
5 чел. (10%) |
Вывод: большинство опрошенных (85%) имеют стойкие, длительные увлечения.
4 вопрос:«Поддерживали ли родители ваши увлечения в детстве?»
Да, поддерживали: 38 чел. (80 %)
Нет, не придавали им значения: 9 чел. (20%)
Ответы на вопрос представлены в диаграмме 4 (Приложение 3).
5 вопрос: «Связаны ли ваши детские увлечения с профессиональной деятельностью сегодня или в прошлом?»
Да, связаны: 25 чел. (53%)
Нет, не связаны: 22 чел. (47%)
Ответы на вопрос представлены в диаграмме 5 (Приложение 4).
Вывод: при поддержке взрослых возрастает интерес и желание продолжать заниматься и развивать свои интересы, а также наблюдается определённая связь между выбором профессиональной деятельности и развитием детских увлечений.
У своих одноклассников я спросил:
Какое хобби есть у вас?
Ответы на вопрос представлены в таблице 3 и в диаграмме 6 (Приложение 4).
Таблица 3
Хобби |
Спорт |
Танцы |
Робототехника |
Вокал |
Иностранные языки |
Конструирование и моделирова ние |
Рисование |
Кол-во (чел.%) |
17чел. (68%) |
9чел. (36%) |
5 чел. (20%) |
7 чел. (28%) |
15 чел. (60%) |
3 чел. (12%) |
12 чел. (48%) |
Вывод: Многие мои одноклассники имеют сразу несколько хобби.В основном это спортивные увлечения и иностранные языки. Знания нескольких языков открывает много возможностей. Ребенок изучает культуру новой страны, развивает и тренирует свою память, уверенность. Знание языка позволит свободно себя чувствовать во время путешествий или даже позволит учиться за границей. Такое увлечение может перерасти в профессию переводчика. Спорт и танцы формируют у детей силу воли и веру в собственные силы, необходимые качества для достижения любой цели.
2 вопрос: «Планируете ли вы связать ваши детские увлечения с будущей профессией?»
Да: 5 чел. (20 %)
Нет: 4 чел. (16 %)
Не знаю: 16 чел. (64 %)
Ответы на вопрос представлены в диаграмме 7 (Приложение 5).
Вывод: Мои одноклассники в силу своего возраста еще не задумываются о будущей профессии, однако даже в 8 – 9 лет есть ребята, которые знают, какой профессии они хотят посвятить свою жизнь. Таких учеников оказалось всего 5 (20%), и мне приятно осознавать, что я тоже в их числе; я знаю, чем я хочу заниматься во взрослой жизни.
2.2. Интервью у руководителя спортивной секции по хоккею с шайбой
Я взял интервью у руководителя спортивной секции по хоккею с шайбой МБУДО ДЮСШг. Снежногорск Пугачевского Игоря Анатольевича.
Вопрос: Какие увлечения у вас были в детстве?
Ответ: У меня было много увлечений. Я коллекционировал фантики от жвачек, марки из серии «Спорт», учился играть на гитаре. Я всегда был подвижным ребёнком, и мне нравилось проводить время с друзьями, играть с ними в разные командные игры (футбол и хоккей).
Вопрос: Посещали ли вы в детстве какие-либо кружки, секции?
Ответ: Да, я ходил сразу на несколько кружков. Папа записал и водил меня в музыкальную школу, на обучение игре на гитаре, а также я успевал ходить на школьную секцию по футболу.
Вопрос: Поддерживали ли вас родители в ваших увлечениях?
Ответ: Да. Мои родители всегда интересовались и поддерживали меня в моих увлечениях.
Вопрос: Как вы считаете, влияет ли детское увлечение на выбор профессии?
Ответ: По своему опыту могу сказать, что моё увлечение футболом и хоккеем однозначно повлияло на выбор моей профессии. Несмотря на то, что у меня не одна профессия, тренер по хоккею - это работа для души.
Вывод: если взрослые поддерживают интерес и желание детей заниматься и развивать свои интересы (об этом высказались 80% опрошенных родителей), то наблюдается определённая взаимосвязь между выбором профессиональной деятельности и развитием детских увлечений.
Взаимосвязь с науками
Анализируя литературные источники, материалы сети Интернет я узнал, что хобби связывают с некоторыми науками.
Социология и профессия в ряде областей взаимосвязаны. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач - задачу профессионального самоопределения личности. В случае правильного выбора профессии люди получают широкие возможности для самореализации.
Хобби (увлечения) связывают с наукой психологией. Психологи утверждают, что хобби способствует развитию гармоничной личности, а также то, что хобби, которое выбирает для себя человек, зависит от его характера. Люди, которые любят спокойствие, не нарушают свой постоянный ритм жизни и плохо переносят резкие изменения, склонны к таким видам хобби, как коллекционирование чего-нибудь или собирательство. Хобби, которые связаны с активными видами спорта, больше всего подходят тем людям, которые активны и уверены в себе. Танцы и вокал подходят людям, которые любят повышенное внимание и им нравится выступать на публике. Хобби есть у каждого, но у каждого оно своё.
Чтобы мое хобби стало моей профессией
В ходе своего исследования я выяснил, что при специально созданных условиях детские увлечения будут развиваться и могут перерасти в будущую профессию. Моя мечта стать хоккеистом и играть в команде ЦСКА. Сейчас у меня есть возможность посещать тренировки в спортивном зале, а также на городском хоккейном корте. Но, к сожалению, корт нашего города находится под открытым небом, а это значит, что тренировки часто отменяются из-за погодных условий. Я подумал, что для достижения моей цели и развития моего увлечения необходим крытый хоккейный корт. (Приложение 6). Тогда график тренировок не будет зависеть от погоды, и я смогу достигнуть высоких результатов. Для этого я решил смоделировать макет хоккейного корта. В этом мне помогли мои родители.
Сначала мы с папой сделали «Ледовую арену». Для этого мы взяли лист пластиковой панели белого цвета и вырезали из него овал.
Затем фломастерами нанесли на него разметку.
Ну, какая же арена без хоккеистов? Мы распечатали игроков, я их вырезал, заламинировал и установил на прозрачные подставки. Кстати, если Вы внимательно к ним присмотритесь, то среди игроков найдёте меня.
Вместе с мамой мы смастерили бортики. Для этого, мы заламинировали плёнку для ламинирования и вставили туда надписи.
По моему проекту, корт должен быть крытым и поэтому вместе с папой мы установили стены из пеноплекса. Мы приклеили их с помощью горячего клея.
Я решил, что будет здорово, если крыша будет прозрачной. Для её изготовления мы сделали 3 опорные дуги из плотного картона, а сверху постелили прозрачную заламинированную плёнку.
Из коробочек от лекарств мы изготовили «Спорт-кафе», раздевалки и душевые.
Ну, какая же игра без любимых болельщиков? Для них папа вырезал из пеноплекса трибуны, а я их раскрасил логотипом любимой команды – ЦСКА.
При входе мы сделали парковку с красивыми насаждениями.
У нас получился замечательный хоккейный корт. Я уверен, если в нашем городе будет такой комплекс, то я смогу больше времени уделять тренировкам и обязательно стану знаменитым хоккеистом!
Взаимосвязь детских интересов (хобби) с выбором будущей профессии
Попов Евгений Вадимович,
г. Снежногорск, МБОУ ООШ № 269, 3-В класс
Заключение
Взаимосвязь увлечения человека с его профессиональным делом очевидна, ведь любому из нас приятно заниматься тем, что свойственно его природе. Так подвижный человек, которому нравится находиться всегда в движении, скорее всего, выберет для себя активные виды профессиональной деятельности. При этом человек спокойный, склонный к самоорганизации и планированию, будет с легкостью работать с бумагами, цифрами и графиками. Собирая информацию и исследуя её, я выяснил, что профессия, связанная с любимым делом, более интересна и значима. А если увлечение поддерживают близкие люди, если созданы условия для его развития, то в будущем профессия, несомненно, будет пересекаться с любимым делом. На мой взгляд, основная цель увлечений — помочь самореализоваться не только просто в жизни, но и в профессии.
В ходе исследовательской работы я сделал выводы:
Хобби есть у каждого человека.
Каждый человек выбирает хобби по своим интересам.
Хобби делают жизнь насыщенной и увлекательной.
Создание условий для развития хобби поможет развивать свои интересы и в будущем и может стать частью профессии.
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась: при специально созданных условиях детские увлечения будут развиваться и могут перерасти в будущую профессию.
Список литературы
Барбара Шер, Отказываюсь выбирать. Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты;
Й. Адер, А. Кертис, А. Литтлер. — М.: ЭКСМО, 2010. — 128 с.: ил.
Новая энциклопедия увлекательных занятий для мальчиков
«Толковый словарь русского языка» Ожегов
https://www.shkolazhizni.ru/psychology/articles/53188/Сеть Internet / ru.wikipedia.org.
https://www.championat.com/hockey/article-4041783-kak-aleksandr-ovechkin-igral-v-hokkej-v-detstve-video.html?utm_source=copypaste
Приложения
Приложение 1
Моё хобби - хоккей
К огда я был ещё совсем маленький, мы всей семьёй часто ходили на прогулки. Наш дом находится недалеко от хоккейного корта, и практически каждую прогулку мы проходили через него и наблюдали за мальчишками и девчонками, которые весело скользили по льду, а также за тренировками хоккеистов. Часто по выходным в наши окна доносились звуки хоккейного матча. Это были крики болельщиков и весёлая музыка. Мне было интересно за этим наблюдать.
К огда мне было 3 года, родители купили мои первые коньки. Они были с двумя лезвиями. У меня довольно быстро стало получаться кататься на них. Это действительно было очень здорово! На следующую зиму мне купили настоящие хоккейные коньки, как у хоккеистов - чёрные, блестящие. Я всё чаще звал родителей на каток. После садика мы всегда заходили и смотрели, как тренируются ребята - юные хоккеисты. Родители, заметив мой повышенный интерес к хоккею, подошли к тренеру - Мусинову Александру Леонидовичу и узнали, можно ли записать меня на секцию. Оказывается, Александр Леонидович тоже замечал, что я, как преданный болельщик, не пропускал ни одной тренировки и конечно рассказал родителям, как записать меня на секцию. И вот мне купили настоящую хоккейную экипировку. У хоккеистов она не простая: шлем, щитки, нагрудник, раковина, перчатки (краги), шорты, свитер, гамаши, защита шеи и конечно клюшку. Признаюсь, что передвигаться в такой экипировке было уже не так просто, но я был счастлив от того, что теперь нахожусь здесь, среди хоккеистов. Интерес, желание научиться большему просто горело во мне.
Сегодня мне 10 лет, и я играю в команде «Торос» правым нападающим.
Хоккей - это моё прошлое, настоящее и, надеюсь, будущее!
Приложение 2
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Приложение 3
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Приложение 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Приложение 5
Диаграмма 7
Приложение 6