Взаимосвязь детских интересов (хобби) с выбором будущей профессии

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Взаимосвязь детских интересов (хобби) с выбором будущей профессии

Попов Е.В. 1
1МБОУ ООШ № 269
Самойлова Т.А. 1
1МБОУ ООШ № 269
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Часто родители, наблюдая за интересами своих детей, связывают их с будущей профессией. Если ребёнок любит рисовать, родители говорят ему: «Наверное, ты станешь художником». Или, например, если замечают сильную заботу о животных, говорят, что в будущем он станет ветеринаром или работником зоопарка. В моём мире увлечений есть много интересных для меня занятий. Мне нравится и рисовать портреты, и выкладывать картины из алмазной мозаики, и конструировать из конструктора «Лего». Но самое главное моё увлечение - это хоккей. Я начал играть в него с 4-х лет, и мой интерес к этому виду спорта не угасает, а наоборот разгорается всё сильнее и сильнее. (Приложение 1)

Интересно, правы ли взрослые, когда связывают детские увлечения с выбором профессии в будущем? Совпадает ли сегодня профессии людей с их интересами в детстве? Что нужно делать, чтобы мое хобби стало моей профессией?

Задумываясь над этими вопросами, я решил провести свое исследование.

Цель работы:

Выяснить, влияют ли увлечения в детстве на выбор профессии в будущем.

Задачи:

Определить понятие хобби как вид человеческой деятельности.

Установить влияние хобби на выбор профессии.

Провести анкетирование среди родителей одноклассников.

Обобщить и проанализировать результаты.

Сделать выводы.

Смоделировать макет хоккейного корта.

Объект исследования: обучающиеся и их родители

Предмет исследования: взаимосвязь детских увлечений с выбором будущей профессии.

Методы исследования:

Анкетирование.

Интервьюирование.

Сравнение, анализ литературных источников, материалов сети Интернет.

Классификация, систематизация и обобщение полученных знаний.

Гипотеза: предположим, чтопри специально созданных условиях детские увлечения будут развиваться и перерастут в будущую профессию.

Практическая значимость проекта

Жизнь современного общества очень интенсивная, насыщенная, поэтому многие люди ищут возможность сменить деятельность и получить удовольствие в часы отдыха. Разнообразные хобби помогают им в этом. Но есть много людей, которые хотят совместить свое хобби с дальнейшей профессиональной деятельностью. Данные моего проекта помогут моим одноклассникам задуматься развивать свои способности в мире увлечений (хобби). Я думаю, что это поможет в будущем сделать правильный выбор профессии.

Взаимосвязь детских интересов (хобби) с выбором будущей профессии

Попов Евгений Вадимович,

г. Снежногорск, МБОУ ООШ № 269, 3-В класс

Теоретическая часть

Что такое хобби, увлечение?

В словаре С.И. Ожегова говорится:

Хобби – это увлечение, любимое занятие для себя на досуге.

Увлечение - это большой интерес к кому-чему-нибудь.

Хобби как вид человеческой деятельности.

Хобби или увлечение — вид человеческой деятельности, занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений — помочь самореализоваться.

Изначально значение английского слова «hobby», правда, теперь уже с пометкой «устаревшее» - это маленькая лошадка, пони, игрушечный деревянный конь. Отсюда и выражение to ride a hobby, которому в русском языке соответствует фразеологизм «сесть на своего конька». Слово «хобби» вошло в нашу речь сравнительно недавно – в середине 20 века.

История появления «хобби» как увлечения

История появления хобби как увлечения каким-либо делом уходит корнями в средние века. В те времена правила поведения предписывали женщинам проводить почти все свободное время в стенах своего дома. Чтобы чем-то занять себя, женщины заготавливали впрок продукты, вышивали гобелены или шили одежду, варили мыло, а кто-то даже занимался сбором трав и изготовлением из них домашней косметики, духов либо лекарств. Конечно, такие женские занятия не были любимым делом в прямом значении этого слова. Это были, скорее, обычные навыки, которыми должна была обладать практически каждая представительница прекрасного пола того времени независимо от ее происхождения. Широкое распространение хобби в качестве занятия для души получило лишь в 19 веке, когда люди, желая выделиться, стали заниматься различными видами деятельности, например, рукоделием, коллекционированием и моделированием. Так постепенно увлечения вошли в жизнь многих людей и стали ее неотъемлемой частью.

Виды хобби: классификация увлечений

Если говорить о классификации хобби, то все увлечения условно делятся на две группы по степени физической нагрузки. Выделяют активные и пассивные - занятия для души.

Активные хобби

Пассивные хобби

- Катание на роликах, велосипеде

-Катание на коньках и лыжах

-Танцы

- Спорт (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, плавание и т.д.)

- Походы на природу

- Коллекционирование

- Вязание

- Разнообразные настольные игры (шашки, шахматы и пр.)

- Бисероплетение

- Составление или разгадывание различных типов кроссвордов

- Писательская деятельность и журналистика

- Изучение иностранных языков

-Рисование

-Вокал

Практическая часть

2.1. Социологический опрос

Я провел анкетирование среди своих одноклассников и их родителей. В анкете приняли участие 25 детей и 47 взрослых.

В результате анкетирования получены следующие данные:

1 вопрос: «Какие хобби у вас были в детстве?»

Ответы на вопрос представлены в диаграмме 1 (Приложение 2).

Активные: 30 чел. (63%)

Пассивные: 17 чел. (37%)

Не было хобби: 0 чел.

Вывод: хобби было у всех. Большинство родителей моих одноклассников были увлечены активными видами хобби.

2 вопрос: «В каком возрасте у вас появилось первое хобби?»

Ответы на вопрос представлены в таблице 1 и в диаграмме 2 (Приложение 2).

Таблица 1

Возраст

4-7 лет

7-10 лет

10-17 лет

Старше 17 лет

Кол-во (чел.)

26 (55%)

12 (25%)

6 (14%)

3 (6%)

Вывод: у большинства людей (44 чел. 94 %) увлечения появились в детском возрасте.

3 вопрос:«Какова длительность детских увлечения одним и тем же хобби?»

Ответы на вопрос представлены в таблице 2 и в диаграмме 3 (Приложение 3).

Таблица 2

Период увлечения

Менее 3-х лет

Более 5-ти лет

Более 10 лет

По настоящее время

Кол-во (чел.)

7 (15%)

19 (40%)

16 (35%)

5 чел. (10%)

Вывод: большинство опрошенных (85%) имеют стойкие, длительные увлечения.

4 вопрос:«Поддерживали ли родители ваши увлечения в детстве?»

Да, поддерживали: 38 чел. (80 %)

Нет, не придавали им значения: 9 чел. (20%)

Ответы на вопрос представлены в диаграмме 4 (Приложение 3).

5 вопрос: «Связаны ли ваши детские увлечения с профессиональной деятельностью сегодня или в прошлом?»

Да, связаны: 25 чел. (53%)

Нет, не связаны: 22 чел. (47%)

Ответы на вопрос представлены в диаграмме 5 (Приложение 4).

Вывод: при поддержке взрослых возрастает интерес и желание продолжать заниматься и развивать свои интересы, а также наблюдается определённая связь между выбором профессиональной деятельности и развитием детских увлечений.

У своих одноклассников я спросил:

Какое хобби есть у вас?

Ответы на вопрос представлены в таблице 3 и в диаграмме 6 (Приложение 4).

Таблица 3

Хобби

Спорт

Танцы

Робототехника

Вокал

Иностранные языки

Конструирование и моделирова

ние

Рисование

Кол-во

(чел.%)

17чел.

(68%)

9чел.

(36%)

5 чел.

(20%)

7 чел.

(28%)

15 чел.

(60%)

3 чел.

(12%)

12 чел.

(48%)

Вывод: Многие мои одноклассники имеют сразу несколько хобби.В основном это спортивные увлечения и иностранные языки. Знания нескольких языков открывает много возможностей. Ребенок изучает культуру новой страны, развивает и тренирует свою память, уверенность. Знание языка позволит свободно себя чувствовать во время путешествий или даже позволит учиться за границей. Такое увлечение может перерасти в профессию переводчика. Спорт и танцы формируют у детей силу воли и веру в собственные силы, необходимые качества для достижения любой цели.

2 вопрос: «Планируете ли вы связать ваши детские увлечения с будущей профессией?»

Да: 5 чел. (20 %)

Нет: 4 чел. (16 %)

Не знаю: 16 чел. (64 %)

Ответы на вопрос представлены в диаграмме 7 (Приложение 5).

Вывод: Мои одноклассники в силу своего возраста еще не задумываются о будущей профессии, однако даже в 8 – 9 лет есть ребята, которые знают, какой профессии они хотят посвятить свою жизнь. Таких учеников оказалось всего 5 (20%), и мне приятно осознавать, что я тоже в их числе; я знаю, чем я хочу заниматься во взрослой жизни.

2.2. Интервью у руководителя спортивной секции по хоккею с шайбой

Я взял интервью у руководителя спортивной секции по хоккею с шайбой МБУДО ДЮСШг. Снежногорск Пугачевского Игоря Анатольевича.

Вопрос: Какие увлечения у вас были в детстве?

Ответ: У меня было много увлечений. Я коллекционировал фантики от жвачек, марки из серии «Спорт», учился играть на гитаре. Я всегда был подвижным ребёнком, и мне нравилось проводить время с друзьями, играть с ними в разные командные игры (футбол и хоккей).

Вопрос: Посещали ли вы в детстве какие-либо кружки, секции?

Ответ: Да, я ходил сразу на несколько кружков. Папа записал и водил меня в музыкальную школу, на обучение игре на гитаре, а также я успевал ходить на школьную секцию по футболу.

Вопрос: Поддерживали ли вас родители в ваших увлечениях?

Ответ: Да. Мои родители всегда интересовались и поддерживали меня в моих увлечениях.

Вопрос: Как вы считаете, влияет ли детское увлечение на выбор профессии?

Ответ: По своему опыту могу сказать, что моё увлечение футболом и хоккеем однозначно повлияло на выбор моей профессии. Несмотря на то, что у меня не одна профессия, тренер по хоккею - это работа для души.

Вывод: если взрослые поддерживают интерес и желание детей заниматься и развивать свои интересы (об этом высказались 80% опрошенных родителей), то наблюдается определённая взаимосвязь между выбором профессиональной деятельности и развитием детских увлечений.

Взаимосвязь с науками

Анализируя литературные источники, материалы сети Интернет я узнал, что хобби связывают с некоторыми науками.

Социология и профессия в ряде областей взаимосвязаны. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач - задачу профессионального самоопределения личности. В случае правильного выбора профессии люди получают широкие возможности для самореализации.

Хобби (увлечения) связывают с наукой психологией. Психологи утверждают, что хобби способствует развитию гармоничной личности, а также то, что хобби, которое выбирает для себя человек, зависит от его характера. Люди, которые любят спокойствие, не нарушают свой постоянный ритм жизни и плохо переносят резкие изменения, склонны к таким видам хобби, как коллекционирование чего-нибудь или собирательство. Хобби, которые связаны с активными видами спорта, больше всего подходят тем людям, которые активны и уверены в себе. Танцы и вокал подходят людям, которые любят повышенное внимание и им нравится выступать на публике. Хобби есть у каждого, но у каждого оно своё.

Чтобы мое хобби стало моей профессией

В ходе своего исследования я выяснил, что при специально созданных условиях детские увлечения будут развиваться и могут перерасти в будущую профессию. Моя мечта стать хоккеистом и играть в команде ЦСКА. Сейчас у меня есть возможность посещать тренировки в спортивном зале, а также на городском хоккейном корте. Но, к сожалению, корт нашего города находится под открытым небом, а это значит, что тренировки часто отменяются из-за погодных условий. Я подумал, что для достижения моей цели и развития моего увлечения необходим крытый хоккейный корт. (Приложение 6). Тогда график тренировок не будет зависеть от погоды, и я смогу достигнуть высоких результатов. Для этого я решил смоделировать макет хоккейного корта. В этом мне помогли мои родители.

Сначала мы с папой сделали «Ледовую арену». Для этого мы взяли лист пластиковой панели белого цвета и вырезали из него овал.

Затем фломастерами нанесли на него разметку.

Ну, какая же арена без хоккеистов? Мы распечатали игроков, я их вырезал, заламинировал и установил на прозрачные подставки. Кстати, если Вы внимательно к ним присмотритесь, то среди игроков найдёте меня.

Вместе с мамой мы смастерили бортики. Для этого, мы заламинировали плёнку для ламинирования и вставили туда надписи.

По моему проекту, корт должен быть крытым и поэтому вместе с папой мы установили стены из пеноплекса. Мы приклеили их с помощью горячего клея.

Я решил, что будет здорово, если крыша будет прозрачной. Для её изготовления мы сделали 3 опорные дуги из плотного картона, а сверху постелили прозрачную заламинированную плёнку.

Из коробочек от лекарств мы изготовили «Спорт-кафе», раздевалки и душевые.

Ну, какая же игра без любимых болельщиков? Для них папа вырезал из пеноплекса трибуны, а я их раскрасил логотипом любимой команды – ЦСКА.

При входе мы сделали парковку с красивыми насаждениями.

У нас получился замечательный хоккейный корт. Я уверен, если в нашем городе будет такой комплекс, то я смогу больше времени уделять тренировкам и обязательно стану знаменитым хоккеистом!

Взаимосвязь детских интересов (хобби) с выбором будущей профессии

Попов Евгений Вадимович,

г. Снежногорск, МБОУ ООШ № 269, 3-В класс

Заключение

Взаимосвязь увлечения человека с его профессиональным делом очевидна, ведь любому из нас приятно заниматься тем, что свойственно его природе. Так подвижный человек, которому нравится находиться всегда в движении, скорее всего, выберет для себя активные виды профессиональной деятельности. При этом человек спокойный, склонный к самоорганизации и планированию, будет с легкостью работать с бумагами, цифрами и графиками. Собирая информацию и исследуя её, я выяснил, что профессия, связанная с любимым делом, более интересна и значима. А если увлечение поддерживают близкие люди, если созданы условия для его развития, то в будущем профессия, несомненно, будет пересекаться с любимым делом. На мой взгляд, основная цель увлечений — помочь самореализоваться не только просто в жизни, но и в профессии.

В ходе исследовательской работы я сделал выводы:

Хобби есть у каждого человека.

Каждый человек выбирает хобби по своим интересам.

Хобби делают жизнь насыщенной и увлекательной.

Создание условий для развития хобби поможет развивать свои интересы и в будущем и может стать частью профессии.

Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась: при специально созданных условиях детские увлечения будут развиваться и могут перерасти в будущую профессию.

Список литературы

Барбара Шер, Отказываюсь выбирать. Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты;

Й. Адер, А. Кертис, А. Литтлер. — М.: ЭКСМО, 2010. — 128 с.: ил.

Новая энциклопедия увлекательных занятий для мальчиков

«Толковый словарь русского языка» Ожегов

https://www.shkolazhizni.ru/psychology/articles/53188/Сеть Internet / ru.wikipedia.org.

https://www.championat.com/hockey/article-4041783-kak-aleksandr-ovechkin-igral-v-hokkej-v-detstve-video.html?utm_source=copypaste

Приложения

Приложение 1

Моё хобби - хоккей

К огда я был ещё совсем маленький, мы всей семьёй часто ходили на прогулки. Наш дом находится недалеко от хоккейного корта, и практически каждую прогулку мы проходили через него и наблюдали за мальчишками и девчонками, которые весело скользили по льду, а также за тренировками хоккеистов. Часто по выходным в наши окна доносились звуки хоккейного матча. Это были крики болельщиков и весёлая музыка. Мне было интересно за этим наблюдать.

К огда мне было 3 года, родители купили мои первые коньки. Они были с двумя лезвиями. У меня довольно быстро стало получаться кататься на них. Это действительно было очень здорово! На следующую зиму мне купили настоящие хоккейные коньки, как у хоккеистов - чёрные, блестящие. Я всё чаще звал родителей на каток. После садика мы всегда заходили и смотрели, как тренируются ребята - юные хоккеисты. Родители, заметив мой повышенный интерес к хоккею, подошли к тренеру - Мусинову Александру Леонидовичу и узнали, можно ли записать меня на секцию. Оказывается, Александр Леонидович тоже замечал, что я, как преданный болельщик, не пропускал ни одной тренировки и конечно рассказал родителям, как записать меня на секцию. И вот мне купили настоящую хоккейную экипировку. У хоккеистов она не простая: шлем, щитки, нагрудник, раковина, перчатки (краги), шорты, свитер, гамаши, защита шеи и конечно клюшку. Признаюсь, что передвигаться в такой экипировке было уже не так просто, но я был счастлив от того, что теперь нахожусь здесь, среди хоккеистов. Интерес, желание научиться большему просто горело во мне.

Сегодня мне 10 лет, и я играю в команде «Торос» правым нападающим.

Хоккей - это моё прошлое, настоящее и, надеюсь, будущее!

Приложение 2

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Приложение 3

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Приложение 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Приложение 5

Диаграмма 7

Приложение 6

Просмотров работы: 671