Задумайся о сохранении природы - не выкидывай бумагу

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Задумайся о сохранении природы - не выкидывай бумагу

Воловиков К.А. 1
1МБОУ "СОШ №33" НМР РТ
Валиахметова З.А. 1
1МБОУ "СОШ №33" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Вокруг нас окружает большое количество бумаги и изделий из нее нас. С бумагой связаны многие наши действия.  Она нужна и для письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей. Редко кто задумывается, что бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний. Она помогает сберечь для будущих поколений огромное наследие прошлого и настоящего.

  Я очень люблю рисовать и делать поделки из бумаги. В результате чего используется много бумаги. И у меня возникли вопросы: «А сколько деревьев требуется для изготовления этой бумаги? И как мы можем сохранить деревья?» Мои вопросы оказались актуальны.

Все знают, для изготовления бумаги требуется древесина. Каждую секунду в России вырубается три дерева. Но лесные запасы на нашей планете ограничены, а для того чтобы вырастить дерево требуется много лет. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются.  Необходимо изменить у людей потребительское отношение к ресурсам и к энергии. Ведь во многих семьях еще привыкли к существующему порядку вещей: без толку горящий свет, капающую воду из кранов, наступающие на нас свалки мусора или горы бумаги, попросту выброшенной на свалку, где она будет разлагаться, засоряя окружающую среду. Необходимо задуматься об изменении стиля жизни каждого, о внедрении и развитии энергосберегающих технологий, использовании источников энергии, наиболее безопасных для окружающей среды. Каждый должен осознать свою ответственность за будущее планеты. Именно поэтому я выбрал эту тему, чтобы привлечь внимание общества к сбору и утилизации макулатуры, и конечно же к помощи в охране природы.

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Но лесные запасы на нашей планете ограничены, а для того чтобы вырастить дерево требуется много лет. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из актуальных решений экологической проблемы.

В настоящее время бумага изготавливается из целлюлозы, которую получают из древесины. Для получения одной тонны древесной целлюлозы требуется 17 деревьям высотой до 15 метров. И здесь человечество подстерегает проблема: чтоб вырастить хорошее дерево, нужно в среднем ждать 50 лет. Массовая вырубка лесов приведет к негативным последствиям, ведь лишь растения способны перерабатывать углекислый газ в кислород.

На уроках трудового обучения мы делаем поделки из бумаги – оригами, аппликации и другие красивые изделия. Мы используем яркую, цветную, гладкую, новую бумагу. «А что если самостоятельно сделать бумагу из старых, исписанных тетрадок или газет, а потом из нее сделать интересные Эко подарки в защиту леса?» – подумал я. 

  Проблема: В наших ли силах помочь планете Земля и сохранить её леса? 

 Объект исследования: бумажные отходы, собранные дома, в школе, на улице. 

   Актуальность:  Убедить людей не выбрасывать израсходованную бумагу, а сдать в пункт приёма макулатуры. Показать, что можно сделать Эко подарки своими руками из ненужной бумаги.

Цели исследовательской работы:

привлечь внимание людей к тому, что необходимо сдавать макулатуру, дав бумаге вторую жизнь, чтобы сберечь лес.

привлечь внимание школьников к вторичному производству бумаги в домашних условиях.

создание эксклюзивных ЭКО подарков.

Задачи:

Изучить историю возникновения бумаги;

Изучение бумаги, как материала и этапов ее производства;

Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения; 

Изучить пользу сбора макулатуры.

Изучить процесс переработки макулатуры;

Провести анкетирование среди учеников по теме «Что ты знаешь о вторичном использовании бумаги?»;

Привлечь внимание окружающих к проблеме вырубки леса!

Изучить три способа изготовления бумаги в домашних условиях. Выявить самый эффективный способ по изготовлению бумаги в домашних условиях.

Изготовить ЭКО подарки из полученной переработанной бумаги.

Методы исследования:

Сбор информации из книг, интернета,

Наблюдение;

Анкетирование

Эксперимент  

Практическая работа;

Обобщение.

Гипотеза:  Я считаю, что сбор макулатуры в школах поможет спасению лесов от вырубки,  и что изготовление новой бумаги и эксклюзивных ЭКО подарков из  макулатуры доступно в домашних условиях даже школьнику.

  Макулатура – это  мусор, который может помочь в сбережении природы.

 Я предположил, что можно привлечь внимание людей к проблеме уничтожения леса ради бумаги если:

• сделать бумагу в домашних условиях из макулатуры, подарив этим бумаге вторую жизнь;

• изготовить из переработанной бумаги ЭКО подарки;

• проинформировать окружающих, напомнив им о существующей проблеме.

 Значимая ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об  использовании макулатуры.

 С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Глава 1. Теоретическая часть исследования.

1.1 Происхождение бумаги.

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, — чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идет через столетия.

История бумаги уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней. Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Лунь, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, красители. Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. [ 3 ]

По китайскому способу в VI веке бумагу стали изготавливать в Корее, в VII веке – в Японии. Японская бумага превзошла по качеству китайскую, японцы вырабатывали около 300 различных видов. Бумага постепенно распространялась по земному шару из страны в страну: в VIII веке она в Багдаде, в ХIII веке в Венеции. Бумага завоевала Европу примерно в ХVI веке. В ХVIII веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр I: по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик. [ 7 ]

Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н.Л. Робер. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. В мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека.

1.2 Производство бумаги.

Путь бумаги начинается в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распиловочные столы. В мгновение ока вековые стволы превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. 60-тонные жерновые камни превращают их в древесную массу. Так заканчивается первый этап, который называется механическим.

В древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин – белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства. Подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается на сточный конвейер со скоростью 750 метров в минуту, сушится, прокатывается и превращается в бумагу.

 Выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции – листы, рулоны. Вот такой длинный путь проходит бумага. Сортировка и упаковка.

Для изготовления 1 т бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Это примерно 17 деревьев. А из 1 т бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей. 250 кг макулатуры заменяют около 1 кубического метра древесины.

От производства бумаги страдают не только деревья – из всех отраслей промышленности целлюлозно-бумажная - крупнейший потребитель воды и пятый по потреблению электричества. При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз.

Из выше рассказанного можно сделать вывод, что бумага – одно из уникальных изобретений человека. Производство бумаги - весьма трудоемкий и масштабный процесс. Стоит сдавать макулатуру, это экономия электроэнергии и расхода воды

Вывод: Бумагу человек в своей жизни использует очень широко, без бумаги некуда.

1.3 Переработка бумаги.

Переработка бумаги – это весьма выгодное и полезное дело, наглядный пример охраны окружающей среды одновременно.

Что же дает переработка бумаги?

1. В мире меньше стали вырубать леса.

2. Уменьшается количество мусора.

3. Переработанная бумага стоит намного дешевле, чем сделанная из дерева.

Макулатура - отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

Макулатура — один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет, а сбор - 100 кг макулатуры спасает одно дерево.

Всю сданную макулатуру сначала рассортируют на бумагу и картон, затем она пойдет в переработку. На предприятии ее измельчат, смешают с водой до получения однородной полужидкой массы, мылом и специальными растворителями из нее вымоют типографскую краску. Затем из массы удалят проволочные скобки, клей, частицы пластиков, минеральные частицы грязи. Очищенная масса сформируется в бумажную ленту, из которой можно сделать новую бумагу.

Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. Из одного килограмма макулатуры можно изготовить 250 школьных тетрадей. [ 7 ]

Человечество уже давно научилось перерабатывать старую бумагу для нового использования. Поэтому бор макулатуры и ее разумное использование предотвращают замусоривание среды нашего обитания остатками бумаги и сберегают ценную древесину.

1.3 Предприятия осуществляющие сбор макулатуры в республике Татарстан.

Сбор макулатуры в республике татарстан осуществяют 22 организации, которыми в год собираются около 365 тысяч тонн данного вида отходов.

Г.Казань:

ОАО «Татвториндустрия»; ИП Тихонов; ООО «Предприятие Жилищно-комунального хозяйства»; ООО «Оникс Торг»; ООО «Чистый город»; ООО «Логические системы»; ООО «Производственно-коммерческуая фирма «Майдан»; ООО «НАТЭКС»»

ООО «ВэйстТехноТранс»; ООО «ВторРесурсы»; ООО «Поволжская экологическая компания».

Г.Набережные-Челны:

ЗАО «Нарадное прелдприятие «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат»; ООО «ПромИндустрия»; ИП Уросов А.В.;

Г.Нижнекамск: ООО «Экология»; ООО «Кама-Ресурс»; ИП Андреев В.Н..

Г.Елабуга:РООИВиВК филиал «Камский»; ООО «Эко плюс».

Г.Зеленодольск:ООО «Ресурс».

Г.Лениногорск:ООО «Шарл».

Г.Буинск:ООО «ЭкоИнком».

Единственным крупным потребителем макулатуры в республике является ЗАО «Нарадное прелдприятие «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат».

1.5 Сбор макулатуры в городе Нижнекамск.

Среди многочисленного промышленного мусора, отходов производства и продуктов жизнедеятельности городской инфраструктуры, особе место занимает макулатура, Нижнекамск, как и многие города России, сегодня буквально задыхается от переизбытка отходов, являясь уникальным видом вторичного сырья.

Прием вторичного сырья в Нижнекамске позволяет не только убрать с улиц город многочисленный мусор, но и решает проблему успешной утилизации этого вида сырья. При правильном и грамотном подходе, сбор вторичного сырья и его последующая приемка в пункты, где можно сдать его в этом городе, может не только загрузить перерабатывающие мощности предприятий, но и способствовать очищению города от лишнего хлама и мусора. 

Сбор бумаги в Нижнекамске осуществляется в любом количестве. В процессе переработки ее удается получить многочисленную группу товаров и материалов, которые очень востребованы сегодня в хозяйственной деятельности, к тому же имеющие довольно низкую себестоимость.

Пункты приема макулатуры в г.Нижнекамск.

В г.Нижнекамске имеются различные пункты приема вторичного сырья.

Пункты приема макулатуры в г.Нижнекамск: [ 11 ]

«Камэкотех»Адрес: Студенческая улица, 9, Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия Телефон: +7 (8555) 31-85-52

ООО «Мобеко»Адрес: ул. Вокзальная 33, Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия Телефон: +7 (8555) 30-28-36

ОАО «Татвториндустрия»Адрес: Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия Телефон: +7 (8555) 31-73-66

Брэнд г. Нижнекамск, пр-т. Мира, 88/20б Тел.+7(8555)31-73-66

ИП Матвеев г. Нижнекамск, ул. Металлургическая, 11в

ЭкСПО г. Нижнекамск, ул. Юности, 1 Тел.+78555397878

Рециклинг г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев, 23а Тел.+79172435959

ИП Яруллин г. Нижнекамск, ул. Баки Урманче, 29 Тел.+79196965199

Глава 2. Практическая часть исследования.

2.1 Анкетирование одноклассников и его результаты.

Во время поиска ответа на основной вопрос «Что ты знаешь о вторичном использовании бумаги?» я решил исследовать, что знают и ответят мои одноклассники. Для этого я составил анкету. Приложение 1

 Цель опроса: выявление  осведомленности учащихся об  использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).

Было проанкетировано 28 ребят моего класса.

После обработки результатов, выяснилось:

Все ребята знают, что бумагу производят из древесины.Половина ребят не знают для чего нужно собирать макулатуру.Большинство ребят ответили, что выкидывают ненужные газеты и журналы. Только 5 из 28 ребят ответили, что собирают их отдельно. На вопрос «Хотели бы Вы сделать город Нижнекамск чище?» Все ребята единогласно ответили, что хотят сделать наш город чище . Все ребята единогласно ответили, что хотят внести свой вклад в сохранении природы и все ребята моего класса хотят принять участии в сборе макулатуры.

В результате  проведенного опроса выяснилось, что лишь половина учащихся знакомы с понятием « макулатура», слышали о продукции, изготавливаемой из макулатуры. Многие из ребят, просто выкидывают ненужную бумагу. Все ребята единогласно хотят сделать наш город чище, внести свой вклад в сохранении природы и все согласны участвовать в акциях по сбору макулатуры.   Это значит что в школах нужно активнее вести беседы  о способах сохранения лесных ресурсов.

Это очень актуальная тема, не только среди взрослых, но и среди ребят моего возраста. Мы все хотим сделать наш город Нижнекамск чище и внести свой вклад в сохранении природы. Все 28 ребят хотят присоединится к акции по сбору макулатуры.

После анкетирования, наш класс участвовал в акции по сбору макулатуры. По итогом этой акции наш класс 1 а занял 1 место, нашим классом было собрано 186 килограмм макулатуры Приложение 2.

2.2 Разработка информационной листовки «Сдай макулатуру – сделай вклад в сохранении природы»

В результате исследования в данной работе, а также по результатам анкетирования, я решил создать своими руками информационные листовки, которые я изготовил сам в домашних условиях при помощи переработанной ненужной бумаги, где я указал места приема макулатуры для жителей г.Нижнекамск. Данную листовку я назвал «Сдай макулатуру – сделай вклад в сохранении природы», которая представлена в Приложении 3. Данную информацию я хочу донести не только для школьников, но и в перспективе до всех людей в нашем городе. Я думаю, что эта информация будет очень полезна и интересна для всех жителей нашего города.

2.3 Изготовление бумаги в домашних условиях.

Исследовательская часть

Цель: переработать бумагу в домашних условиях из ненужной бумаги, которую выкидывают.

Изучив различные источники, я опробовал несколько методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя обрезки листов  и исписанные листы офисной бумаги, мне удалось получить бумагу.

Способ №1. Для первого способа я взял бумагу, которую я собирал в отдельную корзинку «для бумаги» (обрезки бумаги, тетради, ненужные распечатанные листы и т.д.) (Фото 1)

1.Разорвал бумагу на мелкие кусочки и поместил их в миску (Фото 2).

2. Налить в миску воды (лучше теплой).

3. Дал бумаге постоять несколько часов, чтобы она размягчилась.

4. взбил блендером до тех пор, пока масса не станет мягкой. (Фото 3).

5. Часть этой массы положил на марлю выложенную на стекло. (Фото 4,5).

6. Получившийся лист не трогал до полного высыхания.

После высушивания, я получил бумагу. Данная бумага не похожа на бумагу. Она похожа на картон, неравномерная по толщине (Фото 6).

Поэтому я преступил ко второму способу.

Способ №2.

В первом способе масса получилась неоднородной, поэтому в полученную массу я добавил сваренный клейстер из крахмала (2 столовые ложки крахмала развести в 0,5 стакана воды, довести до кипения, варить постоянно помешивая 2 минуты), для склейки неоднородных частиц (Фото 7).

Эту массу положил марлю выложенную на стекло и накрыл вторым стеклом. И положил сверху несколько больших энциклопедий (Фото 8).

После высушивания, я получил бумагу лучше, чем в первый раз, но все равно она была очень толстой, не похожею на бумагу машинной выделки(Фото 9).

Способ №3

1.Разорвал бумагу на мелкие кусочки и поместил их в миску.

2. Налить в миску воды (лучше теплой).

3. Дал бумаге постоять несколько часов, чтобы она размягчилась.

4. взбил блендером до тех пор, пока масса не станет мягкой.

5. взял емкость с водой, добавив часть бумажной массы .

6. папа мне изготовил рамку с москитной сеткой. Эту рамку я опустил в емкость с разведенной бумажной массой. (Фото 10).

7. Аккуратно снимаем «бумажный» слой с сетки(Фото 11).

8. Высушиваем окончательно и выравниваем поверхность с помощью утюга.

Из проделанных мною способов самым эффективным способом оказался третий способ получения бумаги в домашних условиях - лист бумаги получился тонким, больше похожий на обычный лист, чем в предыдущих способах(Фото 13).

Создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс. И совсем несложный. А какой потрясающий результат: эксклюзивная бумага вашего собственного дизайна и эксклюзивные подарки для всей семьи. Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат.

2.4 Изготовление ЭКО подарков в домашних условиях.

Скоро праздники, поэтому я решил сделать ЭКО подарки для своих родителей своими руками из макулатуры.

Для ЭКО подарка для папы я использовал листы, которые я получил после вторичной переработки бумаги. Я взял новый стержень и скрутил свою полученную бумагу на этот стержень. После чего полученную ручку я раскрасил красками и покрыл лаком(Фото 14).

Совсем несложный процесс создания, но я в итоге получил уникальную и эксклюзивную ручку из экологических материалов(Фото 15).

Для ЭКО подарка для мамы я использовал бумажную массу, которую я сделал для изготовления своей бумаги (Фото 16,17,18).

Для этого нужно скатать бумажную массу в шарики и их насадить на зубочистки и дать их высохнуть. Я раскрасил эти шарики. Затем насадил их на тонкую резинку. Получился эксклюзивный на ЭКО набор(Фото 19).

В результате проделанной работы я изучил историю переработки бумаги, познакомился с технологией её производства. Используя старые альбомы и тетрадные листы, мне удалось получить бумагу, несколькими способами. Моя идея о возможности переработки бумаги в домашних условиях получила свое воплощение. Бумагу можно приготовить в домашних условиях. Создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс. И совсем несложный. А какой потрясающий результат: эксклюзивная бумага вашего собственного дизайна и эксклюзивные подарки для всей семьи. Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат. Не выбрасывайте использованную бумагу, а сохраняйте ее и перерабатывайте в бумагу для изготовления каких-нибудь поделок. Бумагу вторичной переработки почти всегда можно использовать в тех же целях, что и новую бумагу. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы.

Заключение.

Подводя итоги своего исследования можно с уверенностью сказать,  что гипотеза, которую я выдвинул в начале исследования подтвердилась. У меня получилось изготовить бумагу, выявить самый эффективный способ переработки бумаги в домашних условиях и сделать эксклюзивные ЭКО подарки.

Исследовав литературу и интернет ресурсы я многое узнал: об истории происхождения бумаги, познакомился с технологией её производства, о способах ее переработки, как много всего полезного можно сделать из ненужной бумаги.

Для вовлечения большего количества людей к сбору макулатуры я разработал информационную листовку для наших жителей города «Сдай макулатуру – сделай вклад в сохранении природы»

Я проинформировал своих одноклассников о пользе сбора макулатуры, напомнив им о существующей проблеме и мы собрали не мало макулатуры, которая поможет спасти деревья. Благодаря этому процессу ежегодно сохраняется огромное количество деревьев, воды и электроэнергии.  Каждый из нас может помочь лесу, если будет бережно относиться к уже использованной бумаге – макулатуре.

Давайте вычислим, сколько мы сохранили деревьев, собирав макулатуру.

1 т макулатуры - это 10 спасённых деревьев.

100 кг макулатуры - это 1 спасенное дерево

Наш 1 а класс сдал 186 кг макулатуры – а это спасенных 2 дерева.

Исходя из этих данных, нам удалось сохранить 2 дерева

В ходе исследования я выполнил поставленные задачи: выяснили осведомленность одноклассников в вопросах переработки бумаги, участвовали в акции по сбору макулатуры, тем самым сделали свой вклад в спасение природы, я смог самостоятельно изготовить бумагу из макулатуры. Также я узнал, какое количество деревьев спасли ученики нашего класса благодаря активному сбору бумажного сырья.

Практическая значимость:

Данный проект учит ответственному бережному отношению к окружающей среде и природным ресурсам;

Привлечение внимания к проблемам экологии и необходимости вторичного использования природных ресурсов.

В результате проделанной работы я пришел к следующим выводам: Используя старые газеты, журналы, тетради, возможно, получить бумагу и эксклюзивные ЭКО подарки в домашних условиях. Каждый может внести личный вклад в дело сохранения лесных богатств, принимая активное участие в сборе и сдаче макулатуры.

Теперь я хочу предложить изготовить на уроках технологии несколько поделок, основой которых будет служить макулатура. Думаю, что такие творческие дела им будут интересны и позволят изготовить простые сувениры своими руками, но и заставят ещё раз задуматься о необходимости беречь окружающую среду с помощью вторичной переработки бумаги.

Надеюсь мне удастся распространять свой опыт и этим приносить пользу всему живому.

В своей исследовательской работе я доказал, что не нужно выбрасывать е использованную бумагу. Бумагу вторичной переработки почти всегда можно использовать в тех же целях, что и новую бумагу. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы.

Я голосую за бережное использование бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, уже скоро человечество найдет способ производить бумагу в промышленных масштабах без использования древесины. Так обязательно будет! Я в это верю.

Список литературы.

Галенс Джуди, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек, Харьков, 2006, 400с.

Климова Е.Д., Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва, 2004.

Клышко А., Мао Цзо-бэнь, Это изобретено в Китае / Перевод с китайского и примечания. — Москва: Молодая гвардия, 1959, 160с.

Ликум А., Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём»», Москва, 1998, 84с.

Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, Москва, 2014, 1376 с.

Спарджен Р., Новая Российская энциклопедия. Россия, Москва, 2003, 959с.

Шишкина Г. Б. Бумага как эстетический феномен японской культуры //Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. — М.,2006, 297с..

Список источников:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B0%D0%B3%D0%B0

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

http://nkbk.ru/

http://punkti-priema.ru/makulutura/nijnekamsk

Приложение 1

Анкета «Что ты знаешь о вторичном использовании бумаги?»

Знаете ли Вы, из чего делают бумагу?

______________________________________________________________

Знаете ли Вы для чего нужно собирать макулатуру?

______________________________________________________________

Что ты делаеешь со старыми газетами и журналами?

______________________________________________________________

Хотели бы Вы сделать город Нижнекамск чище?

______________________________________________________________

Хочешь ли ты внести свой вклад в сохранении природы?

______________________________________________________________

Считаешь ли ты необходимым участие в сборе макулатуры?

_____________________________________________________________

Хочешь ли ты присоединится к акции по сбору макулатуры?

______________________________________________________________

Приложение 2

Приложение 3

Фото 1, Фото 2

Фото 3, Фото 4

Ф ото 5, Фото 6

Фото 7, Фото 8

Фото 11, Фото 12

Фото 9

Фото 10

Ф ото 13, Фото 14

Фото13, Фото 14

Ф ото 15, Фото 19

Фото 16, Фото 17, Фото 18

Просмотров работы: 60