Сходства и различия народных игр черкесов и англичан

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сходства и различия народных игр черкесов и англичан

Фанян К.Н. 1
1МКОУ"СОШ а.Хумара"
Бесленеева М.А. 1
1МКОУ"СОШ а.Хумара"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: выявить сходства и различия народных игр черкесов и англичан.

Объект исследования: влияние игр на развитие и воспитание ребенка.

Предмет исследования: различия народных игр черкесов и англичанИсследованиКритерии:

- различия народных игр черкесов и англичан.

- различия игр для мальчиков и девочек.

сходств и различий игр черкесов и англичан

Критерии:

- различия народных игр черкесов и англичан.

- различия игр для мальчиков и девочек.

Задачи

Ознакомиться с народными играми черкесов и англичан.

Выяснить, знают ли в какие игры играют наши и английские дети учащиеся нашей школы.

Способствовать осознанию учащимися ценности игр в нашей жизни.

Учёные утверждают:

П. Леутин :

«Существует взаимосвязь между играми в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте».

И.С. Карабулатова :

«В народных играх зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребёнка».

Д.С. Лихачев : «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».

Самой основной обязанностью уважающего себя человека является уважительное отношение ко всему, что принадлежит его народу.

Во всем мире, у каждого народа есть особые обычаи и устои Будучи увлекательным занятием для ребенка, игра является важным средством воспитания. В аиграх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками.

Народные игры
По содержанию игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Перед проведением игр детей надо познакомить с правилами.

Играй честно, строго соблюдая установленные правила и требуя этого от товарищей.

Сам играй, но и дай сыграть товарищам.

Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни: в игре - соперник, после игры - товарищ.

Победил - не задавайся (есть и посильнее тебя), проиграл - не унывай (поработаешь над собой - победишь).

В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен.

Победа команды - твоя победа, честь команды - твоя честь.

Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты.

Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить.

Подвижные игры включают элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий, самый умный.

Игры доступны детям самого раннего возраста.

В прошлом в каждой черкесской семье было от 5 до 11 детей. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые распространялись от аула к аулу, укрепляя тем самым здоровье. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись,менялись их названия. Но уж коли игра завладела душами детей, то нередко оставались в аулах на долгие годы. На Кавказе многие игры не знали границ, и посредством аталычества и связей народов, проживающих в непосредственной близости переходили от народа к народу.

Игры детей в черкесских семьях являются неотъемлемой частью интернационального,художественного и физического развития личности. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое,заинтересованное, к культуре родной страны, её республик и народов, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.

Англича́не (англ. English people) — нация, составляющая основное население 
Англии. Сформировался в Средние века на острове Великобритания из германских племён.
Язык – английский

Считается, что жители Англии невозмутимы в любых ситуациях. Их сдержанность и самообладание определяется тем, что с самого детства их приучают определенным образом реагировать на жизненные ситуации, не показывая истинные чувства. Они не любят перемен и придерживаются традиций во всем.Игры не являются исключением.

Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должны еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения ... Самым важным в обучении признаётся надлежащее воспитание, вносящее в душу играющего ребенка любовь, к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства»]

Английская игра немного напоминает наш “Ручеек”.

Двое игроков берутся за руки и образуют арку (мост). Остальные бегают под этим мостом и напевают слова популярной детcкой песенки «Лондонский мост»:LondonBridgeisfallingdown… На словах “Myfairlady” игроки опускают руки и как бы заключают в объятия того, кто в это время пробегал “под мостом”.

Этот человек встает на местоодного из водящих. В следующий раз новый игрок сменит того, кто простоял в качестве моста дольше.азличных ступенях исторического развития человеческого общества игра приобретала различные качества но во всех случаях ее значение определялось подготовкой человека «к будущей жизненной деятельности»

Эта старинная английская забава появилась в начале 19 века. И была чем-то средним между спортом и гаданием. Взрослые и дети прыгали через заженную свечу. И если пламя свечи после прыжка оставалось гореть, считалось что это к большой удачи.В наши дни английские дети по-прежнему любят развлекаться подобным образом. Но вместо свечи, в целях безопасности, используют другие предметы,например, скакалку. Двое ребят натягивают не туго и не очень высоко скакалку. Ребята по очереди стараютсяперепрыгнуть через скакалку.

Перед тем как перепрыгнуть через скакалку, дети рассказывают стишок «Jackbenimble» Далее скакалку приподнимают повыше. Выигрывает тот, кто сможет прыгнуть выше всех.

Скачки

Цель игры: развитие быстроты, умения ориентиро­ваться, укрепление мышц ног.

Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на рас­стоянии 20—30 м).

Игроки садятся на «коня», то есть пропускают меж­ду ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть­ся и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).

Правила игры:

выигрывает тот, кто первый пересечет линию фи­ниша;

если хворостина во время бега окажется в дру­гом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.

Черкеские игры

Развивает: быстроту движения, мускулатуру ног, умение ориентироваться в пространстве

Гонщик бурдюка

Цель игры: тренировка дыхательной и сердечно-со­судистой системы, развитие быстроты, выносливости.

Для проведения игры у каждого участника должен быть накачанный воздухом бурдюк (бурдюк можно за­менить резиновой игрушкой). В игре принимают участие двое и более детей.

Участники игры заходят в воду по пояс, по команде ложатся животом на бурдюк и гребут вдоль берега до установленной линии (20—25 м).

Правила игры:

выигрывает тот, кто быстрее доберется до уста­новленной линии;

потерявший бурдюк может взять его снова, при­нять исходное положение и продолжать движе­ние.
Развивает: быстроту движения, выносливость

Прыжок лягушки

Цель игры: укрепление костно-мышечного аппара­та ног, туловища.

На игровой площадке отмечается линия старта. Пра­во первым начать игру определяется жребием. Игрок, по­лучивший право на выполнение задания, выходит на ли­нию старта и принимает позу лягушки (становится на чет­вереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыга­ет вперед три раза. Последнее место приземления отмеча­ется. Затем то же самое выполняют следующие игроки.

Правила игры:

нельзя переступать через линию старта и отры­вать ладошки от земли до начала прыжка. Нару­шивший правило проигрывает;

выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.

Вариант игры: прыжки выполняются спиной вперед.
Развивает: опорно-двигательный аппарат

Журавли-журавушки

Цель игры: развитие внимание, координации дви­жений, укрепление мышц туловища, спины, живота.

Для игры выбирается водящий-матка — «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит матка. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выс­траивается в клиновидную фигуру.Если оворит о ля­гушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д.

Правила игры:

проигравшим считается тот, кто не смог выпол­нить задание и разорвал круг;

проигравший игрок становится на самый конец колонны;

матка-«журавль» меняется по договоренности.

Развивает: внимание, координацию движений, мускулатуру спины

Ягненок

Цель игры: развитие трудовых навыков, ловкости, сообразительности, имитационных движений.

В игре принимают участие 6 и более детей. Свою верхнюю одежду, которую иногда заменяют листьями, складывают в одно место (куча шерсти). Для игры выби­рается «пастух» и «ягненок».

Пастух приглашает к себе других участников игры — стригалей на кош. Они имитируют работу стригалей друг на друге. Хозяин вместе с ягненком ходит и следит за качеством работы, иногда давая советы, делая замеча­ния. И вот стригалям надоедает ягненок. Они его уводят и прячут в «куче шерсти». Пастух сначала не замечает пропажи, а потом начинает поиски ягненка. Когда он его находит, то помогает ему подняться и бросается ловить стригалей. Кого поймает, тот становится пастухом.

Правила игры:

«ягненок» не оказывает сопротивления, когда его уводят, и не встает сам, пока его не поднимет «пастух»;

пойманным или раненным считается тот, кого пастух хлопнет по спине или по плечу.

Перетягивание веревки

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, ук­репление мышц туловища, рук, ног.

На игровой площадке чертится круг диаметром 3— 4 м. Играющие заходят в круг и надевают веревку так, чтобы она прошла под руками (веревка завязывается так, чтобы с обеих сторон были кольца диаметром 1,5 — 2 м). Подав корпусом немного вперед, игроки натягивают ве­ревку. По команде каждый играющий стремится выйти из круга.

Правила игры:

выигрывает тот, кто первым выйдет из круга двумя ногами;

нельзя дотрагиваться до пола руками.

Вариант игры: — можно игру завершить после пе­ретягивания противника из круга.

Развивает: выносливость, ловкость, мускулатуру ног, мускулатуру рук

Драчливый баран

Цель игры: развитие выносливости, укрепление мышц туловища.

На игровой площадке очерчивается круг диаметром . 1,5—3,5 м (в зависимости от возраста детей).Два игрока становятся на четвереньки друг перед дру­гом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.

Правила игры:

по договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остано­вил встречу.

Проигравшим считается тот, кто:

коснется какой-нибудь частью тела земли за очер­ченным участком;

упадет или перейдет в другое положение, чем на четвереньках.Развивает: выносливость

Кто быстрее

Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепле­ние мышц ног.

На игровой площадке выстраиваются желающие иг­рать. На расстоянии 50—60 м от начала игровой площад­ки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задер­живать впереди бегущего захватами рук

.Правила игры:

выигрывает тот, кто первый добежит до услов­ленного места;

нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков.

Варианты игры:

то же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед;

участники делятся на две команды. Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым — 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка. Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков.
Развивает: быстроту движения, ловкость, мускулатуру ног

Снимать сыр

Цель игры: укрепление мышц рук и ног, ловкости.

На игровой площадке вкапывается гладко обструган­ный длинный шест, на конце которого прибивают неболь­шую корзинку, в которую кладут разные игрушки, сла­дости. Принимающий участие в игре подходит к шесту и, обхватив его руками и ногами, залазит наверх и берет все, что может взять в одну руку. Затем спускается.

Правила игры:

нельзя сбрасывать лежащие в корзине предметы;

предметы, выпавшие из рук игрока при спуске, могут принадлежать любому из стоящих внизу;

чтобы руки не скользили, их можно натереть пес­ком или золой.


Развивает: ловкость, мускулатуру ног, мускулатуру рук

Варианты игры:

можно играть командами. Членам одной коман­ды, не выбывшим из игры, разрешается помо­гать друг другу;

возможно увеличение физической нагрузки за счет того, что «всадники» будут сидеть не на спи­не, а на плечах.

Категория: Адыгейские народные игры 
Развивает: выносливость, координацию движений, ловкость, мускулатуру ног

Захват противника

Цель игры: развитие ловкости, быстроты, внимания.

Описание игры: на игровой площадке на расстоя­нии 60—70 м друг от друга вбивается два колышка. В игре принимают участие 6 и более человек. Играющие делятся на две группы, каждая из которых выстраивает­ся возле своего колышка. Группа, которой по жребию выпало начинать игру, выделяет одного человека, кото­рый должен добежать до колышка противоположной сто­роны площадки и дотронуться до него. Ему помогают защитники своей команды. «Противники» в свою очередь пытаются задержать нападающего.

Правила игры:

Если нападающий дотронулся до колышка, то ему дается возможность нападать еще раз. В противном случае нападает противоположная команда.

Команда получает одно очко, если нападающий кос­нулся колышка.

Команда, большее количество раз дотронувшаяся до колышка, считается победительницей.

Можно задерживать противника захватом за плечи, за руки, за туловище.

Вынь нитки ( УДЭНЭ КЪИХ)

Цель игры. Развитие наблюдательности и внимания.

Описание игры. Один из игроков берет нитку (до 80-90 см), связывает концы и надевает определенным образом на кисти рук, а другой (зная приемы) снимает нитку так, чтобы образовалась новая фигура уже у него на руках. Затем вступает третий игрок и тд. С каждым приемом фигуры получаются более сложными и замысловатыми.

Волчок, юла (ЧЫН)

Одна из оригинальных, самобытных игр адыгейцев.

У мальчишек волчок считается ценной вещью. Хороший чын был предметом зависти.

Подготовка. Для игры необходим волчок (чын), сделанный из коровьего, бычьего рога или дерева, и небольшой кнут из конопляного волокна, прикрепленного к деревянной круглой ручке длиной 30-50 см. Игра проводится на льду или плотном снегу. Одновременно в игре участвуют два-три человека. Игра проходит в коридоре длиной около трех метров.

Описание игры. Чын запускается вращательным движением указательных пальцев, а затем его несколько раз ударяют кнутом, чтобы придать ускорение. Направляя чын ударами кнута, необходимо как можно быстрей гнать его по коридору.

Правила игры.

Победителем считается тот, кто быстрее всех прогонит свой чын.

Если чын остановился в пределах коридора, то игрок может снова его запустить и продолжать игру.

Игрок, упустивший свой чын за пределы коридора, выбывает из игры.

Лабиринт (ГЬУНД-ГЪУНД КЪАЛ)

Головоломка гьунд-гъунд къал была придумана как своеобразный тест на сообразительность и находчивость для отбора игроков на роли командиров.

Подготовка. На длинную широкую скамью резьбой наносится план какой-нибудь крепости (гьунд-гъунд къал). В руках играющих находится по указке длиной 10-15 см.

Описание игры. С противоположных концов резьбы нападающий и защитник ведут свои указки. Цель защитника «поймать» нападающего – столкнуться на его указкой, пока тот не пройдет в крепость.

Правила игры.

Нельзя вынимать указку из резьбы.

При встрече указки с преградой нужно возвращаться и искать другую дорогу.

Побеждает тот, кто быстрее решит задачу.

Выбивать дерево (ПХЪЭШЪЭУТ)

Подготовка. В игре может участвовать от четырех до десяти детей. Играющие делятся на две команды. Для проведения игры необходимо три детали -деревяшки длиной 15-20 см (пхъэ). У каждого играющего должна быть бита длиной 100-120 см. На ровной площадке чертят линию старта. За ней, через 40-50 см, наносят линию пропасти - «куу». В 10-15 метрах от линии старта наносится линия атаки, а перпендикулярной линией обозначается зона опасности. Метающий биту игрок должен находиться в зоне опасности.

Описание игры. В соответствии с установленной очередностью одна команда идет на линию атаки, а капитан другой команды выстраивает из деталей (пхъэ) фигуру (лес, коня, дорогу, ворота, дом, подушку).

Ход игры. Выйти из леса, поймать коня, преодолеть длинную дорогу, открыть ворота, зайти в дом и отдохнуть на подушке. Фигуры расставляются на линии старта.

Если метающий выбивает всю фигуру за линию пропасти, то дальше по другой фигуре бьет другой член этой же команды. В случае, если выбита часть фигуры, право удара остается в команде и фигуру можно «добить». Если фигура осталась нетронутой, то есть ни одна пхъэ не упала, удар переходит к другой команде.

Правила игры.

Метать биту можно только из-за линии атаки и только в зоне опасности. В противном случае команда теряет право удара.

Все игроки должны находиться с левой стороны и сзади метающего; игрок, зашедший за линию опасности, и его команда лишаются очередного удара.

Команда, начавшая игру второй, имеет право на заключительный удар, даже если все фигуры выбиты.

Выигрывает та команда, которая быстрее «сядет на подушку», то есть выбьет последнюю фигуру.

Прятки (КЪАК КЪАНГЪЭБЫЛЬ)

Цель игры. Развитие произвольного внимания, ловкости, быстроты реакции.

Подготовка. Игра проводится на открытом воздухе. Количество играющих не ограничено. Игроки берут длинную палку, и каждый быстро хватается за нее одной рукой: чья рука окажется сверху, тот и водит. Определяется предел счета.

Описание игры. Водящий подходит к дереву или забору, закрывает глаза и громко считает в среднем темпе до указанной цифры. После чего так же громко объявляет: «Иду». Затем он ищет спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, ведущий должен догнать его и хлопнуть по плечу или спине. В случае, если водящий догнал несколько человек, водит тот, кого осалили последним. Цель спрятавшегося игрока - добежать и дотронуться до того места, где стоял водящий.

Под буркой

Цель игры. Развитие интуиции, мышления.

Подготовка. Играющие делятся на две команды по пять-восемь человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка (национальный вид одежды). Старший тамада садится на землю, укрывшись буркой, а игроки команды располагаются вокруг, охраняя его.

Описание игры. Другая команда, водящая, отходит от них на 20 метров. По указанию тамады от водящих к соперникам идут два игрока. Увидев их, охрана спрашивает: «Кто идет?» Если идущие не отвечают, то вопрос задают повторно. Не доходя двух-трех метров до бурки, ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости - проходите. Добро пожаловать!» - говорит тамада под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, не снимая бурки, пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы обманщики! Медведь - это... (имя игрока), а волк., (имя)». Если пришедших узнали, они сразу убегают, а охрана их догоняет. Тот, кого охрана осалит, становится пленником тамады. Когда тамада ошибается, пришедшие спокойно забирают двух игроков из его охраны и возвращаются к своим.

Слепой медведь (МЫШЪЭ НЭa)

Цель игры. Развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции.

Подготовка. Играющие свободно размещаются на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с рубцами.

Описание игры. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Остальные водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь осалит, становится водящим.

Правила игры.

Водящий не должен подглядывать.

Игрокам не разрешается убегать за линию площадки.

Если медведь долгое время не может никого осалить, надо его заменить.

Как социальный и по своему содержанию, и по своей форме феномен, игра возникла и развивалась на всем протяжении человеческого общества. Еще Платон писал, что «человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должны еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения ... Самым важным в обучении мы

Признаем надлежащее воспитание, вносящее в душу играющего ребенка любовь, к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства»На различных ступенях исторического развития человеческого общества

   Огромная роль в трудовом воспитании принадлежала народным играм. Как социальный и по своему содержанию, и по своей форме феномен, игра возникла и развивалась на всем протяжении человеческого общества. Еще Платон писал, что «человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должны еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения ... Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание, вносящее в душу играющего ребенка любовь, к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства»]


Английская игра немного напоминает наш “Ручеек”.

Двое игроков берутся за руки и образуютарку (мост). Остальные бегают под этим

мостом и напевают слова популярной детcкой песенки «Лондонский мост»:

London Bridge is falling down… На словах “Myfairlady” игроки опускают руки и как бы заключают в объятия того, кто в это время пробегал “под мостом”. Этот человек встает на место

одного из водящих. В следующий раз новый игрок сменит того, кто простоял в качестве моста дольше различных ступенях исторического развития человеческого общества игра приобретала различные качества но во всех случаях ее значение определялось подготовкой человека «к будущей жизненной деятельности»

Исследования игр философами, историками, педагогами, психологами и другими показывают, что их возникновение непосредственным образом было связано с хозяйственными и производственными потребностями.

Игра составляла один из наиболее ранних и наиболее доступных методов, посредством которого ребенок мало-помалу вступал в общение с внешним миром. Она закладывала первые трудовые навыки, развивала умение, вырабатывала привычки, совершенствовала мастерство. Поэтому А. С. Макаренко метко заметил: «Как ребенок играет, так и будет работать»


Можно сказать, что уже в самом процессе формирования игра была теснейшим образом связана с социальным действием человека - с трудом. Воспроизводя доступными средствами важнейшие практические ситуации жизни, игра, помимо физического развития, прививала детям знания об окружающей действительности, закаливала нравственные качества, без которых нельзя было обойтись в обществе.

Таким образом, игра оказывала благотворное влияние на формирование характера ребенка, воспитывала в нем самостоятельность, смелость, находчивость, самообладание, хладнокровие, терпение, аккуратность, дисциплинированность, развивала дух товарищества и общественной солидарности, коллективизма и умения действовать в интересах коллектива.

О значении игры для детей Н. К. Крупская писала: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» (Крупская Н. К. Педагогические сочинения, Подчеркивая огромную значимость игры в трудовом воспитании. В другом месте она константировала, что «игра в своем развитии перерастает в труд»

По своему характеру, целям и задачам многочисленные детские игры адыгов можно классифицировать на несколько групп. Во-первых, следует выделить игры, воспитывающие трудолюбие, т. е. трудовые, во-вторых, игры, вырабатывающие сноровку, ловкость, быстроту, которые можно объединить под общим названием военно-прикладные, и, наконец, в-третьих, игры, развивающие умственные способности и нравственные качества, иначе говоря, морально-дидактические.

По фабульно-композиционным конструкциям они делятся на игры-забавы, сюжетные игры и игры-импровизации.

В зависимости же от половозрастных особенностей игры подразделяются на игры для мальчиков, девочек и общие, а также на игры для младшего, среднего и старшего возрастов. Разумеется, конечно, что такая классификация является условной, и границы между отдельными группами очень относительны. Особенно это касается игр, воспитывающих трудовые навыки, сноровку, вырабатывающих морально-этические нормы, развивающих физические данные, и др.

Ещё одна популярная английская игра Двое ребят натягивают не туго и не очень высоко скакалку.

Ребята по очереди стараются перепрыгнуть через скакалку. Перед тем как перепрыгнуть через скакалку, дети рассказывают стишок «Jackbenimble»

Далее скакалку приподнимают повыше. Выигрывает тот, кто сможет прыгнуть выше всех.


Нельзя также сказать, что та или другая игра особенно важна, потому что развивает ребенка только физически или только умственно. В этом отношении игры всех групп содержат элементы и того и другого. При всей простоте игры представляют сложную совокупность, в которой одна из игр при своей «всесторонности» более или менее направлена на выработку трудовых навыков, другая - на развитие ловкости, быстроты, третья тренирует умственные способности.

Это относится и к играм-забавам, и ко всем без исключения сюжетным играм, и к играм-импровизациям. Поэтому, когда речь идет о трудовом воспитании, целесообразно в той или иной мере говорить не только о «трудовых играх», но и об играх, имеющих военно-прикладное значение, так как, развивая общие физические данные ребенка, они воспитывают стойкость, умение владеть различного рода орудиями и инвентарем, трудолюбие.

То же самое в некоторой степени касается также игр морально-дидактического направления. Само собой разумеется, что народ никогда не делал акцент на игры одного вида, игнорируя другой. Все игры являлись органической частью всеобщего, всеобъемлющего целого - практической жизни адыгов, которая была и сложной, и многогранной.
Все воспитательные средства адыгской народной педагогики находились в какой-то неразрывной, неотделимой друг от друга связи.

Если, к примеру, в сказках, пословицах, поговорках содержал ась педагогическая народная мудрость, народный идеал, то в играх были заключены те непосредственные практические средства и методы, при помощи которых могли быть осуществлены эти стремления. Но, несмотря на это, было бы неправомерным и односторонним рассматривать игровую деятельность детей адыгов только как утилитарную, познавательную.

Игры, как и у других народов, являлись составной частью этнической культуры адыгов. В них в своеобразной, по-детски упрощенной форме отражалась адыгская действительность во всей ее многогранности, начиная от хозяйственного, производственного и семейного быта, кончая социально-классовыми противоречиями. Таким образом, игра - это не только обобщенная форма педагогических методов и взглядов народа на воспитание, она была и остается своеобразной общественной памятью, передаваемой из поколения в поколение. Игра - это народная лаборатория, где экспериментируется, делается человеческий характер, воспитывается воля, настойчивость, трудолюбие, вырабатываются и закрепляются навыки, необходимые в жизни.
Дети не принимают скучных игр. Поэтому то, что они в одни игры играют больше, а в другие меньше, объясняется характером, возрастом, составом детской группы, которая подбирается для игры. При этом важны, конечно, как игры в одиночку (индивидуальные), так и игры групповые (коллективные). Более ценными, разумеется, были последние, которые, помимо всего, воспитывали детей-лидеров, которые умели организовывать и вести всех остальных за собой, умели управлять детским коллективом, были инициативными, настойчивыми и изобретательными.

В то же время исключительное значение имело то, что старшие дети-лидеры занимались воспитательным, педагогическим трудом. Воспитывая других, они сами занимались самовоспитанием, учились у вceх, совершенствовали свое умение мастерство.
В игре ребенок-индивид вел себя сообразно своем «статусу», строго и как можно лучше выполняя отведенную роль; отклонение или недостойное поведение (будь то действенное или моральное) осуждалось а порой наказывалось строго. В одних случаях, как это можно увидеть ниже, участников игры, нарушивших Условия, наказывали: по всей строгости, в других - провинившихся журили, предупреждали. Чем дети были старше, тем наказание строже, т. е. можно сказать, что игра постепенно переходила в: занятие, труд, за который будут спрашивать строго.

Естественно, что для детей младшего возраста, особенно двух-четырех лет, игры были менее подвижными и неопасными. Они в большей степени направлены на то чтобы развивать речь, наблюдательность и терпение ребенка
Представляется интересной поговорка: «Сабийм и гур мывэ фэрэкIнапэм ещхьщи балигъым и гур жэмбыдзгъэгъу джафэжьым хуэдэщ: сабэ тепкlутэрэ уепщэжмэ, зым трих щlагъуэ щыIэкъым, адрейм зыри къытенэркъым» («Сердце ребенка подобно пор истому камню, а взрослого человека - гладкому обсидиану: насыпешь на них пыль и подуешь - с первого мало что сдунешь, но на втором ничего не останется»). Любопытно и то, что «вместилищем» памяти адыги считали не голову-мозг, а сердце («Си гум изубыдащ» – «изучил», «запомнил»; букв.: удержал, запер в своем сердце)


Простейшей игрой-забавой для маленьких детей, которые только что начинали разговаривать, являлась «птичка». Она состояла в том, что, гуляя с ребенком, взрослый показывал ему птичку на ветке или на заборе и пел: «Бзу, бзу гуащэ, кIэфом тес, апхы къэхьи, зы хьэ уэстынщ... Тыр-р,- жиlэу лъэтэжащ». Содержание песенки таково: если птичка принесет то, о чем просят, ее накормят, т. е. за работу она получит зернышко ячменя.
Из многочисленных игр-забав для детей младшего возраста наиболее типичной является игра «овцы пасутся» .. По своему содержанию и, как можно предположить, по названию она имела «животноводческое» направление. В ней дети знакомились с элементарными понятиями о животных, об окружающей природе, о различных профессиях (чабана, повара и др.).
Игра «овцы пасутся» строил ась таким образом. Взрослый брал ручку ребенка .Ладонью вверх в свою руку и, ведя указательным пальцем другой своей руки по центру ладони ребенка, пел: «Мыбдеж мэл щохъурэ» (Вот тут овцы пасутся). При этом взрослый иногда комментировал, какие бывают овечки обжоры, как они кушают, где их пасут, какие травы им особенно нравятся и т. д. В повествование включались рассказы о хороших пастухах, о том, как они ищут специально для овец места, богатые сочными травами ащтым и жумар 

Считая их самыми полезными.

Об исключительности травы жумар, как любимом корме для мелкого рогатого скота, свидетельствует, например, поговорка: «Жумар къэкlа мыбдеж, мэлым хуэдэу фыщlызэхуэжэсар?» («Жумар что ли здесь растет, как овцы сбежались?») . Так обычно восклицали тогда, когда на каком-нибудь узком проходе скапливалось много людей. Обо всем этом в доступной, игровой форме мог и говорил взрослый, забавляющий ребенка игрой «овцы пасутся». Продолжая игру, забавляющий ребенка переводил свой; указательный палец ближе к большому пальцу ребенка и пел: «Мыбдеж хъурей щоджэгурэ» (А тут играют в хъурей (хъурей - круг, овца).

Переводя палец к указательному пальцу ребенка, взрослый пел: «Мыбдеж кlакlуэ-къакlуэ (А здесь пойдем-приходи). Трогая средний палец, он спрашивал: «Мыбдеж дыкlуэжын?» (А тут - может, пойдем домой?). Но безымянный палец на вопрос отвечает вопросом: «Мыбдеж тIэкlу дымышхэу дык1уэжын? (А здесь - [как же] надо хоть немного перекусить?). И после всего этого взрослый брал мизинчик ребенка и, припевая: «Еуэ, еуэ, nщафlэ цlыкlу» (Торопись, торопись, поварчонок), прижимал неоднократно мизинчик ребенка к его же ладони, вызывая тем самым смех и радость у малыша.
Незатейливая эта игра имела и другие варианты, которые также привлекают внимание своей «предметностью». В одном из них, например, пальцы «разговаривают». В начале игры взрослый на ладони ребенка показывает, где пасутся овцы и где играют в хъурей. Затем, указывая на большой палец ребенка, говорит, напевая: «Этот палец говорит: устал, проголодался, хорошо бы покушать». И поясняет: «Ты же видишь, какой он крепыш, работает много, свободно касается всех других пальцев».

При этом взрослый демонстрирует на своих пальцах и советует ребенку сделать то же самое: большой палец без труда касается остальных, хотя другие пальцы касаются друг друга с трудом. На желание покушать указательный палец отвечает вопросом: «А где мы еду возьмем?» И тут же взрослый сразу же комментирует: «Видишь, он всегда сомневается, поэтому плохо растет». Однако ему средний палец говорит: «Бог даст».

Потому он из всех пальцев самый длинный, что на всех надеется. Но безымянный палец, тоже из тех; кто сомневается, спрашивает: «А если не даст?» Тогда самый маленький (младший) - мизинец заявляет: «В таком случае украдем! Вон, овцы пасутся!» И здесь все пальцы журят его: «Такой малыш, а собирается красть! Надо работать!»
Тексты комментариев, какой палец что говорит и что делает, бывают самыми различными и большей частью обусловлены искусством забавляющего. После обычных, стандартных эпитетов для каждого пальца взрослый расшифровывает остальные реплики пальцев - по своему усмотрению.

При этом рассказы обычно сопровождаются пантомимой, положительно-подражательной или же нежелательно-пародийной жестикуляцией. Исходя из этого, можно заметить, что у этой игры, во-первых, конкретные цели: познакомить детей младшего возраста с трудовой деятельностью человека, с тем, что источником жизни является работа, труд, а не присвоение чужого. Вместе с тем она способствовала элементарному эстетическому воспитанию, развивала детскую речь, наблюдательность и др.
Для княжеско-дворянской знати, чьи дети, как уже отмечено воспитывались у аталыка (быфыкъуэадэ), характерной фигурой был шу (всадник). Здесь взрослый сажал ребенка на колено, как на коня, и, катая его, пел: «Шу, шу, и анэшым макlуэ; шу, шу, шы6э яхуеху» (Всадник, всадник, едет к родне по матери; всадник, всадник, гонит [туда им} табун лошадей). Далее забавлявший малыша или повторял эти слова несколько раз, или же сочинял в такт о том, как его встречали, как гордились подвигом племянника и т. д.
Адыгская игра-забава «Девять правд» из серии многочисленных прибауток знакомила детей с некоторыми знаниями по арифметике, по счету; кроме того, она содержала «непреходящие» истины, житейскую мудрость, отдельные упражнения по логическому мышлению, примеры многовекового наблюдения над окружающей природой. Игра строил ась почти так же, как вышеописанная «Овцы пасутся»: взрослый, показывая на пальцах, считал и комментировал каждую цифру:
О д и н - одинокий несчастен.
Д в а - два глаза друг друга знают (чувствуют).
Т р и - адыгский столик (1энэ) о трех ножках.
Ч е т ы р е - четыре ноги лошади одинаково здоровы, она резва.
П я т ь - пять пальцев на руке почти равнозначны.
Ш е с т ь - два раза по три - шесть.
С е м ь - повернутся семь братьев-звезд (Семью братьями-звездами адыги называют созвездие Большой Медведицы, о котором существует интересная. легенда) - наступает рассвет.
В о с е м ь - восьмиволовая упряжь хорошо тянет (плуг) .
Д е в я т ь - стало девять, не хватает одного.
Д е с я т ь - считаешь до десяти.
В ознакомлении детей (и мальчиков, и девочек) с окружающей средой, природными явлениями, различными профессиями, предметами быта, орудиями труда и т. п. большое значение имела игра «Мою гусыню не видел?», которая строилась на диалоге, где один спрашивал, а другой отвечал:
- Мою гусыню видел?
Видал.
Куда пошла?
В гнезде сидит. Что снесла? Яичко.
Кто съел? Чабан.
Что дал? Овчину.
Кто дубил? Дубильщик. Кто кроил? Закройщик. Кто шил? Портной. (Дубильщик (тэджырей), закройщик (бзэрей), портной (дэрей) букв. означают: тот, кто часто дубит; тот, кто часто кроит; тот, кто часто шьет)
Кто одел?
Моя (твоя) сестра. Куда отправилась? В гости.
Чем угостили?
Костным мозгом оленя и молодым медом (Смесь костного мозга оленя с молодым медом адыги считали чуть ли не самым полезным кушаньем, деликатесом).
А где моя доля?
В дыре.
Нету.
Куда делась? Черная ворона ест. А ворона где?
На дереве сидит.
А дерево где? Топор рубит.
А топор где? Валяется в листьях. А листья где?
Горят в пале.
А пал где?
Бода тушит.
А вода где?
Собака пьет.
А собака где?
С мужчиной идет. А мужчина где? Сено косит.
А сено где?
В кормушке.
- А кормушка где?
Возле нее корова стоит.
Корова где? Молоко несет. А молоко где? Кошка пьет.
А кошка где? В нише сидит. А ниша где?
Ты в ней сидишь.
Иногда эту игру делят на «Мою гусыню не видел?» первую часть и «А где моя доля?» - вторую часть (Археолого-этнографический сборник, вып. 1. Нальчик, 1974, с. 193-194). И в том, и в другом случае дети часто отступали от традиционного текста и придумывали свои вопросы и ответы. 
Разумеется, что такие упражнения, помимо того, что знакомили с названиями различных предметов, профессиями, явлениями, что было само по себе уже важно и полезно, развивали у детей сообразительность, наблюдательность и т. д.

Детство – особая субкультура жизни человека. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость и детскую непосредственность. Сознательно, свободно, увлеченно, самозабвенно участвуя в игре, ребенок незаметно для себя пропускает в бессознательную сферу определенные импульсы в форме образов, понятий и установок, создавая тем самым прочную базу для будущего.

Народные игры являются продуктом этнокультуры и выступают одним из эффективных педагогических средств воспитания подрастающего поколения. Так, в национальных играх отражаются об­раз жизни людей, их каждодневный быт, трудовая деятельность, наци­ональные устои и традиции. В играх проявляются национальный дух народа, лучшие черты национального характера, представления о чес­ти и благородстве, стремление к идеалам. Известно, что такие яркие представители науки и культуры, как , , и другие, призывали собирать и опи­сывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный коло­рит обычаев, народные морально-этические воззрения, его ценности и идеалы.

Не вызывает сомнения, что народные игры должны выступать важ­ной и неотъемлемой частью воспитания и развития ребенка. В процес­се включения в игровую деятельность ему передаются духовные и мо­рально-этические ценности дружелюбия и открытости к людям, гостеп­риимства, уважения к старшим, поклонение родителям. В играх у ре­бенка формируются двигательные навыки, развиваются высшие психи­ческие функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Народными играми следует  называть  именно  игры  ольклорногопроисхождения. Такие игры возникли в глубинах народной жизни, в процессе сельского и городского быта. Именно поэтому они являются "слепком" жизнедеятельности и духовного богатства народа.

Народные игры выступали для крестьян особым видом настройки на сложный и драматический процесс овладения природными силами. Оли­цетворяя и мифилогизируя непонятные ему силы природы, человек об­ращался к ним с мольбами о помощи, выражая свои просьбы в виде заклинаний, молитв, сопровождая свои просьбы ритуальными действия­ми и представлениями. Происходило "живое рождение" обрядов и сос­тавляющих их народных игр в определенной последовательности соот­ветственно временам года. Такая "привязка" к проблемам и потреб­ностям насущной жизни способствовала "спасению" народных игр от влияния на них идеологических установок, связанных со сменой влас­тей и общественных катаклизмов. Не будет преувеличением сказать, что только в играх в настоящее время сохранился "чистый", непос­редственно данный нам общественный опыт наших предков.

В народных играх, как правило, отражается выраженное деление на добро и зло. Именно на противопоставлении и борьбе добрых и злых персонажей обычно строится игровые сюжет и фабула. Практичес­ки в каждой игре происходит психотерапевтическая разрядка оптимис­тического плана: добро побеждает зло. Поэтому можно говорить о вы­соком морально-этическом и нравственном содержании народных игр, формирующих у детей и подрастающего поколения стремление к тому, чтобы в своей жизни совершать добрые поступки, оказывать помощь.

Игра является удобным, эффективным и в определенной мере универсальным способом сохранения народного опыта и способом его пе­редачи последующему поколению в силу того обстоятельства, что фольклор выступает устным видом коллективного творчества, часто напрямую не закрепленного в письменных текстах. Именно поэтому иг­ра, как особая деятельность, воспроизводимая из поколения в поко­ление, способна закрепить в своих деятельностных структурах важные содержательные моменты культуры, причем, в синкретичных формах, близким к их жизненным аналогам.

В силу описанных выше характерных особенностей игры она высту­пает важным средством физического, эстетического, нравственного и трудового развития и воспитания детей. Детские национальные игры имеют место в фольклорном творчестве каждого народа. Включаясь в игровую деятельность, ребенок усваивал морально-этические ценности своей национальной культуры, получал навыки общения со старшими и сверстниками. В процессе игры у него формировались умения и навы­ки, которые затем реализовались в трудовой жизни. Наконец, в игре ребенок получал опыт коллективных взаимодействий, способствующий развитию у него мышления и речи.

Ценность детской национальной игры в культурном и воспитатель­ном планах подчеркивал академик : "Меня спрашивают иногда, как я отношусь к исчезновению традиционных русских игр, таких, как лапта, бабки, рюхи? Вся беда в том, что исчезают игры вообще. Их заменяют танцы, или то, что называется танцами. Между тем игра важней: она воспитывает социальность, умение держаться вместе. По вечерам в семье лучше цифровое лото, чем монополия те­левизора. В Лото играли и взрослые, и дети. Также, как и в крокет"

Имеются лишь некоторые отрывочные данные по вопросу о детских национальных играх в работах Е. Броневского, Н. Данилевского, Ф. Дюбуа де Моннере, Г. Игнатенко, П. Потемкина и других. Выделя­ются труды известного историка и этнографа XIX века Хан-Гирея, особенно в его "Записках о Черкессии", значение которых высоко оценил царь Николай I, заинтересованный в то время в получении достоверных сведений о Черкессии и обычаях народностей данной страны. Широкое исследование детских национальных игр, сбор, классифи­кацию и подробное описание еще предстоит сделать.

Актуализированная нравственная максима в играх подчинялось прочному социальному порядку: уважения и преклонения перед старши­ми, а также беспрекословного выполнения обычаев и социально-нравс­твенных норм общения и общежития. Трансляция трудовых традиций при помощи игровых средств содержала знания о традициях земледельчест-ва, скотоводства, домашних промыслов и ремесел ("Шъынэ" "Ягне­нок", "Jaxbo" "Пастух"). Военно-физическая подготовка в игровых упражнениях имела важное значение и реализовалась, в основном, по отношению мальчиков и юношей - будущих воинов.

В настоящее время в этнокультуре детские игры можно классифи­цировать по двум различным основаниям. Первая классификация осно­вана на выделении цели и направленности детских национальных игр. Вторая классификация базируется на формулировании такого критерия как форма игровой деятельности, отраженная в детской национальной игре.

Известны этнографические исследования , Б. X. Бгажнокова, , -кова, , и других, посвященные проблемам традиционного воспитания у адыгов, вообще, и народным играм, в частности. Непос­редственный интерес представляет статья "Народные детские игры в системе физического воспитания детей", в которой он писал: "В прошлое адыги обладали высокими физическими и моральными качествами, о чем свидетельствуют высказывания многих русских и зарубежных исследователей" [5, С. 189]. Автор статьи приводил высказывание Иосифа Дебу, который говорил, что адыги были похожи на спартанцев в образе жизни и воспитании детей.

Адыгская молодежь воспитывалась в духе любознательности к нра­вам и традициям своего народа. Ценились любознательность, инициа­тива, способность достойно выдержать конкуренцию и блеснуть благо­честием и хорошим воспитанием.

Особенно выделялись и высоко ценились такие общечеловеческие нравственные и морально-этические ценности, как гордость за свой народ, презрение к трусости, стремление к свободе и независимости.

Народная этика адыгов, отраженная в детских национальных иг­рах, допускала формирование у детей способности сдерживать и конт­ролировать свои эмоции в определенных, допустимых пределах. Стрем­ление к уравновешенности и внутреннему сбалансированному состоянию считалось признаком национальной культуры.

Многие, из так называемых пальчиковых игр ("Jary теу", "Бзыу", "Лъытак!"). были направлены на развитие у детей аккуратности, упорства и терпения. Так, в игре " Мыжьо к! эн" ("Камень") дети должны были подбрасывать один камешек, а пока он находился в воз­духе, подбирали с пола остальные несколько камешков.

Воспитание мальчика как будущего мужчины - воина и защитника, направлялось строгими морально-этическими правилами. Так, в правила воспитания мальчика входили с малых лет необходимость в совер­шенстве владеть оружием, уметь отлично ездить верхом в любых усло­виях, быть сообразительным, ловким и выносливым. Например, игра "Льэс шыу" ("Пешие всадники") направлена на формирование у мальчи­ков ловкости, умения быть "Всадником" и не терять своего положения ни при каких условиях, а также умения'играть "в паре". Игры "Осада крепости" или "Джанкъылыщ" ("Захват противника") воспитывала у мальчиков смелость, храбрость, а также развивает у них важные эле­менты тактического мышления.

Воспитание девочки направлялось иными ценностями и правилами. В первую очередь, высоко ценилось строгое домашнее воспитание де­вочки, ее скромность, добросердечность, отзывчивость, умение забо­титься о близких.

Выделялось такое важное качество девушки, как будущей матери, хранительницы домашнего очага, стремление к гостеприимству. "По сей день в народной памяти живет легенда о средневековой семилет­ней девочке Мальчьпхъу, которая играла в куклы в феодальной семье. сопровождая свою игру такими словами по отношению к кукле-хозяйке: "Лучшую часть продуктов храни для гостей, лишь только ты их израс­ходуешь, придет гость и застанет тебя врасплох". Этими словами она выражала свое уважение к гостю и обычай гостеприимства.

Большую группу составляют подвижные национальные игры для де­тей, направленные на развитие у них двигательной активности, лов­кости, быстроты реакции, меткости, координированности движений. Значительное число подвижных игр создано для развития мальчиков, которых воспитывали не только сильными и ловкими, но и терпеливы­ми, смелыми, мужественными и презирающими опасность. Так, ­ков-Тарасов писал, что с семи лет физическая подготовка мальчиков становилась обязательной, систематической и довольно основатель­ной: "Отец тогда упражнял сына в метании ножа, копья, камня, кин­жала, в стрельбе в цель, сначала в неподвижную, затем в движущую­ся: мальчики "пронзали" в небесах орлов", как это еще Пушкин отме­тил в своем "Кавказском пленнике". Затем следовала верховая езда, джигитовка со всеми ее головоломными упражнениями. Идя на охоту, отец брал сына с собою и приучал его ко всем охотничьим хитростям, объяснял привычки и свойства зверей...".

Метание из лука до сих пор является популярным в детских играх мальчиков. Они без помощи взрослых делали лук из вербы, липы или орешника. О том, что игры со стрельбой из лука были распространены у древних адыгов, свидетельствует сказание "Как Сосруко впервые появился на хасе нартов", о котором говорит в своей статье В данном сказании описываются состязания нартов по борьбе, поднятию тяжестей, а также метанию стрел на дальность и в цель.

В девочке и девушке ценились стройность и гибкость стана, быстрота в движениях. Во многие подвижные игры девочки играли вместе с мальчиками. Так, игра "Чын" ("Волчок") способствует раз­витию у играющих детей ловкости, координированности и скорости ре­акции. Также игра "Къан  къангъэбыль" ("Прятки") направлена на развитие у игроков гибкости, двигательной ловкости, подвижности, внимательности, даже определенной хитрости в определении того, где и как спрятаться, чтобы тебя не нашли.

Считалось обязательным укреплять физическое здоровье детей. В народе говорили: "Если есть здоровье, имеешь все", "Здоровье преж­де всего".

Как правило, формирование у детей и юношества двигательных на­выков было связано с их полезностью относительно выполнения ими в будущем важных трудовых и военных обязанностей. Поэтому наиболее распространенными были игры, которые проводились на свежем воздухе в любое время года и в которых дети прыгали, бегали, боролись, со­ревновались, бросали камешки, "стреляли" в цель и др.

Значительное число подвижных игр направлено не только на раз­витие сугубо двигательных навыков, но и на формирование у детей способности к партнерству, игре "в команде", а значит, социальных качеств. Так, игра "Пытап1эм икъэдзыхьан" ("Осада крепости"), в которой дети организуют ситуацию, моделирующую военные действия по захвату крепости неприятеля, способствует развитию у них не только двигательных навыков, но и смелости, храбрости, умений прогнозиро­вать действия партнеров и сопер

Адыгские игры "Пытап1эм икъэдзыхьап" ("Осада крепости"), "Шъы-пкъипш!" ("Десять правд") кроме двигательных навыков развивают у детей элементы тактического мышления и способность к планированию и прогнозированию. Можно также сказать, что данные игры способс­твуют развитию у детей рефлексивных качеств, поскольку играющим приходится оценивать свои собственные  возможности  и  возможности соперников в стремительно меняющихся "военных" ситуациях игры.

Многие двигательные игры укрепляют у детей нервные и сенсомо-торные связи между движениями, словами и мыслительными действиями. Например, в игре "У дядюшки Якова", которая распространена не только в России, но и среди адыгов, играющие должны произвести оп­ределенные действия в ответ на конкретные слова, которые деклами­руют играющие дети.

Пальчиковые игры также имеют цель развития мышления у детей, поскольку в возрастной и педагогической психологии известно, что развитие тонких ручных действий тесно связано с развитием мышле­ния. Игра "Пальчик стучит" основана на выполнении ребенком мелких моторных действий пальцами в процессе постукивания пальцами пооче­редно от первого до последнего. В данной игре у детей развиваются такие важные психологические функции, как внимание, эффективный самоконтроль, слуховое восприятие.

Другая пальчиковая игра "Большой палец сливы трясет" способс­твует развитию у играющих детей памяти, внимания, координации и мелкой моторики пальцев. В ней те или иные движения пальцами дети совершают вместе с произнесением ведущим определенных слов, что позволяет  формировать  внутренние  связи  по  типу  "Слово-движе­ние-мышление".

Сюжетные детские национальные игры представляют собой способ воспроизведения в них конкретной области реальной народной жизни. Предметным содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве основного процесса деятельности (трудовой, воен­ной и т. п.) и отношений между взрослыми в их общественной жизни. В плане примера сюжетной игры может быть предложена игра "Гьунд  гъунд къал" ("Крепость"). При помощи сюжета в данной игре воспро­изводится (моделируется) часть военной жизни адыгов, в которой им приходилось не только быть защитниками крепостей, но и нападающи­ми. Интересно, что в игре воспроизводятся две роли  нападающего и защитника крепости. Причем, деятельность защитника отнюдь не пас­сивная, а скорее, активная: он осуществляет действия по защите крепости, двигаясь навстречу действиям нападающего, не позволяя ему пройти в крепость.

Игры-забавы были нацелены на развлечение и успокоение малень­ких детей. При этом данные игры способствовали развитию у малышей речевых навыков, воображения, восприятия, целенаправленного внима­ния, мелкой моторики пальцев, комплекса произвольности. Например, игра "Бзыу" ("Птичка") состояла в том, что взрослый организовывал внимание ребенка, показывая ему на живую птицу, сидящую - ветке, и нараспев произносил определенный текст: "Бзыу  бзыу гуаго. Того нэшъур, НЛашъом тес, Апс къахьи, Jaxb остын, Пыр-р-р" ("Если птич­ка принесет то, о чем попросят, ее накормят"). Является интересной и содержательной другая игра "Овцы па­сутся". В процессе игры взрослый держал ручку ребенка ладонью вверх и проводил указательным пальцем по центру ладони, одновре­менно произнося нараспев такой текст: "Мыбдежь мэл щохъурэ" ("Вот здесь пасутся овцы").

Подводя свой палец ближе к большому пальцу ребенка, взрослый проговаривал: "А здесь играют в круг". При ука­зательном пальце ребенка взрослый напевал: "А тут пойдем-приходим" и так каждый раз, указывая на разные пальчики ребенка, взрослый произносил разные тексты. В результате, кроме простой забавы для ребенка, у малыша развивались такие качества, как внимание, усвое­ние определенных слов, способность дифференцировать собственные пальцы и их различные функции, умение сосредоточиваться на игровом процессе.

Игры-загадки, являющиеся одной из разновидностей игр-забав, на первый взгляд, не являются собственно играми, поскольку в них нет выраженного элемента драматизации. Однако важно отметить игровой характер жанра, обусловленный его особой целью  найти отгадку, проверить и испытать определенные способности ребенка. Разумеется, это способности не физического плана  бег, прыжки, борьба и про­чее. Это способности мыслительного характера  умение сопостав­лять, анализировать, обобщать предметы и явления, описываемые в загадке. Игры-загадки построены на материале адыгских сказок из нартского эпоса. Ребенок, как правило, играет в загадки с удоволь­ствием, что говорит о проявлении им специфической игровой мотива­ции и свидетельствует в пользу предположения об игровом характере такого типа занятий.

Кроме того, игры-загадки часто проводятся в форме соревнования двух участников, которые стремятся к победе: один из них знает от­гадку, а второй стремится отгадать. В случае некоторого затрудне­ния в отгадывании загадки, игрок поощрялся группой. Выигрывал тот, кто разгадает больше загадок. Играя в игры-загадки, молодежь шути­ла, пела песни. Атмосфера таких коллективных игровых занятий была эмоционально-положительной.

Осмысление психолого-педагогических особенностей национальных игр позволяет произвести научную классификацию с учетом функцио­нальных особенностей, взяв за основу критерий степени активности взрослого и детей в игровых процессах. Так, выделяются игры, в ко­торых инициатива и активность участвующих детей значительно выше инициативы и активности взрослого (воспитателя, педагога), который проводит игру. Можно также выделить национальные детские игры, в которых ведущая роль принадлежит именно взрослому (родителю или воспитателю). И, наконец, можно отдельно описать игры, в которых отражены исторические традиции адыгского народа, тем самым опреде­ляя в качестве ведущего фактора общество в целом.

Заключение

   Народные подвижные игры позволяют определить действительное значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к национальной культуре, проникаются традициями и обрядами своего народа. К тому же, игра всегда подразумевает под собой возникновение положительных эмоций.

  Игры народов Северного Кавказа и англичан являются отображением национальных традиций, самобытности и колорита народа. Начальная форма подвижных игр определена общественно-историческим развитием, своеобразием традиций, быта и культуры народа. Разнообразие детских игр зависит  от многонациональности Кавказского региона.

  Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.

Выводы

1. В играх черкесов и англичан много общего. Они направлены на:

- воспитание подрастающего поколения;

- сохранение народных традиций в воспитании;

- воспитание любви к своей родине, забота о ближнем;

-воспитание на положительных примерах, высмеивание нерадивости, лености;

- сохранение и передача накопленного опыта, народной мудрости.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между играющими, положительно влияя на его психическое развитие.

В доступной форме маленький человечек знакомится с некоторыми особенностями мира, формируя интеллектуальное развитие ребенка, а так же тренируя механизмы будущей взрослой жизни.

К сажалению проведя опрос среди учащихся нашей школы выяснилось,что ни все знают название игр и играют в них не только в игры своего народа,но и англичан.

Думаю это свуязано с тем что мы живём в век информационных технологий,когда гаджеты заменяют подвижные игры и редко можно встретить играющих во дворе детей.

Взрослым следует обратить внимание на то, что игры помогают формировать характер ребенка, развивают чувство коллективизма.

Литература

1. Черкесские игрища: Сюжет, семантика, мантика.- Нальчик,1991, с. 11-15

2. гры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л.: Лениздат,1992.- 400 с.

3. О народных играх адыгов. Нальчик,1986.

4. Раздумья. - М., 1991. 280 с.

5. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов // УЗМИИ. – Майкоп.- Т.8.1988

Просмотров работы: 87