Использование аутентичного песенного материала на уроках английского языка с целью повышения мотивации обучающихся

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование аутентичного песенного материала на уроках английского языка с целью повышения мотивации обучающихся

Кирюшова И.Д. 1
1МБОУ "СОШ№10"
Герт Е.Ю. 1
1МБОУ "СОШ№10"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В современном мире необходимо знать английский язык. На нем говорят во многих странах. Благодаря знанию английского языка можно общаться без проблем в любой точке мира, завести новых друзей, узнать много интересной и полезной информации, а в будущем легче построить карьеру. Английский язык заслуженно считается международным языком общения.

Музыка в настоящее время приобрела невероятную популярность среди подростков. Невозможно представить школьников среднего и старшего звена без наушников в ушах. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка, представляющая собой сильнейший психический побудитель, проникающий глубоко в сознание человека. Поэтому музыка - не только хороший способ изучения языка, но и средство для развития личности.

Актуальность

В последние годы начали развиваться новые подходы к работе со стихотворным и песенным материалом. Суть их в том, чтобы использовать художественные произведения как средство обучения выражению своих собственных мыслей, основываясь на своем собственном жизненном опыте. Конечно, сами по себе песни и стихи могут применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Песни часто содержат исторические сведения и национальные нравы, что позволяет знакомиться с национальной культурой страны изучаемого языка. Однако еще более ценными они могут быть в том случае, если их использовать творчески для повышения мотивации к изучению. Регулярное прослушивание аутентичного материала способствует лучшему пониманию текста, что ведет к кумуляции лексических и грамматических средств языка и в дальнейшем улучшает его коммуникативное использование.

Объект исследования: аутентичный песенный материал на уроках английского как средство повышения мотивации.

Предмет исследования: грамматические и лексические особенности английских песен на уроке.

Цель: составление подборки аутентичного песенного материала для использования на уроках английского языка для повышения мотивации и улучшения коммуникативных навыков.

Задачи:

1. Провести анализ музыкальных предпочтений подростков

2. Разработать критерии для отбора песенного материала

3. Составить подборку песен для работы с лексическим и грамматическим материалом.

Методы исследования:

опрос;

аналитический;

отбор и комплектование материала.

Практическая значимость: подборки песенного материала могут быть использованы как на уроках, так и для самостоятельного изучения английского языка.

Глава 1. Роль музыки и песен в изучении иностранного языка

1.1. История вопроса

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека является музыка, представляющая собой, по словам известного психолога В. Леви, «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [1. С. 123]. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.

На сегодняшний день существует разнообразное количество методов и методик изучения английского языка, однако их эффективность и результативность не одинакова. Довольно часто эффективность того или иного метода заключается в искусных хитростях и тонкостях, превращающих обучение в увлекательный процесс. Запоминание для многих - это многократное повторение, но, чтобы что-то действительно осталось надолго в багаже нашего сознания, хорошей памяти мало. Для развития памяти и тренировки дикции школьники в течение 11 лет учат стихи и прозаические отрывки. Однако через некоторое время вызубренный текст выветривается из памяти. Но замечено, что мы редко специально учим слова популярных хитов или понравившихся нам песен, они запоминаются сами и довольно надолго. Ученые определили, что человеческий мозг имеет разные области для восприятия речи и музыки. Музыкальный центр мозга находится в левом, творческом полушарии, и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Поэтому песни, объединяя работу обоих полушарий, запоминаются лучше стихотворений, а алфавит легче пропеть, чем произнести. Тексты песен являются образцами современного разговорного английского языка и научат воспринимать на слух быструю разговорную речь. Песни могут помочь значительно увеличить словарный запас и преодолеть языковой барьер. При столкновении с музыкальным изучением языка, следующие творческие процессы следует применить для наибольшей эффективности обучения: слушать музыку, разбирать текст, задавать вопросы по содержанию, подпевать. Таким образом, музыка способна стать не только хорошим способом изучения языка, но и средством для развития личности. Поскольку песни часто содержат исторические сведения и национальные нравы, улучшается и знание национальной культуры страны изучаемого языка. Лучше, чтобы в песне был сюжет, поскольку повествование, построенное вокруг динамичного сюжета, легче воспринимается. В отличие от проблемных текстов и диалогов, как в учебниках, песни способны формировать только позитивное отношение к жизни.

Преимущества песен в обучении иностранному языку:

На основании вышеизложенного можно сформулировать методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

- песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;

- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями.

- песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных песен помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.;

- песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

- песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

1.3. Требования к песенному материалу

Включая песню в содержание обучения иностранному языку и используя ее на уроке, необходимо помнить, что песня является произведением не только поэтического, но и музыкального творчества. Поэтому необходимо наличие полноценного внимания, как к поэтическому, так и музыкальному компонентам песни. Очень важно, чтобы в содержание обучения включались произведения, которые обладают богатым образовательным и воспитательно-развивающим потенциалом. С этой целью были разработаны критерии отбора песен:

1. Яркая и запоминающаяся мелодия является существенным фактором, который следует учитывать при выборе песни. Являясь важнейшей основой музыкального произведения, главным носителем содержания музыки, мелодия способна воплотить самые различные образы и состояния и вызвать чувственно-эмоциональное сопереживание учащихся, являясь при этом катализатором многих мыслительных процессов и основным мотивационно-побудительным стимулом при работе с песней.

2. Соответствие этапу обучения. Невнимание к этому критерию снижает эффективность предлагаемого материала, который может оказаться неинтересным или слишком сложным для учащихся.

3. Для успешной работы с музыкальным материалом на уроках иностранного языка в первую очередь следует определить круг интересов учащихся, выявить их музыкальные предпочтения. Песенный материал, соответствующий современным предпочтениям, повышает у учащихся мотивацию учения и заинтересованность в самом уроке иностранного языка.

4. Критерий аутентичности. Работа с подлинными, ценными в познавательном отношении учебными материалами может обеспечить возможность проникнуть в новую национальную культуру.

Глава 2. Отбор песенного материала для работы с лексическим и грамматическим материалом

2.1. Проведение анкетирования для выбора жанра песен

Одним из условий успешного использования песенного материала является его отбор и типологизация. Песенный материал как один из элементов национально-культурного компонента должен отражать страноведческую специфику и обладать культурологической ценностью.

Первым этапом для отбора песенного материала послужило анкетирование среди учащихся МБОУ «СОШ № 10» с целью определения наиболее популярных песен и исполнителей.

Было опрошено 138 обучающихся 7-9 классов, а также проведен опрос в сети. Общее количество респондентов составило 230 человек. Результаты исследования показали, что 32,6% опрошенных слушают англоязычную музыку каждый день, 19,6% слушают каждую неделю, 28,3% респондентов слушают несколько раз в неделю, а 19,6% не слушают музыку на английском языке вообще. Более половины опрошенных (60,9%) переводят/ разбирают текст песни только когда интересно содержание. 30,4% наслаждаются только звучанием. И всего 6,5% всегда разбирают текст песен, которые они слушают. 54,3% не знают, помогает ли музыка изучать английский язык, 6,5% считают, что это скучно, а 45,7% думают, что это интересное и полезное занятие. На вопрос: «Хотел(а) бы ты, чтобы на уроках английского языка использовались какие-либо песни, их разучивание?» больше половины (56,5%) ответила, что да, было бы интересно. 15,2% затруднились ответить, а 28,3% считают это ненужным. Респондентам был задан вопрос: «Есть ли у тебя любимые англоговорящие исполнители?». 56,5% дали ответ, что таковых не имеется, 4,3% назвали Maneskin, Halsey, Cardi B, Michael Jackson, Nirvana. 6,5% озвучили Imagine Dragons, XXXTENTACION, Eminem. А Billie Eillish нравится 8,7% опрошенных. Опрос выявил, что у 39,1% любимых песен нет. 13,3% назвали песню Bored - Billie Eillish, 13% нравится композиция Sunflower – Post Malone, еще 10,9% озвучили аудиодорожку Rap God – Eminem, по 4,3% набрали песни Beggin (Maneskin), Smells like Teen Spirit (Nirvana), Billy Jean (Michael Jackson), Gicci Flip Flops (Bhad Bhabie). А 6,5% респондентов обожают песню Freak – Surf Curse.

2.2. Анализ текстов композиций

В результате проведенных опросов, а также анализа стриминговых музыкальных сервисов (Спотифай и Яндекс-музыка) автор составил список популярных англоязычных исполнителей и композиций.

Billy Eillish

Nirvana

Michael Jackson

Maneskin

Cardi B

Imagine Dragons

XXXTENTACION

Eminem

Halsey

Был проведен анализ текстов песен данных исполнителей. Лексическое содержание текстов следующих групп не соответствует морально-этическим нормам, так как проповедует ад, суицид и т.п. (Nirvana, XXXTENTACION). Также было выявлено, что многие тексты либо плохо прослушиваются, либо не соответствуют критерию 2 (слишком сложны для понимания учащимися): (Eminem, Cardi B). Тексты песен группы Maneskin не являются аутентичными.

2.3. Составление подборки текстов для проведения работ

На следующем этапе работы тексты были проанализированы и подобраны конкретно для разных видов работ с лексикой и грамматикой. Таким образом, были отобраны следующие композиции и исполнители для работы.

Billy Eillish –

Wish you were gay

Ocean eyes

You should see me in a crown

My boy

My future

Therefore I am

Bored

Imagine Dragons –

Radioactive

Demons

Believer

Thunder

Natural

Wrecked

Monday

Follow you

Michael Jackson –

Wanna be startin' somethin'

Billy Jean

The lady in my life

Don't let it get you down

Call on me

I can't help it

Girlfriend

Get on the floor

I was made to love her

We are the world

Halsey –

Him and I

Easier than Lying

Be kind

Killing boys

The lighthouse

Forever…(is a long time)

Ya'aburnee

I hate everybody

Alone

При дальнейшем анализе текстов было установлено, что некоторые произведения содержат в себе грамматические ошибки. Данный фактор делает их непригодными для использования. Поэтому было принято решение дополнительно проанализировать более старые песни. Для этого автор взял хит-парад Retro FM. Следующие исполнители оказались наиболее популярными:

The Beatles

Samantha Fox

Abba

Arabesque

Затем была проведена дальнейшая выборка песенного материала по представленным критериям. Таким образом, дополнительно были отобраны следующие композиции и исполнители для работы.

Samantha Fox

I surrender (to the spirit of the night)

Touch Me

Abba

Money, money, money

The winner takes it all

Happy New Year

The Beatles

Yesterday

Let it be

A hard day's night

I should have known better

Arabesque

Midnight dancer

Заключение

В результате проведенного исследования были проанализированы музыкальные предпочтения подростков, а на основании критериев отбора составлена подборка композиций известных англоговорящих исполнителей, на материале которых в дальнейшем планируется провести работу с лексическим и грамматическим материалом.

В качестве примерных упражнений и видов работы над текстами предлагаются следующие.

Примерная последовательность работы с песней:

1) первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;

2) проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На более продвинутом этапе или в более подготовленных в языковом отношении группах полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка;

3) повторное прослушивание песни; работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст;

4) выбор необходимых для дальнейшей отработки слов, словосочетаний и грамматических структур.

5) составление учащимися своих примеров на основе изученного материала.

Варианты заданий для работы с песней

Реконструкция текста: вставить пропущенные слова или строки; расположить строки в нужной последовательности; подобрать рифму и закончите строки; найти и прочитать рифмующиеся слова.

Найти нужные грамматические явления в тексте песни, заполнить пропуски в грамматических конструкциях.

Видоизменить текст, заменив в нем: время глаголов; род или число местоимений; прилагательные и наречия на их антонимы и т.д.

Записать под диктовку начало песни, закончить куплет в рифму.

Приемы работы с песнями на уроках очень легко сочетаются с другими приемами и сделают урок интересным, разнообразным, лёгким и запоминающимся.

Список используемой литературы и источников информации

1. Волкова, Н.О. Англо-русский словарь сокращений Текст. / Н.О. Волкова, И.А. Никанорова. - 3-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 2000. - 464 с.

2. Записи песен. Электронный ресурс. Режим доступа: http://best-mp3.ru/

3. Изучение английского через музыку. – http://onlineteachersuk.com/blog/izuchenie-anglijskogo-cherez-muziku/

4. Тексты песен. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lyricslist.com.

5. Тексты песен. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lyrics.net.uaО.

6. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст.: Учеб. 3. J. 7. The Oxford Dictionary of Slang Текст. / J. Ayto. - Oxford: OUP, 2003. - 474 p. пособиеМ.: Слово, 2000. - 264 с.

Приложение 1. Диаграммы результатов опроса

Просмотров работы: 104