Введение
Изучение любого иностранного языка предполагает заучивание большого объёма слов и выражений. С каждым годом запас слов увеличивается за счёт введения новых лексических единиц. Как сделать заучивание слов не монотонным и быстро забываемым, а эффективным и применимым в устной и письменной речи?
Актуальность данной работы затронула меня с 3 класса с началом изучения неправильных глаголов на дополнительных занятиях по английскому языку. Мы начали их изучение со стихов под музыку-джаз чантов. И процесс заучивания был не скучным и не монотонным, а увлекательным и живым. Эта одна из тем, которая сопровождает ученика и студента во многих временных аспектах языка. Я часто слышала от сестры про эти глаголы и иногда диктовала их ей, когда она готовилась к диктантам. Мне они показались лёгкими, но это на первый взгляд. Когда мы начали изучать неправильные глаголы в гимназии, то способ запоминания, предложенный учителем, был всего один-это учить слова на диктант.
В этом году я продолжаю изучение джаз чантов и мы решили взять за основу не только неправильные глаголы, но и другие грамматические и лексические единицы. Мы провели анализ учебных пособий «Family and friends» от «Starter» до 6 части и пришли к выводу, что чанты есть только в 1-4 частях, а в 5 и 6 чантов нет. Таким образом и пришла идея дополнить изучение «Family and friends» джаз чантами.
Целью данной работы является научиться самой и обучить своих одноклассников быстро и успешно запоминать новые лексические единицы и грамматические структуры на английском языке с помощью джаз чантов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-выяснить что такое джаз чант и кто автор данной методики;
-определить чанты по нашей теме,
-доказать, что с помощью чантов запоминание новых лексических единиц и грамматических структур может быть увлекательнее и эффективнее.
Предмет исследования: джаз чанты, используемые в учебных пособиях «Family and friends» с 1 по 6 части.
Объект исследования: джаз чанты английского языка.
Гипотеза: возможно ли выучить новые лексические единицы и грамматические структуры с помощью джаз чантов.
Глава 1. Потенциал использования джазовых чантов на уроках английского языка.
1.1. История возникновения джаз чантов.
Джаз – род профессионального музыкального искусства. Сложился он в результате синтеза элементов двух музыкальных культур – европейской и африканской. Важнейшие из черт джаза: основополагающая роль ритма, регулярный «бит», мелодичные акценты, простота музыкального сопровождения, динамичность. Джазовые чанты – это ритмическое выражение коротких разговоров, связанных с определенными ситуациями. Джазовый чант имеет черты песни и стихотворения. Также джазовый чант определяют, как рифмованный текст под джазовые композиции. Данный вид обучения был придуман американским педагогом, композитором и джазовой певицей Каролин Грэхем (Carolyne Graham) в 1960 году [1].
Каролин Грэхем (англ. Carolyn Graham) — музыкант, писатель, преподаватель английского языка. Она является создательницей метода Jazz Chants. Кэролин Грэхэм развивала свой метод в течение двадцати пяти лет своей работы в качестве преподавателя английского языка как иностранного в Институте Американского языка Университета Нью-Йорка (American Language Institute of New York University). Она также преподавала в Гарварде и проводила семинары в NYU School of Education, Columbia Teachers College, а также в Токио и по всему миру. Кэролин Грэхэм является автором многочисленных книг, вышедших в издательстве Oxford University Press [1].
Свои наработки Кэролин предложила кафедре английской лингвистики. Ее предложение приняли кто со скепсисом, кто нейтрально, но разрешили провести созданный преподавательницей курс в качестве эксперимента в течение одного учебного семестра. Метод Кэролин прижился настолько хорошо, что на ее семинары записывалось все больше студентов, обделяя вниманием более фундаментальные классические дисциплины. Вскоре в университете привыкли, что из-за дверей аудитории, где проводила занятия «прикольная», как ее называли студенты, учительница, всегда доносится музыка, пение и смех. Small Talk от Кэролин стал невероятно популярным предметом. Ставшую известным преподавателем Кэролин Грэхем с ее курсом Small Talk Jazz Chants стали приглашать и в другие университеты, причем очень престижные. Несколько лет она преподавала свои джазовые композиции в нью-йоркской образовательной школе, в Колумбийском колледже для преподавателей и в столь престижном Гарвардском университете. Даже чопорная и гордая своим неповторимым произношением Великобритания признала методику Кэролин Грэхем «весьма эффективной».
Jazz Chants особенно эффективны при работе в парах. Как показал многолетний опыт, метод хорош для любого уровня подготовки, так как изменяются ключевые фразы на более простые и понятные учащимся. И применять его можно в начале урока — для так называемой фонетической зарядки, в середине и в конце урока — для снятия усталости, когда новая информация перестает восприниматься [3].
Jazz Chants — всемирно известные упражнения для аудиторной (или самостоятельной) работы, которые заключаются в ритмичном повторении за диктором (в записи) или преподавателем слов или фраз английского языка под музыку.
Jazz Chants — это ритмичное представление языка, в котором связаны в единое целое ритмы разговорного американского варианта английского языка и ритмы традиционного американского джаз. Важно отметить, что Jazz Chants это не рэп, не детские стишки и не песни, в которых разговорный язык претерпевает изменения в угоду рифме. Ритм, ударение и интонация в Jazz Chants — точная копия того, что студент услышит от образованного носителя языка в непринуждённой беседе.
На протяжении 80-х — 90-х годов метод Кэролин Грэхем стремительно распространялся по всему миру вместе с методиками обучения английскому языку как иностранному. Сегодня Jazz Chants можно услышать по всему миру в сотнях и тысячах классах — везде, где изучается английский язык.
Jazz Chants подходят студентам всех возрастов, они могут применяться и в работе с большими аудиториями. Они стимулируют работу в парах, а также ролевые игры. Опыт показывает, что чанты хорошо работают на любом уровне и для любого возраста. В зависимости от методической задачи джазовые чанты используются на любом этапе урока: для фонетической зарядки — в начале урока, на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся [1].
Ученые выяснили, что музыкальный слух, внимание тесно связано с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодичному рисунку, но с четким ритмом, с частыми повторами рифмовок помогают быстрее и надолго запомнить артикуляцию, ударения, произношение звуков и слов. Благодаря использованию музыки и ритма психологический климат класса значительно улучшается, исчезает напряжение, повышается эмоциональный тонус у учеников, поддерживается интерес к предмету. Даже учащиеся, которые не проявляли высоких достижений, чувствуют себя более уверенно и комфортно.
Такие культурно-музыкальные тренировки помогают ученикам усвоить тяжелую звуковую систему разговора, произношения и просто языка. Необходимые в жизни сложные фразы, которые сам не построишь и не переведешь (клише, которые просто необходимо изучить, знать и использовать), запоминаются под ритмичную музыку быстро и легко, и легко вспоминаются (услышал или вспомнил музыку - вспомнил фразу). То есть, память активизируется музыкальным ритмом. Эта методика позволяет тренировать и слух, и чувство ритма, музыкальные, танцевальные, двигательные способности. Это учеба с удовольствием, с радостью, в позитиве. Используя данную технику, иногда приходится отходить от традиционных строгих форм организации учебного процесса. Предполагается, что дети могут вести себя свободнее – отстукивать ритм, хлопать в ладоши, топать ногами, ходить по классу [2].
1.2 Функции джазовых чантов
При обучении иностранному языку чанты выполняют следующие функции:
1. Развивающая функция (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух).
2. Образовательная функция (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. во многих чантах отражается культура и повседневная жизнь страны изучаемого языка).
3. Обучающая функция (совершенствуется произношение, усваивается лексика, расширяется активный и пассивный словарь ученика, идентифицируются и активизируются грамматические конструкции), развития речевых навыков и умений, совершенствования навыка чтения.
Джазовые чанты можно использовать на любом этапе урока: для фонетической зарядки — в начале урока, на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся.
Для успешной работы с чантом необходимо иметь:
-качественную аудиозапись
-проектор и подготовленную презентацию или распечатку
-текст как зрительную опору
- можно применить и различные музыкальные инструменты, например деревянные ложки, отлично подходят для этого.
Виды Jazz chants:
* Грамматические;
* Лексические,
* Фонетические,
* Страноведческие.
[4]
Виды джаз чантов
1. Фонетические на отработку интонационных ударений и ритмичности. Я выбрала Jazz Chant исходя из поставленной задачи. Каждый учащихся получает ксерокопию слов Jazz Chant, проигрывается запись, во время которой дети читают и слушают одновременно. Школьники в парах отмечают ударные слоги, учитель проверяет, затем запись прослушивается снова, во время которой дети слушают и окончательно проверяют. Наконец, запись прослушивается третий раз, во время которой ученики вместе с исполнителями хором.
2. Лексические на повтор и отработка лексических единиц. Для проверки пройденного материала нужно подобрать наиболее подходящий Jazz Chant, копию которого раздать каждой паре школьников в классе. Слово (слова) пишутся для повтора и закрепления на доске, затем дается задание в парах написать как можно больше слов, которые ассоциируются у них с написанными словами на доске. Прослушивается Jazz Chant , во время которого дети продолжают выписывать лексические единицы, которые ассоциируются у них со словами на доске. Наконец, запись прослушивается третий раз, во время которой ученики поют вместе с исполнителями хором.
Предлагаемый Jazz Chant расширяет запас слов неправильных глаголов, отрабатывается вопрос «What did you do?», рифмуются звуки в словах wore/tore, break/take, lose/choose.
3. Грамматические на повтор и отработку грамматических конструкций.
Для проверки пройденного грамматического материала нужно подобрать наиболее подходящий Jazz Chant, копию которого раздать каждой паре школьников в классе. Грамматическая конструкция пишется для повторения на доске, дается задание в парах написать как можно больше примеров с использованием данной грамматической конструкции. Jazz Chant ставится на прослушивание, во время которого ученики должны подсчитать, сколько раз использовалась данное грамматическое явление. Далее каждому учащемуся раздается копия текста Jazz Chant, ставится на прослушивание и дается задание слушать, читать и одновременно подчеркивать отрабатываемое грамматическое явление в тексте. Наконец, запись прослушивается третий раз, во время которой дети поют вместе с исполнителями хором.
Например, «You did it again!»:
- основан на грамматической конструкции Past Simple,
- содержит неправильные глаголы в 1 и 2 форме,
-позволяет придумывать бесконечные вариации для закрепления вопросительных предложений. For example: «You broke it! What did I break? ».
Одним из основных факторов модернизации системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального материала. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи. Дети охотно и легко учат стихи и песни, как на родном, так и на иностранном языке. Рифмованная речь является для них привычной и более естественной, чем простая, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность памяти учащихся активно используется при обучении их английскому языку.
Плюсы изучения английского с помощью Jazz Chants: они используют естественный разговорный английский; с их помощью можно работать в классах любого размера; они не требуют каких-либо специальных материалов; они могут использоваться во всех возрастных группах; они не требуют специальных музыкальных способностей [3].
Глава 2. Практическое применение джаз чантов
2.1. План работы с чантами.
В прошлом году в практической части своей исследовательской работы мы взяли несколько джаз чантов по теме неправильные глаголы: «You did it again», « Polka dot pajamas», «Did you hear the gossip?», «Where’s Jack?», «I bought a dog for my cat», «Dinosaur chant», а так же на другие темы, например, «Grandma’s going to a Grocery store» на тему Present Continuous.
План работы с чантом «You did it again»
1. Раздать текст чантов ребятам моей подгруппы английского языка.
2. Дать им прослушать запись, проставить ударения и подчеркнуть в тексте 1 и 2 формы глаголов.
3. Читать построчно вслед за диктором.
4. Читать в парах.
5. Домашнее задание читать под аудиозапись и выучить чант.
6. Подобрать подходящие слова, заменив имеющиеся неправильные глаголы, составить свой чант.
Продолжая свою исследовательскую работу в этом году, мы взяли за основу «Family and friends» 5 часть и решили дополнить пособие чантами, так как учебник уже не содержит чантов.
Грамматические темы в Family and friends 5 |
Джаз чанты |
Unit 1. Present Perfect Ever, never, for, since |
«Have you ever been to Boston? » «I’ve never been to Peru, have you? » «California roll» «Have you heard the news? » «Have you heard from Mary lately? » |
Unit 2. Past Simple and Present Perfect Already, yet, before, just |
«A bad day» «Who took the cookie?» «A wonderful dream» «The beaches of Mexico» |
Unit 3. Comparatives and Superlatives As…as…, not as…as…, too, enough |
«That’ the funniest thing you’ve ever said» «Things are getting better» «Your cold is getting worse» «Used car salesman» «Life is getting more and more complicated» «The rich are getting richer» «I’ll climb the highest mountain» |
Unit 4. Past Simple and Past Continuous Used to |
«Because I forgot to wake up the cow» «It was raining when she saw him» «Rain» |
Unit 5. Will, won’t Present Continuous with future meaning |
«I hope Jack’ll be there» «Don’t worry, I’ll do it» «Let’s try» «I hope he won’t be homesick» «Let’s go out» «I’m babysitting on Thursday» |
Unit 6. Going to: future plans and intentions Going to: predictions |
«Grandma’s going to a Grocery store» «Are you going to go with Joe? » «What are you going to do at two? » |
Unit 7. Reported speech Said, told, time markers |
«I asked my father» |
Unit 8. First Conditional First Conditional questions |
«If it rains» «I hope Jack’ll be there» «Would you walk to China if you had time? » переделатьв «Will you walk to China if you have time?» «Sand» |
Unit 9. Modal verbs May, might, could, have to, had to |
|
Unit 10. Indefinite pronouns Something, anything, everywhere |
«It’s got to be somewhere» |
Unit 11. The Passive Present Passive and Active |
«He’s passed his driving test» |
Unit 12. The Passive Past |
Saturday morning Переделатьпод Past Passive |
Лексическиетемыв Family and friends 5 |
|
Unit 1. Tools Rope, saw, hammer, roller, tray, nail, tape measure, tools, tree house, board |
«Who has the scissors? Who has the string? » «Sticky, icky glue» |
Unit 2. Putting on a play Lights, script, make up, curtain, stage, audience, character, costume |
Costume, character, stage (хлопок) Costume, character, stage (хлопок) Costume, character (хлопок) Costume, character (хлопок) Costume, character, stage |
Unit 3. Household items Sponge, lampshade, broom, sack, cloth, feather duster, rubber gloves, washing line, sweep the floor |
«Knives and forks and spoons» |
Unit 4. The environment Clean up, damage, litter, planet, pollution, rubbish dump, wildlife |
«Trash, trash» |
Unit 5. Recycling Bottle bank, carrier bag, paper, battery, metal, chemicals, oil, recycling centre |
«Knives and forks and spoons» |
Unit 6. Wildlife park Pool, enclosure, picnic area, reptile house, insect house, aquarium, gift shop, aviary |
«Trash, trash» |
Unit 7. First aid Bruise, burn, plaster, cut, first aid kit, bandage, sling, patient |
«My feet hurt» «Where’s Mary? » «Does your brother have a cold? » |
Unit 8. Food Additives, dairy products, health food, home-made, ingredients, junk food, ready-made, sugar |
«On a diet» «Twelve cans of tuna fish rag» «Major decisions» «Easy solutions» «Grandma’s going to the grocery store» «Who took the cookie?» «A wonderful dream» |
Unit 9. Sport Athlete, coach, training, trophy, goalkeeper, fan, exercise, captain |
«What’s the score? » «I like sports» |
Unit 10. Archeology Column, statue, steps, carving, archeologist, jewellery, pot, block |
|
Unit 11. A time capsule Time capsule, banknote, photo album, stamp, diary, receipt, memory stick, manual |
|
Unit 12. The news Photographer, microphone, flash, lens, reporter, interview, article, news |
2.2. Составление своих чантов
На основе выученных чантов, нам захотелось составить свои чанты. В разделе учебника Family and Friends 4 стр. 13 и рабочей тетради стр.12 есть упражнение на разделение слогов.
Выполнив эти упражнения, теперь мы знаем, как разделять на слоги. Каждый подбирал неправильные глаголы, которые бы рифмовались, как в чанте «You did it again!». Например, рифмуютсяпервыеформыглаголов: know-throw, spoke-broke, took-shook, sleep-keep, grow-know, grow-show. Иливторыеформы: caught-taught, brought-thought, cost-lost, sat-had, sent- spend. Рифмуютсяобеформы: sell-tell/ sold-told, sing-ring/ sang-rang, cut-cut/ shut-shut, ride-write/rode-wrote.
Таким образом, мы по аналогии подобрали подходящие глаголы по смыслу, сохраняя количество слогов и рифму. Вотчтоунасполучилось:
You did it again!
You did it again! What did I do?
You did it again! What did I do?
I told you not to do it and you did it again!
I’m sorry! I’m sorry!
You knew it! What did I know?
You grew it! What did I grow?
You threw it! What did I throw?
You blow it! What did I blow?
I told you not to do it and you did it again!
I’m sorry! I’m sorry!
You caught it! What did I catch?
You taught it! What did I teach?
I told you not to do it and you did it again!
I’m sorry! I’m sorry!
Советы от Каролин Грэхам для создания собственных рифмовок:
Выбрать тему, которая интересна.
Использовать реальный язык, который полезен и подходит для использования студентами или учениками. (Например, What's your name? - это реальный язык. What is your name? - это не реальный язык, т. к. так никто не говорит в жизни.)
Для отработки лексики для песенки необходимо выбрать 3 слова:
слово-из-2 слогов, слово-из-3-слогов, слово-из-1-слога. Соединить их и повторять. Например,
Baseball, basketball, golf.
Baseball, basketball, golf.
Baseball, basketball, baseball, basketball
Baseball, basketball, golf.
Для того, чтобы отработать грамматику, добавить повторение:
He plays baseball.
She plays basketball.
They play golf.
They play golf.
Наслаждайтесь, веселитесь и не бойтесь играть с языком!
Основываясь на ритме 2,3,1 по технологии составления чантов Каролин Грэхем, можно составить свои чанты с неправильными глаголами. Например,
forget, understand, go (хлопок)
forget, understand, go (хлопок)
forget, understand, forget, understand (хлопок)
forget, understand, go (хлопок)
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что активное использование рифмовок на уроках иностранного языка способствует формированию коммуникативной компетенции в увлекательной форме; является стимулом развития воображения; способствует релаксации; помогает формировать духовную культуру; повышает мотивацию изучения иностранного языка; развивает умственные и психические способности; снимает психологические барьеры; создаёт благожелательную обстановку.
Я считаю, что цель работы достигнута. Мы с группой проанализировали все виды джаз чантов, распределили их по юнитам учебника, создали наглядную папку с поэтапным введение чантов по юнитам, выучили неправильные глаголы и сочинили свои чанты для успешного запоминания неправильных глаголов. В перспективе своей работы я бы хотела изучить другие методы заучивания лексических единиц, особенно неправильных глаголов такие как, стихи на русском языке с глаголами на английском языке и распределением глаголов по форме образования, схожести написания и звучания.
Использованная литература
1. Грэхем, Каролин // Википедия. [2021]. Дата обновления: 03.09.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=5844009&oldid=116439321 (дата обращения: 03.09.2021).
2. Кочевых Н.В. Потенциал использования джазовых чантов на уроках английского языка для формирования универсальных учебных умений // Lingua mobilis – 2013 - №6.
3. Наталья Нечухаева Можно ли выучить английский, танцуя и припевая? Jazz Chants от Кэролин Грэхем // Школа жизни. ру.-2018.16.08 https://www.shkolazhizni.ru/school/articles/94676/
4. https://web.archive.org/web/20150517053257/http:/jazzchants.net/