Введение
Проблемный вопрос. Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Современный мир и современные технологии быстро меняются, вот уже и Power Point стал скучным, неинтересным, перестал привлекать внимание. «Скрайбинг» превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты, выступая инструментом визуального мышления.
Объект исследования. Скрайбинг как инструмент визуального мышления.
Предмет исследования. Скрайб-презентации на примере учебных предметов математики и географии.
Гипотеза. Действительно ли возможно создать скрайб-презентации по темам математики и географии и сложный для восприятия учебный материал может быть интересным и увлекательным.
Актуальность данной работы заключается в том, что использование скрайбинга на уроках математики и географии поможет учащимся наглядно представить природные объекты и явления, математические понятия, свойства, а затем воспроизвести и применить увиденный материал в практических заданиях. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
Практическая значимость работы. Данный материал может быть использован в урочной и внеурочной деятельности в качестве методического пособия для создания скрайб-презентаций.
Цель данной работы: изучить технику графической фасилитации – скрайбинг и создать «скрайб-презентации» на примере учебных предметов математики и географии разными способами
Задачи:
1. Изучить технологию скрайбинга и выяснить основные правила создания скрайбинга.
2. Проанализировать положительные и отрицательные особенности техники «скрайб-презентации» с помощью программы Power Point и Movavi video.
3. Разработать сценарии для скрайба по избранным темам курса геометрии и географии.
4. Создать скрайб-презентацию с помощью программы Power Point.
5. Осуществить монтаж cкрайб-презентаций с помощью программы Movavi video.
6. Подготовить памятку начинающему скрайберу.
Все мы мыслим образами, поэтому очень популярным направлением становится графическая фасилитация. Графическая фасилитация (Graphicfacilitation) – это процесс использования визуальных образов для вовлечения обучающихся в обсуждение с целью повышения результативности восприятия информации Современный ребенок привык к обилию информации, а избыток информации формирует так называемое «клиповое мышление». Клиповое мышление – термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы. Цветочки, скандинавские узоры-косички, чёртики, сердечки и штрихи -стандартные украшения тетрадей, блокнотов и ежедневников. Рисованием во время серьёзных уроков и лекций балуются не только школьники, но и взрослые. Ученые давным-давно доказали, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. При этом через три дня после проведения занятий люди в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % - от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Поэтому сегодня во время выступлений в основном используются презентации в формате Power Point. Современный мир и современные технологии быстро меняются, вот уже и Power Point стал скучным, неинтересным, перестал привлекать внимание, и людям захотелось чего-то нового, современного. Так, в школьную жизнь постепенно начал входить скрайбинг, позаимствованный из бизнес-среды. К сожалению, пока об этой технике знают немногие, но это дело времени, и мы думаем, что очень скоро он наберет популярность. Нельзя сказать, что скрайбинг стал уникальным открытием, не имевшим аналогов и прообразов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? В детстве мы все были немного скрайберами. Мы научились рисовать раньше, чем читать и писать, изображая простые картинки и показывая их родителям, в красках объясняя необычные сюжеты. Тогда, в детстве, это был отличный способ донести информацию, которая рождалась в нашем воображении, до других людей. И он прекрасно работал. В этой непростой ситуации набирает популярность одна из техник графической фасилитации – скрайбинг [1].
Теоретическая часть
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это новейшая техника презентации, изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Получается, как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Специалиста в данной области принято называть скрайбер, а презентацию, которую он создает – скрайб-презентацией. Задача скрайб-презентации донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить. Для этой цели создатели скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Скрайбинг – это новейшая техника презентации материала, изобретенная британским художником Эндрю Парком. Это динамический, синхронный процесс визуального отображения информации, ключевых идей, итогов, в реальном времени в ходе процесса, деятельности. Первым использовать скрайбинг в школе стал американский преподаватель Пол Богуш. В педагогике уже были технологии, сходные со скрайбингом – это опорные схемы В.Ф. Шаталова, интеллект-карты Тони Бьюзена. Все три технологии роднит то, что информацию кодируют в виде ассоциативных образов – пиктограмм, схем, рисунков. Однако у скрайба есть принципиальное отличие – он ближе к мультипликации, комиксу, нежели схеме. Функция скрайба – «эффектно» подать информацию, сделав ее привлекательной, помочь лучше ее запомнить и усвоить, вовлекая в обработку данных сразу два анализатора – зрение и слух [2].
Все мы мыслим образами, поэтому очень популярным направлением становится графическая фасилитация. Графическая фасилитация (Graphicfacilitation) – это процесс использования визуальных образов для вовлечения слушателей в обсуждение с целью повышения результативности восприятия информации. Рассмотрим одну из техник графической фасилитации – скрайбинг. Скрайбинг – это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык. Опытному скрайберу, кроме него самого, необходимы лишь поверхность, на которой можно делать зарисовки и инструмент, которым их можно делать.
Виды скрайбинга. Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
1. Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Рука человека рисует в кадре картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.
2. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
4. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Самый простой скрайбинг можно создать даже с помощью программы Power Point: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга – «эффект параллельного следования».
Изучив виды скрайб-презентаций, можно выделить положительные и отрицательные стороны данной техники.
Сравнительный анализ техники презентаций – скрайбинг
Отрицательные стороны скрайб-презентации (-) |
Положительные стороны скрайб-презентации (+) |
1.Сложность в написании сценария. 2. Тренировки рисования схем, графиков, фигур. 3. Подборка иллюстраций для создания аппликационного скрайбинга. 4. Большие временные затраты на озвучку, съемку и монтаж фильма. 5. Технические трудности. |
1. Эффективность – за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал. 2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения. 3. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации. 4. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу мероприятия) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации. 5. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала. 6. Видеоролик можно показывать неограниченное количество раз. |
Вывод: у скрайбинга плюсов больше, чем минусов. Видео-скрайбинг – один из максимально эффективных, интересных и убедительных способов подачи информации. Длительность видеоролика зависит от содержания материала (от 1 до 10 минут). Эмоциональное воздействие – главная функция видео-скрайба. Именно поэтому, мы видим безусловное преимущество скрайбинга перед презентациями в формате Power Point [5]. |
Правила создания первого скрайбинга
Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание и обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.
Рассмотрим 9 шагов, чтобы создать свой первый скрайб:
1. Выбрать тему (возможно при изучении нового материала или при подготовке домашнего задания).
2. Поиск и анализ информации (найти информацию по теме предпочтительно из разных источников).
3. Визуализация, общая композиция (перевести тезисы и слова в образы).
4. Выступление (приготовить текст выступления).
5. Рисование (выполнить графический рисунок на доске или листе бумаги).
6. Обработка видео и корректировка текста (снять видео с помощью имеющихся устройств).
7. Аудиозапись (записать звук в простейшей программе «Звукозапись»).
8. Обработать видео и представление (соединить видеоряд со звуком).
9. Презентовать проект.
Рис 1. Четыре основных шага для создания скрайба
Необходимо учесть четыре основных этапа для создания скрайба (рис. 1):
1. Составьте план работы. Запишите все, что хотите осветить. Для удобства можно записывать все на аудионоситель.
2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей.
3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и сложные, а также аудио и видеоряды. Просчитайте продолжительность всех частей работы.
4. Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить. Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг (рис. 2) [1].
Рис 2. Основы скрайб-презентации.
Визуализация, точнее визуальное мышление – это использование врожденных способностей видеть — с помощью глаз и с помощью внутреннего, мысленного зрения. Сферы применения визуального мышления очень разнообразны, но в данном случае нас интересует обучение.
Скрайб-презентации эффективней создавать на визуальном языке: если это язык, то у него должен быть алфавит, в визуальном языке он конечно есть [4].
Визуальный алфавит состоит из следующих элементов (рис. 3):
- точка;
- линия;
- круг;
- треугольник;
- квадрат. Рис 3. Алфавит
Сочетанием этих элементов можно создавать множество конструкции. На более высоком уровне в изуального алфавита находятся более сложные объекты:
- фигуры людей;
- лица, с различными эмоциями;
- сложные плоские фигуры и картинки.
- трехмерные фигуры и картинки.
Все элементы визуального языка можно охарактеризовать с помощью нескольких свойств (рис. 4): Рис 4. Визуальный язык
- цвет;
- размер;
- толщина;
- ориентация;
- текстура;
- движение
- местоположение в двумерном пространстве;
- местоположение в трехмерном пространстве.
Практическая часть
Работа над исследованием началась в сентябре 2021 года.
Как известно, сухая теория из учебника, усваивается не очень хорошо. Чтобы новый материал привлекал, наука должна быть интересной. А если теоретическую информацию переосмыслить и подать в форме рассказа с яркими наглядными рисунками, простыми примерами и интересными фактами? С помощью скрайбинга можно визуализировать что угодно, даже сложную математическую теорию или скучный материал параграфа с любого учебника.
При создании скрайба следует придерживаться следующего плана:
1. Выбрать тему и продумать основные идеи, которые должен отражать будущий скрайб.
2. Продумать сценарий.
3. Выбрать тип скрайба, разбить сценарий на скетчи, «визуализировать» их в виде набросков.
4. Снять скетчи на камеру, внося по ходу необходимые зарисовки и дополнения.
5. Смонтировать ролик и озвучить его. Здесь важно отметить, что просмотр готового скрайба не должен требовать много времени. В идеале – от 3 до 10 минут.
Инструменты для скрайбинга
Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов: фломастер, маркер, ручка, карандаши, скетчбук,, флипчарт, доска для рисования.
В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Скрайбинг на тему «Идут ли в Африке дожди?»
Вид скрайбинга: аппликационный
Инструменты и материалы: ватман, макеты Африки, макеты африканских государств по тексту, набор картинок-аппликаций, фотоаппарат, микрофон для записи звука, видео редактор для монтажа видеоролика.
Сценарный ход:
Африка - второй по величине континент на земном шаре. В зимние месяцы снега вообще не бывает. Экватор делит Африку почти по центру, оттого здесь круглый год тепло. А зима и лето отличаются лишь тем, что один сезон влажный, а другой засушливый.
Из-за высокой температуры на этом континенте, снежинки не образуются, а падают дождевые капли. Поэтому в экваториальных государствах Африки, о дожде вспоминают, когда у европейцев зима.
На территории африканского государства Ангола температура +21 (среднегодовая). С октября по март длится период муссонных дождей, когда ветер дует с побережья в сторону Атлантического океана и часты ночные туманы.
В южноафриканской Ботсване, известной пустыней Калахари, максимальная температура + 46 в тени. Сезон дождей начинается с сентября, а заканчивается в апреле. Благодаря дождям, сухое русло реки Ботлетле наполняется водой.
В Республике Габона (южное побережье Гвинейского залива), в центре Африканского континента, два дождливых сезона – дождь идет с января по май и с октябрь по декабрь. Осадков выпадает до 4000 мм.
В Египте в зимние месяцы тепло. Температура в январе от +12 до +16. Декабрь – январь – зимние месяцы, когда в Египте идут дожди из кучевых или дождевых облаков — преимущественно ливни. В Синайских горах иногда падает снег. Во время зимних дождей в пустынях Египта появляются эфемеры (лютики, маки, ирисы).
В южной части Центральной Африки находится государство Замбия. Погодные условия в течение года меняются трижды. Ноябрь-апрель – самый дождливый период. В эти месяцы мокро и тепло. Среднегодовое количество осадков – 700 – 1500 мм. В период дождей реки разливаются, и тогда значительная территория страны оказывается заболоченной.
На юго-восточном побережье африканского континента расположилось государство Мозамбик. Климат определяют океанические воздушные массы. Влажный сезон начинается в ноябре и продолжается по апрель. В это время идет самый сильный дождь — льют ливни, и многие районы оказываются под угрозой наводнения.
Уганда – небольшое государство в экваториальной Африке. К югу от экватора дождливый сезон продолжается с сентября по май. В это время юг Уганды превращается в дождливую часть государства.
Несмотря на свою жаркую натуру, в Африке идет и достаточное количество дождей. Это период рая для всего живого: и фауны, и флоры, и для местного населения Африки.
Скрайбинг на тему «Свойства смежных углов»
Вид скрайбинга: рисованный
Инструменты и материалы: маркерная доска, цветные маркеры, транспортир, видеокамера, микрофон для записи звука, видео редактор для монтажа видеоролика.
Сценарный ход:
Свойство 1. Сумма смежных углов равна 180°.
Какие смешные эти углы
Живут по соседству у смежной стены.
Пришел транспортир и измерил обоих,
Сложив, удивился и важно изрек:
«180 градусов – общий итог!
Они не смешные, а смежные…вот!
И угол развернутый их разворот!»
Свойство 2. Угол, смежный с прямым углом является прямым; смежный с острым углом – тупым углом; смежный с тупым углом – острым углом.
Смежный угол не одинок,
У него всегда есть брат уголок.
В семье, где старшенький брат
Солидный, большой – угол тупой.
Младший тогда узок в боках,
Всегда имеет форму острого угла.
Есть семьи с углами-близнецами,
Тогда их зовут прямыми углами.
Свойство 3. Биссектрисы смежных углов образуют прямой угол.
У каждого смежного угла есть биссектриса своя,
Она бегает по углам и делит смежные углы пополам.
Но между биссектрисами тоже есть закон –
И связан он с прямым углом…
Выводы
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что скрайбинг является интересным и эффективным способом подачи информации по сравнению с другими традиционными презентациями. Мои друзья и одноклассники, увидев мою работу над скрайб-презентацией, сказали: «Она нам нравится, мы тоже хотим научиться создавать скрайбинг!», что подтверждается результатами анкетирования (приложение III). Именно поэтому мы подготовили памятки для начинающего скрайбера, в которой рассказали, как правильно создавать скрайбинг-презентации, проанализировали все плюсы и минусы и попытались предостеречь от возможных проблем и ошибок при создании скрайбинга.
Анализируя работу над созданием презентации в программе Power Point и аппликационного скрайба, мы пришли к выводу, что в технологии «скрайбинг» плюсов больше чем минусов. Из полнометражного видеоролика нетрудно нарезать новые части – промосюжеты, мини-презентации, фрагменты для конкретных историй и т. п. Материал, дополненный видеорядом, всегда производит хорошее впечатление и имеет большой эффект.
Самостоятельно изучив и переработав материал, мы разработали сценарии и создали два скрайбинга по учебным предметам математики и географии разными способами: используя для монтажа программу Movavi video, в программе Power Point (приложение IV). Мы подготовили памятки для одноклассников, начинающих знакомство с технологией скрайб-презентации.
Безусловно, работа над скрайб-презентацией развивает творческие способности и ИКТ-компетентность. Ученые давным-давно доказали, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. При этом через три дня после проведения занятий люди в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % - от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.
Опытному скрайберу, кроме него самого, необходимы лишь поверхность, на которой можно делать зарисовки и инструмент, которым их можно делать. И группа людей, готовая слушать и смотреть. Значит сложный материал может быть интересным и увлекательным и наша гипотеза подтвердилась.
Заключение
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Что необходимо современному школьнику для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. И в этом нам поможет скрайбинг. Именно он позволяет усваивать информацию более эффективно, чем многие другие виды презентаций и успешно заменяет собой скучные и многословные объяснения. В скрайбинге задействуются одновременно слух, зрение и воображение обучающихся, что способствует запоминанию. Поэтому ученики быстрее и активнее включается в процесс. Скрайбы действуют как на логику, так и на эмоции обучающихся, поэтому информация «пропускается через себя» и запоминается легко, быстро и надолго. Безусловно, работа над скрайбом развивает. Это, прежде всего, творческие способности и ИКТ-компетентность.
Презентации, сделанные с применением данной технологии, способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, так как содержание становится более привлекательным и ясным. Видео скрайбинг является творческим процессом. Чтобы достичь в нем успехов, нужно уметь пользоваться воображением и овладеть рядом технических приемов. Насколько глубоко автор погрузится в такое творчество, зависит от его желания и способностей. На следующем этапе работы над темой исследования возможно создание скрайбинга в других техниках, в том числе и компьютерных.
Литература
1. Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья: http://www. designmanagement. ru/articles/articles/?id=328
2. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga
3. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami
4. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia – Заглавие с экрана.
Приложение I
Памятка начинающего скрайбера
Правила создания первого скрайбинга
Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание и обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.
Рассмотрим 9 шагов, чтобы снять свой первый скрайб:
1. Выбрать тему (возможно при изучении нового материала или при подготовке домашнего задания).
2. Поиск и анализ информации (найти информацию по теме предпочтительно из разных источников).
3. Визуализация, общая композиция (перевести тезисы и слова в образы).
4. Выступление (приготовить текст выступления).
5. Рисование (выполнить графический рисунок на доске или листе бумаги).
6. Обработка видео и корректировка текста (снять видео с помощью имеющихся устройств).
7. Аудиозапись (записать звук в простейшей программе «Звукозапись»).
8. Обработать видео и представление (соединить видеоряд со звуком).
9. Презентовать проект.
Рис 1. Четыре основных шага для создания скрайба
Необходимо учесть четыре основных этапа для создания скрайба (рис. 1):
1. Составьте план работы. Запишите все, что хотите осветить. Для удобства можно записывать все на аудионоситель.
2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.
ПриложениеII
3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и сложные, а также аудио и видеоряды. Просчитайте продолжительность всех частей работы.
4. Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.
Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг (рис. 2) [1].
Рис 2. Основы скрайб-презентации.
Визуализация, точнее визуальное мышление – это использование врожденных способностей видеть — с помощью глаз и с помощью внутреннего, мысленного зрения. Сферы применения визуального мышления очень разнообразны, но в данном случае нас интересует обучение.
Скрайб-презентации эффективней создавать на визуальном языке: если это язык, то у него должен быть алфавит, в визуальном языке он конечно есть [4].
В изуальный алфавит состоит из следующих элементов (рис. 3):
- точка;
- линия;
- круг;
- треугольник;
- квадрат. Рис 3. Алфавит
Сочетанием этих элементов можно создавать множество конструкции. На более высоком уровне визуального алфавита находятся более сложные объекты:
- фигуры людей;
- лица, с различными эмоциями;
- сложные плоские фигуры и картинки.
- трехмерные фигуры и картинки.
Все элементы визуального языка можно охарактеризовать с помощью нескольких свойств (рис. 4)
Приложение III
- ц вет;
- размер;
- толщина;
- ориентация;
- текстура;
- движение;
Рис 4. Визуальный язык
- местоположение в двумерном пространстве;
- местоположение в трехмерном пространстве.
Технология не стоит на месте, она развивается и нам необходимо идти в ногу со временем - изучать, пробовать, создавать новые формы и способы. Успехов в работе!
Результаты анкетирования