ВВЕДЕНИЕ
Фотография - особая область, её уникальность заключается в том, что фотография родилась и развивается на стыке двух миров – науки и технологии, с одной стороны, и искусства, с другой стороны. На примере истории фотографии можно проследить развитие технологии, которая в процессе соединяется с искусством, и их симбиоз рождает шедевры. В наше время бурного развития техники и технологий встаёт вопрос о необходимости человеческого фактора в производстве, технологии, науке и искусстве, история фотографии, на мой взгляд, является прототипом развития технологий в будущем, когда техническое составляющее дает основу для последующего развития творчества и искусства.
В связи с широкой доступностью процесса фотографирования, люди перестают относиться к фотографии как фиксации современной истории, с одной стороны и как к творческому процессу, с другой стороны. В современном мире гаджетов объем цифровой информации настолько велик, что люди перестают ценить и сохранять его. Фотографии как легко создаются, так же легко забываются и удаляются. На примере истории развития фотографии хочется показать важность и актуальность ее в современном мире.
Цель работы: рассмотреть историю развития школьной фотографии, на примере семейных архивных фотографий.
Задачи работы:
Изучить литературу истории фотографии
Узнать методы работы с исторической фотографией.
Изучить историю школьной формы в России.
Провести сравнительный анализ общих школьных фотографий моей семьи.
ГЛАВА 1.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ
1.1. История развития фотографии
Самой первой фотографией считается изображение, созданное в 1826 году (рис.1.) французским изобретателем Нисефором Ньепсом. Оно было сделано на полированной оловянной плите, которая была покрыта тонким слоем битума. Была изготовлена с помощью камеры и требовала восьмичасовой выдержки при ярком солнечном свете. Это не привело ни к чему значительному, и после Ньепс начал экспериментировать с соединениями серебра. Его вдохновило открытие Генриха Шульца, сделанное в 1724 году (о том, что смесь серебра и мела темнеет при воздействии света).
Другое средство для проявления изображения обнаружил Уильям Фокс Тальбот. (рис.2.) Прочитав об изобретениях Дагера, он усовершенствовал свой процесс. В итоге искусство фотографии набрало скорость. Теперь можно было фотографировать сравнительно быстро. И вот, история фотографии кратко констатирует: в 1841 году была изобретена калотипия (ранний фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром).
В 1842 году Джоном Гершелем также была придумана цианотипия.(рис.3.) Процесс заключался в покрытии бумаги растворами железных солей и экспонировании их в контакте с негативом. Те места, куда свет попадал, становились синими, остальные - оставались белыми. Промывка в воде усиливала специфический синий цвет, делая полутона и тени более контрастными.
Желатиновая печать пошла с Ричарда Медокса, изобретателя этого способа. Использование желатиново-серебряных отпечатков и стало прообразом более привычной нам целлулоидной фотографии. (рис.4.)
Появление цветной фотографии
Все началось с так называемой тартановой ленты, придуманной Д. Максвеллом (он взял за основу метод цветоделения-способ, при котором используется три камеры, у каждой из которых стоит свой светофильтр: красный, синий, зеленый). (рис.5.)
Герман Фогель пошел дальше, исследовав вопрос влияния на одну и ту же поверхность лучей разной длины. (рис.6.) Он придумал специальные сенсибилизаторы (от слова “сенсибилити”), повышающие чувствительность серебряной поверхности. Особый упор он сделал на зеленый участок спектра. Его ученик Мите разработал и другие цветные участки. Он же придумал специальную камеру, позволяющую использовать три цвета и соответствующий ей проектор. Публичная демонстрация устройств состоялась в Берлине в 1902 году.
Ученик Менделеева и Митте Сергей Прокудин-Горский пошел еще дальше, сократив время экспозиции и разработав красно-оранжевый участок спектра. Его же наработки помогли увеличить число тиража фотографий. Да и цветные фотографии, которые у него получались, больше похожи на современные. (рис.7.)
Впоследствии фотография завоевывала все большее и большее влияние. К делу подключились знаменитые братья Люмьер (создатели кинематографа), выпустившие специальные фотопластины для получения цветных фотографий, которые вошли в широкой распространение и вывели фотодело за пределы лабораторий и дали ей дорогу в жизни.
Современные фотографии
Теперь мы переходим в наше время. Современной (нам) фотографией называют фотографию, как правило снятую после 1970-х годов. Современная фотография всегда создается в контексте сегодняшнего дня, реагирует на этот контекст или комментирует его. Современная фотография — это взгляд на фотографию с точки зрения современного искусства, а современное искусство - это наиболее репрезентативная практика настоящей культуры в целом.
Сейчас это цветные фотографии с хорошим качеством.
1.2. Методы работы с исторической фотографией
Фотография – один из самых простых визуальных материалов для работы для историка, но одновременно и один из самых сложных.
Современное историческое образование сегодня основывается на документальных источниках. Прошло то время, когда фотография в учебнике или на уроке играла просто роль иллюстрации. Сегодня фото естественно вписывается в понятие «источник». Работать с фотографиями –непросто. Фотография становится историческим источником только тогда, когда визуальный образ превращается в исторический текст.
Как анализировать фото.
Описание.
Опишите, как можно подробнее, что вы видите. На этом этапе, если вы не имеете соответствующего опыта, они только описывают визуальное восприятие фотографии, даже без попытки интепретировать. Они не замечают важных деталей, поэтому их необходимо научиться видеть. И именно то, что изображено.
Интерпретация.
1.Первичная.
-ситуация (что именно и где именно происходит, почему именно так, насколько это
Типично и т.д)
-фото постановочное (то есть персонажи позировали) или документальное;
Аргументируйте свою мысль;
-охарактеризуйте этих людей (возраст и пол, социальное и имущественное положение и тому подобное и т.д.);
2.Историческая
- к примеру, сделайте вывод о социальной структуре общества в тот период;
-охарактеризуйте его материальное положение;
Отдельно стоит определить, насколько достоверными есть наши выводы, какие источники необходимо привлечь, чтобы их проверить. Кстати, именно официальный характер фото придают ему особенной достоверности.
Работая с фотоматериалами, вы получите интеллектуальное, профессиональное и просто.
1.3. История школьной формы в России
В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.
В 1918 году гимназическая форма была объявлена буржуазным пережитком и отменена. В 1948 году в период введения раздельного обучения школьная форма вновь стала обязательной. Первоначально новая форма была очень похожа на дореволюционную: для мальчиков — синяя фуражка с серебристым гербом, серая гимнастёрка, для девочек — серые (тёмно-серые) и тёмно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными (белыми — парадными) фартуками. Подвергались даже причёски школьников, особенно, младшей и средней школы: так мальчиков первоклассников, как правило, стригли наголо, третьеклассникам оставляли небольшие челки, пятиклассникам разрешали и полубокс, а семиклассникам (и старше) — польку; девочкам даже в старших классах рекомендовали носить косы с чёрными (к парадной форме — белыми) бантами, допуская стрижки лишь в исключительных случаях.
Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году. Мальчики носили тёмные (часто тёмно-синие) брюки с белыми (или светлыми однотонными) рубашками, девочки — прежние коричневые платья с повседневными чёрными фартуками, в особых случаях они надевали белые парадные фартуки и банты. носили голубые платья.
В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. В 2011 году был разработан концепт «Утеплённая школьная форма», в идеологии которого звучал вопрос: «Почему самая крупная корпорация не имеет униформы?» В 2012 году школьная форма вновь получила законный обязательный статус.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ МОЕЙ СЕМЬИ
Нами был проведен сравнительный анализ общих школьных фотографий, из моего семейного архива. Сравнивали фотографии по следующим критериям: фон, внешний вид девочек и мальчиков, оформление и качество фотографии. Результаты сравнительного анализа представленны в таблице.
Года/категории |
1970 (рис.8.) |
1980 (рис.9.) |
1990 (рис.10.) |
2000 (рис.11) |
2020 (рис.12). |
Фон |
На заднемфоне ничего нет, возможно фотографировались на фоне белой стены ( не видно фона) |
Детей фотографировали в классе, на фоне школьной доски, сверху расположена вывеска, что даёт больше интереса фотографии. |
На фоне этого класса висит картина, сразу этого не заметно, так как люди загораживают её. В целом выглядит интереснее, чем фотография 1980 г.(год указан приблизительно) |
На этой фотографии применили фотошоп: на задний фон поставили пейзаж. |
На этой фотографии также применён фотошоп: на задний фон поставили фон осени. |
Внешний вид мальчики/девочки |
Большее количество девочек в сарафане. все мальчики - в пиджаках. |
Большее количество девочек также в сарафанах, на некоторых бант. На всех мальчиках также пиджак. |
Форма практически свободная: блузка ( любого цвета), кофта, брюки или юбка. На мальчиках свитера, джинсовки. |
У девочек также практически свободная форма: кофта или джинсовка, в основном джинсы. |
У девочек юбки, блузка, туфли галстук, жилетка. У мальчиков жилетка, рубашка. |
Оформление, качество фотографии |
Бело-чёрная фотография, на которой не видны некоторые участки. |
Фотография уже цветная, но не та, которую мы привыкли видеть сейчас (с оттенком розового). |
Такая же цветная фотография, как фотография 1980 г. (с оттенком рыжего). |
Цветная современная фотография. |
Такая же цветная фотография, к которой мы привыкли. Подписан класс, дата, местоположение. |
Итоги сравнительного анализа
Со временем люди начали работать над деталями групповых фотографий и пытаться делать её интереснее, делали разнообразный фон, добавляли оформление: надписи на фотографиях, пейзажи позади людей и т.д.
Изменилась школьная форма: в 1970-1980 она была строгой.Мальчики носили тёмные брюки с белыми рубашками, девочки - коричневые платья с повседневными чёрными фартуками, в особых случаях они надевали белые парадные фартуки и банты. Но некоторое время 1990-2000г. она была практически свободной, обязательная школьная форма была отменена: ученики носили кофты или джинсовки, джинсы. Сейчас каждое учебное заведение выбирает свою обязательную школьную форму: в моём случае это: для мальчиков-тёмные брюки, рубашка, бежевый клетчатый галстук. Для девочек-клетчатая бежевая юбка или тёмные брюки, блузка, бежевый клетчатый галстук.
Изменилось оформление и качество фотографии в лучшую сторону:1970-1980г.- фотографии в чёрно-белых тонах, затем, с 2000г., качество фотографии постепенно улучшалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы была изучена история фотографии: с 19 по 21 век фотография прошла очень много изменений: начиная с непонятного чёрно-белого изображения в качественную, понятную цветную фотографию. Если раньше фотография была очень редкой и только немногие могли её иметь, то сейчас она доступна всем и каждый может её сделать, когда понадобится.
Изучена история школьной формы: как она изменялась в течение этих десятилетий: со строгой обязательной формы - мальчики носили тёмные брюки с белыми рубашками, а девочки носили коричневые платья с повседневными чёрными фартуками, в свободную форму, когда ученики носили кофты, джинсовки, свитера, джинсы, а затем снова в обязательную школьную форму, где сейчас каждое учебное заведение выбирает свой вид одежды.
Изучили метод работы с исторической фотографией, как с помощью нескольких этапов охарактеризовать ту или иную фотографию. По выявленному алгоритму был сделан сравнительный анализ школьных фотографий на примере архивов моей семьи. Школьная фотография – это документ, важный исторический источник, который всегда создается по определенным канонам. Такой источник передает настроение эпохи, отражает повседневную жизнь общества. С другой стороны, школьная фотография, это что-то личное и зачастую трепетное воспоминание о людях, с которыми человек провел бок о бок много лет.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Баранова С. Б. Фотографический материал при изучении новейшего времени: интерпретация и значение фото в истории XX века // Школьная педагогика / под ред. Е. И. Осянина, Н.Л. Вейса. Казань: «Молодой ученый», 2017. № 1. С. 37–39.
Козяр Г.Н., Нуркова В.В. Какие воспоминания мы выбираем? Как цифровой фотоаппарат изменяет нашу память / Г. Н. Козяр, В. В. Нуркова // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. Иваново: Индивидуальный предприниматель Докучаева Н. А., 2012. № 4. С. 12–25.
Сонтаг С. О. фотографии / Пер. Викт. Голышева. М., 2018. 272 с.
Какой была первая Российская форма / Культура РФ [Электронный ресурс] // URL: https://www.culture.ru/s/vopros/shkolnaya-forma/ (Дата обращения: 13.01.2022).
История советской школьной формы / История и современность [Электронный ресурс] // URL: https://visualhistory.livejournal.com/780075.html (Дата обращения: 13.01.2022).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис.1.
Изображение 1826 года
Рис.2.
Изображение Уильяма Фокса
Рис. 3.
цианотипия
Рис.4.
Желатиновая печать Ричарда Медокса
Рис.5.
Тартановая лента Д. Максвелла
Рис. 6
Рис.7.
Фотографии, более похожие на современные
Рис.8.
Фотография 1970 года
Рис.9.
Фотография 1980 года
Рис.10.
Фотография 1990 года
Рис.11
Фотография 2000 года
Рис.12.
Фотография 2020 года