Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились.
Бернард Шоу
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения, потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Целью нашей работы является изучение понятия патриотизм и его проявления на примере жизни и деятельности героя Великой отечественной войны Турова Владимира Семеновича.
Предмет исследования – патриотизм, его понятие.
Объект исследования – биография Турова В.С.
Методы исследования – аналитический….
Что такое патриотизм. Разные подходы к его определению.
Одной из целей в работе нами была поставлено рассмотреть различные подходы к определению патриотизма. Первым источником для нас послужили словари. Словари Ожегова, по этике, философский, политический определяют понятие патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите.
Социально-психологические факторы формирования идеологии патриотизма нашли свое отражение в исследованиях А.В.Потемкина, С.А.Гаврилушкина, С.В.Мещеряковой. В трудах данных ученых проанализированы и систематизированы все группы факторов социально-психологического характера, влияющие на настроения отдельной личности и общества. Вместе с тем, достаточно остро стоит вопрос определения самой сущности термина «патриотизм». Без уяснения существа вопроса невозможно разобраться в основах формирования патриотического мышления. Частично вопрос пытались решить исследователи, – Г.В.Зверева, Г.А.Быковская, А.Н.Злобин, И.В.Иноземцев, И.Ф.Харламов, А.Н.Вырщиков, И.М.Дуранов, А.Н.Малинкин, В.В.Гладких, А.А.Горельцев, В.И.Лесняк, Н.С.Мухаметшина и др. Особенную актуальность получили вопросы патриотического воспитания в среде молодежи и подрастающего поколения. К числу работ данной направленности можно отнести исследования: А.С.Калюжного, А.Н.Вырщикова, В.В.Дулина, В.А.Белоганова, В.И.Лутовинова и др.
В Википедии патриотизм определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Мы изучили страничку вики-цитатника и там так же нашли высказывания известных лиц о патриотизме.
Интеллект, патриотизм, христианство и твердое доверие к Нему, кто никогда не оставлял эту благословенную землю, по-прежнему в состоянии наилучшим образом уладить все существующие у нас сегодня трудности… Тайные струны памяти, протянувшиеся от каждого поля битвы и могилы патриота к каждому живому сердцу и домашнему очагу через всю нашу широкую страну, все же зазвучат единым хором Союза, когда к ним снова прикоснутся лучшие ангелы нашего естества, и это непременно произойдет. - Инаугурационная речь 4 марта 1861. Авраам Линкольн.
Патриотическая идеология не позволяет делить соотечественников на «белую кость» и «быдло», она не признает исключительных прав «титульной нации» и не делит жителей страны, как лошадей в упряжке, на «коренных» и «некоренных». Борис Кагарлицкий, Управляемая демократия: Россия, которую нам навязали.
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство. — Из книги «Христианство и патриотизм». Лев Николаевич Толстой.
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! — К Чаадаеву
Александр Сергеевич Пушкин
Я, конечно, презираю, отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. — Из письма П. А. Вяземскому от 27 мая 1826 г. Из Пскова в Петербург. Александр Сергеевич Пушкин.
Патриотизм — это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово. — В передаче «Дифирамб», на радиостанции «Эхо Москвы». Игорь Миронович Губерман.
Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди
Что же, и я Россию люблю. Она занимает шестую часть моей души.
Венедикт Ерофеев
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать. Петр Чаадаев
Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него. Шарль Монтескье
Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия.
Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его являются духовно- нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, определяющего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве.
Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т.е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма. Как общественное явление он есть одно из проявлений субъект-объектных отношений. До настоящего времени еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что понимается под субъектом патриотизма. Некоторые авторы ставят под сомнение представление о том, что носителями патриотического сознания выступают как отдельные личности, так и коллективы, социальные группы, нации, в том числе и общество в целом (А. Яковлев, М. Кучуков, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), А. Голицын, И. Ильина и др.).
Мы согласились с теми авторами, которые считают, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные личности, но и большие, малые и другие общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. Соответственно можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма:
- личность;
- группа населения, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.);
- классы и этносы (нации);
- народ данной страны.
Мы же в своей работе предмет исследования патриотизм определили само понятие патриотизм, а субъектом отдельную личность – Турова В.С.
Туров Владимир Сесенович
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Для нас таким человеком, объектом нашего исследования стал Туров В.С. – прадедушка одного из авторов работы.
В год 75 – летия Победы нам захотелось встретиться с замечательным человеком, большим другом лицея Сегодня это актуально, особое внимание приковано к тем, кто завоевал эту Победу – ветеранам Великой Отечественной войны. Ныне живущим участникам войны уже много лет, но они по-прежнему в строю. Мы планировали провести видеоконференцию накануне 19 ноября встретиться и провести беседу о том, что является патриотизмом для Владимира Семеновича Турова, но встреча не состоялась. «Сегодня, в четверг, 15 октября, в Волгограде скончался ветеран Великой Отечественной войны Владимир Семёнович Туров, ему было 100 лет. До своего дня рождения – 18 марта 2021-го – он не дожил несколько месяцев»- так сообщили «Городские вести».
И теперь мы не сможем с ним побеседовать, но мы решили изучить его биографию. Наш земляк, человек удивительной судьбы – Владимир Семенович Туров.
После войны служба Владимира Турова не закончилась. От Прибалтики – до мыса Шмита на Чукотке, так он побывал в разных уголках Советского Союза. Даже в столь почтенном возрасте он с оптимизмом смотрит на жизнь. И с удовольствием делится секретами, как в 94 года сохранить свое здоровье. Главное, считает ветеран, невзирая на годы, чувствовать себя молодым.
Как же шло становление Турова В.С. как патриота?
Родился Владимир Семенович в далекой и глухой деревне Большой Крупец Брянской области в 1920 году в семье крестьянина. Он был девятым ребенком, а всего детей было двенадцать. У каждого в семье были свои обязанности по выполнению работ. У Владимира и старшего брата Петра – пилить дрова, колоть их, заносить в избу. Каждый вечер все собирались за столом для того, чтобы начистить два ведра картошки на следующий день. Днем носили воду из реки и для дома и для семьи. Летом ежедневно ходили в лес и собирали для всей семьи грибы, ягоды, щавель. Лес был рядом с избой и уже с двух лет маленький Володя хорошо в нем ориентировался, что очень пригодилось потом – на войне.
Юный Владимир воспитывался на героике Великой Социалистической революции 1917 года, встречаясь с еще живыми героями борьбы с белогвардейцами, сослуживцами легендарного В.И.Чапаева, командирами первой конной армии С.М.Буденного, с прославленными партизанами. В в 6 классе решает стать военным, чтобы защищать свой народ, свою самую прекрасную страну от любых врагов.
В 1931 году семья переезжает на Кубань, где молодой Туров поступает в Шахтинский горный техникум, а оттуда в Буйнакское военное училище. Свое детское решение исполнил добросовестно, поступив в военное училище. Владимир Туров закончил Буйнакское военно-пехотное училище в июле 1941 года в звании лейтенанта. Был направлен на Западный фронт, в должности командира стрелкового взвода сражался с фашистами, затем командир роты, оборонял Тулу, Москву, несколько раз был тяжело ранен. В 1941 году, в сентябре, попадает в окружение. Раненый, лежа на повозке, не способный даже сесть – отказали ноги, он все-равно не смотря на боль, выводит роту из окружения. «Потому, что в родной стихии находился, опыт детства пригодился»,- объясняет ветеран. Первая награда для любого солдата - самая ценная. Фронтовой путь Владимира Турова начался в декабре 1941 года. Свою первую медаль «За отвагу» лейтенант Туров получил за смелый рейд в тыл врага. Тогда рота из 280 человек под его командованием до подхода основных сил заняла оборону в Калуге. Первым со своей 2-ой стрелковой ротой ворвался в тыл врага в ночь с 24 на 25декабря 1941 года в Калугу. Во время наступательных боев 23 января был тяжело ранен. После госпиталя его направляют командиром роты противотанковых ружей и с сибирской 315-й стрелковой дивизией прибывает в Сталинград.
Мы познакомились с книгой воспоминаний Владимира Семеновича Турова «Чтобы помнили...». Его книга это отражение его чувства к Родине и городу, который стал для него родным. Это книга патриота и воспитателя патриотизма. Вот отрывок из его книги:
«… 12 сентября был самым тяжелым днем в моей жизни за всю войну. В батальоне осталось человек 120. Но какие это были люди! Каждый из них сражался за себя и за товарищей, готов был пожертвовать собой. Особенно мне запомнился здоровенный боец из роты противотанковых ружей, сильный и очень храбрый в бою сибиряк-алтаец. Он с 16-килограммовым противотанковым ружьем обращался как с игрушкой, а в боях под Сталинградом на моих глазах подбил 5 вражеских танков. Его ранило в обе ноги, он приполз ко мне и, виновато улыбаясь, доложил: «Я подбил еще два танка, а третий на нас шел, снарядом ружье разбил, напарника ранил. Я его из окопа тащил, а танк его совсем убил и меня ранил».
Я был поражен и смотрел на него, не находя слов. Передо мной был настоящий воин-богатырь. Обе ноги его были неестественно вывернуты, все в крови. Кровавый след тянулся за ним. Его угнетало, что убило помощника, а он, вот, раненый приполз без ружья и не может встать перед своим командиром… Такого героя следовало бы наградить самой высокой наградой, но тогда было не до наград...»
Из книги воспоминаний Владимира Семеновича Турова «Чтобы помнили...»:
Верните имя Сталинград,
Воспетый в песнях город Славы.
Верните людям Сталинград,
Принадлежащий им по праву.
Верните имя Сталинград
Героям, павшим в битве грозной.
Верните имя Сталинград
Живым героям злато-звездным.
Верните имя Сталинград
Героям, внукам или сыну…
Не убивайте Сталинград
Из-за угла ударом в спину.
В сраженьях много лет назад
Его фашисты не убили.
Неужто город виноват,
Что вы в верхах не поделили
Добытой Славы, власть и трон?
А вы у Сталинского гроба
Уже готовили Закон,
Чтоб вне закона были оба:
И тот, кто вел к Победе нас
И Город грозной Славы русской.
Вам не простит рабочий класс
Позора вашей мысли узкой.
От мертвых и живых солдат,
Стоявших насмерть здесь когда-то
Мы просим: верните имя СТАЛИНГРАД
В награду русскому солдату!
В.С. Туров
После Сталинграда воевал на Северо-Кавказском фронте, освобождал Белоруссию, Украину. В июле 1944 был ранен, но возвращается в строй. На границе с Восточной Пруссией, 23 августа 1944, вновь ранение, но уже тяжелое. После третьего тяжелого ранения был призван ограниченно годным для строевой службы и поэтому его направляют в состав 1-го Украинского фронта командиром 185 – й отдельной стрелковой роты военной комендатуры в городе Гинденбург (Германия), где и встретил день Победы. Вспоминает: в мае 1945 года сразу никто и не поверил в то, что война закончилась.
По окончании войны командовал ротой в 23-м отдельном дисциплинарном батальоне, служил дежурным помощником военного коменданта города Лигниц Северной группы войск. Из армии уволился по болезни, выполняя данное себе еще в 1942 году обещание – вернуться в Сталинград. «Останусь жив – на жительство приеду в Сталинград!» Сказано, а точнее – выполнено обещание.
Два ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Красной Звезды, медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За Победу над Германией" и многие другие украшают грудь полковника Турова.
Все годы после войны – а Владимиру Семеновичу 100 лет – он вел огромнейшую работу в школах, гимназиях, средних и высших учебных заведениях по патриотическому воспитанию молодежи. Создавал в учебных заведениях отряды с гордым названием "Юный Сталинградец" и сам являлся президентом клуба «Сталинград», был членом военно – научного общества при Волгоградском доме офицеров, членом совета ветеранов Центрального района.
Он был уверен, что купить патриотизм нельзя, очень важно говорить правду о прошлом нашей Родины, о героических свершениях наших народов великой страны. - Защитники Сталинграда прославили свою Родину на весь мир, - говорил он. - Это чувство гордости за дела и подвиги своих дедов и прадедов и их наследников нашей славы должно всегда жить. Наши дети внуки и правнуки должны знать и гордиться своей историей. Он любил цитировать латиноамериканского поэта Пабло Неруды, который сказал про Сталинград, что этот город - орден славы на груди планеты Земля. И поколениям необходимо помнить об этом.
Вот что писал о нем влиятельнейший во Франции журнал "LE Figaro": "Для полковника Турова, ветерана Второй мировой войны и для большинства ветеранов все ясно. Очень ясно. Волгоград - ничто, существует только Сталинград. В военной форме, он проходит перед гигантской статуей "Матери-Родины", установленной на вершине памятника павшим на Мамаевом кургане. Там покоятся останки тысяч бойцов Сталинградской битвы, которая стала поворотом в войне. Он хочет, чтобы был услышан его голос, отданный на возрождение памяти. "Я хочу этого для них, объясняет он перед алтарем, посвященным павшим солдатам. Для них и для молодежи этого города, которая не должна забывать прошлое. Нельзя выбросить целые части нашей жизни"…
Патриотизм был для Владимира Семеновича – его жизнь, его работа. Чувство любви к Родине, гордость за её историю он прививал не только своим родным детям и внукам, но совсем незнакомым ему ребятам, проводя беседы об истории родного города – Сталинграда, организовывая экскурсии по памятным местам, местам боев в Сталинградской, был организатором слета отрядов «Юный Сталинградец».
Владимир Семёнович Туров всегда придерживался активной жизненной позиции. Он долгие годы руководил общественно-патриотическим клубом «Сталинград». Применял свои опыт и знания в Совете ветеранов Центрального района Волгограда. Был почётным членом Военно-исторического общества РФ и почётным председателем Международного благотворительного фонда «Сталинградская битва». С особым вниманием он относился к подрастающему поколению, считая, что патриотическое воспитание юных горожан – одна из важнейших его миссий. Ребята, да все, кто общался с Владимиром Семёновичем, запомнили его скромным, добропорядочным и отзывчивым человеком.
Одним из составляющих понятия патриотизм является воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; чувство долга перед Родиной (защита Отечества), готовность защищать своё Отечество. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Туров Владимир Семенович именно тот человек, которого мы считаем патриотом и который не на словах, а на деле стремится воспитывать патриотов.
Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
СПИСОК использованной литературы
1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
4. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.
5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
6. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
7. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
8. Издательство: Школьная ПрессаДемидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.
9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
10. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
11. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
12. Туров В.С. Чтобы помнили…-В.:лицей, 2011