ВВЕДЕНИЕ
Очень часто в художественной литературе встречаются пиры, в сознании формируются ассоциации со словом пир, как праздник, радостное событие, музыка, мужчины и женщины в красивых нарядах и танцы. Но, к сожалению, в учебниках истории пиров не хватает и мне стало интересно углубиться в эту тему. Мы решили узнать, что такое пир в контексте того времени. Пир - праздничное застолье или большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко - с песнями и танцами. Важной частью средневековой культуры являются пиры, культура застольных торжеств. На протяжении такого долгого периода Средневековья эта культура претерпевала огромные изменения. Практически любое мало-мальски знаменательное событие в средние века сопровождалось пиром, поэтому трапезные правила поведения имели довольно важное значение. Еды в Средние века было мало, и питались люди плохо. Возможно, поэтому пиру, пышному застолью уделяется так много внимания в литературе того времени. Многие сведения о том, как проходили средневековые пиры, дошли до наших дней. На основе сохранившейся информации о пирах можно воссоздать культурное пространство этого события в виде макета. Задача исторического макета – показать, как эти исторические объекты выглядели в период своего существования, дать представление об их внешнем виде.
Целью проекта: является изучить особенности пированья в средние века, и изготовить макет зала средневекового пира.
Задачи:
рассмотреть средневековый пир
изучить способы и формы изготовления изделий из полимерной глины и папье-маше
изготовить модель комнаты средневекового пира
ГЛАВА 1. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПИР
Общие представления о средневековом пире
Слово пир ассоциируется у нас в первую очередь с изысканной пищей и роскошно убранным залом. Пиры в раннее средневековье длились по много часов. На них обсуждались дела, разрешались споры, исполнялись песни, происходил обмен ценностями, причем люди одного статуса должны были получить равноценные подарки. На пиру поднимались кубки в честь короля, успешного завершения военных походов, какого-либо именитого гостя и т. д. Во время пира хозяин восседал на возвышении во главе трапезы, раздавал милости приближенным, вручал подарки, часто подчеркивая пренебрежение к собственному имуществу. Подобная демонстративная щедрость чрезвычайно долго сохранялась в средневековом обществе и определяла многие правила поведения. Совместное принятие пищи всегда было обставлено определенными ритуалами и церемониями, так как, помимо утоления голода, оно имело еще и огромное социальное значение. Люди собирались за общим столом, чтобы отпраздновать какое-либо событие, установить или подчеркнуть дружеские, деловые или общественные связи, наконец, просто пообщаться. Поэтому еще в раннесредневековых церемониальных пирах важным было, кто сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и т. п.[1]
На заре Средневековья пиршества благородных сеньоров отличались от их ежедневного меню не столько убранством зала сколько количеством подаваемой на стол пищи. И только в эпоху расцвета европейской средневековой цивилизации стали придавать большее значение кулинарным изыскам, застольным манерам и приличествующей случаю одежде. [2]. По сути, первым роскошным пиром, упомянутым в исторических источниках, является обед, устроенный в крытом зале Сомюра в честь Альфонса де Пуатье, младшего брата короля Людовика Святого (1241 г.). Причем автор Жан де Жуанвиль особенно был впечатлен количеством гостей и богатством их одежд.
Пир в замке или во дворце всегда проходил по установленному ритуалу. Общий порядок был таков: вначале подавали закуску – салаты или фрукты. Затем суп, жаркое – основное блюдо и соусы на основе пряных трав, именно они задавали тон трапезе. Однако следует учесть, что жаркое готовилось из нескольких видов дичи, птицы и мяса, тем более, если речь шла о пире. После этого делался перерыв, в течение которого гостей развлекали трубадуры, жонглеры, музыканты. На десерт подавали сладости, пирожные, засахаренный имбирь и фрукты. Из напитков гипокрас (смесь меда, пряностей и вина), сладкие вина, а также настоянные на травах. [3]
Пир, особенно во дворце короля, знатного вельможи или церковного прелата, требовал не только точного соблюдения ритуала, своевременной смены блюд, но и предварительной подготовки к банкету. За все это отвечал распорядитель, который во Франции носил титул сенешаля дворца. В его обязанности входил контроль за слугами, а также за тем, чтобы на кухню вовремя были доставлены продукты, вино и дрова в достаточном количестве, а в пиршественный зал – свечи, факелы, мебель. [4] В длинном зале размещали столы - вдоль стен и в центре. В конце зала возвышался помост, где занимал место хозяин, члены его семьи и некоторые из гостей. Они усаживались вдоль длинного стола, обращаясь лицом к центру помещения и к галерее у противоположной стены, где играли музыканты. По правую руку хозяина размещался стол, предназначавшийся для почетных гостей. На этот стол подавались те же блюда, что и для хозяев. Еще один стол располагался напротив. Менее почетных гостей на больших пиршествах могли вообще разместить в других помещениях, представители же состоятельной знати пировали в главном зале. [1]
Тем, кто сидел за главным столом, прислуга подносила блюда. Для остальных же присутствующих блюда выставлялись на отдельные столы, с которых гости сами накладывали себе еду на тарелки. Каждое блюдо заблаговременно был поделено на порции, и, надо сказать, что одна порция рассчитывалась на двух (и иногда даже четырех!) человек. Гости могли раскладывать еду на свои тренчеры либо кушать из одной тарелки. Встречалось и такое, что сразу несколько присутствующих гостей пользовались между собой одним кубком.
Трапеза начиналась с того, что буфетчик приносил хлеб, завернутый в салфетку, тренчеры, столовые приборы - ложку и специальные ножи, солонку. Эти предметы предназначалось для хозяина. Все раскладывалось особым образом на главном столе перед хозяйским местом. Затем буфетчик проверял - присутствуют ли на остальных столах тренчеры, ложки, ножи, хлеб и т.д. [1]
После того, как повара были готовы к проведению пиршества, зал заполнялся гостями. Однако в этот момент за стол разрешалось сесть только хозяину. Мажордом, виночерпий и резчик, перевесив через плечо полотенца, вели гостей в комнату для омовения рук. Затем наступал черед ритуала дегустации.
Все приготовленные блюда съедались полностью, после каждого пиршества, будь то свадьба в семье городского магистрата или встреча короля, оставались, разумеется, объедки. Интересно, что по их количеству, как и по количеству гостей, горожане судили о том, насколько пир удался. Слуги собирали объедки в предназначенные для этого емкости, чтобы затем раздать нищим или отправить в благотворительные заведения, каковым, например, в Париже был Отель-Дьё. [3]
Этикет средневекового пира
Средневековый социум -явление очень динамичное. Долгое время даже королевский двор западноевропейского монарха не имел постоянной локации. Человек из благородного семейства, обладающий ценным имуществом, априори был гостеприимным: это было продиктовано обычаем, который являлся важным элементом идентичности сословной элиты.
Первые правила поведения за столом появились в Европе не раньше XV в., и многие из этих рекомендаций показались бы нам дикими. Воспитанный гость не должен был предлагать своему сотрапезнику кусок, который начал есть сам, ему запрещалось чесаться или изучать содержимое своего носа той же рукой, которой он берет кушанья. Представитель высшего общества не должен был класть свой кусок обратно на общее блюдо, ковырять ножом в зубах или жадно набрасываться на еду. Понятие индивидуального прибора появляется только к концу XV в. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. [5]
В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому. Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось признаком изысканного стола. [5]
В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами. Тем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить. Салфетки и чаши для омовения рук были чрезвычайно распространены, но, видимо, это не делало манеры того времени утонченными, еще в XVII в. рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол. [6]
В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве. Так, например, свод норм гласил, что гостям не надлежит есть пищу руками и разговаривать с набитым ртом. Также запрещалось просить соседа об одолжении кубка, если свой не опустошен. Кроме того, приглашенные на обед должны были быть скромными и довольными теми кушаньями, которые им предлагал хозяин.
Знание истории этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую первоначально имели совсем другой смысл. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской.
Стол средневекового пира
Понятие индивидуального прибора появляется только к концу XV века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть.
Считалось важным, чтобы стол покрывала скатерть. Те, кто мог себе позволить, использовали салфетки, помогавшие сохранить чистоту стола и скатерти, выполненную из разной по цене ткани
Принято было обилие перемен всевозможных блюд, как правило, из разных видов мяса и дичи, но при этом различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах. Число перемен на обедах знати могло достигать 15-20, вина также подавались в избытке, но об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить, и количество еды считалось признаком изысканного стола.
На подготовленном для ужина столе располагалась салфетка, ложка и поднос, который представлял собой тонкий кусок четырехдневного хлеба. Его можно было съесть, если невмоготу ждать, но, как правило, такую еду отдавали собакам или беднякам. Со временем такой съедобный поднос был заменен деревянным и металлическим. В целом, его функция заключалась в том, чтобы еда, взятая из общей чаши, не запачкала ткань на столе.[6]
Незаменимым прибором на столе была солонка. По её виду можно было определить степень знатности и достатка человека. Королевские особы даже заказывали её у специальных мастеров в форме лодки. Ножи на столе не лежали, и гости должны были приносить их сами. Помимо вполне понятных функций, ими также цепляли щепотку соли. Вилки, само собой, в Средние века не было. Её аналоги имели гораздо больший размер и использовались для того, чтобы доставать из котла мясо или подкладывать в огонь дрова. Основным прибором для еды, конечно, были собственные руки. Причем мыть их нужно было не только перед едой и после, но иногда и во время нее. Если шла трапеза знатных особ, в зале присутствовал специальный человек с полотенцем, тазом для мытья рук и специальной чашей, чтобы пробовать воду на наличие яда. [7]
Большое значение за столом имел алкоголь и посуда, из которой он разливался. К ней относился как традиционный пивной рог, так и деревянный сосуд для питья мазер различные чаши и кубки. Предметы из стекла были не только весьма редким гостем за столом, но и пользовались меньшим уважением, чем расписные глиняные изделия из Валенсии или Андалузии.
Долгое время на пирах одним прибором пользовались несколько человек. Это считалось нормой.1. Разрешалось своей ложкой лезть в общее блюдо, только требовалось предварительно вытереть ложку об одежду. 2. Кубок с вином пили все гости, отсюда пошло выражение «пустить кубок по кругу». 3. Вилками вообще не пользовались, их считали трезубцами дьявола. Поэтому брали пищу только ложкой и рукой. 4. Более обеспеченные люди использовали позолоченные тарелки. Иногда их одалживали соседи. Другие вместо тарелок использовали чёрствый хлеб. 5. Выпив достаточно вина, гости переставали себя контролировать. Они бросали кости куда попало, вырывали друг у друга вкусные куски. 6.Испачканные руки вытирали об одежду соседа, а он не протестовал. Сморкали о скатерть или портьеру, что было поближе.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Особенности работы с полимерной глиной; папье-маше, 3D принтером
Полимерная глина (также, пластик или пластика) - пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100-130°С (в зависимости от производителя). Иногда полимерной глиной называют самозатвердевающие массы для моделирования и создания цветов. Этот материал по виду очень напоминает обычный пластилин, но затвердевает до твердого состояния. Изготовленную из запекаемой глины фигурку можно поставить в горячую печь, чтобы она навсегда сохранила свою форму. Или же, если речь идет о полимерной глине, не требующей запекания, ее надо просто оставить на сутки, а процесс застывания произойдет сам по себе.
Основа полимерной глины, по своей сути, это совокупность желатиноподобных частиц, а пластификаторы - вещества, которые и помогут при нагревании до определенной температуры глине «схватиться», застыть, сохранив приданную ей форму.
Чтобы получить желаемую раскраску, также добавляют различные цветные пигменты, для эффекта металла или перламутра, в частности, добавляется слюда, вообще, существует много тонкостей для достижения желаемого результата.
В начале 1930-х, в Германии Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик. Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу (EberhardFaber), который «развил» её во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo) (рис.4)
Сегодня существует глина разных фирм и цветов.
В начале 2000 года компания «Артефакт» стала первым и единственным производителем полимерной глины полного цикла в России. Продукция компании выходит под собственным брендом «Artifact». Приобрести глину можно как в электронных магазинах, так и в магазинах, где продают товары для творчества. С полимерной глиной нужно работать очень аккуратно потому, что если ты случайно испачкаешь светлую глину темной, то будет очень тяжело отмыть глину, а бывает, что вообще не возможно и работа остается грязной!
Впервые я узнала об материале как папье-маше, когда мне рассказала мама. Но, пожалуй, меня поражала легкость и, как казалось, необычность материала, с помощью которого сделаны эти вещи. И из этого материала в нашем макете созданы пол, стены, а также камин. Техника папье-маше для изготовления различных предметов используется давно, и благодаря относительной простоте, завоевала свое достойное место среди яркого разнообразия прикладного искусства. Папье-маше (рис.6) (по-французски – жеваная бумага) изобрели в начале XVI в. во Франции и использовали при изготовлении кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям дал старт развитию производства в Европе изделий из папье-маше: табакерок, шкатулок, игрушек, масок, архитектурной лепнины и даже мебели. Так же мы не могли обойти стороной такую деталь средневекового замка как витраж. Его мы сделали из пленки, которую раскрасили специальными фломастерами и заламинировали. Трон и подсвечники распечатаны на 3D принтере. 3D-принтер - станок с числовым программным управлением, реализующий только аддитивные операции, то есть только добавляющий порции материала к заготовке.
2.2 Изготовление зала средневекового пира
С начало мы изучили комнаты как выглядели залы средневекового пира. Затем мы начала делать макет. Первым шагом мы возвели камин, стены и пол из картона и папье-маше (рис.1). После мы сделали витраж из пленки, которую покрасили специальными фломастерами и заломинировали (рис.2). Витражи получились как настоящие таки же прозрачные. Далее мы начали делать стол из картона, скатерть из хлопчатобумажной ткани и еду из полимерной глины (рис.3). Вся еда нами сделана из полимерной глины с использованием различных инструментов. Всё выполнено в миниатюре. К примеру, самая маленькая деталь пира не более 5 миллиметров. Тарелки сделаны тоже из полимерной глины, но покрашены в серебристый цвет. Создание вещей из полимерной глины – это оказалось сложная и кропотливая работа. Следующим нашим шагом было распечатать на 3D принтере подсвечник и трон (рис.4). Очень интересно смотреть, как печатает 3D. Так же стол и лавку мы сделали из картона и обклеила мебельной кромкой в цвете ясный дуб (рис.5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом мы познакомились со средневековым пиром, рассмотрели культурное пространство пира. Обязательно пир в замке или во дворце всегда проходил по установленному ритуалу. Пир, особенно во дворце короля, знатного вельможи или церковного прелата, требовал не только точного соблюдения ритуала, своевременной смены блюд, но и предварительной подготовки к банкету. Выяснили, что большое предпочтение на пирах люди отдавали – мясу, фруктам и рыбе. Неотъемлемым атрибутом стола средневекового пира были: скатерть, солонка, ложка, кубки для вина. В средневековье благодаря пирам зарождается этикет. Знание истории этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую первоначально имели совсем другой смысл. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской.
На основе изученного материала нами был создан исторический макет, который позволяет показать, как выглядел зал средневекового пира. Макет был создан в разных техниках из полимерной глины, папье-маше, 3D моделирование. Надеемся, что, познакомившись с нашей работой, вам тоже захочется познакомиться со средневековым пиром поближе. Созданный нами зал средневекового пира можно использовать на уроках истории при изучении жизни в средневековом замке, в обществознание при рассмотрении тем этикета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Пиры в среднее века [Электронный ресурс] // URL: https://studwood.ru/561710/etika_i_estetika/vvedenie (Дата обращения: 15.04.2021).
Темные века [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 25.05.2022).
«Вкус»: застолье средневекового человека / Дилетант [Электронный ресурс] // URL: https://diletant.media/articles/45282130/ (Дата обращения: 25.05.2022).
Средневековый пир / Сундук средневековья [Электронный ресурс] // URL: http://sundukistorii.blogspot.com/2014/11/blog-post.html (Дата обращения: 15.04.2021).
Пир в средневековом замке [Электронный ресурс] // URL: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43702723584/PIR-V-SREDNEVEKOVOM-ZAMKE (Дата обращения: 15.04.2021).
Как пировали в рыцарском замке / Легенды истории [Электронный ресурс] // URL: https://www.legendapress.ru/history-legends/pir-v-zamke/ (Дата обращения: 15.04.2021).
Столовые премудрости средневековья [Электронный ресурс] // URL: https://ucrazy.ru/interesting/1462822506-ctolovye-premudrosti-srednevekovya.html (Дата обращения: 20.04.2022).
ПРИЛОЖЕНИЯ
рис. 1 Комната из папье-маше
рис. 2 Витраж
рис. 3 Стол с едой, баран на вертеле
рис.4 Трон и подсвечник, распечатанный на 3D принтере.
рис.5 Лавочка
рис.6 Комната средневекового пира