ВВЕДЕНИЕ
История Великой Отечественной войны — это история подвига советского народа. Но подвиг народа складывался из личных подвигов людей, вступивших в отчаянную схватку с врагом каждый на своем участке борьбы, со своей профессией, специальностью или особенностью. Так несколько сотен людей, имевших такую особенность как звуковой вектор, овладели самой редкой военной специальностью «слухачей», осуществлявших такую важную функцию артиллерийской разведки как «прослушивание неба и земли». Слухачи обладали настолько тонким слухом, чтобы по малейшим звукам умели определять, как причину возникновения звука (действие), так и источник звука (предмет).
На наш взгляд особенно интересным является анализ деятельности артиллерийской инструментальной разведки, слухачей, что и составляет проблему нашего исследования.
Объект исследования - артиллерийская инструментальная разведка: слухачи; предмет – особенности деятельности слухачей в период Великой Отечественной войны.
Цель исследования – изучить особенности деятельности слухачей в период Великой Отечественной войны.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, весомый вклад в дело Великой победы внесли несколько сотен человек одной из самых редких военно-учетных специальностей в Красной Армии - слухачей, умеющих слушать и слышать врага на подступах к Родине.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
изучить особенности артиллерийской инструментальной разведки;
изучить особенности профессиональной деятельности слухачей в период Великой Отечественной войны;
проанализировать воспоминания о знаменитых слухачах Великой Отечественной войны;
обобщить полученные данные и сделать выводы.
Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы исследования (теоретический анализ источников литературы, исторических документов; историко-описательный метод; историко-сравнительный).
Теоретической основой послужили труды таких авторов, как Барабанов А. М., С.И. Гвоздаревой, Л. И. Головко, А. Сидорчик и других.
Материалом для исследования послужили воспоминания З.Х. Петровской, Ф. Фомина, Л.Я., Черняховского.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы на уроках истории и классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.
АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА:
СЛУХАЧИ
Важную роль в достижении эффективности артиллерийского огня во время Великой Отечественной войны играла артиллерийская разведка [4].
Артиллерийская разведка — добывание информации об объектах противника (целях) для подготовки и ведения огня артиллерии и ударов тактических ракет.
Современные устройства для артразведки позволяют находить такие цели, которые ранее никогда не обнаруживались. Для этого используются звукоприемники, тепловизоры, инфракрасные камеры, а скорость обнаружения цели может достигать 5 секунд. При этом само оборудование остается необнаруженным, так как работает на пассивном принципе [6].
В годы Великой Отечественной войны днем полагались на зрение, а ночью, когда в основном и были налеты, на слух.
Так появилась специальность - слухач. Часть таких специалистов вели «прослушивание земли», а часть – «неба».
«Прослушивание земли» включало себя подслушивание, когда слухачи скрытно от противника подползали почти вплотную к его расположению и, оставаясь долгое время незамеченным, подслушивали. Это была очень нелегкая задача и не каждый разведчик с ней справлялся. Прежде всего, «разведчики — «слухачи» должны обладать настолько тонким слухом, чтобы по малейшим звукам уметь определять, как причину возникновения звука (действие), так и источник звука (предмет). А это — нелегкое дело. Различить, например, по звуку, издаваемому колесами телеги, пустая она или груженая, или определить по темпу стрельбы марку пулемета может не всякий» [13].
Важное значение для «слухача, прослушивающего землю» имели строжайшая маскировочная дисциплина и умение сноровисто ползать по-пластунски, не производя при этом ни малейшего шороха, вовремя убирать рукой попадающиеся на пути сухие ветки, которые своим хрустом могут выдать его (Рис.1).
Рисунок 1 Слухачи, "прослушивающие землю" на задании
Разведку такие слухачи вели группами в составе трех бойцов, из которых один назначался старшим. Выдвинувшись на свой пост, «они располагались треугольником (углом вперед), причем старший находился впереди. Обязанности между ними распределялись так: один подслушивает все то, что делается впереди него и справа; второй — впереди и слева; третий — слева (или справа) и позади» [13].
Такой порядок позволял минимальным количеством людей вести подслушивание во все стороны, не распыляя внимания.
Из воспоминаний Черняховского Льва Яковлевича (Рис.2) мы узнали, что звуковая артиллерийская разведка была наиболее эффективным способом точного и быстрого определения месторасположения огневых средств врага по звуку выстрелов его артиллерии и минометов [14].
Рисунок 2 Черняховский Лев Яковлевич
Батарея звуковой разведки, а каждый отдельный разведывательный артиллерийский дивизион имел две такие батареи, развертывала 6 звукопринимающих постов, на каждом из которых имелся звукоприемник. Этот прибор улавливал колебания звуковых волн, создаваемых выстрелами орудий или минометов, и преобразовывал их в электросигналы, передаваемые на специальный сложный аппарат – звукозаписывающую станцию – станцию чернильной записи (СЧЗ). Эта станция работала по принципу кардиографа, т.е. на движущейся бумажной ленте графически изображался сигнал в виде всплесков.
Измерительно-вычислительный взвод принимал ленту с записью и начинал её обрабатывать. Суть работы заключалась в том, чтобы во множестве записей посторонних звуков найти звуки, поступившие с каждого поста от разведываемого объекта.
Этот процесс называется дешифрованием. Он требовал осмысления конфигурации записей на ленте с общей картиной реальной боевой обстановки, сосредоточенности и объективности. Достигалось это только опытом. Обычно дешифрование осуществлял командир взвода.
Затем вычислители взвода с применением ручных измерительных механизмов и таблиц делали математическую обработку полученных сигналов и переводили временные показатели распространения звуковых волн и движения ленты в линейные и угловые величины тригонометрических функций.
Полученные данные расчета выносились на боевой планшет, соответствующий единой топографической системе и получения координат. Так определялось положение огневых целей противника.
В целом БЗР выполняла следующие задачи:
разведать батареи (орудия) наземной артиллерии, ствольной зенитной артиллерии, реактивных установок и минометов противника по звуку их выстрелов;
осуществлять корректировку стрельбы своей артиллерии по звуку разрывов снарядов [8].
В воспоминаниях Льва Яковлевича Черняховского (Приложение 1) приводятся следующие примеры: «при подготовке прорыва на Тамани «Голубой Линии» немецких войск наша батарея определяла от 12 до 24 целей в сутки. На Сивашском плацдарме в Крыму за период с 1 по 22 января 1944 года засечено было 19 батарей противника и 11 его отдельных орудий. Многие из них засекались неоднократно, ибо они открывали огонь не один раз. За это же время артиллерией 18 стрелкового корпуса стрельбой с помощью БЗР было подавлено 8 артбатарей противника. В период подготовки прорыва обороны немцев на Лебуском плацдарме (Берлинская операция) БЗР было засечено 113 орудий и миномётов фашистов. Пристреляно 42 репера, осуществлена пристрелка нашей артиллерией 9 целей. С помощью БЗР, осуществлявшей корректировку огня, подавлено 23 цели, уничтожено 8. Все эти данные взяты мною из «Боевого пути 782 ОРАД», изданного на основе архивных материалов.
Эффективность нашей работы подтверждалась данными проверок топографов на местности, осуществленными после прорыва обороны фашистов. Погрешность в определении координат колебалась в среднем от 5 до 40 метров.
Все боевые развертывания БЗР сопровождались прокладкой до 50 км телефонных кабелей, целость которых являлась основным условием непрерывности боевой работы и выполнения поставленных задач. Обслуживание этих линий связи, как правило, было сопряжено с опасностью, ибо многократно приходилось их восстанавливать в условиях артобстрелов или бомбежек с воздуха. Только в Берлинской операции батарея потеряла 8 бойцов, устранявших порывы связи».[8].
«Слухачи, прослушивающие небо» использовали «звукоулавливатели» и помогали зенитчикам услышать звук приближающегося самолета за десятки километров.
Сами «звукоулавливатели» представляли собой систему труб различного размера (Рис.3). За звукоулавливателем работали несколько человек: корректор поворачивал трубы в разные стороны, а слухачи прослушивали пространство и старались уловить характерные звуки вражеского самолета. Когда слухачи слышали звук одинаковой силы, то это означало, что рупоры наведены точно на самолет. Затем через специальное устройство, учитывающее всякие помехи маленькую скорость звука, ветер, разные свойства воздуха зимой и летом - данные слухачей поступали на прожектор.
Рисунок 3 Звукоулавливатели
Из рассказа Федора Мещанова (Приложение 2), начальника станции "Прожзвук-4" мы узнали, что «прожектор повторял движения звукоулавливателя. И когда слухачи говорили: «Есть самолет, есть самолет», начальники станции командовал: «Луч!» [9].
Пойманный прожектором самолет тут же подхватывали еще несколько лучей (Рис.4). Ослепленный летчик часто ронял свою машину в штопор. Ярко освещенный самолет был легкой мишенью и для зенитных орудий, и для истребителей, которые атаковали из темноты.
Рисунок 4 Система прожекторов ПВО
Слухачами становились люди с очень острым или музыкальным слухом.
Например, Зоя Петровская (Рис. 5), 15-летнем возрасте, сразу приняла участие в обороне Москвы. А в январе 1943 года, прибавив себе год возраста, была мобилизована на фронт. Служила в 22 зенитно-прожекторном полку. Была у нее редкая военная специальность - слухач. Обладая прекрасным музыкальным слухом, она улавливала вражеский самолет, стоя на вышке, передавала координаты прожектористам. Высвеченный прожектором самолет подбивали зенитчики. Веселую, статную красавицу певунью, принимавшую участие во всех концертах, знали и любили все бойцы [7]. (Приложение 3)
Рисунок 5 Петровская Зоя Хрисафовна |
Военные эксперты признают, что звукоулавливатели были самым слабым местом в системе ПВО, но ничего лучше на тот момент не придумали. И в том, что фашисты не взяли Москву, есть заслуга слухачей.
По плану «Барбаросса» немецкие ВВС должны были сыграть главную роль в захвате столицы СССР. Враги совершили на город больше 130 налетов, в которых участвовало 10 тысяч самолетов. Но только 230 из них прорвались через противовоздушную оборону. Да и те не смогли прицельно сбросить бомбы. Мешали лучи прожекторов и дирижабли, вводили в заблуждение ложные цели и маскировка действительно важных объектов. Не пострадал ни один, даже средний, завод. [9]. В итоге, Гитлер, потеряв каждый пятый свой самолет к весне 42-го прекратил бессмысленные налеты на Москву. Более того британские ВВС были настолько удивлены результатом, что хотели перенять опыт СССР. «…русским удалось создать весьма эффективную защиту против ночных бомбардировщиков противника, пытающихся совершить налёт на Москву. Имеющиеся данные дают основания полагать, что ночная ПВО русских особенно хороша. Может быть наша военная миссия, находящаяся сейчас в СССР, получит какие-нибудь сведения, которые могут оказаться полезными для организации обороны Лондона.» - английский авиационный обозреватель газеты «Дейли телеграф энд Морнинг Пост», Лондон, 06.08.1941 г. [2].
Особенно в слухачах нуждались в блокадном Ленинграде, где наблюдался дефицит в радиолокаторах.
В конце 1941 года в Ленинград поступили звукоулавливатели, которые позволяли услышать гул приближающихся самолетов противника на большом удалении. Но они были эффективны только тогда, когда с ними работал человек с отличным слухом. После начала блокады Ленинград подвергался постоянным авианалетам и артиллерийским ударам. Чтобы спасти город от бомбежек, силам ПВО требовалось предотвратить внезапное появление противника. Изначально со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты не слишком радовали командование.
Тогда было решено попробовать в качестве «слухачей» слепых, основываясь на том, что при утрате одного из органов чувств человеческий организм способен «компенсировать» утрату за счет остальных органов чувств.
К тому времени в Ленинграде оставалось около 300 незрячих. Остальных успели эвакуировать — в блокадном городе остались только те, кто добровольно отказался его покидать [10].
Для того чтобы стать слухачем люди проходили жесткий отбор. Во-первых, решено было рассматривать только слепых людей, так как отсутствие такого важного органа чувств как зрение компенсировалось более развитым слухом, чем у зрячего человека. Поскольку работа слухача была довольно изнурительной и напряженной предпочтение отдавали мужчинам с крепким здоровьем [12].
После обучения работе со звукоулавливателем в блокадном Ленинграде осталось всего 12 человек, наиболее подходящих для такой службы: Петр Николаевич Борисов, Павел Петрович Петров, Эдуард Филиппович Кем, Федор Петрович Борейко, Аверкий Артемьевич Никонов, Иван Филиппович Скробат, Василий Иванович Цыпленков, Константин Андрианович Михайлов, Гавриил Фёдорович Серебренников, Игорь Антонович Заикин, Яков Львович Зобин и Алексей Федорович Бойко.
В расчет звукоулавливателя входили двое бойцов, один из которых был зрячим. Он медленно поворачивал трубы в разные стороны, а слухач следил за звуками неба. Это крайне тяжелая работа — необходимо было много часов проводить в статичной позе, опершись на подголовник. Во время работы слухачи снимали свои шапки-ушанки и надевали специальные шлемы, почти закрывающие лицо. Часто дежурства велись в условиях артобстрела, приближение врага определяли сквозь шум канонады.
Несмотря на трудности, незрячие бойцы продемонстрировали прекрасные результаты. Уже через несколько месяцев слухачи не только обнаруживали вражескую авиацию, но и определяли расстояние, высоту полета и тип самолета. К тому моменту, когда бомбардировщики достигали города, ПВО было уже готово. Нередко встречный огонь заставлял врага развернуться и улететь [1].
Одним из первых в действующую армию в 1942 году был определен Яков Львович Зобин (Рис.6) в должности слухая 3-й роты, прожекторного батальона, 84-й отдельной зенитной артиллерийской бригады ПВО, которому на тот момент исполнилось 28 лет [5]. До войны он трудился на электромоторном заводе Общества слепых. Был рационализатором, предложил приспособление, облегчающее труд незрячих. Записался в армию добровольцем вместе с другими членами всероссийского общества слепых. Он служил до самого конца войны.
Награжден медалями «За боевые заслуги», «За Оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Из представления к медали «За боевые заслуги» на ефрейтора Зобина Якова Львовича мы узнали, что: «За период службы показал себя дисциплинированным, энергичным, требовательным к себе бойцом, отзывчивым товарищем. Будучи слепым, отлично изучил материальную часть звукоулавливателя и работу на нём. Переносил мужественно все тяготы военной жизни и служил образцом в выполнении воинского долга перед Родиной» (Приложение 4).
Якова Львовича Зобина не стало в 1973 году. Он, одним из первых вставший на боевое дежурство в Ленинграде, был последним из оставшихся в живых незрячих защитников Ленинграда [5].
Рисунок 6 Злобин Яков Львович
Гавриил Федорович Серебренников родился в 1895 в Архангельске. Слепой с детства. С 1931 года и до войны работал настройщиком пианино на фабрике «Красный Октябрь». Он имел идеальный слух и 14 января 1942 года был включен в список слухачей без прохождения медкомиссии. Служил в 189 зенитно-артиллеристском полку. 30 июня 1942 года демобилизован по состоянию здоровья. После войны продолжал трудиться настройщиком в Ленинграде. Награжден орденом Красной звезды (Приложение 5).
Константин Андрианович Михайлов родился в 1910 году, имел небольшой остаток зрения. До войны был рабочим на заводе «ЗЭМЭС» в Ленинграде, в 1941 году перешел в Учебно-производственные мастерские. 14 января 1942 года был уволен ввиду ухода добровольцем в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). После собеседования направлен слухачом в распоряжение 351 роты зенитно-артиллеристского полка. В июле 1942 году он был контужен взрывной волной, дошедшей до его звукоулавливателя. Дважды лечился в госпитале, был демобилизован и эвакуирован в Вологодскую область. В 1945 году вернулся в Ленинград и поступил в только что организованную при Домпросвете музыкальную школу баянистов для военноослепших. В 1950 году начал работать на предприятии ВОС и продолжал там трудиться до 1973 года (Приложение 6).
Иван Филиппович Скробат родился в 1908 году в деревне Столбцы Гродненской губернии в крестьянской семье. Зрение потерял от оспы в раннем детстве. Учился в Смоленской школе для слепых детей. В 1928 году окончил музыкальный техникум им. Фрунзе в Ленинграде. В следующем году организовал духовой оркестр, который под его руководством стал одним из лучших оркестров в Ленинграде в довоенное время. Службу слухачом начал 14 января 1942 года в 189-м зенитно-артиллеристском полку в районе станции Девяткино. С его помощью были сбиты два фашистских самолета. При взрыве эшелона получил контузию и 30 июня 1942 года был демобилизован. После окончания войны снова руководил духовым оркестром при музыкально-эстрадном объединении [3].
Самой колоритной личностью среди слухачей был Алексей Федорович Бойко (Рис. 7). Он родился в 1906 году в деревне Толмачово Курской губернии. Перед войной работал вязальщиком сетей в Учебно-производственных мастерских. Весёлый, общительный от природы, да к тому же хороший баянист, он быстро освоился с условиями фронтовой жизни и стал своим человеком среди красноармейцев [3].
Рисунок 7 Бойко Алексей Федорович
Всю войну ефрейтор Бойко прослужил в 3-й прожекторной роте 189-го зенитно-артиллеристского полка. Он был награждён двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За Оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
27 июня 1945 года на основании заключения медицинской комиссии Алексей Фёдорович был демобилизован и снова стал работать на учебно-производственном предприятии ВОС. Образ Алексея Федоровича Бойко отображен в повести «Я знаю ночь» Виктора Васильевича Шутова [1]. Наградные документы Алексея Федоровича Бойко в Приложении 6.
Игорь Антонович Заикин родился в 1915 году, получил высшее образование, окончив в 1940 году исторический факультет Ленинградского университета. В армии служил в 351 зенитно-артиллеристском полку до 1944 года. Награждён медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и другими. После войны несколько лет преподавал историю в Ленинградском институте советской торговли, с 1948 по 1979 годы работал на щёточной фабрике им. XVIII партконференции. Выступал перед рабочими с лекциями, был политинформатором и редактором стенной газеты [11].
Петр Николаевич Борисов, пропагандист и политинформатор, работавший до войны на заводе электромоторов и экспедиционного снаряжения (ЗЭМЭС), Павел Петрович Петров, рабочий Учебно-производственных мастерских и Эдуард Филиппович Кем были демобилизованы в марте 1942 года по состоянию здоровья. Эдуард Кем эвакуировался, а после окончания войны продолжал работать на ленинградских предприятиях ВОС. Ничего неизвестно о судьбе Фёдора Петровича Борейко [11].
Аверкий Артемьевич Никонов погиб на боевом посту, прослужив полтора месяца в районе Колпино. В упомянутой выше «Ленинградской балладе» автор приводит донесение с подробным описанием гибели Никонова: «23 февраля 1942 года, в день Красной Армии, прибывшие в подразделение для прохождения службы на звукоулавливателе отличники боевой и политической подготовки красноармейцы Борейко и Никонов были в торжественной обстановке перед строем всего личного состава приведены к военной присяге. Через четыре дня, в ночь на двадцать восьмое, находясь на боевом посту, они обнаружили в воздухе группу вражеских бомбардировщиков «Ю-88», шедших курсом на Ленинград. Несмотря на то, что координаты со звукоулавливателя были переданы на прожектор и на КП зенитно-артиллеристского дивизиона со значительным упреждением, два бомбардировщика «Ю-88» прошли через заградогонь. Один был сразу же схвачен прожектором-сопроводителем в перекрестие лучей и сбит прицельным зенитным огнём. Второму «Юнкерсу» удалось приблизиться к позиции прожекторной роты, спикировать и сбросить бомбы. Одна пятисоткилограммовая фугасная бомба разорвалась в двадцати метрах от звуковой установки. Осколком был ранен в грудь второй номер красноармеец Никонов. Через час сорок минут, несмотря на оказанную ему срочную медицинскую помощь, он скончался. Первый номер Борейко получил контузию и из строя не вышел. Двадцать восьмого февраля 1942 года погибший смертью храбрых на боевом посту красноармеец Аверкий Артемьевич Никонов с воинскими почестями похоронен в Зелёном Бору…» [11].
Василий Иванович Цыпленков родился в 1905 году в Царицыне (ныне Волгограде) в семье рабочего. Рано осиротел. Учился в Саратовской школе для слепых детей. После школы поступил на рабфак в Саратове, затем закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. Работал юрисконсультом на заводе «Красный треугольник». Служил в 189 зенитно-артиллеристском полку. Летом 1942 года был демобилизован и, оставаясь в Ленинграде, умер от дистрофии [11].
Служба «слухачей» была очень тяжелой. Их и без того изматывающие дежурства нередко проходили в условиях артобстрела, и, несмотря на канонаду, они должны были услышать летящие на Ленинград бомбардировщики.
Вклад незрячих солдат в оборону Ленинграда неоценим. Десятки тысяч горожан уцелели благодаря тому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу [10].
Рисунок 8 Установка инструментальной разведки
Исторические материалы о слухачах сегодня собираются и хранятся в Народном музее истории Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (СПб РО ВОС). Музей был основан в 1970 году. По словам председателя СПб РО ВОС Алексея Колосова, фонды музея насчитывают более 4,7 тысяч уникальных экспонатов: книг, документов, фотографий, записей выступлений, образцов тифлотехники, произведений скульптуры, живописи и других предметов истории и культуры. В нем также можно увидеть личные вещи слухачей, копии документов, ознакомиться с дневниками и воспоминаниями ветеранов.
«Главной задачей музея является пропаганда достижений и способностей незрячих людей жить полноценной разнообразной жизнью, быть полезными членами общества. История ВОС, запечатленная в музейных экспонатах, призвана вселять в незрячего человека, особенно молодого, уверенность в том, что он может преодолеть жизненные трудности, связанные со слепотой, и занять достойное место в обществе. Раздел экспозиции музея, посвященный Блокаде Ленинграда и подвигу незрячих слухачей, как никакой другой помогает решать поставленную задачу!» — сказал Алексей Колосов [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из цели исследования были изучены особенности артиллерийской инструментальной разведки, а именно деятельность слухачей.
В годы Великой Отечественной войны в частях артиллерийской разведки появилась специальность - слухач. Часть таких специалистов вели «прослушивание земли», а часть – «неба».
«Прослушивание земли» включало себя подслушивание, когда слухачи скрытно от противника подползали почти вплотную к его расположению и, оставаясь долгое время незамеченным, подслушивали. Так основным для разведчика были строжайшая маскировочная дисциплина и умение ползать по-пластунски.
Также для прослушивания активно использовали батареи звуковой разведки, которые являлись довольно сложным многоступенчатым механизмом и требовали хорошо подготовленных бойцов - профессионалов: от звукоприемника и станции чернильной записи к дешифрованию и математической обработки полученных сигналов измерительно-вычислительным взводом. В целом батарея звуковой разведки выполняла следующие задачи: разведать батареи (орудия) наземной артиллерии, ствольной зенитной артиллерии, реактивных установок и минометов противника по звуку их выстрелов. Основываясь на воспоминаниях участников боевых действий, боевые развертывания батарей сопровождались большой опасностью при обслуживании линий связи, целость которых являлась основным условием непрерывности работы.
«Прослушивание неба» осуществлялось с помощью «звукоулавливателей». Военные эксперты признают, что звукоулавливатели были самым слабым местом в системе ПВО, но в радиолокаторах наблюдался дефицит. Приборы эти состояли из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолетов противника на большом удалении. Но главным в этой системе был все-таки человек.
Со звукоулавливателем работали несколько человек: корректоры совершали манипуляции с устройством, а слухачи прослушивали пространство и старались уловить характерные звуки вражеского самолета. Слухачами становились люди с очень острым или музыкальным слухом. Бойцы не просто обнаруживали приближающиеся самолеты противника, но на слух определяли их тип, высоту, на которой они летели, и расстояние до них.
Так, из документальных источников мы узнали, что этой редкой профессией овладели будущая хормейстер Петровская Зоя Хрисанфовна, руководитель одного из лучших духовых оркестров Ленинграда Иван Филиппович Скробат, настройщик пианино на фабрике «Красный Октябрь» Гавриил Фёдорович Серебренников. Но особо следует чтить этих людей, потому что каждый из них отдал свой долг Родине. Кто-то, прибавив свой возраст, чтобы попасть на службу, другие, превозмогая ограниченные физические возможности, как двенадцать незрячих слухачей, защищающие Ленинград и названные «апостолами блокадного неба».
То, что фашисты не взяли Москву по плану «Барбаросса» - это тоже немалая заслуга слухачей. К весне 1942 года прекратились бессмысленные налеты на столицу, из 10 тысяч самолетов только 230 прорвались через ПВО, а авиасилы немецко-фашистских захватчиков потеряли в этот период каждый пятый самолет.
Проанализировав воспоминания об известных слухачах Великой Отечественной войны, можно проследить их непростые судьбы. Несмотря на то, что представителей профессии было, да и осталось в живых очень немного - некоторые погибли в сражениях, кто-то умер от дистрофии в годы блокады Ленинграда - небольшая часть сумела прожить свою жизнь под мирным небом, не вслушиваясь в звуки снарядов и вражеской авиации.
Таким образом, вклад представителей одной из самых редких военно-учетных специальностей в Красной Армии «слухачей» в защиту Родины во время Великой Отечественной войны неоценим. Десятки тысяч горожан и военных сил на фронтовых рубежах СССР уцелели благодаря тому, что наступательные силы противника обнаруживались талантливыми и самоотверженными бойцами Красной армии.
Апостолы блокадного неба: как 12 слухачей защищали Ленинград во время войны. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://pikabu.ru/story/apostolyi_blokadnogo_neba_kak_12_slukhachey_zashchishchali_leningrad_vo_vremya_voynyi_7436156/
Великая Отечественная война в истории поселения Щаповское - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://schapovo.ru/materials/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-istorii-shchapovskogo-poseleniya/26797/
Гвоздарева С.И. Незрячие «слухачи» – защитники блокадного Ленинграда. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s38091t21.html
Головко Л. И., Барабанов А. М. Артиллерийская разведка в Великой Отечественной войне. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://history.milportal.ru/artillerijskaya-razvedka-2/
Ефрейтор Зобин Яков Львович. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.jewmil.com/biografii/item/1362-zobin-yakov-lvovich
Звукометрическая разведка: «большое ухо» артиллерии. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://rostec.ru/news/zvukometricheskaya-razvedka-bolshoe-ukho-artillerii/
Петровская Зоя Хрисанфовна // Бессмертный полк. Москва. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.moypolk.ru/soldier/petrovskaya-zoya-hrisanfovna
Проект «Я помню!» Черняховский Лев Яковлевич. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://iremember.ru/memoirs/drugie-voyska/chernyakhovskiy-lev-yakovlevich/
Самая редкая военная профессия времен Великой Отечественной. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/1tv.ru/s/news/2005-04-29/235596-samaya_redkaya_voennaya_professiya_vremen_velikoy_otechestvennoy
Сидорчик А. Слепая ярость. Блокадный Ленинград от налётов защищали незрячие. – Электронный ресурс.- Режим доступа: https://aif.ru/society/history/slepaya_yarost_blokadnyy_leningrad_ot_naletov_zaschischali_nezryachie
Слепые солдаты войны - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3011&catid=234&Itemid=175
Слухачи - одна из редчайших профессий Великой Отечественной войны. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://audiale.ru/o-slukhe/stati/slukhachi-odna-iz-redchayshikh-professiy-velikoy-otechestvennoy-voyny/
Фомин Ф. Слухачи // Военный вестник. 1943 - № 18. - Электронный документ. - Режим доступа: https://www.rubaltic.ru/context/27062021-slukhachi-spetsotryady-sovetskoy-razvedki-na-peredovoy-oni-s-tochnostyu-opredelyali-istochnik-zvuka-/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru.
Электронный банк документов «подвиг народа в великой отечественной войне 1941-1945 гг.» – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=24395358&tab=navDetailManAward
Приложение 1
Наградные документы Черняховского Льва Яковлевича
Приложение 2
Наградные документы Мещанова Федора Иванович
Приложение 3
Наградные документы Петровской Зои Хрисанфовны
№ наградного документа: 71 Дата наградного документа: 06.04.1985 Номер записи: 1516926363 |
Приложение 4
Наградные документы Якова Львовича Зобина
Приложение 5
Наградные документы Гавриила Федоровича Серебренникова
Приложение 6
Документ Константина Андриановича Михайлова
Приложение 7
Наградные документы Бойко Алексея Федоровича