Архитектура Древнего Китая

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Архитектура Древнего Китая

Хабибуллина Р.И. 1
1МАОУ "Гимназия №76"
Волков Д.А. 1
1МАОУ "Гимназия №76"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Китайская архитектура шла иным путём, чем европейская. Главная её тенденция состоит в поиске гармонии с природой. Во многих случаях поиск завершался успехом. И успехи достигнуты потому, что архитектор вдохновлялся веточкой дикой сливы, которая сначала превратилась в динамичную черту иероглифа, а потом преобразились в линии и формы архитектуры» - Линь Юйтан: «Китайцы: моя страна и мой народ».

Китайская традиционная архитектура неотделима от современности: насколько бы сильным не был творческий порыв архитектора, отличительные черты китайской старины сохраняются даже в самом, казалось бы, нехарактерном для Китая здании.

Знание культурных канонов цивилизаций на начальных этапах их развития дает нам представление о том, каким образом происходит совершенствование той или иной сферы жизни человечества, будь то архитектура, скульптура или даже политика. Без знания особенностей предшествующих веков невозможно корректное и эффективное развитие в будущем. В этом и состоит актуальность изучения архитектуры, скульптуры и других сфер культуры Древнего Китая, ибо благодаря ныне и ранее проводившимся исследованиям данной области, у нас есть возможность понять идеологию и мироощущение древних народов, понять закономерности развития их жизни.

Основной целью данной работы является получение знаний архитектурных особенностей искусства Древнего Китая по основным эпохам того времени, а так же описание наиболее значимых для истории человечества памятников, так как именно они составляют пути развития цивилизации в будущем.

Достижение поставленной цели будет возможно через решение следующих задач:

анализ литературы, посвященной изучению древнекитайской архитектуры;

систематизация полученной информации в соответствии с основными историческими эпохами Древнего Китая.

Объект исследования. Культура Древнего Китая.

Предмет исследования. Архитектура Древнего Китая.

Методы исследования. Анализ. Описание. Сравнение.

Ожидаемый результат.

Систематизация знаний о становление китайской культуры, в частности архитектуры.

Готовый макет здания.

ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во многом следовала из принципов организации древнекитайского общества: общинное землевладение, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, ритуализация и бюрократизация общественной жизни. Система обязательных и общепринятых норм поведения в Древнем Китае была особенно жесткой. Этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были выдвинуты на первый план и явно гипертрофированы. Специфика культуры Древнего Китая частично обуславливалась и тем, что значительно удаленный от других центров древней цивилизации Китай на протяжении всей своей многовековой истории ни разу не подвергался таким кардинальным переменам религиозно-культурного и социально-политического характера, какие испытывали цивилизации Ближнего Востока.

Древнекитайское общество – типичная восточная деспотия. Главой государства был император, в подчинении которого находились религия и наука. Отношения между ним и подданными строились по принципу патриархата. Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице тесно связывался с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков. Был сильно развит культ предков (манизм).

Небо (тянь) – высший объект почитания. Однако в целом мифология была развита слабо, хотя и Древний Китай не избежал периода господства мифологического мировоззрения. Для этих мифов характерны представления о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах – небесной (Ян) и земной (Инь).

Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» (путь) как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» – космический и нравственный закон.

Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» – положительность, ритуал; «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Для психологии древних китайцев характерна покорность нижестоящих вышестоящим.

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. В Китае имеет место быть необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей. В то время как в западноевропейской цивилизации рождался рационализм, в ближневосточной – мистицизм (иррационализм), в Центральной Азии формировалась особая культура – культура следования течению жизни. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась «самотипизация» китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев обожествлялись любые объекты природы: деревья, камни, ручьи, водопады (однако более чётко эта тенденция выражена в синтоизме). Религия считалась искусством жизни, что требовало полного и смиренного слияния с природой.

Китайское искусство никогда напрямую не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия – это искусство жизни, тогда жизнь – искусство. В учениях древних философов Лао-Цзы и Конфуция утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив – художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву. По этой причине к традиционному китайскому искусству неприменимо европейское разделение искусства на роды и виды, станковые и прикладные, изящные и технические, так же как и разделение на отдельные художественные направления (романтизм, классицизм, символизм и т.д.). Существует традиция, основанная на вдумчивом созерцании природы, а стили различаются не по амбициям художников, а по состоянию изображаемого пейзажа: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада».

С 3 в. до н. э. Китай отгородился с севера Великой Китайской стеной, тогда же появилось название «внутренний Китай». Периодизация китайского искусства весьма своеобразна – счет идет не по годам, а по царствующим династиям, причем их смена не означает поступательного развития. Главным достоинством в искусстве всегда считалось повторение работы старых мастеров, верность традиции. Китайское искусство характерно и особым отношением к материалу, к его природным свойствам, тщательностью обработки и ясностью, чистотой технического приема.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Общая характеристика архитектурных строений.

Архитектура Древнего Китая - одна из древнейших и своеобразных в мире. Для нее характерны: органическая связь с природой, искусством, использование технических свойств строительных материалов.

Недра Китая богаты многочисленными породами мраморов, гранитов, известняков. Богат Китай и строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и пр. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, сосна, бамбук. Поскольку в древнем Китае зодчие предпочитали дерево всем другим материалам, до настоящего времени сохранилось сравнительно немного памятников древнейших эпох.

Древнейшим свидетельством раннего развития китайской архитектуры рабовладельческой формации являются остатки сооружений древней столицы периода Шан (II тысячелетие до н. э.). Сохранившиеся земляные платформы дворца и храма с каменными базами колонн из плоского валуна или в виде бронзовых дисков указывают на сложение основных форм китайского зодчества уже в этот древнейший период. Возникшие в глубокой древности главные типы китайских сооружений, а также их расположение и планировка были обусловлены общественными потребностями и позднее узаконены религиозными канонами. Принцип расположения отдельных частей здания также был подчинен традициям и строгим правилам, что, несомненно, создавало известные ограничения для строителей. Помимо археологических открытий, о характере архитектурных сооружений периода Шан дает также интересные сведения изучение древнейшей письменности. Сохранившиеся от этого периода надписи, процарапанные на костях животных и панцирях черепах, содержат пиктограммы с изображением дома на высоком основании и с двускатной крышей, образующей фронтон. Открытые раскопками остатки жилых зданий этого же периода указывают на умелое сооружение прочных глинобитных стен с применением деревянного каркаса.

В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, описанные в даосском учении Фэн-шуй (Ветер-вода). Согласно этому учению, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось: «Господин Солнце всегда смотрит на юг». На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях. Пример тому – планировки городов Лояна, Пекина, Чанани.

Другая особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные здания. Особо регламентировался цвет крыш:

а)   золотисто-желтые  – дворец «солнцеликого» императора;

б)  ярко-голубые («небесная чистота») – культовые постройки;

в) зеленые («древесная листва») – жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;

г)  серые («земной прах») – жилища рядовых горожан.

Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, парковые зоны.

Отличительной чертой древнекитайского зодчества был ансамблево-групповой принцип. Строили не одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь или жилье. Поэтому, если говорить о единичных зданиях, то в древнем Китае они, как правило, уступали по размерам и грандиозности западным архитектурным памятникам. Масштабность достигалась в Китае сооружением больших строительных ансамблей. Причем строили так, что отдельные сооружения ансамбля было невозможно обозреть целиком, находясь за пределами комплекса. Исключение составляли обязательные для каждого города крепостная стена и Барабанная башня, возвышавшаяся над городом.

Планируя строительство будущего комплекса, китайские зодчие строго придерживались принципа симметрии: строения располагались симметрично относительно центральной оси, а посредине оставлялось пространство для внутреннего двора. Китайские зодчие заботились, чтобы все здание, так и его детали-кронштейны, конек кровли и прочее, были бы художественно оформлены. Для предохранения от порчи выступающие части деревянных конструкций покрывались лаком — так постепенно сложился специфический китайский стиль художественного оформления зданий.

Китайская архитектура в разные эпохи

В китайской культуре, как уже было сказано выше, периодизация развития идет не по векам, а по правившим на тот момент династиям. Для того чтобы понять особенности формирования архитектурных и скульптурных приемов, необходимо учитывать исторические условия, в которых они развивались. Историки выделяют пять эпох в истории Древнего Китая: Ся, Шан, Чжоу, Цинь и Хань.

Эпоха Ся – первая династия в истории Китая. Она существовала в период с 21века до 16 века до н. э. Однако подлинность существования данной эпохи учеными не подтверждена, ибо не найдено достаточного количества материальных доказательств, в связи с чем данный период изучен лишь по преданиям людей. Более подробно изучен следующий период, основанный в 16 веке до н. э. и  завершившийся  в 11 веке до н. э., известный под названием Шан или Инь. В это время происходило формирование классового рабовладельческого общества в Китае и возникло первое государство, во главе которого стояли «ваны» — бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся в царей-деспотов.

В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками близ Аньяна, производившимися в 1928 - 1937 гг., были обнаружены остатки большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе.

В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь по дошедшим до нас пиктограммам, изображающим дома и сторожевые башни. Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно, служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий не обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно больших размеров (около 30 м в длину и 9 м в ширину). Внутри здания было расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную платформу каменные обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан (Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.

Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 кв. м, а объем ее достигал 1615 куб. м. Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу. Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая.

Следующий период – Чжоу (11 в. - 256 гг. до н.э), необходимо отметить, что к началу первого тысячелетия до н.э. в Китае окончательно сложилась древневосточная деспотия и образовалось большое и сильное царство. Во главе господствовавшей землевладельческой аристократии стояли цари, управлявшие страной при помощи многочисленного чиновничества. На данном этапе выработалась городская планировка, которая в своей основе продолжала существовать в Китае и в дальнейшем, претерпевая лишь небольшие изменения. Чжоуский город обносился четырехугольной крепостной стеной, сторона которой достигала 9 ли ( Ли = 576 м ) в длину. В центре столичного города помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток и на запад от которого располагались храмовые постройки для совершения обрядов в честь земледелия. С юга на север и с запада на восток город пересекали 9 широких улиц «по 9 колесниц шириной каждая». Дворцовые здания, как и в шанский период, возводились на высоких земляных утрамбованных платформах и имели широкие крыши на столбах. По такому принципу была построена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее современного Лояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно, но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоу художественные традиции еще не претерпели больших изменений.

Своего наивысшего развития архитектура и изобразительные искусства Древнего Китая достигли в 3 в. до н.э.- 3 в. н.э. (период династий Цинь и Хань), когда страна была объединена в крупное централизованное государство. В этот период в Китае зарождаются феодальные отношения. Разорение и порабощение крестьянства, увеличение налогов и повинностей вызвали на протяжении периода Хань многочисленные народные движения. Накопление больших средств в руках господствующего класса и централизация власти способствовали необычайно широкому строительству в этот период. Были сооружены дороги, связывающие различные части страны, выстроено много городов и каналов.

Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи Цинь является «Великая китайская стена», начало постройки которой относится к 4 - 3 вв. до н.э. Стена строилась по северной границе Китая и предназначалась для защиты страны от набегов кочевников, а также защищала поля от песков пустыни. Местом начала строительства Китайской стены считается северо-восточная область Китая. Вдоль простирающихся на запад и на юг горных хребтов и было основано это могучее крепостное сооружение. Вначале стена не была единой. Ее строительство велось по частям и нерегулярно. Лишь в конце 3 в. до н.э., после объединения страны, разрозненные части стены были соединены вместе. Первоначально ее длина равнялась приблизительно 750 км; после различных достроек, производимых на протяжении веков, она превысила 3000 км.

Китайская стена поистине является одним из самых величественных древних памятников мирового зодчества. Строители стены придерживались того правила, чтобы вести ее только вдоль труднопроходимых горных хребтов, поэтому часто она образует настолько крутые петли, что расстояние между двумя участками стены через ущелье равняется всего 500 - 700 м. При постройке стены в разных местах пользовались различными материалами. В основном она сложена из плотно утрамбованного лёсса или камыша, пересыпанного песком и обмазанного глиной. Позднее стена была облицована светло-серым камнем. Средняя ее высота от 5 до 10 м, средняя ширина от 5 до 8 м. По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и проложена дорога, по которой могли передвигаться колонны войск. Примерно через каждые 100 - 150 м по всей длине стены сооружены квадратные сторожевые башни, имеющие небольшие окна, тяжелые невысокие входные арки и внутренние помещения.

Еще одним удивительным памятником архитектуры Древнего Китая данной эпохи является Гробница императора Цинь Шихуанди  - первого императора династии Цинь является выдающимся памятником мирового культурного наследия. Желая остаться в истории навечно, Цинь Шихуанди приказал построить для себя грандиозную гробницу, не имеющую аналогов в мире по масштабу и великолепию. По мере того, как он завоевывал и присоединял все новые и новые территории Китая, работы над усыпальницей расширялись, и вскоре приобрели невиданные размеры. По хроникам, периметр внешней стены захоронения был равен 6 км, внутри были спрятаны настоящие сокровища: искусно обработанные драгоценные камни, золото и серебро представляли картину волшебного сада, где текли реки и моря из ртути. В ходе археологических изысканий было установлено, что комплекс гробницы в плане представляет собой квадрат со стороной 7,5 км общей площадью 56,25 кв.км. Насыпной могильный холм первоначально был обнесен земляными внутренней и внешней стенами, представляющими в плане прямоугольник. В настоящее время от земляных стен остались лишь подземный фундамент и кое-где фрагменты стенной кладки.

На территории "внутреннего города" находились дворец-опочивальня и боковой зал. Цинь Шихуанди был первым из древних правителей Китая, который приказал построить дворец-опочивальню у своей могилы. Боковая пристройка служила ему местом отдыха и трапезной. До наших дней эти сооружения не дошли.

На территории комплекса гробницы Цинь Шихуанди найдены три грандиозных склепа, в котором захоронено терракотовое войско и боевая конница, в деталях воссоздающих войско настоящее, укомплектованное по всем правилам империи Цинь. Центральным сооружением комплекса гробницы Цинь Шихуана является Подземный дворец, спрятанный под насыпным холмом и остающийся нераскопанным и по сей день.

Период Хань — время блестящего расцвета культуры Древнего Китая. Раскинувшиеся на большом пространстве города того времени обносились крепостными стенами с башнями и многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей.

В центре города находилась запретная часть с императорским дворцом. Дворцовые сооружения, башни и дома знати выделялись среди остальных построек своими размерами и роскошной отделкой. Зданий, относящихся к этому времени, не сохранилось до наших дней, так как основным строительным материалом служило дерево. Однако представление о них дают описания в литературных источниках. На подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент, облицованный камнем или мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания, состоявший из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой и тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана. Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества, предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек — так называемого доу-гун. Доу-гун представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая служит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за пределы здания. В архитектуре периода Хань доу-гун используется в качестве отдельных декоративно обработанных архитектурных узлов, расположенных по углам и в центре здания, в отличие от более поздних периодов, когда он представляет собой ажурный фриз, проходящий под крышей вдоль всей стены.

Помимо дворцов в городах возводились высокие многоэтажные дозорные башни с несколькими крышами.

Об этих башнях можно в настоящее время получить довольно ясное представление по сохранившимся глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Одна из подобных моделей найдена раскопками 1954 года в провинции Хэнань. Уже масштабы модели, достигающей свыше 1,5 м в высоту, говорят о том, что ханьские постройки подобного рода были значительных размеров. Четырехугольная башня, легкая и вытянутая кверху, состоит из трех этажей с выступающими карнизами и столбами по углам. Столбы были украшены скульптурными изображениями обнаженных человеческих фигур.

О рядовых жилых постройках можно составить представление также по найденным в погребениях глиняным моделям, а особенно по сохранившимся изображениям домов и усадеб, высеченным на каменных плитах, украшавших гробницы. Судя по ним, облик усадьбы в ханьское время был довольно однотипным и сохранился без существенных изменений на протяжении последующих веков. Усадьба состояла из нескольких жилых и служебных построек, размещенных во дворе, обнесенном стенами с воротами.

Особенно разнообразными и красивыми были городские постройки. Возводились многоэтажные дома, украшенные по фасаду резными карнизами, колоннами и пилястрами, имевшими декоративное значение. Недавними раскопками на востоке от Пекина обнаружена большая превосходно исполненная глиняная модель дома около 2 м в высоту, дающая отчетливое представление о подобных городских сооружениях. Модель изображает богато декорированное пятиэтажное здание с несколькими крышами, балконами, многочисленными дверями и окнами. Перед домом расположены ворота с двумя невысокими прямоугольными башнями, покрытыми черепичными кровлями. Выше идут широкие крыши и резные балконы, опирающиеся на доу-гуны, облегчающие конструкцию и создающие мягкие переходы в силуэте здания, Этажи постепенно уменьшаются кверху, и постройка венчается небольшой крышей, по своим размерам не превышающей крыши привратных башен. Модель расписана яркими красками, что, по-видимому, соответствовало красочным сочетаниям ханьской архитектуры.

Немногочисленными наземными архитектурными памятниками, дошедшими от этого времени, являются каменные пилоны, ставившиеся по два при входе к месту погребения и служившие символической гранью. По размерам они невелики: высота их около 2,5 м при расстоянии между ними в 23 м. Нижняя часть сычуаньских пилонов состоит из прямоугольного, слегка суживающегося кверху столба, декорированного плоскими пилястрами. Верхняя часть, воспроизводящая конструкцию покрытия жилых домов, — из архитрава, фриза, карниза и широкой крыши, увенчивающей все сооружение. Пилоны украшены резными каменными рельефами и надписями.
Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают значительных размеров и представляют собой комплексы подземных камер, облицованных кирпичом или каменными плитами.

Таким образом, можно утверждать, что принцип эволюции архитектурных сооружений Древнего Китая из эпохи в эпохи налицо. Мы видим процесс усложнения конструкций, а так же способов их оформления. Однако общие традиции остаются неизменными, из-за чего некоторые их них существуют и в настоящем времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно утверждать, что именно культурное наследие предстает как главный способ существования культуры, который остается после человека для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества.

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности. Культурное наследие Древнего Китая обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся результаты давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. В каждой культуре существует некое динамическое соотношение традиционности, благодаря которой поддерживается стабильность и инноваций или заимствований, через которое общество изменяется. Развитие культуры состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

http://www.berlogos.ru/article/vosem-tradicionnyh-elementov-kitajskoj-arhitektury/

https://art.mirtesen.ru/blog/43901184087/Arhitektura-Kitaya

https://www.myunivercity.ru

https://nashaucheba.ru

«Культурология», Коллектив авторов

Просмотров работы: 3032