История советских мотоциклов

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История советских мотоциклов

Васильев Я.Ю. 1
1МБОУ Булатовская СОШ
Чапурин В.А. 1
1МБОУ Булатовская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Мотоцикл – это не просто индивидуальный транспорт, но символ свободы. Почти все мальчишки увлекаются техникой, сначала гоняют на мопедах, потом переходят к мотоциклам. Сейчас рынок переполнен импортной техникой: японские, немецкие и американские мотоциклы продаются в автосалонах и с рук, но они очень дорогие в обслуживании, требуют качественного топлива, машинного масла и практически недоступны человеку среднего достатка. Наверное, поэтому, провинциальные жители по-прежнему рассекают по нашим дорогам на надёжных советских мотоциклах. «Уралы», «Днепры», «Ижи», «Мински» и «Восходы» созданные в советскую эпоху, надёжно служат людям, на них катаются, ездят на рыбалку и охоту, перевозят полезные грузы.

Проблема: К сожалению, многие советские мотоциклы не производятся или выпускаются ограниченным количеством. Это происходит из-за конкуренции с западными производителями. Кроме того россияне ничего не знают о славной истории советских мотоциклов, из-за чего спрос на них падает.

Гипотеза: Реализация данного исследовательского проекта ознакомит учащихся и учителей со славной историей советских мотоциклов.

Объект исследования: Отечественная мотоциклетная техника

Предмет исследования: история советских мотоциклов, произведённых во время существования Советского Союза.

Методы исследования: метод поиска и сбора информации, анализ и критика полученной информации.

Цель: Создание исследовательской работы «История советских мотоциклов», представление её результатов в виде доклада с иллюстрациями, в котором будет отражена история самых известных моделей советских мотоциклов.

Задачи:

1. Собрать информацию о советских мотоциклах из книг, статей в Интернете и на специализированных сайтах и форумах.

2. Собрать иллюстративный материал в виде рисунков и фотографий, необходимых для оформления доклада об истории советских мотоциклов.

3. Изучить собранную информацию и написать на её основе доклад «История советских мотоциклов», с иллюстрированными приложениями к нему.

Реализация проекта

1.Этап. Сбор информации.

На этом этапе была собрана информация о советских мотоциклах и истории их производства. Была собрана подборка книг по истории советских мотоциклов (она представлена в списке литературы). При отборе информации, отдавалось предпочтение специализированным сайтам и форумам. Наиболее полезная информация была найдена в книге Курихина О. В. История отечественных мотоциклов, 1899-1945. М.: Наука, 2007 г. – 186 с.

2. Этап. Сбор иллюстративного материала.

На этом этапе были собраны фотографии и рисунки, предназначенные для создания иллюстрированных приложений к докладу «История советских мотоциклов». Они подбирались под текст, и должны были его иллюстрировать и помогать раскрыть его содержание.

3. Этап. Написание доклада «История советских мотоциклов» с иллюстрированными приложениями к нему.

На этом этапе был написан доклад, он содержит историю основных мотоциклов советской эпохи. Прочитав наш доклад, вы узнаете историю таких культовых советских мотоциклов, как: «Минск», «Восход», «ИЖ», «Урал» и «Днепр». К описанию каждой модели будут сделаны иллюстрированные приложения, размещённые после списка информационных ресурсов.

Доклад «История советских мотоциклов»

«МИНСК»

После Великой Отечественной войны документация и оборудование немецкого завода DKW в Чопау в качестве военных репараций были вывезены в СССР. Выпуск модели DKW RT 125 начали в Москве под маркой М1А. Приказом Министерства автотракторной промышленности СССР от 12 июля 1951 года выпуск мотоцикла М1А был передан из Москвы на Минский мотоциклетно-велосипедный завод. Минские мотоциклы продавались в СССР и на внешних рынках. Их поставки производились в 45 стран мира, а общее количество превысило 6,5 млн.

История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.
В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.
В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.
Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. а ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.

Сейчас уже невозможно в это поверить, но история мотоциклов минского завода началась в полуразрушенной галантерейной фабрике столицы Белоруссии. В осенний месяц 1945г там начались масштабные мероприятия по восстановлению немногих

производственных зданий и вспомогательных помещений.

Работы велись в авральном режиме, страна остро нуждалась в технических средствах различного профиля и на будущий завод возлагались серьезные ожидания. Как только производственные помещения подвели под крышу, на завод поступили первые поставки оборудования и сопроводительной технической документации с машиностроительного предприятия города Чопау. В изъятых чертежах можно было рассмотреть будущий мотоцикл «Минск», история развития которого продолжается и в наши дни.

Впоследствии поднятый из руин завод стал ведущим производителем техники, а его мотоцикл «Минск» история модели которого развернута в данной статье, приобрел многозначительный эпитет «Легендарный». Лето 46-го показало: заводу быть! Два первых цеха выпустили запчасти для первого велосипеда советской страны. Уже через полтора года машиностроительное предприятие вышло на уровень выпуска продукции в почти семь тысяч единиц! В последующие годы были разработаны новые марки велосипедной техники для подростков — «Ласточка» и «Орленок».

С 1951 завод в Белоруссии берет курс на мототехнику, и тогда появился на свет мотоцикл Минск, история моделей которого заслуживает отдельного упоминания. См. Приложение 1.

«ВОСХОД»

История Завода имени В.А.Дегтярева (ЗиД) началась еще в начале прошлого века, когда в 1916-м году было принято решение о строительстве Ковровского пулеметного завода. Новый виток в развитии завода напрямую связан с выдающимися конструкторами В.Федоровым и В.Дегтяревым, которые в 1918-м году были направлены на Ковровский завод с целью предотвратить его закрытие и возродить производство. Все последующие годы предприятие занималось выпуском автоматического стрелкового оружия, которое в годы Отечественной войны стало поступать на фронт. После окончания войны производство оружия не прекратилось, но одновременно завод получил задание начать выпуск гражданской продукции, в том числе - дорожных мотоциклов.

«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.
Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».
С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству.
Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название 3М-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.

Главными особенностями данной мототехники были безотказность в работе, легкий вес и максимальная скорость до которой он легко разгонялся при каждой модернизации и улучшении модели. 

Однако существовали недостатки. Среди серьезных минусов владельцами мотоциклов «Восход» отмечается: создает много шума. Из-за этого поездка на нем не совсем комфортна; быстро перегревается из-за отсутствия водного охлаждения; необходимо развести масло в бензине и залить в бензобак. Без масла он не будет работать; внешний вид прост и непривлекателен. См. Приложение 2.

«ИЖ»

Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 год в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ».

В 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых «Ижей». Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 19141918 годах московским заводом «Дукс», но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения: производство опытных образцов, серийное производство, массовое производство. Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на Ижевском оружейном заводе в период 192829 гг.

За считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее удачными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателемкарданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.

Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами. В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

В 1946 году на Ижевском автозаводе началось массовое производство мотоциклов по образцу германского ДКВ "НЦ‑350". Чертежи и документация поступили на завод и почти без изменений использовались для производства советского мотоцикла ИЖ-350.

После серьезной модернизации этот мотоцикл получил название ИЖ‑49. В его конструкции применялись технические новинки, такие как передняя вилка телескопического типа, задняя подвеска с гидравлическими амортизаторами и многие другие. Это создавало комфортабельность езды и обеспечило надежность в эксплуатации. К концу 1970‑х годов Ижевск стал главным мотоциклетным городом Советского Союза, его конвейеры могли выдавать до 350 тысяч мотоциклов в год. Мотоциклы ИЖ приобрели хорошую проходимость в плохих дорожных условиях. Позднее начали производиться и спортивные мотоциклы, предназначенные для шоссейно-кольцевых гонок и кроссовых соревнований. Настоящее признание пришло к мотоциклам ИЖ с появлением такого семейства как "Иж-Юпитер", "Иж-Юнкер", "Иж-Планета" и "Иж-Планета спорт. См. Приложение 3.

«ТЯЖЕЛЫЕ МОТОЦИКЛЫ» (Урал и Днепр)

«Урал» — советский и российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, город Ирбит). В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, являвшегося, в свою очередь, копией немецкого мотоцикла BMW R71.

После окончания войны на заводе мотоциклов в Ирбите начали внедрять в жизнь план генерального развития, который включал в себя, в частности, строительство новых цехов и улучшение технического оснащения завода. Все это поспособствовало тому, что в 1950-м году был выпущен 30-тысячный мотоцикл, и в эти же годы завод начал активно поставлять продукцию для нужд народного хозяйства. В 1953-м году мотоциклы тяжелого класса появились в массовой продаже внутри страны и стали экспортироваться в страны Восточной Европы, которые закупали мотоциклы с коляской для нужд полиции и армии. В 60-х годах, помимо мотоцикла М-72, были выпущены и другие модели – мотоциклы М-52 и M-61. Дорожный мотоцикл Урал М-52 был оснащен четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 500 куб. см и мощностью 24 л.с. Мотоцикл развивал скорость 110 км/час и был предназначен, скорее, для скоростной езды по асфальту, хотя наибольший спрос сохранялся на модели с внедорожными характеристиками.

Несмотря на модернизацию, мотоциклы «Урал» практически не пользуются спросом в России вследствие высокой цены (500 000—650 000 рублей по состоянию на 2016 год). Высокая цена мотоциклов объясняется широким использованием иностранных комплектующих и малым объёмом производства (которой сократилось со 130 000 в 1990 году до 800 мотоциклов в 2010 году), что негативно сказывается на себестоимости продукции. По состоянию на 2011 год на предприятии работало 155 человек.

В настоящее время самым крупным рынком для мотоциклов «Урал» является США, где ИМЗ имеет развитую дилерскую сеть (58 дилеров) и до начала мирового кризиса продавал около 650 мотоциклов с коляской в год (около 60 % выпуска). В 2010 году ИМЗ продал на 39 % больше мотоциклов в США, чем в предыдущем году, в то время как спрос в России продолжает сокращаться. В России было продано всего 20 из 800 выпущенных мотоциклов в 2010 году. ИМЗ запланировал построить и продать 1100 мотоциклов по цене $9 999-13 999 в 2011 году. См. Приложение 4.

История создания мотоциклов "Днепр" прошла нелегкий путь. После окончания Великой Отечественной Войны, в стране наблюдалась повсеместная разруха во всех сферах жизни. Тем не менее, надо было как-то нормализовать не только бытовую жизнь граждан, но и восстановление различного производства.
Киевский мотоциклетный завод был одним из первых предприятий, где было налажено нормально производство, позволявшее наладить массовый выпуск тяжёлых мотоциклов (необходимых для армии и народного хозяйства).
Понятно, что первые этапы становления проходили очень тяжело, но тем ценнее те достижения, которые были показаны работниками завода, с самого начала работ и на протяжении многих лет.
C 1953 года завод мотоциклов Днепр окончательно ушел под управление Министерства машиностроения. В 1956 году стали выпускаться более модернизированные мотоциклы предыдущих моделей — К-750СМ и М-53С. Выпускались они довольно широкими партиями, не менее пятидесяти тысяч экземпляров в год, что продолжалось вплоть до 1970 года. Кроме того, эти модели участвовали на различных соревнованиях в ГДР, принеся своей стране несколько золотых моделей и общекомандное первое место. По сравнению с предыдущими моделями, мощность была повышена до 26 л.с., при том, что расход топлива был снижен.
Другим достижением Киевского мотоциклетного завода, стала модель К-750М с мощностью 27 л.с. Главной особенностью нового мотоцикла стали более мощный генератор и усовершенствованная технология реле-регулятора. Кроме того, были предусмотрены дополнительные новшества, облегчающие водителю процесс вождения. В частности, мотоцикл был оборудован зеркалом дальнего вида и брызговиками для водителя.
В 2000 году была попытка возобновить производство эскортных мотоциклов на КМЗ. Изготовлено несколько образцов перспективной модели «Днепр» 8.955 с двигателем с изменённой системой смазки с «жигулевским» маслофильтром, электростартером

Изготовлена новая рама, применены колеса 18". Мотоцикл имел большой корпусной обтекатель, изготовленный киевской фирмой «Аэрола». После показа и тестовых заездов было внесено несколько изменений, упрощавших конструкцию крепления заднего спецсигнала, убраны проблесковые маяки возле фары головного света. Изменена форма стекла обтекателя. Таких мотоциклов было выпущено 27 штук, впоследствии переданных в Киевский мотоциклетный полк. См. Приложение 5.

Заключение

В результате работы над проектом, мне удалось написать доклад «История советских мотоциклов». Прочитав который вы узнали славную историю советской мототехники, познакомились с её самыми культовыми моделями и процессом их производства.

Производство отечественной мототехники в условиях «западных санкций» и «политики импортозамещения», переживает своеобразное возрождение. Будем надеяться, что «Уралы», «Ижи», «Восходы» и «Мински» (из союзной нам Белоруссии), станут массово производиться для простых россиян и наполнят своим «рёвом» улицы наших городов и поселков.

Список источников и литературы

Быков К. П. Грищенко И. В. Мотоциклы «Урал» и «Днепр». М.: «РусьАвтокнига», 2001 г.

Боришанский Л. А. Слесаренко Н. И. Чермных М. Г. Ижевские спортивные мотоциклы. Ижевск: «Удмуртское книжное издательство», 1963 г.

Исаев М. П. Забелин В. А. Мотоциклы «ИЖ-56» и «ИЖ-Юпитер». Ижевск, 1961 г.

Курихин О. В. История отечественных мотоциклов, 1899-1945. М.: Наука, 2007 г. – 186 с.

Серяков И. М. Книга юного мотоциклиста. М.: государственное издательство «Физкультура и Спорт», 1956 г.

Швайковский В. В. Учебник начинающего мотоциклиста. М.: государственное издательство «Физкультура и Спорт», 1962 г.

Фонд мотоциклетной безопасности. Мотоцикл для начинающих. / Перевод с английского – М: Издательство SPUTNIK BOOKS, 2006 г. – 248 с.

Иллюстрированная энциклопедия. История мотоциклов. М.: Motor Cycles. 2014 г.

Информационные ресурсы Интернета

Мотоцикл Восход. Режим доступа: http://zksmoto.ru/about/moto-retro/mototsikl-voskhod/

История создание мотоцикла. Режим доступа: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/24290

История мотоцилов «ИЖ». Режим доступа: https://jawa-motor.ru/other/istoriya-motociklov-izh/

История Урал и Днепр. Режим доступа: https://customclub.by/threads/istorija-ural-i-dnepr.99/

Мотоцикл «Минск». Режим доступа: http://xn--80aejaphhlkdzj1s.xn--p1ai/load/motocikl_minsk/1-1-0-3

Неизвестная история мотоциклов «Восход». Режим доступа: http://f4.motogon.ru/motokross/neizvestnaja-istorija-motociklov-voshod/

Современные отечественные мотоциклы. Режим доступа: https://bestmoto.pro/novichkam/sovremennye-motocikly-rossii.html

Топ российских мотоциклов. От летающих, до бессмертной классики.⁠⁠ Режим доступа: https://pikabu.ru/story/top_rossiyskikh_mototsiklov_ot_letayushchikh_do_bessmertnoy_klassiki_6930377

ТОП-10 лучших отечественных мотоциклов, которые выпускают в России сегодня. Режим доступа: https://stoppanic.ru/raznoe/vypuskayut-li-motocikly-v-rossii-top-10-luchshix-otechestvennyx-motociklov-kotorye-vypuskayut-v-rossii-segodnya-10-samyx-sovremennyx-russkix-motociklov-2019-avtokolesa-kakie-motocikly-v.html

История зарождения Советского мотопрома. Режим доступа: https://dzen.ru/media/imzmotors/istoriia-zarojdeniia-sovetskogo-motoproma-627a7cf3a240f645e172f5d8

Приложение 1. Мотоциклы «Минск».

Приложение 2. Мотоциклы «Восход».

Приложение 3. Мотоциклы «ИЖ»

Приложение 4. Мотоциклы «Урал»

Приложение 5. Мотоциклы «Днепр».

Просмотров работы: 2309