Введение
Актуальность исследования. Человечество использует оружие с древних времен, с момента появления человека разумного.
И первыми видами оружия были палка и камень. Это оружие люди использовали для защиты от хищников, а позже – для охоты. Со временем оружие стали использовать в междоусобных войнах.
С эволюцией общества эволюционировало и оружие – от простейшего каменного топора до ядерных боеголовок, то есть, для каждого исторического периода были характерны свои виды оружия.
Эволюцию оружия можно представить так: оружие Древнего мира; оружие эпохи Средневековья; оружие современного мира; оружие будущего.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что история оружия представляет интерес для подростков. Тема оружия затрагивается и в кино и в компьютерных играх. Политическая картина современного мира насыщена военными конфликтами. Также известно, что оружие используется не только для разрешения военных конфликтов, в работе полицейских, но и в спорте.
Конечно, было бы замечательно, если бы оружие использовалось только в различных видах спорта.
Чаще всего в спорте используется метательное (стрелковое) оружие: лук, арбалет.
С детских лет меня интересует метательное оружие – лук и арбалет. Поэтому решил подробно изучить и поделиться информацией о луке и арбалете с ребятами школы. Известно, что использование метательного оружия способствует развитию внимания, зоркости, осанки и это самое полезное свойство оружия.
Гипотеза: метательное оружие прошло длительный эволюционный путь совершенствования и оно должно использоваться исключительно в спорте, способствуя физическому развитию человека.
Цель: обосновать значение и использования некоторых видов метательного оружия на примере лука и арбалета.
Задачи:
1. Изучить информацию по теме исследования.
2. Провести социологический опрос учащихся 5 «Е», 7 «Г», 8 «Б» и «Г», 10 «А» и «Б» классов НУ «Школа «Престиж» «Что Вы знаете об оружии?».
3. Изучить эволюцию оружия.
4. Составить комплексную характеристику двух видов метательного оружия – лук и арбалет, объяснить целесообразность использования их в спорте.
Методы исследования: изучения информации, формулирование гипотезы, продуцирование идей, анализ, синтез, анкетирование, математические расчеты, компьютерная графика для визуализации результатов, сравнение, обобщение, выводы.
1. Социологический опрос «Что Вы знаете об оружии?»
В марте-апреле 2022 года нами был проведен социологический опрос в форме анкетирования среди учащихся 5 «Е», 7 «Г», 8 «Б» и «Г», 10 «А» и «Б» классов НУ «Школа «Престиж».
Цель опроса: выяснить у учащихся школы, что они знают об оружии вообще, и, в частности, о стрелковом оружии.
Всего было опрошено 101 человек:
5 «Е» - всего 20 учащихся (7 мальчиков, 13 девочек); 7 «Г» - всего 16 (8 мальчиков, 8 девочек); 8 «Б» - всего 20 (14 мальчиков, 6 девочек); 8 «Г» - всего 14 (5 мальчиков, 9 девочек); 10 «А» - всего 17 (6 мальчиков, 11 девочек); 10 «Б» - всего 14 (9 мальчиков, 5 девочек).
Обобщенные результаты анализа анкет:
54% школьников правильно назвали первые виды оружия и его предназначения – камни, палки, копья, для защиты от хищников и охоты.
Оружием древнего мира 48% респондентов неверно назвали камни, лук, копья, лишь 5 % учащихся написали - стрелковое оружие (арбалет).
Очевидно, учащиеся не помнят историю древнего мира, в особенности историю оружия этой эпохи.
В третьем вопросе практически 48% респондентов правильно назвали стрелковые (метательные) виды оружия.
Опрос показал, что учащиеся не знают какое оружие появилось в Средние века, только 17,7% ответили верно – огнестрельное.
В пятом вопросе 46% опрошенных правильно написали, где используется стрелковое оружие, но 13% - вообще ничего об этом не знают.
Что думают школьники о причинах, вызывающих потребность людей в создании и модернезации оружия: спорт – 20,7%, войны – 24%, не знают – 11,3%, остальные – самооборона, охота, полиция и др.
И, наконец, в седьмом вопросе в общей сумме – более 70% учащихся назвали виды спорта, в которых используются некоторые виды оружия, лишь 1,60% учащихся не знают такой информации.
Таким образом, анализ опроса подсказал нам идею о необходимости познакомить учащихся нашей школы с ментальным (стрелковым) оружием, наиболее часто используемым в спорте. Мы хотим заинтересовать школьников этим видом оружия и мотивировать их на занятия спортом, в котором используются лук и арбалет.
1.1. Эволюция оружия
Оружие появилось на ранней стадии развития человечества в первобытном обществе как средство охоты и защиты. Различий между орудиями труда и оружием тогда еще не было. Первые виды оружия были – дубина, деревянное копье, каменный топор и другие, то есть в древнейшую эпоху возникло оружие ударное и метательное.
Для охоты на мелких и быстро бегающих животных людям потребовалось создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы.
Тысячелетия назад первобытные люди, чтобы защитить себя от диких животных и враждебно настроенных людей, стали использовать различные предметы: коряги и палки, острые камни и т. д. Именно с тех далеких времен берет начало история оружия. С развитием цивилизации появлялись новые его виды, и каждой исторической эпохе соответствуют более совершенные, чем на предыдущем этапе. Одним словом, оружие, как и все на нашей планете, за всю историю существования прошло по своему особому эволюционному пути – от простейшего каменного топора до ядерных боеголовок.
Средневековое оружие, применявшееся в V — XVII веках, пришло на смену античному и древнему оружию. В основном состояло из холодного оружия. Также применялись различные осадные орудия. В XII веке появляется огнестрельное оружие. Для защиты применялись доспехи и щиты. Состав оружия и его развитие зависели от географического положения того или иного государства.
Средневековое оружие классифицируется по принципу действия. Оно может быть разделено на холодное, огнестрельное, ручное метательное и механические метательные машины.
Средневековое оружие может казаться для современного человека низкотехнологичным и слишком простым, но на то время оно могло изменять ход войн, от него могла зависеть жизнь всей нации. Пусть с тех пор инструменты и масштабы сражений существенно изменились, но их суть осталась той же. Именно в этот период было изобретено огнестрельное оружие, которое полностью изменило подход к ведению боя.
Первыми представителями этого вида были аркебузы и пищали, затем появились мушкеты. Позже оружейные мастера решили увеличить размер последних, и тогда на военном поле появились первые артиллерийские орудия. Далее история огнестрельного оружия начинает констатировать все новые и новые открытия в данной области: ружья, пистолеты и т. д.
На рубеже Средневековья и Нового времени все чаще вспыхивали войны — более кровопролитные благодаря применению огнестрельного оружия. Благородные рыцари еще презирали это средство войны. Они предпочитали заковывать себя с ног до головы в железные одежды, но не расставаться с мечом и копьем. Тем временем все чаще и чаще исход сражения стал зависеть от количества пушек, привезенных каждым войском с собой.
Таким образом, холодное оружие постепенно стало вытесняться огнестрельным, которое постоянно модифицировалось. Увеличивались его скоролетность, убойная сила и дальность полета снарядов. В годы Первой Мировой войны в театре боевых действий стали появляться танки, а на небе – самолеты.
В середине 20 века, в год вовлечения во Вторую мировую СССР, было создано автоматическое оружие нового поколения - автомат Калашникова (С., 2015), а также различные виды гранатометов и видов реактивной артиллерии, например советская “Катюша”, подводная военная техника.
В эпоху Новейшего времени происходит дальнейшее усовершенствование оружия. Особенно бурно этот процесс протекал во время Второй мировой войны. На сухопутных театрах военных действий решающую роль стали играть танки и авиация. Танки из средства поддержки пехоты превратились в бронетанковые войска, сыгравшие решающую роль во многих сражениях. Авиация окончательно разделилась на истребительную и бомбардировочную, штурмовую и разведывательную, а также на фронтовую и дальнюю.
Причем бомбардировки (в том числе и мирных городов, находящихся далеко за линией фронта) стали иметь все большее значение. Из стрелкового оружия большую популярность получили автоматы. На море усилилась роль подводного флота. Важное значение приобрели авианосцы. К этому периоду относится первое боевое применение ядерного оружия. Позже главным средством его доставки стали разнообразные ракеты. Появляется и оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое и др).
В работе нами сделан акцент на комплексную характеристику метательного (стрелкового) оружия, которое также относится к категории холодного оружия.
2. Лук
2.1. Принцип действия и составляющие части лука
Лук представляет собой деревянную дугу, плечи, и тетиву, прикрепленную к обоим концам дуги (Приложение, Фото 1). Из-за сильного натяжения тетива постоянно оказывает давление на плечевые части лука. Стрелок при выстреле одной рукой натягивает тетиву, сильно деформируя плечи, а второй держится за середину лука, затем он отпускает тетиву. После этого лук выпрямляется, возвращая плечам и тетиве свои изначальные формы. Потенциальная энергия деформации плечей переходит в кинетическую энергию полета снаряда.
К материалам для создания данного оружия имеются строгие требования. Плечи лука обычно вырезаются из цельного куска древесины. Она должна быть достаточно крепкой, чтобы не сломаться под натяжением, и гибкой, чтобы стрелок мог производить стрельбу. В тетиве, в свою очередь, эластичность – это недопустимая вещь. Иначе силы выпрямления не хватало бы для эффективного выстрела. Тетиву создавали из сухожилий животных, шелка, сыромятной кожи и растительных волокон.
В древности для изготовления стрел использовали перья, древесину и камни (Приложение, Фото 2). С освоением металлургии наконечники стали делать из железа вместо камня. Дерево для снарядов, также как и само оружие, должно было обладать балансом в характеристиках: при выстреле стрелы сильно изгибаются, поэтому им необходима прочность, чтобы просто не сломаться; вес стрелы должен быть достаточным, для нанесения серьезных увечий цели, но не запредельным, чтобы облегчить использование лука и перенос боезапаса.
У стрел также имеется оперение на конце. Оно необходимо для стабилизации стрелы во время полета, исключая возможности поворота в воздухе. Изначально для этого использовались птичьи перья, в наше время вместо них используют пластик, синтетику или резину.
2.2. История создания лука
Трудно что-то сказать об первом создании лука. Вероятней всего, луку предшествовал некий бытовой инструмент, использовавший схожий механизм, а также из-за органических составляющих данного оружия, от него могло не остаться никаких следов. И дерево, и волокна, из которых создавали тетиву, подвержены гниению под действием времени или окружающей среды. Остаются только каменные наконечники. Самые старые наконечники были найдены в пещере Сибуду, южная Африка (Приложение, Фото 3). Их возраст составляет около 64.000 лет. Забегая вперед, последний раз, когда лук использовался в бою в качестве основного оружия армии, было сражение под Лейпцигом, так называемая “Битва Народов”, произошедшая в 1813 году, являющееся крупнейшим сражением в череде Наполеоновских войск. Нынче луки используют в основном в спортивных и развлекательных мероприятиях. Таким образом, если начинать отсчет с появления человека разумного, то есть 200.000 лет до нашей эры, то люди пользуются луком на протяжении трети своего существования. Это явно демонстрирует значимость данного изобретения, которое мало кто осознает.
Лук изначально использовался для добычи пропитания и самозащиты. Древним людям была необходима альтернатива копью. Для метания оно требовало много места и открытую местность, вес копья также мог стать проблемой. Лук решал эти проблемы. Его удобно было использовать из разных положений, позволяя тихо подкрасться к добыче, вес лука вместе с колчаном по сравнению с набором копий был меньше и занимали меньше места. Для этого пришлось пожертвовать весом метаемого снаряда и возможностью использования в ближнем бою. Вес стрелы значительно меньше копья, соответственно и сила удара будет меньше, но это компенсируется натяжением тетивы. Однако копье использовали не только в качестве метательного оружия. Его длина, прочность и острие позволяли наносить удары вблизи или же держать противника на расстоянии. Лук же сугубо оружие для дистанционного боя.
2.3. Луки разных народов
Глобально конструкция луков от своего появления до ХХ века не менялась. Подвергались изменениям лишь материалы изготовления, формы и тактика ведения боя. Благодаря сравнению одного и того же устройства в различных его вариациях, а также обладая некоторыми историческими справками, можно будет составить логическую цепочку и понять, какими потребностями вызваны человека вызваны те или иные модификации. И лук явный тому пример. Для наглядной демонстрации были взяты луки народов Европы и Казахстана.
2.3.1. Европейский лук
Английский длинный лук, или же просто длинный лук (от английского “longbow”) обладал длиной в человеческий рост или даже выше (Приложение, Фото 4). Благодаря многочисленным победам Англии в Столетней Войне с помощью данного оружия, английские лучники считаются одними из лучших. По сравнению с первыми видами, длинный лук стал длиннее и больше, появилась возможность использования более тяжелых боеприпасов. Причины данных изменений можно понять, если проанализировать быт людей, живших в средневековье. Европейцы вели оседлый образ жизни. Могло быть и такое, что человек оставаться в пределах своего города на протяжении всей жизни. Основным источником пропитания были скотоводство и земледелие. Непосредственно в быту большой необходимости в луке не существовало. Поэтому, им чаще всего пользовались солдаты или дворяне для охоты. Купить или создать лук могли также не все. Для этого требовались качественные материалы как для самого оружия, так и для его боеприпасов. Тетива со времен теряет свои свойства, поэтому её часто снимали с плечей и хранили лук в разобранном состоянии.
Переход к тяжелым стрелам является контрмерой по отношению к тяжелым латным доспехам, которые также стали причиной появления новой тактики ведения боя с использованием лука. Стрела могла пробить доспех разве что при попадании под прямым углом, что было весьма маловероятно в пылу сражения, несмотря на умения стрелка. Поэтому, вместо точных выстрелов в определенную цель, английские лучники выстраивались в один и несколько рядов, направляли свои луки в небо и выпускали стрелы. Чем выше и дальше полетели снаряды, тем лучше. В воздухе они теряли импульс, начинали падать вниз и, благодаря ускорению свободного падения и собственной массе, “дождем” падали на противника (Приложение, Фото 5). Из-за этого и стали применять утяжеленные стрелы. Шансов пробить доспехи данная стратегия не повышала, но позволяла нанести серьезные внутренние раны воинам и их лошадям. Сотни, а то и тысячи, летящих стрел также могли внушить страх оппоненту.
2.3.2. Лук кочевников
Казахи пользовались так называемым рекурсивным луком (Приложение, Фото 6). В отличие от европейского, он имел изогнутую форму и меньшие габариты. Изгибы увеличивали скорость полета стрелы при выстреле и снижали необходимые усилия. Однако главное его преимущество – компактность. Основным источником питания кочевников было скотоводство и охота. Из-за образа жизни, заниматься земледелием для них не было эффективным. Немалую часть жизни казахи проводили на седле коня, во время кочевки или сопровождения скота на пастбища. Большие и длинные луки предназначены для стрельбы с земли, рекурсивные – с лошади или укрытия.
«Отношение» кочевников к луку разительно отличалось от европейского. Если в условной Англии луком в основном пользовались солдаты и дворяне, то у казахов лук являлся обычным инструментом быта. Стрельбе обучали с ранних лет, также, как и верховой езде. Луком пользовались для охоты на мелкую дичь, охраны скота и дома. Крупные сражения в степи проходили несколько иначе: в Великой степи отсутствовали крупные города, рвы, больших запасов еды и воды, акцент был смещен на мобильные боевые отряды. Возможности выковать тяжелые латные доспехи не было, так как уровень металлургии и кузнечного дела были явно ниже европейского, соответственно и шанс нанести открытую рану был выше. Поэтому специфичных тактик, наподобие английского “дождя из стрел” не было.
Раз уж казахи обучали своих детей из лука и пользовались им гораздо чаще, чем европейцы, то логично предположить, что мастерство стрельбы у кочевников в разы превосходило уровень европейских крестьян. Такой миф действительно весьма популярен среди людей, однако он правдив лишь частично. Если брать средние показатели, то казахи явно будут заметно впереди, но с “абсолютными” показателями дело обстоит иначе. Как говорилось ранее, для кочевых народов в большей степени инструмент быта. Уровень стрельбы поднимали не до идеальных значений, а до необходимых, комфортных для обычной жизни. Поэтому, если взять лучших лучников с обоих народов, то англичане станут серьезным конкурентом. В Европе в период средневековья были распространены турниры лучников, как способ отдохнуть, получить награды, продемонстрировать умения или получить новые, а также получить шанс быть замеченным полководцами и получить предложение вступить в королевские войска. Некоторые правители часто устраивали подобные мероприятия, чтобы популяризировать стрельбу из лука среди народа.
2.4. Лук в мифологии и культуре
Лук занял важные места в истории и культуре человечества. Многие боги использовали его как свое основное оружие. Яркий пример из древнегреческой мифологии – Эрот, Эрос, Амур или же Купидон. Божество любви, безотлучный спутник Афродиты, наверное, является самым популярным и часто показываемым лучником в наше время (Приложение, Фото 7). Именно с помощью лука и стрел он влюбляет людей друг в друга, обеспечивая продолжение жизни на Земле. Другой важный пример с Олимпа - богиня охоты Артемида (Приложение, Фото 8). Как и у древнейших охотников, ее основное оружие — это лук, что показывает первоначальное предназначение для него. Согласно древнегреческим повериям, когда женщина находилась на пороге смерти по естественным причинам, Артемида выпускала в нее свою стрелу и затем забирала душу убитой на Олимп. Луком также пользовался Аполлон, с его помощью он мог вызвать чуму; луком Одиссея мог пользоваться только он сам, а Геракл с помощью лука совершил несколько из своих подвигов (“Коровы Гериона” и “Стимфалийские птицы”). Его оружие потом перешло в руки другому древнегреческому герою Филоктету. В его руках оно поучаствовало в Троянской войне и сильно поспособствовало победе греков. У англичан самым известным героем лучником является Робин Гуд. Он руководил лесной армией с большим количеством отличных лучников.
У разных народов лук сам по себе стал символом различных качеств. У буддистов лук символизирует мозг, который посылает стрелы пяти чувств. Китайцы представляют лук и стрелы как символ плодородия и потомства, натяжение стрелы — это проверка для мужчины. В христианстве лук является символом светской власти, что может служить подтверждением отношения европейцев к луку. У индусов, как и у буддистов, лук ассоциируется с силой воли. У одного из богов из индуского пантеона, у Камы, бога любви, тетива лука состояла из пчел, которые олицетворяют сладкое мученье. В исламе лук символ божьей силы. Середина лука, соединяющая его плечи, - союз Аллаха и Мухаммеда, основателя исламской религии. В шумеро-семитской мифологии лук является оружием богини воительницы Иштар (Инанны) (Приложение, Фото 9). В даосизме лук и стрелы символизируют Дао (начало всего, следование своей судьбе без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению.), которое снижает высокое, повышает низкое, убирает излишек и утоляет нужды.
2.5. Лук в поп-культуре
Несмотря на то, что время эпосов и мифов давно прошло, лук все еще появляется в различного рода произведениях и часто претерпевает внешние изменения. В современном сленге лук является символом “старой школы”.
Представителем такого типа героев является Клинтон “Соколиный глаз” Бартон, герой комиксов и киновселенной MARVEL (Приложение, Фото 10). Будучи обычным человеком, а не богом, суперсолдатом, гением в высокотехнологической броне, Клинт сражается с роботами и пришельцами с помощью всего лишь лука. Однако его лук является олимпийским. Такие луки конструктивно схожи с длинными луками, но имеют ряд технологических преимуществ, таких как прицельные приспособления, стабилизатор и прочее. У DC, главном конкуренте MARVEL, имеется свой лучник – Оливер Куин, известный под прозвищем “Зеленая стрела” (Приложение, Фото 11). Как и Бартон, он обычный человек и вооружен луком, который использует специальные модифицированные стрелы. Некоторые даже способны на взлом электронных устройств. Важно заметить, что костюм Оливера, судя по внешнему виду, очень схож с образами Робина Гуда.
В боевиках лук также является частым гостем. В фильмах такого жанра возводится в абсолют одно его качество – бесшумность. Серьезные герои в одиночку при помощи одного лишь лука истребляют целые лагеря противников, не поднимая тревоги. Иконой боевиков 90-x можно считать Джона Рэмбо, но герой Сильвестра Сталлоне зашел дальше (Приложение, Фото 12). В фильмах он применил разрывные стрелы вместо обычных.
В фэнтези вселенных мастерское владение луком часто присуждались эльфам. Во “Властелине колец” за авторством Джона Толкиена луком орудовал эльф Леголас, который смог достичь высокой точности и скорострельности (Приложение, Фото 13). Во вселенных “Warhammer” и “Warcraft” стрельба из лука также является чем-то естественным. Вероятней всего, это уже клише, созданное Толкиеном.
2.6. Лук в современности
Как говорилось ранее, лук более не используется в армиях в качестве основного оружия. Нынче он широко используется в спорте и охоте. Благодаря современным технологиям, внешний вид и конструкция его заметно преобразилась. Появились так называемые блочные луки.
Блочные луки (в английском Compound bow) можно назвать пиком развития луков (Приложение, Фото 14). Блочная система (круглые механизмы на концах плечей) перераспределяют нагрузку, которая появляется при натяжении стрелы. Например, если фактическая нагрузка лука составляет 15 килограмм, то стрелок будет ощущать только 1 килограмм. Тетиву натягивают с помощью специального механизма релиза (или релайсинга). Его конструкция схожа со строением спускового механизма в арбалетах. Такое решение убирает шанс соскальзывания стрелы с пальца, что было проблемой в классических луках.
3. Арбалет
3.1. Принцип действия и составляющие части арбалета
Несмотря на все преимущества, у лука было несколько существенных недостатков: высокое требование к навыкам стрельбы и невозможность долго держать тетиву натянутой, рука стрелка просто устает. Из желания создать оружие, лишенное данных недостатков, люди изобрели арбалеты.
Основной частью арбалета является ложе, внутри и на котором крепились главные составляющие. На конце ложа устанавливалось стремя. Арбалетчик при стрельбе упирался арбалетом об землю, ставил ногу в стремя и натягивал тетиву с помощью рычага, называемого “козья нога”, или руками (Приложение, Фото 15). Ради этого ее делали толстой, чтобы она не резала пальцы стрелкам. В конце по бокам также устанавливались плечи, такие же, как в луке, между которыми натягивалась тетива. В верхней части высекался направляющий паз для болтов – аналог стрелы. Болты были толще и короче, чем снаряды лука. Спусковой механизм у арбалетов состоял из двух частей: рычага, выполняющего роль спускового крючка и круглой шайбы с зацепами для тетивы, выступом для короткого плеча рычага и вырезами для хвоста болта (Приложение, Фото 16). В заряженном состоянии тетива цепляется за выступ шайбы, а рычаг, упирающийся в шайбу, не позволяет ей выпрямиться. При выстреле арбалетчик нажимает на рычаг, тот выходил из зацепа с шайбой, и она прокручивалась вокруг своей оси под действием тетивы, которая передавала необходимую энергию болту.
3.2. История создания арбалета
Точное определить изобретателя арбалета не представляется возможным. Предположительно, первые арбалеты появились в древней Греции и Китае, причем независимо друг от друга. Также неясно, что было изобретено первым: ручные или станковые арбалеты. Грубо говоря, последние представляли из себя увеличенную версию обычного арбалета. Из-за увеличения веса и размеров значительно увеличивалась мощность, но из-за этого же стационарные арбалеты было проблематично переносить.
Первым греческим арбалетом был гастрафет (в переводе с древнегреческого “брюшной луком”) (Приложение, Фото 17). Он имел как спусковой механизм, так и механизм взведения. При перезарядке стрелок упирал конец арбалета в землю, а рычаг упирал в живот и руками натягивал тетиву.
Решив проблему лука, у арбалета появились несколько своих: неудобная форма, низкая скорость и сложность перезарядки. Это стало причиной того, что арбалет “забыли” на длительное время. После широкого использования в период династии Хань в Китае, его не применяли вплоть до XI века. Римские войска отдавали предпочтение пехоте и коннице. Они часто использовали отряды восточных лучников, что сводило использование арбалетов на нет. Арабы и византийцы предпочитали конницу, поэтому лук для них был куда более выгоден. У отрядов арбалетчиков имеется один существенный недостаток: они не могли самостоятельно вести бой. Вести ближний бой им мешал арбалет из-за своих габаритов, в сражениях им постоянно было необходимо прикрытие пехоты, что в свою очередь требовало высокий уровень организации солдат. Так что арбалет не смог вытеснить своего прародителя – лук.
Сохранились упоминания арбалета во времена крестовых походов. Им снова начали пользоваться в средневековье. Тогда же он и получил развитие, появились модификации, касавшиеся в основном способов взведения. Арбалеты с “козьей ногой” упоминавшиеся ранее были самыми простыми в этот период времени. Поэтому их предпочитали использовать в боях на открытой местности. Все последующие модификации превосходили предыдущие в мощности, но отставали в скорости перезарядки, поэтому более новые версии стали использоваться в обороне крепостей, где имеется множество защитных укреплений, за которыми можно спокойно перезарядить арбалет.
Во времена Столетней Войны использовался арбалет с блочным механизмом, который получил название “английский ворот” (Приложение, Фото 18). Несмотря на название, его родиной является Швейцария. При перезарядке, стрелок упирал арбалет в землю и обеими руками крутил за рычаг и тем самым натягивал тетиву. При прилагаемой силе 10 килограмм они способны были создать усилие натяжения 400 килограмм. С арбалетом такой мощности болты могли пробить латные доспехи под прямым углом.
С XIV века в Германии распространился механизм под названием кранекинг, или же “немецкий ворот” (Приложение, Фото 19). В сути своей, это реечно-редукторный механизм. Способ взведения схож с английским воротом, но не было необходимости упирать оружие во что-либо, для взведения тетивы нужна была лишь одна рука, а размеры его были меньше. Такими механизмами снабжались самые мощные арбалеты. Эффективность кранекинга заметно превосходила его предшественников. При прилагаемой силе в 5 килограмм, создавалось натяжение в 515 килограмм.
Однако у всех подобных модификаций были свои минусы. Они прибавляли вес к арбалету и были весьма недешевыми. Создавался парадокс: обычный солдат не мог позволить себе арбалет, а дворяне, принимавшие участие в сражениях, использовали тяжелые латные доспехи и конницу. Сложная конструкция была куда сильно уязвима к загрязнениям, повреждениям и требовала за собой специальный уход. Несмотря на свои недостатки, арбалет все равно получил свое заслуженное признание. Отсутствие необходимости в долгих тренировках, что требовал лук, перевесил недостатки арбалета.
Арбалеты даже были запрещены одно время. В 1139 году на Втором Латеранском соборе арбалет назвали оружием «противным богу». Причиной такого решения, вероятней всего, были боевые характеристики. В те времена арбалет считали оружием, не знавшим преград, поэтому дворяне боялись опасности, которая могла исходить от простолюдинов, вооруженных таким орудием.
3.3. Арбалет в современности и культуре
Также, как и лук, арбалет был вытеснен с поля боя пороховым оружием. Нынче он применяется лишь в спорте и охоте. Современные арбалеты создаются с использованием новых материалов: карбон, пластик, различные сплавы металлов (Приложение, Фото 20). Мощность доведена до предела уже упомянутым блочным механизмом. Современные арбалет и лук часто модифицируют, добавляют лазерные целеуказатели, фонари, голографические прицелы. Их “путь” в этом плане очень схож. Однако у арбалета появилась новая разновидность – пневматический арбалет (Приложение, Фото 21). Механизм, по сути, такой же, как у любого другого пневматического оружия: из баллона выпускается газ, который выталкивает снаряд. Такие арбалеты очень удобны и ими пользуются дайверы при погружении в опасные воды.
Из-за позднего появления, арбалет не присутствует ни в одной известной мифологии. В кино и видеоиграх у него та же роль, что и у лука – бесшумное оружие. Иногда все же встречаются интересные фантастические модификации. Например, автоматический арбалет главного героя фильма “Ван Хелльсинг”, работающий на газе (Приложение, Фото 22).
В спортивных состязаниях арбалеты используются без специальных механизмов заряжания. Крупными отличиями от классических являются прицельные приспособления и материалы для изготовления. Блочные арбалеты разрешены не во всех дисциплинах. Для разных типов соревнований имеются требования и ограничения по разным характеристикам: прицельная дальность стрельбы, максимальная сила натяжения и т.д.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы.
Каждая из исторических эпох, от отдаленной до более близкой к нашему времени, отражает доминанту решающего для нее вида оружия: холодного - с древнейших времен до конца XIII века, огнестрельного - с начала XIV до середины XX века и ядерного - с середины ХХ века до настоящего времени.
В древние века оружие использовалось для защиты и как орудие для добывания пищи. С появлением государств и в средние века оружие использовали как для защиты, так и для нападения. С эволюцией оружия изменялись и правила войны. Новое оружие диктует свою тактику и технику ведения боя. Теперь нет необходимости в массовых сражениях на поле боя. Локальные сражения исчезли, на их место пришла другая война.
Использование метательного оружия способствует развитию внимания, зоркости, осанки и это самое полезное свойство этого оружия.
Социологический опрос среди учащихся 5,7,8,10 классов нашей школы подсказал идею о необходимости знакомства школьников с метательным оружием, с целью мотивации школьников на занятия спортом, в котором используются лук и арбалет. Поэтому, нами была сделана попытка - составить комплексную характеристику метательного оружия и ознакомить с ней учащихся нашей школы.
Список использованных источников информации и литературы
Аминова С.//История оружия - от древних времен до современности. Получено из FB2, 2015 г.
Серов, В. //Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Москва: «Локид-Пресс», 2003.
Приложение
Фото 1 – 1 – середина лука, рукоять, 2 – плечи, 3 – тетива.
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13
Фото 14
Фото 15
Фото 16
Фото 17
Фото 18
Фото 19
Фото 20
Фото 21