Незаметный солдат Великой Отечественной войны (на примере фронтовых заслуг гвардии красноармейца Токмачева Романа Филипповича)

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Незаметный солдат Великой Отечественной войны (на примере фронтовых заслуг гвардии красноармейца Токмачева Романа Филипповича)

Кожина Е.Р. 1
1МБОУ гимназия №1г Задонска Липецкой области, 4 класс
Горчакова Е.В. 1
1МБОУ гимназия №1г Задонска Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«...А шел солдат издалека,

И всё с боями шел.

Была дорога нелегка

От городов и сел.»

С.Михалков

Актуальность исследования – все ныне живущие помнят Подвиг Народа – Великую Победу в самой жестокой и страшной войне, но, к сожалению, многие забывают, из каких крупиц складывался этот Подвиг.

Проблема исследования – годы стирают в памяти трудности фронтовых дней младшего состава военнослужащих Великой Отечественной войны, предают забвению их неяркие, но бесценные военные будни.

Цель работы – привлечь внимание школьников к малоизвестным суровым испытаниям, которым подвергались рядовые солдаты в годы Великой отечественной войны. Воспитать у подрастающего поколения чувство уважения и гордости к своим прадедам, даровавшим мир и свободу нашей стране.

Задачи работы

а) выяснить, какие обязанности в годы войны выполнял прадед;

б) изучить, какие трудности возникали при выполнении этих обязанностей, каким способом прадед добивался положительных результатов в работе;

г) понять какой вклад в Победу внес гвардии красноармеец Токмачев Р.Ф.;

д) найти свой способ не допустить увядание героизма рядового солдата в памяти молодого поколения.

Метод исследования – беседа с родственниками, которые помнят рассказы прадеда о службе в годы Великой Отечественной войны, изучение фотодокументов, исследование архивных данных, анкетирование и опрос учеников моего класса, обобщение данных, эксперимент – знают ли мои одноклассники о боевых буднях своих родственников – участников ВОВ.

Предмет исследования – военные обязанности рядового солдата в годы ВОВ.

Объект исследования – трудности и условия работы солдата в годы ВОВ, какое влияние оказывал ежедневный труд военнослужащих младшего состава на приближение Победы.

Темой своей исследовательской работы я выбрала «Незаметный солдат Великой Отечественной Войны». Мой прадед Токмачев Роман Филиппович (Приложение 1), гвардии красноармеец, служил слесарем 572 отдельной автороты подвоза в составе 25-й Гвардейской стрелковой дивизии Второго Украинского фронта. В нашей семье все с гордостью и теплотой вспоминают дедушку, каждый год в День Победы мы всей семьей шествуем в строю Бессмертного Полка с его фотографией (Приложение 2). И мне захотелось узнать хоть чуть-чуть о его фронтовой жизни, как он, простой солдат, приближал такую долгожданную Победу. Ведь благодаря, в том числе, и его заслугам я сегодня живу!

Обязанности солдат

Тема Великой Отечественной Войны часто ассоциируется с такими короткими словами как солдаты, бойцы, а ведь за этими словами стоят миллионы имен и фамилий, человеческих судеб. Услышав фамилию Маресьев или Кожедуб, сразу вспоминаются легендарные летчики-герои, за плечами которых, десятки воздушных боев и подбитых самолетов противника. А как на счет Кобзевых, Поповых, Ивановых? В наши дни люди стали забывать, а школьники и вовсе не знать, какой ценой был достигнут мир в нашей стране. Миллионы людей проявляли мужество и отвагу в делах, о которых мало кто вспоминает. А вы часто задумываетесь, каким был фронтовой день ваших дедов и прадедов? Думаю, вряд ли.

Нужно было с чего-то начинать мою исследовательскую работу, и мы с мамой организовали вечер воспоминаний у моего дедушки (Приложение 3), чтобы услышать истории военных лет, которые рассказывал ему его отец, а мой прадед, Токмачев Роман Филиппович. Гвардии красноармеец Токмачев Р.Ф. встретил начало войны недалеко от наших мест, под Ельцом, и прошел свой фронтовой путь до Праги. Я знала, что в послевоенные годы он был удостоен Ордена Отечественной войны II степени, но оказывается в мае 1945 года был награжден медалью «За боевые заслуги» (Приложение 4).

Мне стало интересно, за какие именно заслуги солдаты удостаивались такой награды. И я попыталась найти информацию на сайте «Подвиг народа» [1]. В наградном листе (Приложение5) содержалось краткое изложение личной боевой заслуги моего прадеда. «Товарищ Токмачев, работая слесарем автопарка дивизии исключительно по машинам иномарок, изучая механизм моторов иномарок, добился высокой производительности ремонта, чем обеспечил высокий коэффициент технической готовности парка и работы автомашин по перевозке грузов. Только за март и апрель сего года им отремонтировано 2 мотора средним ремонтом, 17 автомоторов – текущим, что способствовало быстрейшему выполнению поставленных задач по разгрому немецко-фашистских войск. За образцовый и высококачественный ремонт достоин правительственной награды – Медаль «За боевые заслуги».

Проблемы и трудности работы автослесаря в годы ВОВ

Чтобы понять какие ежедневные трудности приходилось преодолевать бойцам Красной Армии, нужно было определить, в каких военных операциях участвовал мой прадед. Наградной лист моего прадеда был подписан Командиром 572 автороты подвоза Гвардии капитаном Амшаркиным. Тогда я решила найти и изучить информацию по капитану Амшаркину все на том же сайте «Подвиг народа». Мама подсказала, что в подписи командира первой стоит буковка «Е» - это позволило в списках героев найти сведения на Амшаркина Евгения Егоровича (Приложение 6), командира автороты, в которой служил мой прадед. В итоге мы нашли два наградных листа по времени соответствующих награждению и моего дедушки - 1945 года. В феврале 1945 г. Гвардии капитан Амшаркин награжден Орденом Отечественной Войны I степени за участие в Будапештской операции. Изучая фотографии семейного архива я наткнулась на фотографию моего прадедушки «После боя. В освобожденном Будапеште» (Приложение 7). Сопоставив эти два факта, я сделала вывод, что в боевых заслугах Амшаркина Е.Е. как командира роты и организатора подвоза, отдельную значимую роль играл каждый солдат, в том числе и мой дед. Что такое авторота? Это подвоз наступающим частям боеприпасов, горючего, продовольствия, военно-технического имущества. Обратным порожняком, следующим на армейские базы, машины вывозили раненых. За период с 05.12.1944 г. по 01.02.1945 г. было эвакуировано 687 раненых.

Из этого можно сделать вывод, что во время военных операций машины были нужны как воздух. Из наградных листов следует, что в период боев захватывались трофейные автомашины, доставлялись в расположение роты, восстанавливались и запускались в эксплуатацию. Именно такие машины и чинил мой прадед: Студебеккеры, Опели и даже Виллисы (Приложение 8).

Дедушка рассказывал о воспоминаниях прадеда: «Главная трудность заключалась в отсутствии ремонтных средств автороты, походных мастерских и ремонтного оборудования не было. Возможности ограничивались небольшим набором инструментов. С обеспечением запасными частями был перебой.» Поэтому слесарь должен был обладать бесценным в тех условиях качествами – смекалкой и находчивостью, что помогало производить сложные ремонтные работы в полевых условиях.

Полевые условия. Что это? Чтобы иметь представление об этом, я обратилась к фотоархивам военных лет [2], которые соответствовали периоду Будапештской операции с 29.10.1944 г. по 13.02.1945 г. и следовавшей за ней Братиславско-Брновской операции с 25.03.1945 г. по 05.05.1945 г. Освобождение Будапешта пришлось на самый морозный, ветреный и снежный период года (Приложение 9). Бездорожье, грязь, холод, необустроенность (Приложение 10). По фотографиям видно, каким вещевым довольствием обеспечивались солдаты. Подтверждает это и сохранившаяся красноармейская книжка моего прадедушки (Приложение 11).

Следующим фактором было время, шли почти непрерывные бои, а поэтому напряженная работа велась без сна и отдыха.

3. Вклад в победу

Будапештская операция длилась три с половиной месяца, с 29 октября 1944 г. по 13 февраля 1945 г. [3]. Позднее говорили, что это была одна из самых кровопролитных операций в Европе. В тяжелых условиях военного времени мой прадед, проявляя дисциплинированность и самоорганизаванность, выступая инженером-инициатором успешно справлялся со своей работой, которую оценило командование. Он обеспечивал бой!

4. Эксперимент

В преддверии празднования 75 годовщины Великой Победы было решено реализовать эксперимент. Мы поручили всем ученикам нашего класса заполнить анкету: кто из близких родственников в их семье был участником Великой Отечественной войны, годы жизни, звание, награждения в военные годы (Приложение 12). Собрав данные, мы поняли, что в семье каждого из учеников нашего класса есть свои герои. И оказалось, что многие из них были рядовыми солдатами. Имена воинов-фронтовиков мы нанесли на платочки памяти, которые сшили в единое полотно (Приложение 13). Сегодня почти не осталось в живых тех, кто мог бы рассказать нам о сражениях тех страшных лет, но теперь это панно будет напоминает нам о тех, чьи мужество и отвага, слившись воедино, привели к одной большой Победе. А если к нам присоединится вся школа, тогда Стяг Памяти станет школьным символом победы и сподвигнет учащихся на изучение полных тягот и лишений военных судеб своих прадедов.

Заключение

Итак, мы знаем, что в нашей стране ведется большая работа по сохранению памяти о важных страницах истории, приходящихся на трудные годы Великой Отечественной войны. А как насчет личного вклада? Изучение фронтового пути солдата является необходимым фактором для увековечивания героизма русского народа в именах и поступках.

Вывод - я не смогу исследовать боевой путь всех фронтовиков, но если каждый из нас проследит военную часть жизни своих прадедов, то вместе мы сохраним светлую память и уважение к каждому солдату Великой Отечественной войны. Я передаю эстафету памяти – узнайте о суровых испытаниях войной своих прадедов, не допустите увядания памяти о малоизвестных героях.

Список используемой литературы

Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Web: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_sear

Военный альбом. Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945) Web: http://waralbum.ru/34448/

ВикипедиЯ. Будапештская операция. Web: http://ru.m.wikipedia.org

Приложения

Приложение 1

Токмачев Роман Филиппович, Гвардии красноармеец

слесарь 572 отдельной автороты подвоза

в составе 25-й Гвардейской стрелковой дивизии

2-го Украинского фронта

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Студебеккер

Виллис

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Просмотров работы: 34